Значение и социальная ценность адвокатской деятельности.

Роль и социальное назначение адвокатуры как института гражданского общества

Значение и социальная ценность адвокатской деятельности.

И.С. Долгошеев,

аспирант

Рассматривая вопрос о месте и роли адвокатуры в гражданском обществе, необходимо

прежде всего выяснить, что оно собой представляет. В последние годы этому феномену

уделяется все больше внимания. В той или иной степени проблема становления и функ-

ционирования гражданского общества находилась в центре внимания философов, полито-

логов, социологов. Имеется своя ниша и у юристов: соотношение государства и общества;

различия между политическим государством и неполитическим гражданским обществом,

права человека в государстве и обществе и др.

В литературе термин «гражданское общество» употребляется в трех основных значениях:

1) гражданское (civil), цивильное общество противопоставляется нецивилизованному, вар-

варскому обществу; 2) имеется в виду феномен античного полиса — гражданская община;

3) гражданское общество трактуется как буржуазное общество, в котором сфера частных

дел и интересов освобождается от прямого воздействия государственных институтов, ста-

новится автономной, непосредственно не зависящей от государства сферой жизнедеятель-

ности людей1.

Современные ученые-юристы определяют данное явление по-разному.

Так, по мнению О.И. Цыбулевской, «гражданское общество — это система экономиче-

ских, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно

объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных

и духовных интересов и потребностей»2.

Н.И. Матузов считает, что гражданское общество — это «негосударственно-политическая,

а главным образом социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей,

реально складывающихся отношений между ними; это — свободное демократическое,

правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским

методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где ужива-

ются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости; это — рыночное многоуклад-

ное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства,

разумного баланса интересов различных социальных слоев»3.

Современное цивилизованное государство — это государство с развитыми институтами

представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления,

с подчиненностью всей системы должностных лиц свободно избираемым представительным

учреждениям, с выборностью ряда руководящих работников государственного аппарата,

с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед

общими судами.

Через институты демократии, через право, основанное на признании и гарантиях

прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы

давления, свободные средства массовой информации, создание правозащитной системы

гражданское общество стремится подчинить себе государство, которое становится не

только орудием защиты интересов какой-либо социальной группы, но и средством до-

стижения социального консенсуса между классами, смягчения либо полного устранения

общественных противоречий4.

Как известно, гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов,

групп и институтов, взаимодействие которых регулируется правом и прямо не зависит от

самого политического государства. В демократической системе гражданское общество,

главными несущими конструкциями которого являются социальная и духовная сферы,

характеризуется сложной и многообразной структурой. В качестве важнейших его звеньев

выступают практически все элементы социальной, профессиональной, демографической,

национальной, конфессиональной, культурной, духовной и других аспектов самооргани-

зации общества.

С идеально типологической точки зрения «гражданское общество — это своего рода со-

циальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве

независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это система обеспечения

жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и

передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государ-

ства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для

самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и

потребностей, будь то индивидуальных или коллективных»5.

На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает

проблема укрепления правозащитной системы государства.

Любая система, в т.ч. и правозащитная, представляет собой совокупность взаимосвязан-

ных элементов, что позволяет выявить ее элементный состав, рассмотреть закономерности

взаимодействия данных элементов и выработать рекомендации, направленные на повышение

эффективности ее функционирования.

Правозащитная система — это структурированная, иерархически выстроенная совокуп-

ность правовых явлений, характеризующая направления, средства, способы и эффективность

защиты прав человека в России и в Европе.

В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ сказано, что «государственная защита прав и свобод

человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Под государственной

защитой понимается целенаправленная деятельность всех ветвей государственной власти

— законодательной, исполнительной и судебной. В соответствии со ст. 11 Конституции

РФ государство возлагает обязанность осуществлять защиту прав человека и гражданина

на всю систему государственных органов и должностных лиц.

В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гаран-

тируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам

международного права. Всеобщая декларация прав человека в ст. 7 закрепила положение,

согласно которому «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия,

на равную защиту закона»6.

Важнейшим институтом гражданского общества и элементом правозащитной системы

Российской Федерации является адвокатура.

