Правовое положение участников административного производства.

Участники производства по делам об административных правонарушениях и их правовое положение

Правовое положение участников административного производства.

Согласно гл.

25 КоАП РФ участниками производства по делу об административном правонарушении являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и законный представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Их правовое положение законодателем определено в нормах КоАП РФ, исходя из принципиальных положений Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международноправовых документов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, занимает особое положение среди участников производства по делам об административных правонарушениях, так как само производство направлено на своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение вопроса о виновности конкретного лица в совершении административного правонарушения. Такое лицо обычно занимает позицию активной защиты в производстве и, используя предоставленные ему законом процессуальные права, прилагает усилия, чтобы противостоять выдвинутому против него обвинению[1].

В КоАП РФ понятие лица, в отношении которого ведется производство по делу, отсутствует, однако, учитывая положение и особенности данного участника производства, возможно дать ему следующее определение: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – это участник производства по делу об административном правонарушении, имеющий комплекс прав и обязанностей, в отношении которого возбуждается, рассматривается и разрешается дело полномочным субъектом административной юрисдикции в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Статья 25.1 КоАП РФ определяет основные права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В то же время необходимо отметить, что перечень прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отраслевыми нормами административного права нс исчерпывается.

Как правильно замечено О. А. Рябус, на лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в полной мере распространяются и права, закрепленные Конституцией РФ, имеющей прямое действие.

Поэтому в качестве одного из оснований для проведения классификации прав данного участника производства может быть использован источник правовых норм, устанавливающих права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В этой связи О. А.

Рябус подразделяет права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на права:

  • 1) гарантированные Конституцией РФ;
  • 2) закрепленные отраслевым (административным и арбитражным процессуальным) законодательством[2].

Согласно данной классификации в соответствии с Конституцией РФ к первой группе можно отнести право на защиту своих прав и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону (ст. 45), возможность пользоваться помощью адвоката (защитника) (ст.

48), право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на пользование родным языком (ст. 26), право на обжалование неправомерных решений и деяний государственных органов и должностных лиц (ст.

46), возможность не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Кроме этого при наделении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определенными правами и возложении на него обязанностей необходимо принимать во внимание, что при производстве по делам об административных правонарушениях затрагивается ряд конституционных прав личности – право на человеческое достоинство, личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, свободный выбор языка общения, свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести и вероисповедания.

К закрепленным отраслевым законодательством можно отнести следующие права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

  • • на ознакомление с материалами дела;
  • • заявление ходатайств;
  • • получение копий документов и решений, составленных и принятых с непосредственным участием данного лица;
  • • обжалование применения мер обеспечения производства;
  • • обжалование постановления по делу (закреплены административным законодательством).

А также права, закрепленные арбитражным процессуальным законодательством, – при обжаловании в арбитражный суд (в соответствии с ч. 3 ст. 30.

1 КоАП РФ) постановления по делу об административном правонарушении юридическим лицом или предпринимателем без образования юридического лица, совершившими административные правонарушения; при рассмотрении дел об административных правонарушениях по некоторым статьям КоАП РФ[3].

К правам, закрепленным арбитражным процессуальным законодательством, следует отнести права:

  • • участвовать в исследовании доказательств;
  • • задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
  • • знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;
  • • знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
  • • обжаловать судебные акты;
  • • пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им АПК РФ и другими федеральными законами (ст. 41 АПК РФ).

Почти такой же подход к классификации нрав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наблюдается и у некоторых других исследователей.

Так, Д. В. Астахов, А. В. Зубач, М. В. Костенников, И. Б. Кардашова, А. В. Куракин, Т. В. Обыденова предлагают подразделить нрава данного участника на права:

  • • гарантированные Конституцией РФ;
  • • закрепленные административным законодательством;
  • • закрепленные гражданским законодательством (к этой группе прав справедливо относят права лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с подачей им в суд жалобы на действия государственных органов и должностных лиц, на решения о наложении административных наказаний: присутствие при рассмотрении жалобы);
  • • кассационное обжалование не вступивших в законную силу решений всех судов;
  • • предъявление новых доказательств, если есть обоснование невозможности их представления в суд первой инстанции[4].

