Природные объекты и их характеристика: Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в

Объекты охраны окружающей среды

Природные объекты и их характеристика: Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в

ФЗ «Об охране окружающей среды» включил в круг объектов охраны земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иную растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Положения ч. 1 статьи 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» основаны на правилах ст.

9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.

Объекты охраны в статье 4 классифицированы на четыре группы. Основным критерием для выделения в составе объектов охраны отдельных групп является неразрывная связь между собой объектов каждой группы.

К первой разновидности объектов охраны относятся земли, недра и почвы.

Статья 12 ЗК РФ предусматривает в качестве целей охраны земель предотвращение их деградации, загрязнения, захламления, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативным воздействиям хозяйственной деятельности. Охрана земель означает деятельность как самих землепользователей, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Например, мероприятиями по охране земель, провидимыми собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков могут считаться:

— деятельность по сохранению почв и их плодородия, защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания других негативных воздействий;

— защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений;

— ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

— рекультивация нарушенных земель;

— восстановление плодородия почв;

— своевременное вовлечение земель в оборот;

— сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Со стороны публичной власти к таким мероприятиям относится, прежде всего, разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих в себя перечень обязательных мер по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В отношении недр законодатель не разделяет требования по их рациональному использованию и охране.

Так, ст. 23 Закона о недрах в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр определяет:

— соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

— обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

— проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и т.д.

Если недропользователь не соблюдает указанные требования по рациональному использованию и охране недр, право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

Вторая разновидность объектов охраны — поверхностные и подземные воды.

Загрязнение вод является одним из самых опасных негативных воздействий человеческой деятельности на водные объекты, которое приводит не только к необратимым неблагоприятным изменениям качества вод и водных экосистем, но и непосредственно влияет на все живые организмы нашей планеты. ВК РФ не обходит вниманием проблему охраны вод. В соответствии со ст. 55 ВК РФ обязанности по проведению водоохранных мероприятий возложены на собственников водных объектов. Если данные объекты находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, то и охрана вод осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Основным источником загрязнения как поверхностных, так и подземных вод является сброс загрязненных сточных вод предприятиями промышленности, коммунального и сельского хозяйства вследствие неудовлетворительного состояния очистных сооружений.

Сложившаяся ситуация с нехваткой в стране чистой питьевой воды свидетельствует о недостаточной эффективности действующего правового механизма охраны вод от загрязнения. Принятие в 2006 г.

ВК РФ, а также передача полномочий по управлению водными объектами федеральному агентству вследствие административной реформы, не только не решило проблему охраны вод, но и по значительному ряду позиций привело к ослаблению водоохранных требований.

Третьим видом объектов охраны являются леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, т.е. объекты «живой» природы. Охрана лесов проводится по следующим основным направлениям (ст.

51 ЛК РФ): мероприятия по охране лесов от пожаров; меры, направленные на предотвращение и пресечение незаконных рубок леса; мероприятия по охране от нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам; защита от вредителей и болезней леса.

Фаунистическое законодательство устанавливает три группы объектов животного мира со своими особенностями правового режима охраны:

— объекты животного мира, которые являются объектами охоты или рыболовства (их перечень определен нормативно-правовым актом Правительства РФ и пользование такими объектами допускается в установленном законом порядке на основании разрешительных документов);

— объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства; добывание или иное использование таких объектов согласно ст. 43 Закона о животном мире допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов в порядке, установленном законами и иными подзаконными актами РФ и субъектов РФ;

— объекты животного мира, отнесенные к числу особо охраняемых, в том числе, занесенные в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ (добывание таких объектов запрещается).

К последней, четвертой категории объектов охраны относится атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство.

Атмосферный воздух как объект правовой охраны обладает рядом особенностей. Во-первых, атмосферный воздух является разделяемым природным ресурсом, таким образом, правовой режим его охраны и использования должен определяться как внутригосударственным, так и международным правом.

Во-вторых, в силу своих физических свойств атмосферный воздух не может являться объектом права собственности, т.к.

воздушные массы находятся в постоянном неконтролируемом движении и перемещении, следовательно, в отношении воздуха невозможна реализация правомочия владения, первого из триады правомочий собственника.

В-третьих, загрязнение атмосферного воздуха влечет возникновение таких глобальных проблем как истощение озонового слоя и изменение климата, следовательно, меры охраны атмосферного воздуха должны учитывать интересы всего мирового сообщества.

В-четвертых, из-за неточных законодательных формулировок юристы-экологи на протяжении многих лет ведут научные споры о том, что же должно быть объектом охраны: атмосфера в целом, т.е.

