Виды финансовых посредников.: По вопросу классификации финансового посредничества не существует

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Виды финансовых посредников.:  По вопросу классификации финансового посредничества не существует
Посмотреть видео по теме Реферата

PAGE   * MERGEFORMAT1

Введение …………………………………………………………………… 2

  1.  Цели задачи, которые решает финансовое посредничество …….  2
  2.  Функции финансовых посредников ………………………………. 3  
  3.  Классификация финансовых посредников ……………………….. 5   
  4.  Литература …………………………………………………………. 11

Введение

Финансовые посредники — это часть финансовой системы, которая выполняет роль заемщиков и выдвигает финансовые требования к кредиторам, принимает на себя финансовый риск.

Именно двойной обмен отличает финансовых посредников от других субъектов финансового рынка, таких как дилеры и брокеры которые только способствуют перемещению финансовых ресурсов от кредиторов к заемщикам, но не выпускают на рынок своих собственных долговых обязательств, а финансовые посредники увеличивают размер денежных фондов, выпускают свои собственные долговые обязательства, а на полученные средства получают долговые обязательства или ценные бумаги, выпущенные другими субъектами рынка.

  1.  Цели и задачи, которые решает финансовое посредничество

• приведение активов и обязательств (пассивов) в соответствие с потребностями клиентов;

• уменьшение риска путем диверсификации. Суть этого заключается в приобретении финансовыми посредниками большого количества финансовых активов различных эмитентов;

Диверсификация – рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков.

Эмитент – организация, выпустившая ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности.

• уменьшение издержек обращения (расходов на осуществление операций). Это достигается путем специализации финансовых посредников на осуществлении определенного вида деятельности на финансовом рынке и компенсации дополнительных расходов путем наращивания объема операций для клиентов.

Итак, финансовые посредники являются необходимыми субъектами финансового рынка, их деятельность способствует повышению эффективности функционирования различных сегментов этого рынка. В то же время профессиональная деятельность финансовых посредников обычно является высокодоходным бизнесом, что требует высокой финансовой квалификации.

Финансовый посредник, получив денежные средства, выдает взамен обязательство вернуть их на определенных условиях, В свою очередь, полученные средства в определенной комбинации предоставляются финансовым посредником некоторому заемщику также под обязательство их возврата с вознаграждением. В зависимости от используемых финансовых инструментов, возврат денежных средств Может осуществляться опосредованно, через механизмы рынка капитала.

Финансовое посредничество выгодно по многим обстоятельствам. Во-первых далеко не все сберегатели являются специалистами по финансовым операциям, разбирающимися в тонкостях ссудозаемных операций.

Во-вторых, даже имея определенные знания в подобных операциях, сберегатель, прибегая к услугам профессионалов, освобождается от необходимости поиска конкретного варианта инвестирования средств, т. е. экономит собственное время и ресурсы для занятия своим основным бизнесом.

В-третьих, деньги сберегателя начинают работать. В-четвертых, сберегатель получает доход, заставляя финансового посредника эффективно использовать полученные им средства. В-пятых, с помощью посредников можно диверсифицировать, снизить или передать риск другому лицу.

В-шестых, финансовые посредники могут аккумулировать большие объемы денежных средств и после их концентрации вкладывать в проекты, потенциально недоступные мелким инвесторам или сберегателям.

  1.  Функции финансовых посредников

— Сбережение финансовых ресурсов. Появление этой функции предопределяется широко распространенной необходимостью накопления денежных средств для их последующего использования (целевого инвестирования или потребления). Безусловно, средства можно накапливать не прибегая к помощи финансовых институтов, однако это менее выгодно и небезопасно.

— Финансовая трансформация заключается в том, что краткосрочные (финансовые) активы и обязательства могут трансформироваться в долгосрочные.

Достигается это, в частности, путем секъюритизации активов, когда кредитное учреждение собирает в пул предоставленные им кредиты, обеспеченные относительно однородным имуществом, и выпускает ценные бумаги под общее обеспечение. Возможен и обратный вариант – «занимать коротко, ссужать длинно».

Например, компания нуждается в инвестиции, но не может привлечь необходимый объем денежных средств на долгосрочной основе.

Тогда она делает короткие займы и вкладывает их в долгосрочный проект; при этом требуется периодическая пролонгация коротких кредитов, а также уверенность в достаточности текущих доходов для выплаты процентов и основной суммы короткого кредита. Безусловно, здесь выше риск повышения процентных ставок. Необходима определенная уверенность в возобновляемости источников краткосрочного финансирования.

Примерно такая же логика заложена в операции банковских и инвестиционных структур, когда средства, привлеченный на короткий срок, вкладывают в долгосрочный проект.

Здесь принимаются во внимание два обстоятельства: (а) аккуратность расчетов с краткосрочными инвесторами и потому недопущение ситуации, когда в условиях паники они единовременно захотят вернуть обратно свои средства (даже и с возможными потерями); (б) в данном случае срабатывает закон больших чисел, когда при наличии множества, вкладчиков нивелируются колебания в отношении сумм изымаемых денежных средств.

Кратко: Секъютиризация активов. Пролонгация и реструктуризация кредитов

— Передача риска. Подавляющее большинство финансовых операций рисковы по своей природе, поэтому при их осуществлении всегда возникает желание либо избежать риска, либо снизить его уровень. Достигается это различными способами, в частности получением гарантий и обеспечений, передачей части риска финансовому посреднику.

Кратко: Финансовые посредники принимают на себя часть риска хозяйствующих субъектов

— Организация валютных операций. В современной экономике подавляющее большинство компаний связано в той или иной степени с валютными операциями. В развитой рыночной экономике эти операции предопределены желанием компании выйти на международные рынки благ и факторов производства.

В развивающейся экономике действуют и другие причины валютных операций – желание создать совместные предприятия, найти иностранного инвестора, открыть зарубежное представительство, приобрести из-за рубежа новую технику и др.

Оформление подобных операций в подавляющем большинстве случаев проходит через финансовые институты.

— Содействие ликвидности. Любая компания нуждается в наличных денежных средствах (в данном случае речь идет о денежных средствах в кассе и на расчетных счетах), однако каков должен быть их объем – вопрос дискуссионный.

Поскольку текущая деятельность (в том числе в отношении притоков и оттоков денежных средств) по определению не может быть жестко предопределенной, всегда возникает проблема создания страхового запаса денежных средств, которым можно было бы воспользоваться, когда, например, наступил срок погашения кредиторской задолженности, но деньги от дебитора, на которые рассчитывала компания, на счет так и не поступили. Самый простой вариант страховки от подобной коллизии – формирование резерва денежных средств – оказывается не самым выгодным, поскольку деньги, лежащие без движения, не только не приносят доход, но, напротив, приводят к убыткам (например, из-за инфляции)! Поэтому наиболее разумным является инвестирование денежных средств в высоколиквидные финансовые продукты, предлагаемые финансовыми институтами, например в акции, краткосрочные обязательства.

Кратко: Помощь в инвестировании временно свободных средств в рыночные ценные бумаги

— Организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний. Наиболее типичной операцией подобного рода является преобразование компании в ОАО.

Логика развития бизнеса такова, что по мере становления компании и расширения масштабов деятельности ее учредители либо становятся не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование компании, либо по некоторым причинам не желают этого делать.

В этом случае компания меняет организационно-правовую форму, путем преобразования.

 3. Классификация финансовых посредников  

Мы видели, почему финансовые посредники играют такую важную роль в экономике. Теперь рассмотрим основные типы финансовых посредников и то, как они выполняют свои посреднические функции. Существует три категории посредников: депозитные учреждения (банки), контрактные сберегательные учреждения и инвестиционные посредники.

Депозитные учреждения (для простоты мы будем называть их просто банками) — это финансовые посредники, которые принимают вклады (депозиты) частных лиц и учреждений и выдают кредиты.

Теория денег и банковского дела уделяет особое внимание этой группе финансовых институтов, поскольку с их помошью создаются депозиты — важная составляющая денежной массы.

В число депозитных учреждений входят коммерческие банки и так называемые сберегательные учреждения: ссудо-сберегательные ассоциации, взаимно-сберегательные банки и кредитные союзы. Их поведение играет важную роль в формировании предложения денег.

