Профицит бюджета: — превышение доходов бюджета над его расходами.

Профицит бюджета

Профицит бюджета:  — превышение доходов бюджета над его расходами.

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.

Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит.

Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

· сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

· предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

· увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное.

Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета.

Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Профицит федерального бюджета на 2009 год составит 1 трлн 913 млрд рублей. [

По данным Минфина: доходы федерального бюджета в 2009 году, в соответствии с уточненным планом, достигнут 10 трлн 908 млрд руб или 21,2% ВВП, а расходы — 8 трлн 995 млрд руб или 17,5% ВВП.

В 2010 году доходы в соответствии с уточненным планом составят 11 трлн 733 млрд руб или 19,8% ВВП, расходы — 10 трлн 320 млрд рублей или 17,4% ВВП.

Профицит составит 1 трлн 413 млрд рублей или 2,4% ВВП.

Доходы в 2011 году оцениваются на уровне 12 трлн 839 млрд рублей или 19% ВВП, расходы — 11 трлн 318 млрд рублей или 16,7% ВВП. Профицит федерального бюджета в 2011 году — 1 трлн 521 млрд рублей или 2,2% ВВП.

На общегосударственные вопросы в 2009 году предполагается выделить 1 трлн 281,4 млрд рублей или на 14,4% выше уровня 2008 года, на национальную оборону — 1 трлн 266,8 млрд рублей, что на 23,1% выше чем в 2008 году, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — 1 трлн 085,3 млрд рублей (рост на 30,6%), на национальную экономику — 1 трлн 026,7 млрд рублей (+28%), на ЖКХ — 107,2 млрд рублей (рост на 65,3%), на охрану окружающей среды — 13,8 млрд рублей (+38,3%), на образование — 432,2 млрд рублей (+24,9%), на культуру и кинематографию и СМИ — 113,9 млрд рублей (рост на 20,9%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт — 357 млрд рублей (+19,2%), на социальную политику — 324,9 млрд рублей (снижение на 6,8%), на межбюджетные трансферты будет выделено 2 трлн 986,3 млрд рублей (+15,3%).

Федеральный бюджет на 2009-2011 годы рассчитан в соответствии с инфляцией 7,5-8,5% в 2009 году, 5,5-7% в 2010 году и 5-6,8% — в 2011 году.

В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, в 2009 году ВВП достигнет 51 трлн 475,3 млрд рублей, увеличившись на 6,7%, в 2010 году — 59 трлн 146 млрд рублей (рост на 6,6%) и в 2011 году — 67 трлн 610 млрд рублей (+6,2%).

Цены на нефть марки Urals в среднем по году ожидается в 2009 году на уровне $95 за баррель, в 2010 году — $90 за баррель и в 2011 году — $88 за баррель Курс доллара, заложенный в расчеты федерального бюджета, в среднем в 2009 году оценивается 25,4 рубля за доллар, в 2010 году — 26,6 рубля за доллар, в 2011 году — 28 рублей за доллар.

Объем резервного фонда к 2011 году достигнет 6 трлн 761 млрд рублей, а фонда национального благосостояния — 6 трлн 457,8 млрд рублей.

В 2009 году Резервный фонд составит 5 трлн 147,5 млрд рублей, а Фонд национального благосостояния — 3 трлн 717,2 млрд рублей или 7,2% ВВП. В 2010 году размеры этих фондов достигнут 5 трлн 569 млрд руб и 2 трлн 700,8 млрд рублей соответственно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_181614_profitsit-byudzheta.html

Дефицит и профицит бюджета — причины возникновения, последствия и способы покрытия

Профицит бюджета:  — превышение доходов бюджета над его расходами.

Основной целью государственной политики является поиск лучшего решения проблемы недостаточности средств бюджета и его сбалансированности. Реформы, происходящие в России, модифицировали функционирование бюджетной системы и отношения между властью разных уровней.

Сущность государственных средств

На основании документа госбюджета расшифровывается понятие основных объектов системы. Государственный бюджет в бумажном варианте представляет собой документ, состоящий из двух разделов. Доходная часть отражает приток, поступление в госказну налоговых платежей, сборов, прибыли государственных учреждений.

Расходы (роспись бюджета) устанавливают направления использования денег на финансирование задач и функции государства. На доходную часть влияет экономическая ситуация, налогообложение, а структура расходов изменяется в зависимости от потребностей, а также внутренней, социально-экономической обстановки.

