Понятие и предельные объемы государственных кредитов

Понятие и предельные объемы государственных кредитов

Понятие и предельные объемы государственных кредитов

 
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.

122) государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Названные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации. Предоставление указанных кредитов является исключительной прерогативой Российской Федерации. В зависимости от того, в какой валюте предоставляется кредит, выделяются государственные кредиты в рублях и в иностранной валюте.

Как правило, рублевые кредиты предоставляются государствам — участникам СНГ, а кредиты в иностранной валюте — другим государствам.

Государственное кредитование осуществляется в определенных пределах. В частности, федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:

  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых

РФ государствам — участникам СНГ; Долговые обязательства иностранных государств перед Россией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Кроме предельных объемов предоставляемых государственных кредитов ФЗ о федеральном бюджете утверждаются:

  • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
  • предельный объем долга иностранных государств на конец финансового года, за исключением государств — участников СНГ;
  • предельный объем долга государств — участников СНГ;
  • программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета.

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименования получателей кредитов, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году. Она утверждается при рассмотрении проекта федерального бюджета Государственной Думой в третьем чтении бюджета в качестве отдельного приложения к нему. В случае не утверждения программы предоставления РФ государственных кредитов на очередной финансовый год действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной год до утверждения новой программы. Договор о предоставлении РФ государственных кредитов на сумму, превышающую 10 млн. долл. США, может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита только в первый предполагаемый год в составе программы предоставления РФ государственных кредитов. Если после включения в программу кредитов, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, а сумма, не расписанная по отдельным кредитам, превысит 15% общего объема предоставления кредитов на очередной финансовый год, то указанная программа должна быть детализирована.

Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией подлежат утверждению Федеральным Собранием в форме федерального закона:

  • -если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления РФ государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок кредита;
  • если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставляемых кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;
  • по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Договоры о реструктуризации задолженности или ее списании подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и клубах кредиторов на общих для всех участников условиях.

Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ может быть осуществлена в соответствии со специальным федеральным законом. 

Источник: https://economy-ru.com/munitsipalnyie-finansyi-knigi/ponyatie-predelnyie-obyemyi-gosudarstvennyih-32096.html

Понятие государственного (муниципального) кредита. Соотношение терминов «государственный (муниципальный) кредит» и «государственные (муниципальные) заимствования»

Понятие и предельные объемы государственных кредитов
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 26Следующая ⇒

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

• срок предоставления или получения кредита;

• обязанности сторон;

• условия обеспечения возврата ссуды;

• размер процентной ставки за пользование ссудой;

• другие условия.

Функции и цели государственного и муниципального кредита.

1.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано.

Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект.

У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

• контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

• поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

• поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Долговые обязательства и активы.

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.

Долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации.

Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.

Законом о бюджете утверждаются:

• суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

• размер долга иностранных государств на конец финансового года;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;

• программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основного долга по ранее предоставленным кредитам.

Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.

Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона в следующих случаях:

1) если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;

2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

3) других, предусмотренных законодательством.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ ратифицируем Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф), структуру бюджетных средств можно представить следующей схемой ( 15.2).

Далее рассмотрим конкретные вопросы государственного и муниципального кредитования в соответствии с приведенной классификацией.

40. Государственный (муниципальный) долг: понятие, виды. Виды долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Государственный кредит— урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Значение государственного долга— формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.

Формы государственного кредита:

1) государственные займы;

2) государственные долговые обязательства;

3) сберегательное дело.

Субъекты государственного кредита:

1) РФ, ее субъекты — заемщик;

2) муниципальные образования, физические и юридические лица — заимодавец.

Результатом государственного кредита является государственный долг.

Государственный долг России — долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) рефинансирование (новация) — замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;

2) конверсия — изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту;

3) консолидация — продление сроков действующих займов;

4) унификация займов — объединение нескольких займов в один;

5) отсрочка погашения займов;

6) аннулирование государственного долга — прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга. Так, например, Правительство РФ вправе осуществить списание государственного внутреннего долга РФ по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в валюте РФ, по которым истек срок исковой давности.

Предельные размеры внутреннего долга устанавливаются в Федеральном законе о бюджете на соответствующий год и на 1 января 2005 г. составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФ вправе определятьобъемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Порядок заключения и действия международных договоров определяется ФЗ от 15.07.1995 г. № 101 ≪О международных договорах РФ≫;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций федерального займа, государственных краткосрочных обязательств и т. д.) от имени РФ.