Эти финансовые посредники формируют свои ресурсы в основном за счет открытия чековых депозитных счетов (вкладов, против которых могут быть выписаны чеки), сберегательных депозитных счетов (вкладов, с которых можно снимать деньги в любой момент времени по требованию вкладчика, но против которых вкладчик не может выписать чек) и срочных депозитных счетов (вкладов, средства с которых могут сниматься только по истечении четко установленного срока). Затем эти средства используются для предоставления коммерческих и потребительских кредитов, ссуд под залог недвижимости (закладных), для приобретения государственных ценных бумаг и муниципальных облигаций. В США насчитывается примерно 12 тыс. коммерческих банков, и эта группа финансовых посредников является самой крупной. Портфель (набор) активов коммерческих банков наиболее диверсифицирован.

  1.  Ссудо-сберегательные ассоциации

Ссудо-сберегательные ассоциации формируют свои ресурсы в основном за счет открытия сберегательных депозитов (часто называемых паями), срочных и чековых счетов. Привлеченные средства традиционно использовались на выдачу кредитов под залог недвижимости.

Ссудо-сберегательные ассоциации — вторая по численности группа финансовых посредников, всего существует около 2 тыс. ассоциаций. В 50-х и 60-х гг. сектор ссудо-сберегательных ассоциаций развивался более интенсивно, чем сектор коммерческих банков, но с конца 60-х до начала 80-х гг.

процентные ставки постоянно и резко поднимались вверх, поэтому ссудо-сберегательные ассоциации столкнулись тогда с большими трудностями, которые замедлили их рост. Многие ссуды под залог недвижимости выдаются на длительный срок, с погашением через 25 лет и более.

И неудивительно, что многие ссуды, не погашенные до сих пор, были выданы очень давно — тогда, когда процентные ставки были существенно ниже.

Из-за роста процентных ставок ссудо-сберегательные ассоциации часто сталкивались с ситуацией, когда доход от ипотечных кредитов был существенно ниже, чем расходы на привлечение ресурсов. Многие из них понесли значительные потери и прекратили свою деятельность.

До 1980 т. ссудо-сберегательным ассоциациям разрешалось только выдавать ссуды под залог недвижимости и открывать сберегательные счета. Трудности, о которых мы упомянули, заставили Конгресс принять в начале 80-х гг.

законы, позволяющие ссудо-сберегательным ассоциациям открывать чековые счета, выдавать потребительские кредиты и выполнять много других ранее запрещенных видов дея­тельности. Кроме того, теперь ассоциации подчиняются тем же самым требованиям, устанавливаемым Федеральной Резервной Системой в отношении депозитов, что и коммерческие банки.

Итогом принятия этих законов явилось то, что различие между ссудо-сберегательными ассоциациями и коммерческими банками сходит на нет, а конкуренция между этими двумя видами посредников усиливается.

  1.  Взаимно-сберегательные банки

Взаимно-сберегательные банки очень похожи на ссудо-сберегательные ассоциации. Они формируют свои ресурсы за счет приема депозитов (часто называемых паями), а собранные средства предоставляют в качестве ссуд под залог недвижимости.

Их корпоративная структура несколько отличается от структуры ссудо-сберегательных ассоциаций, причем основное различие сводится к слову «взаимные», которое означает, что такие банки функционируют как кооперативы: ими владеют вкладчики. Существует около 500 финансовых посредников этого типа, преимущественно расположенных в штатах Нью-Йорк и Новая Англия.

Как и ссудо-сберегательным ассоциациям, взаимно-сберегательным банкам до 1980 г. разрешалось только выдавать ссуды под залог недвижимости, и с конца 60-х до начала 80-х гг. они испытывали те же трудности в период роста процентных ставок. В 80-х гг.

банковское законодательство в отношении этих организаций было изменено аналогичным образом, и теперь взаимно-сберегательные банки могут открывать чековые счета и выдавать ссуды различных видов, не ограничиваясь лишь ипотечными ссудами.

Эти финансовые учреждения (их около 13 тыс.) являются очень небольшими кооперативными кредитными учреждениями, организующимися какой-либо группой людей: членами профсоюза, работниками какой-либо фирмы и т. д.

Они формируют свои ресурсы за счет открытия депозитов, которые носят название паев (долей), и в основном предоставляют потребительские кредиты. Благодаря банковскому законодательству 1980 г.

кредитным союзам в дополнение к потребительским кредитам также разрешено выдавать ссуды под залог недвижимости.

  1.  Контрактные сберегательные учреждения

Контрактные сберегательные учреждения (страховые компании и пенсионные фонды) — это финансовые посредники, периодически привлекающие ресурсы на контрактной основе.

Они могут достаточно точно предугадывать, сколько придется выплатить в наступающем году, поэтому потери средств их волнуют значительно меньше, чем депозитные учреждения.

В итоге ликвидность активов для них не так важна, как для депозитных учреждений, и они склонны инвестировать в долгосрочные ценные бумаги — корпоративные облигации, акции и закладные.

  1.  Компании по страхованию жизни

Компании по страхованию жизни страхуют людей от финансового бремени, связанного с чьей-то смертью, а также продают аннуитеты (обеспечивающие ежегодные выплаты по наступлении пенсионного возраста).

Они формируют свои ресурсы за счет денег, которые уплачивают люди за свои страховые полисы (или за продление их действия), и Используют эти средства для покупки в основном корпоративных облигаций и закладных. Страховые компании приобретают и акции, но вложения в них ограничены.

В настоящее время совокупные активы компаний по страхованию жизни составляют 1,8 трлн. долл., что делает их крупнейшей группой контрактных сберегательных учреждений.

  1.  Компании по страхованию от пожаров и несчастных случаев

Эти компании страхуют владельцев своих полисов от краж, пожаров и несчастных случаев.

Они во многом похожи на компании по страхованию жизни, в частности формируют свои ресурсы, продавая страховые полисы, но при глобальных бедствиях возможность потерь у них значительно выше.

По этой причине средства вкладываются в более ликвидные активы, чем у компаний по страхованию жизни. Крупнейшими направлениями вложений являются муниципальные облигации; кроме них, приобретаются корпоративные облигации и акции, а также государственные ценные бумаги.

  1.  Пенсионные фонды и государственные пенсионные фонды

Частные пенсионные фонды, как и государственные пенсионные фонды и пенсионные фонды местных органов власти, обеспечивают ежегодный доход в пенсионном возрасте сотрудникам предприятий, на которых распространяется пенсионный план.

Ресурсная база формируется за счет взносов самих сотрудников, а также их работодателей, у которых либо суммы взноса автоматически вычитаются из приходных ордеров, либо они делают взносы на добровольной основе. Крупнейшей статьей активов пенсионных фондов являются корпоративные облигации и акции.

Учреждение пенсионных фондов активно поддерживалось федеральным правительством и через законодательство, обязывающее предприятия участвовать в пенсионном плане, и через налоговые льготы, стимулирующие пенсионные взносы.

  1.  Инвестиционные посредники

Эта категория финансовых посредников включает в себя финансовые компании, взаимные (паевые) фонды и взаимные (паевые) фонды денежного рынка.

Финансовые компании формируют свои ресурсы за счет продажи коммерческих ценных бумаг (одного из видов краткосрочных долговых инструментов), выпуска акций и облигаций.

Эти средства направляются на выдачу потребительских ссуд, предназначенных для приобретения мебели, автомобилей или для ремонта дома, а также для развития малого бизнеса. Некоторые финансовые компании организуются крупными корпорациями с целью обеспечения продаж своего продукта.

Например, компания Ford Motor Credit Company предоставляет клиентам кредиты на покупку автомобилей «Форд».

Эти финансовые посредники формируют свои ресурсы за счет продажи населению паев, а привлеченные средства направляют на приобретение разнообразных акций и облигаций.

Взаимные фонды дают своим пайщикам возможность объединить их средства и тем самым снизить трансакционные издержки при покупке крупных пакетов акций или облигаций.

Более того, портфель ценных бумаг, которым по сути дела владеют пайщики взаимного фонда, оказывается более диверсифицированным, чем портфель, который мог бы позволить себе приобрести каждый отдельно взятый пайщик.

Пайщики могут в любой момент продать (вернуть) свои паи, а стоимость паев будет определяться совокупной стоимостью всех ценных бумаг, которыми владеет фонд на данный момент. Стоимость ценных бумаг и пая постоянно меняется, поэтому инвестиции во взаимные фонды могут оказаться рисковыми.

