Принципы экологического права: Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3

Основные принципы экологического права

Принципы экологического права: Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3

Под принципами экологического права понимаются принципиально важные идеи и положения, которые лежат в основе построения и функционирования отдельных институтов и всего экологического права.

В наиболее развернутом и концентрированном виде основные принципы экологического права определяются и закрепляются в Федеральном законе об окружающей среды.

Они фактически отождествляются с принципами охраны окружающей среды.

Закрепляя их, ст.3 данного закона гласит, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

— соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Наряду с этими принципами в Законе об охране окружающей среды закрепляются также такие принципы, как:

1) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

2) независимость контроля в области охраны окружающей среды;

3) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

4) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

5) обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

7) приоритет сохранения экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

8) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

9) обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

10) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

11) сохранения биологического образования;

12) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

13) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (ст.3).

Основными источниками экологического права являются:

— Конституция РФ;

— Водный Кодекс РФ;

— Земельный Кодекс РФ;

— Законы РФ «О животном мире»;

— Закон «О мелиорации земель»;

— «Об использовании атомной энергии»;

— «Об охране окружающей среды» и т.д.

— Лесной Кодекс;

— Указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы, норматмивно-правовые акты субъектов РФ.

Экологическая ответственность – ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем.

Эколого-правовая ответственность – это разновидность общеюридической ответственности. Она означает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенные экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

Эколого-правовая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, компенсирующую и превентивную.

— Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экономических интересах;

— Компенсирующая функция направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной комплекции;

— Превентивная функция принудительно воздействует на поведение участников экологических отношений путем применения мер наказания и взыскания ущерба.

Эколого-правовая ответственность имеет две формы:

— экономическая форма базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя экологии в сокращении отходов.

— юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами.

Экологические права человека – особая разновидность конституционных прав человека, связанных с окружающей его природной средой, со взаимоотношениями природы и человеческого общества.

К экологическому праву человека относятся, прежде всего, права на благоприятную окружающую среду, экологические чистые продукты питания, экологические безвредные предметы, повседневного спроса, экологические безопасные условия труда, а также право на возмещение ущерба причиненному экологическому правонарушением здоровью и имуществу человека и право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среде и т.д.

Экологически построенные предприятия – документ, характеризующий комплекс основных экологических требований, предъявляемых к функционированию предприятия.

Экологический правопорядок – документ, характеризующий комплекс основных экономических требований, предъявляемых к функционированию предприятия.

Экологический правопорядок – система экономических правоотношений по реализации экономических требований природоохранительного законодательства (результат действия, эколого-правовых норм).

Экологические правонарушения – виновное противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющий вред природной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Экологическое преступление – в уголовном праве РФ – преступление, посягающее на здоровую окружающую среду и ее отдельные элементы (объекты).

ВУК РФ выделены экологические преступления в отдельную главу (ст.246-262).

К экологическому преступлению относятся:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

— нарушение правил обращение экологической опасности веществ и отходов;

— незаконная охота;

— порча земли и т.д.

Экологическое страхование – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений, организаций, объектов и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Экологические фонды – внебюджетные государственные фонды, создаваемые для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Экологическая война – нанесение ущерба противнику путем воздействия на среду его обитания (загрязнение или заражение воздуха, воды, почвы, истребление флоры и фауны).

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Природопользователи наделены соответствующими правами и несут установленные обязанности.

Так, они имеют права: участвовать в разработке и принятии решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на окружающую среду, и контроле за их выполнением; на возмещение потерь и убытков, связанных с досрочным расторжением договора, ухудшением состояния окружающей среды и природных ресурсов не по их вине.

Природопользователи обязаны:

1) эффективно использовать окружающую среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением, улучшать состояние окружающей среды, рационально использовать запасы природных ресурсов, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате осуществления хозяйственной деятельности;

2) своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды;

3) своевременно представлять органам исполнительной власти и в МПР России сведения о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов;

4) возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Закон об охране окружающей среды устанавливает систему органов управления охраны окружающей среды, которую составляют органы федеральной государственной власти, государственной власти субъектов Федерации общей компетенции, местного самоуправления, а также некоторые органы, наделенные полномочиями по экологическому управлению.

