Страхование транспортных средств: По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать

Содержание
  1. Страхование транспортных средств
  2. Виды транспортного страхования
  3. Страховое возмещение при страховании транспорта
  4. ОСАГО: Правовое положение страхователя
  5. Страхователь и собственник авто в ОСАГО: кто такие, кто может застраховать автомобиль, кто получает выплату
  6. Кто такие страхователь и собственник автомобиля в ОСАГО?
  7. Кто может быть страхователем авто по автогражданке?
  8. Права владельца ТС и страхователя по ОСАГО
  9. Как купить автостраховку без собственника?
  10. Выбор страховой компании
  11. Какие документы потребуют в страховой фирме?
  12. Сроки оформления ОСАГО и стоимость
  13. Кто получит возмещение в случае ДТП по автогражданке?
  14. Может ли страхователем по ОСАГО быть не собственник авто?
  15. Кто может быть страхователем по ОСАГО?
  16. Понятия «страхователь» и «собственник»
  17. Роль в оформлении полиса
  18. Какими правами обладают?
  19. Оформление ОСАГО без владельца авто
  20. Особенности оформления
  21. Необходимые документы
  22. Стоимость страховки для не собственника
  23. Кто получит страховую выплату?
  24. Заключение
  25. Страхование автотранспорта
  26. Кто такой «страхователь» при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО?

Страхование транспортных средств

Страхование транспортных средств: По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать

Определение 1

Страхование транспортных средств – это рисковый вид страхования, объектами которого являются средства транспорта, подлежащие обязательной регистрации в соответствующих государственных органах.

Объектом страхования может быть конкретное средство наземного, водного или воздушного транспорта, получившее регистрационный номер и необходимые документы.

Страхователем может выступать юридическое лицо или совершеннолетнее физическое лицо, являющееся владельцем транспорта, получившее от владельца доверенность или взявшее страхуемый транспорт в аренду.

Основными страховыми случаями, учитываемыми в договоре страхования, являются: повреждение или полное уничтожение транспорта вследствие аварии, взрыва, пожара, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц (угон, порча, хищение) и т.д.

Размер страховой суммы может быть:

  • равен рыночной стоимости объекта страхования на момент подписания договора, не беря в расчет степень износа;
  • равен оценочной стоимости автомобиля с учетом степени износа;
  • не должен превышать размера, в котором страхователь несет ответственность перед арендодателем при эксплуатации транспортного средства, взятого в аренду;
  • равен части стоимости транспорта при разделении ответственности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При расчете величины страховой суммы учитываются такие данные объекта страхования, как марка, модель, год выпуска, пробег, наличие дополнительных объектов (прицеп, трейлер и т.п.).

При заключении договора страхования одним из основных условий является наличие у страхователя (выгодоприобретателя) интереса в сохранении страхуемого объекта. Если данный интерес отсутствует, то договор не может быть заключен или будет признан недействительным.

Перед заключением договора страховая компания имеет право провести осмотр и экспертизу транспортного средства, подлежащего страхованию, с целью определения его стоимости, а также проверки условий эксплуатации и хранения.

Замечание 1

Страхователь обязан ставить в известность страховую компанию обо всех изменениях, которые могут оказать влияние на вероятность возникновения страхового риска.

Если уже имеется договор страхования, объектом в котором выступает данное транспортное средство, страхователь обязан поставить в известность другую страховую компанию при заключении с ней договора и сообщить все данные остальных страховщиков и страховых сумм.

Виды транспортного страхования

В Российской Федерации существует два вида транспортного страхования: обязательное (государственное) и добровольное.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) заключается в обеспечении гарантированных выплат третьим лицам, пострадавшим в результате страхового события, возникшего по вине страхователя.

Согласно законодательству РФ, страховой полис ОСАГО должен быть у всех водителей, управляющих транспортным средством. При этом в нем должны быть указаны все лица, имеющие права управлять транспортным средством.

В данном случае страхуется именно ответственность водителя перед третьими лицами, а не автомобиль. При наступлении случая, признанного страховым, страховщик будет возмещать ущерб, нанесенный имуществу, жизни и здоровью лиц, пострадавших по вине страхователя. При этом убытки, который понес виновник происшествия, будут покрываться за его счет.

Условия, порядок страхования, а также максимальный размер страхового возмещения определяются государством. В связи с этим все страховые компании предлагают одинаковую стоимость страховых полисов ОСАГО.

Если владелец транспортного средства хочет повысить размер страховых выплат, положенных при страховании его ответственности, то он может заключить договор добровольного страхования ДСАГО, который повышает страховое возмещение по ОСАГО в несколько раз. Страховая выплата по ДСАГО происходит только после выплаты по ОСАГО.

КАСКО – это добровольное страхование транспортных средств от основных рисков (повреждение, угон, противоправные действия третьих лиц и т.д.).

В данном виде страхования ущерб, понесенный страхователем вследствие наступления страхового события, компенсируется страховой компанией независимо от того, кто является виновником происшествия.

Замечание 2

Страховые тарифы на полисы КАСКО определяются страховой компанией с использованием собственных методик расчетов. При этом учитываются модель автомобиля и год выпуска, регион регистрации, перечень страхуемых рисков, наличие франшизы, износ и условия эксплуатации, срок страхования, стаж водителя.

Под франшизой при страховании КАСКО понимают сумму денежных средств, в пределах которой страховая компания освобождается от страховых выплат при наступлении события, признанного страховым. Т.е. размер ущерба оценен в пределах франшизы, то он покрывается за счет страхователя. Такой тип страхования значительно снижает стоимость страхового полиса по КАСКО.

