РЕГИСТРЫ ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Регистр выбросов и переноса загрязнителей

РЕГИСТРЫ ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(национальный исследовательский университет)

Факультет «Механико-технологический»

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Направление «Техносферная безопасность»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Системы защиты среды обитания»

Регистр выбросов и переноса загрязнителей

Автор работы

студент группы МТ-478

Л.А. Трофимова

Челябинск 2016

fАннотация

fОглавление

  • Аннотация
  • Введение
  • Орхусская конвенция
  • Доступ к экологической информации
  • Участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности
  • Доступ к правосудию
  • Регистр выбросов и переноса загрязнителей
  • Регистр выбросов и переноса загрязнителей: опыт России
  • Экологическая программа в Челябинске
  • Экологическая программа в Астраханской области
  • Присоединение России к Орхусской Конвенции
  • Поручения президента
  • Ответ Минприроды
  • Заключение
  • Библиографический список

fВведение

регистр выброс перенос загрязнитель

Что должны предпринять государства, чтобы доступ к правосудию был гарантирован и для граждан и НПО, учитывая неравенство их ресурсов по сравнению с ресурсами бизнес ? сообщества?

Как сделать судебную систему более поворотливой и эффективной при рассмотрении споров о защите окружающей среды и экологических прав граждан?

В соответствии с положениями Конвенции, должностные лица несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность за экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния.

Экологические правонарушения могут выразиться в непредоставлении своевременной, полной и достоверной экологической информации по запросам граждан или НПО; в принятии незаконных экологически значимых решений, разрешающих экологически вредную деятельность и нарушающих законные права и интересы граждан; в нарушении требований об участии общественности в принятии экологически значимых решений и учете мнений граждан; в нарушении природоохранного законодательства, законодательства об экологической экспертизе; в самовольном захвате земель и других природных ресурсов, их незаконном использовании; в нарушении экологических стандартов и норм; в загрязнении окружающей среды. Гражданин может обжаловать эти действия (бездействие) должностного лица или государственного органа в суде, потребовав признать их недействительными, нарушающими законные права и интересы гражданина. Гражданин также имеет право предъявить в суд иск о возмещении всех видов вреда, либо одного из них, причиненного такими действиями [5].

Эти нормы также вполне соответствуют действующей Конституции РФ.

Защита и восстановление нарушенных прав граждан на доступ к правосудию и на судебную защиту своих прав и свобод, на информацию, на участие в принятии эколого-значимых решений, на квалифицированную юридическую помощь и на возмещение всех видов вреда гарантированы статьями 46, 48, 52 и 53 Конституции РФ. Однако реализация этого права является сегодня одной из наиболее актуальных юридических проблем России.

1. Поправко, Н.А. Орхусская конвенция: присоединение РФ затягивается? Публикация международного экологического объединения «Беллона». http://bellona.ru/2013/06/18/orhusskaya-konventsiya-prisoedinenie-r.

2. 10 лет Орхусской демократии. Статья Севастопольской газеты. http://sevastopol. press/2009/08/20/10-let-orxusskoj-demokratii/

3. Орхусская конвенция: руководство по осуществлению. http://www.unece.org/fileadmin/DAM/pp/implementation%20guide/russian/aigr. pdf.

4. Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей.

5. Разбаш, О.С. Орхусская конвенция: место общественности в России и место России в Европе. Статья Института прав человека. http://www.hrights.ru/text/b17/Chapter11. htm.

6. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция].

7. Российский Региональный Экологический Центр. Годовой отчет. http://www.portal-nko.ru/files/Report/57/Files/1/roc_x20_reg_x20_ iekolog_x20 _centr_x20_2006. pdf.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00670430_0.html

Регистры выбросов загрязнителей, Киевский протокол | Social and Environmental Safety

РЕГИСТРЫ ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

03.05.2016 Украина присоединилась к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей Орхусской конвенции, так называемый Киевский протокол. Название связано с тем, что протокол был одобрен в мае 2003 года в г. Киеве.

