Смех и смерть: Но смех утверждает жизнь, выступая против всего того, что ей мешает,

X Международный конгресс молодых ученых

Смех и смерть: Но смех утверждает жизнь, выступая против всего того, что ей мешает,

Животворящий смех и смерть у Ф. Искандера

Жекамухова Ж.Х.

КБГУ, г. Нальчик

«На мудрых вместо гнева находили:
слезы – на Гераклита, смех – на Демокрита»

Спиноза

В современном сознании смех соотносится в основном с жизнью. Ю. Борев рассматривает смех «как утверждение радости бытия»: «смех – есть подобие жизни. Смех всегда есть смех над хаосом во имя гармонии, он – гармонизация хаоса.

Смех тоже звучит вопреки миру, это радость вопреки злу и даже по поводу зла, во имя и по поводу хотя бы духовного его ниспровержения.

Как жизнь созидание второй, доселе не существовавшей природы – живой, так и смех есть созидание второго бытия – бытия вымышленного, мира духовной гармонии, «организующей» хаос зла» [Ю. Борев 1997:193]. Смех утверждает жизнь, продлевает ее.

Он выступает против всего того, что ей мешает, что отжило. В этом смысле смех выступает как союзник смерти, сопровождая устранение того, о чем говорят » туда ему и дорога». Парадокс смеха состоит в том, что он отрицает во имя утверждения жизни.

Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Она подводит черту жизни. Истины последней инстанции часто открывались людям перед смертью.

Человек в этом смысле – самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о том, что ему предстоит умереть.

Но в то же время знание о смерти дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека искать смысл и оправдывать перед самим собой свое существование.

Смерть – не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент.

Человек в обыденной жизни старается не думать о смерти или же полагает, что смерть где-то очень далеко от него, живет так, будто он бессмертен.

Мудрецы же, призывавшие помнить о смерти, думали прежде всего о жизни: каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним.

Смерть, по мнению известного танатолога В. Стрелкого, – фундаментальное свидетельство нашего «неодиночества». Мы всегда находимся под ее пристальным взглядом.

Ощущая ее присутствие, ее реальность, мы поддерживаем себя на уровне, превышающем тот, к которому склоняет нас наша животная природа. Смерть предполагает высший уровень ответственности.

Лишить человека его конечности – означает, помимо всего прочего, устранить эту ответственность.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы не взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть.

Казалось бы, знание о грядущем уничтожении должно было бы поразить нас неизбывным страхом. Обессмыслить все дела, начинания и мечты.

Однако этого не происходит: человек почти не думает о смерти в своей обыкновенной жизни, и лишь изредка испытывает тоску смерти, переживая кончину близких или поддавшись настроению минуты.

Только тогда и настигнет его животный страх надвигающегося конца, страх глубокий и необъяснимый.

Сказав «животный страх», мы вновь вспомнили о животном, определив его именем человеческий страх перед смертью. И это подсказывает следующее рассуждение: животное – вот то существо, которое полностью принадлежит миру страха.

Животное не знает о том, что оно смертно, оно не ощущает ее повседневно. Мысль дала человеку знание о смерти, знание, нестерпимое для любого существа.

И тогда, оставаясь живым, человек стал прежде всего смертным, но при этом место животного страха в его голове занял не еще больший ужас, а смех.

Конечно, смеяться над умирающим или умершим кощунственно. Но смех может быть направлен против смерти как таковой. Он – средство защиты от страха смерти. В глубокой древности у разных народов сущеествовали обряды имитации смерти. Однако это была смерть в окружении смеха.

В этой двойственности смеха, пульсирующего между жизнью и смертью, многие ученые видят разгадку так называемого «черного юмора», который тоже может быть разным. В одном случае он является безвкусным и циничным глумлением над ценностью жизни.

С другой стороны, он может притуплять страх смерти, показывая ее обыденность и тем самым возвышаясь над ней.

В реальной жизни противоположности жизни и смерти, радости и горя часто переплетаются. Такое сосуществование радости печали, жизни и смерти вызывает смех сквозь слезы и слезы сквозь смех и даже смех вместо плача, порой истерический смех. Иногда и сам смех бывает «до слез», «до упаду», » до смерти», хотя, конечно, последнее чаще всего в переносном смысле.

В произведениях Ф. Искандера смех тоже выступает как средство защиты от страха смерти. Например, это очень четко прослеживается в рассказе «Колчерукий». В центре произведения – характер старика по прозвищу Колчерукий, с которым не может справится даже смерть.