  1.  Взаимные (паевые) фонды денежного рынка

Эти относительно новые финансовые учреждения обладают всеми характеристиками взаимных фондов, но, помимо того, являются в какой-то мере депозитными учреждениями, поскольку позволяют своим клиентам открывать счета депозитного типа. Для формирования ресурсной базы они, как и большинство взаимных фондов, продают паи, а затем эта ресурсная база используется для приобретения безопасных и высоколиквидных инструментов денежного рынка.

Эти фонды отличаются тем, что пайщики имеют право выписывать чеки против своих паев. Правда, обычно этим правом можно воспользоваться только при соблюдении определенных условий; чаще всего чеки разрешается выписывать только на суммы, не превышающие 500 долл., а для открытия подобного счета требуется приличная сумма денег.

По сути дела паи во взаимном фонде денежного рынка играют роль чековых депозитных счетов, по которым выплачивается процент, хотя и с некоторыми ограничениями на право выписывать чек. С 1971 г., когда появились первые взаимные фонды денежного рынка, размеры этого сектора бурно росли, и к 1993 г.

совокупная величина активов взаимных фондов денежного рынка превысила отметку 500 млрд. долл.

Литература

  1.  Экономика: Учебник./Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.
  2.  Финансы. Учебник./Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.З. Захаров, 2001.
  3.  Газета «Экономика и жизнь» № 45, 2000 г
  4.  http://www.capitalpost.ru/rol-finansovyih-posrednikov-i-funktsii-bankov/
  5.  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=47667

PAGE * MERGEFORMAT1 Введение …………………………………………………………………… 2 Цели задачи, которые решает финансовое посредничество ……. 2 Функции финансовых посредников ……………………………….

Источник: https://stud-baza.ru/finansovyie-posredniki-na-finansovom-ryinkeih-klassifikatsiya-i-funktsii-referatyi-ekonomika-i-finansyi

Понятие и задачи финансового посредничества. Виды и типы финансовых посредников

Виды финансовых посредников.:  По вопросу классификации финансового посредничества не существует

 Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансо­вых институтов.

Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собст­венников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в ор­ганизации торговли финансовыми активами и обязательствами меж­ду покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов: домашние хозяйства; фирмы; государства.

Каждый из указанных субъектов в конкретный период времени может находиться в состоянии сбалансированности своего бюджета, либо его дефицита, или профицита.

В последних двух случаях у экономических субъектов возникает либо потребность в заимствова­нии финансовых средств, или возможность в размещении временно свободных средств на выгодных для себя условиях.

Финансовые рынки, собственно, и предназначены для того, чтобы наиболее эффективно были учтены и реализованы интересы потенциальных про­давцов и покупателей.

Акты купли-продажи товаров финансового рынка зачастую со­пряжены с финансовыми обязательствами, то есть обязательствами возврата согласованной суммы, денежных средств в определенные сроки на определенных условиях. Соответственно владение финансо­выми обязательствами для кредитора является правовым основанием его притязаний на получение реальных денежных средств в установ­ленные сроки в будущем.

Взаимодействие между продавцами и покупателями может осу­ществляться непосредственно либо опосредованно. В первом случае удовлетворение взаимного интереса осуществляется с помощью прямого финансирования, во втором — финансированием через посред­ников, т. е. в виде опосредованного финансирования.

При прямом финансировании покупатель в обмен на финансовое обязательство получает денежные средства непосредственно у про­давца. Для покупателя финансовые обязательства продавца рассмат­риваются как активы, приносящие процентные доходы. Эти финан­совые обязательства могут продаваться и покупаться на финансовых рынках.

Обязательства, выпускаемые покупателями, называются пря­мыми обязательствами и реализуются, как правило, на рынках пря­мых заимствований.

Прямое финансирование осуществляется через частное размещение, когда, например, фирма (продавец) продает весь выпуск ценных бумаг одному крупному институциональному инвестору или группе мелких инвесторов.

Реализация подобных опе­раций требует, как правило, профессионального знания интересов и потребностей потенциальных покупателей финансовых обязательств.

На финансовых рынках всегда присутствуют соответствующие специалисты, прежде всего брокеры, которые сводят продавцов и за­интересованных покупателей. Брокеры не покупают и не продают ценные бумаги. Они лишь исполняют заказы своих клиентов на про­ведение определенных операций по приемлемым (выгодным) для них ценам.

Участниками рынка прямых заимствований наряду с брокерами выступают дилеры и инвестиционные банки.

Дилеры от своего име­ни и за своп счет приобретают и продают определенные ценные бу­маги, по которым, на их взгляд, ожидается рост котировок.

Доход дилера определяется разницей между ценой спроса и ценой предло­жения, называемой также спрэдом.

Очевидно, что прибыль дилера зависит прежде всего от характера роста стоимости ценных бумаг и, разумеется, от расходов, связанных с приобретением, хранением и продажей ценных бумаг.

Инвестиционные банки помогают осуществлять первичное разме­щение финансовых обязательств. Они снижают эмиссионный риск продавцов путем гарантированного размещения этих обязательств по фиксированной цене, выступая в роли дилера или брокера.

Инвести­ционные банки выполняют и другие функции, услуги. В частности, они осуществляют консультирование эмитентов по всем аспектам вы­пуска и размещения ценных бумаг, оказывают помощь в составлении проспекта эмиссии, в выборе срока (времени) выхода на рынок и т.

д.

Функционирование рынков прямых заимствований связано с рядом трудностей, которые обусловлены крупнооптовым характером продаж, что сужает круг возможных покупателей. Поэтому движение денежных средств от субъектов, имеющих профицит бюджетов, к субъектам с де­фицитом бюджета зачастую носит опосредованный характер.

Опосредованное финансирование предполагает наличие финан­совых посредников (финансовых институтов), которые аккумулиру­ют свободные денежные средства разных экономических субъектов и предоставляют их от своего имени на определенных условиях дру­гим субъектам, нуждающимся в этих средствах.

Финансовые посред­ники приобретают у экономических субъектов, нуждающихся в де­нежных средствах, их прямые обязательства и преобразуют их в дру­гие обязательства с иными характеристиками (сроки погашения, процентные платежи и т, д.), которые продают экономическим субъ­ектам, имеющим свободные денежные средства.

В финансовых посредниках зачастую заинтересованы как эконо­мические субъекты, имеющие временные свободные денежные сред­ства (кредиторы), так и субъекты, нуждающиеся в денежных средст­вах (заемщики), так как они получают определенные преимущества и выгоды.

Можно выделить следующие выгоды с позиции кредиторов.

Во-первых, посредники осуществляют диверсификацию риска пу­тем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кре­дитов во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска.

При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и про­центов.

Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с веде­нием счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д.

Во-вторых,посредник разрабатывает систему проверки платежеспо­собности заемщиков и организует систему распространения своих ус­луг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.

В-третьих, финансовые институты позволяют обеспечить постоян­ный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность по­лучения наличных денег. С одной стороны, сами финансовые инсти­туты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов.

С другой стороны, для некоторых видов финан­совых институтов государство устанавливает законодательные нор­мы, регулирующие ликвидность.

Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержа­ние минимальных остатков денежных средств на счетах в централь­ном банке и в кассе.

Не только кредиторы, но и заемщики получают свои выгоды в результате реализации схемы опосредованного финансирования.

Во-первых,финансовые посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.

Во-вторых, при наличии финансового посредника ставка за кре­дит для заемщика при нормальных экономических условиях оказы­вается чаще всего ниже, чем при его отсутствии.

Объясняется этот парадокс тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать бо­лее низкие ставки привлечения средств.

Эти суммы ставок имеете с издержками посредника оказываются не так велики, чтобы возника­ла необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании.

В-третьих,финансовые посредники осуществляют трансформа­цию сроков, восполняя разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд заемщика и предпочтением ликвидности кредитора. Это стано­вится возможным благодаря тому, что не все клиенты требуют свои деньги одновременно, а поступление средств финансовому посредни­ку также распределено во времени.

В-четвертых,финансовые институты удовлетворяют спрос заем­щиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.

Рынки опосредованных заимствований относят к розничным рын­кам. Основными финансовыми посредниками на этих рынках высту­пают: коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании.