К органам федеральной государственной власти общей компетенции относятся Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, специально уполномоченные на то федеральные государственные органы – органы государственного управления, осуществляющие свои функции на всей территории России самостоятельно и через свои территориальные органы (МПР России, Росземкадастр и Минимущество России, Минздрав России, Минобороны России, Госстрой России, МВД России, МПС России, Госкомстат России, МЧС России и др.). Кроме того, особое место занимают природоохранные прокуратуры, координационные специально уполномоченные органы государственного управления, осуществляющие свою деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ (Правительственная комиссия по охране окружающей среды и природопользованию, Экспертный совет при Правительстве РФ и др.).

К органам государственной власти субъектов Федерации общей компетенции отнесена, например, Администрация по землепользованию и экологии Московской области, действующая на основании Положения о ней, утвержденного постановлением главы администрации Московской области от 1 ноября 1994 г. № 250. Согласно ст. 10 Закона об охране окружающей среды органы местного самоуправления также функционируют в сфере регулирования природоохранных отношений.

Экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется прежде всего федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Он именуется государственным экологически контролем.

Придавая данному социально-правовому институту, по вполне понятным причинам, большое значение, законодатель закрепляет следующие положения в плане его организации и осуществления:

1) государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ;

2) перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством РФ;

3) перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством РФ;

4) перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов федерации;

5) запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функции хозяйственного использования природных ресурсов.

Данные закрепления в Законе об охране окружающей среды (ст. 65) положения дополняются перечнем прав и обязанностей должностных лиц – государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66), а также указанием на цели и задачи государственного экологического контроля.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Осуществление его при этом должно проходить в строгом соответствии с законодательном Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органами местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 68) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_125082_osnovnie-printsipi-ekologicheskogo-prava.html

Принципы правовой охраны окружающей среды

Принципы экологического права: Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, международно-правовых актах, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Основные отраслевые принципы экологического права определены в статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» 2002 г.

1) Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам.

Законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.

2) Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды. Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

— разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

— установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

— проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

— возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

— иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

3) Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружающую среду, а в необходимых случаях — проведение государственной экологической экспертизы.

4) Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.

Находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования. Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан.

Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.

5) Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов.

Данный принцип предусмотрен в частью 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.

Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.

6) Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:

— обеспечение открытого доступа к экологической информации;

— обеспечение гласности природоохранных мероприятий.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды».

Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды.

Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т.е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.

7) Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.

Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:

— охрана озонового слоя;

— предотвращение и устранение трансграничных загрязнений;

— охрана природных объектов, находящихся в общем пользовании нескольких государств;

— предотвращение антропогенного изменения климата на планете.

Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:

a) нормативно-правовые акты, принимаемые международными организациями (ООН и др.);

b) международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.);

c) международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций. Наиболее значимой является конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой были определены принципы международно-правовой охраны природной среды.

Источник: https://studbooks.net/958025/pravo/printsipy_pravovoy_ohrany_okruzhayuschey_sredy

Методы и принципы экологического права

Законодательство РФ предусматривает правовые методы воздействия на общественные отношения, возникающие по вопросу экологического права:

  1. Императивный метод позволяет, запрещает, предписывает или обеспечивает государственное принуждение к положительному поведению. Особенность данного метода в том, что при его реализации с одной стороны всегда выступает государство, а с другой — представители населения. Существуют следующие формы императивного метода: экологическая экспертиза, сертификация, экологическое нормирование, лицензирование, госконтроль экологической службы.
  2. Диспозитивный метод в отличие от императивного метода основан на равенстве сторон. Существует две формы реализации диспозитивного метода: свободный договор, предусмотренный законодательством (лесной кодекс, водный кодекс); возмещение убытков, реализация диспозитивного метода в данной форме предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Метод экологизации – это применение экологического права в различных административных или уголовных разбирательствах.

Законодательство РФ обеспечивает основу государственной экологической политики, которая направлена на взвешенное решение социально-экономических задач и отвечает за сохранность природы в целом.

Замечание 3

Под принципами экологического права понимаются основные, принципиально важные положения, идеи, которые лежат в основе экологического права.

