Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской

Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации

Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Денежная система и её характеристика………………………………………4

1.1. Исторические и экономические предпосылки становления и развития денежных систем………………………………………………………………….4

1.2. Понятие, элементы и типы денежных систем………………………………5

2. Виды металлической денежной системы……………………………………18

2.1. Монометаллизм……………………………………………………………..18

2.2. Биметаллизм…………………………………………………………………19

3. Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации………………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………32               

Введение 

     Денежная система — исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Денежные системы сформировались в XVI — XVII вв. в условиях становления централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков.

     В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

     Актуальность темы курсовой работу обусловлена тем, что металлическая денежная система сложилась с древних времен (Древний Рим в III — II вв. до н.э.) и интерес к ней сохраняется и на сегодняшний день.

     Целью курсовой работы является изучить металлическую денежную систему.

     Поставленная цель определяет следующие задачи:

     — определить исторические и экономические предпосылки становления и развития денежных систем;

     — дать понятие, изучить элементы и типы денежных систем;

     — рассмотреть монометаллизм;

     — изучить биметаллизм;

     — определить состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации.

     Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.  

1. Денежная система и её характеристика 

    1. Исторические  и экономические  предпосылки становления  и развития денежных систем

 

     Общественная раздробленность во времена рабовладения и феодализма предопределяла существование всевозможных эквивалентов, стоимостное выражение которых определялось, прежде всего, сиюминутными нуждами господствующего натурального рынка, а основными чертами функционирования денег было их неподконтрольное производство и стихийное обращение. Чеканкой монет занимались не только короли, города и княжества, но и многочисленные светские и духовные лидеры. В своем стремлении к увеличению доходов, они чеканили неполновесные и низкопробные монеты, прибегали к неограниченной эмиссии и заведомой порче денег, мало задумывались о реальном товарном обеспечении существующей валюты.

     В XVI-XVII веках, с возникновением капиталистического производства, дальнейшим развитием торговли, формированием государственных образований и национальных рынков, появилась необходимость в упорядочении денежного обращения.

Зарождавшаяся буржуазия для успешного ведения своих торговых операций нуждалась в централизации денежного производства, точном определении денежной единицы и установлении твердого порядка производства монет с тем, чтобы в масштабе всего национального рынка имели хождение единообразные средства обращения.

Требовалось привести различные элементы денежного обращения в определенную систему, которая могла бы удовлетворять потребности появляющегося и развивавшегося капиталистического способа производства.1

     Таким образом, основной исторической предпосылкой трансформации «ранних» денег с их ограниченной функцией стоимостного эквивалента и нерегулируемым обращением в некую систему их упорядоченного производства, обращения и денежных отношений явилось развитие капиталистического способа производства.

Основной экономической предпосылкой появления денежной системы можно считать преодоление феодальной экономической раздробленности и появление национальных государственных рынков.

Зарождающиеся национальные экономики нуждались в появлении законодательно закрепленных (стабильных и независимых) механизмов управления функционированием денег — определении валютного металла и денежной единицы, регулировании их эмиссии и обращения, становлении денежных отношений.

     Таким образом, денежная система — это устройство денежного обращения в стране в сочетании с соответствующими общественными институтами и законодательно закрепленными правилами.2 

1.2. Понятие, элементы и типы денежных систем 

     Денежная система — это устройство денежного обращений в данной стране, закрепленное в законодательном порядке и предусматривающее приведение различных элементов денежного обращения в определенное единство.

     Несмотря на то, что становление денежной системы в каждой из стран имело свои характерные особенности, продиктованные теми или иными историческими событиями, любая денежная система, независимо от страны происхождения, включает в себя несколько общих составляющих:

     — денежная единица как единица денежного счета, необходимого для выражения цены товара;

     — масштаб цен;

     — виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

     — порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;

     — методы регулирования денежного обращения.

     Основой любой денежной системы является тот или иной благородный металл. Однако в качестве валютного он может быть признан только там и тогда, где и когда ему придана роль всеобщего эквивалента.