Основные источники доходов Федерального бюджета:

  • Налоги и сборы.
  • Доходы от сдачи в аренду или продажи государственного имущества.
  • Деятельность организаций.
  • Внешнеэкономическая деятельность.
  • Дивиденды от акций.
  • Прочие поступления.

Расходование средств из бюджета направлено на исполнение государственных задач, обслуживание внешних и внутренних долговых обязательств, пополнение государственных запасов и резервов.

К расходам на исполнение государственных функций относятся федеральное и местное самоуправление, судебная власть, оборона страны, правоохранительная деятельность, расходы на культуру, искусство, образование, здравоохранение и другое. С помощью сокращения нерациональных затрат удалось прийти к положительным сдвигам расходов.

Способы формирования ресурсов:

  • Прямое участие в рыночных сделках.
  • Налогообложение.

В некоторых случаях государство, осуществляя производство в условиях монополии, хорошо реализует продукцию на рынке по заниженной стоимости. Госкомпании получают выручку, которая возмещает затраты и расширяет производство. Иногда для стимулирования потребления благ государство специально применяет цены, не покрывающие издержки.

Сниженные цены обеспечивают доступность предметов первой необходимости для граждан. В таком случае государственная убыточность оправдывается приоритетом простого перераспределения. Источником денежных средств является налогообложение коммерческих компаний.

Уравновешивание показателей системы

Бюджет является главной финансовой категорией, значимой частью финансов на уровне государства или муниципалитета. Чтобы посчитать его показатели, нужно владеть основной информацией и понимать принцип действия. Таким правом наделена Государственная дума. В этом документе отражается циклический характер развития общества.

Госбюджет — это значимый документ государства, в котором представлены финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. В нем определены потребности, которые необходимо покрыть за счет госказны, а также указывается размер предполагаемых поступлений извне. Бюджетная система регламентируется кодексом с одноименным названием.

Виды бюджета РФ:

  • Федеральный.
  • Субъектов (региональный, консолидированный).
  • Муниципальный (местный).

Бюджет страны должен быть сбалансирован, но по причине различных обстоятельств возникает ситуация дисбаланса. Может образоваться кризисная ситуация, когда доходы не покрывают необходимые расходы.

Общий размер предусмотренных расходов должен соответствовать поступлениям в бюджет, включая заимствованные финансы. Наличие недостаточности бюджетных средств не означает несбалансированности, если достигнуто равенство между расходами и поступлениями.

Сбалансированное состояние государственной казны и экономики страны является основой нормального функционирования органов управления, административно-территориальных отделений.

Например, если небольшая часть бюджетирования будет недостаточной и дефицитной, это приведет к задержке финансирования бюджетных учреждений, нарушению сроков выполнения заказов на государственной или местном уровне, возникновению проблем неплатежей.

Нелегко удается добиться уравновешивания доходной и расходной части. Если составление дефицитного бюджета неизбежно, для обеспечения его баланса привлекаются источники финансирования.

Приемы уравновешивания:

  • Установление предельных лимитов расходов.
  • Распределение доходов между бюджетами разных уровней, согласно распределению их полномочий.
  • Увеличение доходной части, поиск резервного финансирования, мониторинг.
  • Модернизация, планирование расходов, потенциально увеличивающих доходы.
  • Экономия.
  • Использование надежных заемных источников.

Важный потенциал представляет санкционирование расходной части. Это контроль со стороны казначейства за соблюдением лимитов обязательств.

Бюджетный дисбаланс

Когда в стране возникает превышение расходов над доходами, в бюджетной системе образуется дефицит. Если доходы превысили расходную часть, возникает профицит. Каждый показатель имеет особое значение и особенности.

Недостаточность финансирования

Слово «дефицит» в экономическом понимании означает недостаточность средств. К нему приводят не только внезапные ситуации, но также государственная политика.

Перед правительственными начальниками всегда стоит выбор и текущие приоритеты: накопить сумму или потребление, увеличить, усилить экономику и социальную справедливость.

Причины дефицита бюджета России:

  • Увеличение государственных расходов на фоне перестройки экономики, а также при необходимости развития промышленности.
  • Рост неоплаченного долга.
  • Снижение доходной части во время кризиса.
  • Чрезвычайные ситуации (катастрофы, война, стихии).
  • Неэффективность финансовой системы и налоговой политики страны.
  • Рост социальных программ без обеспечения средствами.
  • Коррупция.