Страховое возмещение при страховании транспорта

Размер страховой выплаты зависит от величины понесенного страхователем ущерба и равен:

  1. В случае угона автомобиля размеру установленной в договоре страховой суммы за минусом износа.
  2. В случае полной гибели автомобиля размеру страховой суммы за минусом износа и стоимости оставшихся частей и деталей, пригодных для последующего использования.
  3. В случае повреждения транспортного средства стоимости восстановительных работ (новых деталей и работы по ремонту) за минусом оценочной стоимости частей и деталей, пригодных для последующего использования.

Также в размер страхового возмещения должны быть включены затраты страхователя на принятие мер по спасению транспортного средства (согласно инструкциям, выданным страховой компанией), его транспортировку до автомастерской или стоянки.

В страховании выделяют две основные формы возмещения убытка: выплатой денежных средств или оплатой ремонта транспортного средства в одной из автомастерских, с которой у страховой компании заключен договор о сотрудничестве. В большинстве случаев страхователь имеет право выбрать наиболее приемлемый для него способ возмещения.

Размер страховой выплаты определяется на основании предоставленных страхователем документов и заключения представителя страховой компании или стороннего эксперта о стоимости восстановительных работ.

Страхователь обязан в установленный законом срок предоставить страховщику поврежденный автомобиль для осмотра и проведения независимой экспертизы. До этого момента он не должен производить никаких работ по его восстановлению.

Порядок и сроки осуществления страховых выплат по ОСАГО определяется законодательством РФ. При добровольном страховании все условия определяет страховая компания.

Замечание 3

В случае несогласия страхователя с решением страховой компании о выплате страхового возмещения или с размером выплаты, вопрос может быть решен в судебном порядке.

Не являются страховыми и не подлежат возмещению следующие основные случаи:

  • умышленное причинения вреда объекту страхования со стороны страхователя или выгодоприобретателя;
  • использование транспортного средства не по назначению;
  • вождение автомобиля под действием алкоголя, наркотиков или токсических веществ;
  • нарушение правил эксплуатации объекта страхования;
  • воздействие радиации, ядерного взрыва или вследствие военных действий;
  • повреждение перевозимым грузом;
  • изъятие, конфискация, арест или уничтожение объекта страхования по решению государственных органов и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/strahovanie/strahovanie_transportnyh_sredstv/

ОСАГО: Правовое положение страхователя

Страхование транспортных средств: По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать

Страхователем признается лицо, заключившее договор обязательного страхования со страховщиком. Необходимость заключения договора обязательного страхования связана с обладанием страхователем источником повышенной опасности — транспортным средством, использование которого может причинить вред.

Поэтому страхователь — это владелец транспортного средства, которое используется на территории Российской Федерации.
Понятие владельца транспортного средства в отношениях по обязательному страхованию идентично понятию владельца источника повышенной опасности, содержащемуся в ч. 2 п. 1 ст.

1079 ГК РФ, под которым понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.) (ст. 1 Закона об ОСАГО).

Кроме этого, Законом определяется, что лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, традиционно не является владельцем транспортного средства, или — по терминологии ст. 1079 ГК РФ — владельцем источника повышенной опасности. И здесь можно обнаружить некоторое несоответствие. Ведь обладание транспортным средством на основании договора аренды или на основании выданной доверенности относится к случаям заключения гражданско-правовых сделок с собственником или иным владельцем транспортного средства. Это означает, что такое лицо становится владельцем транспортного средства. А в данном случае, по смыслу данной нормы, лицо не является владельцем транспортного средства. Поэтому в Закон целесообразно внести уточнения, что здесь речь идет только о случаях оформления трудовых отношений посредством гражданско-правовых договоров.

В случае если у транспортного средства несколько владельцев (например, автомобиль принадлежит супругам либо в силу выданных доверенностей собственник допустил к владению и пользованию транспортным средством несколько лиц), то страхователем является один из владельцев транспортного средства по их совместной договоренности, остальные же лица должны быть указаны в качестве водителей транспортного средства. Вопрос об уплате страховых взносов и доле участия в этом каждого из владельцев также решается владельцами транспортного средства совместно.
На страхователя по обязательному страхованию распространяются и общие нормы гражданского законодательства, регламентирующие статус данного субъекта. В частности, исходя из положений ст. 5 Закона о страховании и положений части первой ГК РФ страхователями могут выступать как юридические, так и дееспособные физические лица. Данное положение распространяется как на российские юридические лица любой организационно-правовой формы, так и на иностранные организации, равно как на российских, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

В отношении страхователей — физических лиц сделан особый акцент на том, что лицо должно быть дееспособным. В соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность лица в полном объеме наступает с 18 лет либо с момента вступления в брак до достижения возраста 18 лет.

Исходя из положений семейного законодательства, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить несовершеннолетним вступить в брак, если к этому моменту они достигли возраста 16 лет (ч. 1 п. 2 ст. 13 Семейного кодекса РФ).

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения 16 лет, могут быть установлены законами субъекта Российской Федерации. Примерно в 11 субъектах Российской Федерации приняты специальные нормы на этот счет.

В частности, в соответствии с Законом Самарской области от 2 декабря 1996 г.

N 19-ГД «О порядке и условиях вступления в брак несовершеннолетних граждан в Самарской области» в качестве исключения на территории области может быть разрешено вступление в брак лиц в возрасте от 14 до 16 лет при наличии особых обстоятельств, например беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон.

Еще одним случаем признания гражданина полностью дееспособным является его эмансипация. Эмансипированным может быть признан несовершеннолетний, достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

В случае если владельцем транспортного средства является несовершеннолетний (например, при получении транспортного средства в порядке наследства, дарения и др.), то формально он не сможет застраховать обязательную гражданскую ответственность и уж тем более не может быть включен в полис в качестве водителя транспортного средства.