Поэтому любой благородный металл, когда либо выступавший в качестве валютного, имеет свой географический и исторический контекст.

И если денежная единица «назначается» государством законодательно, то придание благородному металлу качеств валютного предопределяется экономическими условиями той или иной исторической эпохи, происходит длительно и в малой степени зависит от волеизъявления власть предержащих.

До XX века в капиталистических странах в качестве валютного металла использовалось серебро, затем оно было вытеснено золотом, которое на тот момент в большей степени соответствовало потребностям экономики бурно развивающегося капитализма.3

     Таким образом, объективный исторический процесс приобретения благородным металлом функции всеобщего эквивалента имеет свой законченный смысл только тогда, когда в результате законодательного (субъективного по своей сути) акта приобретает форму денежной единицы и становится частью государственной денежной системы.

     Денежная единица – это законодательно установленный денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

     Масштаб цен- это выражение стоимости в денежных единицах. Именно посредством масштаба цен деньги исполняют свою первую и главную функцию — служат эквивалентом стоимости.

При металлическом обращении, когда в роли денег выступает благородный металл, масштаба цен представляет собой его весовое количество, принятое в качестве денежной единицы. Государства фиксировали масштаб цен в законодательном порядке.

Сначала масштаб цен совпадал с весовым содержанием монет, однако постепенно обособился от него. Это связано с амортизацией металлических денег и переходом к чеканке из более дешевых металлов (например: медных взамен серебряных).

С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл, а в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (Ямайское соглашение) и вовсе был отменен.

     В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

     В настоящее время невозможно чисто металлическое обращение, так как рост производства и товарооборота опережает прирост добычи благородных металлов.

Поэтому на определенном этапе развития производства возникает дефицит валютного металла, что диктует необходимость появления платежных средств, содержащих в своем составе его уменьшенное количество, либо требует полной замены металла в средствах платежа.

Исходя из этого, исторически деньги разделились на два вида: действительные (полноценные) и неполноценные – знаки стоимости, подразделяющиеся, в свою очередь, на бумажные знаки и металлические.

     Действительные деньги — это деньги, номинальная стоимость которых соответствует стоимости металла, из которого они изготовлены.

На определенном, достаточно длительном этапе становления товарно-денежных отношений, действительные деньги существовали в единственном числе или доминировали в качестве платежного средства.

Их постепенное вытеснение знаками стоимости, как уже было сказано, предопределялось ростом товарооборота, и необходимостью увеличения денежной массы.

Монеты в этом смысле имели ряд недостатков: они требовали для изготовления значительного количества валютного металла, процесс их изготовления длительный и трудоемкий, в обращении они менее удобны, чем бумажные, транспортировка сопряжена с трудностями и немалыми затратами. Действительные деньги, таким образом, никак не способствовали расширению денежных функций.4

     Знаки стоимости- это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной. К неполноценным деньгам относятся металлические и бумажные знаки стоимости. В то время как полноценные деньги являются действительными деньгами, неполноценные представляют собой лишь знаки, своеобразный «заменитель», призванный выполнить денежные функции в условиях недостатка денег полноценных.

     В противовес полноценным деньгам выпуск знаков стоимости более прост и менее затратный, для их изготовления не требуется значительных количеств драгоценных металлов, они легче транспортируются, удобнее в обращении и хранении.

Бумажные знаки стоимости менее долговечны, но удобство и быстрота их изготовления позволяют легко заменить износившиеся купюры, они удобнее в обращении. Однако знакам стоимости присущ и особый недостаток — соблазн покрытия расходов государства за счет дополнительной эмиссии.

Бумажные деньги, несмотря на их «генетическую неполноценность» обеспечиваются каким-либо неизменным достоянием страны — чаще ее полезными ископаемыми.