Проблема снижения дефицита — очень серьезная, по разным причинам. Размер госрасходов огромен, эти обязательства накапливаются несколькими десятками лет, а многие не могут сократиться.

Сложным представляется поиск новых источников пополнения казны.

Увеличение налоговой нагрузки отрицательно сказывается на деловой активности, становятся частыми случаи криминализации экономики, в том числе уклонение от налогов, сокрытие налогового бремени и рост теневой экономики.

Виды бюджетного дефицита:

  • Случайный. Этот метод называется кассовым, определяется разницей поступления и расходования средств чаще всего в местном бюджете.
  • Действительный. Невосполняемое отставание увеличения доходной части от расходной.
  • Хронический. Повторяется ежегодно и считается результатом долгого кризиса в стране.
  • Временный. Продолжается короткое время, не является очень опасным для экономики. Образуется из-за случайных колебаний доходов и расходов.
  • Плановый. Предусмотрен нормативными актами РФ.
  • Внеплановый.
  • Первичный. Может существовать превышение расходов над поступлениями.
  • Вторичный. Присутствие расходов на процентное обслуживание существующего долга.

В мировой практике известны циклический и структурный дефицит. Первый вариант указывает на снижение деловой активности и снижение налоговых поступлений. Во втором случае при наличии уровня безработицы существует остаток бюджета. Необходимо заранее рассчитать последствия.

Сбалансирование бюджета — это равенство доходов и расходов страны, которое не всегда удается достичь.

Способы равенства

Для финансирования дефицитной ситуации используются разные методы, чаще всего денежные и долговые: неэмиссионное покрытие отрицательного остатка (внутренние и внешние займы), инфляционные методы (выпуск денег).

Главным инструментом является размещение долговых обязательств — облигаций, акций, предоставление банковского кредитования, займов в международных финансовых структурах.

Бюджетный дефицит также покрывается за счет печати новых денег, но это спасает только от увеличения внешнего долга, а также сопутствующих расходов. Инвестиционные потоки в экономику не снижаются, стимулируется совокупный спрос.

Часто используется секвестирование, которое представляет собой пропорциональное уменьшение всех расходов на конкретную дату. Используется с начала ввода и до конца бюджетного года.

Для покрытия недостаточности средств Правительство привлекает кредиты Центробанка. Это крайняя мера, в результате которой денежная масса национальной валюты увеличивается на сумму, не обеспеченную товарами и услугами.

В итоге растет инфляция, срывается нормальный механизм образования цен, что влечет падение национального курса. Отрицательным последствием является «эффект Тянзи». Смысл этого явления включает задачу в оттягивании налогоплательщиками уплаты налогов в госказну.

За время отсрочки деньги частично обесцениваются, налоговая нагрузка уменьшается, что сокращает доходы и усугубляет дефицит.

Источники покрытия долга:

  • Банковские кредиты и займы.
  • Государственные займы, осуществляемые эмиссией ценных бумаг.
  • Бюджетные кредиты.
  • Поступления от продажи госимущества (акции, доли, земля, объекты природопользования, драгоценные металлы).

В бюджетной системе всегда должен быть порядок и равенство. Ситуация в стране, когда формула «расходы больше доходов» опасна тем, что может приводить к инфляции. Бюджеты многих стран являются дефицитными. При ежегодном принятии бездефицитного бюджета ухудшаются колебания экономики за счет сокращения расходов и лишнего увеличения налогов.

Превышение доходов страны над расходами

Определение профицитного бюджета прямо противоположно дефициту. Превышение доходов бюджета над его расходами означает излишек средств в казне. Государство покрывает все внешние долговые обязательства, выплачивает пенсии, заработную плату, пособия, могут финансироваться важные сферы промышленности, обороны, здравоохранения и образования. При этом в стране остаются деньги.

Существуют хорошие и плохие стороны профицита госбюджета.

Негативные последствия проявляются снижением эффективности использования бюджетных средств, а также означают повышение экономической нагрузки. Избыток денег просто хранится, что приводит впоследствии к обесцениванию.

Снижается возможность производственных организаций, хозяйствующих субъектов, а также сопровождается эффективностью работы органов власти. Конкурентоспособность денег снижается из-за невовлечения всей массы средств в оборот, возрастает нагрузка на бизнес, потому что профицит часто формируется за счет высоких налогов.