Всех финансовых посредников можно подразделить на четыре группы: 1) финансовые учреждения депозитного типа; 2) договор­ные сберегательные учреждения; 3) инвестиционные фонды; 4) иные финансовые организации.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками высту­пают учреждения депозитного типа В развитых странах их услуга­ми пользуется значительная часть населения, так как выплату дохо­дов по депозитным счетам, как правило, гарантируют страховые ком­пании, надежность которых обеспечивает государство. Привлеченные депозитными учреждениями средства используются для выдачи бан­ковских, потребительских и ипотечных кредитов. Основными инсти­тутами данной группы являются коммерческие банки, сберегатель­ные институты и кредитные союзы.

Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от экономических субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предос­тавлению различных займов, кредитов. В силу огромной значимости коммерческих банков в функционировании денежно-кредитной сис­темы государства они являются объектом жесткого государственного контроля.

Сберегательные институты являются специализированными фи­нансовыми институтами, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Эти институты заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных сче­тов, а затем ссужают их на длительный срок под обеспечение в виде недвижимости.

Кредитные союзы являются институтами взаимного кредитова­ния. Они принимают вклады частных лиц и кредитуют членов союза на приемлемых для тех условиях. Обязательства кредитных союзов формируются из сберегательных счетов и чековых счетов (паев). Свои средства кредитные союзы предоставляют членам союза в виде краткосрочных потребительских ссуд.

Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед иными финан­совыми институтами депозитного типа. Как правило, они освобожда­ются от уплаты налога на доходы (прибыль), они не являются субъ­ектом антимонопольного законодательства, что позволяет им участ­вовать в совместных предприятиях.

В России деятельность кредитных союзов не получила достаточ­ного распространения. Их статус на федеральном уровне определен лишь разъяснениями Министерства юстиции РФ.

Специальный за­кон «О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредит­ных потребительских союзах)» принимался Государственной Думой, но в действие не введен. В созданную в 1994 г.

«Лигу кредитных союзов» входят около сорока кредитных союзов и четыре региональ­ные ассоциации кредитных союзов.

К сберегательным учреждениям, действующим на договорной ос­нове, относят страховые компании и пенсионные фонды.

Эти финан­совые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах.

Они имеют возможность инвестировать средства в долго­срочные высокодоходные финансовые инструменты.

Инвестиционные фонды продают свои ценные бумаги (акции, инвестиционные паи) инвесторам и используют полученные средства для покупки прямых финансовых обязательств. Как правило, они ха­рактеризуются высокой надежностью и низким номиналом продавае­мых ценных бумаг.

Среди инвестиционных фондов выделяются пре­жде всего паевые (взаимные) фонды. Они продают свои паи инве­сторам и покупают на вырученные средства преимущественно акции и облигации. Существуют различные типы паевых фондов.

Для всех них стоимость пая изменяется (как правило, растет), что позволяет инвесторам получать доход в случае продажи пая паевому фонду.

Системы паевых фондов играют активную роль на финансовых рынках в экономически развитых странах. В частности, в США од­ними из наиболее динамично развивающихся инвестиционных фон­дов являются паевые фонды денежного рынка, впервые появившиеся в 1972 г.

Отличительной особенностью этих фондов является то, что они осуществляют инвестиции в краткосрочные ценные бумаги с низким риском неплатежа и высоким номиналом — от одного мил­лиона долларов и выше. Для многих инвестором такие ценные бума­ги недоступны в силу их высокой стоимости.

Паевые фонды денеж­ного рынка дают возможность мелким инвесторам получать доход от своих вложений по рыночной ставке процента и при этом не под­вергаться значительным рискам невозврата средств.

К последней группе финансовых посредников относятся различ­ные типы финансовых компаний, таких, как финансовые компании, специализирующиеся на кредитных и лизинговых операциях в сфере бизнеса и финансовые компании потребительского кредита, предос­тавляющие займы домашним хозяйствам с правом погашения в рас­срочку.

Основную часть денежных средств эти финансовые институты получают от продажи инвесторам краткосрочных обязательств в виде коммерческих бумаг. Деятельность этих компании регулируется нормативными актами представительных (законодательных) и испол­нительных органов власти.

Объемы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают. При этом в раз­витых странах наблюдается относительное изменение объема услуг, предоставляемых отдельными финансовыми посредниками. Одновре­менно имеет место относительное изменение объема активов отдель­ных финансовых институтов.

Так, в США за последние 30 лет зна­чительно возросла доля взаимных фондов и государственных пенси­онных фондов, и то время как доля депозитных институтов (коммерческих банков, сберегательных институтов) уменьшилась. Если в 1975 г. доля коммерческих банков в совокупных финансовых активах финансовых посредников составляла около 40%, то к 1998 г. она сократилась примерно до 27%, а доля взаимных фондов соответ­ственно возросла с 2 до 19%.

Отток денежно-кредитных ресурсов из банковской системы явил­ся следствием влияния не только определенных рыночных сил, но и собственной политики банков США, которые установили правила по увеличению расходов на страхование депозитов и более жестким требованиям к размерам собственного капитала.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/ponyatie-i-zadachi-finansovogo-posrednichestva-vidi-i-tipi-finansovich-posrednikov-1399

Финансовое посредничество и финансовые посредники

Виды финансовых посредников.:  По вопросу классификации финансового посредничества не существует

В процессе хозяйственной деятельности ряд субъектов рынка не имеет достаточных денежных ресурсов для оплаты запланированных расходов, в этом случае у него имеются три основных возможности для решения проблемы:

— сокращение запланированных расходов;

— увеличение денежных доходов, получаемых из других секторов (например, государственные органы могут увеличить налоги, предприниматели увеличить объем продаж, работники потребовать роста заработной платы и т. д.);

— заем денег в других секторах или у других субъектов.

Одновременно всегда существуют фирмы, лица и государственные организации, у которых денег больше, чем текущие потребности в них. Таким образом, есть две категории представителей каждого сектора:

1) избыточные единицы (ИЕ);

2) дефицитные единицы (ДЕ).

Перераспределением финансовых средств между ИЕ и ДЕ в экономической системе занимаются особые финансовые институты, именуемые финансовыми посредниками.

Финансовыми посредниками называются особые финансовые институты, главная функция которых заключается в обеспечении клиентов финансовыми продуктами и услугами с большей эффективностью, чем они могли бы получить от своих непосредственных операций на финансовых рынках. Среди основных типов финансовых посредников следует назвать банки, инвестиционных и страховые компании. Их финансовые продукты, среди прочего, включают: чековые счета, кредиты, ипотечные кредиты, ценные бумаги и широкий диапазон страховых контрактов.

Финансовый посредник осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам. Объем средств, аккумулируемых и используемых финансовыми посредниками, заметно превышает их объемы, проходящие через другие сектора.

Существуют финансовые посредники между самими финансовыми институтами, например учетные дома в Англии, возникшие как институты, осуществлявшие размещение среди коммерческих банков казначейских векселей, т. е. как посредники между коммерческими банками и центральным банком.

Ряд финансовых институтов, в частности лизинговые, факторинговые компании, финансовые дома, большую часть своих фондов получают как займы у других финансовых институтов.

Процесс финансового посредничества упрощенно может быть представлен в виде схемы (рис. 11. 1).

Рис. 11.1. Схема финансового посредничества

Преимущества финансового посредничества для кредиторов:

1. При их помощи достигается снижение кредитного риска. В условиях неполноты и несовершенства информации, характерных для современной рыночной экономики, велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов.

2. Финансовые посредники облегчают другим экономическим субъектам поиск надежных заемщиков. Посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг. Это также в итоге снижает кредитный риск и издержки кредитования.

3. Финансовые посредники обеспечивают разрешение проблем ликвидности у экономических агентов. Финансовые институты позволяют поддерживать необходимый уровень ликвидности своих клиентов, которая определяет их способность беспрепятственно выполнять свои обязательства перед контрагентами.

Это достигается за счет того, что финансовые институты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. Кроме того, для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность.

Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержание минимальных остатков денежных средств на счетах в центральном банке и кассе.

Преимущества финансовых посредников для заемщиков:

1. Решение проблемы поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях. Финансовые посредники организуют сбор данных о них, разрабатывают методы привлечения свободных денежных средств.

2. При отсутствии финансового посредника ставка за привлеченные средства для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего выше, чем при его наличии.

Это объясняется тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств.

Последние в сумме с издержками посредника оказываются не настолько высокими, чтобы возникала необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании.

