Виды службы и служащих по законодательству.: Государственные служащие могут быть классифицированы по различным

8.2. Понятие и классификация государственных служащих

Виды службы и служащих по законодательству.: Государственные служащие могут быть классифицированы по различным

Одной из сторон государственно-служебныхотношений непременно являетсягосударственный служащий. Российскимзаконодательством к лицам, поступающимна государственную службу, предъявляютсяопределенные требования. Прежде всеготребуется быть гражданином РоссийскойФедерации.

В особом порядке законодательстводопускает назначение на государственнуюдолжность иностранцев. Другим обязательнымусловием поступления на государственнуюслужбу является владение государственнымязыком. В соответствии со ст.68Конституции РФ государственнымязыком на всей территории России являетсярусский.

Следовательно, знание русскогоязыка — непременное условие поступленияна государственную службу.

Законодательство устанавливает возраст,при достижении которого гражданин можетбыть принят на государственную службу,а также предельный возраст нахожденияна службе. Для всех видов государственнойслужбы возраст поступления на службусоставляет 18 лет.

Предельный возрастнахождения на государственной службезависит от того, в каких государственныхорганах она осуществляется.

Например,предельный возраст нахождения нагосударственной гражданской службесоставляет 65 лет, а для военнослужащихи служащих правоохранительных органовэтот возраст колеблется от 45 до 60 лет взависимости от должностного положения.

Общеобразовательная и профессиональнаяподготовка государственных служащихдолжна соответствовать той должности,которую они занимают.

Это требованиеотражает деловой критерий оценкиуправленческих кадров с точки зрениясоответствия их занимаемой должности.

Наличие специального образования,знание структуры государственногоаппарата, содержания государственнойслужбы и опыт управленческой работы -таковы основные условия, определяющиеделовые качества государственныхслужащих.

К государственным служащим российскоезаконодательство предъявляет и другиетребования, а именно: дееспособность;отсутствие судимости; состояние здоровья;отсутствие близкого родства или свойствас государственным служащим, если ихслужба связана с непосредственнойподчиненностью или подконтрольностьюодного из них другому, и др.

Государственные служащие могут бытьклассифицированы на отдельные виды поразличным критериям. Такое подразделение,как правило, осуществляется по несколькимопределяющим основаниям.

Во-первых, исходя из федеративногоустройства государства понятие»государственные служащие»охватывает две категории лиц.

Первая — это федеральные государственныеслужащие — граждане, осуществляющиепрофессиональную служебную деятельностьна должностях федеральной государственнойслужбы и получающие денежное содержание(вознаграждение, довольствие) за счетсредств федерального бюджета.

Вторая — государственные гражданскиеслужащие субъектов Российской Федерации- граждане, осуществляющие профессиональнуюслужебную деятельность на должностяхгосударственной гражданской службысубъектов Российской Федерации иполучающие денежное содержание(вознаграждение) за счет средств бюджетовсоответствующих субъектов.

Во-вторых, применительно к видамгосударственной службы государственныеслужащие делятся на гражданских служащих,военнослужащих и служащих правоохранительныхорганов .

———————————

См.: Административное право России:Учеб. М.: Юнити-Дана, 2008. С. 172.

В-третьих, в зависимости от характераслужебной деятельности, направленностии объема властных полномочий различаютсядве категории государственных служащих.

Первые — это государственные служащие,наделенные властными полномочиями какпо отношению к лицам и структурнымподразделениям, подчиненным им послужбе, так и по отношению к третьимлицам, не связанным с ними служебнымиотношениями.

Вторые — государственные служащие,наделенные властными полномочиями лишьпо отношению к третьим лицам.

Все государственные служащие, замещающиедолжности государственной службы,являются должностными лицами. Осуществлениеслужащими государственно-служебныхфункций невозможно без наделения ихстатусом должностного лица. Государственныеслужащие уполномочены государством отего имени разрешать в пределах своейкомпетенции возникающие вопросы и дела.

Как должностные лица, они вправе даватьоснованные на законе распоряжения иуказания гражданам и организациям, ненаходящимся по отношению к ним внепосредственном подчинении; выступатьот имени государственного органа, вкотором они проходят службу, и государствав целом, которое предоставило им властныеполномочия; в необходимых случаяхприменять меры государственногопринуждения.

Источник: https://studfile.net/preview/5269478/page:31/

Государственные служащие, их классификация. Государственный служащий и должностное лицо

Виды службы и служащих по законодательству.: Государственные служащие могут быть классифицированы по различным

Госслужащий — гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях федеральной или региональной госслужбы и получающий содержание за счёт средств соответствующего бюджета.

Признаки госслужащего:

. гражданин,

. осуществляет деятельность на профессиональной основе,

. государственная служба делится на 3 вида,

. своё содержание госслужащий получает за счёт средств бюджета, госслужащий не вправе иметь другие источники финансирования своей деятельности, а также своего существования.