Вариантами разрешения ситуации, которое позволит осуществлять использование транспортного средства, является выдача несовершеннолетним доверенности какому-либо дееспособному лицу в целях осуществления владения и пользования транспортным средством либо в иное временное использование по договорам аренды или договору безвозмездного пользования. При этом согласно ст. 26 ГК РФ выдача доверенности несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет либо заключение договоров аренды или безвозмездного пользования должно осуществляться лишь с письменного согласия их законных представителей — родителей, усыновителей или попечителями.

В том случае, когда владельцем транспортного средства являются малолетние — граждане в возрасте от 6 до 14 лет, то выдача доверенности от имени малолетних либо совершение иных гражданско-правовых сделок осуществляются их родителями, усыновителями или опекунами (ст. 28 ГК РФ).

Следует также учитывать, что в силу п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Это означает, например, что доверенность не может быть выдана самому родителю, усыновителю, опекуну, которые будут действовать от имени малолетнего.

Иной случай кардинального решения проблемы — отчуждение транспортного средства по договору купли-продажи по общим гражданско-правовым правилам заключения сделок, установленным ст. 26, 28 ГК РФ.

Однако не совсем понятно, чем сделка по страхованию с точки зрения законных требований по порядку ее совершения относительно надлежащим субъектом принципиально отличается от иных сделок, совершение которых осуществляется с учетом положений ст.

26 — 30 ГК РФ об объеме дееспособности граждан и требований к порядку совершения сделок. Представляется, правильным было бы исключить из ст.

5 Закона о страховании указание на дееспособность гражданина при совершении сделок по страхованию, с тем чтобы такие сделки совершались с учетом обычных правил об объеме дееспособности лица, совершающего гражданско-правовые сделки.

Страхователь самостоятельно определяет водителей — лиц, допускаемых к пользованию имуществом, т.е. к управлению транспортным средством.

Как уже отмечалось, Правила дорожного движения к понятию «водитель» относят также погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

При обязательном страховании данное понятие сужено по тем причинам, что транспортным средством является механическое устройство.

В том случае, когда имеет место обучение вождению, водителем считается обучающее лицо. Правда, следует сказать, что не всякое обучение вождению является таковым. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.

N 1090, транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство».

Водитель является участником страхового отношения.

В том случае, если водитель допускается к управлению на основании гражданско-правовых действий страхователя, он также становится одним из владельцев транспортного средства, ответственность которого застрахована по обязательному страхованию.

Однако ни при каких обстоятельствах таковым не станет лицо, управляющее транспортным средством в силу трудовых функций — работающее в качестве водителя в организации либо у индивидуального предпринимателя.

Законодательство допускает два варианта заключения договора обязательного страхования: а) без ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством; б) с ограничением числа лиц, допущенных к управлению. В первом случае при заключении договора страхователь выплачивает страховой взнос с учетом страхового коэффициента 1.8. Во втором случае коэффициент равен 1.

Примечание. До момента вступления в силу Постановления об изменении Тарифов по ОСАГО от 10 марта 2009 г. N 225 страховой коэффициент по данному случаю страхования составлял 1,5, а после этого и до момента вступления в силу Постановления об изменении Тарифов по ОСАГО от 13 июля 2011 г. N 574 — 1,7.

Права и обязанности страхователя распространяются на лицо, которое будет выступать правопреемником лица, заключившего договоры страхования.

Судебная практика знает также случаи, когда обязанности страхователя были распространены на лицо, которое хотя юридически и не являлось правопреемником, но по факту являлось владельцем транспортных средств, ответственность в связи с владением которыми была ранее застрахована предыдущим владельцем, и продолжало пользоваться страховой защитой.

В частности, по итогам открытого конкурса между страховой компанией и Агентством лесного хозяйства по Омской области было заключено генеральное соглашение (контракт) от 06.12.2006 по предоставлению услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, находящихся на балансе агентства и его структурных подразделений.

Источник: http://www.strahyi.ru/material/strahovatel-osago-transportnyh-sredstv

Страхователь и собственник авто в ОСАГО: кто такие, кто может застраховать автомобиль, кто получает выплату

Страхование транспортных средств: По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать

Страхователь и собственник – разные лица по ОСАГО. В заключаемом у страховой организации соглашении для двух этих лиц размечены различные поля для предоставления сведений. В бланках полисов предусматриваются случаи, когда приобретение страховки на автотранспорт происходит не хозяином автотранспорта, а третьим лицом. Законодательно подобное разрешено.

Кто такие страхователь и собственник автомобиля в ОСАГО?

Страхователь – лицо, занимающееся покупкой автостраховки и заключением соответствующего договора. Автомобиль не находится в его собственности, поэтому имеет право только совершать действия в рамках договора автострахования (продавать и сдавать в аренду авто запрещено).

Страхователь представлен в качестве лица:

  • собирающего и предоставляющего документацию сотрудникам страховщика;
  • оплачивающего услуги фирмы;
  • вносящего в оформляемое соглашение изменения и корректировки (длительность действия, запись дополнительных водителей и т. д.);

Собственник ТС – законный хозяин. ФИО записано в документации и ПТС, он вправе распоряжаться своим имуществом по личному усмотрению. Но его возможности в рамках подписанного третьим лицом страхового договора ограничены.

Важно! Оформляя ОСАГО, страхователю нет необходимости предоставлять доверенность от собственника авто – требуется документация (ее набор можно уточнить по горячей линии конкретного страховщика).

Кто может быть страхователем авто по автогражданке?