Украина ратифицировала Киевский протокол только сейчас, в 2016 г (Закон України «Про ратифікацію Протоколу про реєстри викидів та перенесення забруднювачів»).
Что в связи с этим требуется от Украины? Требуется создание национального регистра по выбросам загрязнителей.

И не просто формальное создание, а предоставление исчерпывающей общедоступной информации о выбросах и географическом охвате потенциально опасных для населения веществах.

И самое главное, предоставление это будет не просто в Госстат и на полку архива, а в открытый доступ. Эта информация будет представляться общественности, поскольку полное название Орхусской Конвенции — Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Хотя протокол не регулирует загрязнение, он гарантирует, что, имея доступ к информации, общественность содействовать предупреждению и сокращению загрязнения на местном, региональном и национальном уровнях.

 Согласно протоколу, Стороны должны давать годовую отчетность  – Реестр выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ), который представляет собой базу данных по выбросам загрязняющих веществ конкретными промышленными предприятиями по категориям воздух, вода, земля, а также о передаче отходов и сточных вод.

Отчеты о регистрах выбросов и переноса загрязнителей в соответствии с Протоколом:
• Быть доступными для общественности и доступны для поиска через Интернет.

• Охватывать выбросы и перенос из определенных основных типов точечных источников загрязнения (например, тепловые электростанции, горнодобывающей и металлургической промышленности, химические заводы, заводы по переработке отходов и очистке сточных вод, производство бумаги и лесной промышленности).
• Предоставлять данные о выбросах передвижных источников загрязнения (например, транспорт и сельское хозяйство).

Предыстория создания Реестра выбросов связана с Решением 85/338/ЕЭС, в котором была принята рабочая Программа относительно экспериментального проекта по сбору, координации и обеспечению согласованности информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в Сообществе.
Программа работы получила название CORINAIR.

Этот проект был начат в 1986 году с целью составления скоординированного перечня выбросов в атмосферу от 12 государств-членов. CORINAIR-1985 охватывала три вещества – SO2, NOX и ЛОС (летучие органические соединения), и восемь основных секторов, как источников загрязнения.

 Эта программа развивались в течение длительного периода и стала важным инструментом для составления кадастров выбросов в атмосферу. В рамках проекта также разработан компьютерный пакет программ для ввода данных и расчета отраслевых, региональных и национальных оценок выбросов.

Система CORINAIR90 была предоставлена в 1990 году 12-ти государствам-членам Европейского Сообщества: Бельгия, Дания, Германия, Греция, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания и Соединенное Королевство.  Затем пяти странам: Австрия, Финляндия, Норвегия, Швеция и Швейцария.

 Затем 3-м странам Балтии: Эстония, Латвия и Литва; странам Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Польша, Румынии, Словакии и Словении; а также России.

Это сотрудничество позволило расширить перечень веществ, которые должны быть охвачены до восьми (SO2, NOX, НМЛОС (неметановые летучие органические соединения), NH3, CO, CH4, N2O и СО2); сгруппировать область действия по иерархии на 11 основных секторов:

      • сжигание в энергетической и перерабатывающей промышленности
      • коммерческие, институциональные и жилые установки для сжигания;
     • сжигание в обрабатывающей промышленности;
      • добыча и распределение ископаемого топлива и геотермальной энергии:
      • использование растворителей;
      • автомобильный транспорт;
      • другие мобильные источники и механизмы;
      • обработка и удаление отходов;
      • сельское хозяйство;
      • другие источники и стоки.