Он вечный насмешник и страшный ругатель, смех и брань являются его «языком». Во время болезни Колчерукого пришла из больницы весть о его кончине. Односельчане, как водится, приехали со своими поминальными приношениями к нему на подворье, выкопали могилу.

Колчерукий же вернулся живым и здоровым и, оставив себе щедрые поминальные дары, стал обихаживать свою могилу – посадил на ней персиковые и тунговые деревья.

Выкопанная на всякий случай могила словно возрождает Колчерукого к новой жизни, а мальчик, случайно провалившийся в нее ночью, является воплощением рождения нового в чреве смерти:

» – Так это ты провалился в могилу?..

— Да, – отвечал я. ..

— Ну и как тебе там показалось?..

— Хорошо, – отвечал я, стараясь проявить благодарность за гостеприимство.

Все-таки это была его могильная яма.

— Место хорошее, сухое, соглашался он

[Ф. Искандер 1988: 198].

Весь рассказ пронизан добрым смехом, направленным на самого себя. Именно этот смех и добрая ирония помогают преодолеть страх перед смертью.

После того как выяснилось что Колчерукого вызывают по доносу к начальству, лошадник Мустафа предлагает ему «залезть в свою могилу, а то… в Сибирь отправят», на что Колчерукий, тоже не смеясь, отвечает: «Сибирь не боюсь,боюсь, ты мою могилу займешь» [Ф. Искандер 1988:198].

Однако приходит все-таки смерть и к Колчерукому, но и тогда он разыгрывает последнюю шутку, заставляя все село на похоронах смеяться над лошадником Мустафой: «…среди провожающих раздался такой взрыв хохота, который не то, что на похоронах. На свадьбе не услышишь.

Хохот был такой, что секретарь сельсовета, услышав его в сельсовете, говорят, выронил печать и воскликнул:

— Клянусь честью, если Колчерукий в последний момент не выскочил из гроба!»

[Ф. Искандер 1988:234].

Смех в «Колчеруком» – это смех на могиле, смех, преодолевающий смерть Бессмертен герой, способный посмеяться из-за гробовой доски, побеждающий смерть жизнью своего духа; бессмертен и народ, рождающий такого героя и весело смеющийся на его похоронах: «Когда умирает старый человек, в наших краях поминки проходят оживленно. Люди пьют вино и рассказывают веселые истории…Человек завершил свой человеческий путь, и если он умер в старости, дожив, как у нас говорят, до своего срока, значит, живым можно праздновать победу человека над судьбой» [Искандер: 1988:230].

Образы «веселых смертей» играют особую роль в рассказе. Смеющаяся старуха, жена Колчерукого, прообраз «веселой смерти».

Пустующая могила, вызывающая поток насмешек, анекдотов и разоблачений, – тоже «веселая смерть». Пир, устроенный по поводу превращения смерти в выздоровление, – еще одно проявление «веселой смерти».

И, наконец, уже загробная шутка Колчерукого над Мустафой. Это и не мягкий юмор, и не смех сатирический или уничтожающий. Это смех животворящий.

Именно этот термин, по-нашему мнению, применим к смеху, когда он рассматривается как средство защиты от страха смерти.

Пока существует человек, существует и страх перед смертью. Но страх лишает человека способности смеяться, не дает ходу разуму. И здесь может помочь только животворящий смех.

По словам Карасева, «главное – дотянуть до смерти, а там видно будет – вот, что предлагает смех разуму, всякий миг готовому назвать жизнь бессмысленной перед угрозой неминуемого конца…» [Л.В.

Карасев 1996:194].

Литература

  • Борев Ю. Эстетика. – Смоленск: Русич, 1997.
  • Иванова Н.Б. Смех против страха, или Ф. Искандер. – М.: Советский писатель, 1990.
  • Искандер Ф. Избранное. – М.: Советский писатель, 1988.
  • Карасёв Л.В. Философия смеха. – М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996.
  • Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. – СПб., 1997.
  • Источник: http://mith.ru/caucas/pers05.htm

    Афоризмы и цитаты о смехе

    Смех и смерть: Но смех утверждает жизнь, выступая против всего того, что ей мешает,

    Ничего более не боится человек так, как смеха Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила.

    886
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит, хороший человек.

