Валютно-финансовое положение России в конце 1990-х годов

Валютная система Российской Федерации

Валютно-финансовое положение России в конце 1990-х годов

Национальная валютная система — форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством; составная часть денежной системы страны.

Основа национальной валютной системы — установленная законом денежная единица государства. .

Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой. Основа валютной системы Российской Федерации — российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. и заменивший рубль СССР. В СССР в 1922-1992 гг.

законодательно было установлено весовое количество золота в рубле. С переходом к российскому рублю золотое содержание рубля не было зафиксировано.

Валютный режим СССР принципиально отличался от системы курсообразования и конвертируемости валют стран с развитой рыночной экономикой:

Золотое содержание рубля в 1961-1992 гг. составляло 0,987412 г чистого золота.

1) курс советского рубля по отношению к валютам зарубежных стран был твердо фиксированным;

2) в стране действовала плановая конвеpтируемостъ денежных единиц. Это означало, что все предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах, установленных жестким планом;

3) рубль являлся замкнутой валютой — в контрактных договорах цены не выражались в рублях;

4) советские рубли и другие валютные ценности в .крупных размерах не могли вывозиться из страны за границу советскими и иностранными гражданами, а также предприятиями;

5) советское валютное законодательство запрещало иностранцам приобретение предприятий, земельной собственное и другой недвижимости в СССР;

6) основой внешнеэкономических связей СССР на мировом социалистическом рынке являлся переводный рубль, который нес основную нагрузку в обслуживании внешне торгового оборота.

В условиях административно-командной системы валютный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единственным законным владельцем иностранной валюты, которая распределялась в соответствии с валютным планом. Монопольное право на совершение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями принадлежало исключительно государству.

Все предприятия и физические лица обязаны были держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР.

Развитие валютного рынка и валютных операций в СССР началось в конце 80-х годов. Было покончено с государственной монополией внешней торговли и валютной монополией. В переходный период (с января 1990 г.) наблюдалась. множественность валютных курсов рубля.

Официальный курс использовался для экономического анализа, международных статистических сопоставлений.

Специальный «курс применялся при валютном обслуживании советских и иностранных граждан.

Коммерческий курс рубля использовался при расчетах по внешнеторговым операциям, иностранным капиталовложениям на территории бывшего СССР и советским инвестициям за границей, а также в расчетах внешнеторгового характера, осуществляемых юридическими лицами, в основном государственными предприятиями. Одновременно с введением коммерческого курса рубля были отменены дифференцированные валютные коэффициенты (ДВК) пересчета контрактных цен по экспорту и импорту.

Официальный, специальный и коммерческий курсы рубля были твердо фиксированными. Они устанавливались Госбанком СССР.

Биржевой курс был введен в апреле 1991 г., когда начала функционировать валютная биржа Госбанка СССР. С либерализацией цен в январе 1992 г. режим валютного курса рубля подвергся изменениям. С июля 1992г.

вместо множественности валютных курсов введен единый официальный курс российского рубля к доллару США, определяемый на торгах на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), Этот курс используется во внутренних расчетах по внешнеэкономическим сделкам для определения размеров налогообложения, валютных средств на балансах банков, предприятий, организаций.

Валютная система Российской Федерации. В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ.

Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным банком России по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах Российской Федерации — Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке.

Важнейшее значение в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», а также другие законы и подзаконные акты.

В законе определены основные понятия: иностранная валюта и валютные ценности, текущие операции платежного баланса, капитальные операции, а также ключевые понятия валютного законодательства — «резидент» и «нерезидент», имеющие различные режим валютного регулирования,

Валютные ценности — это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, чеки, векселя, аккредитивы) и другие фондовые ценности (акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте), а также драгоценные металлы — золото, серебро, платина, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий.

Резиденты — это физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, В том числе временно находящиеся вне России;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в РФ;

Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России;

находящиеся за пределами России филиалы и представительства вышеуказанных резидентов;

дипломатические и иные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ, Нерезиденты — это физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов;

находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные иностранные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства,

Операции в иностранной валюте и с ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

1.

К текущим валютным операциям относятся: переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по, экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

2. В валютные операции, связанные с движением капитала, входят: .

прямые инвестиции — вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции — приобретение ценных бумаг; переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иные права на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Валютные операции в России осуществляют только уполномоченные коммерческие банки, Т.е. банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка России (Банка России, ЦБ) на проведение валютных операций.

Существуют три вида валютных лицензий: внутренние, расширенные и генеральные. Наибольшие права предоставляет генеральная валютная лицензия.

На проведение операций с золотом требуется также специальная лицензия ЦБ. Валютные ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

Покупка и продажа иностранной валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускаются.

Валютное регулирование осуществляет Центральный банк России. Он устанавливает порядок обязательного перевода, вы воза и пересылки и иностранной валюты и ценных бумаг вино странной валюте, принадлежащих резидентам; выдает валютные лицензии; проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны — ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк России, а также Правительство РФ.

Агентами валютного контроля выступают организации, кото­рые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

В соответствии с ФЗРФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой инспекции» налоговые органы получили полномочии в области контроля за соблюдением валютного законодательства в пределах их компетенции.

С 1994 г. стала проводится паспортизация экспортных валютных сделок. При этом по каждой экспортной сделке состав­ляется паспорт, и органы валютного контроля (уполномоченные коммерческие банки) и Государственный таможенный комитет следят за своевременным поступлением валюты.

С 1 января 1996 г. вступила в действие Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями.

Расчеты та же, как и по экспорту, осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие с импортерами паспорта сделок Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий только при наличии подписанного паспорта сделки.