Адвокатура в человеческом обществе существует уже более двух с половиной тысяч лет.

Уже сам факт столь длительного существования данного института свидетельствует о его

необходимости для нормальной жизни гражданского общества.

Конституция РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юриди-

ческой помощи.

Потребность граждан в данном институте определяется тем, что без помощи про-

фессионала, обладающего специальными знаниями и опытом, рядовые члены общества

практически полностью или частично лишены возможности полноценно защищать свои

интересы в конфликтах с иными лицами и государством. То обстоятельство, что такая по-

мощь необходима и в противостоянии с властью, определяет образование этого института

как неподвластного ей. Такова была и есть социальная роль адвокатуры. Квалифициро-

ванная юридическая помощь в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантируется

каждому независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств. Обязанность

государства признавать, соблюдать и защищать права, свободы и интересы закреплена на

высшем законодательном уровне. Адвокатура в данном случае имеет двойное назначение.

Так, с одной стороны, будучи институтом цивилизованного гражданского общества, она

входит в качестве важнейшего структурного элемента в механизм социального контроля

за деятельностью государства, с другой — по согласованию с доверителем осуществляет

защиту конкретных лиц.

В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности

и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено, что адвокатура является профессио-

нальным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему

органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе

принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа

равноправия адвокатов.

Особая роль адвокатуры в жизни общества исключает возможность рассматривать ее

лишь как способ заработать деньги.

Понятия «адвокатура» и «гражданское общество» имеют очень глубокое конституционно-

правовое содержание, несмотря на то, что сами эти термины в тексте Конституции РФ не

используются.

Статья 2 Основного Закона провозглашает права и свободы человека высшей ценностью

и устанавливает, что защита этих прав и свобод — обязанность государства. Поскольку

критической формой защиты прав и свобод человека является защита гражданина от необо-

снованного лишения свободы, а привлечение к уголовной ответственности в соответствии

со ст. 48 Конституции РФ осуществляется при обязательном предоставлении квалифици-

рованной юридической помощи (т.е. помощи адвоката), на государстве лежит обязанность

по обеспечению такой юридической помощи.

Адвокаты объединены в палаты адвокатов, а вместе индивидуальные адвокаты и палаты

адвокатов образуют адвокатуру, которая на сегодняшний день является единственным за-

конодательно признанным институтом гражданского общества. Как указано в определении

Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 282-О, «деятельность адвокатов, на ко-

торых возложена обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина,

имеет публично-правовое значение». Характерно, что Конституция (ст. 2) и Конституционный

Суд говорят об обязанности государства по защите прав и свобод человека и о такой же

обязанности адвокатов. Эти две параллельно существующие обязанности лежат в основе

независимого статуса адвокатов перед лицом государства при защите прав человека. Обя-

занность защищать права и свободы граждан возложена на адвокатуру не государством, а

в силу прямого действия ст. 1 и ст. 48 Конституции РФ.

В этой связи принципиально важно, что действующее законодательство выводит адво-

катуру из системы органов государственной власти и органов местного самоуправления,

поскольку только при таком условии возможна свободная, независимая полемика адвоката,

представляющего чьи-либо частные интересы, с органами законодательной, исполнительной

и судебной власти, своими действиями и решениями ущемляющего эти интересы.

Источник: http://www.ahmerov.com/book_359_chapter_7_ROL_I_SOIALNOE_NAZNACHENIE_ADVOKATURY_KAK_INSTITUTA_GRAZHDANSKOGO_OBSHHESTVA.html

Социальная адвокатура

Значение и социальная ценность адвокатской деятельности.

Общепризнанной является точка зрения о том, что важным элементом правового статуса каждого человека выступает его права на защиту собственных прав и законных интересов, в том числе в юрисдикционных органах государственной власти в форме судебной защиты, и посредством получения квалифицированной юридической помощи.

При этом, исходя из того, что оказание квалифицированной юридической помощи выступает одной из основополагающих целей и задач, и с учетом обозначенной социальной значимости для каждого гражданина получения соответствующей помощи, в специальной литературе достаточно часто предлагается формирование так называемой модели социальной адвокатуры, о которой подробнее будет сказано ниже.