В любом бланке страхования по ОСАГО предусмотрены специальные строчки, в которые нужно вписать данные о собственнике ТС и страхователе. В связи с этим, человек, оформляющий страховку, может не являться собственником.

Возможность оформления автостраховки на конкретную машину имеют:

  • хозяин;
  • доверенное лицо (член семьи, коллега, друг);
  • водитель, управляющий машиной по работе.

Поэтому не важно, кто такой страхователь в страховке и полисе ОСАГО, потому что в его качестве выступает любой человек.

В нормативных актах нет специальных указаний относительно типа лиц, которые имеют возможность застраховать ТС, поэтому страховые организации принимают заявления от физ. и юр. лиц.

Страхователем выступает любое физ. и юр. лицо, предоставившее документацию и оплатившее премию страховщику.

Права владельца ТС и страхователя по ОСАГО

Функции страхователя автомобиля ограничены страховкой. Разница между ним и хозяином авто огромная – страхователь не располагает полномочиями осуществлять действий с автомобилем (кроме предусмотренных оформленным полисом автострахования).

Человек, застраховавший ТС, может:

  • вносить корректировки в список водителей, имеющим разрешение на использование застрахованного автомобиля (вписать в страховку дополнительных лиц и внести плату за это);
  • изменять сведения в соглашении автострахования, если у машины сменился собственник;
  • продлить сроки действия документа;
  • преждевременно расторгнуть действие договора (не имеет значения состояние страхуемого автомобиля, количества аварий);
  • изменять сведения о застрахованном авто (государственный номер, технические характеристики).

Подобными функциями располагают все, кто может быть страхователем автомобиля по полису ОСАГО. Возможности владельца машины немного отличаются, они более расширены:

  • подготовка документации и отправка заявления о происшествии, ДТП;
  • выбор между восстановительными автомобильными работами и перечислением денег (при ДТП);
  • получение выплаты от страховщика на свой счет;
  • оформление претензий относительно размера назначенного возмещения, уровня выполненных восстановительных ремонтных работ;
  • изучение страхового акта, другой документацией по убытку.

Важно! Владелец машины сам может быть страхователем по ОСАГО, либо доверить это право любому другому человеку.

Как купить автостраховку без собственника?

Принципы оформления автостраховки собственником машины или иным лицом (страхователем) не имеют отличий. Стоимость страховки различаться также не будет, потому что хозяин автотранспорта вписывается в соответствующее свободное поле в соглашении. Не имеет значения, кого он оформляется, какие дополнительные водители будут в нем присутствовать.

Выбор страховой компании

Подобрать страховую организацию для оформления автостраховки – вопрос актуальный. При выборе фирмы нужно опираться на следующие факторы:

  • предлагаемая стоимость автостраховки (чрезмерное занижение цены может свидетельствовать о получении поддельного документа);
  • рейтинг (можно посмотреть перечень страховщиков в интернете, почитать отзывы об их деятельности);
  • наличие представительств неподалеку (при наступлении страхового случая надо будет посетить офис – хорошо, если он будет недалеко от места проживания или работы);
  • дополнительный сервис (акции, скидки, бесплатные услуги).

На горячей телефонной линии выбранной организации можно уточнить, кто может оформить автостраховку ОСАГО кроме владельца авто и имеет ли право подобное сделать не собственник автомобиля.

Какие документы потребуют в страховой фирме?

Перечень предоставляемого набора документации для ОСАГО стандартный, включающий:

  • паспорт РФ.
  • права (лиц, допущенных к эксплуатации ТС).
  • ПТС, СТС.
  • старый полис (если оформлялся ранее).

Важно! Наличие доверенности от хозяина или его личное присутствие в офисе при оформлении не требуется. Сотрудники страховой организации, при условии предоставления полного набора документации, не станут задавать вопросов о хозяине транспортного средства.

Сроки оформления ОСАГО и стоимость

Срок оформления ОСАГО обычно ограничен одним днем – необходимо сдать документы, подождать их изучения сотрудником, расчета премии, оплатить в кассу деньги. Всё это отнимает не более 1-2 часов.

Стоимость автостраховки зависит от ряда факторов:

  • мощность машины, ее марка, модель;
  • регион регистрации;
  • возраста, водительский стаж лиц, допущенных к управлению;
  • коэффициента КБМ (количества ДТП за последние годы);
  • типа полиса (ограниченный, неограниченный);
  • длительности действия автостраховки (полгода, год).

Кто получит возмещение в случае ДТП по автогражданке?

Ведя разговор о том, кто может застраховать по ОСАГО автомобиль, важно понимать, любой человек или юр. лицо способны это сделать, не нарушая законов. Нужно лишь предоставить необходимый набор документов. Непонятно, кто же получает выплаты от страховщика по результатам происшествия и проведения экспертизы?

Несмотря на широкие права человека, страховавшего машину, в рамках корректировки и оформления автостраховки, закон предусматривает, что компенсация перечисляется на счет собственника. Альтернативный вариант – выдача доверенности, которой сможет пользоваться человек для перечисления на его счет полагающейся компенсации.

Страхователь и собственник – разные люди. Хозяин ТС имеет возможность дать документы на машину супругу, детям, близкому другу, коллеге, чтобы те оформили страховку.

Ограничений по заключению договора в этом направлении не существует – необходимо лишь сдать требуемый набор документов и обязательно вписать в новую автостраховку хозяина машины.

Всё это делается без доверенности от собственника.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/strakhovatel-i-sobstvennik-raznye-litsa-osago.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d66483cc7e50c023b8c9e43/5ddce185f2f297624599e09f

Может ли страхователем по ОСАГО быть не собственник авто?