     В развитом обществе структура неполноценных денег быстро меняется – бурный рост товарооборота предопределяет преобладающее влияние бумажных знаков стоимости над металлическими, возрастает роль кредитных денег – векселей, чеков и банкнот, и далее – кредитных карточек и электронных денег.

     Кредитные деньги в отличие от бумажных денег, являются только средствами платежа и не выполняют функцию обращения. Возникают они, когда купля-продажа осуществляется в рассрочку, т.е. в кредит. Кредитные деньги прошли достаточно долгий путь становления, и в своем современном виде представлены разными типами долговых обязательств:

     — Вексель — письменное долговое обязательство, дающее владельцу право требовать с должника уплаты денег по истечении срока действия векселя. Вексель выступает орудием коммерческого кредита. По своей форме векселя подразделяются на простые и переводные.

Простой выписывается заемщиком. Переводной представляет собой письменный приказ кредитора заемщику об уплате последним определенной суммы третьему лицу. Наибольшее распространение получил переводный вексель.

Вексель широко используется во внешней торговле в качестве средства оформления кредитно-расчетных отношений.

     — Банкнота — бессрочное долговое обязательство, которое выпускается эмиссионным банком страны. Банкноты являются национальными деньгами на всей территории государства. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты выпущены в обращение в конце XVII в.

Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало банкнотам высокую устойчивость и надежность.

Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен.

В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл.

Источник: https://student.zoomru.ru/dcb/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-denezhnoj/19486.154666.s1.html

Состояние и перспективы развития денежной системы РФ

Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Экономический факультет

Кафедра финансы и кредит

Реферат на тему:

Состояние и перспективы развития денежной системы РФ

Выполнил:

Студент

группы № 2-72 Мовсесян Б.А.

Ростов-на-Дону 2014

fГлава 1. Современное состояние денежной системы РФ

денежный инфляция агрегат

1.1 Специфика современной денежной системы РФ

Исторически прослеживается смена типов денежных систем на территории России от товарной к электронно-бумажной денежной системе. Таким образом, развитие денежной системы РФ происходило по исторически сложившимся эволюционным переходам с расширением функций и элементов денежной системы по мере развития государства.

“На Руси до 1320-х гг. самой крупной денежной единицей (одновременно и весовой) была гривна. Наибольшее распространение получили новгородские гривны — продолговатые серебряные бруски размером в 20 см и весом около 200 г. С XIII в. они стали называться рублевой гривной, так как изменилась технология их изготовления.

После создания централизованного Российского государства важным событием в области денежного обращения стало создание в Москве в 1535 г. денежного, или монетного, двора. Благодаря этому чеканка монет из частных рук — «рук денежников» — перешла к государству, что усилило контроль за качеством монет.

В XVI — XVII вв. копейка являлась основным реально существующим номиналом денежной системы.

Денежная реформа Петра I, связанная с монетным преобразованием денежной системы России, проводилась с 1698 по 1724 г.

Были выпущены равного достоинства медные и серебряные монеты, а также золотые, получившие название червонцев (от польского слова — красный, золотой). Основной отечественной денежной единицей стал рубль.

Серебряными деньгами пользовались состоятельные слои населения, а медными — бедняки. ” [8, с. 63]

“С 1769 г. Государство принимает решение о выпуске бумажных денег — ассигнаций. Увеличение доходов казны за счет денежной регалии от эмиссии бумажных денег было временным выходом для преодоления финансовых затруднений государства.” [8, с. 64]

В начале 20 века на территории России обострились проблемы социально-экономического устройства общества, после революции 1917 года руководство страны перешло к Большевикам, начавших строить плановую экономику. В следствии чего была создана директивная экономика, базирующаяся на общих принципах функционирования денежной системы.

“Советская власть унаследовала от буржуазной России совершенно расстроенную денежную систему. К моменту Октябрьской революции 1917 г. покупательная способность рубля составляла не более 10 довоенных копеек.

Овладев командными экономическими высотами, советская власть, используя рычаги рыночной экономики, сразу столкнулась с необходимостью создания новой денежной системы и укрепления рубля.