воздушное пространство и смесь газов, его наполняющих, или же исключительно атмосферный воздух.

Что касается околоземного космического пространства, то данный природный компонент был признан на международном уровне общим наследием человечества (Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г.).

Выполняя свои международные обязательства, Российская Федерация не должна размещать в космическом пространстве и небесных телах военные объекты, в том числе, ядерное оружие и другие опасные виды вооружений.

Постепенно в международном праве складывается принцип использования космоса исключительно в научно-исследовательских мирных целях.

В статье 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены не только объекты охраны окружающей среды, но и основные виды негативного воздействия, против которого направлена такая защита:

— загрязнение — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды возможно как в результате естественных причин (например, извержение вулканов, наводнение и т.п.), так и в результате деятельности человека (антропогенное загрязнение);

— истощение — резкое количественное уменьшение какого-либо природного ресурса, препятствующее его функционированию и дальнейшему воспроизводству.

— деградация — утрата, полная или в значительной части, природным объектом своих полезных естественных свойств в результате антропогенной деятельности.

— порча — приобретение природным объектом тех или иных ярко выраженных устойчивых негативных характеристик под воздействием антропогенной деятельности;

— уничтожение — полное прекращение существования природного объекта.

Статья 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает также объекты первоочередной и особой охраны.

Хотя разница между различными видами охраны не раскрывается; по всей видимости, первоочередная охрана имеет приоритет по отношению к «особой».

Первоочередной охраной обеспечиваются естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), не подвергшиеся антропогенному воздействию.

К объектам особой охраны относятся, например, объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день Россия представлена в Списке 15 культурными и 8 природными объектами.

По количеству природных объектов РФ находится на 5 месте вслед за Канадой, Китаем, Австралией и США.

В настоящее время статус объекта Всемирного природного наследия в России имеют: озеро Байкал, девственные леса Коми, вулканы Камчатки, золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Центральный Сихотэ-Альнь, Убсунурская котловина, остров Врангеля.

Попасть в Список всемирного природного наследия — задача непростая: объект — кандидат должен соответствовать как минимум одному их четырех критериев:

— являться выдающимся примером, представляющим основные этапы развития Земли, включая свидетельства древней жизни, значительные геологические процессы в стадии формирования форм рельефа геоморфологических и физикогеографических элементов, имеющих важное значение;

— являться выдающимся примером, представляющим экологические и биологические эволюционные процессы, развитие экосистем или наземных, речных, прибрежных и морских сообществ растений и животных;

— представлять собой природный феномен или территорию исключительной эстетической значимости;

— содержать места обитания наиболее представительных и важных для сохранения биологического разнообразия видов, включая те ареалы, где сохраняются виды, имеющие выдающееся мировое значение с точки зрения науки и сохранения, и находящиеся под угрозой исчезновения.

Включение объекта в Список всемирного наследия означает, что данный объект находится под международной охраной, и в случае угрозы его исчезновения, меры по восстановлению будет принимать совместными усилиями мировое сообщество.

Помимо объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, к объектам особой охраны относятся:

— государственные природные заповедники — природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем;

— государственные природные заказники территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса;

— памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения;

— национальные парки — природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма;

— природные парки — природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях

— дендрологические парки и ботанические сады природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности;

— лечебно-оздоровительные местности — территории, обладающие природными лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

— курорты — освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях природные территории, располагающие природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

— иные природные комплексы;

— исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

— континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации;

— редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_123102_ob-ekti-ohrani-okruzhayushchey-sredi.html

Южного федерального университета

Природные объекты и их характеристика: Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в

Подобный материал:

  • С программируемой архитектурой (мнмвс), 17.94kb.
  • Южного Федерального Университета. Протокол №10 от 28 апреля 2007 г. Рецензент: программа, 335.17kb.
  • Утверждаю руководитель тти южного федерального университета, 68.5kb.
  • Программа развития Южного федерального университета на 2011 2021, 5431.21kb.
  • Южного Федерального Университета, ул. Большая Садовая 105, Актовый зал (второй этаж), 189.65kb.
  • I. общие положения, 903.91kb.
  • С. П. Поцелуев политические, 7874.4kb.
  • Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием», 94.79kb.
  • International Scientific Events, 500.68kb.
  • 2 съезд врачей лучевой диагностики Южного федерального округа, 43.99kb.

Лекция 3.