    671
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Удивительно, как это жрецы-пред-сказатели, взглянув друг на друга, могут еще удержаться от смеха.

    577
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. А в сближении людей — главная задача искусства.

    416
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.

    325
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Посмеяться над собой — не бойтесь, самокритика так же необходима, как необходимо умываться.

    300
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    К смешному я отношусь серьезно, когда представляю его в смешном виде.

    272
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Со смехом ужас несовместен.

    271
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Брел, бывающий вместе со смехом, менее опасен, но бред серьезный более опасен.

    255
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло, смеяться над ней — это уничтожить его.

    242
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Из всех животных только человек способен смеяться.

    241
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Что сделалось смешным, не может быть опасным.

    233
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Прежде чем смеяться над людьми, надо научиться любить их всем сердцем.

    231
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Из животных лишь гиена способна издавать звуки, близко напоминающие наш смех.

    228
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смейтесь до слез — совет оптимистам и пессимистам.

    227
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    От смеха недалеко до высмеивания.

    226
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Мыслю, следовательно, смеюсь.

    225
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Ты можешь порицать людей, но не поносить и не подымать их на смех, ибо сплетня, смешащая многих, все же дурна, если она копает яму хотя бы одному человеку.

    222
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Смехом исправляют нравы.

    220
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Смеяться можно над чем угодно, но не когда угодно. Мы шутим по поводу смертного ложа, но не у смертного ложа. Жизнь серьезна всегда, но жить всегда серьезно — нельзя.

    218
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку.

    216
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица.

    215
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех – обеззараживающее средство.

    215
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Выставить в смешном свете то, что не подлежит осмеянию, — в каком-то смысле все равно что обратить добро во зло.

    213
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Хороший смех — верный признак духовного здоровья.

    213
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Палачи смеются редко, да и смех у них не такой, как у всех.

    212
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Частый и громкий смех есть признак глупости и дурного воспитания.

    211
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех — неплохое начало для дружбы, и смехом же хорошо ее закончить.

    209
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Научиться законам жизни — значит испытать целый ряд унижений, — все равно как обучаться катанию на коньках. Единственный выход — смеяться над собой вместе с зеваками.

    205
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех — единственное испытание серьезного, а серьезность — смешного. Подозрителен предмет, который не переносит насмешки, и лжива шутка, которая не выдерживает испытания серьезностью.

    204
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Когда смеешься над людьми, на них не сердишься. Юмор учит терпимости, и юморист — когда с улыбкой, а когда и со вздохом — скорей пожмет плечами, чем осудит.

    202
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Смех заразителен, так же как и зевота.

    201
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смешного бояться — правды не любить.

    201
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Не успел я открыть вашу книгу, как зашелся от смеха. Когда нибудь я непременно ее открою.

    198
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Самым счастливым смехом смеется ребенок.

    198
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха.

    197
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех есть веселость ума, улыбка — веселость сердца.

    195
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Научить пользоваться оружием смеха — одна из тончайших и сложнейших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов.

    195
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Тот, кто смеется и одновременно смешит, смешон вдвойне.

    194
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.

    193
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Разве смеяться — дурно? И разве нельзя смеяться, сохраняя полную серьезность? Смех лучше сохраняет нам разум, нежели досада и огорчения.

    193
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Человек, который смеется, более смешон, нежели его жертва. Для жертвоприношения нужны не только жертвы, но и те, кто на жертву идет.

    193
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Где нет желчи и смеха, там нет надежды на обновление. Где нет сарказмов, там нет и настоящей любви к человечеству.

    191
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Смех – кратчайшее расстояние между двумя людьми.

    189
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех — самый изысканный способ показать зубы противнику.

    186
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Мы глумимся и смеемся над человеком не потому, что он смешон, а потому, что нам нужно развлечься, посмеяться.

    185
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Я не прочь посмеяться над встречающимися мне людьми, полагая, что ведь и они, если хотят, могут посмеяться надо мной.

    185
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Продолжать смеяться легче, чем окончить смех.

    184
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех исключительно или почти исключительно вызывается тем, что обозначает или указывает что-нибудь непристойное без непристойности.

    184
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Не будь у меня чувства юмора, я бы давно покончил с собой.

    183
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Осмеяние людей умных составляет естественную привилегию глупцов.

    182
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех тоже взрослеет.