В Федеральном законе ст.3 «Об охране окружающей среды» сформулированы все принципы экологического права:

  • основной принцип экологического права – принцип обеспечения органов государственной власти за обеспечение благоприятных экологической обстановки для нормальной жизнедеятельности человека;
  • принцип права человека на жизнедеятельность в благоприятной окружающей среде;
  • принцип охраны природы, экологии и недопущения, нерационального использования ресурсов природы;
  • принцип ответственности субъектов за нарушение экологического права;
  • принцип платного природопользования, предусматривает эксплуатацию ресурсов природы только за определенную плату: земельный налог, водный налог, налог на добычу ископаемых, арендная плата за использование земельных участков, а также штраф за негативное воздействие на природу;
  • право на получения правдивой информации о состоянии окружающей среды, в соответствии с законодательством;
  • охрана окружающей среде с помощью принципа международного сотрудничества;
  • принцип обязательного независимого контроля над охраной экологии и природы;
  • контроль за экологической безопасностью при планировании любого рода деятельности, а также обязательность государственной оценки воздействия на окружающую среду при выдаче разрешении на осуществление деятельности;
  • принцип обязательной государственной экологической экспертизы различной проектной документации на хозяйственную или любую другую деятельность, с целью контроля недопущения негативного воздействия на природу;
  • принцип сохранения экологических систем, природных ландшафтов;
  • принцип права запрещения любого рода деятельности, воздействие которой на окружающую среду невозможно предусмотреть.

Система и источники экологического права

Различные экологические организации, объединенные в определенной последовательности, образуют систему экологического права. Такая система рассматривается, как особая отрасль права, а также учебная дисциплина.

Система экологического права объединяет все отрасли экологического права, все институты, которые организованы в общую и особенную часть.

Если систему экологического права рассматривать, как науку, она совпадает с отраслью права, но в системе экологического права большое внимание уделяется теоретическим вопросам, изучается история развития экологического права и его отдельных институтов, исследуются межотраслевые связи экологического права.

Источники экологического права: Конституция; Земельный, Водный и Лесной Кодексы РФ; Законы РФ «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «О мелиорации земель», «Об использовании атомной энергии».

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ekologicheskoe_pravo/osnovnye_principy_ekologicheskogo_prava/

3. Принципы экологического права

Принципы экологического права: Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3

Принципыэкологического права составляют основурассматриваемой отрасли, а их соблюдениеможет служить мерилом правового исоциального характера государства,эффективности всей деятельности пообеспечению рационального природопользованияи охраны окружающей среды, защитеэкологических прав и законных интересовчеловека и гражданина, обеспечениюэкологической безопасности. Экологическоеправо основано как на общих принципахроссийского права, так и на принципахданной отрасли (отраслевых). Основныеотраслевые принципы экологическогоправа определены в ст.3 ФедеральногоЗакона «Об охране окружающей среды»2002 г

Этим Закономустановлено, что хозяйственная и инаядеятельность органов государственнойвласти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления, юридических и физическихлиц, оказывающая воздействие на окружающуюсреду, должна осуществляться на основеследующих принципов:

соблюдение правачеловека на благоприятную окружающуюсреду;

обеспечениеблагоприятных условий жизнедеятельностичеловека;

научно обоснованноесочетание экологических, экономическихи социальных интересов человека, обществаи государства в целях обеспеченияустойчивого развития и благоприятнойокружающей среды;

охрана, воспроизводствои рациональное использование природныхресурсов как необходимые условияобеспечения благоприятной окружающейсреды и экологической безопасности;

ответственностьорганов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации,органов местного самоуправления заобеспечение благоприятной окружающейсреды и экологической безопасности насоответствующих территориях;

платностьприродопользования и возмещение вредаокружающей среде;

независимостьконтроля в области охраны окружающейсреды;

презумпцияэкологической опасности планируемойхозяйственной и иной деятельности;

обязательностьоценки воздействия на окружающую средупри принятии решений об осуществлениихозяйственной и иной деятельности;

обязательностьпроведения государственной экологическойэкспертизы проектов и иной документации,обосновывающих хозяйственную и инуюдеятельность, которая может оказатьнегативное воздействие на окружающуюсреду, создать угрозу жизни, здоровьюи имуществу граждан;