Плюсы профицита:

  • Большее доверие экономики для потенциальных зарубежных инвесторов.
  • При возникновении чрезвычайных, непредвиденных ситуаций страна располагает запасом финансовых средств.
  • Создание, увеличение стабилизационного фонда, неприкосновенного запаса для погашения всех долгов.

Профицит возникает путем увеличения доходной части над расходными статьями. Законодатели понимают, что значит такая ситуация в стране, поэтому принимают правовые меры по запрету структуры бюджетной системы. Государство создает стабилизационный фонд, который расходуется на социальную сферу. Идеальным положением считается баланс между доходами и расходами.

Источник: https://nauka.club/finansy-i-kredit/defitsit-i-profitsit-byudzheta.html

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе | ГАРАНТ

Профицит бюджета:  — превышение доходов бюджета над его расходами.

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;

профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);

бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;

бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;

целевой иностранный кредит — форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;

государственный (муниципальный) долг — обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

государственный (муниципальный) внутренний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации;

государственный (муниципальный) внешний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте;

расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;

бюджетные полномочия — установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, — утвержденный органом местного самоуправления городского, сельского поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией городского, сельского поселения осуществлять в данном населенном пункте (на другой территории), входящем (входящей) в состав территории городского, сельского поселения, отдельные функции местной администрации;

кассовое обслуживание исполнения бюджета — проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета;

единый счет бюджета — счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета;

государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;

налоговые расходы публично-правового образования — выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;

финансовые органы — Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);

главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;

распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;

бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;

ведомственная структура расходов бюджета — распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;

администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

главный администратор доходов бюджета — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета;

главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;

обоснование бюджетных ассигнований — документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;

плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году;

временный кассовый разрыв — прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета;

долговая устойчивость — состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;

денежные обязательства перед публично-правовым образованием — обязанность должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований).

Источник: https://base.garant.ru/12112604/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/

Профицит: что это такое, причины и недостатки

Профицит бюджета:  — превышение доходов бюджета над его расходами.

Понятие «профицит» в переводе с латинского означает «избыток», и не используется в бытовом обиходе, а служит термином, употребляемым в контексте процессов в экономике.

Антонимом этого понятия, то есть противоположностью, является слово «дефицит».

В этой статье мы подробно расскажем простыми словами, что это такое профицит, в каких сферах используется, и какие причины влияют на образование профицита государственного бюджета.

Значение основных терминов

Профицитом является превышение финансовых поступлений (доходов) относительно финансовых трат (расходов). Профицит может быть:

  • бюджетным;
  • торговым;
  • экспортным (импортным);
  • банковским и прочим.

Бюджет представляет собой смету доходов и расходов на определённое время и может быть сформирован отдельным гражданином (личный бюджет), компанией, государством. Существуют три состояния бюджета:

  1. Профицитный, когда доходы выше расходов.
  2. Дефицитный, когда расходы превышают доходы.
  3. Сбалансированный, когда расходы и доходы равны.

Любой бюджет, как государственный, так и юридического или физического лица, может стать профицитным или дефицитным. Профицит госбюджета указывает на то, что доходные статьи бюджета превышают расходные. Это означает, что государственная экономика относительно стабильна и характеризуется отсутствием чрезмерной инфляции и скрытой девальвации (обесценивания национальной валюты).

Профицит государственного бюджета – важный показатель для зарубежных инвесторов, который максимально снижает их риски. Различают два вида профицитного бюджета:

  • первичный. Учитывает превышение доходов над расходами государства в конкретный период без долговых обязательств (внешних и внутренних займов);
  • окончательный. Рассчитывается, учитывая выплаты по госдолгам.

Причины возникновения профицита

Профицит госбюджета в России может возникает в результате:

  1. Повышения стоимости углеводородов. Особенность российской экономики — сильная зависимость от цены на нефть и газ. Экспорт этих энергоносителей составляет почти половину доходной части госбюджета. Когда формируется бюджет, за основу берётся текущая стоимость углеводородов. Если их стоимость резко возрастает, то растёт и доходная часть бюджета, а это резко увеличивает профицит.
  2. Искусственного сокращения финансирования государством социальных и других проектов.
  3. Увеличения налогообложения физических и юридических лиц.
  4. Роста таможенных пошлин.

