Понятие и виды форм внесудебного разрешения административных споров

Порядок разрешения административных споров

Понятие и виды форм внесудебного разрешения административных споров

Административно-правовой спор — правовой конфликт, возникающий в ходе осуществления государством управленческой функции. Существенными признаками данного спора являются:

  • один из субъектов правоотношения — административно-публичный орган власти;
  • причина спора — вопрос законности правовых актов, действий/бездействий органа государственной власти .

Административный спор регулируется нормами административного права в рамках действующего КоАП РФ и нормативно-правовых актов. Ранее процедуру разрешения обозначенного спора регламентировали Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы.

Гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать акты органов власти (государственных и муниципальных) в случае нарушения личных прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Основные виды административно-правовых споров

Руководствуясь ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), выделяют 4 вида споров:

  • оспаривание нормативно-правовых актов;
  • обжалование решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных функцией управления;
  • защита избирательных прав граждан и права на участие в референдуме;
  • присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Основания возникновения

В зависимости от объективной стороны конфликта основаниями для возникновения споров выступают:

  • принятое решение/действие органа управления напрямую нарушает право лица, в отношении которого действует;
  • принятое решение/действие органа управления не соответствует действующему законодательству;
  • процедура принятия решения/действия органа управления нарушает закон.

В процессе разрешения административного спора, по общему правилу, ответчиком выступает публичный орган власти.

Сторонами в административном деле согласно закону являются:

  • истец — обращается в суд за защитой нарушенных прав;
  • ответчик — лицо, к которому предъявлены требования в рамках искового заявления;
  • заинтересованные лица — те, чьи права могут быть затронуты в процессе разрешения спора между истцом и ответчиком;
  • иные участники рассмотрения — представители, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, секретарь судебного заседания.

Представители

После выхода нового КАС РФ претерпел изменения институт представительства в рассматриваемых спорах: юридическую помощь в рамках процесса могут оказывать только дипломированные специалисты.

Представителями в суде выступают адвокаты (при предоставлении нотариально заверенного документа, подтверждающего его статус) и иные представители, имеющие высшее юридическое образование. Юристы, не подпадающие под указанные критерии, не допускаются к судебному разбирательству.

Административный порядок разрешения споров

По общим правилам судопроизводства в пределах рассматриваемой темы возбуждению дела предшествует подача искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа.

Важным условием разрешения административного спора является правовая оценка поведения сторон, участвующих в деле.

Таким образом, рассматриваемая жалоба на неправомерное действие должностных лиц может быть либо удовлетворена, либо действие лица признано законным.

Судебный приказ

Судебный приказ — судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций ( ст. 123.1. КАС РФ). Заявление о вынесении судебного приказа подаются мировому судье вместе со всеми прилагаемыми документами.

Производство в рамках судебного приказа предусматривает некоторые особенности:

  • судебного разбирательства нет;
  • вызова сторон в суд нет;
  • срок выдачи приказа — пять дней;
  • судебный приказ одновременно является исполнительным документом.

Если требования заявителя не касаются обязательных платежей и санкций, производство по указанному спору возбуждается на основании предъявления заявления по общим правилам.

Исковое заявление

Перечень требований, предъявляемых заявителем в исковом заявлении к ответчику:

  • признать недействующим нормативный акт;
  • признать незаконным решение/действие/бездействие;
  • обязать совершить действие/принять решение;
  • обязать воздержаться от совершения действия/принятия решения;
  • решить вопрос наличия/отсутствия полномочий на совершение действия/принятия решения.

Перечень является открытым, что позволяет заявителю обратиться в судебные органы и по иным основаниям, соответствующим нормам закона. Форма и содержание искового заявления существенно не отличается от заявлений, предусмотренных ГПК РФ. До подачи искового заявления предусмотрен порядок обязательного претензионного урегулирования спора, предусмотренный федеральным законодательством.

Подведомственность

Дела по перечисленным требованиям принимаются к рассмотрению и рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ.

Мировые судьи рассматривают требования о вынесении судебного приказа.