Государственный заем (заимствование)в Бюджетном кодексе РФ — передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Порядок эмиссии ценных бумагзакреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;

3) договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд (заем на срок до 6 месяцев на условиях возвратности, может быть как возмездным, так и безвозмездным) и бюджетных кредитов на условиях возвратности и обязательной возмездностиот бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет..

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x675.html

Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития

Понятие и предельные объемы государственных кредитов

К гос долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физ.

и юр лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникающие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на гос долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Структура гос долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) гос ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) гос гарантиям РФ;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем гос внутреннего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по гос гарантиям, выраженным в валюте РФ;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем гос внешнего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под гос гарантии РФ;

3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Порядок прекращения долговых обязательств РФ, выраженных в валюте РФ, и их списание с гос долга РФ рассматривается в статье 98.1 БК РФ.

Принципы гос долговой политики РФ:

1) замещение гос внешнего долга внутренними заимствованиями;

2) развитие рынка гос ценных бумаг;

3) использование гос гарантий для ускорения экономического роста;

4) использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

Гос долговая политика РФ на 2012- 2014 годы. Документ разработал минфин. Для борьбы с бюджетным дефицитом Россия ежегодно будет увеличивать свой госдолг по 2 триллиона рублей, занимая на внутреннем и на внешних рынках. До конца 2014 года объем госдолга достигнет 12 триллионов рублей, или 17 процентов ВВП.

Абсолютный приоритет отдается развитию национального долгового рынка. Планируется, что в среднем на 90 процентов дефицит бюджета будет покрываться за счет внутренних займов. Внешние займы соответственно не превысят 133-140 миллионов рублей в год.

Долговую политику на ближайшие три года будут определять несколько факторов.

Во-первых, она будет реализовываться на фоне ускоренных темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.

Во-вторых, дефицит бюджета сохранится на протяжении всех трех лет, увеличиваясь в первые два года до 2,7 процента ВВП и снижаясь в 2014 году до 2,3 процента ВВП.

Между тем по состоянию на 1 июля 2011 года объем госдолга, по подсчетам минфина, составил 4,6 триллиона рублей. По сравнению с другими странами, сущие «копейки».

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков.

При этом, однако, инвестиционные кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена. Поэтому Россия будет создавать предпосылки для его повышения в перспективе до высшей категории, отмечается в документе минфина. «Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории является одной из целей долговой политики на ближайшие три года».

Долговая нагрузка должна оставаться умеренной, а заемная политика разумной, что в конечном счете создаст условия для роста в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики, сохранит важнейшие конкурентные преимущества страны.

Основные государственные расходы бюджета, ради которых требуются займы, связаны, с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и проведение саммита АТЭС во Владивостоке. С учетом других дополнительных обязательств, в 2012 году расходы вырастут на 1,3 триллиона рублей, в 2013 году — на 1,5 триллиона рублей. При этом цена на нефть заложена ниже, чем в этом году.

В «долговом» документе минфин ориентируется , что в 2012 году баррель будет стоить 93 доллара, а в 2014 году 97.

Масштабная приватизация, которую уже объявило правительство, в решении проблемы дефицита бюджета поможет только частично, так как ее объем гораздо меньше, чем нужды казны.

К тому же, по расчетам, которые приводятся в документе, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5 процентов ВВП, основным источником его финансирования также станут госзаимствования. Иного не дано.

Как говорится в документе, например, «использование средств Фонда национального благосостояния лишит «подушки безопасности» бюджет Пенсионного фонда, доходы от продажи госимущества носят конъюнктурный характер, а увеличение налогов крайне нежелательно».

Итак, в ближайшие три года министерство финансов предлагает больше сосредоточиться на заимствованиях на внутреннем рынке с помощью выпуска государственных рублевых облигаций. Причем, привлекая к их покупке и внешних инвесторов. В том, что такой подход предпочтительней, эксперты соглашаются единодушно. «Это поможет банкам лучше управлять ликвидностью, создаст доходность на внутреннем рынке».