. в ФЗ «О системе госслужбы РФ» впервые было определено, что нанимателем госслужащего является государство (РФ, либо субъект РФ).

Состав госслужащих неодинаков, функциональное назначение также неодинаково, поэтому выделяют несколько групп госслужащих по различным критериям.

Классификация госслужащих

. по принципу разделения властей:

. госслужащие органов законодательной власти;

. госслужащие органов исполнительной власти;

. госслужащие органов судебной власти.. по масштабу деятельности:

. федеральные госслужащие — регулируется федеральным законодательством;

. госслужащие субъектов РФ — регулируется как федеральным законодательством, так и региональным.. по функциональному предназначению:

. государственные гражданские служащие

. военнослужащие;

. служащие правоохранительных органов.. по объёму должностных полномочий:

. госслужащие, которые являются должностными лицами;

. госслужащие, которые не являются должностными лицами.. в зависимости от срока службы

. госслужащие, которые поступают на определённый срок (в частности, руководители, помощники (советники) — те лица, которые поступают на госслужбу на срок исполнения обязанностей руководителя).

. госслужащие, которые поступают на неопределённый срок (могут быть руководители, а также обязательно специалисты).

Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ.

Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.

Позднее Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г. дала более расширенную трактовку данного понятия:

государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Прежде всего необходимо вспомнить исходные позиции, о ко­торых уже шла речь. Имеются в виду государственные служащие:

а) федеральных государственных органов;

б) государственных органов субъектов РФ.

Далее можно выделить государственных служащих, различаю­щихся местом выполнения должностных обязанностей. В этом смысле есть государственные служащие, работающие:

а) в аппарате представительных (законодательных) органов го­сударственной власти (например, руководитель аппарата Совета Федерации, помощники членов Совета Федерации и депутатов Го­сударственной Думы);

б) в аппарате органов судебной власти (например, референты, секретари и т.п.);

в) в органах прокуратуры;

г) в органах исполнительной власти, а в более широком смысле – в исполнительных органах. Это основная масса государственных служащих.

В соответствии с тем, что для государственных служащих установлены квалификационные разряды, которые присваиваются им по результатам квалификационного экзамена или аттестации; можно выделить служащих, замещающих:

а) высшие должности с разрядом действительного государст­венного советника РФ 1, 2 и 3 класса (руководители федеральных органов исполнительной власти, руководящие работники аппарата Правительства РФ и т.д.);

б) главные должности с разрядом государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, референт Президента РФ);

в) ведущие должности с разрядом советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, специалисты-эксперты);

г) старшие должности с разрядом советника государственной' службы 1, 2 и 3 класса;

д) младшие должности с разрядом референта государственной службы 1, 2 и 3 класса.

Квалификационные разряды действительного государственно­го советника и государственного советника присваиваются госу­дарственным служащим Президентом РФ, другие разряды – ру­ководителями соответствующих государственных органов.

Для отдельных видов государственной службы могут вводиться другие виды квалификационных разрядов, воинские звания и дипломатические ранги, классные чины (например, классные чины работников органов прокуратуры, налоговой полиции). В ряде случаев это сопровождается введением форменной одежды.

Есть еще один интересный вопрос, прямо относящийся к видо­вой классификации государственных служащих. Дело в том, что весь действующий нормативно-правовой материал перенасыщен термином «должностное лицо». В Федеральном законе от 31 июля 1995 г.

о такой категории даже нет упоминания. Между тем о них говорится даже в Конституции РФ (ст. 15, 24, 41, 46, 53, 78). АУК РФ (ст.

285) содержит специальное толкование должностного лица, поскольку без этого невозможно правильно очертить круг субъектов преступлений против интересов государственной служ­бы. Должностные лица весьма часто фигурируют в качестве субъ­ектов административных правонарушений.

Да и наука админи­стративного права традиционно и последовательно проводит юри­дическую классификацию государственных служащих, основу ко­торой составляют прежде всего различные категории должност­ных лиц.

Следовательно, есть определенные основания для того, чтобы классифицировать государственных служащих по самому важно­му юридическому критерию, а именно в зависимости от характе­ра и масштаба полномочий, которыми они наделяются.

Фактически следует признать, что всякое лицо, занимающее должность (в государственной и негосударственной организации), является должностным лицом. Любые попытки ограничить такое естественное понимание должностного лица неизбежно приводят к ограничительному толкованию самой категории «служащий».

А это и есть лицо, занимающее должность. Каждая должность сопровождается наделением лица, ее замещающего, определен­ным объемом служебных обязанностей, прав и полномочий.

В Фе­деральном законе о государственной службе подробно говорится о правах и обязанностях государственных служащих, но нет ни слова о характере полномочий, вытекающих из факта замещения данным служащим данной государственной должности.