Верховные краевые и областные суды разрешают споры «особой важности» (например, касающиеся государственной тайны, о прекращении деятельности средств массовой информации), Верховный суд Российской Федерации — об оспаривании актов Президента, Правительства, Генеральной Прокуратуры и прочих государственных структур высшего уровня. Основная масса дел находится в производстве у районных судов.

Процессуальные сроки

По общим правилам процессуальные сроки исчисляются с момента подачи искового заявления и не могут составлять более двух месяцев при рассмотрении дела районными судами, трех месяцев — Верховным Судом РФ.

При наличии многочисленных участников судебного процесса, либо заявленных в рамках одного дела нескольких требований, значительного объема исследуемых судом доказательств, а также обстоятельств, влекущих необходимость подготовки дела к судебному разбирательству, сроки увеличиваются. Решение о продлении принимает председатель судебного заседания, срок продления не должен превышать одного месяца.

По итогам разбирательства судом выносится мотивированное решение.

В случае несогласия с принятым решением у сторон есть 30 дней на подачу апелляционной жалобы в Верховный краевой/областной суд в случае рассмотрения дела в суде общей юрисдикции.

По истечении указанного срока решение вступает в законную силу. Дальнейший пересмотр решения предусмотрен в судах кассационной инстанции и в порядке надзора.

Отдельные категории дел

КАС РФ регламентированы процедуры разрешения споров по отдельным категориям дел (оспаривание нормативно-правовых актов, содержащих разъяснения законодательства, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и др.). Процедуры рассмотрения определенных категорий дел предусматривают отдельный порядок в рамках судопроизводства.

Нормативная база, регулирующая разрешение административных споров, претерпела существенные изменения, а судебная практика сложилась далеко не по всем вопросам.

Только грамотное и тщательное изучение норм в сфере административного права позволит предотвратить незаконное посягательство на ваши интересы.

Поэтому очень важно обратиться за помощью к нашим  квалифицированным юристам в Москве, которые в кратчайшие сроки подготовят необходимые документы в суд, проанализируют и исследуют материалы дела, на основании которого выстроят грамотную позицию для разрешения возникшего административного спора.

Источник: https://pravo21vek.ru/articles/spory/administrativnye-spory-poryadok-razresheniya-sporo/

Понятие, принципы и виды альтернативных форм разрешения гражданско-правовых споров

Понятие и виды форм внесудебного разрешения административных споров

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕДИАЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Санкт- Петербург

НОУ СЮА

Тема 1. Медиация как альтернативный способ

Разрешения правовых споров

Понятие, принципы и виды альтернативных форм разрешения гражданско-правовых споров.

Под альтернативнымиформами разрешения правовых споров (АРС) или конфликтов (АРК) понимаются приемы и способы разрешения споров вне системы государственного правосудия.

В самом сочетании слов «Система Альтернативного Разрешения Споров» (АРС) заложен смысл того, что существует целый комплекс механизмов разрешения противоречий, который во многих случаях может заменить собой, ввиду своей высокой эффективности и гибкости, традиционные методики урегулирования конфликтных ситуаций.

Система АРС использует все лучшее, что наработало человечество для преодоления различных противоречий, споров и конфликтов, зачастую ведущих к затяжной и бессмысленной конфронтации, потере репутации, непредсказуемым последствиям, а также затратам ресурсов, которые можно использовать более эффективно. Во многих ситуациях альтернативные формы разрешения споров имеют преимущество перед судебным процессом, поскольку экономят время и деньги, сохраняют хорошие отношения и способствуют более быстрому разрешению споров.

К основным формам альтернативного разрешения гражданско-правовых споров можно отнести:

· Посредничество (медиация)– способ урегулирования спора между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника, с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам. Посредник не обладает полномочиями для принятия решения.

· Примирение– способ урегулирования спора, когда третье лицо наделено правами самостоятельно разрабатывать, и рекомендовать условия урегулирования спора между сторонами, не обязательными принимать, но должными добросовестно рассмотреть взаимные предложения и предложения посредника.

· Переговоры– урегулирование спора непосредственно сторонами. Обычно переговоры заканчиваются соглашением о последующих действиях сторон. При этом стороны стараются найти выход из конфликта путем сотрудничества и взаимных компромиссов самостоятельно, без посредника.