Учитывая, что к категории лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, относятся как физические, так и юридические лица, на наш взгляд, каждая из описанных выше классификаций будет наиболее полной, если права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, будут подразделены на права, гарантированные:

  • 1) Конституцией РФ;
  • 2) административным законодательством;
  • 3) арбитражным процессуальным законодательством;
  • 4) гражданским законодательством.

Применение подобной классификации в исследовании правового положения лиц, в отношении которых таможенными органами ведется производство по делам об административных правонарушениях, а также в исследовании механизма обеспечения их прав имеет большое значение ввиду того, что на практике таможенными органами (должностными лицами таможенных органов) возбуждается приблизительно равное количество дел об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц (приложение 2).

Классифицируя права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по видам и характеру их использования в стадиях производства, можно выделить:

  • общие права, например ознакомление с материалами дела, пользование юридической помощью, использование родного языка, представление доказательств по делу;
  • специальные права, в частности, получение копии конкретного процессуального документа, принятием которого оканчивается стадия производства, заявление ходатайства об отложении рассмотрения дела, обжалование применения меры обеспечения производства и постановления (решения) по делу.

Общими правами, приведенными в данной классификации, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может пользоваться на всех стадиях производства; специальными правами – на отдельной конкретной стадии.

Таким образом, видно, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представлен достаточно широкий объем процессуальных прав, гарантированных Конституцией РФ, КоАП РФ, иными законами и подзаконными актами.

В то же время, как отмечает И. И. Веремеенко, нельзя представить права субъекта без корреспондирующих обязанностей на другом, образно выражаясь, полюсе правоотношений[5].

Например, право лица, в отношении которого ведется производство по делу, давать объяснения, участвовать в рассмотрении дела, знакомиться с материалами дела корреспондируется с обязанностью субъекта правоприменения обеспечить названному лицу возможность реализации его прав.

Исследуя правовое положение юридического лица – участника производства по делу об административном правонарушении, следует заметить, что юридические лица в производстве по делу об административном правонарушении могут выступать в качестве как потерпевших, так и лиц, в отношении которых ведется производство. Статья 25.4 КоАП РФ определяет, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, осуществляют его законные представители.

«Юридическое лицо» – категория гражданского права, поэтому все признаки данного лица для нашего исследования необходимо черпать именно из этой отрасли права.

Так, согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, поэтому для анализа правового положения юридического лица важно понятие «орган юридического лица».

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ч. 1 ст. 53 ГК РФ).

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (ч. 3 ст. 53 ГК РФ).

В развитие положений ГК РФ существует ряд законов, в которых детализируются полномочия органов управления юридических лиц. К ним, в частности, относятся:

  • • Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

Источник: https://studme.org/86405/pravo/uchastniki_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah_pravovoe_polozhenie

Правовой статус участников производства по делам об административном правонарушении

Правовое положение участников административного производства.

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц.

Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.

В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству.

Актуальность темы исследования состоит в том, что на современном этапе развития российского государства все большее значение приобретает приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Совершенствование правового статуса физических лиц в системе  правоотношений с органами публичной администрации становится все более актуальным.

Нарушения норм  материального и процессуального права  в процессе привлечения граждан к административной ответственности являются покушением на конституционные права и свободы человека и гражданина, соблюдение которых является по действующей Конституции Российской Федерации высшей ценностью правового государства. Поскольку количество привлекаемых к административной ответственности субъектов  каждый год возрастает, можно утверждать, что указанная  проблема затрагивает права и законные интересы широких слоев населения.

Понятие административно-правового статуса, как, и понятие «участники производства по делам об административных правонарушениях» достаточно важны, поскольку, только зная их содержание, можно дать развернутую характеристику исследуемым категориям.

Правовой статус в общеюридической литературе понимается как совокупность прав и обязанностей1.

При этом правовой статус граждан и лиц, являющихся государственными служащими (в самом широком понимании: в качестве исполнителей воли государства2), имеет существенные отличия: если первым принадлежат именно права и отделенные от них обязанности, то вторые — наделены не дифференцированными правообязанностями, или, как говорят в литературе, компетенцией3.

Кроме того, правовой статус есть реализация не только обязанностей, но и защита законных интересов, как граждан, так и органов государства (которые воплощают в свою очередь само государство как аппарат управления и содержания4).

Наконец, правовой статус — это категория, содержащая в себе ряд характеристик: в частности следует всегда отграничивать статус участников материальных и процессуальных отношений, отношений в среде частного и публичного права, относительно прав и сообразно обязанностям.