Оплата импортируемого товара по контракту импортера может производиться только со счета импортера в его уполномоченном банке или банком-корреспондентом,1 действующим по его поручению. Это позволит уменьшить утечку валюты за рубеж.

Валютно-финансовое положение России в. конце 1990-х годов продолжает оставаться напряженным: имеет место непогашение крупной части внешнего долга страны, приходящиеся на эти годы, большая дефицитность государственного бюджета и др.

Российский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Вывозить его в зарубежные развитые и развивающиеся государства можно только в небольших количествах. Рубль не является валютой международных расчетов. Он не может служить валютой цены и валютой платежа во внешнеторговых контрактах. Банки развитых западных стран не имеют счетов в рублях в своих странах.

Рубль не является полностью конвертируемой валютой даже во внутреннем обороте хотя его денежные функции значительно расширены.

И на сегодняшний день в России действует жесткая система валютных ограничений. К основным из них относятся:

1) запрещение вывоза, ввоза, провоза российской валюты и других валютных ценностей, выраженных в российской валюте, включая облигации государственных займов, акции и облигации российских предприятий и организаций;

2) все валютные операции на территории страны проводятся по законодательству через уполномоченные банки;

3) все предприятия и организации в соответствии с законом обязаны продавать по официальному, курсу 50% их валютной выручки на валютной бирже;

4) вложения средств в экономику развитых и развивающихся стран российскими юридическими и физическими лицами могут осуществляться только по решению ЦБ в каждом отдельном случае.

Следует отметить, что в период 1995-1997 гг. валютное положение российского рубля несколько укрепилось. это произошла на фоне некоторого снижения темпов спада производства, сокращения темпов инфляции (до 4-4,5% в месяц), незначительного снижения цены на ряд продовольственных импортируемых товаров, увеличения производства отечественной продукции.

Стабилизации валютного курса рубля способствовало уста­новление в 1995 г. валютного коридора в пределах 4300­4900 руб. за 1 доля. США при центральном курсе в 4600 руб. за 1 долл. США, Т.е. отклонение составило: 6,52%.

Положительная сторона валютного коридора состояла в том, что он позволял сдерживать рост цен, содействовал стабилизации российского рубля.

Платежный баланс

Платежный баланс — это соотношение платежей, произведенных страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Общий платежный баланс страны образуют платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов, а также движение золотых и валютных резервов. Общий платежный баланс страны всегда сбалансирован, т.е. его активные и пассивные операции составляют одинаковую величину.

Различают платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов и балансирующие статьи.

Элементы платежного баланса. Важнейшая составная част.. платежного баланса по текущим операциям — торговый баланс отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за соответствующий. период.

В платежный баланс по текущим операциям включаются также платежи и поступления по страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи по лицензиям ) использование изобретений.

В платежном балансе отражаются также военные расходы страны за рубежом.

Баланс движения капиталов и кредитов отражает платежи, поступления по экспорту-импорту государственного и частного долгосрочного и краткосрочного капиталов. Сюда входят прямые и портфельные инвестиции, вклады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и др.

Как отмечалось, состояние платежного баланса по текущим операциям оказывает непосредственное воздействие на валютный курс страны. При хронически пассивном платежном балансе курс валюты падает, при активном — повышается.

Следует иметь в виду, что для динамики валютного курса основное значение имеет сальдо платежного баланса по текущим операциям не между двумя странами, а общее сальдо этого баланса по отношению ко всем странам, участвующим в международных расчетах страны.

Важным элементом платежного баланса являются балансирующие статьи, к которым относятся государственные золотовалютные резервы, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-финансовых организаций.

От платежного баланса следует отличать расчетный баланс, который представляет требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам.

В эти требования и обязатель­ства включаются государственные (золотовалютные и прочие) и частные активы, прямые инвестиции, полученные и предоставленные кредиты, обязательства финансовых и нефинансовых корпораций.

В отличие от платежного баланса в расчетный баланс входят все требования и обязательства по отношению к другим странам, по которым не произведены платежи.

В СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных отношений был Сводный валютный план (платежный баланс СССР), составлявшийся Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов министерств и ведомств и представлявшийся на рассмотрение и утверждение правительства.

После одобрения правительством и утверждения сессией Верховного Совета СССР плана экономического и социального развития страны он становился законом. Сводный валютный план включал поступления средств в страну и все платежи иностранным государствам.

Он состоял из пяти разделов: торговые операции; услуги; неторговые операции; кредиты и имущества; безвозмездная помощь иностранным государствам.

Показатели свободного валютного плана составлялись в двух категориях валют: в свободно конвертируемых валютах и замкнутых валютах зарубежных стран.

Платежный баланс Российской Федерации впервые был со­ставлен за 1992 г. по методологии Международного валютного фонда. Основным источником валютных поступлений Россия является экспорт товаров.

Основные торговые партнеры России из стран дальнего зарубежья — ФРГ, Финляндия, США, Великобритания, Италия и Китай. В ближнем зарубежье первые места по показателю внешнеторгового оборота занимают Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Молдова.

В целом на эти страны приходится более 90% оборота России со странами СНГ.

Структура экспорта России за последние годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему в российских товарных поставках за рубеж превалируют сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, а также древесина, продукция целлюлозно-бумажной и химической промышленности.

Основными статьями импорта являются импорт машин, оборудования, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Следует отметить, что общее сальдо платежного баланса Рос сии за указанные годы отрицательное; происходит значительная утечка капитала, оседающего на счетах западных банков. Правда, возрастали прямые иностранные инвестиции в Россию.