Между тем это главный элемент юридической характеристики служаще­го, его правового статуса, а применительно к служащим аппарата исполнительной власти – их административно-правового ста­туса.

Очевидно, что полномочия действительного государственного советника РФ превышают по своему значению и объему полномо­чия советника РФ. Но это при характеристике квалификационных разрядов государственных служащих не фиксируется.

Следова­тельно, для получения полного представления о полномочиях слу­жащего необходимо изучить его должностную инструкцию.

В ре­зультате выясняется, что именно по полномочиям можно провести различия между государственными служащими и должностными лицами.

А далее выясняется, что в одних случаях должностные лица имеют юридические полномочия, реализуемые только в рамках дисциплинарно-служебных отношений (отношения между руко­водителем и подчиненными), в других – их полномочия выходят за рамки отношений чисто аппаратного характера (т.е. внутри дан­ного государственного органа) и распространяются на все нижесто­ящие звенья данной системы (например, федерального министер­ства), в третьих – адресатом их полномочий являются физические и юридические лица, не связанные с ними отношениями подчи­ненности. Наконец, обнаруживаются и такие должности, которые не оснащаются какими бы то ни было полномочиями юридически властного характера, но совершающими различного рода юриди­чески значимые действия, приводящие к определенным юридическим последствиям.

Соответственно все государственные служащие государственной службы могут характеризоваться в качестве должностных лиц. Тем самым будет обеспечен единый подход к характеристике государственных служащих с чисто юридических позиций.

Различия в правовом статусе должностных лиц дают основании говорить о следующих их видах:

А. Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными пол­номочиями, без которых невозможно представлять государствен­ную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполни­тельную, судебную, прокурорскую).

Это необходимое условие, предполагаемое закрепленным в законодательстве понятием го­сударственной должности. В таком понимании (а оно не вызывает сомнений) и Президент РФ, и судьи, и прокурор также являются должностными лицами. До принятия Конституции 1993 г. Пре­зидент РФ квалифицировался как высшее должностное лицо. Та­ковым он фактически является и сейчас.

Кстати, в конституциях многих республик статус их президентов характеризуется именно так.

Должностные лица этой категории наделяются наиболее значи­мыми юридически властными полномочиями, что позволяет им представлять государственную власть в различного рода внешних отношениях.

Имеется в виду представление ими данного государ­ственного органа в отношениях с другими органами государствен­ной власти, с органами местного самоуправления, с негосударст­венными организациями и гражданами.

Юридически властные полномочия этих должностных лиц ре­ализуются в отношении лиц, не находящихся в их служебном под­чинении (или служебной зависимости), а также государственных. и негосударственных организаций, ведомственно им не подчинен­ных.

Например, такие должностные лица полномочны предъяв­лять названным лицам и организациям основанные на законе тре­бования, давать обязательные к исполнению указания, применять предусмотренные законодательством меры внесудебного (админи­стративного) принуждения, включая меры административной от­ветственности.

Таких должностных лиц обычно характеризуют в качестве представителей публичной власти.

Справедливо следующее заключение: не всякое должностное лицо обладает полномочиями представителя власти, но всякий представитель власти (в распространенном понимании) есть долж­ностное лицо.

Иногда таких должностных лиц называют представителями ад­министративной власти. Это неверно, так как сужает реальное по­нимание должностного лица как представителя именно публичной власти.

Ведь судья или прокурор также представляют власть, которая не носит характер административной.

Поэтому, например, долж­ностных лиц милиции, контрольно-надзорных органов, чаще всего обозначаемых в качестве представителей именно админи­стративной власти целесообразнее характеризовать как предста­вителей или уполномоченных того или иного органа исполнитель­ной власти, т.е. субъекта именно публичной власти.

Б. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государствен­ных органов.

Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу.

В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отноше­нии подчиненных им работников. Например, правовые акты рек­тора вуза обязательны для всех работников данного вуза.

Их полномочия включают, например, право издавать юриди­чески обязательные акты, действующие в системе данного минис­терства, данной подведомственной государственному органу сфере деятельности; приостанавливать или отменять неправомерные акты подведомственных им иных государственных органов и должностных лиц; распоряжаться вверенным данному государст­венному органу государственным имуществом; назначать и осво­бождать от должностей нижестоящих работников; поощрять их, а в необходимых случаях и наказывать и т.д.

В. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспе­чению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного ор­гана).

Какова роль этих служащих, составляющих рабочий костяк каждого государственного органа? Они также являются должностными лицами с определяемым должностными инструкциями комплексом служебных обязанностей и прав и, конечно, компетенцией (включая и полномочия).