Исследование правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях имеет актуальное значение. Обусловлено это целым рядом обстоятельств, одним из которых является тот факт, что для всех отраслей права «правовое положение субъекта права» является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты.

Помимо этого развитие отечественного законодательства об административных правонарушениях характеризуется отдельными сложностями и противоречиями.

В связи с этим исследование правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях может выявить целый ряд противоречий, содержащихся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволяют достичь всех целей производства по делу об административном правонарушении.

Все эти и ряд иных обстоятельств обусловливают необходимость совершенствования норм административного права, определяющих правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование специфики правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях, их места и роли в исследуемом административно-юрисдикционном производстве.

Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:

1.Дать определение понятия правового статуса участников производства по делам об административном правонарушении.

2. Исследовать признаки участников производства по делам об административных правонарушениях.

3. Изучить правовую природу участников производства по делам об административных правонарушениях.

4. Раскрыть содержание правового статуса участников производства по делам об административном правонарушении.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с регулированием правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях.

Предмет выпускной квалификационной работы состоит в раскрытии механизма реализации правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составили системный, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический методы научного познания.

Теоретической основой работы изучалась структура правого статуса личности, соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус»,  разграничение предпосылок и элементов правового статуса личности, первичность и значимость тех или иных элементов правового статуса, его классификации. Данные вопросы рассматривались С.С. Алексеевым, Н.В. Витруком, М.А. Вербицкой, Н.И. Матузовым и рядом других авторов.

Правовой основой для данного исследования явились нормы Конституции РФ, Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) и иные нормативные правовые акты, регламентирующие административно-процессуальный статус участников производства по делам об административных правонарушениях.

Эмпирическая основа настоящего исследования представлена исследованием нормативного и статистического материала, судебной и административной практики.

Практическая и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические выводы о правовом положении участников производства по делам об административных правонарушениях позволяют расширить теоретические взгляды на природу и содержание их административно-процессуального положения. Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, полученные по результатам исследования могут быть использованы в учебном процессе – в курсе преподавания конституционного, административного, гражданского права и др.

Структура работы включает в себя введение, две главы, семь параграфов, заключение, список использованной литературы.

  1. Понятие, признаки, правовая природа участников производства по делам об административных правонарушениях

1.1 Понятие правового статуса участников производства по делу об административном правонарушении

В отечественной юридической науке превалирует точка зрения, что понятие «субъект права» нужно трактовать следующим образом: это реальный (а не абстрактный) носитель субъективного права (равно и обязанности).5

В этой связи правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях получает свое выражение в действующем законодательстве. Посредством правового положения осуществляется взаимоотношения между участниками производства по делам об административных правонарушениях и государством.

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях характеризуется комплексом прав и обязанностей, базирующихся на конституционных правах и обязанностях личности тем имеющих свою специфику дополнительные права и обязанности. Помимо этого правовое положение участников производства по делу об административном правонарушении включает в себя юридическую ответственность, которая применяется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.

Категории  «правовое положение» и «правовой статус» вполне возможно считать тождественными, поскольку этимологически и по существу они совпадают6.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы. В реальной жизни они не выступают самостоятельно, находясь в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии.7

Общий правовой статус человека (гражданина) отражает наиболее важные связи государства и общества с одной стороны и граждан — с другой. Данное понятие включает только то, что присуще всем гражданам, оставляя за рамками индивидуальное, частное, характеризующее отдельных лиц или группы.

Однако характеристика правового положения участника производства по делу об административном правонарушении не исчерпывается общим статусом человека (гражданина). Разнообразие общественных отношений порождает для члена общества, гражданина, государства различные правовые состояния, специальные и индивидуальные правовые статусы.

Их наличие не колеблет положения о едином, неделимом и одинаковом для всех граждан общем статусе.

Наоборот, дифференциация правового положения отдельных групп людей и как результат — образование специальных статусов — вполне оправдывается идеями социальной справедливости, которая связана с необходимостью возможно более точно определить вклад гражданина в общественную систему, индивидуализировать его статус, учесть условия и особенности его деятельности.

Поэтому образование специальных статусов является результатом правового регулирования тех или иных общественных отношений, которые учитывают наличие социальных, естественных и других различий между людьми, объективно детерминирующих особенности их правового положения.