Не резиденты вкладывали средства в финансовый сектор, предприятия топливно-энергетического сектора — в отрасли, обеспечивающие быструю окупаемость (пищевую промышленность, общественное питание и торговлю).

Значительная часть средств нерезидентами была помещена в государственные цепные бумаги ГКО-ОФЗ (3,1 млрд. долл. США). Помимо ГКО-ОФЗ Правительство рф эмитировало в первом квартале 1998 г.

семилетний еврооблигационный заем в немецких марках на сумму 1,25 млрд. немецких марок из расчета 9,375% годовых. Однако в 1998 г.

иностранные нерезиденты в условиях все обостряющегося валютного кризиса осуществляли возврат своих средств, что отрицательно сказалось на платежном балансе.

В целом платежный баланс России является дефицитным. Дефицит платежного баланса финансируется за счет переноса платежей по обслуживанию официального внешнего долга, использования новых внутренних и внешних займов органами государственного управления.

Просмотров 243 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-51529.html

2.1 Валютный кризис

Валютно-финансовое положение России в конце 1990-х годов

На протяжении большей части XX века Россия выпадала из системы нормальных внешнеэкономических связей по известным политическим причинам.

Кроме того, жестко централизованная, командно-распределительная советская экономика с ее планово-нормативными издержками производства и искусственными (рассчитанными в Госплане) ценами по своей природе трудно совмещалась с мировым рыночным хозяйством и могла поддерживать обмен с ним лишь в ограниченном диапазоне. Неудивительно, что уровень функциональной открытости бывшего СССР оставался низким. С началом реформ положение стало меняться, за 1992–1997 гг. вовлеченность нашей страны в мировую экономику через внешнюю торговлю более чем удвоилась (внешнеторговая квота России повысилась в 2,4 раза). Это наглядно видно на примере отраслей, ориентированных на экспорт

Экспорт. Доля вывоза в производстве древесины за 1992–1997 гг. повысилась с 6,8 до 19%, нефтепродуктов – с 14,8 до 33, природного газа – с 32,2 до 36,5, нефти – с 35,4 до 42, минеральных удобрений – с 69,3 до 74,4, целлюлозы – с 40,8 до 83%.

Это особенно важно в кризисной ситуации, когда внутренний потребительский спрос и инвестиции продолжают падать.

Внешние рынки сбыта позволяют ряду отраслей держаться на плаву, получать экспортные доходы, пополнять бюджет и тем самым не допускать более глубокого спада экономики в целом.

https://www.youtube.com/watch?v=VEgVoj9NPdc

Но внешний рынок предъявляет спрос в основном на российские топливно-сырьевые ресурсы и полупродукты, почти не принимая нашу готовую продукцию из-за низкой ее конкурентоспособности. За 9 месяцев 1998 г.

доля минеральных продуктов в российском экспорте в дальнее зарубежье составила 52,8%, машин, оборудования и транспортных средств – 17,7, текстиля, текстильных изделий и обуви – 9,5, химической продукции – 9,3, продовольствия и сельхозсырья – 4,2, продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности – 2,9, металлов и изделий из них – 2. Продолжалась топливно-сырьевая специализация России.

В то же время состояние экспортоориентированных отраслей и всей российской экономики все больше зависело от конъюнктуры мирового рынка. Это убедительно показало снижение мировых цен на нефть к середине августа 1998 г.

до рекордно низкого за последние десять лет уровня – 1,5 доллара за баррель, что привело к существенным потерям экспортных доходов России, уменьшению налоговых поступлений в бюджет и потянуло за собой цепочку других осложнений, усугубивших и без того тяжелый финансовый кризис.

Импорт. Россия активно врастала в мировую экономику и по линии импорта продовольствия, машин, оборудования, электротоваров, бытовой техники, парфюмерии и т. п.

Произошло быстрое насыщение внутреннего рынка новыми для россиян потребительскими товарами и продовольствием.

Под давлением конкуренции извне отечественные производители вынуждены были повышать качество своей продукции, улучшать ее дизайн, расширять ассортимент, налаживать послесбытовое обслуживание.

Но многих отечественных производителей готовых изделий хлынувший поток зарубежных товаров застал врасплох. И они сдали позиции. Так, в первом полугодии 1998 г. в магазинах России ассортимент импортных парфюмерно-косметических товаров был в 2 раза разнообразнее отечественных, электротоваров – в 2,3 раза, фототоваров – в 4, телевизоров и стиральных машин – в 10 раз.

Если рост зависимости от зарубежных поставок товаров бытового назначения решающей опасности для России не представлял, то с импортом продовольствия и оборудования дело было серьезнее.

В результате сокращения отечественного сельскохозяйственного производства (почти на 43% с 1990 по 1998 г.) увеличение импорта привело к тому, что доля внешних поставок мяса и других пищевых продуктов во внутреннем потреблении превысила 50% в 1998 г.

, перекрыв допустимый предел продовольственной безопасности страны.

Будучи в прошлом одной из ведущих мировых станкостроительных держав, Россия к 1998 г. сократила производство станков до 17% от уровня 1990 г. Но и они поставляются в основном в развивающиеся страны.

Внутренних заказов на отечественные станки почти нет, поскольку, с одной стороны, не хватает средств на их закупку, а с другой – они значительно уступают по качеству импортным аналогам, на приобретение которых российские предприятия получают связанные кредиты иностранных фирм-поставщиков. В результате отечественное станкостроение оказалось на грани вымирания.

Капиталовложения. Россия врастает в мировое хозяйство и по линии обмена капиталовложениями. Для стран с рыночной экономикой обмен инвестициями – такая же обычная практика, как и товарный обмен. Для СССР был характерен односторонний вывоз отечественного капитала за границу.