Страхование транспортных средств: По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать

Законодательство предусматривает возможность для лица, не являющегося собственником ТС, эксплуатировать автомобиль и совершать юридически значимые действия в его отношении при наличии документов.

Относится ли это правило к страхованию гражданской ответственности? Кто такой страхователь в полисе ОСАГО? Кто может быть страхователем автомобиля по ОСАГО? Кто получит выплату возмещения, если собственник и страхователь по полису ОСАГО являются разными людьми?

Кто может быть страхователем по ОСАГО?

В заявлении на заключение договора страхования автогражданской ответственности предусмотрено несколько строк для внесения данных страхователя, собственника транспортного средства и водителей. Соответствующая информация указывается и в договоре ОСАГО и в страховом полисе.

Понятия «страхователь» и «собственник»

Статья 1 закона «Об ОСАГО» раскрывает значение понятий и указывает кто такой страхователь в полисе ОСАГО, а кто собственник. Страхователем является лицо, которое заключает договор обязательной «автогражданки» со страховой компанией и ставит в документе свою подпись.

Собственником транспортного средства является лицо, которое владеет автомобилем на праве собственности, полученном путем заключения договора купли-продажи, получения наследства и т.д. Еще одна категория, которая фигурирует в страховке — водитель.

Им признается лицо, которое имеет право на законных основаниях управлять машиной.

Роль в оформлении полиса

Страхователь и собственник по ОСАГО могут быть одним и тем же лицом, а могут быть разными людьми.

Первый заключает страховой договор, а второй является субъектом, в отношении которого заключается этот договор.

Лицо, оплатившее страховку после подписания сделки, имеет полномочия и права, предусмотренные условиями договора — продлевать, досрочно прекращать и изменять договор. Собственник машины таких прав не имеет.

Какими правами обладают?

Страхователь имеет право осуществлять любые предусмотренные законодательством действия, связанные с оформлением договора ОСАГО, его продлением или прекращением.

Он может вносить изменения в договор, вписывать в полис ОСАГО новых водителей, менять неактуальные технические характеристики транспортного средства в документе и прочее.

То есть он может взаимодействовать со страховой компаний, у которой купил полис страхования в рамках закона и условий самого договора.

Собственник транспортного средства, в отношении которого и заключен договор, обладает всеми остальными правами и имеет свои обязанности. Только он (или его официальный представитель) может оформить заявление на выплату возмещения, может получать страховку после наступления страхового случая, следить за качеством ремонта машины по ОСАГО, подавать жалобы на страховую компанию и т.д.

Оформление ОСАГО без владельца авто

Процедура оформления страхового полиса, когда страхователь и собственник по ОСАГО не являются одним и тем же лицом, практически не отличается от стандартной. Обычно в таких ситуациях страхователем выступает водитель автомобиля, принадлежащего другому лицу. К примеру, муж может заключить договор обязательного страхования на автомобиль, который находится в собственности у его жены.

Особенности оформления

Приобретение полиса ОСАГО без собственника автомобиля осуществляется в соответствии с Правилами ОСАГО. Процедура подразумевает выбор страховщика, обращение к нему за расчетом стоимости страховки.

Если сумма страховой премии и условия, которые предлагает данная страховая компания, подходят, то далее заключается договор.

После оплаты страхового взноса страхователь получает свой экземпляр соглашения, полис ОСАГО, извещение о ДТП и правила страхования.

Заключить договор можно и в электронном виде. Для этого нужно зарегистрироваться в личном кабинете на сайте выбранной страховой компании и заполнить заявление.

Если сведения из заявления при проверке не совпадут с данными из единой информационной базы, то системы потребует загрузить электронные копии документов. После оплаты страховки любым из предложенных способов (Visa, электронные кошельки и т.д.

), договор будет считаться заключенным, а сам страховой полис придет на указанный в заявлении e-mail. Его нужно будет распечатать и возить с собой в автомобиле.

Необходимые документы

Для оформления ОСАГО необходимо, чтобы собственник транспортного средства выдал лицу, которое будет заключать договор и оплачивать страховку, доверенность. Согласно ст.

185 ГК РФ доверенность на автомобиль необходима, если в отношении его будут совершаться юридически значимые действия. Оформление полиса ОСАГО таковым является.

Остальной список документов будет стандартным, предусмотренным ст.15 закона «Об ОСАГО»:

  • Заявление;
  • Копия паспорта собственника, паспорт страхователя;
  • Водительские удостоверения всех лиц, которые будут иметь право управления автомобилем;
  • Диагностическая карта с ТО;
  • ПТС, СТС.

У тех, кто может застраховать автомобиль, страховщик не вправе требовать иные документы, поскольку список необходимых закреплен на уровне федерального законодательства.

Но в Правилах ОСАГО, установленных Положением ЦБ №431-П, сказано, что если договор заключается в новой страховой компании, то страхователь должен предоставить сведения о предыдущих полисах страхования «автогражданки».

Поэтому при подаче заявления лучше иметь при себе копии старого договора и полиса.

Стоимость страховки для не собственника

Стоимость страховки не будет зависеть от того, кто заключает соглашение — страхователь или собственник транспортного средства. Расчет будет зависеть от вида страховки.

Если оформляется полис с ограниченным количеством водителей, имеющих право управлять автомобилем, то считать страховая компания будет по наихудшим показателям.

То есть если у одного водителя стаж составляет 7 лет, а у второго 2 года, то при расчете будут приниматься коэффициенты именно второго водителя.

Если страховка оформляется без ограничений, то будут применяться коэффициенты собственника транспортного средства.

