Права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов

28. Права и обязанности природопользователей по рациональному использованию и охране природных ресурсов

Права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов

права природопользования образуетсовокупность прав и обязанностейприродопользователя в отношениипредоставленного ему природного объекта.

Конкретныйнабор таких прав и обязанностей(правомочий) зависит от вида природногообъекта, субъекта и цели пользования.

Так, предприятия-лесопользователивправе осуществлять рубку леса изаготовку древесины, возводить на срокпользования строения и сооружения,связанные с пользо­ванием леснымфондом, а также обязаны производитьлесовосстановление на вырубках, соблюдатьпротивопожарные и санитарные правила,не остав­лять недорубов и т. д. (ст. 82,83 Лесного кодекса РФ). Горнодобывающиепредприятия-недропользователи могутпроводить геологическое изучение недр,разработку полезных ископаемых и др.Вместе с тем они обязаны вес­тигеологическую, маркшейдерскую и инуюдокументацию, предоставлять данные оразведанных и добытых полезных ископаемыхв компетентные го­сударственныеорганы и др. (ст. 22 Закона РФ «О недрах»).

Вто же время можно выделить наиболееобщие для всех природопользователейправа и обязанности по использованиюпредоставленных им природных ресурсов.

Субъектыправа природопользования имеют право:

-использовать природный объект вустановленных пределах;

-выбирать способы своей хозяйственнойи иной деятельности;

-требовать возмещения убытков и получениякомпенсаций в связи с изъя­тиемприродного объекта для государственныхили муниципальных нужд;

-защищать свое право природопользованияот нарушения.

Природопользователиобязаны:

-использовать природный объект всоответствии с целевым назначением;

-соблюдать законодательство, условиялицензии и других документов на правоприродопользования;

-вносить своевременно плату за пользованиеприродным объектом;

-выполнять правила рациональногоиспользования природных ресур­сов иохраны окружающей среды.

29. Понятие и виды экологических прав граждан

Подэкологическими правами человекапонимаются признанные и закрепленныев законодательстве права индивида,обеспечивающие удовлетворениеразнообразных потребностей человекапри взаимодействии с природой.

Поуровню правового регулирования этиправа подразделяются на основные и иныеправа в области окружающей среды.

Основныеправа часто называются конституционнымии фундаментальными. В РоссийскойФедерации они закреплены Конституцией,а также международно-правовыми документамипо правам человека, которые в соответствиисо ст.

15 Конституции РФ являются составнойчастью правовой системы России. Кмеждународным документам относятся, вчастности, Всеобщая декларация правчеловека (1948 г.), Европейская конвенцияо защите прав человека и основных свобод(1950 г.

), Европейская социальная хартия(1961 г.).

Так,основными конституционными являютсяправо частной собственности на землю(ст. 36), право каждого на благоприятнуюокружающую среду, достоверную информациюо ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществуэкологическим правонарушением (ст.

42).Прямое отношение к рассматриваемойразновидности прав имеет право каждогона труд в условиях, отвечающих требованиямбезопасности и гигиены (ст. 37), а такжеправо каждого на охрану здоровья имедицинскую помощь (ст. 41) и др. Переченьправ дается в гл. 2 Конституции РФ.

Всоответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФосновные экологические права относятсяк категории неотчуждаемых, естественныхправ человека. Квалифицируя их какнеотчуждаемые, Конституция подчеркиваетневозможность и недопустимость лишениячеловека таких прав. Они являются правамисубъективными и естественными, посколькуприрода наделяет ими человека в моментрождения.

Ккатегории иных экологических правчеловека относятся права в областиприродопользования и охраны окружающейсреды, установленные в законах и иныхнормативных правовых актах РоссийскойФедерации и ее субъектов.

Примерамиразновидности таких прав являются правограждан на охрану здоровья отнеблагоприятного воздействия окружающейприродной среды (ст. 11 Закона РСФСР «Обохране окружающей природной среды»),право граждан России, иностранныхграждан и лиц без гражданства, проживающихна территории Российской Федерации, нарадиационную безопасность (ст.

22Федерального закона «О радиационнойбезопасности населения»), право гражданна пребывание в лесах (ст. 65 Лесногокодекса РФ) и др.