Бюджетный профицит

Бюджетный профицит – ситуация в экономике, когда доходы бюджета выше расходов.

Если финансовые ресурсы сосредоточены в органах власти, это может привести к уменьшению финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, что мешает им оснащать производство, внедрять новые технологии и добиваться эффективных результатов. Поэтому ситуация, когда излишние доходы сконцентрированы в бюджете, считается вредной.

Так как профицит бюджета оказывает негативное влияние на государственную экономику, законодательством многих государств предусмотрены правовые нормы, запрещающие формирование и принятие бюджета с доходами, превышающими расходы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что составление и утверждение любого бюджета (федерального, регионального, местного) должно осуществляться без профицита.

Если прогнозируется, что доходы превысят расходы, принимаются следующие меры по устранению бюджетного профицита:

  • сокращение доходов от реализации государственного (муниципального имущества), госзапасов и резервов;
  • направление средств из бюджета на дополнительные выплаты долговых обязательств;
  • увеличение расходов бюджета, к примеру, передача части доходов в бюджеты других уровней.

Профицит государственного бюджета считается положительным явлением, если возникает при экономном и эффективном использовании бюджетных средств (со 100% финансированием, предусмотренным бюджетными расходами).

Когда высокая доходность бюджета получена из-за того, что выгодно сложилась экономическая конъюнктура, как следствие бума или экономии, или недофинансированных расходов, то профицит оценивается отрицательно.

Однако, по какой бы причине не образовался профицит, нужно принимать меры, чтобы сохранить бюджетные средства, которые не предназначены для расходов в утверждённом бюджете. Чаще всего, средствами профицитного бюджета пополняются резервы, погашаются государственные долги, покрываются расходы, предусмотренные бюджетом на следующий финансовый год.

Платёжный профицит

Каждая страна, независимо от её экономического состояния, экспортирует и импортирует товары, реализует отечественную продукцию за рубеж и ввозит продукцию, произведённую в других государствах.

Это не только промышленные и сельскохозяйственные товары, но и услуги, рабочая сила, кредиты, инвестиции, то есть все внешнеэкономические операции.

Все это может выражаться в денежном эквиваленте и подсчитываться.

Платёжный баланс – это статистика (учёт) финансовых потоков между отдельной страной и другими государствами. Является систематизированной записью результатов любых внешнеэкономических операций за определённый период времени. Кредитом платёжного баланса (плюсом) является приток валюты из-за границы, дебетом (минусом) – отток валюты из государства.

При отслеживании динамики платёжного баланса, Центральным банком РФ формируются ежеквартальные отчёты и по итогам года. Формирование производится в соответствии с правилами бухучёта, то есть сводятся приходные и расходные операции (дебет и кредит). Результат сведённого баланса – сальдо (разница прихода и расхода). Сальдо бывает трёх видов:

  1. Положительным (активным). Финансовые потоки от экспорта больше финансовых потоков от импорта. Другими словами, это профицит платёжного баланса, который указывает на приток капитала в государство, а значит и на развитие экономики.
  2. Отрицательным (пассивным). Экспортные операции меньше импортных. Такая ситуация является дефицитом платёжного баланса и характерна для государств с неразвитой экономикой.
  3. Нулевым. Импортные и экспортные внешнеэкономические операции имеют равный денежный эквивалент.

Профицитный платёжный баланс может вызвать следующее:

  • увеличиваются доходы и расходы бюджета страны;
  • развивается инфраструктура;
  • повышается качество и уровень жизни населения страны;
  • увеличивается денежная масса;
  • денежные средства направляются на развитие хозяйственной деятельности.

Торговый баланс является соотношением товарного импорта и экспорта (без услуг, движения капитала, рабочей силы и пр.). Подсчёт денежного эквивалента импорта и экспорта приводит к выведению сальдо. При преобладании импорта сальдо отрицательное (дефицитный торговый баланс), при преобладании экспорта – положительное (профицитный баланс).

Товарный профицит

Излишек товаров — ситуация, при которой товары по каким-то причинам не реализуются, а остаются в магазинах или на складах. Это указывает на то, что спрос ниже предложения, то есть наблюдается профицит предложения. Существует несколько причин, вызывающих подобный дисбаланс:

Причина

Источник: https://VFinansah.com/other/profitsit-prostymi-slovami

Studio-pravo
Добавить комментарий