учет природных исоциально — экономических особенностейтерриторий при планировании и осуществлениихозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохраненияестественных экологических систем,природных ландшафтов и природныхкомплексов;

допустимостьвоздействия хозяйственной и инойдеятельности на природную среду исходяиз требований в области охраны окружающейсреды;

обеспечениеснижения негативного воздействияхозяйственной и иной деятельности наокружающую среду в соответствии снормативами в области охраны окружающейсреды, которого можно достигнуть наоснове использования наилучшихсуществующих технологий с учетомэкономических и социальных факторов;

обязательностьучастия в деятельности по охранеокружающей среды органов государственнойвласти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления, общественных и иныхнекоммерческих объединений, юридическихи физических лиц;

сохранениебиологического разнообразия;

обеспечениеинтегрированного и индивидуальногоподходов к установлению требований вобласти охраны окружающей среды ксубъектам хозяйственной и инойдеятельности, осуществляющим такуюдеятельность или планирующим осуществлениетакой деятельности;

запрещениехозяйственной и иной деятельности,последствия воздействия которойнепредсказуемы для окружающей среды,а также реализации проектов, которыемогут привести к деградации естественныхэкологических систем, изменению и (или)уничтожению генетического фондарастений, животных и других организмов,истощению природных ресурсов и инымнегативным изменениям окружающей среды;

соблюдение правакаждого на получение достовернойинформации о состоянии окружающейсреды, а также участие граждан в принятиирешений, касающихся их прав на благоприятнуюокружающую среду, в соответствии сзаконодательством;

ответственностьза нарушение законодательства в областиохраны окружающей среды;

организация иразвитие системы экологическогообразования, воспитание и формированиеэкологической культуры;

участие граждан,общественных и иных некоммерческихобъединений в решении задач охраныокружающей среды;

международноесотрудничество Российской Федерациив области охраны окружающей среды.

Приведенныйперечень принципов не является ниисчерпывающим, ни полным. Процессформирования принципов экологическогоправа продолжается параллельно ссовершенствованием и дальнейшимразвитием российского экологическогозаконодательства.

Доказательствомэтого может служить увеличение числаотраслевых принципов российскогозаконодательства с 6 (по Закону «Обохране окружающей природной среды»1991 г.) до 23 (по Федеральному Закону «Обохране окружающей среды» 2002 г.).

Источник: https://studfile.net/preview/406084/page:3/

Принципы экологического права. Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст

Принципы экологического права: Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[19], которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в настоящем Законе нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной сфере.

Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.

Приоритетным принципом в законе безусловно назван — принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду — это одно из основных, естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни.

Оно является «воеобразным ядром права на благоприятную окружающую среду — его необходимой и постоянной, наиболее защищенной законом и наиболее успешно реализуемой частью.

Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда (ее качество), состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам.

Понятие «благоприятная», применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Благоприятная окружающая среда характеризуется также способностью удовлетворять эстетические и другие потребности человека к сохранению видового разнообразия.

Кроме того, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства[20].

Российская Федерация как государство, осуществляя свои управленческие функции в области использования природных объектов, обязана согласовывать свою позицию с отдельным человеком и не причинять ущерб гражданам своей страны как настоящего, так и будущего поколений. Эта обязанность заложена в ст.

2 Конституции РФ, согласно которой государство обязано признавать, соблюдать и защищать право каждого гражданина, в том числе и природопользователя, на благоприятную окружающую среду.

Государство должно жестко регулировать и контролировать природопользование, разработать научно обоснованные, предельно допустимые показатели изменения природной среды и следить за соблюдением их всеми природопользователями.

В свою очередь, за неразработку их, бесконтрольность, нарушение природопользования государство обязано предусмотреть эффективные меры ответственности, а также и меры предупреждения этих нарушений.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека следует скорее воспринимать в качестве цели, к которой стремится Российское государство и все мировое сообщество, чем реально действующий. Реализация данного принципа будет осуществляться в случае реализации всех закрепленных в комментируемом Законе принципов, поэтому подробно на нем останавливаться не будем.

Следующим принципом охраны окружающей среды закреплен принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Основные пути оптимального соотношения природы и общества заложены в концепции устойчивого развития, предложенной как в международных, так и в российских правовых актах.