Выделениев предлагаемой классификации категории«иных экологических прав» вовсе неозначает, что они юридически менеезначимы, чем основные. Эти права такжеподлежат государственному обеспечениюи защите.

Нарядус представленной выше классификацией,экологические права могут бытьподразделены также по видам регулируемыхими интересов или сторон деятельности.

Как в Российской Конституции, так и вМеждународных пактах по правам человекавыделяются гражданские (личные) права;политические права; культурные права;социальные и экономические права.

Очевидно, что как самостоятельные посодержанию экологические права, так июридически значимые экологическиеинтересы граждан проявляются в большейили меньшей степени в каждом из названныхвидов прав.

Так,гражданские (личные) права определяютзащищенность человека, его здоровья иимущества от какого-либо незаконноговмешательства (к примеру от вредноговоздействия окружающей среды).

Политическиеправа граждан выражают возможностииндивида на участие в осуществлениигосударственной власти (посредствомпроведения референдума по вопросамохраны окружающей среды, участия впроцессе подготовки и принятияэкологически значимых решений и др.),установления контроля за властью (путемсудебного обжалования решений и действийгосударственных органов и должностныхлиц, а также их бездействия, нарушающихэкологические права граждан).

Культурныеправа позволяют обеспечивать ростуровня экологической культуры человека.

Социальныеи экономические права призваны обеспечитьчеловеку достойный жизненный уровеньс учетом экологических характеристик,право на труд в экологически безопасныхусловиях, защиту здоровья от вредноговоздействия загрязненной окружающейсреды, право на экологическое образование.

Сучетом важности экологических интересовдля человека, общества и государства,уровня развития экологических правчеловека они должны быть выделены вкачестве самостоятельной разновидностиправ.

Источник: https://studfile.net/preview/4071540/page:15/

Права и обязанности природопользователей

Права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 59Следующая ⇒

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели.

Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности.

Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е.

по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

Выделяют следующие права и обязанности природопользователей.

Природопользователи имеют право:

— пользоваться предоставленными природными ресурсами;

— иметь в собственности и добытые ресурсы (объекты);

— возводить на полученных земельных участках, в зависимости от их целевого назначения жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности;

— передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и некоторых иных природных объектов);

— оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды;

— предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование;

— иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов

Природопользователи обязаны:

— осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования, в том числе соблюдать установленные сроки и правила пользования природными ресурсами;

— вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов;

— своевременно вносить плату за пользование ресурсами;

— осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов;

— предоставлять специально уполномоченным государственным данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;

— возмещать причиненный природным ресурсам и природной среде ущерб;

— иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами.

Общее правило на этот счет содержится в ст.

36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

м права природопользования являются установленная законом, договором на природопользование и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя.

Соблюдение природопользователем установленных законодательством требований служит залогом ненаступления для него негативных последствий в виде принятия специально уполномоченными на то государственными органами конкретных мер, ведущих к ограничению, приостановлению или прекращению права пользования соответствующими природными объектами.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Date: 2015-07-17; view: 8832; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/2-101744.html

Права и обязанности собственников природных ресурсов, ограничения, защита и гарантии их прав

Права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов

Основное и неотъемлемое право собственника – самостоятельно хозяйствовать на своем природном объекте, осуществлять непосредственную его эксплуатацию. Однако самостоятельное использование природного объекта – это не только право, но и обязанность собственника. Причем он имеет право и обязан использовать природный объект именно в тех целях, для которых он предназначен.

Право самостоятельного хозяйствования и непосредственной эксплуатации природного объекта предполагает наличие у собственника ряда конкретных прав, обусловленных тем или иным видом природного объекта или его целевым назначением.

Среди этих прав действующее экологическое законодательство выделяет право собственности на созданную с помощью природного объекта продукцию и доходы от ее реализации; возможность использовать существующие полезные ископаемые местного значения – торф, лесные угодья, водные объекты; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения; передавать природные объекты в аренду с получением за это соответствующего вознаграждения; отчуждать их, отдавать под залог и иными средствами эксплуатировать другие полезные свойства.

Все права собственника осуществляются им только в установленном порядке. Возведение зданий и сооружений (производственных, культурно-бытовых и др.

) допускается на предназначенных для этого земельных участках и по согласованию с местными советами, органами архитектурного, санитарного, пожарного и экологического контроля.