    182
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Трудно верить, между тем женщины берут уроки даже смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа — чуть-чуть приоткрывать низ верхних зубов Смех должен быть, если можно так выразиться, легким и чем-то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь, трясутся, можно думать, что они плачут. У третьих смех какой-то хриплый, отвратительный. Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова.

    182
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Нет ничего более загадочного, чем смех на чужом языке.

    182
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Писать лучше смеясь, чем со слезами, ибо смех — особенная примета человека.

    181
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Под плачем наследника часто скрыт веселый смех.

    179
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Если чего, по мнению нашему, в угощении недоставало, или же что-то в доме нам не понравилось — не насмехаться над тем на стороне.

    178
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Всем глупцам не терпится осмеять кого-нибудь.

    178
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Нельзя ненавидеть человека, над которым можно посмеяться.

    178
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Если когда-нибудь я поумнею, никто, никогда не увидит меня смеющимся.

    177
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Ничто так не обнаруживает отсутствие чувства юмора, как смех.

    175
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека.

    173
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, — иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.

    172
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Осмеяние, то есть нравственное негодование, должно совмещаться с постоянством возвышенного чувства.

    172
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Кажется, павловский условный рефлекс действительно существует. Каждый раз, когда по ТВ раздается записанный на пленку смех, телезритель непроизвольно зевает.

    171
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Человек не может быть неисправимо плохим, если он хотя бы раз от души смеялся.

    171
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех — сущность человека.

    171
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Что может быть смехотворнее, чем зрелище катящегося по улицам катафалка?

    170
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех учит: мудро уклоняясь от элементов смерти, мы пытаемся лишь сохранить жизнь, тогда как вступая в область, от которой мудрость велит нам бежать, мы проживаем жизнь.

    169
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Нельзя по настоящему полюбить человека, с которым никогда не смеешься.

    168
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех — это физиономия ума.

    168
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Люди лицом своим смеются со смеющимися, а с плачущими плачут.

    168
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Половина людей смеется над другой половиной, и обе равно глупы.

    167
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    С кем можно вместе смеяться, с тем можно вместе работать.

    167
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Француз – весел, русский – насмешлив, француз осмеивает, потому что он смеется, русский смеется, потому что осмеивает.

    165
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться.

    165
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смеяться над умными людьми — это привилегия глупцов, они в мире то же, что и шуты при дворе: с них никто не берет примера.

    165
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    У того, кто смеется над злом, в любых его проявлениях, не совсем здоровое нравственное чувство.

    163
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех умолкает, когда эхо не отвечает.

    163
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Порою закрываешь глаза на истину, добро и красоту, потому что они дают мало пищи чувству смешного.

    162
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    По частому смеху узнаем мы глупца.

    161
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех неуязвим, потому что он смеется и над самим собой.

    160
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Нет силы более разрушительной, чем умение представлять людей в смешном виде.

    160
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Кто смеется, тот все прощает.

    159
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Смех без причины – признак отличного настроения.

    159
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    От смешного до великого тоже только один шаг.

    158
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Звучный хохот во все времена разоблачал цивилизацию. Кино и радио уже больше не требуется выдавать себя за искусство.

    158
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Лучше давать повод к смеху, чем к насмешкам.

    156
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Когда мы смеемся над детской нелепостью, наш смех лишь прикрывает стыд, испытываемый при виде того состояния, к которому мы сводим жизнь при выходе ее из ничто.

    155
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Если верить нашим философам, человек отличается от других живых существ умением смеяться.

    154
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Шуту все дозволено. Когда он плачет, ему не верят, и даже кровь его считают клюквенным соком.

    153
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Насмешник всегда существо поверхностное.

    152
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Кто мешает, смеясь, говорить правду?

    150
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Я так думаю, что когда смеётся человек, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть. Чаще всего в смехе людей обнаруживается нечто пошлое, нечто как бы унижающее смеющегося, хотя сам смеющийся почти всегда ничего не знает о впечатлении, которое производит. Точно так же не знает, как и вообще все не знают, каково у них лицо, когда они спят.

    У иного спящего лицо и во сне умное, а у другого, даже и умного, во сне лицо становится очень глупым и потому смешным. Я не знаю, отчего это происходит: я хочу только сказать, что смеющийся, как и спящий, большею частью ничего не знает про своё лицо. Чрезвычайное множество людей не умеют совсем смеяться. Впрочем, тут уметь нечего: это — дар, и его не выделаешь.