В настоящее время мониторинг осуществляется по большой группе веществ:
для стационарных точечных источников:
• основные загрязняющие вещества: выбросы диоксида серы (SO2), оксидов азота (NOx) (в пересчете на диоксид азота), аммиака (NH3), твердых частиц (ТЧ10, ТЧ2,5 и общее содержание взвешенных частиц (ОВЧ), оксида углерода (СО), неметановых летучих органических соединений (НМЛОС);
• выбросы стойких органических соединений (СОЗ), включая полихлорбифенилы (ПХБ), полихлорированные дибензо-диоксины/фураны (ПХДД/Ф) и полициклические ароматические углеводороды (ПАУ);
• выбросы тяжелых металлов (кадмия, свинца, ртути, ванадия, меди, мышьяка, никеля, селена, и хрома);
• выбросы специфических загрязняющих веществ – хлора, фенола, бензола и их соединений.
(в областях, по которым отсутствуют данные прямых измерений и технологических расчетов, следует прибегать к моделированию с использованием статистических данных по видам деятельности согласно Руководству по инвентаризации атмосферных выбросов ЕМЕП/CORINAIR);

для передвижных источников:
• выбросы выхлопных газов: оксида углерода (СО), оксидов азота NОx (в пересчете на диоксид азота); углеводородов (СН), ТЧ10, ТЧ2.

5 и общее содержание взвешенных частиц (ОВЧ), диоксида серы (SO2), соединений свинца, формальдегида и бенз(а)пирена в целом и по видам транспортных средств (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, дорожно-строительный транспорт);
• поступление в атмосферный воздух ТЧ10, ТЧ2.

5 и ОВЧ вызванное истиранием шин, тормозов и дорожных покрытий.

(расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников осуществляется согласно Руководству по инвентаризации атмосферных выбросов ЕМЕП/CORINAIR, исходя из количества транспортных средств по видам транспорта, их возраста, пробега, количества и качества используемого топлива).ссылка: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/europe/monitoring/Indicators/A-1-ru-final.pdf

Перейти в раздел Новости

Источник: https://ecologysafety.com.ua/monitoring-air.html

Внедрение регистра выбросов и переноса загрязнителей в Республике Казахстан

РЕГИСТРЫ ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

УДК 504.054

ВНЕДРЕНИЕ РЕГИСТРА ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСА ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Мустафина В.В., Анисимова Н.М., Душкина Ю.Н.*

Центр «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан», г. Алматы, Казахстан

*e-mail: csd.yuliya@gmail.com 

Аннотация – Рассмотрены особенности создания и внедрения в Казахстане регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ), как базы данных по выбросам и переносу потенциально опасных химических веществ. Правовой основой для его создания является Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей, принятый к Орхусской Конвенции в 2003 г.

, согласно которому присоединившиеся страны должны разработать и внедрить национальный регистр в легкодоступном для общества формате. Протокол охватывает 64 вида деятельности, сгруппированых по отраслям, и 86 загрязняющих веществ и групп веществ.

 Проанализированы составляющие государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей Республики Казахстан, этапы его внедрения и подготовительная работа, проведенная для успешного функционирования системы РВПЗ.

Особое внимание уделено перечню загрязняющих веществ, которые должны быть включены в отчетность РВПЗ предприятиями-природопользователями. РВПЗ будет размещен на интернет-портале и открыт для свободного доступа всем заинтересованным лицам.

Ключевые слова: регистр выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ), загрязнение, загрязнители, потенциальные опасные химические вещества, стойкие органические загрязнители (СОЗ).

_____________________________________________________________________________

 ВВЕДЕНИЕ

Регистры выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) рассматриваются мировым сообществом как важное средство информационного обеспечения защиты прав людей на экологически благополучную природную среду. Системы РВПЗ, действующие во многих странах мира, стали новым средством регулирования загрязняющих веществ, особенно тех, которые несут опасность для здоровья и жизни граждан.

Правовой основой функционирования систем РВПЗ в странах мира является Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей, принятый к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской Конвенции) [1].

К Протоколу о РВПЗ, принятому в 2003 году и вступившему в силу в 2009 году, присоединились порядка 40 государств. Республика Казахстан решает вопрос ратификации данного международного соглашения. Вместе с тем, начиная с 2016 года, в стране проводится работа по внедрению государственного регистра  выбросов и переноса загрязнителей (ГРВПЗ).