Предоставление природных объектов в аренду осуществляется на строго ограниченный законом срок и без изменения их целевого назначения.

Отдельную группу прав составляют имущественные права, связанные с правом собственности на природные ресурсы.

Все созданное или добытое собственником на своем природном объекте (согласно его целевому назначению) принадлежит данному собственнику.

Так, собственники обладают правом собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию, посевы, насаждения сельскохозяйственных культур и другие насаждения, а также на доходы от их реализации.

Кроме прав, которые выражают основное содержание права собственности, а также обусловленных ими, существует целый ряд иных прав.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о существовании права собственника, у которого природный объект изымается для государственных или общественных нужд, требовать предоставления взамен изъятого иного, равноценного по качеству природного объекта.

Так, например, выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у частных собственников может осуществляться только после выделения по их желанию равноценного по качеству земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями, организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных зданий взамен тех, что изымаются, и возмещения убытков в полном объеме.

Собственник природного объекта имеет право на возмещение причиненных ему убытков кроме случаев, когда природный объект изымается за нарушение закона. Под ущербом понимается кадастровая стоимость поврежденного или уничтоженного природного объекта, который изымается, неиспользованные затраты или упущенная выгода.

Право собственников природных объектов гарантируется законом. Это означает, что прекращение права собственности на природный ресурс или его часть может иметь место лишь в случаях и на основаниях, предусмотренных законодательством.

Вмешательство в деятельность собственников природных объектов, связанную с их использованием, со стороны государственных, хозяйственных и иных органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения собственниками экологического законодательства.

Права собственников могут быть ограничены лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Нарушенные права собственников природных объектов подлежат восстановлению органами власти или судом.

Как правило, не допускается наложение взыскания на природный объект по претензиям кредиторов. Такие действия возможны только по решению суда в случае отсутствия у должника иного имущества, а у гражданина – собственника земельного участка – такое наложение допускается лишь в том случае, когда земельный участок является объектом залога.

Среди обязанностей собственников природных ресурсов первое место занимает рациональное и эффективное использование природного объекта, в соответствии с его целевым назначением и условиями предоставления.

При рациональном использовании природного объекта качество его должно не ухудшаться, а улучшаться.

Поэтому на собственника возлагается обязанность применять природоохранные технологии производства, повышать плодородие, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории вследствие своей хозяйственной деятельности, принимать меры по недопущению загрязнения, ухудшения или уничтожения природного объекта. Рациональность использования природных объектов означает, что оно осуществляется строго по целевому назначению. При использовании природного объекта не в соответствии с той целью, для которой он был приобретен, или нерациональными способами, возможно прекращение права собственности.

Важнейшей обязанностью собственника является своевременная уплата платы (налога, сбора) за природный объект.

Собственник природного объекта обязан не нарушать прав иных собственников, придерживаться правил добрососедства, не создавать препятствий сопредельным собственникам природных объектов, принимать меры по недопущению возможности стока дождевых и сточных вод, проникновению ядохимикатов и минеральных удобрений на сопредельные природные объекты.

Законодательство налагает на собственника обязанность сохранять и содержать в надлежащем состоянии геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем, придерживаться режима санитарных зон и территорий, которые особо охраняются, выполнять другие природоохранные обязанности.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Источник: https://pravo-znanie.ru/ekolog-pravo/315-prava-i-obyazannosti-sobstvennikov-prirodnykh-resursov-ogranicheniya-zashchita-i-garantii-ikh-prav.html

Право природопользования

Права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов

Это институт экологического права, это совокупность норм экологического права, устанавливающих порядок и условия регулирования пользования природными ресурсами, а так же нормы регулируюшие отношения по их комплексному использованию. Является важным инструментом охраны окружающей среду, так как нацелено на обеспечение рационального природопользованию. Этот институт содержит наибольшее количество правовых норм и выполняет 2 функции:

  • Экономическую — наиболее полное извлечение природных ресурсов и их использовании.
  • Экологическую — бережное отношение к окружающей среде в процессе природопользования.

Рациональное использование природных ресурсов — это наиболее разумное, наиболее эффективное использование этих ресурсов. А так же обеспечение охраны окружающей среды и сохранение экологического равновесия в процессе использования природных ресурсов.