· Предварительная оценка нейтральной стороны– способ разрешения спора, когда стороны обращаются к нейтральной стороне за устной или письменной оценкой положения дела. Оценка нейтрального лица обычно не имеет обязательной силы.

· Независимое экспертное заключение –это форма разрешения спора с участием третьего независимого лица (эксперта), обладающего специальными познаниями в области предмета спора. Эксперт в результате изучения материалов дела дает заключение, которое по соглашению сторон является обязательным для выполнения.

· Минисуд – способ урегулирования спора, в котором принимают обязательное участие руководители предприятия, их юристы и, в случае необходимости, третье независимое лицо, возглавляющее слушание дела.

До начала суда, который происходит в форме заслушивания дела и переговоров, стороны обязательно обмениваются информацией, что позволяет уточнить обоюдные интересы сторон. Дело заслушивает не судья, а представители сторон, обладающие всеми полномочиями для урегулирования спора.

Председательствовать на процессе могут председатели сторон либо нейтральный юрисконсульт, который может регулировать ведения переговоров и обмен информацией. После изложения дела представители сторон переходят к стадии переговоров с участим нейтрального юрисконсульта или без него.

Если в деле участвует нейтральный юрисконсульт, то он может выступать в роли посредника, либо как консультант, который дает свое заключение по разрешению спора, которое стороны могут принять во внимание при достижении компромисса.

· Арбитраж с обязательным решением(в российской практике используется термин «третейский суд»)представляет альтернативную форму разрешения гражданско-правовых споров, основанную на добровольном волеизъявлении сторон, возможности избрания судей самими сторонами из числа нейтральных лиц, конфиденциальности состязательного процесса, обязательстве сторон исполнить решение третейского суда, которое поддерживается государством. Стороны могут самостоятельно определять процедуру и решать вопрос о применении каких-либо официальных норм доказательного права. Решение суда носит окончательный характер и может быть проверено на соответствие нормам материального и процессуального права только в порядке выдачи исполнительного листа для принудительного исполнения.

· Арбитражное (третейское) разбирательство с необязательным решением —по процессу совпадает с предыдущей формой. Однако решение в данном случае носит консультативный характер. Стороны могут договориться заранее об использовании рекомендательного решения в последующем разрешении спора.

· Арбитражное (третейское) разбирательство с окончательным предложением– это одна из разновидностей арбитража с обязательным решением. По этой процедуре внесудебного разрешения споров, спорящие стороны должны представить арбитру свои наилучшие, самые миролюбивые предложения по урегулированию спора.

В отличие от обычного арбитража, третья сторона может выбрать либо одно последнее предложение, либо другое. Процедура арбитража на основе последнего предложения предназначена для того, чтобы создать для спорящих сторон рискованную ситуацию, чтобы они предпочли уладить свои проблемы сами, без вмешательства третьих сторон.

Данный вид арбитража приводит к более значительным уступкам в переговорах и к более выраженным установкам на достижение результата.

· Посредничество- арбитраж (третейский суд) – этот способ представляет собой урегулирование спора с помощью посредника-судьи, который в случае не достижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке третейского разбирательства. При данной процедуре стороны договариваются использовать в качестве посредника и судьи одно и тоже лицо.

Те вопросы, которые не будут урегулированы при посредничестве, будут решены в третейском суде. Возможно, также привлечение двух лиц к рассмотрению спора. Одно действует в качестве посредника, другое – как третейский судья.

При этом конфиденциальная информация сообщается только посреднику, чтобы у третейского судьи не сформировалось предвзятое отношение к какой-либо стороне спора.

· Претензионный порядок урегулирования споров –это досудебная форма разрешения конфликтов, предусматривающая направление претензии стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство, вытекающее из положений нормативно-правового акта или договора, заключенного между сторонами.

Существует спорная точка зрения об отнесении претензионного порядка урегулирования конфликтов к альтернативным формам разрешения споров. Ряд авторов считает, что такая форма является самостоятельной формой альтернативного разрешения споров.

Свою точку зрения сторонники этой позиции обосновывают тем, что так сложилась российская правовая традиция, в соответствии с которой арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором

С точки зрения американской доктрины АРС претензионный порядок может быть определен как разновидность «settlement» (мирового соглашения).