Право собственности на природные ресурсы и природопользования

1. Природные объекты и их характеристика

2. Право собственности на природные ресурсы

3. Правовые формы использования природных ресурсов

4. Понятие и виды природопользования

1. Природные объекты и их характеристика

Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.

Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.

Охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:

• интегрированные, к которым относится окружающая природная среда; • дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты); • особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания). Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Ресурс — источник потребления. В широком смысле природный ресурс источник экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком природы.

В узком смысле (применительно к российскому законодательству) природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. В контексте права природные ресурсы подразделяют на: • исчерпаемые (лесные, земельные, водные, минеральные ресурсы). Характерный их признак — способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему обязанность по рациональному природопользованию распространяется, прежде всего, на данную категорию ресурсов; • неисчерпаемые (практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные); • возобновляемые (лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы); • невозобновляемые. Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем, можно получить путем опреснения морской воды.

Характеристика природных объектов.

1. Термин «земля» имеет различные значения: планета, поверхность, почва, грунт, местность, территория; объект собственности, пользования, аренды; составная часть окружающей природной среды, в юридическом значении земля это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Функции земли:

экологическая — обеспечение взаимосвязи неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую;

экономическая — средство производства в сельском и лесном хозяйстве, базис для строительства зданий и сооружений;

культурно-оздоровительная — пространство для размещения культурных и оздоровительных учреждений, источник лечебных свойств. Самыми ценными в эколого-экономическом отношении являются

сельскохозяйственные земли, предназначенные для производства сельхозпродуктов, в том числе пахотные и лесные угодья, представляющие собой плодородные слои почвы с запасом гумусного слоя.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов (водотоков), простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, называется недрами.

Приоритетное назначение недр состоит в поиске, изучении, разведке и разработке полезных ископаемых. Применительно к использованию недр группируются права и обязанности, недропользователей, разрабатываются основные направления охраны и использования недр. Закон РФ «О недрах», регулирующий отношения по использованию и охране подземных кладовых нашей планеты, является в большей степени экономическим, чем экологическим законом, хотя и предусматривает основные требования по рациональному использованию и охране недр. Подавляющее большинство норм Закона посвящено регулированию управленческих и экономических отношений, связанных с присвоением и распределением тех материальных благ (в денежном или натуральном выражении), которые приобретаются в результате разработок полезных ископаемых, в частности нефти, каменного угля, железной руды, редких и драгоценных металлов.

Воды относятся к ограниченным природным ресурсам, содержатся в подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове — и входят в состав водного фонда.

Экологическая функция вод многообразна. Они создают гидрологический режим жизни на Земле, являются средой обитания растительного и животного мира и т. д.

Вода — это ресурс, который относится ко всей экосистеме, она составляет основную массу организма животных и растений.

Экономическая и культурно-оздоровительная функции вод проявляются в том, что они служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения. Особую ценность для человечества представляет пресная вода. Ее дефицит в отдельных регионах планеты обостряет проблему водоснабжения крупных городов. Нерациональная эксплуатация подземных и поверхностных водных источников способствует снижению уровня грунтовых вод.

С точки зрения права лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Охрана леса предусматривает систему мер, направленных на борьбу с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными вырубками, уничтожением деревьев в ходе строительства, разведки полезных ископаемых, прокладки трубо- и нефтепроводов, а также с загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.

Защита леса — это комплекс мер, обеспечивающих реализацию способов борьбы с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур.

Воспроизводство лесов — процесс, направленный на количественное, а также качественное обновление состава леса с целью замены малопродуктивных пород деревьев высокопродуктивными, позволяющими решать не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Приоритетным требованием лесоохранной политики в нынешних условиях является рациональное использование лесов: строгое соблюдение категорийности лесов и нормативов расчетной лесосеки.

Животный мир, согласно Закону РФ «О животном мире», — это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Основные признаки животного мира:

• неотъемлемый элемент природной среды и биологического разнообразия Земли; • возобновляющийся природный ресурс; • важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы; • ресурс, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан.

Охрана животного мира, как гласит Закон, — это деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для использования и воспроизводства объектов животного мира. Неразрывно с охраной животного мира связана охрана среды обитания животного мира. Данный вид деятельности предусматривает сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира.

Особое место в окружающей человека природной среде занимает атмосферный воздух. По сути, он в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы охраняем.

Атмосфера — газовая оболочка Земли — принципиально отличается от всех известных ученым газовых оболочек других небесных тел.

кислорода в земной атмосфере (около 21%) обусловило ряд особенностей жизни на планете (например, способ дыхания).