Принципы природопользования:

  1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека перед интересами природопользования.
  2. Научное обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, устойчивость природопользования.
  3. Комплексный и системный подход к природопользованию.
  4. Сочетание общегосударственных и региональных подходов и интересов в использовании природных ресурсов.
  5. Плановое и целевое использованию.
  6. Расширенное воспроизводство и учет природных ресурсов.
  7. Платность.

Виды природопользования. Классификации видов природопользования:

Общее природопользование — связано с экологической формой взаимодействия общества и природы. В процессе общего природопользования реализуется право человека на благоприятную окружающую среду. Общее природопользование возникает в процессе рождения, оно никак нигде не регламентируется.

В процессе этого природопользования человек удовлетворяет свои потребности как биологическое существо. Для этого ему не требуется разрешение, пользование не фиксируется, действуют законы экологического развития, никто не может препятствовать гражданину осуществлять это право.

Право общего природопользования кроме Конституции закреплено в природоресурсном законодательстве ( см ст 6

Водного Кодекса, ст 11 Лесного Кодекса). В ряде случаев законодатель накладывает некоторые ограничения на осуществление общего природопользования. Прежде всего, это обусловлено тем, что бы защитить самого человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды ( запрет на купание в водоемах).

Специальное природопользование — связано с экономической формой взаимодействия общества и природы, так как удовлетворяются экономические потребности.

Особенности процесса специального природопользования:

  1. Круг субъектов в законе фиксируется, то есть законодатель устанавливает определенные требования к тем, кто хочет использовать эти ресурсы.
  2. Основания возникновения и прекращения закреплены в Законе.
  3. Разрешительный порядок.
  4. Право пользования удостоверяется каким-либо документов.

В зависимости от объекта:

  • право водопользования,
  • право недропользования,
  • право лесопользования,
  • право пользования объектами животного мира.

С учетом порядка пользования:

  1. первичное — предоставляются органами власти,
  2. вторичное.

В зависимости от сроков:

Объекты, субъекты и содержание права природопользования Объекты: общий — фонд природных ресурсов, который можно разделить на водный, земельный, лесной.

Объекты конкретных правоотношений — конкретный отдельные индивидуально определенные объекты природы либо их части, которые закрепляются за отдельными субъектами.

Субъекты: граждане и юр лица.

права + обязанности субъектов отношений природопользования.

Права и обязанности природопользователей различаются в зависимости от используемого объекта природы, от видов и целей приодопользования.

Наряду со специальными правомочиями, существуют общие права и обязанности, которые нигде отдельно не сформулированы, так как нет единого акта экологического законодательства:

  1. Использование природных ресурсов в целях, для которых они предоставлены.
  2. Эксплуатирование различных полезных свойств природных ресурсов.
  3. Возводить строения и сооружения.
  4. Требование возмещения убытков, причиненных изменением или нарушением права природопользования.
  5. Требование восстановления нарушенных прав.

Общие обязанности:

  1. Пользоваться только теми природными ресурсами, которые предоставлены в установленном порядке.
  2. Соблюдать порядок природопользования.
  3. Соблюдать порядок природопользования.
  4. Использовать природные ресурсы рационально и комплексно.
  5. использовать природные ресурсы в установленных целях.
  6. Осуществлять воспроизводство и восстановление.
  7. Своевременно возвращать природные ресурсы.
  8. Вносить плату.
  9. Не совершать действий, нарушающих интересы других граждан и других природопользователей.

Права природопользователей могут быть ограничены в интересах государства, окружающей среды и экологической безопасности, в интересах других природопользователей.

Специальные права и обязанности должны конкретизировать общие, учитывать приоритеты, экологические требования, адресованные к отдельным видам права природопльзования.

Пользование недрами

Это совокупность правовых норм, устанавливающих порядок пользования недрами ( участками недр), отношения по их комплексному пользованию. Объект — участки недр, который предоставляется в пользование в виде горного или геологического отвода.

Горный отвод — это герметизированный блок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а так же образования особо охраняемых территорий.

Пользователь недр, получивший горный отвод имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствие с предоставленной лицензией.

Любая иная деятельность, связанная с использованием недр в границах этого горного отвода может осуществляться с согласия пользователя недр, которому он предоставлен ( ст 7 ФЗ «О недрах»).