    Выделаешь разве лишь тем, что перевоспитаешь себя, разовьёшь себя к лучшему и поборешь дурные инстинкты своего характера: тогда и смех такого человека, весьма вероятно, мог бы перемениться к лучшему. Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен.

    Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это весёлость, а где в людях в наш век весёлость, и умеют ли люди веселиться? (О весёлости в наш век — это замечание Версилова, и я его запомнил.) Весёлость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками.

    Иной характер долго не раскусите, а рассмеётся человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. Я не про умственное его развитие говорю, а про характер, про целое человека.

    Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек — значит хороший человек.

    Примечайте притом все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простодушен. Чуть заметите малейшую черту глуповатости в смехе — значит несомненно тот человек ограничен умом, хотя бы только и делал, что сыпал идеями.

    Если и не глуп его смех, но сам человек, рассмеявшись, стал вдруг почему-то для вас смешным, хотя бы даже немного, — то знайте, что в человеке том нет настоящего собственного достоинства, по крайней мере вполне.

    Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а всё-таки почему-то вам покажется пошловатым, то знайте, что и натура того человека пошловата, и все благородное и возвышенное, что вы заметили в нём прежде, — или с умыслом напускное, или бессознательно заимствованное, и что этот человек непременно впоследствии изменится к худшему, займется «полезным», а благородные идеи отбросит без сожаления, как заблуждения и увлечения молодости. Эту длинную тираду о смехе я помещаю здесь с умыслом, даже жертвуя течением рассказа, ибо считаю её одним из серьёзнейших выводов моих из жизни. И особенно рекомендую её тем девушкам-невестам, которые уж и готовы выйти за избранного человека, но всё ещё приглядываются к нему с раздумьем и недоверчивостью и не решаются окончательно. И пусть не смеются над жалким подростком за то, что он суётся с своими нравоучениями в брачное дело, в котором ни строчки не понимает. Но я понимаю лишь то, что смех есть самая верная проба души. Взгляните на ребёнка: одни дети умеют смеяться в совершенстве хорошо — оттого-то они и обольстительны. Плачущий ребёнок для меня отвратителен, а смеющийся и веселящийся — это луч из рая, это откровение из будущего, когда человек станет наконец так же чист и простодушен, как дитя.

    95
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    мальчики смеются, когда видят смешное, и раз уж общество решило избавиться избавляться от своих покойников в обстановке гротескных обрядов, во время которых неизбежно то и дело возникают смехотворные инциденты, то немудрено, что похороны смешили меня, когда я был мальчиком, но внушают мне отвращение теперь, когда я стал старше и кое-что узнал о тех мерзостях, которые таятся за кулисами той сцены, которую сентиментальная публика любит называть «местом последнего успокоения».

    84
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    говорит одна девица я хочу дахин дахин сёстры начали давиться шили сёстры балдахин вдруг раздался смех оттуда гибко вышел белый гусь говорит ему Гертруда я тебя остерегусь ты меня не тронь не рань я сложнейшая герань…

    78
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    А боб осторожней был — он на берегу остался. Остался на берегу и давай смеяться над угольком и соломинкой. Смеялся он, смеялся да и лопнул от смеха.

    Плохо бы ему пришлось, но, на его счастье, сидел на берегу бродячий портной. Достал портной нитки и сшил обе половинки боба.

    А так как у портного белых ниток с собой не было, зашил он боб чёрной ниткой. С тех пор у всех бобов чёрный шов посредине.

    72
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Совет артистам-юмористам. Я заметил, что очень важно найти смехотворную точку. Если хочешь, чтобы аудитория смеялась, выйди на эстраду и стой молча, пока кто-нибудь не рассмеётся. Тогда подожди ещё немного, пока не засмеётся ещё кто-нибудь, но так, чтобы все слышали., Когда это всё случится, то знай, что смехотворная точка найдена.

    69
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Полюбите слёзы, в вас воскреснет смех. Прикоснитесь боли, удалится грех. Помолитесь Ночи, вам сверкнёт Заря, С светлым, с тёмным сердцем светом говоря.

    67
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    …Смех есть событие сугубо динамическое — одновременно движение ума и движение нервов и мускулов: порыв, стремительный как взрыв, — недаром ходячая метафора говорит о «взрывах смеха» — захватывает и увлекает одновременно духовную и физическую сторону нашего естества. Это не пребывающее состояние, а переход, вся прелесть, но и весь смысл которого — в его мгновенности. — Бахтин, смех, христианская культура

    66
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Смеху, как влюбленности, не научишь.