К моменту распада СССР за его пределами оказалось около 100 млрд долларов отечественного капитала. В течение 1990-х годов из России вывезено от 50 до 80 млрд долларов, по оценкам Центробанка, или от 150 до 300 млрд долларов, по данным Интерпола.

Большая часть этих капиталов используется непроизводительно (вкладывается в недвижимость, оседает на счетах зарубежных банков).

С началом реформ в России движение капиталов стало двусторонним. (…) Преимущества иностранных инвестиций становятся более заметными в условиях свободной торговли и открытого инвестиционного режима, конкуренции и экономической стабильности.

Инвестиции помогают привлекающим их странам получать выгоды мировой экономической интеграции.

В частности, прямые инвестиции транснациональных корпораций ускоряют реструктуризацию отраслей на региональном уровне, нередко способствуют тому, что страна – получатель инвестиций превращается в крупного экспортера продукции или услуг.

Приоритетные для иностранных инвесторов отрасли в основном сходны во всех странах – это химическая и фармацевтическая, пищевая, энергетика, телекоммуникации, производство продуктов питания и т. п.

Иностранные инвесторы охотно участвуют в приватизации энергетических компаний, используя схему «строительство – эксплуатация – передача». К примеру, после ее применения на Филиппинах значительно уменьшился дефицит энергоресурсов, тормозивший развитие страны.

Иностранные владельцы местных энергетических компаний стали улучшать качество услуг и предоставлять их по более низким ценам.

Привлекать капиталовложения стремятся не только развивающиеся, но и развитые страны. С 1980-х годов США являются не только крупнейшим поставщиком инвестиций на мировом рынке, но и их основным потребителем.

Прямые инвестиции резидентов США за рубежом превышают объемы привлекаемых прямых иностранных вложений в 1,5 раза.

Франция стоит на втором месте по объемам привлекаемых инвестиций в страну и на третьем – по размерам внешнего инвестирования.

Приток капиталов в развитые страны в 1996 г. составил: США – 1% ВВП, Франция – 1,4, Нидерланды – 2, Швеция – 2,2, Норвегия – 2,5, Великобритания – 2,8%. У стран с переходной экономикой этот показатель был выше: Польша – 3,3% ВВП, Венгрия – 4,4, Китай – 4,9, Латвия – 6,5%. В России он равнялся лишь 0,6%.

В острой конкурентной борьбе за инвестиции преимущества у тех стран, которые сумели обеспечить благоприятный инвестиционный климат, политическую и экономическую стабильность, либерализацию инвестиционного режима, гарантии репатриации прибыли и основного капитала, уменьшили налоговое бремя на производителей, а также создать специальные государственные или коммерческие организации, поддерживаемые государством, облегчающие деятельность инвесторов. Россия пока не может похвалиться успехами ни в одной из этих сфер. В 1997 г. в мировом рейтинге инвестиционных рисков мы находились на 79-м месте, сильно уступая, в частности, Чехии (37-е место), Китаю (40-е), Венгрии (41-е), Польше (47-е). Финансовый и банковский крах осенью 1998 г. отбросил нашу страну еще дальше назад.

Для привлечения иностранных инвестиций Словения пошла на либерализацию законодательства, регулирующего деятельность иностранных инвесторов, создала стимулирующее налогообложение с 25-процентной ставкой налога на прибыль (самая низкая среди европейских стран).

Благодаря этому, а также развитой промышленности, высокой покупательной способности населения, ориентации экономики на экспорт, солидному уровню менеджмента, низким транспортным расходам Словения успешно конкурирует с другими странами за иностранные инвестиции. К 1997 г.

прямые иностранные инвестиции достигли 2 млрд долларов.

Польша также внесла коррективы в свое законодательство. С мая 1996 г. у иностранных инвесторов появилось законодательное право вкладывать средства почти во все отрасли, включая оборонную промышленность, морские и авиаперевозки.

Иностранные инвесторы (все они должны получить лицензию казначейства Польши) могут беспрепятственно переводить прибыль за пределы страны, заплатив 20-процентный налог на дивиденды, а также вправе выпускать облигации на польской территории.

А вот покупка недвижимости или компаний, которые владеют недвижимостью, им запрещена. Польша была первой страной Восточной Европы, объемы производства которой начали расти, – в немалой степени благодаря иностранным инвестициям.

Несмотря на существующие политические и экономические риски, за 1990–1996 гг. иностранные инвесторы вложили в польскую экономику свыше 14 млрд долларов. Иностранный капитал присутствует в 24 тыс. компаний.

Тем не менее в России зарегистрированы 26–30 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, причем только за январь–сентябрь 1998 г. созданы около 2 тыс. Зарубежные компании организуют совместное производство, рассчитывая использовать дешевую местную рабочую силу или избежать высоких таможенных тарифов.

На долю предприятий, частично или полностью контролируемых иностранным капиталом, у нас приходится около 3% промышленной продукции, в основном в топливно-сырьевых отраслях.

Даже в нынешней кризисной обстановке такие предприятия работают эффективнее отечественных, поскольку используют передовые технологии и ноу-хау, современный менеджмент и связи на мировом рынке.

Врастание в мировую экономику дается России непросто. Но другого пути, судя по опыту большинства стран, у нас нет. В частности, на протяжении двух десятилетий (1970–1989 гг.

) у развивающихся стран с закрытой экономикой среднегодовой темп экономического роста составил 0,69%, с открытой – 4,49%.

В пользу открытости убедительно свидетельствует и более поздняя практика наших ближайших соседей, долгие десятилетия также изолированных от мировой экономики, – Китая, Польши, Венгрии, Чехии, Эстонии.