3. Финансовые посредники помогают согласовывать сроки размещения и привлечения финансовых ресурсов. Эта проблема возникает в связи с тем, что заемщику деньги нужны обычно на более длительные сроки, чем готовы предложить кредиторы.

Финансовые посредники осуществляют их трансформацию, восполняя разрыв между предпочтениями ликвидности кредитора и долгосрочных ссуд заемщика.

Решение этой проблемы облегчается тем, что не все клиенты требуют свои деньги в одни и те же сроки, а поступление средств финансовому посреднику также распределено во времени.

4. Финансовые институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.

11. 2. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы[13]

Основную роль в финансовом посредничестве играют различного рода финансово-кредитные институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам.

В современных условиях существует множество разнообразных финансово-кредитных институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране его организация имеет свои национальные особенности. Рассмотрим наиболее характерные виды финансово-кредитных организаций, совокупность которых образует кредитную систему страны.

В национальных законодательствах понятие «кредитная система», как правило, не фигурирует, чаще используется понятие «банковская система». Однако их нельзя отождествлять.

Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций.

Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.

В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.

Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т. д.).

Совокупность указанных институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны. В каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору.

Это связано с историческими особенностями развития кредитных отношений, а также с законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных институтов.

В кредитную систему страны довольно часто включают все или большинство институтов, которые могут рассматриваться как финансовые, т. е.

выполняющие функции финансовых посредников, в частности страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании, финансовые компании, благотворительные фонды, учреждения мелкого кредита, ломбарды и др.

При такой расширенной трактовке предполагается, что любой финансовый институт осуществляет кредитную функцию в той или иной форме.

При этом необходимо иметь в виду, что многие из перечисленных институтов не являются кредитными организациями, поскольку по закону не имеют права предоставлять ссуды юридическим и физическим лицам. Это относится, в частности, к инвестиционным фондам и компаниям, страховым компаниям и пенсионным фондам. В основном эти организации осуществляют инвестиции в ценные бумаги.

Страховым компаниям и пенсионным фондам разрешено также инвестировать средства в недвижимость, банковские вклады (депозиты), валютные ценности, денежные средства на расчетном счете.

Инвестиции в долевые ценные бумаги, по сути, не могут рассматриваться как форма займа.

Единственным основанием отнесения указанных организаций к кредитному сектору является инвестирование ими средств в долговые ценные бумаги, в особенности государственные и муниципальные, поскольку такие инвестиции являются формой займа.

Таким образом, при определении небанковских организаций кредитного сектора желательно разделить их на следующие группы: с преобладанием кредитной функции (например, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании, ломбарды, финансовые компании) и в основном с инвестированием на рынке ценных бумаг.

На рис. 11. 2 представлена совокупность основных видов финансово-кредитных институтов. На этой схеме собственно к кредитному сектору отнесены лишь те финансовые институты, которые предоставляют займы и кредиты. Отдельно выделены специализированные финансово-кредитные учреждения, которые указанный вид операций не осуществляют или делают это в ограниченном масштабе.

Рис. 11.2. Совокупность основных финансово-кредитных институтов

Функции, выполняемые различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие:

1) аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

2) перераспределение денежного капитала (посредническая роль);

3) регулирование денежного оборота;

4) уменьшение финансовых рисков для поставщиков финансового капитала.

Очевидно, что эти функции определяются ролью кредитных институтов как финансовых посредников. Но характер их выполнения разными группами кредитных организаций отличается.

Все множество финансово-кредитных институтов в стране называют финансово-кредитным сектором. Он состоит из кредитного сектора и специализированных финансово-кредитных организаций, которые оказывают финансовые услуги без предоставления займов (см. рис. 11. 2) и действуют при этом в основном на рынках ценных бумаг.

Различают два основных типа финансово-кредитных систем — универсальные и сегментированные (специализированные). В универсальной финансово-кредитной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это — фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы является немецкая.

Для установления типа национальных финансово-кредитных систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции, как было сказано выше, определяются преимущественно установленным перечнем, причем его состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов.

В строго сегментированной финансово-кредитной системе банкам не разрешено выполнять небанковские операции. Дополнительным признаком, хотя и необязательным, является более жесткое разграничение сфер деятельности кредитных организаций и отдельных операций.

Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхования, сделок с недвижимостью, трастовых операций).

Сегментированная система преобладала долгое время в США и Японии.

Приведенное разделение финансово-кредитных систем на универсальные и сегментированные в современных условиях все же не носит абсолютного характера.

Во-первых, каждая национальная финансово-кредитная система проходит несколько этапов своего развития, тяготея в той или иной мере то к универсальному, то к сегментированному образцу.

В частности, это было характерно для финансово-кредитных систем Франции, Великобритании и других стран.

Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансово-кредитных систем.

Поэтому в современных условиях существуют не строго сегментированные, а либо смешанные финансово-кредитные системы, либо сегментированные с элементами универсализации.

В последние десятилетия границы между банками и прочими финансовыми институтами, в том числе небанковскими кредитными организациями, все более размываются. Данный процесс характерен для большинства развитых стран.

Это происходит по двум причинам: во-первых, банки все больше проникают в сферу деятельности других финансовых институтов (однако в ряде стран этому процессу препятствуют законодатели), а во-вторых, расширяется спектр операций, которые выполняются небанковскими организациями.

Так, банки принимают активное участие в осуществлении факторинговых и лизинговых операций, оказании трастовых и других услуг, которые выполняют и специализированные финансовые институты. Небанковским организациям сложнее универсализировать свою деятельность в силу их специализированного характера.

Однако и они стали активнее заниматься традиционными банковскими операциями – денежными расчетами, краткосрочным кредитованием фирм, операциями с кредитными карточками, приемом сбережений, ведением текущих счетов и др.

В целом кредитный сектор страны включает обычно следующие разновидности финансовых институтов:

1) центральный банк;

2) коммерческие банки различного типа, в том числе универсальные (выполняющие большинство банковских операций и услуг) и специализированные (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, торговые и др.);

3) специализированные кредитные организации небанковского типа;

4) специализированные кредитные институты (кредитные кооперативы, союзы, ссудосберегательные ассоциации и др.), которые не везде признаются кредитными организациями, но везде реально выполняют часть банковских операций и услуг.

Из указанных разновидностей финансовых институтов в банковский сектор и соответственно банковскую систему входят первые две. В некоторых странах Европы (Германии, Голландии, Франции, Австрии и др.) значительная часть кооперативных кредитных институтов рассматривается как кредитные организации. Они носят название кооперативных банков.

На рис. 11.2 отмечены государственные органы, контролирующие функционирование кредитных организаций. Они разрабатывают для них различные нормативы (достаточности капитала, ликвидности и др.

), методические рекомендации, контролируют их исполнение, выдают лицензии. Соответствующие органы отличаются в разных странах.

Так, в России такое регулирование осуществляет сам Центральный банк РФ, в Японии — Министерство финансов, в Германии — Федеральное ведомство по кредитному делу.

Независимо от выполняемых функций и форм специализации кредитные организации, в том числе и банки, могут создаваться на основе как частной собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).

Панорама кредитной системы не будет полной, если не упомянуть финансовые услуги почты. Обладая крупной сетью отделений, размещенных на территории многих стран, почтово-сберегательная система собирает значительное число вкладов (например, в Японии они составляют более 20 %, что соответствует примерно 2 трлн дол.). В то же время следует учитывать, что почтовая система не выдает кредиты.

Помимо выполнения традиционных функций привлечения денежных средств, почтово-сберегательная система занимается страхованием и оказывает другие финансовые услуги, облегчая доступ населения к ним. Так, японская почтово-сберегательная система является крупнейшим в мире учреждением по объему привлечения частных сбережений.

На этом, как утверждают специалисты, основано экономическое и политическое могущество японского финансового капитала. Привлеченные денежные средства населения Японии поступают в распоряжение правительства, формируя как бы «второй государственный бюджет», достигающий почти 10% годового ВНП.

Получая дешевые денежные средства через почтово-сберегательную систему, Япония до недавнего времени не нуждалось в развитии рынка государственных долговых обязательств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_70079_finansovoe-posrednichestvo-i-finansovie-posredniki.html

Сущность, назначение и виды финансового посредничества

Виды финансовых посредников.:  По вопросу классификации финансового посредничества не существует

Денежный рынок по характеру связи между кредиторами и заемщиками подразделяется на два сектора: сектор прямого финансирования и сектор непрямого (опосредованного) финансирования.