Прежде чем говорить об обозначенной модели следует отметить, что необходимая социальная составляющая существует даже внутри существующей формы организации российской адвокатуры, что проявляется в следующих признаках:

  • Адвокатура признается институтом гражданского общества, в связи с чем обладает свойством независимости от любого рода органов государственной власти и местного самоуправления, и представляет собой профессиональное самоуправляемое сообщество граждан, получивших в установленном законом порядке особый статус адвоката;
  • Государство посредством обеспечения независимости адвокатуры и оплаты услуг адвокатов в установленных случаях гарантирует доступность юридической помощи для населения;
  • Самим адвокатам также гарантируется социальное обеспечение в объеме равном объему обеспечения граждан Российской Федерации и т. д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Непосредственное оказание юридической помощи составляет содержание адвокатской деятельности, при этом в числе наиболее типичных проявлений соответствующей деятельности следует признавать: предоставление гражданам и их объединениям консультаций по юридическим вопросам в устной и письменной форме, подготовку и составление проектов процессуальных документов (заявлений, жалоб, ходатайств, и т.д.), подача которых выступает необходимым условием защиты прав и законных интересов граждан, предоставление интересов доверителя в судебных органах и иных органах государственной власти и местного самоуправления, и т. д.

Особенности системы социальной адвокатуры

В качестве одного из отличительных элементов правового статуса адвоката, в том числе, позволяющим отграничивать адвокатскую деятельность от деятельности иных профессиональных юристов, выступает то, что только адвокаты могут выступать в качестве защитников подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам.

Замечание 1

В этой связи, проявления социальной адвокатуры обнаруживаются именно в соответствующей сфере правоприменения. В первую очередь это проявляется в гарантировании со стороны государства бесплатной юридической помощи по уголовным делам определенным категориям граждан.

При этом необходимо обратить внимание на то, что необходимость такого обеспечения продиктована, прежде всего, необходимостью защиты прав и законных интересов гражданина.

Однако в литературе обоснованно обращается внимание на то, что для человека, столкнувшегося с обвинениями в совершении общественно-опасного деяния, защитник также способствует снятию психологического напряжения, посредством предоставления уверенности в возможности добиться справедливого разбирательства.

В настоящее время, в числе категорий субъектов, которым может быть оказана квалифицированная юридическая помощь в рамках модели социальной адвокатуры выделяются:

  • Граждане, средний доход которых на одного члена семьи оказался ниже установленной в регионе величины прожиточного минимума;
  • Ветеранам Великой Отечественной войны и жертвам политических репрессий;
  • Инвалидам и иным категориям социально незащищенных, в том числе, малоимущих граждан;
  • Бывшим воспитанникам детских домов и домов-интернатов и иным лицам.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что законодательство о социальной адвокатуре постепенно совершенствуется, и в настоящее время бесплатная юридическая помощь может быть предоставлена всем гражданам при возникновении вопросов относительно назначений социальных выплат (пенсий, пособий, и т.д.), а также гражданам, заявляющим в суды требования о возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, а равно требования о взыскании алиментов на воспитание несовершеннолетних детей.

Роль адвоката в системе социальной адвокатуры

Реализация целей и задач адвокатуры происходит посредством каждодневной деятельности профессиональных адвокатов. Указанный тезис в равной степени справедлив и применительно к модели социальной адвокатуры.

Так, именно лицо, обладающее статусом адвоката способно оказать реальную помощь в юридической защите частных интересов категорий граждан, перечисленных выше.

При этом в отличие от оказания любого рода иных социальных услуг, отношения адвоката и доверителя отличаются значительными особенностями: с одной стороны, адвокату необходимо выстроить доверительные отношения со своим подзащитным, он не должен оценивать его действия или осуждать за содеянное. Основное задачей адвоката выступает определение законности правовой позиции доверителя и избрание эффективной тактики ее отстаивания в юрисдикционном органе.

С другой стороны – адвокат не может слепо доверять всем словам своего подзащитного, он должен критически оценивать сведения, получаемые от доверителя, соотносить их с фактическими обстоятельствами спорной ситуации, и стремиться к формированию объективной картины, как необходимому условию вынесения в будущем судом обоснованного, законного и справедливого судебного решения.