текст

Источник: http://ru-90.ru/node/1324

Валютно-финансовое положение России а конце 1990-х годов

Валютно-финансовое положение России в конце 1990-х годов

Валютно-финансовое положение Россииа конце 1990-х годов

продолжает оставаться напряженным: имеют* место непогашение крупной части внешнего долга страны, приходящиеся на эти го­ды, большая дефицитность государственного бюджета и др.

Российский рубль продолжает оставаться замкнутой валю­той. Вывозить его в зарубежные развитые и развивающиеся го­сударства можно только в небольших количествах. Рубль не яв­ляется валютой международных расчетов. Он не может служить валютой цены и валютой платежа во внешнеторговых контрак­тах. Банки развитых западных стран не имеют счетов в рублях в своих странах.

Рубль не является полностью конвертируемой валютой даже во внутреннем обороте, хотя его денежные функции значитель­но расширены.

И на сегодняшний день в России действует жесткая система валютных ограничений. К основным из них относятся:

1) запрещение вывоза, ввоза, провоза российской валюты и других валютных ценностей, выраженных в российской валюте, включая облигации государственных займов, акции и облигации российских предприятий и организаций;

2) все валютные операции на территории страны проводятся по законодательству через уполномоченные банки;

3) все предприятия и организации в соответствии с законом обязаны продавать по официальному курсу 50% их валютной выручки на валютной бирже;

4) вложения средств в экономику развитых и развивающихся стран российскими юридическими и физическими лицами могут осуществляться только по решению ЦБ в каждом от­ дельном случае.

Следует отметить, что в период 1995—1997 гг. валютное поло­жение российского рубля несколько укрепилось. Это произошло на фоне некоторого снижения темпов спада производства, со­кращения темпов инфляции (до 4—4,5% в месяц), незначитель­ного снижения цены на ряд продовольственных импортируемых товаров, увеличения производства отечественной продукции.

Стабилизации валютного курса рубля способствовало уста­новление в 1995 г. валютного коридора в пределах 4300— 4900 руб. за 1 долл. США при центральном курсе в 4600 руб. за 1 долл. США, т.е. отклонение составило ± 6,52%.

Положительная сторона валютного коридора состояла в том, что он позволял сдерживать рост цен, содействовал стабилиза­ции российского рубля.

Валютный коридор внес важный элемент стабильности в функционирование валютных рынков, что практически устра­нило спекуляцию на валютном курсе рубля, уменьшило импор­тируемую инфляцию, поскольку постоянное понижение курса рубля — важный дополнительный фактор усиления инфляцион­ного процесса в стране. Стабилизация валютного курса рубля способствовала повышению благосостояния широких слоев на­селения, текущие доходы которых в долларовом выражении в эти годы повысились.

На укреплении валютного курса рубля сказался и отказ Пра­вительства РФ от прямой эмиссии денежных знаков на покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит в 1995—1997 гг., как отмечалось ранее, стал финансироваться исключительно путем выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.) и через получение внешних кредитов международных валютно-финансо­вых организаций.

Усилилась регулирующая роль государства на валютном рынке. Об этом свидетельствуют проведение ЦБ валютных ин­тервенций на ММВБ и Санкт-Петербургской бирже, принятие в 1994 г. инструкций по валютному экспортному и в 1996 г. по валютному импортному контролю.

https://www.youtube.com/watch?v=2uPUTrPZ0ws

В 1995 г. валютные резервы ЦБ существенно возросли и со-: ставили 12—13 млрд долл. США.

С 1 января 1996 г. по 1 июля 1996 г. был установлен валют­ный коридор в рамках 4550—5150 руб. за 1 долл. США. Следует отметить, что отклонения валютного курса от центрального в 4850 руб. за 1 долл. США сузились.

В мае 1996 г. российский валютный рынок вступил в новый этап развития. Правительством РФ и ЦБ был изменен механизм курсообразования. С 17 мая 1996 г.

ЦБ в 10 часов московского времени каждого рабочего банковского дня объявлял ежедневные курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевом валютном рынках.

На основе этих курсов ЦБ осуществлял валютно-обменные операции с банка­ми — ведущими участниками межбанковского валютного рынка.

Официальный курс рубля к доллару США устанавливался ЦБ ежедневно как средний курс между объявленными курсами покупки и продажи ЦБ.

Правительство РФ и ЦБ ограничивали колебания теку­щего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках установленными пределами, которые изменялись до 5000 и 5600 руб. за 1 долл. США на 1 июля 1997 г. и до 5500 и 6100 руб. за 1 долл. США на 31 декабря 1997 г., а затем (с 17 августа 1998 г.) с 6 до 9,5 деноминированных руб­лей за 1 долл. США.

Однако кризис на мировых финансовых рынках, развивший­ся с октября 1997 г. и 1998 г.

, резкое снижение мировых цен на нефть, крупный недобор налогов в России, утечка валютных средств за рубеж, падение курсов российских ценных бумаг, возникновение отрицательного сальдо платежного баланса по текущим операциям и в результате — значительное снижение золотовалютных резервов страны — — вызвали тяжелейший фи­нансовый кризис в России в августе 1998-го.

Он проявился в крупной девальвации рубля и вспышке ин­фляции, параличе банковской системы, банкротстве сотен ком­мерческих банков, нарушении механизма банковских расчетов, крушении фондового рынка и надежд на валютную стабиль­ность. Государство отказалось платить по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами, что означало его фактическое банкротство.