В секторе непрямого финансирования наряду с кредиторами и заемщиками, которых условно можно назвать базовыми субъектами рынка, появляется третий – экономический посредник, который является самостоятельным и равноправным субъектом денежного рынка.

Аналогично базовым субъектам, он формирует собственные обязательства и требования и на этой основе эмитирует собственные финансовые инструменты, которые становятся инструментами торговли на денежном рынке.

Указанные субъекты называются финансовыми посредниками, а их деятельность по аккумуляции свободного денежного капитала и размещения его среди заемщиков – потребителей называется финансовым посредничеством, которое выступает альтернативой финансовому рынку.

Финансовое посредничество существенно отличается от брокерско-дилерской деятельности, которая осуществляется в секторе прямого финансирования.

Особенность последней состоит в том, что брокеры и дилеры как технические посредники не создают собственных требований и обязательств, а действуют по поручениям клиентов, получая доход в виде комиссионной платы (брокеры) или разнице в курсах купли-продажи (дилеры).

Финансовые посредники действуют на ранке совсем по-иному – от своего имени и за свой счет, создавая собственные обязательства и собственные требования. Поэтому их прибыль формируется как разница между доходами от размещения аккумулированных средств и затратами, связанными с их привлечением.

Так, страховая компания, аккумулируя средства своих клиентов, формирует новое обязательство – страховой полис, а размещая их средства в банках или ценных бумагах, создает новое требование к заемщику.

Механизм финансового посредничества недостаточно освещен в современной украинской и в бывшей советской литературе. Отдельные субъекты денежного рынка и в теории, и на практике рассматриваются, как правило изолированно один от другого, как несвязанные между собой структуры, которые функционируют в своих замкнутых экономических сферах. Однако это не так.

Все финансовые посредники функционируют на едином денежном рынке, с одним и тем же объектом – свободными денежными средствами, одинаково отчетливо влияют на конъюнктуру этого рынка, могут не только конкурировать между собой, но и взаимодействовать в решение многих экономических и финансовых задач.

К услугам, предоставляемым финансовыми посредниками, которых не предоставляет финансовый рынок, относятся:

— услуги по уменьшению риска (достигаются благодаря диверсификации финансовыми посредниками своих портфелей активов.;

— услуги по увеличению ликвидности (финансовые посредники обеспечивают эффективным управлением ликвидностью своих активов);

— услуги по обеспечению информацией (финансовые посредники, которые управляют огромными финансовыми потоками, имеют возможность относительно дешево (благодаря эффекту массовости) накапливать достоверную информацию о состоянии дел у заемщиков и ссудодателей, и использовать ее в интересах своих клиентов, освобождая их от необходимости самим собирать такую информацию, или же продавать ее клиентам по цене, значительно ниже тех затрат, которые должны были понести клиенты, если они самостоятельно собирали бы такую информацию).

Вид финансовых посредников и их количество по каждому виду существенно различаются по отдельным странам. Считается, что наибольший их «ассортимент» имеют США, что обусловлено существенной спецификой формирования их денежного рынка.

Почти наименьший «ассортимент» финансовых посредников имеют страны, которые возникли на постсоветском пространстве и начали строительство рыночных экономик. Сюда относится и Украина.

В зарубежной литературе финансовых посредников принято подразделять на три группы:

— депозитные институты;

— договорные сберегательные институты;

— инвестиционные институты.

В группу депозитных институтов входят: коммерческие банки; сберегательные учреждения; кредитные союзы.

В Украине сберегательные учреждения как обособленные от банков самостоятельные структуры не сформировались, поэтому к депозитным институтам можно отнести только бани и кредитные союзы.

Общей чертой этих институтов является право принимать деньги на хранение (депозиты) и предоставлять ссуды.

В группу договорных сберегательных институтов входят: страховые компании (компании по страхованию жизни и компании по страхованию имущества от несчастных случаев), пенсионные фонды.

Общей чертой этих институтов является продажа ими своим клиентам права на определенные, заранее определенные выплаты при определенных условиях: наступления страховых случаев, достижения пенсионного возраста. В Украине оба вида этих институтов уже функционируют.

Однако с созданием частных пенсионных фондов Украина явно опоздала.

К группе инвестиционных институтов относятся взаимные фонды, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, финансовые компании и др.

Общей чертой этих институтов является право привлекать средства для предоставления средне- и долгосрочных ссуд и купли ценных бумаг.

В Украине институтов с названием «взаимные фонды» еще не существует, а в США — это почти что самые могущественные финансовые посредники. Развитие этой группы институтов в Украине осуществляется преимущественно в виде инвестиционных фондов и компаний.

Приведенная классификация финансовых посредников является незавершенной. Она адаптирована к финансовой системе США, однако не включает ряд институтов, которые широко функционируют в других странах.

За ее пределами остались такие институты, как ломбарды, лизинговые компании, факторинговые компании, доверительные товарищества и др., которые уже существуют в украинской практике. Кроме того, сейчас происходит процесс интенсивного стирания граней между финансовыми посредниками.

Поэтому вопрос классификации финансовых посредников требует дальнейшего изучения.

Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 278; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-47965.html

Подходы к определению и классификации финансового посредничества

Виды финансовых посредников.:  По вопросу классификации финансового посредничества не существует

О. А. Богуцкая

Рассмотрены сущность и функции института финансового посредничества. Проанализирован ряд определений системы финансового посредничества в контек-сте современной экономики. Предложен авторский подход к определению и класси-фикации финансовых посредников с учетом выполняемых ими функций.

Экономический рост невозможен без осуществления крупных инвестицион-ных проектов, требующих привлечения больших объемов финансирования в эконо-мику страны.

В современных условиях поиск ресурсов в процессе реализации инве-стиций предполагает активное использование различных механизмов формирования и привлечения источников долгосрочного финансирования.

Одним из них может быть механизм финансового посредничества.

Исследованию сущности финансового посредничества отводится одно из ос-новных мест в современных экономических теориях.

Проблемы развития института финансового посредничества и его роли в процессе реализации инвестиций постав-лены в работах В. В. Корнеева [5], В. В. Зимовца, С. П. Зубика [4], Ульяма Ф. Шарпа, Г. Д. Александера, Д. В.

Бейли [19], Сильви де Куссерг [15], Г. О. Партын, О. И. Ти-вончук [11], И. В. Токмаковой, В. В. Краснова [17] и других.

Однако институт финансового посредничества рассматривается, как правило, с точки зрения неоклассического подхода, предполагающего полную рациональность поведения, отсутствие оппортунизма и полноту знаний экономических агентов и при-водящего к максимизации полезности, что мало соответствует действительности.

Систему финансового посредничества было бы целесообразнее рассматривать с точки зрения институционального подхода с учетом неполноты и асимметричности информации, ограниченной рациональности, оппортунистического поведения участ-ников и трансакционных издержек. Отказ от идеальных моделей неоклассического подхода приводит к более эффективному анализу рынка.

Целью данной статьи является анализ существующих подходов и обоснова-ние авторских определений и классификаций системы финансового посредничества.

В экономической мысли существует много определений сущности финансо-вого посредничества и финансовых посредников. Анализ литературных источников позволил выделить несколько подходов к определению и классификации финансо-вых посредников.

В современной отечественной и зарубежной литературе финансовые посред-ники, как правило, рассматриваются как финансовые институты.

Так, в украинском финансовом словаре финансовые посредники (Financial intermediaries) определяются как «совокупность финансовых учреждений (банки, страховые компании, кредитные союзы, пенсионные фонды и т. д.

), чьи функции заключаются в аккумулировании средств граждан и юридических лиц и дальнейшем их предоставлении на коммерче-ских основах в распоряжение заемщиков» [3, с.365].

© Богуцкая Ольга Анатольевна – преподаватель. Донецкий университет экономики и права, Донецк.

58

С этим определением согласны и зарубежные авторы. Финансовые посредни-ки рассматриваются, с их точки зрения, прежде всего как финансовые институты в виде банка, страховой компании, инвестиционного фонда и кредитного союза, акку-мулирующие денежные средства населения и юридических лиц и вкладывающие их в экономику [2, с.304; 10, с.24; 13, с.423; 16].

В некоторых литературных источниках часто встречается определение фи-нансовых институтов, которое совпадает с определением финансовых посредников [4, с.5; 7; 10; 16; 19].