    65
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Миллион людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны — что же это такое, ведь это сумасшествие? Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими, немного наивными глазами. — Красный смех, — весело сказал я, плескаясь. — И я скажу тебе правду.

    — Брат доверчиво положил холодную руку на мое плечо, но как будто испугался, что оно голое и мокрое, и быстро отдернул ее. — Я скажу тебе правду: я очень боюсь сойти с ума. Я не могу понять, что это такое происходит. Я не могу понять, и это ужасно. Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. Ты был на войне, ты видел — объясни мне.

    — Убирайся к чёрту! — шутливо ответил я, плескаясь.

    63
    Ссылка на цитату
    7 минут на осмысление

    Смех есть веселость ума.

    63
    Ссылка на цитату
    2 минуты на осмысление

    Прощая жизни смех злорадный И обольщенья звонких слов, Я ухожу в долину снов, К моей невесте беспощадной.

    62
    Ссылка на цитату
    5 минут на осмысление

    Смех ребёнка за стеной, Близко от меня, Веет свежею весной, Говорит о власти дня.

    58
    Ссылка на цитату
    3 минуты на осмысление

    Источник: https://time365.info/aforizmi/temi/smeh

    Смерть и Смех: истории из жизни, советы, новости, юмор — Горячее | Пикабу

    Смех и смерть: Но смех утверждает жизнь, выступая против всего того, что ей мешает,

    Привет пикабушники. Вот решил запилить свой первый пост. Так как история реальная, то ставлю тег мое. Имена и прочее изменены.

    История эта случилась года 4  назад, умирал мой дед. Может быть произошедшее как-то связано с дедом тем, что человек он был очень добрым и веселым, он любил пошутить и посмеяться, а смеялся он заразно. 

    Я находился в постоянном карауле возле него, иногда отлучаясь на мгновения. Я никогда не видел раньше смерть  человека в живую, представлялось для меня это чем-то невероятным, пугающим.

     Когда я отвлекся на телефонный звонок и вернулся снова к деду, я понял, что наступили его последние мгновения. Он смотрел на меня, я взял его руку, он сжал ее, последний выдох и жилка на его шее прекратила пульсировать.

    Какие эмоции я тогда ощущал, да наверное никаких. Какая-то опустошенность, осмысленность происходящего и только. 

    Я взял трубку, набрал скорую, милицию и сел ждать. Пришли родственники, обычная послесмертная суета.  Я сидел и смотрел на деда. 

    А скорая не торопилась, прошел час, другой, а куда торопится, к такому пациенту можно не спешить. Наконец по истечению 4 часа, прибыла бригада, участковый, осмотрели тело, бригада удалилась, а полицай сел писать свою бумагу. Тут  и начинается самая соль нашей истории. М( милиционер) Я (это я) 

    Я-тело нужно обязательно в морг везти? дед против был…

    М-да, правила такие, всех в морг.

    Я- а кто повезет?

    М- не знаю, как хотите везите, но сначала в участок придите получите заключение, потом везите в морг,  так как щас суббота, то ключи возьмете в больнице и сами его положите, а санитары сами все в понедельник оформят (!!)

    Да, это сейчас звучит как дурацкая шутка, но тогда находясь в какой-то прострации, все выглядело очень логично, да и не было у меня опыта по обращению с покойниками. 

    Дописал свою бумагу и оставил нас в полном акуе от такого заявления.

    Хочу добавить, что в то время я занимался перевозками, был у меня свой фургон, стоял под окнами дома. Что поделать, сами так сами, загрузим в фургон и отвезем. 

    Завернули деда в покрывало, а оно чуть короче оказалось, ступни наружу, ну и ладно, не замерзнут. Я спустился чуть ниже этажами, позвонил соседу, назовем его Колей, объяснил ситуевину, он конечно обалдел, но вызвался помочь.

    Стали деда тягать, вот лежит он,  кожа да кости, но какой же тяжелый  тогда оказался, два здоровых мужика спустились на пару этажей вниз и взмокли.

    На третьем этаже встретил нас еще один сосед, назовем его Гена, возвращался с работы.

    С- здарова соседи!!

    Мы- Здарова сосед!

    С-Че тащи….о-О!!

    Конечно, вид завернутого тела и пара ступней с черными ногтями привели его в состояние легко трепета, голосом вмиг осипшем, он что-то хотел изречь, но мы пригласили его присоединиться к нашей скромной процессии.