Существует также точка зрения, что претензионный порядок относится к примирительной досудебной процедуре, иногда обязательной, иногда нет (например, при спорах, вытекающих из отношений перевозки, почтовой связи соблюдение претензионного порядка обязательно).

Однако поскольку примирение, как процедура, предполагает участие третьего нейтрального лица, следует внести корректировку в определение их позиции и отнести претензионный порядок к переговорной досудебной процедуре, целью которой является примирение сторон.

Такие формы, как посредничество, примирение, переговоры, предварительная оценка нейтральной стороны) могут применяться не только при разрешении гражданско-правовых споров, но и при разрешении семейных, трудовых споров, а также по уголовным делам частного (ч. 2 ст. 20 УПК РФ), частно-публичного (ч. 3 ст.

20 УПК РФ, за исключением ч. 1 ст. 131 УК РФ) и публичного обвинения (ст. 25 УПК РФ), которые могут быть прекращены в связи с примирением обвиняемого (подозреваемого) с потерпевшим. По другим уголовным делам примирение сторон и/или заглаживание вреда может служить обстоятельством, смягчающим наказание (п. «к» ч. 1 ст.

61 УК РФ).

Во всех выше перечисленных альтернативных формах разрешения споров, за исключением прямых переговоров и претензионного порядка, к работе с конфликтом привлекается третья независимая сторона либо по желанию участников (или одной из них), либо в силу существующего общественного порядка.

Независимая третья сторона – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются помочь им в достижении согласия.

Многие выполняемые третьими сторонами роли можно охарактеризовать на основе их формального понимания спорящими сторонами или на основе юридических аспектов и процедур.

Некоторые третьи стороны выполняют роли:

посредников (медиаторов) — кто помогает главным действующим лицам достичь добровольного соглашения;

арбитров — кто наделен полномочиями давать обязывающие рекомендации по улаживанию споров;

омбудсменов — кому поручено рассмотрение споров частных лиц и учреждений.

Эффективность таких формальных ролей третьих сторон определяется их законностью, то есть правом заниматься улаживанием конфликтов.

Разрешение споров с участием третьей стороны не является универсальным средством для улаживания конфликтов. Однако привлечение третьей стороны к разрешению спора в большинстве случаев может быть чрезвычайно полезным и важным в уменьшении и преодолении разногласий.

В наше время, когда мы продолжаем жить в обстановке множества конфликтов между индивидами, группами, нациями, а наши технологические возможности намного превосходят наши коллективные социальные навыки, стало более важно находить альтернативы эскалации деструктивных конфликтов между соперничающими сторонами.

Привлечение независимой стороны является ярким примером таких альтернатив.

Альтернативные способы разрешения споров нельзя считать фиксированным набором приемов, средств и методик. Скорее это набор процедур, которые меняются, развиваются и корректируются в соответствии с потребностями спорящих сторон.

Применение альтернативных форм разрешения споров требует зачастую знаний не только юридических, но и использования иных подходов и умений. Например, при проведении переговоров или осуществлении медиации будут необходимы знания по психологии, конфликтологии, социологии.

Применение альтернативных форм разрешения споров во всех случаях сокращают срок рассмотрения дела и позволяют разгрузить судебную систему. Условно, как мы видим, применяемые примирительные процедуры можно разделить на две группы: досудебные и судебные.

Судебные – это примирительные процедуры урегулирования спора в суде, но до начала судебного разбирательства. Они могут быть обязательными и добровольными.

Формы урегулирования разногласий до начала судебного разбирательства могут быть различны: с участием только представителей сторон, с участием арбитра, назначенного судом из заранее составленного списка и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_153735_ponyatie-printsipi-i-vidi-alternativnih-form-razresheniya-grazhdansko-pravovih-sporov.html

Административные споры — виды, примеры, решения | Суворов Групп

Понятие и виды форм внесудебного разрешения административных споров

Административный процесс выделяется Конституцией РФ в самостоятельную отрасль судопроизводства. Административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции, специальными трибуналами и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур.

Что такое административные споры

Административного спора — это установление законности всех действий, которые совершаются административным органом в отношении граждан.