Располагая значительными запасами старых денег, буржуазия по-прежнему имела экономическую силу.

Создание новой денежной системы началось с захвата Государственного банка России и национализации частных коммерческих банков. Государственный банк являлся эмиссионным аппаратом страны и банком банков. Он предоставлял коммерческим и другим банкам крупные кредиты, хранил их денежные резервы и осуществлял кассовое обслуживание.” [8, с. 67]

Не смотря на всеобщий контроль обращения денег и функционирования экономики в Советском Союзе его денежная система потерпела крах, после которого начался постепенный переход к рыночной экономике, т.е. явные кризисы плановой экономики были замаскированы под такие явления как дефицит, расширение спекуляции.

“Состояние денежного обращения в стране является барометром ее экономической и политической жизни. В СССР инфляционные процессы давали о себе знать с начала первой пятилетки. Цены постоянно росли, покупательная способность рубля падала.

Как уже указывалось, это было вызвано разными причинами, но приводили они к одному результату — нарушению закона денежного обращения. При плановой системе ценообразования инфляция часто носила скрытый характер, т. е. проявлялась не в росте цен на организованном рынке, а в дефиците товаров.

О снижении покупательной способности рубля свидетельствовали цены неорганизованного рынка, расширение спекуляции.

https://www.youtube.com/watch?v=QNdgzqEDiUA

Проводя экономические реформы, Правительство РФ столкнулось с глубокой и затяжной инфляцией. С марта 1990 г. по март 1996 г. цены в среднем возросли в 4806 раз. Меры по усилению контроля за состоянием денежного обращения в стране, снижению темпов инфляции Правительство России вынуждено принимать и в настоящее время.” [8, с. 75]

Также необходимо отметить, что проблематика развития денежной системе в значительной мере зависит от методики построения государственного строя, который и порождает социально-экономические проблемы в обществе, развивающемся по плану.

Тем не мене, свободная рыночная экономика ещё не пришла к стабильному безкризисному функционированию, что подтверждают экономические проблемы 1999 и 2008 гг.

Как было изложено в первой главе, денежная система РФ функционирует в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Официальной денежной единицей (валютой) является рубль, который равняется 100 копейкам.

Для удобства использования денежных знаков используются банкноты и монеты различного номинала.

“Представленные в отчете АНО «Левада-центр» данные свидетельствуют о том, что основная масса респондентов производит расчеты за товары и услуги исключительно наличными, поскольку более 80% опрошенных не имеют платежных карт.

В целом большинство опрошенного населения (84%) отмечает, что существующий в настоящее время номинальный ряд оптимален для ежедневных покупок (рис. 1).” [20]

Рис. 1 Удобны ли, на ваш взгляд, существующие номиналы банкнот и монеты? [20]

Однако текущий денежный оборот складывается напрямую из наличных и безналичных расчётов, которые в свою очередь являются составляющими денежной массы (агрегат М2).

“Наличные деньги остаются базисом функционирования платежных систем. Их история насчитывает не одно тысячелетие. Столь длительное существование наличных денег объясняется их простотой.

Наличные деньги обеспечивают мгновенный расчет за товары или услуги повсеместно — практически в любой точке Земли, при любых катаклизмах.

И это самая сильная их сторона, с которой приходится считаться сегодня, в эпоху развития безналичных технологий.

Как известно, первым продуктом, разработанным с целью заменить наличные деньги, был чек, позже появилась кредитная карта. Но, как показало время, ни чек, ни кредитная карта не смогли заменить наличность.” [19. с. 12]

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Безналичные деньги пускаются в оборот за счёт ссуд, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам.

Наличные деньги выпускаются в оборот в процессе кассовых операций и выдаются из операционных касс. В тоже время необходимо отметить, что одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом первична эмиссия безналичных денег.

Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

При этом денежная система РФ функционируют по общемировым тенденциям развития: “ Основной задачей института центрального банка, максимально отвечающей интересам экономики и возможностям самих денежных властей, является достижение и поддержание низкого уровня инфляции.