    Так мы и вышли на улицу (!!!) Вспоминая это, кажется все таким нереальным бредом, на улице люди ходят, день на дворе, а трое мужиков тащат кого-то в покрывале и грузят в фургон. Проходившая мимо бабка открыла рот, но Коля приставил палец к губами и прошипел ей тсссс…, а то рядом ляжешь, и показывает пальцем на тело. Бабка быстро ретировалась.

    Дед погружен, парни отправились домой, я в отделение. Придя на место, спрашиваю у дежурного про документы, он мне выдает уже готовые, а далее последовал вопрос который отрезвил всю ситуацию

    Я-а в морг попасть, где ключи брать и куда класть?

    Вся дежурка грохнула хохотом и до меня стала доходить абсурдность ситуации.  Сквозь слезы и истеричный смех просовывает мне клочок бумаги с номером телефона.

    М — п-п-позвони….. труповозка….. на чай можешь им не давать!

    Да, Вам покажется ситуация бредом и вроде, вот он конец истории, но договорившись о перевозке и подойдя уже к дому, встречаю Гену. Да скорбь, да траур, но я уже до боли в животе насмеялся от черного юмора сотрудника милиции. Вкратце говорю ему о разводе, чем вызываю новый приступ смеха и Гена чуть не прикончил окончательно 

    Г — ну что, надо тело обратно оттащить?

    Я- Гена! Б*ать! НА**уя!!

    В завершение хочу сказать, что все завершилось благополучно, даже более чем это могло завершиться. Приехала спец машина, забрала тело. Деда похоронили как полагается, а позже после всех поминок, он пришел ко мне во сне, молодой и ничего не говорил, а только смеялся и вытирал слезы от смеха. Значит все хорошо и жизнь продолжается. 

    Если будет интересно, есть еще пара веселых историй. Буду ошибки, укажите я исправлю. 

    Источник: https://pikabu.ru/tag/%D1%EC%E5%F0%F2%FC,%D1%EC%E5%F5/hot

    Юмор висельника-победа смеха над смертью

    Смех и смерть: Но смех утверждает жизнь, выступая против всего того, что ей мешает,

    Черный юмор, или его разновидность висельный юмор – это смех и шутки на тему трагедии и смерти. Отношение к черному юмору делит человечество на два лагеря: кто-то считает такие шутки неуместными, кто-то нет. Черный юмор был присущ людям всегда. Психологи объяснили почему смех и горе всегда тесно связаны.

    Черный юмор помогает изжить страх смерти

    Потребность человека отвечать на трагедию шуткой обусловлена глубинными страхами, живущими внутри каждого из нас.

    Мы боимся смерти и не хотим обреченно замолкать и сжиматься, когда она рядом. Если в нашей психике будет постоянно присутствовать ворох разнообразных страхов, то это приведет лишь к травмам. Мы не в состоянии постоянно бояться, и в определенный момент в нас включаются механизмы вытеснения негативных эмоций.

    Эти механизмы вытеснения принимают форму шуток на тему того, чего мы боимся. Черный юмор на поверку оборачивается спасительным средством от неврозов. Перед лицом трагедии человек оказывается перед выбором: смеяться и помочь себе психологически или не выходить за этические рамки общественного табу, налагающего запрет на смех перед лицом смерти и беды.

    Смех – защита от невроза

    Черный юмор ищет смешное в горе и страданиях, которые случились с другими, не с близкими, а с незнакомыми людьми. Он как бы напоминает нам о том, что выход есть и что, хотим мы того или нет, на смену трагедии неизбежно придёт свет, и жизнь пойдет своим чередом.

    Хотя общественная мораль зачастую осуждает смех над чужими бедами, черный юмор полезен для психического здоровья. Это механизм, выдворяющий пугающие мысли о страданиях за порог нашего сознания. Импульсивной разрядкой через смех мы заставляем себя забыть об опасностях и горестях.

    Черный и висельный юмор – большая разница. В чем отличие?

    Юмор висельника или висельный юмор (англ. gallows humor) многие считают разновидностью черного юмора, чуть ли не синонимом. Но это отнюдь не так.

    Если черный юмор – это шутка по поводу чужой трагедии, то юмор висельника – шутка человека, стоящего на пороге собственной смерти. Как буквально передает смысл само словосочетание, это юмор обреченного, выраженный его последним действием или словом.