Вся соль, по его словам, в процентной ставке по рублевым облигациям, которая должна быть ниже инфляции. Ставка в

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания способности корпоративных российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально благоприятных условиях, а с другой — эффективного мониторинга долговой ситуации негосударственного сектора.

Отдельной проблемой текущей долговой политики остается вопрос о компенсационных выплатах по дореформенным сбережениям граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла с 12 млрд рублей в 2001 г. до 115 млрд рублей в 2010 г. В плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по 50 млрд рублей ежегодно.



Источник: https://infopedia.su/9x2456.html

Шпаргалка по

Понятие и предельные объемы государственных кредитов

Несвязанные (финансовые иностранные кредиты — это форма финансирования, которая предусматривает предоставление правительствами иностранных государств, банками и фирмами средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах без определения целей их расходования.

Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Такие кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм—форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм, в основном в стране кредитора. 

37.Международные ценные бумаги(Еврооблигации).

Еврооблига́ция (также на финансовом сленге «евробонд» — от англ. eurobond) — облигация, выпущенная в валюте, являющейся иностранной для эмитента, размещаемая с помощью международного синдиката андеррайтеров среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной.

Заёмщиками, выпускающими еврооблигации, могут выступать правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств на длительный срок — от 1 года до 40 лет (в основном, от 3 до 30 лет). Еврооблигации размещаются инвестиционными банками, основными их покупателями являются институциональные инвесторы — страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании.

Приставка «евро» в настоящее время — дань традиции, поскольку первые еврооблигации появились в Европе, торговля ими осуществляется в основном там же.

Разновидностью еврооблигаций являются облигации «драгон» (англ. dragon bonds) — евродолларовые облигации, размещенные на азиатском (в первую очередь, японском) рынке и имеющие листинг на какой-либо азиатской бирже, обычно в Сингапуре или Гонконге. 

38.Понятие и предельные объемы государственных кредитов.

Российская Федерация является одним из крупных мировых кредиторов. Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям является исключительной прерогативой Российской Федерации.

Государственными кредитами в данном случае признаются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Названные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации (ст. 122 БК РФ).

В зависимости от того, в какой валюте предоставляется кредит, выделяются государственные кредиты в рублях и в иностранной валюте.

Как правило, рублевые кредиты предоставляются государствам — участникам СНГ, а кредиты в иностранной валюте—другим государствам. Государственное кредитование осуществляется в определенных пределах.

В частности, федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:

—предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

—предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией государствам — участникам СНГ. В соответствии со ст. 3-5 Федерального закона от 27 декабря 2000 г.

Х° 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в 2001 г.

Российской Федерацией иностранным государствам (за исключением государств — участников Содружества Независимых Государств), установлен в сумме 400 млн долл. США.

https://www.youtube.com/watch?v=12HXLrXI4F4

Предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в 2001 году Российской Федерацией государствам—участникам Содружества Независимых Государств, определен в сумме 640 млн руб., в том числе Республике Беларусь — до 300 млн руб.

При этом установлено, что государственные кредиты государствам — участникам Содружества Независимых Государств по межправительственным договорам предоставляются при условии исполнения указанными государствами обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам.

Этим же законом устанавливаются предельные взносы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ и размер взноса Российской Федерации в бюджет Союза Беларуси и России.  

39.Зарубежные финансовые активы РФ.

Ухудшение экономической ситуации в конце 80-х гг. привело к постепенному свертыванию программ кредитной и безвозмездной помощи СССР.   В 1990 г. был подписан Указ Президента  СССР  о внесении изменений во внешнеэкономическую практику Советского Союза.

Он предусматривал осуществление экономического  сотрудничества с развивающимися  странами  на принципах  взаимной выгоды и взаимных интересов, исходя из  реальных возможностей страны.   Поэтому политика сотрудничества с менее развитыми странами России в 90-е гг.

была нацелена на сворачивание финансовой помощи, на перевод связей с ними на условия взаимной коммерческой выгоды. Большой объем  разнообразной помощи был  предоставлен СССР  Вьетнаму, Кубе и Монголии.   

К проблеме зарубежных финансовых активов РФ сформировалось два подхода. Первый определяет структуру кредитов, предоставленных Россией в основном развивающимся странам, как нерациональную, продиктованную политическими мотивами и не принесшую стране никаких экономических дивидендов.

Второй подход – более объективный.