Признание этого факта привело к тому, что за последние двадцать лет десятки стран в разных концах света, различных по уровню и характеру экономического развития, перешли к модели денежно-кредитной политики, основанной на выборе в качестве целевого ориентира темпов инфляции.

” [12, с. 14]

Встаёт вопросы, что же такое инфляция, если основной мерой по улучшению денежно-кредитной политики является её снижение? Инфляция-это повышение общего уровня цен, вызванное избыточным количеством денег, т.е. снижением их покупательной способности товаров и услуг. [11]

Основные направления единой денежной политики за 2010 год подтверждают направленность курса Банка России согласно общемировым тенденциям: “В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году.

При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

” [22, с. 5]

Статистически данные, начиная с 2009 года, подтверждают тенденцию снижения инфляции (табл. 2), однако только после очередного мирового экономического кризиса 2008 года, что в тоже время соответствует мерам, предпринимаемым ЦБ РФ.

Таблица 2 Инфляция в РФ за 2007-2010 гг. [24]

Месяц, годдекабрь 2007декабрь 2008декабрь 2009декабрь 2010
Базовая инфляция, в % к декабрю предыдущего года111,0113,6108,3106,6

Количество денег, находящихся в обращении напрямую влияет на уровень инфляции и стабильность денежной системы. Денежная масса должна быть представлена в количестве необходимом и достаточном для безинфляционного развития экономики РФ, что в современных условиях недостижимо.

Данный фактор подтверждается ростом денежного агрегата М2 (табл. 3) непропорционально росту/снижению инфляции, т.е. обесценивание денег продолжается и сейчас.

Инфляция, не смотря на прямую зависимость от количества денежной массы, является мерой, зависящей от множества факторов, базирующихся как и денежная система на социально-экономическом устройстве общества.

Таблица 3 Денежная масса РФ (М2) за 2007-2010 гг. [21]

Число, месяц, год

Источник: https://revolution.allbest.ru/finance/00526933_0.html

Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России

Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

  • · официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;
  • · соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;
  • · исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;
  • · видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;
  • · образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;
  • · на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

  • · прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  • · установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • · установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • · определение порядка ведения кассовых операций.

С октября 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет — это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С января 1998 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых — 54%, достоинством 100 рублей — 18,5%, 50 рублей — 4,5%, 5 и 10 рублей — 1%.

ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.

), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.). В Январе 2009 г.

Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2015 гг.

), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.

) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе Центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

Укрепление номинального курса национальной денежной единицы в 2008 г. стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота — для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны.

Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег.

Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е.

выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет более точно оценивать спрос на деньги.

Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг.

Одновременно постепенная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты.

Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений.

Это позволяет государству декларировать требование перевода с 2008 года российского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.

слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что особенно наглядно проявляется в международном сравнении.

Совокупный капитал всех российских банков в настоящее время — около 6 млрд. дол-США, что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира.

Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.

Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП страны. В России он примерно в 2 раза ниже.

Наши банки не выдерживают сравнения не только в международном плане, но и в сопоставлении с крупными российскими промышленными предприятиями или предприятиями сферы обслуживания.

Структура промышленного производства и экспорта в России характеризуется достаточно высоким уровнем концентрации, при котором несколько десятков предприятий обеспечивают очень большую долю товарных и финансовых потоков.

Вследствие этого по объему реализации продукции, инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли многие ведущие промышленные предприятия существенно превышают возможности отдельных коммерческих банков

Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской системы, а также централизация и концентрация национального банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой. Вакуум на российском банковском рынке рискует быть заполненным более мощными иностранными банками, присутствие которых в последнее время динамично растет как в розничном, так и в корпоративном сегментах рынка.

Активная роль государства в преодолении системных банковских кризисов была заметна во всех странах. На восстановление платежеспособности и реструктуризацию ссудо-сберегательных банков США, к примеру, были выделены суммы, превышающие 100 млрд. дол.