Если полис покупает юридическое лицо, то при определении КБМ используются данные автомобиля — были ли с его участием аварии в предыдущие периоды страхования или нет, а при определении территориального коэффициента будет учитываться место регистрации юридического лица. Все расчеты должны осуществляться в соответствии со значениями, представленными в Указании ЦБ №3384-У.

Кто получит страховую выплату?

Если страхователь и собственник разные лица, возникает закономерный вопрос о том, кто из них вправе получать страховое возмещение. Согласно ст. 12 закона «Об ОСАГО» требование о возмещении вреда, полученного в ДТП, может предъявить страховой компании только потерпевший или его официальный представитель.

То есть любой водитель, вписанный в полис ОСАГО и признанный пострадавшим в аварии, может написать заявление на получение страховки за причиненный ущерб здоровью или имуществу. Если страхователь вписан в страховку как водитель, он вправе предъявить требование о выплате страховщику.

Если нет, то ему потребуется доверенность от собственника автомобиля, подтверждающая его полномочия для получения выплаты страховой компенсации.

Заключение

О том, кто такой страхователь в полисе ОСАГО, говорится в законодательстве и в Правилах «автогражданки».

Собственник не всегда является тем, кто заключает страховое соглашение, он даже может быть не вписан в полис в качестве водителя.

Для того, чтобы другое лицо имело право оформлять страховку, совершать регистрационные действия и эксплуатировать авто в рамках закона, собственник ТС должен выдать такому лицу нотариально заверенную доверенность.

Источник: https://insur-portal.ru/osago/strahovateli-po-osago

Страхование автотранспорта

Страхование транспортных средств: По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать

Страхование, гороскопы, сонники » Страхование автотранспорта

В автомобильном страховании выделяют две важнейшие отрасли: страхование автотранспорта КАСКО и страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств ОСАГО.

Добровольное страхование КАСКО регулируется ст. 931 ГК РФ, согласно которой по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.

В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Выгодоприобретателем по договору страхования риска ответственности за причинение вреда считается лицо, которому причинен вред, даже если договор заключен в пользу лица, ответственного за причинение вреда.

Обязательное страхование осуществляется согласно ст. 936 ГК РФ путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.

Обязательное страхование производится за счет страхователя.

Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом.

Машину можно застраховать и в добровольном порядке практически от любого риска – от угона до гибели в наводнении. Добровольное страхование имущества регулируется ст.

930 ГК РФ, в соответствии с которой имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

Объектами страхования по данному договору являются любые самоходные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации: легковые, грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы.

Многие страховые компании наряду с транспортными средствами страхуют также средства водного транспорта: моторные лодки, катера, яхты, катамараны. При страховании на условиях КАСКО объектом страхования является транспортное средство в комплектации завода-изготовителя.

Страховая защита может быть расширена на оборудование, не входящее в заводскую комплектацию, например на противоугонную сигнализацию, магнитолу.

На страхование не принимаются:

1)транспортные средства, в отношении которых не соблюдены правила таможенного оформления;

2)транспортные средства, занесенные в базу данных Интерпола, о чем в паспорте технического средства сделана соответствующая запись.

Страхование автотранспортных средств – это добровольный вид страхования. В качестве страхователя по этому виду страхования могут выступать как юридические, так и физические дееспособные лица. Индивидуальными страхователями могут быть граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства.

Они должны быть совершеннолетними, однако мототранспортные средства могут быть застрахованы несовершеннолетними, достигшими возраста 16 лет.

При заключении договора страхования у страхователя при себе должны быть документы, подтверждающие права на транспортное средство: собственности, доверенность на право пользования либо договор аренды.

Данный вид страхования предусматривает следующие страховые случаи.

1.Гибель или повреждение транспортного средства, а также установленного на нем дополнительного оборудования в результате:

а)аварии; аварией признается повреждение или гибель транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, в том числе пожара в результате дорожно-транспортного происшествия, столкновения с другим транспортным средством, наезда (удара) на неподвижные или движущиеся предметы (сооружения, препятствия, животных), опрокидывания, падения каких-либо предметов, в том числе деревьев, снега и льда, выброса гравия и камней из-под колес транспорта, падения в воду, провала под лед;

б)стихийных бедствий (землетрясения; извержения вулкана, оползня; обвалов; схода лавин; бури; смерча; урагана; штормового, шквального ветра; тайфуна; паводка; наводнения; града; действия подпочвенных вод; схода селевых потоков; цунами);

в)пожара, взрыва;

г)противоправных действий третьих лиц (в том числе повреждение или гибель транспортного средства в результате действий неустановленных лиц), включая поджог, подрыв, а также хищение отдельных деталей, в том числе дополнительного оборудования.

2.Утрата застрахованного транспортного средства и дополнительного оборудования в результате хищения (кражи, грабежа, разбоя) или угона.

3.Причинение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц, произошедшее вследствие событий, перечисленных выше, а также в результате утраты застрахованного транспортного средства вследствие разбоя и грабежа.

Договор страхования может быть заключен по следующим рискам:

1)«Ущерб»– повреждение или гибель застрахованного транспортного средства или его отдельных деталей, в том числе дополнительного оборудования, в результате событий, перечисленных выше;

2)«Хищение»– утрата застрахованного транспортного средства и дополнительного оборудования в результате событий, перечисленных выше.

В случае страхования транспортного средства по риску «Хищение» до регистрации транспортного средства в органах ГИБДД обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты наступает по этому риску только после регистрации транспортного средства в органах ГИБДД, если иное не предусмотрено договором страхования;

3)«КАСКО»– страхование транспортного средства и дополнительного оборудования одновременно по рискам «Хищение» и «Ущерб»;

4)«Несчастный случай»– причинение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц, произошедшее в результате событий, перечисленных выше, а также в результате утраты застрахованного транспортного средства вследствие разбоя и грабежа.