Иными словами, в отношении услуг, оказываемых адвокатам любым категориям граждан, не подлежит применению распространенное утверждение о том, что «клиент всегда прав», поскольку во всех случаях необходимо руководствоваться не только словами клиента, но и требованиями действующего законодательства.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/advokatura_i_advokatskaya_deyatelnost/socialnaya_advokatura/

Понятие, цели, задачи и социальная ценность адвокатуры и адвокатской деятельности

Значение и социальная ценность адвокатской деятельности.

В настоящее время в мире насчитывается около 4 млн. адвокатов. Сюда входят примерно 850 тыс. адвокатов из США, 450 тыс. из стран Европейского Сообщества, 400 тыс. из Индии, 300 тыс. из Бразилии и примерно 1 млн. 500 тыс. — из остального мира.

В России в 2002 г. на момент принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (с изм. и доп. от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) было 47 288 адвокатов, объединенных в 145 коллегий адвокатов.

Между тем суть адвокатуры и адвокатской Деятельности как института, призванного представлять интересы личности и частного капитала, долгое время по политическим причинам замалчивались.

Адвокат в СССР был обязан “служить социалистическому правосудию и делу укрепления социалистической законности”, что превращало его в лицо, состоящее на службе у государства и выполняющее определенные политические функции.

Сегодня в связи с тенденцией к построению в России правового государства понятие адвокатуры, ее социальный статус существенно изменяются, происходят сложные процессы осмысления своей роли и в самом адвокатском сообществе.

В народе долгое время считалось, что адвокат как человек, разбирающийся в юридических науках, нужен тогда, когда возникают проблемы с уголовным законом. В Юридическом словаре 1953 г.

утверждается, что деятельность адвокатуры является одной из форм претворения в жизнь права обвиняемого на защиту.

До сих пор бытует мнение, что адвокат в России — это необходимая фигура только в уголовном процессе.

Сегодня по мере развития рыночных отношений можно с уверенностью утверждать, что центр тяжести в работе адвокатов переместился с защиты прав отдельного человека в основном в уголовном процессе к защите его экономических прав и интересов бизнеса в гражданско-правовых отношениях.

При этом юридический императив, что каждый гражданин имеет право на адвоката, является фактически частным случаем общепризнанного права, гарантирующего каждому доступ к правосудию. Именно в таком контексте определена роль адвоката Европейским судом по правам человека.

В России функционирование института адвокатуры вытекает из ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на получение не просто правовых услуг, а квалифицированной юридической помощи.

Общая характеристика адвокатуры, ее взаимоотношения с государством раскрыты в ст. 3 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

Эффективная защита адвокатурой прав и законных интересов физических и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, обеспечивается многими демократическими правовыми принципами организации и деятельности адвокатуры, такими как гуманизм, законность, добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней, самоуправление и независимость адвокатуры от государственного и иного вмешательства в ее дела, тайна сведений, доверенных адвокату клиентами, и др.

Система этих правовых принципов определяет сущность адвокатуры и отличие ее от других элементов правозащитной системы общества — государственных правоохранительных органов, правозащитных общественных организаций России.

Сущность адвокатуры как одного из важнейших элементов правозащитной системы общества можно определить так: адвокатура — это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов. В этом определении суть явления — адвокатура служит не защите интересов государства или правосудия, а представляет и защищает негосударственный, частный интерес.

По оценке Главного государственно-правового управления Президента России, ежегодно в Российской Федерации только на федеральном уровне принимается до 35 000 нормативных актов, включая ведомственные.

Предмет и метод науки об адвокатуре и учебной дисциплины

Для более глубокого понимания вопроса сначала проанализируем отношения, составляющие предмет законодательства об адвокатурой деятельности методы их регулирования.

Предмет правового регулирования — это имеющие юридическое значение факторы и процессы общественной жизни, которые испытывают (или должны испытывать) на себе регулирующий потенциал права. То есть предмет — это то, на что направлено упорядочивающее действие правовых норм.