Санация французского банка «Креди Лионэ» стоила государству 20 млрд. дол. Это было сделано не потому, что французы не умеют считать, а потому, что, хорошо посчитав, сочли это выгодным. И главное — нашли деньги на это.

В Российской денежно-кредитной политики последних пяти лет, данных о попытках централизованного восстановление платежеспособности банка нет.

Прямые факторы, которые затрудняют процесс реструктуризации банковской системы — это и дискриминационное налогообложение по сравнению с международной практикой, так как у нас из посленалоговой прибыли идет значительное количество расходов, и дискриминационное налогообложение доходов банков по более высоким ставкам, чем облагаются другие предприятия.

Долларизация России исторически сложилась потому, что именно в долларах деноминировано до 2/3 ее внешнего долга и платежей по нему; долларовый рынок является наиболее емким для частных заимствований; в основном только в долларах оформляются контракты на экспорт сырья.

Такая долларизация с самого начала противоречила не только национальным интересам, но и характеру внешнеэкономических связей страны; сейчас она приходит в столкновение и с ведущими тенденциями мировой валютной конъюнктуры.

В мире идет постепенный отказ от доллара, а его гипертрофия в мировой валютной системе оборачивается нестабильностью для его держателей, ибо: доля доллара в обслуживании 43 % мирового хозяйственного оборота никак не соответствует реальной доли США в 20 % ВВП и 15 % оборота мировой торговли.

Поэтому она постепенно и объективно снижается; доля США во внешней торговле самой России составляет не более 5 %, то есть рубль оказывается на 2/3 привязанным к наиболее экономически удаленной от него валюте и к экономике страны, с которой у народного хозяйства России существует минимум взаимоотношений.

Это противоречит хозяйственным критериям добровольного вхождения любой страны в определенную валютную зону и делает для России долларизацию скорее психологическим, чем экономически оправданным феноменом, то есть объективно ставит формирование обменного курса рубля на базу не реальных экономических сопоставлений, а спекулятивных ожиданий. Как следствие, рубль не раз оказывался недооцененным по отношению к доллару даже не в кризисное время, что вело к утере части национального богатства России при товарообмене и к занижению реальной стоимости ее активов, приобретаемых иностранными инвесторами при капиталовложениях в ее экономику и при приватизации. Таким образом, доходы нерезидентов при покупке российских Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) оказывались намного выше, чем казначейские обязательства других государств.

Характерно, что в этих условиях уже и российский финансовый рынок начал демонстрировать отказ от доллара. За последние пять лет доля внешней задолженности России, деноминированная в европейских валютах, возросла, по оценкам экспертов ЕС, с 1/4 до 1/3 и продолжает увеличиваться, в том числе из-за размещения евробондов.

По оценкам специалистов, новая валютная единица евро снимает ряд прежде уникальных преимуществ доллара, а именно:

  • · с целью экономии на накладных расходах и валютных рисках многие европейские трейдеры переходят на евро как валюту контрактов даже в торговле сырьевыми товарами;
  • · объединенный рынок капитала, заменяющий на базе евро прежде узкие и разрозненные рынки стран ее «зоны», станет со временем не менее емким и ликвидным, чем американский;
  • · наконец, страны «зоны евро» имеют в МВФ блок в 30 % против 18 % у США, а это немаловажно при известных особых отношениях МВФ и России. В этих условиях объективно складываются предпосылки для отказа от неоправданной привязки рубля исключительно к доллару и перехода на его привязку к корзине международных валют, где немалую роль будет играть евро, которая опирается на коллективные золотовалютные резервы стран ее «зоны» и их упорядоченные государственные финансы (подчиняющиеся общим критериям стабилизации) и которая, очевидно, будет более стабильной в курсовом смысле, чем доллар. Перед нею открыты перспективы доминирующего применения в странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, присоединяющихся к ЕС, которые являются традиционными внешними рынками России. Наконец, существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС создает определенную базу для взаимодействия компетентных российских финансовых органов и наднациональных валютных органов ЕС, управляющих «зоной евро», что, естественно, отсутствует между Россией и Федеральной резервной системой США.