Страхование по риску «Несчастный случай» может осуществляться только при условии одновременного страхования самого транспортного средства. При этом водитель и/или пассажиры считаются застрахованными от несчастного случая, произошедшего в результате наступления тех же событий и от тех же рисков, от которых застраховано транспортное средство.

Страхование дополнительного оборудования, установленного на застрахованном транспортном средстве, может производиться на случай его повреждения, гибели или хищения в результате событий, перечисленных выше.

Дополнительное оборудование транспортного средства может быть застраховано только при условии одновременного страхования самого транспортного средства. При этом дополнительное оборудование считается застрахованным на случай наступления тех же событий и по тем же рискам, что и транспортное средство, на котором оно установлено.

Договор страхования может быть заключен на случай утраты, повреждения или гибели транспортного средства или его отдельных частей как в результате всех событий, так и в результате одного или нескольких событий, предусмотренных правилами страхования.

Не являются страховыми случаями события, которые привели к повреждению, гибели или утрате застрахованного транспортного средства и/или дополнительного оборудования, к причинению вреда жизни и здоровью застрахованных лиц, произошедшие:

1)в результате умышленных действий страхователя, выгодоприобретателя, лица, допущенного к управлению застрахованным транспортным средством по договору страхования, пассажиров застрахованного транспортного средства, направленных на наступление страхового случая либо при совершении или попытке совершения вышеуказанными лицами преступления;

2)в результате управления транспортным средством лицом:

–не указанным в договоре страхования как лицо, допущенное к управлению транспортным средством;

–не имеющим водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

–управляющим застрахованным транспортным средством в отсутствие законных оснований (не являющимся собственником застрахованного транспортного средства и не имеющим доверенности на право управления застрахованным транспортным средством или путевого листа);

–находившимся в состоянии любой степени алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения или под воздействием медикаментозных препаратов, применение которых противопоказано при управлении транспортным средством, в том числе употребившим алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, и до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или отказавшимся пройти освидетельствование; а также если водитель застрахованного транспортного средства оставил место дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, предусмотренных правилами страхования;

3)вне территории страхования;

4)при использовании застрахованного транспортного средства в соревнованиях, испытаниях или для обучения вождению, а также в случае предоставления транспортного средства в прокат, если иное не установлено договором страхования;

5)при погрузке, выгрузке или транспортировке застрахованного транспортного средства любым видом транспорта (исключая буксировку застрахованного транспортного средства с соблюдением всех требований правил дорожного движения);

6)вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

7)вследствие военных действий, маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, конфискации, изъятия, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного транспортного средства по распоряжению государственных органов;

8)в результате использования источников открытого огня для прогрева двигателя транспортного средства;

9)вследствие заводского брака или брака, допущенного во время восстановительного ремонта;

10)в результате вымогательства, мошенничества.

Согласно законодательству РФ и правилам страхования не возмещается ущерб, вызванный:

–утратой товарной стоимости транспортного средства, естественным износом транспортного средства и дополнительного оборудования вследствие эксплуатации;

–повреждением покрышек, колесных дисков, декоративных колпаков, если это не сопряжено с повреждениями других узлов или агрегатов транспортного средства;

–точечными повреждениями лакокрасочного покрытия без повреждения детали;

–хищением колес транспортного средства и/или декоративных колпаков, если их хищение произошло без причинения повреждений самому застрахованному транспортному средству;

–хищением застрахованного транспортного средства вместе с оставленными в нем регистрационными документами (свидетельством о регистрации транспортного средства и/или паспортом транспортного средства) и/или ключами зажигания за исключением случаев хищения транспортного средства в результате грабежа и разбоя;

–хищением дополнительного оборудования или частей транспортного средства, если они находились в момент страхового случая отдельно от застрахованного транспортного средства;

–хищением или повреждением регистрационных знаков транспортного средства;

–неисправностью электрооборудования, в том числе электропроводки, поломкой, отказом, выходом из строя иных деталей, узлов и агрегатов транспортного средства;

–хищением съемной передней панели автомагнитолы;

–причинением вреда жизни и здоровью застрахованных лиц вследствие утраты транспортного средства в результате кражи или угона;

–хищением транспортного средства в случае нарушения режима хранения, если договор страхования заключен с условием хранения транспортного средства в ночное время на охраняемой стоянке или в гараже.

Согласно правилам страхования, разработанным страховщиками, не возмещаются моральный вред, упущенная выгода, простой, потеря дохода и другие косвенные и коммерческие потери, убытки и расходы страхователя и выгодоприобретателя, такие как штрафы, проживание в гостинице во время урегулирования страхового события, командировочные расходы, телефонные переговоры, потери, связанные со сроками поставки товаров и производства услуг.

На практике различают два вида страхового покрытия: полное и частичное.

Частичное КАСКО включает риски повреждения или уничтожения каких-либо частей транспортного средства в результате:

–дорожно-транспортного происшествия – столкновения, опрокидывания, падения;

–взрыва, пожара;

–стихийного бедствия – буря, град, молния и др.;

–выхода из строя водопроводных и отопительных систем;

–провала под лед;

–столкновения с дикими четвероногими животными;

–кражи и повреждения от противоправных действий третьих лиц.

Полное КАСКО-страхование включает в себя все опасности частичного страхования плюс угон.

Объем страховой ответственности в договоре зависит от вариантов страхования, разработанных конкретными страховщиками, и от пожеланий клиентов.