Геологический отвод — предоставляется для геологического изучения. В его границах могут проводить работы несколько пользователей недр. Недра могут одновременно предоставляться для геологического изучения и добычи полезных ископаемых.

Субъекты: физические и юридические лица. В ст 9 ФЗ « О недрах» субъектами могу быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, если иное не установлено ФЗ. Исключение: титулы земельного права.

Виды пользования:

В зависимости от целевого назначения:

  • геологическое изучение,
  • разведка и добыча полезных ископаемых, включая использование отходов горно-добывающей промышленности и связанных с ним перерабатывающим производством,
  • строительство и эксплуатация подземных сооружений (метро),
  • образование особо охраняемых геологических объектов,
  • сбора минералогических палеонтологических и иных коллекция.

В зависимости от срока:

  • срочные ( для геологического изучения — 5 или 10 лет; для добычи полезных ископаемых — на срок отработки полезных ископаемых; для добычи подземных вод — до 25 лет),
  • бессрочные — для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, создание особо охраняемых объектов.

Права и обязанности:

  • общие — смотри выше,
  • ст. 22 ФЗ «О недрах».

Предоставление недр в пользование осуществляется в порядке лицензирования, организация горнодобывающей и нефтегазовой промышленности — земельные участки предоставляются для разработки полезных ископаемых после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления раннее отработанных месторождений полезных ископаемых. Если предполагается капитальное строение — титул постоянного бессрочного пользования.

Прекращение права пользования недрами:

Прекращается:

  1. По истечения установленного срока действия лицензии.
  2. При отказе владельца лицензии.
  3. При возникновении определенного условия, зафиксированного в лицензии.
  4. В случае переоформления лицензии с нарушениями.

Право пользования может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию в случаях:

  1. Возникновения непосредственной угрозы жизни, здоровью людей.
  2. В случае нарушения пользователей недр существенных условий лицензиии.
  3. В случае систематического нарушения.
  4. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
  5. Если пользователь недр в течение установленного срока не приступил к использованию.
  6. В случае ликвидации предприятия или иного хохяйствующего субъекта.
  7. По инициативе владельца.

Право водопользования

Объекты — водные объекты или его части.

Водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток, иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. ( ст 1 Водного Кодекса)

Водные объекты делят на поверхностные и подземные. Поверхностные — моря, их части, водотоки, водоемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники, Подземные — бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

Виды водопользования:

Общие — ст 6 ВК. — общедоступные объекты; береговая полоса, предназначенная для общего пользования ( 20 или 5 м). Согласно ст 27 ЗК РФ — нельзя приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы.

Принципы: сформулированы в ст 3 Водного Кодекса. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Специальное водопользование — согласно действующему Водному Кодекса, цели, виды и условия водопользования для конкретных субъектов устанавливаются в договоре водопользования, либо решении о предоставлении водного объекта в пользование.

Договор водопользования.

Срок — не более 20 лет.

Основание для заключения: п1 ст. 11 ВК РФ.

Ст. 12 ВК РФ — к договору водопользования применяются положения договора Аренды из ГК РФ, однако необходимо учитывать особенности водных объектов и приоритеты.

Если использовалась лицензия или договор — их перезаключение можно не производить.

Договор заключается между собственником водного объекта ( органы государственной власти либо ОМС) и водопользователями. Следует учесть ст. 26 ВК РФ, согласно которой право на предоставление в пользование водного объекта или его части РФ передает субъектам РФ. договора водопользования: см ст 13 ВК РФ

Договор является возмездным. Считается заключенным с момента регистрации в Водном Реестре (Регистрацию ведет Росводресурсы).

Цели, для которых заключается договор:

  1. Забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов ( исключение — общее водопользование).
  2. Использование акватории водных объектов, в т.ч. рекреации.
  3. Использование водных объектов без забора водных ресурсов для цели производства электроэнергии.

Договор заключается либо по договоренности сторон, либо по результатам аукциона.

Аукцион проводится в следующем случае:

А) несколько претендентов.

Б) использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей.

Основания для приостановления или ограничения водопользования:

  1. Угроза причинения вреда жизни и здоровью человека.
  2. Возникновение радиационной аварии или иных ЧП.
  3. Причинение вреда окружающей среде.
  4. Иные случаи ( ст 41 ВК РФ).