Но характер их полномочий своеобразен. Во-первых, они не всегда имеют четко выраженный юридически властный характер Во-вторых, они всегда связаны с организацией работы внутри аппарата данного органа. В-третьих, они в той или иной степени, не обязательно связаны с созданием условий, необходимых для обеспечения эффективной работы по реализации полномочий двух первых видов должностных лиц.

Имеются в виду те государственные служащие, которые вы­полняют фактическую внутриорганизационную или внутри исполнительную работу данного государственного органа. Они яв­ляются функционерами государственного аппарата, его оператив­ным составом.

Это профессионалы, участвующие в процессе реализации юридически властных полномочий, принадлежащих данному государственному органу, в определяемых их служебны­ми обязанностями формах. Например, это работники департамен­тов правительств и федеральных органов исполнительной власти.

Они совершают различного рода юридически значимые действия, которые в конечном счете приводят к определенным правовым последствиям. При этом они лишены права издавать юридические акты.

Но может ли быть издан тот или иной правовой акт (например, приказ министра, постановление главы администрации) без пред­варительной его юридической подготовки? Видимо, не может.

Такую подготовку, в частности, и осуществляют должностные лица в процессе выполнения ими всего объема оперативных функ­ций данного органа и его структурных подразделений. К их функ­циям и полномочиям отнесено выполнение многих работ, требую­щих специальных познаний.

Поэтому их нередко называют специ­алистами. Так, Аппарат Правительства является его рабочим ор­ганом, обеспечивающим его деятельность.

Отделы, секретариаты, сотрудники этого Аппарата прорабатывают и докладывают Пред­седателю Правительства РФ и его заместителям о поступающих в Правительство документах; готовят проекты поручений Прави­тельства; готовят проекты постановлений и распоряжений Прави­тельства; оформляют принятые на заседаниях Правительства ре­шения; направляют органам исполнительной власти для рассмот­рения и принятия необходимых мер письма и другие обращения граждан в адрес Правительства и т.п. Нетрудно заметить опреде­ленный уровень юридической значимости совершаемых в данном случае действий, а также юридические по своему характеру их последствия.

Такова возможная характеристика должностных лиц.

Что касается так называемого вспомогательного персонала, не­редко выделяемого в качестве особой категории государственных служащих, то на них фактически распространяется правило, сформулированное в ст.

1 Федерального закона о государственной службе: в целях технического обеспечения деятельности государ­ственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

Это дает основание не рассматривать лиц такого рода в качестве госу­дарственных служащих.

Источник: https://cyberpedia.su/4x12e2.html

Понятие и классификация государственных служащих

Виды службы и служащих по законодательству.: Государственные служащие могут быть классифицированы по различным

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим зако­ном, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачи­ваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия госу­дарственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функ­циональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэ­тому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. схему 10).

1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на феде­ральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государствен­ных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т. д.

В субъектах Федерации сосредоточена основная часть государст­венных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся де­централизацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осу­ществляющие полномочия по предметам ведения органов государст­венной власти этих субъектов.

2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службыв федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.).

Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при не­обходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства лич­ности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

3. В соответствии с принципом разделения властей различаются госу­дарственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Схема 10. Классификация государственных служащих

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполне­ния этих ответственных функций, например, палаты Федерального Со­брания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников.

Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руко­водители аппарата и секретариата, их помощники и советники, началь­ники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, эко­номики, финансов, права.

Только такой аппарат способен обеспечи­вать нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-уп­равленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных слу­жащих.

Управление требует прежде всего способностей к комплекс­ному, системному и прогностическому видению общественных яв­лений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем ру­ководителям, самостоятельно принимающим управленческие реше­ния, и другим государственным служащим, участвующим в подго­товке таких решений.

Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функ­ция — возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции).

Обеспечение исполнения пол­номочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые воз­ложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей.

Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г.

«О судебных приставах»* на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению ус­тановленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрис­дикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

* СЗ РФ. 1997, №30. Ст. 3590

Федеральным законом от 8 января 1998 г.

«О судебном департамен­те при Верховном Суде Российской Федерации* установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и об­ластных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ной области и автономных округов, районных судов, военных и спе­циализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»** определил требования к про­фессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров раз­личного уровня, а также меры правовой и социальной защиты проку­роров и следователей, являющихся государственными служащими.

* СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223.

** СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999 № 7 Ст. 878.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государствен­ных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необхо­димого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом, со­гласно Указу Президента от 3 сентября 1997 г.

*, обязательную профес­сиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государствен­ной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение пер­вого года работы в этих должностях, а затем — обязательное повыше­ние квалификации (не реже одного раза в три года).

Обязательная про­фессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Еже­годно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, за­мещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.

* СЗ РФ. 1997 .№36. Ст. 4131.

4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами.

Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических испол­нителей — с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем — утратило свое значение.

Теперь характер государствен­но-служебных отношений и объем государственно-властных полномо­чий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В».