Протокол определяет РВПЗ как структурированную и компьютеризированную базу данных, обеспечивающую сбор и хранение представленной информации о загрязнителях и их переносе за десять отчетных лет, доступную для общественности посредством электронного доступа. Протокол установил необходимость предоставления предприятиями (источниками загрязнения) информации о выбросах и переносе загрязнителей в воздух, землю и воду по 64 видам деятельности.

Протокол о РВПЗ охватывает 64 вида деятельности, которые сгруппированы по отраслям, и включает 86 загрязняющих веществ (ЗВ) и групп веществ. Выделены такие вещества, как парниковые газы, стойкие органические загрязнители, тяжелые металлы, канцерогены, вещества, вызывающие кислотные дожди.

Среди групп веществ определены: общий органический углерод, галогенизированные органические соединения, фенолы, твердые частицы (ТЧ10), диоксины, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), цианиды, фториды, неметановые летучие органические соединения (ННЛОС), перфторуглероды (ПФУ) и гидрохлорфторуглероды (ГХФУ), а также основные индивидуальные загрязнители. Данные группы могут охватывать тысячи отдельных веществ [1].

В Протоколе о РВПЗ указаны конкретные объекты загрязнения и точечные источники, имеющиеся на объектах. Кроме того, приводится обоснование приведения информации по диффузным источникам загрязнений, а также данных о переносах загрязнителей.

При этом обязательным условием является предоставление предприятиями информации в виде обязательной периодической (1 раз в год) отчетности в виде стандартизированных данных.

На рисунке 1 и 2 представлены схемы двух вариантов объектов, которые должны предоставлять отчетность по РВПЗ согласно Протоколу. 

Следует отметить, что каждая присоединившаяся к Протоколу страна, должна разработать и внедрить национальный регистр в формате, представляющим собой интернет-ресурс с размещением дополнительной информации о вредном воздействии загрязнителей на человека и элементы окружающей среды. Важным пунктом является то, что Протокол о РВПЗ как рабочий инструмент включен в программу Стратегического подхода международного регулирования химикатами (СПМРХ) в 2006 году в Дубае при утверждении Глобального Плана Действий.

Помимо Орхусской конвенции, Протокол о РВПЗ связан с такими важными международными соглашениями, как Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, Минаматская конвенция о ртути. Поэтому внедрение системы РВПЗ облегчит отчетность Республики Казахстан о выполнении международных требований этих конвенций.

В целом регистр выбросов и переноса загрязнителей представляет собой дополнительный инструмент для решения экологических проблем путем получения информации об эмиссиях загрязняющих веществ и, в конечном итоге, будет способствовать снижению давления на уровни загрязнения.

ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ РВПЗ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Внедрение в Казахстане регистра выбросов и переноса загрязнителей предполагает создание базы данных по эмиссиям потенциально опасных химических веществ, их учету, анализу, мониторингу с целью дальнейшего принятия соответствующих мер по контролю, снижению и предотвращению загрязнения окружающей среды.

Работа по созданию и внедрению государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей в Казахстане ведется с 2005 года. В этот период была образована рабочая группа по разработке плана действий для практического внедрения документа «Экологический мониторинг промышленных объектов в Республике Казахстан.

Концепция реформы». Значительный вклад в проект внесли неправительственные организации (НПО).

Они проводили работу среди населения по разъяснению необходимости мониторинга предприятий и создания реестра загрязняющих веществ, рассмотрели и проанализировали нормативно-правовую базу, а также возможности применения международного опыта в стране.

С 2007 года НПО в сотрудничестве с Программой по химической безопасности Центра «Эко-Согласие» осуществляли в Центральной Азии совместный проект, направленный на достижение цели 2020 г. «Будущее без токсичных веществ!».