Так, в финансовом словаре финансовый институт трактуется как финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между инвесто-рами и сберегательными учреждениями, действующими на договорной основе.

В зарубежной научной литературе финансовые институты определяются как финансо-вые организации, привлекающие средства из открытых общественных источников для помещения их в финансовые активы – кредиты, акции, облигации и другие инст-рументы финансового рынка.

Более уточняющее определение сущности финансового посредничества и фи-нансовых посредников дают В. В. Зимовец и С. П. Зубик [4]. Они предлагают рас-сматривать сущность финансового посредничества в двух аспектах – узком и широ-ком понимании.

В узком понимании авторы рассматривают финансовое посредниче-ство как систему опосредованного финансирования, заключающегося в привлечении финансовых ресурсов с целью их дальнейшего размещения в финансовые активы.

В широком понимании, с их точки зрения, финансовое посредничество представляет собой любую профессиональную деятельность на финансовом рынке, включая ком-мерческую и комиссионную деятельность с ценными бумагами.

Исходя из того, что вышеизложенные определения носят упрощенный харак-тер, наиболее заслуживающим внимание представляется трактование финансового посредничества и финансовых посредников, предложенное У. Ф. Шарпом, Г. Д. Алек-сандером и Д. В. Бейли [19].

Толкование финансового посредничества, которое приво-дится известными учеными-экономистами, содержит в себе более глубокое видение сущности этого понятия. По их мнению, «финансовые посредники, или финансовые институты, представляют собой организации, выпускающие финансовые обязательст-ва (т. е. требования к себе) и продающие их в качестве активов за деньги.

На получен-ные таким образом средства приобретаются финансовые активы других компаний». У. Ф. Шарп, Г. Д. Александер и Д. В. Бейли уточняют главный отличительный признак деятельности финансовых посредников от прочих субъектов хозяйственной деятель-ности, который, по их мнению, содержится в левой части балансового отчета (активе).

Они утверждают, что поскольку финансовые обязательства составляют правую часть (пассив) любых предприятий, «то ключевые отличия финансовых посредников от иных организаций заключается в содержании левой части отчета».

Такого же мнения придерживаются многие отечественные и зарубежные ав-торы: В. В. Зимовец, С. П. Зубик [4], Г. О. Партын, Е. И. Тивончук [11], Л. Л. Кот [6], И. В. Токмакова, В. В. Краснов [17]. Определяя особенность деятельности финансо-вых посредников, Г. О. Партын и Е. И.

Тивончук уточняют, что «в процессе свей дея-тельности, финансовые посредники создают новые требования и обязательства, ко-торые становятся товаром на денежном рынке» [11, с. 46-47]. Л. Л.

Кот рассматрива-ет финансовых посредников, как производственное звено кредитного процесса в экономике, то есть как предприятия, которые производят собственный продукт, ис-пользуя обязательства других субъектов кредитования [6, с. 48].

Ученые-экономисты делают акцент на том, что именно процесс создания новых обязательств и их обмена на обязательства других субъектов хозяйствования составляет основу деятельности

59

Финансовых посредников и отличает их от других субъектов финансовой деятельно-сти (например, дилеров или институтов доверительного управления), которые также способствуют переливу капитала между отраслями экономики, но не создают собст-венных финансовых обязательств.

Все вышеизложенные трактования рассматривают институт финансового по-средничества с точки зрения неоклассической теории и исходят из его функции пе-ремещения капитала в экономике.

Рассматривая институт финансового посредниче-ства в контексте институциональной экономической теории, можно выделить функ-цию снижения трансакционных издержек всех участников инвестиционного процес-са.

Под трансакционными издержками принято понимать все затраты, связанные с осуществлением соглашений между агентами: издержки поиска и обработки инфор-мации, ведения переговоров, заключения контракта, защиты прав собственности, предотвращения оппортунизма, а также издержки защиты от претензий третьих лиц [9, с. 140-141].

Отдавая должное существующим определениям, представляется целесооб-разным сформулировать уточняющее определение финансовых посредников с пози-ции институционального подхода, учитывающее многоаспектный характер их дея-тельности и реалии экономической жизни.

Финансовые посредники – это предприятия, основная деятельность которых заключается в аккумулировании свободного денежного капитала населения и субъ-ектов хозяйствования путем его приобретения в обмен на собственные обязательства и предоставлении этого капитала лицам, имеющим в них необходимость путем его продажи, способствующие снижению трансакционных издержек участников согла-шения (рис. 1).

Продажа обязательств путем выпуска

Собственных ценных бумаг, открытия

Депозитных счетов, продажи страховых

Аккумулирование капитала

Финансовые посредники

Продажа капитала путем покупки ценных

Бумаг других эмитентов, предоставления

Кредитов

Субъекты хозяйство-

Вания и население

Привлечение обязательств

Снижение трансакционных издержек

Рисунок 1. Сущность и функции финансовых посредников

Ввиду сложности исследуемого процесса представляется целесообразным его классификация. Современные авторы классифицируют финансовых посредников по институциональному признаку – в основном, на банковские и небанковские институты. Такая классификация принята и в экономической статистике.

60

Так, по утверждению Г. О. Партын и О. И. Тивончук, функцию перераспреде-ления свободных финансовых ресурсов от потенциальных инвесторов к заемщикам выполняет финансово-кредитная система, разделяющаяся на две подсистемы – бан-ковскую и парабанковскую. Каждая из этих подсистем представлена отдельными институтами Г. О..

Партын и О. И. Тивончук рассматривают банковскую систему как совокупность банковских организаций – центрального банка и коммерческих бан-ков.

Парабанковская система, по их мнению, представлена небанковскими финансо-во-кредитными организациями (парабанками) – пенсионными и инвестиционными фондами, страховыми, финансовыми, факторинговыми и лизинговыми компаниями, брокерскими и дилерскими фирмами, почтово-сберегательными организациями.

Принципиальное отличие банков от парабанков состоит в том, что «небанковские финансово-кредитные организации, в отличие от банков, не эмитируют собственных долговых обязательств, а лишь собственные акции» [11, с. 46].

С точки зрения разделения на банковские и небанковские, финансовых по-средников рассматривают также И. В. Токмакова и В. В.

Краснов Тем не менее, они уточняют, что «такое разделение является сугубо условным, поскольку предопреде-ляется не структурными особенностями обозначенных субъектов, а действующим в стране законодательством, ограничивающим осуществление банками операций на денежном рынке» [17, с. 68].

По мнению других авторов, финансовые посредники подразделяются на учре-ждения депозитного типа, договорные сберегательные учреждения, и инвестиционных посредников. К первым относят институты, привлекающие средства на депозиты и предоставляющие кредиты заемщикам.

К ним принадлежат коммерческие банки, сбе-регательные институты и кредитные союзы. Ко второй группе финансовых посредни-ков относят институты, осуществляющие долгосрочное накопление капиталов физи-ческих и юридических лиц с целью осуществления выплат целевого назначения в их пользу по истечении определенного времени.

К ним принадлежат страховые компа-нии и пенсионные фонды. К категории инвестиционных посредников относят органи-зации, выпускающие собственные ценные бумаги (акции, инвестиционные паи), объе-диняя тем самым средства индивидуальных инвесторов и использующие полученные средства для инвестиций в ценные бумаги других эмитентов.

К ним принадлежат ин-ституты совместного инвестирования – инвестиционные фонды и компании.

Несколько отличную от прочих и заслуживающую внимание классификацию предлагает Н. И. Версаль [1, с.99-107].

Он предлагает рассматривать финансовое по-средничество как экономическое явление в двух его основных видах: посредничест-во в расчетах и посредничество в кредитовании, каждому из которых присущи «оп-ределены особые функции, соответствующие финансовые посредники, а затем и фи-нансовые инструменты». В предложенной Н. И. Версалем классификации финансо-вые посредники подразделяются не только по представляющим их институтам, но и по выполняемым ими функциям.

Такой подход представляется более широким. Тем не менее, автор в изложен-ной классификации относит к финансовым посредникам рейтинговые агентства – ин-ституты, выполняющие только информационную и консультативную функции.

Не-смотря на всю важность и необходимость реализации информационного направления в финансовом посредничестве, по определению рейтинговые агентства не могут быть финансовыми посредниками, поскольку основной деятельностью последних является аккумулирование свободного денежного капитала и трансформация его в экономику.