Порядок приостановления может быть судебным или административным.

Свободное водопользование:

Цели использования водного объекта указаны в ч 3 ст 11 ВК РФ (не только граждане, но и юридические лица).

Цели:

  1. ст. 37 ВК РФ: сброс сточных и дренажных вод.
  2. По условиям предоставления: совместное и обособленное ( ч 1 п 2 ст 28 ВК).
  3. В зависимости от способа водопользования: с забором воды при условии ее возврата; с забором воды без ее возврата; без забора.

Лесопользование

Понятие: институт экологического права; институт лесного права. ( по аналогии с предыдущим понятием).

Согласно ст. 5 Лесного Кодекса. Это экологическая система и природный ресурс. В научной литературе — совокупность всех растительных организмов. Может произрастать как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.

Объекта права лесопользования: на основе анализа лесного законодательства — это или лесной участок или лесные насаждения.

Леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные, резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным лесам (см ст 10 ЛК РФ). От того, какие это леса, зависят порядок и условия лесопользования ( подробнее см главы 15-16 ЛК РФ).

Субъекты : физические и юридические лица.

Виды лесопользования: законодатель выделяет:

общее лесопользование в ст 11 ЛК РФ ( граждане могут бесплатно пребывать в лесах и использовать ресурсы для своих нужд, при этом лесопользователи обязаны соблюдать правила пожарной, санитарной безопасности в лесах; запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и растений, занесенных в красную книгу, либо которые признаются наркотическими и психотропными средствами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено, если эти леса расположены на землях обороны и безопасности, на землях ООПТ, иных землях в соответствии с ФЗ. Два ограничения пребывания в лесах:

  • в случае пожарной безопасности и санитарной безопасности,
  • для безопасности при выполнении работ).

Предоставляются физическим и юридическим лица (аренда, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование, лесной сервитут). На праве аренды участки используются для заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сбора лекарственных растений….).см главу 29-31 ЛК РФ.

Договор аренды заключается по результатам аукциона или без его проведения на срок до 1 года до 49 лет.

Безвозмездное срочное пользование (религиозные организации, юридические лица, служебные наделы) государственные и муниципальные учреждения для осуществления образовательной, рекреационной деятельности получают участки на праве постоянного бессрочного пользования. В зависимости от способа использования:

  • с изъятием ресурсов,
  • без изъятия ресурсов.

В зависимости от сроков:

Выделяют:

  • с предоставлением лесных участков,
  • без предоставления лесных участков.

Договор купли-продажи лесных насаждений.

Осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся на землях государственной или муниципальной собственности.

К этому договору применяются положения о договоре купли-продажи, предусмотренные ГК РФ. Особые положения предусматривает Лесной Кодекс РФ.

В договоре указывается:

  • расположение лесных насаждений,
  • объем подлежащей заготовке древесины.

Срок действия договора — не более 1 года.

Подробнее смотри Главу 7 Лесного Кодекса РФ.

Как правило, договор заключается по результатам аукциона. Не проводится аукцион в случае, когда:

  1. Гражданин осуществляет заготовку древесины для собственных нужд.
  2. При размещении заказа на выполнение работ по защите воспроизводства лесов.

Согласно ст 83 ЛК РФ, РФ передала полномочия по предоставлению в пользование лесных участков и лесных насаждений субъектам РФ на землях лесного фонда.

Право пользования объектами животного мира

Животный мир — совокупность живых организмов, всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а так же относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

В юридическом отношении животные признаются дикими, если являются компонентами окружающей среды и находятся в состоянии естественной свободы. Домашние животные, а так же дикие животные, содержащиеся в неволе, не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде.

Это составная часть природопользования, институт экологического права.

Виды пользования:

  • Охота.
  • Рыболовство.
  • Добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим, водным биологическим ресурсам.
  • Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира ( например, опылители растений, почвообразователей)
  • Изучение и исследование, иное использование в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных — без изъятия из среды обитания.
  • Извлечение полезных свойств жизнедеятельности животного мира.

См. ст. 34 ФЗ « О животном мире». Перечень не является закрытым.

Пользование осуществляется как с изъятием так и без изъятия.