Он заключается в оценке региональной и товарной структуры и условий предоставления нашей страной международных кредитов, исходя не только из идеологических соображений, но и из необходимости развития экспорта отечественной продукции средней конкурентоспособности.

В связи с жесткой конкуренцией отечественная продукция и услуги не могли быть экспортированы на рынки развитых стран.

Странам Восточной Европы, ставшим на путь социалистического развития, финансовую помощь Советский Союз  начал оказывать еще в конце 40-х гг. Развивающиеся страны  такую регулярную помощь стали получать только в 50-е гг.

, что  явилось отражением активизации политики по поддержке национально-освободительных движений. Кредитование осуществлялось за счет бюджетных средств, которые ВЭБ оплачивал советским организациям, экспортировавшим товары или оказывавшим  услуги развивающимся странам.

По   оценкам экспертов МВФ, страны-должники   признавали за Россией требования: в размере 43 млрд. руб. (73,4 млрд. долл. по курсу 1 долл. = 0,5854 руб.),  в размере 24,5 млрд. долл., выраженных в СКВ.    В целом, как видим, задолженность определялась в размере 98 млрд. долл., или на 16 млрд. долл.

меньше российских требований.   Прямое погашение своей задолженности осуществляли лишь некоторые российские должники   Как видно из таблицы, в 1992-2000 гг. Россия должна была получить  от развивающихся стран в погашение долгов более  100 млрд. долл., или по 6-15 млрд. долл. ежегодно.

Однако реальные  выплаты составили всего 16 млрд. долл. Кроме товарных поставок, погашение задолженности осуществлялось и другими способами:

-конверсией части долга в национальную   валюту страны-должника для ее использования в  качестве инвестиций;

-переуступкой задолженности национальным и иностранным  коммерческим структурам;

-зачетом оплаты  за содержание российской собственности за рубежом и портовых сборов с российских судов.

Место России в развитии этих событий во многом зависит от своевременности разработки руководством страны внешнедолговой стратегии на основе реальных расчетов, самостоятельно выбранного пути экономического и социального развития с опорой преимущественно на собственные силы.  

40.Долговые активы со странами СНГ, проблемы их урегулирования.

Активы, возникшие со странами СНГ, составляют в настоящее время значительную часть в общем объеме российских зарубежных активов.

Интерес к расчетам со странами СНГ обусловлен тем, что в названных расчетах отрабатываются различные новые для России формы урегулирования долговых вопросов (аренда территории, передача акций предприятий в собственность, передача недвижимости и др.). Кроме того, имеются существенные встречные претензии должников, которые необходимо урегулировать.

Задолженность стран СНГ образовалась  в начале 90-х годов. В связи с либерализацией цен у России сложился положительный торговый баланс в торговле с этими странами.В результате Центральный Банк России вынужден был выдать им так называемые технические кредиты, которые впоследствии были переоформлены в межгосударственные.

Размер этих кредитов измерялся объемом свыше 5 млрд. долл. Как видим, основные заимствования приходятся на Казахстан, Украину, Белоруссию и Узбекистан.Впоследствии Россия неоднократно предоставляла дополнительные кредиты. Всего до 2000 г. их было выделено дополнительно почти на 1 млрд. долл. США. В основном это были связанные кредиты, т.е.

кредиты на оплату поставляемых Россией товаров.Необходимо подчеркнуть, что погашение кредитов не осуществлялось по первоначальным графикам. Это было связано с рядом обстоятельств. Прежде всего, страны СНГ испытывали серьезные экономические трудности переходного периода, а, кроме того, в связи с чрезвычайными обстоятельствами различного характера.

Поэтому между Россией и станами СНГ за период с 1992 по 1999гг. было заключено 11 соглашений о реструктуризации долга в объеме около 2,5 млрд. долл. Более всех просроченная задолженность была у Казахстана (почти 70% ее объема).После финансового кризиса 1998 года Россия начала активно заниматься вопросами урегулирования долгов со странами СНГ.

В результате задолженность этих стран была значительно снижена. Затруднения с выплатой долга России странами СНГ вызваны ростом их задолженности западным странам. Несмотря на названные проблемы с урегулированием долга в перспективе намечено расширение сотрудничества со странами СНГ.    

41. !!!Проблема повышения эффективности долговых отношений РФ!!!с развивающимися странами. 

42. Проблемы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями.