Поскольку деятельность государственных служащих по обеспече­нию и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-слу­жебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения — это отношения слу­жебной подчиненности внутри данного органа (системы).

Они возни­кают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служа­щего на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполни­тельной, судебной власти и иных государственных органов.

Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность (а следовательно, и увольнять граждани­на РФ с государственной службы).

Внутриорганизационными являют­ся также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками — с момента замещения государственной долж­ности — по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как прави­ло, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно-служебные отношения, ко­торые на основе законодательства складываются между государствен­ным служащим и не подчиненными ему гражданами, государствен­ными и негосударственными организациями в связи с осуществлени­ем им своих должностных полномочий.

Эти правоотношения возни­кают с момента замещения им государственной должности.

Но в ка­честве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномо­чиями в сфере исполнительной власти, — должностное лицо (пред­ставитель власти).

К должностным лицам (представителям власти) можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе.

К числу таких государственных служащих, которых назы­вают представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, со­трудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, го­сударственные инспектора различных контрольно-надзорных орга­нов, представители государства в акционерных обществах.

Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»*, должностными лицами являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от пра­порщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).

* СЗ РФ 1997. № 30. Ст. 3586

5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопреде­ленный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испы­тательным сроком (при поступлении на государственную службу).

6. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образова­ния и профессиональной подготовке, государственные служащие под­разделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

7. Критерием для подразделения государственных служащих явля­ются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги).

Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждо­му государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалифи­кационного экзамена или аттестации.

Лица, которым присвоены соот­ветствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответст­венно тем группам, на которые подразделяются государственные долж­ности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда от замещаемой должности.

Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответст­вие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.

При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим уста­новленным требованиям, возникает право на присвоение ему квали­фикационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренно­го для этой должности.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалифика­ционные разряды:

действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса — лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должнос­ти государственной службы;

государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса — лицам, замеща­ющим главные (4-й группы) должности;

советник РФ 1,2 и 3-го класса — лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

советник государственной службы 1,2 и 3-го класса — лицам, заме­щающим старшие (2-й группы) должности;

референт государственной службы 1,2 и 3-го класса — лицам, заме­щающим младшие (1-й группы) государственные должности государ­ственной службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с за­коном вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_68301_ponyatie-i-klassifikatsiya-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Основы государственной службы и кадровой политики

Виды службы и служащих по законодательству.: Государственные служащие могут быть классифицированы по различным

Классификация государственных служащих — одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. По уровням государственной власти:

  • федеральные государственные служащие;
  • государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

  • государственные служащие законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • судебной власти и прокуратуры;
  • иных высших государственных органов.

3. По видам государственной службы.

  • гражданский служащий;
  • военнослужащий;
  • служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

  • карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
  • замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована.

В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г.

Классные чины, воинские и специальные звания — одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.

Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:

  • классные чины;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины1Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 13..

Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:

  • их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  • досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
  • учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
  • сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
  • лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.

В частности, в указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими» 2005 г.

№ 113 говорится, что при поступлении на гражданскую службу гражданина РФ, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида службы, дипломатического ранга воинского или специального звания, то ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин гражданского служащего РФ — это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

  • секретарь государственной гражданской службы РФ;
  • референт государственной гражданской службы;
  • советник государственной гражданской службы РФ;
  • государственный советник Российской Федерации;
  • действительный государственный советник РФ2Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11..

В каждой группе чинов предусматривается три класса — 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:

  • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует младшей группе должностей;
  • чин референта государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует старшей группе должностей;
  • чин советника государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
  • чин государственного советника Российской Федерации 1—3-го класса соответствует главной группе должностей;
  • чин действительного государственного советника Российской Федерации 1—3-го класса соответствует высшей группе должностей.

Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

Высшие классные чины — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса — присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.

При этом:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства РФ;
  • в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

  • в федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ;
  • в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.

Гражданским служащим субъектов РФ классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации3Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11..

Как правило, классные чины высших и главных групп должностей присваиваются губернаторами, а остальные — руководителями местных администраций и их структурных подразделений.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:

  • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
  • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
  • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.

Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей — референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.

Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса — не менее одного года;
  • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса — не менее двух лет;
  • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса — как правило, не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче этого экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

  • до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
  • по истечении срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.

Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.

Воинские звания. На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских Вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 г.

«О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей.

На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих: солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.

Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:

  • войсковые — рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
  • корабельные — матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.

Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:

  • войсковые — прапорщик и старший прапорщик;
  • корабельные — мичман и старший мичман.

Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,

старшие и высшие офицеры.

Воинские звания младших офицеров:

  • войсковые — младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • корабельные — младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.