овые агентства, согласно Концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования,

61

Разработанной и утвержденной Кабинетом министров в 2004 году, «специализиру-ются исключительно на предоставлении услуг по определению кредитного рейтинга и информационно-аналитических услуг, связанных с обеспечением деятельности по определению кредитного рейтинга» [12].

Исходя из того, что рейтинговые агентства производят и реализуют исключи-тельно информационный продукт на финансовом рынке, их нельзя относить к финан-совым посредникам.

Тем не менее, учитывая, что информация, как и капитал, является фактором инвестирования, и, следовательно, продуктивным ресурсом, деятельность этих институтов связана с деятельностью финансовых посредников, и они являются важным информационным звеном в структуре системы финансового посредничества. Схематично такую структуру можно изобразить следующим образом (рис. 2).

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным включить в структуру системы финансового посредничества институты, специализирующиеся на сборе и обработке информации, необходимой для деятельности финансовых по-средников при принятии решения об объекте инвестирования (рейтинговые агентст-ва) и субъектах кредитного соглашения (бюро кредитных историй). В деятельности информационных посредников должны быть заинтересованы все участники финан-сового рынка, поскольку она приведет к снижению трансакционных издержек как поставщиков, так и потребителей капитала. Реализация информационной функции финансовыми посредниками приводит, с одной стороны, к снижению стоимости трансформации капитала путем сокращения трансакционных издержек, с другой – к привлечению в инвестиционный процесс большего количества инвесторов, а также снижению рисков инвестирования. В целом это способствует активизации инвести-ционного процесса и оптимальному распределению капитала в экономике.

Поставщики капитала

—————————-

Финансовые ресурсы

Финансовые посредники

——————————

Финансовые ресурсы

Потребители капитала

1

'

Информационные посредники

Рисунок 2. Структура института финансового посредничества

Финансовые посредники выражают свою сущность через функции, являющие-ся обязательными для всех видов финансовых посредников.

Реализация этих функций финансовыми посредниками призвана вести к росту объемов, оптимальной структуре и снижению стоимости инвестиций в экономике.

Анализ литературных источников позволил выделить следующие функции системы финансового посредничества [1, с. 102-103; 4, с. 17-27; 6, с. 48; 7; 8, с. 17; 10, с. 24; 11, с. 46-47; 14; 18, с. 17].

Главной и первостепенной функцией финансового посредничества принято считать функцию перераспределения свободных финансовых ресурсов в экономике.

62

Под ней понимается оптимальное распределение финансовых ресурсов между от-раслями экономики путем аккумулирования средств индивидуальных инвесторов (поставщиков капитала), их трансформации и перемещения к потребителям капита-ла.

Реализация этой функции способствует преобразованию небольших по размеру и краткосрочных вкладов отдельных участников в капитал для долгосрочного финан-сирования крупных инвестиционных проектов.

Это приводит к росту объемов инве-стиций и переориентации капитала из традиционных сфер в новые, что способствует структурному изменению и инновационному развитию экономики.

Кроме того, система финансового посредничества в экономике призвана вы-полнять функции снижения трансакционных издержек участников инвестиционного процесса:

Перераспределение и снижение рисков инвестирования путем диверсифика-ции активов;

Повышение ликвидности инвестиционных ресурсов путем профессионального управления активами;

Сбалансирование спроса и предложения на финансовом рынке путем приве-дения активов и обязательств в соответствии с потребностями экономики;

Снижение затрат на осуществление операций с активами;

Управление рисками инвестирования путем контроля и мониторинга;

Уменьшение асимметричности информации на финансовом рынке.

Обобщение результатов исследования, представленное на рисунке 3, позво-лило выделить общие и специфические функции системы финансового посредниче-ства, реализация которых определяет классификацию финансовых институтов и их роль в экономике.

Таким образом, анализ подходов ученых-экономистов к определению и клас-сификации системы финансового посредничества позволил сделать следующие вы-воды и предложения.

Результаты анализа литературных источников выявили отождествление авто-рами финансовых посредников с финансовыми институтами.

Большинство опреде-лений системы финансового посредничества сводится к представляющим ее инсти-тутам, а классификации финансовых посредников – к разделению на банковские и небанковские организации.

Такой подход рассматривает финансовых посредников только как совокупность субъектов, выполняющих определенные функции, но не отображает сущности финансового посредничества как экономической категории.

Классификация финансовых посредников, предложенная автором, рассматрива-ет финансовых посредников не только по институциональному признаку, но и с учетом выполняемых ими функций.

Аналогичный подход применяется и французским ученым-экономистом Сильви де Куссерг, по мнению которой систему финансового посредниче-ства «правильнее рассматривать с точки зрения ее функций, чем с точки зрения входя-щих в нее институтов, так как функции более стабильны в отличие от институтов, кото-рые меняются под влиянием конкуренции или финансовых инноваций» [15].

В структуру системы финансового посредничества было бы целесообразно вклю-чить институты, специализирующиеся на сборе и обработке информации (информацион-ных посредников), в эффективной деятельности которых заинтересованы все участники финансового рынка, поскольку она приведет к снижению асимметричности информации и трансакционных издержек, как поставщиков, так и потребителей капитала.

63

Классификация финансовых посредников

По

Функционально-

Му признаку

По методам

Привлечения и

Размещения капитала

ПоИнститу

Циональному

Признаку

Расчетная функция

Депозитные

Банковские институты

Социальная функ-ция

Договорные сберегатель-ные

Небанковские институты

Функция управле-

Ния капиталом ин-

Вестора

Инвестиционные

— функция перерас-пределения капита-ла в экономике;

— функция перерас-пределения рисков инвестирования;

— функция повыше-ния ликвидности инвестиций;

— функция снижения затрат на осуществ-ление инвестиций;

— функция сбалан-сирования спроса и предложения на рынке инвестиций;

— функция сниже-ния ассиметрично-сти информации;

— функция контроляи мониторинга на

финансовом рынке

Институты

Банки (центральный, коммерческие, сберегательные)

Кредитные союзы

Страховые компании

Негосударственные пенсионные фонды

Инвестиционные компании

I_

Рисунок 3. Классификация финансовых посредников с учетом Выполняемых ими функций

Литература

1. Версаль Н. І. Фінансове посередництво в Україні: теоретичні та практичні аспекти / Н. І. Версаль // Фінанси України. – 2005. – № 9. – С. 99-108.

2. Вечканов Г. С. Микро — и макроэкономика: энциклопедический словарь / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – СПб.: Лань, 2001. – 352 с.

64

3. Загородній А. Г. Фінансовий словник / А. Г. Загородній, Л. Г. Вознюк, Т. С. Смовженко. – 3-є вид. – К.: Знання, КОО, 2000. – 587 с.

4. Зимовець В. В. Фінансове посередництво: навч. посіб. / В. В. Зимовець, С. П. Зубик. – К.: КНЕУ, 2004. – 288 с.

5. Корнєєв В. В. Фінансові посередники як інститути розвитку: моногр. / В. В. Корнєєв. – К.: Основа, 2007. – 192 с.

6. Кот Л. Л. Інституційне забезпечення розвитку кредитної системи України / Л. Л. Кот // Актуальні проблеми економіки. – 2002. – № 10. – С. 47-55.

7. Маслова С. О. Фінансовий ринок: навч. посіб. / С. О. Маслова, О. А. Опа-лов. – 3-є вид. – К.: Каравела, 2004. – 344 с.

8. Матюшин А. В. Институциональное обеспечение банковского кредитова-ния промышленных инвестиций: научный доклад / А. В. Матюшин, И. В. Анненков;Национальная академия наук Украины Институт экономики промышленности. – До-

нецк, 2006. – 87 с.

9. Олейник А. Н. Институциональная экономика: учеб. пособие / А. Н. Олей-
ник. – М: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

10. Организация, управление и планирование экономики // Экономика и управ-ление в зарубежных странах: информ. бюл. ВИНИТИ. – 2003. – № 7. – С. 23-29.

11. Партин Г. Роль небанківських фінансових посередників у фінансуванні інно-ваційного розвитку / Г. Партин, О. Тивончук // Вісник НБУ. – 2005. – № 6. – С. 46-51.

Источник: http://www.stattionline.org.ua/ekonom/70/10362-podxody-k-opredeleniyu-i-klassifikacii-finansovogo-posrednichestva.html

Studio-pravo
Добавить комментарий