Источник: https://studwood.ru/1378567/finansy/sostoyanie_perspektivy_razvitiya_denezhno_kreditnoy_sistemy_rossii

Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации (стр. 1 из 2)

Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской

Вопрос1

Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.:

официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;

исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;

видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;

на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

С октября 2000 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2000 г. № 199-П.

Правительство РФ совместно с ЦБ РФ разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной.

Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий и организаций в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет — это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения и т.д.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, так как у них имеются операционные кассы. С 1 июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также со счетов по вкладам граждан.

Вопрос 2

Финансовый механизм как важнейшая составная часть Финансовой политики государства.

Статья 2nd August, 2009 by admin No Comments »

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические и организационно-правовые методы, формы и стимулы и т.п.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других нормативных актах. Оно определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принцип и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм.

Финансовый механизм совокупность согласованных между собой, выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений предназначенных для решения социально экономических задач общества на данном этапе его развития, то есть основополагающим условием формирования финансового механизма является его эффективность, которая может быть достигнута только при полной согласованности составляющих его частей. Если этого не сделать, что наблюдается в современной практике, будет создан не финансовый механизма некая совокупность частей, не приносящая результатов.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств.

Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений следует рассматривать его составные части в виде:

финансового механизма коммерческих предприятий и хозрасчётных организаций;

финансового механизм некоммерческих организаций и учреждений;

страхового механизма;

механизма функционирования государственных финансов.

В соответствии с территориальным делением Республики Беларусь следует отдельно выделять:

1. финансовый механизм республиканских органов власти

2. финансовый механизм местных органов власти.

Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Во всех случаях каждая рассматриваемая сфера с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство содержит определённые функциональные звенья (мобилизация ресурсов, финансирование и т.д.), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определённость проявляется в сумме ресурсов, выделенных на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества.

Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставляемых ресурсов, в каких формах и по каким направлениям происходит их движение, на каких условиях они выделялись и использовались, это характеризует качественную определённость действия финансового механизма.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма.

Их неоднократно подвергают корректировке, учитываются изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе ( неоднократное изменение ставки НДС, налога на прибыль).

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества:

финансовое обеспечение;

финансовое регулирование.

Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества, тем значительнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах:

самофинансирование;

кредитование;

безвозвратное финансирование.

Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путём установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Таким образом, нахождение и обоснование таких пропорций важнейшая задача финансовых работников.

Финансовое регулирование, как метод финансового воздействия, связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства и на предприятиях различных форм собственности.

Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они, по сути, являются конкретными формами и способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом могут определяться на основе специальных расчётов (по смете затрат).

При налоговом методе сумма доходов распределяется по нормативам (ставкам, срокам), установленным законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придаётся определённое целевое назначение в виде закреплённых за ними функций (НДС, акцизы, налог на прибыль, амортизация).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья, взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через определённые организационные структуры:

правовое регламентирование;

планирование (прогнозирование);

управление.

Вопрос 3

Практическая часть

Список литературы

1. Ковалев В.В. «Финансы» / учебник / М.: Проспект, 2008г. 640 стр.

2. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. «Финансы и кредит» / учебное пособие / М.: «Академия», 2007г.

3. Литовских А.М., Шевченко И.К. «Финансы, денежное обращение и кредит» / учебное пособие / Таганрог: ТРТУ, 2009г.

4. Левчаев П.А., Антонова М.В., Барашков О.А. «Финансы организаций» / учебное пособие / Саранск: Мордовск, 2008г.

Источник: https://mirznanii.com/a/243891/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-denezhnoy-sistemy-v-rossiyskoy-federatsii

Studio-pravo
Добавить комментарий