Условия пользования:

  1. Осуществляется за плату и бесплатно.
  2. Соблюдение федеральных и региональных лимитов и нормативов.
  3. Пользователи животным миром должны осуществлять меры по охране и воспроизводству не только объектов животного мира, но и их среды обитания.
  4. На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого

Пользователи животным миром: граждане, ИП, юр. лица. Права и обязанности закреплены в ст 40 ФЗ «О животном мире».

Правовое регулирование охоты и рыболовства.

Охота — это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами, другими приспособлениями, с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Правовое регулирование охоты на сегодняшний день осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»от 24.07.09 года. №209-ФЗ.

Правом охоты обладают граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьим умениям и уму, уплатившие государственную пошлину в определенном размере. Обязательно необходимо получить разрешение на оружие.

Выдачу охотничьих билетов осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, в частности по Свердловской Области — это департамент по охране, контролю и регулированию животного мира Свердловской области.

Непосредственно право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу. Что касается непосредственно охотничьих ресурсов — их перечень дается в ст 11 ФЗ « Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».

Субъекты Федерации указанный перечень могут расширять, то есть он является открытым. Право на охоту предоставляется и юридическим лицам и ИП. Если ФЛ выдаются разрешения, то ЮЛ и ИП получают это право на основании охото хозяйственного соглашения.

С лицами, с которыми такое соглашение заключено, выдаются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов, которые они могут передавать ФЛ. Охота осуществляется в охотничьих угодиях. Охотничьи угодия подразделяются на закрепленные охотничьи угодия, общедоступные охотничьи угодия.

Виды охоты:

  • промысловая охота,
  • любительская и спортивная,
  • охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной целях, в целях регулирования численности, в целях акклиматизации, переселения, содержания и разведения в искусственно созданной среде, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни.

С целью сбора информации об охотничьих ресурсах, об их использовании, об охотничьих угодиях, об охотниках, ЮЛ и ИП, ведущих охотничьи хозяйства, ведется государственный Охото-государственный Реестр.

Рыболовство

Основной НПА: ФЗ «О рыболовстве сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.04 №166-фз с изм.

Водные биологические ресурсы — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения.

Рыболовство — это деятельность по добыче или вылову водных биологических ресурсов. В случаях, предусмотренных законом, к рыболовству относят деятельность по приемке, обработке и отгрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов и водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Виды рыболовства примерно те же самые (особо отмечают промышленное и прибрежное рыболовство — это виды предпринимательской деятельности, отличия заключаются в том, что промышленное рыболовство предполагает производство рыбной продукции непосредственно на судах, а прибрежное — ресурсы доставляются на берег и там перерабатываются).

Почти все виды рыболовства осуществляются на основании разрешений, не требуется разрешения для любительского и спортивного рыболовства, так же для поддержания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Для рыболовства предоставляются рыбопромысловые участки, которые состоят из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, либо ее части.

В целях обеспечения рационального использования биоресурсов устанавливаются допустимые уловы и квоты добычи водных биоресурсов. Допустимые общие уловы определяются Росрыболовством. Исходя из общедопустимых — устанавливаются ограничивающие квоты. Квоты устанавливаются применительно к каждому виду рыболовства.

Источник: http://be5.biz/pravo/e004/2.html

Статья 153. Обязанности субъектов хозяйствования по использованию природных ресурсов

Права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов

Комментарий :

1. Требование использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением состоит в возможности, в соответствии с законодательством, использовать природный ресурс и / или его часть только по целевому назначению, для которого он был передан в собственность или предоставлен в пользование, и в недопустимости его использования с другим целевым назначением .

Акты природоресурсного законодательства разделяют природные ресурсы категории и определяют особенности режима использования каждой из таких категорий, что влияет на целевой характер природопользования конкретных субъектов. В частности, согласно ст.

19 ЗК Украины земли подразделяются на следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения, б) земли жилищной и общественной застройки, в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения г) земли оздоровительного назначения г) земли рекреационного назначения; д) земли историко — культурного назначения; е) земли лесохозяйственного назначения; е) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно их полномочиям.

Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения . Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и лесного хозяйства.

Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для: а) признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; б) признания недействительными соглашений относительно земельных участков в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; г) привлечения к ответственности согласно закону граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.