Воинские звания старших офицеров:

  • войсковые — майор, подполковник, полковник;
  • корабельные — капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания высших офицеров:

  • войсковые — генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • корабельные — контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.

Сложный и пока до конца не решенный вопрос — правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.

Разработан табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих4Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащего»..

Согласно нему соответствует:

  • генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу — квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
  • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу — действительный государственный советник РФ 2-го класса;
  • генерал-майору, контр-адмиралу — действительный государственный советник РФ 3-го класса;
  • полковнику, капитану 1-го ранга — государственный советник РФ 2-го класса;
  • подполковнику, капитану 2-го ранга — государственный советник РФ 3-го класса;
  • майору, капитану 3-го ранга — советник РФ 1-го класса;
  • капитану, капитан-лейтенанту — советник РФ 2-го класса;
  • старшему лейтенанту — советник РФ 3-го класса;
  • лейтенанту — советник государственной службы 1-го класса;
  • младшему лейтенанту — советник государственной службы 2-го класса;
  • старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману — советник государственной службы 3-го класса;
  • старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине — референт государственной службы 1-го класса;
  • сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи — референт государственной службы 2-го класса;
  • ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу — референт государственной службы 3-го класса.

Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.

Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, — их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ — профессионализма и компетенции служащих.

Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы — профессия, специальность, должность.

Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу.

Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее — желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию5Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36..

Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.

Источник: https://isfic.info/gossab/civserv26.htm

5) Государственный служащий: понятие и классификация

Виды службы и служащих по законодательству.: Государственные служащие могут быть классифицированы по различным

Федеральныйгосударственный служащий — гражданин,осуществляющий профессиональнуюслужебную деятельность на должностифедеральной государственной службы иполучающий денежное содержание(вознаграждение, довольствие) за счетсредств федерального бюджета.

Государственныйгражданский служащий субъекта РоссийскойФедерации — гражданин, осуществляющийпрофессиональную служебную деятельностьна должности государственной гражданскойслужбы субъекта Российской Федерациии получающий денежное содержание(вознаграждение) за счет средств бюджетасоответствующего субъекта РоссийскойФедерации. В случаях, предусмотренныхфедеральным законом, государственныйгражданский служащий субъекта РоссийскойФедерации может получать денежноесодержание (вознаграждение) также засчет средств федерального бюджета.

Нанимателемфедерального государственного служащегоявляется Российская Федерация,государственного гражданского служащегосубъекта Российской Федерации -соответствующий субъект РоссийскойФедерации.

Правовое положение(статус) федерального государственногослужащего и государственного гражданскогослужащего субъекта Российской Федерации,в том числе ограничения, обязательства,правила служебного поведения,ответственность, а также порядокразрешения конфликта интересов ислужебных споров устанавливаетсясоответствующим федеральным закономо виде государственной службы.

Профессиональнаяслужебная деятельность гражданскогослужащего осуществляется в соответствиис должностным регламентом, утверждаемымпредставителем нанимателя и являющимсясоставной частью административногорегламента государственного органа.

Вдолжностной регламент включаются:

1)квалификационные требования к уровнюи характеру знаний и навыков, предъявляемыек гражданскому служащему, замещающемусоответствующую должность гражданскойслужбы, а также к образованию, стажугражданской службы или стажу (опыту)работы по специальности, направлениюподготовки;

2)должностные обязанности, права иответственность гражданского служащегоза неисполнение (ненадлежащее исполнение)должностных обязанностей в соответствиис административным регламентомгосударственного органа, задачами ифункциями структурного подразделениягосударственного органа и функциональнымиособенностями замещаемой в нем должностигражданской службы;

3)перечень вопросов, по которым гражданскийслужащий вправе или обязан самостоятельнопринимать управленческие и иные решения;

4)перечень вопросов, по которым гражданскийслужащий вправе или обязан участвоватьпри подготовке проектов нормативныхправовых актов и (или) проектовуправленческих и иных решений;

5)сроки и процедуры подготовки, рассмотренияпроектов управленческих и иных решений,порядок согласования и принятия данныхрешений;

6)порядок служебного взаимодействиягражданского служащего в связи сисполнением им должностных обязанностейс гражданскими служащими того жегосударственного органа, гражданскимислужащими иных государственных органов,другими гражданами, а также с организациями;

7)перечень государственных услуг,оказываемых гражданам и организациямв соответствии с административнымрегламентом государственного органа;

8)показатели эффективности и результативностипрофессиональной служебной деятельностигражданского служащего.

Примерныедолжностные регламенты утверждаютсясоответствующим органом по управлениюгосударственной службой.