Законодательство об адвокатуре регулирует общественные отношения, которые условно можно разделить на три группы:

1) отношения, связанные с организацией адвокатуры и управлением ею со стороны государства, государственных органов и их должностных лиц;

2) отношения, складывающиеся в процессе внутреннего управления адвокатурой, в ходе реализации принципа самоуправления;

3) отношения, складывающиеся при осуществлении адвокатской деятельности.

Первая группа общественных отношений вытекает из публично-правового характера адвокатской деятельности, регулирующего воздействие со стороны государства. Эта группа отношений строится на принципе субординации.

Обязательная сторона в них — государство в лице своих уполномоченных органов и их должностных лиц, т.е. субъект, наделенный потенциальной возможностью в случае необходимости принуждать к исполнению своих решений.

В данную группу отношений входит следующее:

1) определение государством правовых основ деятельности адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности.

Государство в виде своих законодательных органов и органов исполнительной власти принимает нормативные правовые акты: закрепляющие правовую природу адвокатуры как института гражданского общества, осуществляющего отдельные полномочия по реализации государственной функции по защите прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц; определяющие понятие, задачи и содержание адвокатской деятельности; устанавливающие статус субъектов, осуществляющих адвокатскую деятельность, их права и обязанности, и т.д. Органы адвокатского самоуправления уполномочены участвовать в разработке правовых основ организации и деятельности адвокатуры. Так, совет Федеральной палаты адвокатов участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;

2) материально-техническое и финансовое регулирование адвокатуры и процесса осуществления адвокатской деятельности, которое производится государством по двум направлениям.

Во-первых, это финансирование адвокатуры.

В ст.

3 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре говорится, что в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатуре органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета.

Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Размер вознаграждения адвоката в указанных случаях и порядок компенсации устанавливаются Правительством РФ (ст. 25 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

Кроме того, каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, государство осуществляет налогообложение доходов от адвокатской деятельности;

3) государственный контроль за деятельностью адвокатов. В качестве меры по превентивному государственному контролю за профессионализмом и качеством оказания адвокатских услуг может рассматриваться введение строгих требований к лицам, претендующим на получение статуса адвоката.

Обжалование действия адвоката в судебном порядке также является контролирующей мерой государства. Такой же мерой выступает контроль за соблюдением налогового законодательства адвокатами, который осуществляют государственные налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Особенности организационно-управленческих общественных отношений по государственному регулированию адвокатуры и адвокатской деятельности диктуются тем, что адвокатура как институт гражданского общества должна быть ограждена от необоснованного и излишнего вмешательства государства. Это необходимое условие функционирования адвокатуры.

Но абсолютная независимость граждан-общества и его институтов от государства невозможна, она относительная.

Вторая группа отношений складывается в процессе реализации принципа самоуправления адвокатуры.

Обязательным их субъектом является орган адвокатского самоуправления — Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, адвокатская палата субъекта Российской Федерации, квалификационная комиссия и др. Так, в соответствии со ст.

35 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре Федеральная палата создается в целях представительства и защиты интересов ад покатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов (в лице своего совета) выступает участником общественных отношений по координации деятельности адвокатских палат; повышению профессионального уровня адвокатов, разработке единой методики профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов; защите социальных и профессиональных прав адвокатов; проведению экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности; организации информационного обеспечения адвокатов и проч. Все эти общественные отношения входят в предмет регулирования статуса адвокатуры как института правовой системы и структурной единицы законодательства.

И, наконец, третья группа отношений как предмета правового обеспечения адвокатуры — это отношения, складывающиеся в процессе осуществления адвокатской деятельности. Необходимый субъект этих правоотношений — адвокат. В качестве другой стороны могут выступать разнообразные физические и юридические лица, государственные органы, учреждения и организации.

Теперь рассмотрим вопрос о методе правового воздействия в сфере адвокатуры. Метод регулирования представляет собой совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами права. Метод конкретной отрасли, подотрасли, института права зависит oт особенностей предмета регулирования.

Способов регламентации общественных отношений не так много дозволение, запрет, предписание. Публичный характер адвокатской деятельности предполагает наличие властных предписаний.

Императивные связывания и запреты применяются, во-первых, для обеспечения гарантий независимости адвокатуры от необоснованного вмешательства в ее деятельность. Например, ст. 3 ФЗ об адвокатуре императивно устанавливает принципы взаимодействия адвокатуры и государства.