Распад СССР повысил значимость проблемы вступления России в международные финансовые организации: МВФ и группу МБРР.

 В первые годы существования России как независимого постсоветского государства экономические интересы вышли на передний план и приобрели особую значимость. Страна остро нуждалась во внешних финансовых ресурсах для покрытия не только платежного баланса, но и бюджета.

МВФ и Мировой Банк были для нее важнейшими источниками внешних кредитов. Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике РФ, утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

Россия официально стала участницей этих организаций,   что означало интеграцию нашего государства в мировое экономическое сообщество. Именно поэтому, как показывает анализ структуры внешней задолженности России, основными ее кредиторами стали так называемые Международные финансовые организации.

В ходе дискуссий о предполагаемом вступлении СССР В МВФ специалисты оценили возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл.(3,5 – 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил его квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками.

Кроме того, в соответствии с девятым пересмотром квот они увеличены на 50%.

По величине квоты (4,3 млрд. СДР, или 5,9 млрд. долл.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция).

Однако, располагая 43 381 голосом (2,91% их общего количества), она, подобно Китаю и Саудовской Аравии, единолично избирает собственного исполнительного директора.  Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.

В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, в которую, кроме МБРР, входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ).

Каждая из организации Группы Всемирного банка выполняет различные функции.        

43.РФ как учредитель, член и заемщик МВФ.

МВФ пересмотрел свой прогноз темпов роста ВВП России на половину процента в 2011 году и на 0,4 процента в 2012 году, соответственно, до 4,3 процента и 4,1 процента.[4] Однако баланс рисков смещен в сторону ухудшения ситуации, поскольку по мнению МВФ и глобальный рост, и цены на нефть могут оказаться еще слабее, чем ожидается.

Персонал МВФ также снизил свой прогноз инфляции в России на конец 2011 года на половину процента до 7,5 процента. 1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche).

Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается.

Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

Источник: https://www.stud24.ru/budget/shpargalka-po-gosudarstvennyj-dolg-i/148908-436153-page6.html

Государственный и муниципальный долг: понятие, формы, предельные значения, обслуживание, погашение

Понятие и предельные объемы государственных кредитов

Государственным долгомРФ признаются ее обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Российская Федерация выступает как заемщик денежных средств на условиях возвратности и возмездности. Взятые взаймы денежные средства должны быть возвращены государством населению, хозяйствующим субъектам, другим займодавцам в определенный срок и на условиях, определенных в договоре (соглашении).

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Внешний государственный долг – это задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Он складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др.

Внутренний государственный долг – это внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Согласно ст. 98 БК РФ государственный долг РФ существует в следующих формах:

1) кредитные соглашения (договоры) с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоры и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В состав внешнего государственного долга РФ включаются:

1) объем обязательств по государственным гарантиям РФ;

2) объем основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, полученных РФ.

В состав внутреннего государственного долга РФ входят:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

По срокам долговые обязательства РФ классифицируются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Предельный срок погашения долговых обязательств РФ составляет 30 лет.

При этом БК РФ содержит запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения.

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств соответствующего муниципального образования. Муниципальный долг обеспечивается полностью и без условий всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 Б К РФ).

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры;

2) займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг,

3) договоры и соглашения о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

При этом долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в форме соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет. В общий объем муниципального долга включаются:

1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

3)объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований. Предельный срок погашения долговых обязательств муниципального образования составляет 10 лет.

Формы и виды ценных бумаг, выпускаемых от имени муниципального образования, в настоящее время определяются Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. №126 —ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом муниципальные ценные бумаги, условия их выпуска и обращения должны соответствовать требованиям Федерального закона в Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Размещение либо инвестирование свободных остатков местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций, а также размещение муниципальных облигаций осуществляется через уполномоченные банки в соответствии с заключенным договором.

Договор муниципального займа может заключаться путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций в порядке, установленном уставом муници пального образования.

БК РФ обязывает органы местного самоуправления использовать все предоставленные полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

При этом предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не может превышать 15% объема расходной части местного бюджета, а краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущей финансовый год.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_47788_gosudarstvenniy-i-munitsipalniy-dolg-ponyatie-formi-predelnie-znacheniya-obsluzhivanie-pogashenie.html

Studio-pravo
Добавить комментарий