В 2009 году был реализован проект «Усиление общественного участия в Орхусском процессе и содействие составлению регистра выбросов и переноса загрязнителей». Основная цель проекта заключалась в составлении пилотного РВПЗ для выработки рекомендаций по разработке национального регистра. Это был первый опыт составления версии государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей.

С февраля 2011 года Национальным Орхусским центром Казахстана, Информационно-аналитическим центром охраны окружающей среды Министерства энергетики Республики Казахстан и Центром ОБСЕ в Нур-Султане реализуется проект «Продвижение Протокола о Регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции в Республике Казахстан».

В 2013 году на сайте Орхусского центра на добровольной основе были размещены отчеты по РВПЗ от пяти крупных предприятий-природопользователей республики Казахстан (АО «АрселорМиттал Темиртау», АО «Интергаз Центральная Азия», ТОО «КазАзот», ТОО «КазФосфат», ТОО «КазЦинк»). В 2014 и 2015 гг.

  информацию по загрязнителям для базы регистра представили сорок крупных предприятий Казахстана, в том числе такие крупные компании, как АО «КазМунайГаз», АО «Астана Энергия», ТОО «Корпорация Казахмыс» и др.

В 2016 году информацию для отчетности по РВПЗ представили пятьдесят крупных природопользователей страны.

В 2016 году началась работа по выполнению проекта «Глобальный проект по реализации Регистра Выбросов и Переноса Загрязнителей (РВПЗ) в качестве инструмента для отчетности Стойких Органических Загрязнителей (СОЗ), распространение и повышение осведомленности для Республики Казахстан».

Это совместный проект ЮНИТАР и информационно-аналитического центра охраны окружающей среды Министерства энергетики Республики Казахстан. Основным исполнителем этого проекта выступает Центр «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан», в том числе авторы данной статьи.

цель проекта — повышение потенциала и улучшение доступа общественности к информации по РВПЗ, экспертная поддержка ратификации Протокола о РВПЗ.

В рамках создания национальной системы РВПЗ внесены поправки в действующее законодательство в области охраны окружающей среды, где определены принципы и регулирующие требования к ведению Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей (ГРВПЗ), порядок и объем предоставления экологической информации предприятиями-природопользователями.

В рамках этой работы 8 апреля 2016 года Законом Республики Казахстан № 491-V внесены изменения и дополнения в Экологический кодекс Республики Казахстан.

В частности, статьей 160 предусматривается ведение Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей (ГРВПЗ).

В документе определено, что «ГРВПЗ – структурированная база данных о состоянии эмиссий и загрязнения окружающей среды, размещенная в открытом доступе, которая ведется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в целях обеспечения прозрачности» [2].

Для практического осуществления ведения ГРВПЗ были разработаны Правила ведения Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей. Согласно этому документу, в Республике Казахстан с 1 января 2017 г. природопользователи, имеющие объекты I категории, должны предоставлять информацию для внесения в РПВЗ [3].

Под такими предприятиями подразумеваются те, которые имеют «виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также разведка и добыча полезных ископаемых, кроме общераспространенных» [2].

Всего таких предприятий в Казахстане насчитывается более двух тысяч. 

Система РВПЗ требует от предприятий отчетности государственным службам по данным о количествах, включенных в списки регистра, химических веществ, выбрасываемых в атмосферу, воду и почву или переданных предприятиям, занятым в сфере обработки отходов.

Для обеспечения общественности доступа к информации информационно-аналитический центр охраны окружающей среды (ИАЦ ООС) разработал портал, который максимально автоматизирует процесс ведения РВПЗ.

Портал включает достоверные данные о загрязняющих веществах, их предельно-допустимых концентрациях (ПДК) и влиянии на здоровье людей и окружающую среду, информацию по выбросам и переносам загрязнителей.

Портал пока работает в пилотном режиме. После отработки всех технических деталей ресурс будет доступен для любого заинтересованного лица, обеспечивать доступ к конкретной экологической информации практически без каких-либо ограничений благодаря бесплатному электронному доступу.