Во-вторых, императивный метод позволяет обеспечить государственный контроль за организацией адвокатуры и осуществлением адвокатской деятельности, в том числе финансовой, за качеством оказания услуг адвокатами, за реализацией права на получение бесплатной юридической помощи. Так, п. 4 ст.

6 Закона определяет перечень действий, совершение которых запрещается адвокату, ст. 7 формулирует обязанности адвоката и т.д.

Наряду с императивным методом в сфере организации и осуществления адвокатской деятельности применяется диспозитивный метод правового регулирования, основанный на принципах координации, оболы воли и равенства субъектов права.

Проявление элементов диспозитивности в правовом регулирование адвокатской деятельности вызвано двумя причинами.

Причина первая: адвокатура является институтом гражданского общества, а потому императивные методы по определению имеют здесь лишь очень узкую область применения.

Причина вторая: адвокатская деятельность зачастую реализуется в сфере частного нрава, например, при оказании адвокатом услуг коммерческим организациям.

Принцип диспозитивности гражданского нрава, субъекты которого действуют на началах равенства и свободы воли, не может не отразиться на осуществлении адвокатской деятельности как способе защиты частных нрав.

Диспозитивный характер общественных отношений при осуществлении адвокатской деятельности проявляется, например, в том, что отношения в этой сфере в ряде случаев ставятся в зависимость от воли заинтересованных субъектов: граждане и юридические лица сами решают, обратиться ли им за помощью к адвокату; адвокат оказывает услуги на основе соглашения между ним и доверителем (ст. 25 ФЗ закона об адвокатской деятельности и адвокатуре), который представляет собой гражданско-правовой договор об оказании юридической помощи доверителю или назначенному им лицу, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами).

Адвокат выступает в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами только на основании договора поручения. Некоторые виды юридической помощи адвокат оказывает по договору возмездного оказания услуг.

Вопросы расторжения соглашения об оказании юридической помощи регулируются ГК РФ с изъятиями, предусмотренными Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Диспозитивность проявляется и в том, что содержащийся в п. 2 ст. 2 этого Закона перечень действий, которые осуществляет адвокат, оказывая юридическую помощь, не является исчерпывающим. Пункт 3 той же статьи закрепляет, что адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Влияние принципа диспозитивности заключается в том, что адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления своей деятельности.

Об избранных форме адвокатского образования и месте деятельности он обязан только уведомить совет адвокатской палаты (без получения разрешения или каких-либо регистрационных действий) в порядке, установленном законодательством.

Однако в правовом регулировании в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности баланс диспозитивного и императивного методов установлен при значительном преобладании последнего, а диспозитивный метод лишь дополняет императивный, действуя в сочетании с ним.

Таким образом, адвокатура как институт права и законодательства имеет сложный, комплексный предмет и соответствующий ему интегрированный метод, сочетающий в себе элементы императивного и диспозитивного методов при преобладании императивного.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/73737

Задачи и значение адвокатуры. Понятие адвокатской деятельности и ее виды

Значение и социальная ценность адвокатской деятельности.

Задачи и значение адвокатуры. Понятие адвокатской деятельности и ее виды.

Статья 3.часть 1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, закрепленная в ст. 45 Конституции, обусловливает гарантии на получение квалифицированной правовой помощи. Конституционная норма по поводу защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными

законом, требует знаний не только этих запретов, но и механизмов защиты прав и свобод человека.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адвокатуры.

Она отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц; не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Ст. 48 ч. I Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической

помощи и реальное наполнение этой статье на настоящем этапе может дать только адвокатура.

Это достигается рядом установленных законом требований к кандидату на право стать адвокатом: наличием определенного стажа работ по юридическим специальностям, сдачей квалификационного экзамена, наличием рекомендаций других адвокатов и другими предъявляемыми требованиями, особенно морально-этического плана.

Велика и социальная роль адвокатуры. В условиях, когда мы стремимся к построению правового государства, адвокатура и ее представители должны формировать у граждан правильное представление о праве и его роли в гражданском обществе и государстве; недаром адвокатура считается инструментом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 1. Пункт 1 Федерального закона «Об адвакатской деятельности и адвакатуре в РФ» № 61-ФЗ от 31.05.2002 года.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Виды адвокатской деятельности:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Право на юридическую помощь как гарантия реализации конституционных прав граждан.

Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав человека и гражданина в Российской Федерации. В другой конституционной норме (ст. 46) устанавливаются гарантии на судебную защиту прав и свобод гражданина.

Уголовно-процессуальным законодательством эти конституционные принципы воплощены в ряде норм УПК РФ, в которых основная роль в защите граждан, в том числе на бесплатной для граждан основе, в досудебном и судебном уголовном процессе отводится адвокатуре.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью и устанавливает, что защита этих прав и свобод – обязанность государства.

Поскольку критической формой защиты прав и свобод человека является защита гражданина от необоснованного лишения свободы, а привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст.

48 Конституции РФ осуществляется при обязательном предоставлении квалифицированной юридической помощи (т. е. помощи адвоката), на государстве лежит обязанность по обеспечению такой юридической помощи.

Адвокатура как элемент политической системы и институт гражданского общества. Публично-правовое значение деятельности адвоката.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 63 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатурой признается профессиональное сообщество адвокатов, являющееся институтом гражданского общества, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвакатура отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц; не может допрашиваться в качестве

свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или пред ставителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Не государство, а автор Конституции РФ – «многонациональный народ Российской Федерации» (преамбула Конституции) – наделил адвокатуру неотъемлемым правом выполнить обязанность по защите высшей конституционной ценности – прав и свобод человека.

Не случайно именно адвокат противостоит в уголовном судопроизводстве государственному обвинителю. Обеспечение равенства прав адвоката и представителя государства соответствует обеспечению равенства адвокатуры и государства при защите прав человека и гражданина.

Тот факт, что адвокатура названа в ст. 3 Закона об адвокатской деятельности институтом гражданского общества, подчеркивает, с одной стороны, равенство адвокатуры и государства в смысле ст.

19 Конституции РФ, а с другой – независимость адвокатуры от государства и обязанность государства обеспечить независимость адвокатуры как составляющую по обеспечению защиты прав граждан, предписанную ст.

2 Конституции РФ.

Более того, в порядке реализации положений Конституции РФ, согласно которой Россия – это правовое государство (ст. 1), а также в порядке защиты права на свободное развитие человека (ст. 7), обеспечения идеологического многообразия и равенства общественных объединений перед законом (ст.

13) адвокатура является также институтом, на котором лежит обязанность обеспечивать защиту прав гражданского общества, быть в публично-правовой сфере его представителем и защитником перед лицом государства.

Разумеется, другие институты гражданского общества могут осуществлять защиту прав и свобод человека, но только на адвокатуру возложена такая обязанность, подкрепляемая требованием ст. 48 Конституции РФ о предоставлении квалифицированной профессиональной юридической помощи.

Полномочия адвоката.

Статья 6. Полномочия адвоката

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции.

В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело.

3. Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

5. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Адвокатская тайна.

Статья 8. Адвокатская тайна

1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Соглашение об оказании юридической помощи, его существенные условия. Ограничения при заключении соглашения.

Статья 25. Соглашение об оказании юридической помощи

1. Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.

2. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Абзацы второй — третий утратили силу. — Федеральный закон от 20.12.2004 N 163-ФЗ.

Вопросы расторжения соглашения об оказании юридической помощи регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

3. Адвокат независимо от того, в какой региональный реестр внесены сведения о нем, вправе заключить соглашение с доверителем независимо от места жительства или места нахождения последнего.

4. Существенными условиями соглашения являются:

1) указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

2) предмет поручения;

3) условия и размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

4) порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения, за исключением случаев, когда юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

5) размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.

5. Право адвоката на вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения, не может быть переуступлено третьим лицам без специального согласия на то доверителя.

6. Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

7. За счет получаемого вознаграждения адвокат осуществляет профессиональные расходы на:

1) общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов;

2) содержание соответствующего адвокатского образования;

3) страхование профессиональной ответственности;

4) иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.

8. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.

Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Источник: https://infopedia.su/9x3515.html

Studio-pravo
Добавить комментарий