В качестве основныхкритериев классификации государственныхслужащих государственной службы вспециальной литературе обычно используют:1) разделение органов государственнойвласти на федеральные и региональные(субъектов РФ); 2) реальное разделениегосударственной власти на президентскую,законодательную, исполнительную,судебную, контрольную; 3) вид государственнойслужбы; 4) наличие или отсутствие угосударственных служащих компетенциикак комплекса властных прав исоответствующих им обязанностей; 5)срок, на который заключают служебныйконтракт лица, поступающие нагосударственную службу.

  1. В зависимости от разделения органов государственной власти на федеральные и региональные:

  • федеральные государственные служащие – несут службу в федеральных государственных органах и получают денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета,
  • региональные государственные служащие – несут службу в государственных органах субъектов РФ, получая денежное вознаграждение за счет средств их бюджетов.
  1. Реальное разделение государственной власти на президентскую, законодательную, исполнительную, судебную, контрольную указывает на то, что в системе государственной власти сложились адекватные подсистемы государственных органов с соответствующим аппаратом государственных служащих.

    Все федеральные органы государственной власти и лица, занимающие государственные должности, опираются при осуществлении своих полномочий на созданные при них аппараты государственной службы.

    Работающие в таких аппаратах государственные служащие специализируются на обеспечении реализации пяти видов государственной власти и пяти видов государственной деятельности:

    • президентской,
    • законодательно-представительной,
    • исполнительной,
    • судебной,
    • контрольной.

Служебный аппаратотдельных органов государственнойвласти носит вполне конкретноенаименование. Деятельность ПрезидентаРФ обеспечивают Администрация ПрезидентаРФ и Управление делами Президента РФ,Правительства РФ — Аппарат ПравительстваРФ.

Обеспечением деятельности палатФедерального Собрания РФ, КонституционногоСуда РФ, Верховного Суда РФ, контрольныхорганов и лиц, замещающих в нихгосударственные должности, занятыаппараты указанных органов и работающиев них государственные служащие.

Государственныеслужащие субъектов РФ также могут бытьклассифицированы с учетом критерияреального разделения государственнойвласти на отдельные ветви и соответствующиеим подсистемы государственных органов.

  1. Вид государственной службы позволяет подразделить государственную службу на государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов, а государственных служащих соответственно на:

  • гражданских,
  • военных
  • иных видов ГС.

Государственныегражданские служащие осуществляютпрофессиональную служебную деятельностьна должностях государственной гражданскойслужбы.

Государственные военные служащиевыполняют профессиональную служебнуюдеятельность на воинских должностях вВооруженных Силах РФ, в других войсках,воинских (специальных) формированияхи органах, осуществляющих функции пообеспечению обороны и безопасностигосударства.

  1. Наличие или отсутствие у государственных служащих компетенции дает основание выделить среди них две основные категории:

    • должностные лица и служащие, не являющиеся должностными лицами (условно — недолжностные лица).
    • должностные лица наделены определенным объемом компетенции, т.е. властных, распорядительных прав и соответствующих им обязанностей. Должностные лица вправе давать обязательные для исполнения указания другим лицам.
  1. Срок, па который заключают контракт лица, поступающие на государственную службу государственных служащих подразделяют на:

      • поступающие на государственную должность на неопределенный срок;
      • поступающие на государственную должность па определенный срок;
      • поступающие в образовательное учреждение профессионального образования на срок обучения и на определенный срок государственной службы после его окончания.
  1. Должности государственной службы

Под«должностьюгосударственной службы» понимаетсяучрежденная в установленном порядкепервичная структурная (организационная)единица государственного органа(учреждения), определяющая функциональноепредназначение, полномочия и ответственностьзамещающего ее лица, а также расходыего нанимателя (государства, субъектаРФ) на его содержание и создание условийдля выполнения им должностных обязанностей.

трудовые функции, предопределяющиеосновные направления деятельности,задачи (функции), предписанные дляконкретной социальной роли и выступающиенеделимой формой в организационнойструктуре.

Должностигосударственной службы подразделяютсяна:

должностифедеральной государственной гражданскойслужбы;

должностигосударственной гражданской службысубъекта Российской Федерации;

воинскиедолжности;

должностифедеральной государственной службыиных видов.

Вфедеральном государственном органемогут быть учреждены должностигосударственной службы различных видов.

Должностигосударственной службы распределяютсяпо группам и (или) категориям в соответствиис федеральными законами о видахгосударственной службы и законамисубъектов Российской Федерации огосударственной гражданской службесубъектов Российской Федерации.

Должностигражданской службы подразделяются наследующие категории:

Должностигражданской службы подразделяются наследующие группы:

1)высшие должности гражданской службы;

2)главные должности гражданской службы;

3)ведущие должности гражданской службы;

4)старшие должности гражданской службы;

5)младшие должности гражданской службы.

КатегорииГруппыРуководителиПомощники (советники)СпециалистыОбеспечивающие специалисты
Высшая+++
++++
Ведущая++++
Старшая++
Младшая+

Всоответствии с категориями и группамидолжностей гражданской службыустанавливаются квалификационныетребования к должностям гражданскойслужбы.