Для разъяснения и облегчения составления отчетности по РВПЗ Центром «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан» (ЦСУР) были разработаны проекты Национальных руководств по методам оценки для ключевых и приоритетных секторов по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по переносу загрязняющих веществ в сточные воды, по переносу загрязняющих веществ в почву и отходы. При этом ключевыми и приоритетныеми секторами Республики Казахстан на первом этапе внедрения РВПЗ были определены такие отрасли промышленности, как энергетическая, нефтеперерабатывающая, металлургическая, горнодобывающая и химическая. В частности, установлены перечни химических веществ и групп веществ, эмиссии которых наиболее характерны для той или иной отрасли промышленности, они должны быть рассчитаны, измерены и включены в отчетность.

В связи с тем, что население, общественность, специалисты предприятий, работники госорганов, НПО не обладают информацией о РВПЗ, была проведена соответствующая работа по обучению. В крупных городах Казахстана были проведены обучающие семинары, разработаны учебные модули для различных целевых групп (для промышленных предприятии, госорганов, СМИ и НПО).

Таким образом, информация, заключенная в регистре, поможет выявить те виды деятельности, которые ведут к загрязнению окружающей среды и, соответственно, принять действенные меры нормативного и практического характера по их устранению.

Кроме того, для промышленных предприятий появляется стимул по улучшению результативности и эффективности их деятельности, внедрению экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий. 

ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РВПЗ

Перечень опасных веществ, которые должны быть включены в отчетность по РВПЗ в Республике Казахстан, установлен и приведен в «Правилах ведения государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей» [3]. Предприятия-природопользователи должны отчитываться по объему фактических эмиссий загрязняющих веществ в атмосферный воздух для 59 веществ и категорий веществ, в водные объекты – для 61 вещества.

Установленные перечни загрязняющих химических веществ соответствуют перечню, установленному Протоколом РВПЗ.

В результате обсуждения с представителями крупных компаний были приняты рекомендации дополнительно включить в перечни химических веществ  по воздуху: формальдегид, фенолы, хром и его соединения, сероводород, бензапирен; по воде: хлор и неорганические соединения. Рекомендации были доведены до сведения уполномоченного органа по охране окружающей среды для внесения поправок в нормативно-правовые акты.

Для облегчения процесса предоставления отчетности предприятиями и получения более полных и достоверных данных планируется утвердить рекомендуемый перечень загрязняющих веществ для отраслей промышленности. Проект данного перечня представлен в Руководстве по осуществлению Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской Конвенции. Перечень представлен в таблице 1.

 Таблица 1. Рекомендуемый перечень загрязняющих веществ по секторам для отчетности по РВПЗ

Загрязнитель

Отрасли промышленности

Нефтеперерабатывающая

Энергетическая

Металлургическая

Горнодобывающая

Химическая

Окись углерода (СО),Диоксид углерода (СО2),Неметановые летучие органические соединения,Оксиды азота (NOх/NO2),Оксиды серы (SOх/SO2)

а

а

а

а

а

Метан (СН4)

а

а

а

Гидрофторуглероды

а

а

Закись азота (N2O)

а

а

а

Аммиак (NH3)

а

а

Перфторуглероды

а

а

Общее количество азота

Общее количество фосфора

Гидрохлорфторуглероды

а

а

а

Галогены

а

а

а

Мышьяк, кадмий, хром,медь, ртуть, никель,свинец, цинк

аw

аw

аwо

аwо

аwо

ПХДД + ПХДФ (диоксины + фураны) (в виде э.т.)

а

а

а

а

аwо

Общий органический углерод (ООУ)

аwо

Твердые частицы ТЧ10 

а

а

а

а

а

Хлорфторуглероды  

Шестифтористая сера (SF6)

*Примечание: а = выбросы в атмосферу, w = выбросы в воду, о = перенос за пределы участка

В настоящее время предприятия-природопользователи представляют отчетность не по всем веществам, указанным в перечнях, а по тем, которые включены в их разрешения на эмиссии, и по которым они осуществляют производственный экологический контроль.