Данные споры возникают в случае административных правонарушений выявленных со стороны органов власти, физических и юридических лиц. Споры по административным вопросам делятся на две группы, связанные с обжалованием постановлений о назначении административных наказаний и с признанием недействительными ненормативных актов государственных органов.

Проверка законности действий государственных органов осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения споров о праве между гражданами и административными органами. В рубрике административные споры рассмотрены основные судебные разбирательства в рамках Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как возникает административно правовой спор

В повседневной жизни и предпринимательской деятельности часто приходится иметь дело с государственными структурами: налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами внутренних дел (в том числе, ГИБДД) и многими другими.

Одним из самых распространенных вопросов граждан является определение подведомственности дел, то есть разграничение их между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Другой не менее важной для заявителей задачей является правильное определение закона, на который следует ссылаться, обращаясь в суд, т.к.

правовые отношения в этой области регламентируются большим количеством законодательных актов.

Правила рассмотрения административных дел установлены Арбитражно-процессуальным кодексом (далее — АПК РФ), Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ) или Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП), а иногда и Гражданско-процессуальным кодексом (далее – ГПК РФ).

Стороны административных споров

Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

  1. стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту;
  2. стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
  3. наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
  4. субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик«, а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица»

Порядок разрешения административных споров

В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 (четыре) основных категории административных споров:

1. споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями органов государственной власти и местного самоуправления;2.

споры по поводу правомерности (законности) назначения административных наказаний;3. споры, возникающие из избирательных правоотношений;

4.

в связи с защитой избирательных прав;споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти.

Виды административных споров

  1. о привлечении к административной ответственности;
  2. о привлечении к дисциплинарной ответственности
  3. о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  4. по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
  5. по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
  6. по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
  7. по спорам между субъектами Российской Федерации;
  8. по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
  9. о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
  10. по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Причина любого правового спора лежит в убеждении одной из спорящих сторон, что поведение другой стороны неправомерно. Орган, наделенный полномочиями по разрешению такого спора, обязан дать юридическую оценку основанию возникновения спора, и это является его основной задачей. В настоящий момент административные поры рассматриваются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Внесудебный порядок рассмотрения административных споров

Внесудебный порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В компетенцию уполномоченного по правам человека входит рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.

Но здесь же отметим, что жалоба рассматривается Уполномоченным уже после прохождения судебного или административного порядка, если гражданин не согласен с принятым по делу решением.

Во внесудебном порядке административно правовые споры разрешаются также посредством применения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Источник: https://malina-group.com/administrativnye-spory/

Внесудебные способы разрешения споров: сравнительный анализ

Понятие и виды форм внесудебного разрешения административных споров

Ключевые слова: РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА; НОТАРИУС; МЕДИАЦИЯ; ТРЕТЕЙСКИЙ СУД; SETTLEMENT OF DISPUTES; ADMINISTRATIVE PROCEDURE; NOTARY; MEDIATION; ARBITRATION COURT.

Аннотация: В настоящее время разработаны и используются довольно большое количество внесудебных способов разрешения споров. Их использование становится все более актуальным ввиду большой загруженности государственных судов, возможности затягивания рассмотрения дела в суде, получения решения, которое не удовлетворяет обе стороны и других факторов. В статье проанализированы наиболее используемые и перспективные способы разрешения споров в РФ.

Одной из категорий процессуального права являются формы защиты права. Форма защиты права — определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е.

по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением [5, с. 27]. Условно все формы защиты права можно подразделить на 2 группы: внесудебная и судебная группы форм (исходя из положений ст. ст.

11, 12 ГК РФ). Итак, охарактеризуем некоторые урегулированные законодательно внесудебные формы разрешения споров и проведем их сравнительную характеристику.

Для начала рассмотрим административный порядок защиты гражданских прав. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ, защита гражданских прав в порядке обращения к административной процедуре осуществляется в случаях, предусмотренных законом (например, признание патента недействительным по основаниям, предусмотренным ст.

1398 ГК РФ может осуществляться путем подачи возражения/заявления в соответствующий исполнительный орган государственной власти). В некоторых случаях административная процедура является обязательной до обращения к судебной защите гражданских прав, в частности, по некоторым земельным спорам.