Квалификационныетребования к гражданам для замещениядолжностей государственной службыустанавливаются федеральными законамии иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, а также законамии иными нормативными правовыми актамисубъектов Российской Федерации.

Вчисло квалификационных требований кдолжностям гражданской службы входяттребования к уровню профессиональногообразования, стажу гражданской службыили стажу (опыту) работы по специальности,направлению подготовки, профессиональнымзнаниям и навыкам, необходимым дляисполнения должностных обязанностей.

Требования к уровнюпрофессионального образования

Требования к стажугражданской службы или стажу (опыту)работы по специальности (Указ ПрезидентаРФ от 27.09.2005№ 1131 «О квалификационныхтребованиях к стажу государственнойгражданской службы»)

Направлениеподготовки, профессиональным знаниями навыкам (Устанавливаются государственныморганом)

Вфедеральном государственном органе игосударственном органе субъектаРоссийской Федерации могут бытьпредусмотрены должности, не являющиесядолжностями государственной службы.Трудовая деятельность работников,замещающих такие должности, регулируетсязаконодательством Российской Федерациио труде.

Должностифедеральной государственной гражданскойслужбы, классифицированные погосударственным органам, категориям,группам, а также по иным признакам,составляют перечни должностей федеральнойгосударственной гражданской службы,являющиеся соответствующими разделамиРеестра должностей федеральнойгосударственной гражданской службы.Реестр должностей федеральнойгосударственной гражданской службыутверждается указом Президента РоссийскойФедерации.

Должностигосударственной гражданской службысубъекта Российской Федерации вгосударственных органах субъектаРоссийской Федерации, учреждаемые сучетом структуры этих органов иклассифицируемые по категориям, группамдолжностей, составляют перечни должностейгосударственной гражданской службысубъекта, являющиеся соответствующимиразделами реестра должностейгосударственной гражданской службысубъекта. Реестр должностей государственнойгражданской службы субъекта РоссийскойФедерации составляется с учетом принциповпостроения Реестра должностей федеральнойгосударственной гражданской службы иутверждается законом или иным нормативнымправовым актом субъекта РоссийскойФедерации.

ПРИМЕР:

Министерства

Службы/Агентства

Территориальныеорганы ФОИВов

Источник: https://studfile.net/preview/5899156/page:4/

Государственные служащие: понятие, классификация, положение и ответственность

Виды службы и служащих по законодательству.: Государственные служащие могут быть классифицированы по различным

Государственный служащий (ГОСЛ, ГоСл) — работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Согласно российскому законодательству выделяется два вида государственных служащих Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 162. :

_ федеральные государственные служащие. Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

_ государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трех аспектах Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. 2011. № 9. С. 14.:

_ с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения.

Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями.

Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.

_ с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.

_ с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Государственный служащий — лицо, реализующее своей деятельностью функции государства. Основными ключевыми точками правового регулирования статуса государственного служащего являются:

  • а) порядок получение от государства полномочий государственного служащего на совершение властных действий от имени государства,
  • б) механизм реализации государственным служащим функций должности от имени государства,
  • в) обеспечение действий служащего, как выразителя воли государства, государственным принуждением;
  • г) ответственность государственного служащего, в том числе прекращение полномочий, компенсация ущерба обществу.

Обычно под государственным служащим понимается:

  • а) физическое лицо, обычно гражданин данного государства,
  • б) занимающее должность в государственном аппарате,
  • г) наделенное государственно-властными полномочиями по своей должности. В отличие от других трудящихся он имеет полномочия, а не права (правами можно пользоваться или нет, а от должностных обязанностей уклоняться невозможно, полномочия сочетают в себе и права, и обязанности);
  • д) выполняющее функции государства, поэтому действующее от имени государства;
  • е) на возмездной основе; то есть профессионально, получающее основной источник своего существования от деятельности на государственной службе. Бесплатное выполнение государственных функций говорило бы об имущественной состоятельности, экономической независимости от бюджета субъекта управления и, таким образом, о частном распоряжении публичным интересом;
  • ж) действия государственного служащего обеспечиваются государственным принуждением. Эти признаки государственного служащего в современном законодательстве РФ имеют определенную специфику правового регулирования.

Таким образом, Государственный служащий — лицо, реализующее своей деятельностью функции государства.

Ряд административно-правовых отношений по законодательству Российской Федерации осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в законодательстве отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций: Учебное пособие / А.А. Потапова. М.: Проспект, 2011. С. 83. .

Источник: https://studwood.ru/1225120/pravo/gosudarstvennye_sluzhaschie_ponyatie_klassifikatsiya_polozhenie_otvetstvennost

Studio-pravo
Добавить комментарий