2. Приведенный в данной статье перечень обязанностей субъектов хозяйствования по использованию природных ресурсов не является исчерпывающим.

Во-первых, Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12) предусматривает, что граждане Украины обязаны:

а) беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства согласно требованиям законодательства об охране окружающей природной среды;

б) осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;

в) не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

г) вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения;

д) компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и другим негативным воздействием на окружающую среду.

Граждане Украины обязаны выполнять и другие обязанности в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Украины.

Во-вторых, ст. 40 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» определено, что использование природных ресурсов гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется с соблюдением обязательных экологических требований:

а) рационального и экономного использования природных ресурсов на основе широкого применения новейших технологий;

б) осуществления мероприятий по предотвращению порчи, загрязнения, истощения природных ресурсов, негативного влияния на состояние окружающей природной среды;

в) осуществление мероприятий по воспроизводству возобновляемых природных ресурсов;

г) применение биологических, химических и других методов улучшения качества природных ресурсов, обеспечивающих охрану окружающей среды и безопасность здоровья населения;

д) сохранение территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, подлежащих особой охране;

е) осуществления хозяйственной и иной деятельности без нарушения экологических прав других лиц.

При использовании природных ресурсов должно обеспечиваться выполнение и других требований, установленных настоящим Законом и иным законодательством Украины.

Согласно ст.

96 Земельного кодекса Украины землепользователи обязаны: а) обеспечивать использование земли по целевому назначению; б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды в) своевременно уплачивать земельный налог или арендную плату; г) не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; г ) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли; д) своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом; е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; е) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.

Пользователи недр обязаны: а) использовать недра в соответствии с целями, для которых они были предоставлены б) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр в) обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей среды г) приводить земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве г) выполнять другие требования относительно пользования недрами, установленные законодательством Украины (ст. 24 Кодекса Украины о недрах).

Водопользователи обязаны: а) экономно использовать водные ресурсы, заботиться об их воспроизведении и улучшении качества вод; б) использовать воду (водные объекты) соответственно целей и условий их предоставления в) соблюдать установленные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, лимитов использования воды и лимитов сброса загрязняющих веществ, а также санитарных и других требований по благоустройству своей территории г) использовать эффективные современные технические средства и технологии для содержания своей территории в надлежащем состоянии, а также осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые отводятся с территории г) не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также причинение вреда хозяйственным объектам и объектам окружающей среды д) содержать в надлежащем состоянии зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, береговые полосы водных путей, очистные и другие водохозяйственные сооружения, технические устройства и др.. (Ст. 44 Водного кодекса Украины).

Постоянные лесопользователи обязаны: а) обеспечивать охрану, защиту, воспроизводство, повышение продуктивности лесных насаждений, усиление их полезных свойств, повышения плодородия почв, принимать другие меры в соответствии с законодательством на основе принципов устойчивого развития, б) соблюдать правила и нормы использования лесных ресурсов в) вести лесное хозяйство на основе материалов лесоустройства, осуществлять использование лесных ресурсов способами, обеспечивающими сохранение оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создают благоприятные условия для их охраны, защиты и воспроизводства г) вести первичный учет лесов г) соблюдать установленный законодательством режима использования земель и др.. (Ст. 19 Лесного кодекса Украины). Временные лесопользователи на условиях долгосрочного пользования обязаны: а) приступать к использованию лесов в сроки, установленные договором б) выполнять установленные ограничения (обременения) в объеме, предусмотренном законом и договором в) соблюдать установленный законодательством режима использования земель; г) вести работы способами, обеспечивающими сохранение оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создают благоприятные условия для охраны, защиты и воспроизведения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, способствовать формированию экологической сети г) своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов; д) не нарушать прав других лесопользователей (ст. 20 Лесного кодекса Украины). Временные лесопользователи на условиях краткосрочного пользования обязаны: а) осуществлять использование лесных ресурсов по установленным правилам и нормам; б) вести работы способами, обеспечивающими сохранение оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создают благоприятные условия для охраны, защиты и воспроизводства лесов, охраны типичных и уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира в) своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов; г) не нарушать прав других лесопользователей.

Источник: https://juristoff.com/583

Studio-pravo
Добавить комментарий