Административная процедура осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти Российской Федерации или её субъекта.

Исследователи относят административный порядок защиты гражданских прав в РФ к испанской модели, при котором «реализация административного порядка защиты осуществляется органами, входящими в систему исполнительной власти и не образующими иерархически выстроенную структуру административной юстиции». [6, с.

23] В связи с этим выдвигаются предложения о создании специального административного органа, уполномоченного рассматривать гражданские дела во внесудебном порядке или принятия ряда правовых актов, регламентирующих данную деятельность [6, с. 26]. Был даже предложен проект Федерального закона «Об административных процедурах» (проект № 64090-3), однако уже долгое время он так и остается непринятым.

Административная процедура, как правило, имеет преимущество перед судебной в том, что занимает более короткие сроки. Порядок действий внутри административной процедуры может фиксироваться отдельными решениями исполнительных органов или же не иметь принятых промежуточных решений.

Завершается административная процедура принятием административного акта (решения, постановления) уполномоченным органом государственной власти. Административный акт может быть обжалован в вышестоящий орган исполнительной власти.

Здесь можно отметить преимущества административной процедуры перед судебной: это оперативность рассмотрения жалобы, бесплатный характер, а также то, что вышестоящая инстанция не может оставить жалобу без рассмотрения.

Стоит также отметить, что разрешение гражданского дела в административном порядке не препятствует последующему обращению за защитой в государственные судебные органы.

Следующим внесудебным способом разрешения споров рассмотрим претензионный порядок. В самом широком смысле претензионный порядок способствует реализации задач осуществления правосудия (особенно это касается арбитражного процесса, как-то: развитие партнерских деловых отношений, п. 6 ст. 2 АПК РФ).

Он имеет некоторое сходство с административной процедурой: обязательность прохождения претензионной процедуры может быть установлена в законе (так, например, это необходимо при досрочном расторжении договора аренды – ст. 619 ГК РФ), а также стороны прибегают к нему, как правило, до начала судебных процедур.

Здесь же кроется и отличие от административной процедуры: стороны могут установить обязательность претензионного порядка, даже если он не предусмотрен нормативными правовыми актами (как мы помним, административная процедура возможна только при наличии соответствующего положения закона). Также претензию вольна направить одна из сторон даже при отсутствии такого соглашения.

К сожалению, в настоящее время не существует какого-либо правового акта, который имел бы предметом регулирования претензионный порядок, порядок подачи претензии, её форму, сроки и другие связанные с претензионным порядком моменты. Однако, исходя из общих положений процессуального законодательства, мы можем делать определенные выводы.

Претензия должна иметь письменную форму, «документарность». [7, с.1] В отношении же выражения письменной формы (должно ли это быть рукописное письмо или следует использовать машинописный вариант написания претензии) ничего определенного сказать нельзя.

На претензии следует указать дату предъявления (необходимо для исчисления сроков); претензия должна быть заверена подписью уполномоченного лица или самой стороной возникшего спора.

Претензию следует направлять заказным письмом с уведомлением или вручить лично представителю другой стороны, уполномоченному получать корреспонденцию (следует подготовить второй вариант претензии как доказательства её подачи). Требования, предъявляемые в претензии, должны быть основаны на договоре или указаны в законе.

Срок рассмотрения претензии также может быть предусмотрен в законе или же следовать из соглашения сторон. В остальном же, как представляется, действует требование «разумного срока» рассмотрения претензии. Толкуя положения ст.452 ГК можно сказать об общем сроке рассмотрения претензии – 30 дней.

В указанные нами сроки вторая сторона вправе дать ответ на претензию: удовлетворить требования, отказать в удовлетворении или же не давать ответа вовсе. Как непризнание, так и признание, но неисполнение условий претензии не исключает возможность обращения стороны в судебные органы, например, с требованием о выдаче судебного приказа. Возможно, стороны спорного правоотношения могут обращаться к Положению о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденному Постановлением ВС РФ от 24 июня 1992 г. № 3116-1. Формулировки данного положения можно включить в договор, тем более, что они во многом корреспондируют с действующим законодательством и теоретическими взглядами.