Кризис показал тщетность попыток добиться сколько-нибудь серьезной валютно-финансовой стабильности с помо­щью паллиативных (временных) мер государственной политики без глубоких рыночных преобразований экономики.

Финансовый кризис оказал резко негативное влияние на по­ложение России в мировой финансовой сфере. Одновременно девальвация рубля в результате кризиса 17 августа 1998 г. укрепи­ла конкурентоспособность России и вместе с повышением миро­вых цен на нефть дает надежду на выход России в ближайшие го­ды из тяжелой долговой ямы, особенно по внешним долгам.

Финансовый кризис 1998 г. изменил процедуру установления биржевого курса рубля.

С сентября 1998 г. валютный коридор был упразднен и курс рубля стал полностью плавающим, меняющимся в соответствии со спросом и предложением валюты. ЦБ России вследствие сниже­ния золотовалютных резервов прекратил интервенционные опе­рации, что повлекло за собой значительное снижение валютного курса рубля. ЦБ лишь сглаживает резкие скачки валютного курса.

Для укрепления валютного положения России необходимы:

1) преодоление экономического кризиса;

2) обеспечение экономического роста на основе увеличения
инвестиций в производственную сферу;

3) ликвидация бюджетного дефицита

4) улучшение состояния платежного баланса

5) контроль за ростом внутреннего и внешнего госдолга

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_189659_valyutnaya-sistema-rf.html

Роль МВФ в развале российской экономики в 1990-х годах

Валютно-финансовое положение России в конце 1990-х годов

Новое пра­ви­тель­ство, уже неза­ви­си­мой России, под пред­се­да­тель­ством Б.Н. Ель­ци­на, ко­то­рое вошло в ис­то­рию как «пра­ви­тель­ство Ель­ци­на-Гай­да­ра» (ноябрь 1991 – де­кабрь 1992), стало про­во­дить непо­пу­ляр­ные в народе ре­фор­мы, про­зван­ные «шо­ко­вой те­ра­пи­ей».

Прежде всего была про­ве­де­на «ли­бе­ра­ли­за­ция роз­нич­ных цен» на про­до­воль­ствен­ные и непро­до­воль­ствен­ные товары, а также услуги на­се­ле­нию. Про­бле­мы эко­но­ми­ки новой России усу­губ­ля­лись на­ча­лом при­ва­ти­за­ции и раз­ва­лом целых от­рас­лей эко­но­ми­ки, со­кра­ще­ни­ем сразу боль­шо­го ко­ли­че­ства на­ло­го­пла­тель­щи­ков.

Но как позд­нее при­зна­вал­ся А.Б.

Чубайс (быв­ше­го за­ме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства в 1991-1996 года), ос­нов­ная задача нового пра­ви­тель­ства неза­ви­си­мой России со­сто­я­ла все-таки в де­мон­та­же со­вет­ской эко­но­ми­ки и рас­про­да­жи со­вет­ских ак­ти­вов за бес­це­нок с одной целью – окон­ча­тель­но де­мон­ти­ро­вать СССР.

Это именно то, что тре­бо­ва­ли от нового пра­ви­тель­ства его за­оке­ан­ские и за­пад­ные хо­зя­е­ва, обещая в обмен на это предо­ста­вить кре­ди­ты от меж­ду­на­род­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, в част­но­сти от МВФ. Забота о раз­ви­тии эко­но­ми­ке России и о бла­го­со­сто­я­нии граж­дан была для этого пра­ви­тель­ства вовсе не са­мо­це­лью, ос­нов­ная цель их де­я­тель­ность была – не до­пу­стить вос­ста­нов­ле­ния СССР в любом виде.

Таб­ли­ца 1. Го­до­вая ин­фля­ции в России в но­вей­шее время

Год

Про­цент ин­фля­ции

1989

7,5

1990

19

1991

160,4

1992

2508,8

1993

840,0

1994

214,8

1995

131,6

1996

21,8

1997

11,0

1998

84,5

1999

36,6

2000

20,1

2001

18,8

2002

15,06

2003

11,99

2004

11,74

2005

10,91

2006

9,0

2007

11,87

2008

13,28

2009

8,80

2010

8,78

2011

6,10

2012

6,58

2013

6,45

2014

11,36

2015

12,90

2016

5,4

2017

2,5

2018

4,3

2019 (про­гноз)

4,5

Как мы видим, наи­боль­шая ин­фля­ция в России была в кри­зис­ные годы – 1991-95, 1998-99, 2008, 2014-15 года. В период 1991-1995 мы на­блю­да­ли «ги­пе­рин­фля­цию».

После про­ве­де­ния «ли­бе­ра­ли­за­ции роз­нич­ных цен» в начале января 1992 года, цены в России вы­рос­ли за год в 26 раз, а в 1993 еще в 10 раз.

Причин такой «ги­пе­рин­фля­ции» было несколь­ко, даже пра­виль­нее ска­зать, что был ком­плекс таких причин:

  1. Из­бы­точ­ная де­неж­ная масса, на­хо­дя­ща­я­ся в об­ра­ще­нии к 1991 году, ко­то­рая была не по­кры­та ре­аль­ным про­из­вод­ством то­ва­ров. Такая си­ту­а­ция скла­ды­ва­лась по­сте­пен­но в те­че­нии более 20 лет, когда при­мер­но с 1965 года, Гос­банк СССР стал про­во­дить кре­дит­ную эмис­сию де­неж­ных средств в эко­но­ми­ку, путем предо­став­ле­ния зна­чи­тель­ных займов раз­лич­ным пред­при­я­ти­ям, ко­то­рые в по­ло­вине и более слу­ча­ев не воз­вра­ща­лись вообще. Объемы такой эмис­сии воз­рас­та­ли в 70-х и 80-х годах про­шло­го века. Все это при­во­ди­ло к уси­ле­нию зна­чи­тель­ных ин­фля­ци­он­ных про­цес­сов в эко­но­ми­ке. Деньги скап­ли­ва­лись на руках у на­се­ле­ния, а то­ва­ров в ма­га­зи­нах по­сте­пен­но ис­че­за­ли. Ди­рек­то­рам ма­га­зи­нам было вы­год­но про­да­вать их дороже пе­ре­куп­щи­кам, ко­то­рые впо­след­ствии ре­а­ли­зо­вы­ва­ли товары на рынке;
  2. Эко­но­ми­ка России, до­став­ша­я­ся в на­след­ство от СССР уже в ка­та­стро­фи­че­ском по­ло­же­нии, сама по себе мало про­из­во­ди­ла про­дук­тов и то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния. В эко­но­ми­ке СССР до­ми­ни­ро­ва­ли до­бы­ва­ю­щие и про­мыш­лен­ные от­рас­ли тя­же­лой и сред­ней про­мыш­лен­но­сти, а также огром­ный обо­рон­ный про­из­вод­ствен­ный ком­плекс, ко­то­рые не про­из­во­ди­ли в необ­хо­ди­мых объ­е­мах про­до­воль­ствие и товары на­род­но­го по­треб­ле­ния. В 1991-1993 годах просто не было до­ста­точ­но про­из­во­ди­те­лей таких то­ва­ров, чтобы на­пол­нить при­лав­ки ма­га­зи­нов;
  3. Раз­ру­ше­ние хо­зяй­ствен­ных связей между быв­ши­ми рес­пуб­ли­ка­ми СССР в ре­зуль­та­те рас­па­да СССР сильно усу­гу­би­ло раз­ба­лан­си­ро­вать на­ци­о­наль­ных эко­но­мик новых су­ве­рен­ных стран. Ряд пред­при­я­тий и даже ряд целых от­рас­лей пре­кра­ти­ли су­ще­ство­ва­ние как та­ко­вые. Ко­ли­че­ство на­ло­го­пла­тель­щи­ков в го­су­дар­ствен­ный бюджет России резко сни­зи­лось в ре­зуль­та­те чего резко вырос его де­фи­цит (пре­вы­ше­ние рас­хо­дов над до­хо­да­ми) Пра­ви­тель­ство для вы­пол­не­ния со­ци­аль­ных обя­за­тельств в ми­ни­маль­ном объеме стало ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие ме­ха­низ­мы:

– за­пу­сти­ло «пе­чат­ный станок», то есть при­бег­ли к ба­наль­но­му пе­ча­та­нию денег, что ко­неч­но только усу­гу­би­ло ин­фля­ци­он­ные про­цес­сы в эко­но­ми­ке;

– вы­пус­ка­ли об­ли­га­ции внут­рен­не­го займа для фи­нан­си­ро­ва­ния рас­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та;

– при­вле­ка­ли кре­ди­ты меж­ду­на­род­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, в том числе МВФ, ко­то­рые предо­став­ля­лись под раз­лич­ные усло­вия, усу­губ­ля­ю­щие и без того тя­же­лое по­ло­же­ние на­се­ле­ния;

– за­дер­жи­ва­ли бюд­жет­ные пла­те­жи по раз­лич­ным обя­за­тель­ствам, в том числе по за­ра­бот­ной плате ра­бот­ни­кам бюд­жет­ной сферы;

4. Вы­со­кая доля мо­но­по­ли­за­ции эко­но­ми­ки, со­вер­шен­но не раз­ви­тый сред­ний и малый бизнес, вернее даже от­сут­ству­ю­щий в прин­ци­пе как та­ко­вой, что поз­во­ля­ло мо­но­по­ли­ям са­мо­сто­я­тель­но уста­нав­ли­вать цены в усло­ви­ях «ли­бе­ра­ли­за­ции цен»;

5. Крайне неэф­фек­тив­ный и бю­ро­кра­ти­зи­ро­ван­ный го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат управ­ле­ния, не спо­соб­ный при­ни­мать и быстро осу­ществ­лять ре­ше­ния, необ­хо­ди­мые для ста­би­ли­за­ции эко­но­ми­ки го­су­дар­ства.

Новая ко­ман­да «ре­фор­ма­то­ров» за­ни­ма­лась рас­про­да­жей и хи­ще­ни­я­ми со­вет­ско­го на­след­ства в эко­но­ми­ке, за­ни­мать­ся эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­кой России им было ба­наль­но неко­гда. Б.Н.

Ельцин между за­по­я­ми за­ни­мал­ся «де­мон­та­жом» СССР, что и тре­бо­ва­ли от него за­пад­ные ку­ра­то­ры и меж­ду­на­род­ные ва­лют­но-фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции (МВФ, Все­мир­ный банк), дей­ство­вав­шие в ин­те­ре­сах США и гло­баль­ных кор­по­ра­ций.

Про­дол­жа­ет­ся ак­тив­ная по­ли­ти­ка при­вле­че­ния внеш­них займов, что зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет рост внеш­ней за­дол­жен­но­сти России.