    В отличие от черного юмора смех человека, стоящего на пороге смерти, не вызван страхом. Напротив, он означает преодоление страха, смирение и спокойствие перед лицом неизбежного.

    Но поскольку человек не в состоянии осознать саму смерть, то возникает абсурдное состояние психологического диссонанса.

    Сознание словно разрывается, и за минуты или секунды перед ударом наступлением неизбежного и звучит смех обреченного.

    Есть немало красноречивых примеров, иллюстрирующих такое абсурдное состояние.

    Смех в объектив перед расстрелом

    В 2006 году министерством обороны Финляндии опубликовало архивное фото.

    Карельский перешеек, Советско-Финская война, заснеженный лес. Пистолет финского офицера направлен прямо в лицо пойманного советского разведчика. Некто рядом снимает происходящее на фотоаппарат. Кадр ухватил последнее мгновение жизни пленного. Но в нем ни капли страха! Вместо того чтобы молить о пощаде или мрачно-стоически ждать развязки, обреченный смеется прямо в камеру.

    За мгновение до гибели этот человек решает не быть жертвой и стать хозяином своей жизни – и смеется.

    Одно из «научных» объяснений этого явления таково: столкнувшись с трагедией или неизбежностью смерти, разум обреченного, будучи не в силах ее объять, переводит ее в категорию анекдотичного. Эшафот, стража, толпа, палач, плаха. «Я сейчас умру… что за чепуха, этого не может быть!».

    «Ромео и Джульетта»

    Хрестоматийный пример «висельного юмора» есть в трагедии «Ромео и Джульетта». Меркуцио, ближайший друг Ромео, смертельно ранен Тибальтом.

    В ответ на подбадривания друга – «Courage, man; the hurt cannot be much» – он отвечает: что рана его «…не так глубока, как колодец, и не так широка, как церковные ворота», но что ее «будет вполне достаточно» («’tis enough, ‘twill serve»), чтобы, когда его друг спросит о нем завтра, то обнаружит лишь его мертвое тело («…ask for me tomorrow, and you shall find me a grave man»).

    Может возникнуть сомнение, что приведенный пример относится к висельному юмору, но это именно он, причем в самой рафинированной, чистой форме: Меркуцио сохраняет достоинство перед кончиной, смеясь в лицо не другу, но самой смерти.

    Однако, в наибольшей степени «богата» на яркие примеры черных шуток сама виселица, эшафот.

    «А вы уверены, что это безопасно?»

    Так, на казни английского серийного убийцы-отравителя Уильяма Палмера тот перед самой развязкой отпустил шутку, которую молва донесла до наших дней. Взглянув на прорезь люка под петлей, тот спросил палача «А вы уверены, что это безопасно?».

    «Фрэнч Фри. Как вам такой заголовок?»

    Другой пример тоже связан с кончиной известного убийцы – Джеймса Френча, который перед казнью на электрическом стуле произнес, обращаясь в сторону журналистов: «Фрэнч Фри. Как вам такой заголовок?» (How’s this for a headline? French fries» (отсылка к картошке фри)).

    «Нет, спасибо, я пытаюсь бросить курить»

    Хорошим примером висельного юмора является также шутка, рассказанная одним из героев романа Кинга «Томминокеры»: один человек, в ответ на предложение выкурить последнюю сигарету перед расстрелом, ответил: «Нет, спасибо, я пытаюсь бросить курить».

    Смерть как трагедия и смерть как комедия

    Обыденному взору смерть представляется в трагическом ключе – как мрачный форс-мажор, неожиданный и неотвратимый удар. Смерть в этом смысле трагична и банальна, таких много, за ней не стоит сюжета.

    Смерть как комедия имеет сюжет. В каком-то смысле шутящий висельник обращает неодолимую неизбежность в нечто прямым образом противоположное, управляемое и забавное действо.

    В последний раз перед смертью интеллект и воля человека возвращают ему контроль над его судьбой.

    Будь то эшафот, пылающий танк, тонущий корабль или падающий самолет – смех обреченного висельника есть звук победы величия человека над слепой неодолимостью смерти.

    Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху).

    Обязательно ставьте лайки — это важно для канала 😉

    Асэтим и многими другими материалами вы можете ознакомиться на сайтеRitual.ru

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ac76c76fd96b16a83ad9b4c/5c456f90d4fdd900b0ce923e

    Studio-pravo
    Добавить комментарий