Государство обязано найти компромисс между естественным правом каждого человека на природопользование и на благоприятную окружающую среду, поскольку эти права находятся как бы в конфликте: любое природопользование (а тем более — ненадлежащее) всегда нарушает право других, да и самого природопользователя на благоприятную окружающую среду. Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Реализация рассматриваемого принципа возможна посредством, с одной стороны, запрета отдельных видов производства, а с другой — необходимостью внедрения новейших прогрессивных технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого повторного водоснабжения, очистных сооружений, лесовосстановление, повышение плодородия почв).

Критериями наличия научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в планируемой хозяйственной или иной деятельности, исходя из данного принципа, могут служить не только научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Как видно из содержания следующего принципа, необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности признаются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Под охраной природных ресурсов понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий, а также на их воспроизводство. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании.

Принцип охраны природных ресурсов предусматривает использование природных ресурсов с соблюдением всех установленных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды, неразрывность использования и охраны природных ресурсов.

Использование и охрана природных ресурсов требуют должного законодательного урегулирования с учетом федеративного устройства России, а также организации и полномочий органов местного самоуправления.

Представляется совершенно очевидной связь между обеспечением использования и охраны природных ресурсов и охраной окружающей среды (включая проблемы экологической безопасности).

Поэтому важной проблемой является всестороннее развитие и строгое соблюдение законодательства об отдельных видах природных ресурсов, об экологической безопасности и т.д. При этом очень существенным является разделение государственного управления хозяйственным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

Сущность понятия воспроизводства природных ресурсов можно раскрыть, например, через понятие воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, сформулированное в ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г.

№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»[21].

Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.

Что касается понятия рационального использования природных ресурсов и его соотношения с понятием охраны природных ресурсов, то на этот счет также существуют различные взгляды. В частности, В.В.

Петров обосновал необходимость дифференцированного подхода при определении рационального использования и охраны природных ресурсов и природных объектов, рассматриваемых в качестве интегрированного объекта.

Автор отмечал, что охрана природы и рациональное использование ее ресурсов не являются равнозначными категориями, а отражают зависимость двух форм взаимодействия человека и природы.

В связи с этим указывалось, что следует говорить об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, относя к охране соответствующий природный объект и, понимая под использованием природный ресурс, источник потребления человеком природы, поскольку нельзя охранять то, что предназначено для потребления и здесь более подходящий термин — рациональное использование[22].

В литературе данная позиция была подвергнута критике.

Так, отмечая, что самостоятельный характер имеет лишь консервативная охрана, указывалось, что сущность рационального использования природного ресурса предполагает недопустимость отрицательного влияния на иные природные ресурсы и что в рамках использования природного ресурса осуществляется его охрана, которая не может быть выделена вне рамок природопользования[23].

Рядом авторов был высказан иной подход в определении соотношения указанных понятий, которые, не отрицая тесных взаимосвязей между ними, тем не менее, отмечали их самостоятельный характер. В частности, О.С.

Колбасов возражал против нивелирования различий между рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы, поскольку фактическое осуществление рационального природопользования скрывает в себе возможность противоречия интересам охраны природы[24]. Такую позицию разделяет А.И.

Казанник, отмечая, что охрана природы и рациональное природопользование представляют собой различные виды практической деятельности человека[25].

На наш взгляд, под рациональным природопользованием понимается комплексное, экономически эффективное использование ресурсов с соблюдением норм природоохранного законодательства. Нерациональное природопользование приводит к загрязнению, истощению и деградации природных систем.

Современное российское законодательство в равной мере пользуется и понятиями «рациональное использование природных ресурсов», «охрана природных ресурсов» и более общим понятием «рациональное использование и охрана природных ресурсов».

Мы разделяем мнения авторов о том, что понятия охраны природных ресурсов и обеспечения их рационального использования неразрывно связаны и дополняют друг друга.

При этом необходимо отметить, что наряду с взглядом на соотношение рационального использования и охраны природных ресурсов как на взаимосвязанные явления, представляющие в конечном счете, единую категорию экологического права, взгляд на охрану природных ресурсов как на самостоятельное явление остается не менее важным.