МВФ и Все­мир­ный банк дают ста­би­ли­за­ци­он­ные кре­ди­ты для по­лу­мерт­вой эко­но­ми­ки России под раз­лич­ные эко­но­ми­че­ские и по­ли­ти­че­ские усло­вия в ин­те­ре­сах США и гло­баль­ных кор­по­ра­ций, к таким усло­ви­ям от­но­сят­ся:

– по­вы­ше­ние та­ри­фов на энер­го­но­си­те­ли и ком­му­наль­ные услуги для граж­дан и пред­при­я­тий;

– со­кра­ще­ние рас­хо­дов бюд­же­тов всех уров­ней на со­ци­аль­ную сферу – ме­ди­ци­ну, об­ра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние;

– со­кра­ще­ние рас­хо­дов на на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния;

– сни­же­ние обо­рон­ных рас­хо­дов;

– про­да­жа гос­соб­ствен­но­сти и го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, в том числе обо­рон­ных, ино­стран­ным ком­па­ни­ям и кор­по­ра­ци­ям;

– за­кры­тие ряда про­из­водств, пред­став­ля­ю­щих угрозу кон­ку­рен­ции за­пад­ным ком­па­ни­ям;

– другие усло­вия, под­ры­ва­ю­щие эко­но­ми­ку и су­ве­ре­ни­тет го­су­дар­ства.

Цели МВФ при этом всегда пре­сле­ду­ет одни – кре­дит­ное за­ка­ба­ле­ние страны и ис­поль­зо­ва­ние эко­но­ми­ки этой страны в ин­те­ре­сах США и Запада, а именно пе­ре­кач­ку всех ре­сур­сов этой страны в «страны раз­ви­той эко­но­ми­ки».

Есте­ствен­но пра­ви­тель­ство Ель­ци­на-Гай­да­ра шло на все усло­вия Фонда, по­сколь­ку ра­бо­та­ло в ос­нов­ном в их ин­те­ре­сах. В ре­зуль­та­те такой по­ли­ти­ки, про­из­вод­ствен­ная эко­но­ми­ка в России в начале 90-х годов, как та­ко­вая пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать.

Про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия в ос­нов­ной массе были обанк­ро­че­ны и про­да­ны, пра­виль­нее ска­зать роз­да­ны в част­ные руки и за­пад­ным ком­па­ни­ям. Доходы на­се­ле­ния зна­чи­тель­но упали, жиз­нен­ный уро­вень и ка­че­ство со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния сни­зи­лись до ми­ни­маль­ных пре­де­лов, на­ча­лась мас­со­вая без­ра­бо­ти­ца.

Зар­плат по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства на­се­ле­ния едва хва­та­ло на еду, спа­са­ло во многом на­ли­чие ого­ро­дов у многих го­ро­жан. На­ча­лась ду­хов­ная де­гра­да­ция об­ще­ства, вы­рос­ло резко по­треб­ле­ние спирт­но­го, про­дол­жи­тель­ность жизни граж­дан упала до ми­ни­маль­ных пре­де­лов за всю ис­то­рию России.

Рас­цвел кри­ми­нал и кор­руп­ция, уси­ли­лась кри­ми­на­ли­за­ция об­ще­ства. От пол­но­го кол­лап­са эко­но­ми­ку России в начале 90-х годов спа­са­ло только на­ли­чие де­ше­во­го им­пор­та про­дук­тов и других то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния, ко­то­ры­ми стали на­пол­нять­ся при­лав­ки ма­га­зи­нов в 1992-1994 годах.

Кстати, по­хо­жая си­ту­а­ция на­блю­да­ет­ся сейчас на Укра­ине, где МВФ за 2-3 мил­ли­ар­да дол­ла­ров США в год уни­что­жа­ет про­мыш­лен­ность и со­ци­аль­ную сферу, вы­ка­чи­вая остав­ши­е­ся ре­сур­сы из страны.

Внеш­няя за­дол­жен­ность России резко вы­рос­ла во вре­ме­на ру­ко­вод­ства М.С. Гор­ба­че­ва и Б.Н. Ель­ци­на

Таб­ли­ца 2. Внеш­ний го­су­дар­ствен­ный долг СССР и России (млрд. дол­ла­ров США)

Год

Сумма го­су­дар­ствен­но­го внеш­не­го долга

(млрд. дол­ла­ров)

1981

4,1

1982

4,5

1983

5,3

1984

17,5

1985

28,3

1986

30,7

1987

38,3

1988

42,2

1989

53,9

1990

59,3

1991

67,8

1992

78,7

1993

112,4

1994

122,3

1995

121,7

1996

126,6

1997

125,8

1998

155,5

1999

154,3

2000

158,7

2001

143,7

2002

133,5

2003

125,7

2004

121,7

2005

114,1

2006

76,5

2007

52,0

2008

44,9

2009

40,6

2010

37,6

2011

36,0

2012

34,7

2013

54,4

2014

61,7

2015

54,4

2016

50,0

2017

51,2

2018

47,1

2019 (про­гноз)

64,6

Здесь необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что ос­нов­ную массу го­су­дар­ствен­но­го долга в период с 2006 года по на­сто­я­щее время со­став­ля­ют обя­за­тель­ства по го­су­дар­ствен­ным об­ли­га­ци­ям, раз­ме­ща­е­мом на ми­ро­вом фи­нан­со­вом рынке и об­ли­га­ции иных эми­тен­тов, га­ран­ти­ро­ван­ные Пра­ви­тель­ством России. Долги МВФ и Все­мир­но­му банку были пол­но­стью воз­вра­ще­ны в период с 2000 года по 2006 год. России к сча­стью уда­лось со­ско­чить с «фи­нан­со­вой иглы» МВФ и иных меж­ду­на­род­ных фи­нан­со­вых «бла­го­де­те­лей» на ко­то­рую страну плотно под­са­ди­ли М.С. Гор­ба­чев и Б.Н. Ельцин.

Источник: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BC%D0%B2%D1%84-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-1990-%D1%85-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85/

Studio-pravo
Добавить комментарий