Ещё одним способом внесудебного разрешения спора является обращение к нотариусу. Нотариус – это должностное лицо, которое уполномочено совершать юридически значимые действия от имени государства.

Нотариусы в своей деятельности в самом широком смысле можно отнести к правоохранительным субъектам: путём совершения нотариальных действий охраняются права и интересы граждан и юридических лиц. Однако не вся нотариальная деятельность может быть отнесена к процедурам внесудебного разрешения споров.

Наверное, самым ярким примером внесудебной деятельности нотариуса по разрешению спора можно назвать совершение исполнительной надписи о взыскании задолженности или истребовании имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество ((глава XVI, XVI1) Основ законодательства о нотариате).

Однако здесь следует обратить внимание на то, что нотариус не может разрешать спор о праве, но способствует реализации бесспорных требований (можно провести аналогию с судебным приказом). Исполнительная надпись представляет собой исполнительный документ, которого предъявлены определенные требования (ст. 92 Основ законодательства о нотариате).

Должник уведомляется нотариусом о совершении исполнительной надписи. Исполнительная надпись может быть предъявлена к исполнению в течение трех лет, если взыскателем является гражданин; одного года – при взыскании долга предприятием.

Действия нотариуса могут быть обжалованы как должником, так и взыскателем в судебном порядке путем подачи жалобы в форме заявления в районный суд по месту нахождения нотариуса (ст. 49 Основ, ст.ст. 310 – 312 ГПК РФ). Возникший спор о праве решается в порядке искового производства.

Как отмечают исследователи, в настоящий момент деятельность нотариуса как органа внесудебного разрешения споров довольно ограничена, учитывая в том числе и опыт зарубежных государств. В связи с этим имеются предложения о развитии компетентности нотариуса в разрешении споров в качестве медиатора, в частности, о дополнительной профессиональной подготовке нотариусов, включение специальных правовых ном в Основы законодательства о нотариате, улучшение организационно-технического обеспечения и др. [8, с. 24]

Выше мы упомянули медиатора как лицо, способное осуществлять защиту прав заинтересованных лиц во внесудебном порядке. Согласно п. 3 ст.

2 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатором является независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Для начала действия процедуры медиации, в отличие от всех вышеупомянутых внесудебных процедур, необходимо согласие на это обеих сторон спорного правоотношения.

Таким образом, в медиативной процедуре должны в обязательном порядке: обе стороны правоотношения, а также медиатор, который не может быть представителем какой-либо стороны или оказывать одной из сторон какую-либо помощь юридического, консультационного и иного характера.

Кроме того, возможно наличие четвертого участника – собственно, суда, имеющего в производстве дело, по которому проходит медиативная процедура. Воля сторон может закрепляться в соглашении о применении процедуры медиации или быть оговорена в договоре. Кроме того, стороны могут обратиться к процедуре медиации и во время судебной процедуры.

К соглашению о проведении процедуры медиации предъявляются определенные требования (ст. 8 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования…»). Также законодательно ограничен срок проведения процедуры медиации – 60 дней по общему правилу, с возможностью продления до 180 дней при условии, что процедура медиации начата до обращения в суд.

При прохождении процедуры после начала судебной процедуры в государственном суде или третейском суде срок проведения медиации – 60 дней. По достижении согласия стороны заключают медиативное соглашение, знаменуя окончание процедуры медиации. Также процедура урегулирования спора может быть прекращена по иным основаниям, предусмотренным в законе (ст. 14 ФЗ «Об альтернативной процедуре…).

Медиативное соглашение заключается в письменной форме с указанием определенных в законе условий (ст. 12 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров…»). Даже утвержденное судом медиативное соглашение не является обязательным для исполнения, в связи с чем одна из сторон вправе в последующем обратиться в суд с ходатайством о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его условий. В целом следует сказать о том, что медиативная процедура является довольно новой для отечественного законодательства, поэтому в научной литературе до сих пор идут изыскания и выдвигаются предложения о различных аспектах реализации данного института, дальнейших путях его развития (например, Самохвалов Н.А. Концептуальные идеи и модель института медиации в современной России; Аболонин В.О. Судебная медиация: теория, практика, перспективы).

Источник: http://novaum.ru/public/p420

Studio-pravo
Добавить комментарий