Это связано с тем, что отсутствуют методики определения или методические указания по расчету отдельных загрязняющих веществ.

В ходе обсуждения с заинтересованными сторонами было принято решение о разработке соответствующих методик для того, чтобы в ближайшем будущем промышленные предприятия могли отчитываться по всем загрязнителям.

Среди вопросов, обсуждавшихся с представителями предприятий-природопользователей, особое внимание было уделено проблеме включения в перечень загрязняющих веществ из группы стойких органических загрязнителей (СОЗ).

Казахстан ратифицировал Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях [4] и должен выполнять все ее требования, в том числе по сокращению, прекращению производства, использованию, выбросам, хранению и уничтожению имеющихся запасов стойких органических загрязнителей.

Вместе с тем, в стране еще остаются источники загрязнения типа СОЗ, а именно: непригодные к использованию в сельском хозяйстве пестициды на основе СОЗ и тара из-под них; промышленное и транспортное оборудование, содержащее СОЗ; применяющиеся в промышленном производстве технологии, которые ведут к непреднамеренному образованию СОЗ; использование процессов открытого горения, в результате которых образуются диоксины и фураны.

В этой связи включение СОЗ в перечень загрязняющих веществ РВПЗ является актуальной задачей.

Центр «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан» на основе Методического руководства ЮНЕП по выявлению и количественной оценке выбросов диоксинов, фуранов и других непреднамеренно образующихся (НО) СОЗ разработал проект методики расчетов стойких органических соединений, который находится на стадии согласования с исполнительными органами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регистр выбросов и переноса загрязнителей, размещенный на интернет-портале и открытый для доступа заинтересованным сторонам, может значительно снизить уровень обращений населения за экологической информацией о загрязнениях и, соответственно, уменьшить соответствующую нагрузку государственных природоохранных органов.

Используя РВПЗ, граждане Казахстана могут узнать информацию о загрязнениях в местах своего проживания, решить для себя вопросы охраны здоровья, размещения детей в детских дошкольных и школьных учреждениях или переезда в другие районы проживания.

Кроме того, с помощью информации, содержащейся в РВПЗ, население может активизировать работу по оценке природоохранной деятельности предприятий, которые вносят значительный вклад в загрязнение, оказывать на них давление, участвовать в принятии решений по экологическим вопросам, мотивировать компании к снижению уровня загрязнений и  проведению более эффективных природоохранных мероприятий.

РВПЗ может стать также эффективным инструментом в реализации в республике Казахстан положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, а также, в случае присоединения, положений Минаматской конвенции о ртути.

Таким образом, внедрение государственной системы РВПЗ в Республике Казахстан и выполнение последовательных шагов по присоединению к Протоколу о РВПЗ обеспечат прозрачность и доступность экологической информации, что будет способствовать реализации положений Орхусской Конвенции и других соглашений в области химической безопасности. В целом, проведенные и планируемые мероприятия помогут достижению целей и задач Концепции вышеупомянутой конвенции, способствуя переходу страны к «зеленой» экономике.

Список литературы 

1. https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/prtr/Protocol%20texts/ PRTR_Protocol_r.pdf (дата обращения 17.04.2019).

2. Экологический кодекс Республики Казахстан, Указ Президента Республики Казахстан от 9 января 2007 года, № 212-III.

3. Правила ведения Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей, утвержденные приказом и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 241.

4. Закон Республики Казахстан «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» от 7 июня 2007 года № 259.

Данная статья была опубликована в журнале «Химическая безопасность» 

http://chemsafety.ru/index.php/chemsafety/article/view/16/18

Источник: https://csd-center.kz/baza-znaniy/vnedrenie-registra-vybrosov-i-perenosa-zagryazniteley-v-respublike-kaz.html

Studio-pravo
Добавить комментарий