В результате учета этих особенностей специальный статус характеризуется меньшей, чем общий, степенью всеобщности, так как он распространяется только на определенную группу лиц, объединенных по какому-либо признаку.

В нашем случае по месту и роли в производстве по делу об административном правонарушении.

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях, существует на основе норм материального права, которые составляют специальный правовой статус.

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях является своеобразной трансформацией общего правового статуса лица, последовавшей в результате возбуждения дела об административном правонарушении.

Или в результате получения соответствующим лицом физического, имущественного или морального вреда и, следовательно, появления у потерпевшего комплекса специфических взаимных обязанностей и прав с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и государством.

Следует отметить, что правовой правовое положение является категорией комплексной и в широком смысле охватывает такие стороны состояния лица, как гражданство, правосубъектность, а также гарантии и условия, без существования которых невозможна практическая реализация участниками производства по делам об административных правонарушениях своих юридических прав и обязанностей.

Однако, определяющими (центральными) в правовом положении (статусе) являются юридические права, юридические обязанности, а также юридическая ответственность субъекта, то есть структурные элементы, составляющие основное содержание рассматриваемого явления в узком (собственном) смысле.

Дополнение общего правового положения (статуса) выражается в приобретении каждым из участников производства по делу об административном правонарушении прав и обязанностей, не являющихся общими для всех субъектов права, их можно определить как специфические. Совокупность специфических прав, обязанностей принадлежащих участникам производства по делам об административных правонарушениях имеет важное значение для характеристики их правового статуса и является его необходимой составной частью (компонентом).

Наряду с существующей общей обязанностью, у участников производства по делам об административных правонарушениях возникает имеющая материальную природу обязанность подвергнуться процессуальной процедуре, то есть выступать субъектом процессуальных отношений.

Это подчеркивает, что материальные и процессуальные правоотношения хотя и являются относительно самостоятельными явлениями, но в сфере юридической ответственности тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Как субъекты правоотношения, участники производства по делам об административных правонарушениях имеют как обязанности, так и права.

При отрицании существования правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях не представляется возможным вести речь о законном разрешении возникшего юридического дела.

В частности если лицо получило физический, имущественный или моральный вред государство вправе и обязано не только обеспечить соблюдение его прав, но и потребовать от него соблюдения обязанностей, но только на основании, предусмотренном законом и с учетом его правового положения. Иногда возникает проблема с установлением личности потерпевшего, не желающего привлекать к ответственности лицо, в отношении которого имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении8.

Неурегулированным на законодательном уровне остается вопрос о возможности проверки, в необходимых случаях, документов, удостоверяющих личность, у очевидцев правонарушений9.

Следует отметить, что конкретные права участника производства по делу об административном правонарушении должны соответствовать основным конституционным нормам и международным пактам о правах человека, что следует понимать как единство целей конституционных и других прав человека.

Поэтому реализация субъективных прав потерпевшим должно осуществляться в тех границах, которые указаны в законе, и теми средствами, которые допускаются законом.

Источник: https://www.referat911.ru/Administrativnoe-pravo/pravovoj-status-uchastnikov-proizvodstva-po/357094-2796362-place1.html

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях

Правовое положение участников административного производства.

Субъекты производства по делу об административном правонарушении образуют несколько групп в зависимости от их процессуальной роли.

1)Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела

2)Субъекты, имеющие личный интерес в деле

3)Лица и органы, содействующие осуществлению производства

Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентировано гл. 25 КоАП РФ.

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

2. Потерпевший

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Потерпевший может быть опрошен.

3. Законные представители физического лица

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Законные представители имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

4. Законные представители юридического лица

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

5.Защитник и представитель

Для оказания юридической помощилицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему представитель. В качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Свидетель

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания.

Свидетель вправе: 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика; 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, свидетель несет административную ответственность.

7. Понятой

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно в случаях применения мер обеспечения производства.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий.

Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве.

8. Специалист

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении. В отличие от эксперта специалист дает пояснения, а эксперт представляет, как правило, письменное заключение.

9. Эксперт

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

10. Переводчик

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

11. Прокурор

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

10. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Источник: http://ifreestore.net/2506/62/

Studio-pravo
Добавить комментарий