Следующим принципом охраны окружающей среды назван принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Здесь, по-видимому, имеется ввиду не юридическая ответственность за правонарушение (негативная правовая ответственность), а высказываемая в настоящее время в литературе правовая позитивная ответственность, которая определяется авторами как осознание долга, обязанность совершать действия, соответствующие природе общественного строя, высказываются различные точки зрения.

Отечественная правовая наука долгое время исходила из понимания юридической ответственности как следствия правонарушения. В шестидесятые годы был опубликован ряд работ, в которых обосновывалось понимание социальной ответственности, как за прошлое, так и за будущее поведение.

В связи с чем юридическая ответственность стала рассматриваться как ответственность за прошлые действия (негативная, ретроспективная) ответственность и как ответственность за будущие действия (позитивная, перспективная ответственность).

Хотя авторы и говорили о том, что она едина, но выделение аспектов, видов, срезов ответственности невольно делило целостное явление на виды. Так, Р.Л. Хачатуров и Р.Г. Ягутян отмечают, что юридическую ответственность нельзя понимать только как следствие правонарушения и применения государственного принуждения.

В процессе создания и функционирования цивилизованного общества и повышения роли человеческого фактора первостепенное значение приобретает ответственность за исполнение обязанности, поскольку она более важна для обеспечения общественного порядка, законности и правопорядка, чем ответственность за правонарушение.

В этом смысле ответственность выступает как понимание человеком своего места и личного сознательного участия в делах общества[26].

В литературе даются определения понятия юридической ответственности, в которых объединяются позитивный и негативный аспекты ответственности. В.

Г Смирнов, анализируя проблемы уголовной ответственности, отмечал, что правовая ответственность не сводится к ответственности за нарушение охраняемых законом интересов: правовая ответственность наиболее рельефно проявляется в нарушении.

Но она реально существует и при совершении дозволенных, а тем более прямо вытекающих из закона деяний. Ответственность — это не только восстановление ущерба, причиненного правонарушением[27]. По мнению Г.В. Мальцева, быть юридически ответственным гражданином — это значит:

— честно, добросовестно выполнять все, что предписано законом;

— быть способным к юридической оценке своих действий, в определенной законом форме отвечать за последствия своих поступков[28].

Д.А. Липинский отмечал, что, несмотря на расхождение взглядов ученых о количестве видов социальной ответственности, все они признают (как юристы, так и философы) юридическую ответственность видом социальной ответственности, а значит юридической ответственности присущи признаки, которыми она характеризуется.

Автор выделяет формы социальной ответственности, которые именует «добровольной» и «государственно-принудительной»[29]. Интересен взгляд на ответственность М.А. Краснова. Обладая определенным правовым статусом, субъект права, отмечает он, вступает в многообразные правовые отношения, и уже на данной стадии, т.е.

при правомерном поведении, существует недифференцированная юридическая ответственность, независимо от ее осознания субъектом права.

При входе лица за рамки правового предписания государство нейтрализует с помощью принуждения факты, нарушающие социальные отношения, юридическая ответственность вступает в свою вторую стадию, выражающую реальную негативную реакцию на правонарушение.

При правомерном поведении юридическая ответственность не составляет особого вида, аспекта ответственности, а лишь представляет собой ее первую стадию и выражается на данной стадии в обязанности субъекта права соизмерять свое поведение с теми нормами, которые предписывают или запрещают те или иные поступки[30].

Поскольку мы придерживаемся позиции тех авторов, которые ответственность связывают, прежде всего, с совершением незаконных действий и в качестве ее определяющего признака называют наказание, рассматриваемый принцип нам не совсем понятен.

На наш взгляд, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях является одной из основных обязанностей органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

И в случае нарушения названной обязанности виновные лица должны привлекаться к ответственности.

Закрепление принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки.

Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах — лесные подати и арендная плата.

В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли — земельный налог и арендная плата.

Целью введения в систему природоресурсных платежей платы за загрязнение окружающей среды является совершенствование хозяйственного механизма природопользования.

Плата выполняет функцию ресурсосбережения, включая в себя платежи за каждый ингредиент загрязнения, вид вредного воздействия, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода.

Данная плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

— загрязнение недр, почв;

— размещение отходов производства и потребления;

— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 266. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/8-55844.html

Studio-pravo
Добавить комментарий