Договор страхования может быть заключен на срок до одного года. Страховая премия вносится единовременно или в два срока, первый платеж в размере 50% премии – сразу после заключения договора страхования, второй – в течение трех-четырех месяцев после первого взноса.

При страховании транспортного средства, дополнительного оборудования страховая сумма не может превышать их действительной (страховой) стоимости на дату заключения договора страхования.

Действительная стоимость транспортного средства может определяться страховщиком на основании:

–стоимости транспортного средства в новом состоянии, установленной официальными дилерами на дату заключения договора страхования, уменьшенной на величину процента износа транспортного средства;

–справки-счета, выданной торговой организацией, или договора купли-продажи транспортного средства (при первичной покупке транспортного средства), таможенных документов на транспортное средство;

–рыночной стоимости транспортного средства на дату заключения договора страхования. Рыночная стоимость определяется на основании данных, публикуемых в специализированных изданиях;

–оценки действительной стоимости транспортного средства, произведенной компетентной организацией (независимым автоэкспертным бюро и т.д.).

При страховании дополнительного оборудования действительная стоимость определяется на основании документов (чеков, счетов и пр.), подтверждающих стоимость дополнительного оборудования и стоимость работ по его установке. При отсутствии таких документов действительная стоимость дополнительного оборудования определяется по соглашению сторон.

СТР 1 СТР 2 СТР 3 СТР 4 СТР 5

Источник: http://www.strahtarif.ru/22.html

Кто такой «страхователь» при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО?

Страхование транспортных средств: По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать

Многие автовладельцы, желающие заключить договор по ОСАГО , полагают, что «страхователь» и «собственник» — это, в обязательном порядке, одно и то же лицо. И бездумно записывают в качестве «страхователя» бабушку-владелицу ТС, проживающую в деревне, и не имеющую к своей собственности никакого отношения, кроме формального «подкинутого» родственниками права владения.

Между тем, правила ОСАГО (ч. 1, п. 4) дают следующее определение: «страхователь – лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования».

Попросту говоря, страхователь – это тот, кто платит деньги за страховку ОСАГО и вносит в дальнейшем необходимые изменения в полис: изменяет период использования, вписывает новых водителей, просит выдать дубликат и пр.

И совсем не требуется, чтобы страхователь являлся собственником ТС, имел от него нотариально заверенную доверенность или был вписан в полис. Страхователем может выступить один человек, собственником являться другой, а управлять застрахованным автомобилем будут вправе третьи лица. Обязанности страхователя просты.

  • Представить достоверные сведения, действительные документы или их ксерокопии, необходимые для правильного расчета страховой премии и заключения договора ОСАГО.
  • Вовремя вносить в полис необходимые изменения, если таковые произойдут в течение года.

Несмотря на то, что страхователь платит за полис, это отнюдь не дает ему права на получение страхового возмещения по ОСАГО и возможности вернуть деньги за неиспользованный период страхования при продаже авто.

Для того чтобы получить от страховщика деньги без присутствия собственника ТС, требуется предъявить в страховой компании нотариально заверенную генеральную доверенность, в которой есть фраза «с правом получения денежных средств от организаций и частных лиц» или «с правом получения страховых возмещений».

Еще одна важная деталь.

Если раньше право на прямое возмещение (возможность обратиться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию) имел только собственник, с 14 февраля 2010 года в процедуру возмещения убытков была внесена существенная поправка. Согласно ей, право получать прямое возмещение ущерба получили все водители, которые были записаны в полисе ОСАГО. И конечно, имели озвученную выше нотариальную доверенность от собственника ТС.

При страховании КАСКО ситуация примерно такая же, как и при оформлении автогражданки. Страхователем может выступить любой человек или юридическое лицо. Отличие заключается в следующем.

Кто бы ни оформил полис ОСАГО, выгодоприобретателем, по умолчанию, становится владелец пострадавшего авто. Поэтому, понятие «выгодоприобретатель» в страховании ОСАГО отсутствует.

В полисе автокаско же, кроме понятий «страхователь» и «собственник», есть пункт договора, называемый «выгодоприобретатель». Поэтому, при страховании каско возникает несколько вариантов условий заключения договора:

  • Страхователь и собственник – одно и то же лицо. Право на получение выплат принадлежит только ему.
  • Страхователь и собственник – одно и то же лицо, но в качестве выгодоприобретателя в договоре указывается вписанный в полис водитель, который обязательно должен иметь нотариально оформленную генеральную доверенность от собственника, оговаривающую его право на получение страхового возмещения.
  • Страхователь – человек, владеющий и распоряжающийся ТС по генеральной доверенности с правом получать страховое возмещение. В этом случае, он либо сам будет являться выгодоприобретателем (автоматически), либо может указать в качестве выгодоприобретателя собственника ТС.
  • Страхователь и выгодоприобретатель – собственник ТС. Но при этом заключает и подписывает договор КАСКО лицо, имеющее от собственника нотариальную доверенность с правом заключать договор страхования от имени и в интересах собственника.

Итак, страхователь по КАСКО – это лицо, заключающее договор страхования. Только ему принадлежит право рассчитывать КАСКО , выбирать условия страхования и назначать выгодоприобретателя.

Но выгодоприобретателем страхователь может назначить только лиц, имеющих по закону интерес в сохранении страхуемого транспортного средства. Причем, часто имеют место и такие случаи, когда интерес к имуществу есть не только у собственника.

Например, при страховании кредитного авто, когда банк кровно заинтересован в сохранении страхуемого автомобиля и при заключении договора по КАСКО обязательно выступает одним из выгодоприобретателей.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_kto_takoi_strahovatel_pri_oformlenii_polisa_osago_ili_kasko

Studio-pravo
Добавить комментарий