Атмосферный воздух выступает посредником между природной средой и человеком. При ухудшении экологической обстановки могут погибнуть леса, исчезнуть определенные виды животных и растений, воздух останется, но при этом может существенно ухудшиться его качество. Требования, предусматривающие охрану атмосферы, сформулированы в Законе РФ «Об охране окружающей среды».

2. Право собственности на природные ресурсы

Термин «право собственности на природные ресурсы» означает:

• совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле);

• совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) — право собственности в субъективном смысле;

• правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

В ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственности (двум ее формам — индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль.

Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра.

Сравнительно новая для российского законодательства муниципальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности.

В качестве субъектов права собственности выступают граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.

Круг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.

Различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы — административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов:

• в собственность; • во владение; • в пользование; • в аренду.

Гражданско-правовой способ распространяется на:

• куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона); • приватизацию; • выдел доли; • выкуп залога; • долгосрочную аренду; • наследование.

Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:

объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей;

несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;

нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.

3. Правовые формы использования природных ресурсов

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Различают полное и частичное владение землей и природными объектами.

Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.

Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием Российской Федерации. Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации — собственника данного земельного массива. Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности. Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами. Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.

Право пользования землей и природными объектами еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.

Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.

Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:

• установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации; • государственный контроль за соблюдением установленных правил; • уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта.

Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает: • определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения; • указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).

Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:

• земли подразделены на семь категорий; • полезные ископаемые — на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым); • водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п.

Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими.

На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:

• предоставление в собственность, аренду и пользование; • изъятие природных объектов; • обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т. п.

4. Понятие и виды природопользования

Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования. Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения. Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д. Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут. Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе. Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Лекция 4. Правовые основы охраны окружающей среды

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды

2. Ответственность за экологические правонарушения

3. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

4. Права граждан в области охраны окружающей среды

5. Экономический механизм в области охраны окружающей среды

Источник: http://geum.ru/next/art-1467.leaf-4.php

Охрана окружающей природной среды. Ее объекты и принципы

Природные объекты и их характеристика: Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т.е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

  • · правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
  • · материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
  • · инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный и иной интерес. Объекты классифицируются по трем группам.

Естественные системы

К этой группе относятся экологические системы и озоновый слой, имеющие глобальное значение. Они обеспечивают непрерывный процесс обмена веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, представляя природную среду обитания человека.

Под окружающей средой и ее охраняемыми объектами понимаются только природные компоненты: в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят товароматериальные объекты, созданные человеком; части природы, вышедшие из экологической связи с природой (изъятая из нее вода — в кране, изъятые из естественных условий животные); элементы природы, не представляющие в данное время социальной ценности или охрана которых пока невозможна.

Например, озоновый слой является важнейшей частью околоземного пространства, серьезно влияющей на состояние теплообмена между Землей и Космосом.

Государства предпринимают меры для его охраны, (подробнее они рассматриваются в теме об охране атмосферного воздуха). Не все они реализуются в достаточной мере.

Еще труднее государствам договориться и охранять более удаленные от Земли пространства от загрязнения летательными аппаратами, исследовательскими, наблюдательными устройствами.

Охране подлежат природные или географические ландшафты — естественные комплексы, в которые входят природные компоненты, находящиеся во взаимодействии, образующие рельеф местности. Типичные ландшафты — горные, предгорья, равнинные, холмистые, низменности. Они учитываются и используются при строительстве городов, прокладке дорог, организации туризма.

Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежит то, что находится на территории России или над ней, а также то, что может быть охраняемо с помощью современных технических средств и посредством правового регулирования.

Природные ресурсы и иные объекты охраны

Основных отдельных природных ресурсов и объектов, подлежащих охране, шесть: земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Источник: https://studwood.ru/1483469/pravo/ohrana_okruzhayuschey_prirodnoy_sredy_obekty_printsipy

Природные объекты (объект) это что такое Природные объекты (объект): определение — Право.НЭС

Природные объекты и их характеристика: Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в

В.Т. Батычко
Экологическое право
Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

3.1. Природные объекты и их характеристика

Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.

Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.

Охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:

—  интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;

—  дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);

—  особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).

Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Ресурс — источник потребления. В широком смысле природный ресурс источник экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком природы.

В узком смысле (применительно к российскому законодательству) природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

В контексте права природные ресурсы подразделяют на:

—  исчерпаемые (лесные, земельные,  водные, минеральные ресурсы). Характерный их признак — способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему обязанность по рациональному природопользованию распространяется, прежде всего, на данную категорию ресурсов;

—  неисчерпаемые (практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные);

—  возобновляемые (лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы);

—  невозобновляемые.

Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем, можно получить путем опреснения морской воды.

Характеристика природных объектов.

1. Термин «земля» имеет различные значения: планета, поверхность, почва, грунт, местность, территория; объект собственности, пользования, аренды; составная часть окружающей природной среды, в юридическом значении земля это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Функции земли:

—  экологическая — обеспечение взаимосвязи неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую;

—  экономическая — средство производства в сельском и лесном хозяйстве, базис для строительства зданий и сооружений;

—  культурно-оздоровительная — пространство для размещения культурных и оздоровительных учреждений, источник лечебных свойств. Самыми ценными в эколого-экономическом отношении являются

сельскохозяйственные земли, предназначенные для производства сельхозпродуктов, в том числе пахотные и лесные угодья, представляющие собой плодородные слои почвы с запасом гумусного слоя.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов (водотоков), простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, называется недрами.

Приоритетное назначение недр состоит в поиске, изучении, разведке и разработке полезных ископаемых. Применительно к использованию недр группируются права и обязанности, недропользователей, разрабатываются основные направления охраны и использования недр.

Закон РФ «О недрах», регулирующий отношения по использованию и охране подземных кладовых нашей планеты, является в большей степени экономическим, чем экологическим законом, хотя и предусматривает основные требования по рациональному использованию и охране недр.

Подавляющее большинство норм Закона посвящено регулированию управленческих и экономических отношений, связанных с присвоением и распределением тех материальных благ (в денежном или натуральном выражении), которые приобретаются в результате разработок полезных ископаемых, в частности нефти, каменного угля, железной руды, редких и драгоценных металлов.

Воды относятся к ограниченным природным ресурсам, содержатся в подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове — и входят в состав водного фонда.

Экологическая функция вод многообразна. Они создают гидрологический режим жизни на Земле, являются средой обитания растительного и животного мира и т. д.

Вода — это ресурс, который относится ко всей экосистеме, она составляет основную массу организма животных и растений.

Экономическая и культурно-оздоровительная функции вод проявляются в том, что они служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения.

Особую ценность для человечества представляет пресная вода. Ее дефицит в отдельных регионах планеты обостряет проблему водоснабжения крупных городов.

Нерациональная эксплуатация подземных и поверхностных водных источников способствует снижению уровня грунтовых вод.

С точки зрения права лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Охрана леса предусматривает систему мер, направленных на борьбу с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными вырубками, уничтожением деревьев в ходе строительства, разведки полезных ископаемых, прокладки трубо- и нефтепроводов, а также с загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.

Защита леса — это комплекс мер, обеспечивающих реализацию способов борьбы с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур.

Воспроизводство лесов — процесс, направленный на количественное, а также качественное обновление состава леса с целью замены малопродуктивных пород деревьев высокопродуктивными, позволяющими решать не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Приоритетным требованием лесоохранной политики в нынешних условиях является рациональное использование лесов: строгое соблюдение категорийности лесов и нормативов расчетной лесосеки.

Животный мир, согласно Закону РФ «О животном мире», — это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Основные признаки животного мира:

•         неотъемлемый элемент природной среды и биологического разнообразия Земли;

•         возобновляющийся природный ресурс;

•         важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы;

•         ресурс, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан.

Охрана животного мира, как гласит Закон, — это деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для использования и воспроизводства объектов животного мира. Неразрывно с охраной животного мира связана охрана среды обитания животного мира. Данный вид деятельности предусматривает сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира.

Особое место в окружающей человека природной среде занимает атмосферный воздух. По сути, он в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы охраняем.

Атмосфера — газовая оболочка Земли — принципиально отличается от всех известных ученым газовых оболочек других небесных тел.

кислорода в земной атмосфере (около 21%) обусловило ряд особенностей жизни на планете (например, способ дыхания).

Атмосферный воздух выступает посредником между природной средой и человеком. При ухудшении экологической обстановки могут погибнуть леса, исчезнуть определенные виды животных и растений, воздух останется, но при этом может существенно ухудшиться его качество. Требования, предусматривающие охрану атмосферы, сформулированы в Законе РФ «Об охране окружающей среды».

Источник: https://kvartal-sobitii.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/

Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования

Природные объекты и их характеристика: Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в

В.Т. Батычко
Экологическое право
Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Studio-pravo
Добавить комментарий