Понятие экологических правоотношений и их виды: Экологические правоотношения — это отношения в сфере охраны,

8. Экологические правоотношения: понятие, виды, содержание

Понятие экологических правоотношений и их виды: Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны,

Правоотношение-это возникающее в соответствии стребованиями норм права общественноеотношение, участники которого имеютсубъективные права и юридическиеобязанности, гарантируемые государством.

Экологическиеправоотношения -общественные отношения, возникающие всфере взаимодействия общества и природыи урегулированные нормами экологическогоправа. Основаниями возникновенияправоотношений являются юридическиефакты.

Юридическиефакты -это конкретные жизненные факты, скоторыми нормы права связываютвозникновение, изменение или прекращениеправовых отношений. По волевому признакувсе юридические факты делятся на событияи действия.

События-такие юридические факты, наступлениекоторых не зависит от воли субъектовправоотношения (например, стихийныебедствия). События подразделяются наабсолютные (не зависят от воли кого-либо)и относительные (связаны с действиямичеловека).

Действия-это факты, которые зависят от сознанияи воли людей. Причем бездействие — этопассивное действие с точки зренияюриспруденции. Действия подразделяютсяна правомерные (или позитивные) инеправомерные (или негативные), что естьправонарушения. Надо отметить, чтодействие — это наиболее распространенноеоснование возникновения экологическихправоотношений.

правоотношений составляют субъективныеюридические права и обязанности.

Субъективноеправо —это мера дозволенного поведения,обеспечиваемая государством.

Юридическаяобязанность -это мера должного поведения, обеспеченнаягосударством.

прав и обязанностей в конечном итогезависит от состава участниковправоотношения и объекта этого отношения.

Субъектамиэкологических правоотношений являются:

§ государство — в лице компетентногооргана;

§ юридические лица;

§ физические лица, воздействующие наприродную среду с целью ее потребления,использования, воспроизводства либоохраны;

§ хозяйствующие субъекты — предприятия,учреждения, организации, воздействующиена природную среду, в том числе граждане,занимающиеся предпринимательскойдеятельностью, а также граждане,осуществляющие общее или специальноеприродопользование.

Посодержанию прав и обязанностей всесубъекты экологического правоотношенияподразделяются на четыре категории:

1)природопользователи — носители прав иобязанностей по рациональномуиспользованию природных ресурсов иохране природной среды;

2)органы представительной и исполнительнойвласти, специально уполномоченныеорганы государства, имеющие право нарегулирование использования природныхресурсов и на контроль за охранойприродной среды;

3)общественные объединения экологическогопрофиля;

4)органы судебно-прокурорского надзора,осуществляющие надзор за законностьюэкологических правоотношений.

Объектамиэкологических правоотношений являютсяприродные объекты и комплексы.

9. Соотношение экологического права с другими отраслями права: земельным, гражданским, конституционным, административным, уголовным и др

Основныенормы и институты экологического праваформи­руются на основе фундаментальныхотраслей права. При этом нормыэкологического права служат базой, сучетом которой осуществляется экологизациянорм других отраслей права, свя­занныхсвоими институтами или отдельнымиположениями с та­кой сферой, каквзаимодействие общества и природы.

Государственное(конституционное) право предусматриваеткон­ституционные нормы по охранеокружающей природной сре­ды; здесьже закрепляются основные базовыеположения, регу­лирующие деятельностьпредставительных и исполнительныхорганов власти в данной сфере.

Такиеинституты административного права, какуправление, контроль, административнаяответственность составляют частьэколого-правового механизма охраныокружающей природной среды.

Экологическоеправо основывается на перечисленных ииных институтах административногоправа.

Иными словами, предусматриваетнормы, регулирующие административныеот­ношения применительно к экологическимтребованиям по ох­ране природнойсреды.

Приоритетнымифункциями гражданского права поотноше­нию к экологическому являютсяохранительная и компенсаци­онная.Ключевым для экологических правоотношенийслужит институт возмещения вреда.

Вусловиях рыночной экономики повышаетсяроль норм договорного права, способствующихсовершенствованию, экологическихотношений.

Все чаще гра­жданско-правовойдоговор рассматривается в качествеоптималь­ной формы установленияправоотношений применительно к ох­ранеокружающей среды и рациональногоприродопользования.

Особоезначение имеет уголовное право, несмотряна то, что его нормы, как и нормыадминистративного и гражданского права,выполняют прежде всего охранительнуюфункцию по отношению к экологическомуправу. Нормы уголовного права закрепляютсо­ставы экологических преступленийкак виды общественно опас­ных деяний,причиняющих вред окружающей природнойсреде.

Согласност. 3 Закона РФ «Об охране окружающейсреды» од­ним из основных принциповохраны природной среды является принципмеждународного сотрудничества.

Напрактике особое внимание уделяетсяраспространению опыта, накопленного вданной сфере другими государствами,проводятся международ­ные экологическиеисследования.

С учетом международныхстандартов разрабатываются такженормативы предельно до­пустимыхвредных воздействий (в частности,определяются нормы примененияагрохимикатов в сельском хозяйстве,тре­бования к различным энергетическимобъектам, использова­нию радиоактивныхматериалов, охране озонового слояЗемли), исходя из которых формируютсятребования к нормированию качестваприродной среды. О значении международногоправа для экологического правасвидетельствуют также статьи 81, 82 Закона,предусматривающие приоритет правилмеждународных договоров, принятых сучастием России.

Взаимовлияниеэкологической и природно-ресурсныхотраслей права прослеживается напротяжении достаточно длительного

периода.При этом определяющим является такойфактор, как

монополиягосударственной собственности наприродные ресурсы.

Вусловиях такой монополии земля и другиеприродные ресурсы изымались изгражданского оборота. Потому не былопринципи­альных различий в правовомрегулировании порядка использова­нияи охраны таких объектов. Наличие одногособственника обу­славливало единствохозяйственного и экологическогонаправле­ний в пользовании и охранеобъекта.

Ликвидациягосударственной монополии на землю,появление многооб­разных формиспользования природных ресурсовпредопределили де­национализацию иприватизацию земель. С включением земельв хозяйственный оборот возрослаактуальность экономического эле­ментав земельных отношениях.

Земельное правов этой части по­степенно сближаетсяс гражданским, хозяйственным,предприни­мательским правом. В рамкахэкологического права остается лишьэкологическая часть земельного права,посредством которой регу­лируютсяземельно-охранительные и экологическиеотношения.

Аналогичные тенденциипросматриваются и во взаимодействииэкологического права с водным, горными лесным правом

Источник: https://studfile.net/preview/4071540/page:4/

Экологические правоотношения

Понятие экологических правоотношений и их виды: Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны,

Экологическое правоотношение — это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении.

При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

  • они складываются на основе норм экологического права;
  • субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией РФ и многими законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;
  • носят сознательно-волевой характер. Правоотношения складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;
  • гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого-правовых норм. В случае нарушения меры свободы участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенных правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т.е.

отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды.

Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством.

В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение.

Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Федерального закона «Об охране окружающей среды» о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст.

37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

По степени определенности субъектов экологические правоотношения разделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные экологические правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной. В относительном экологическом правоотношении стороны персонально определены.

К примеру, в правоотношении по нормированию предельно допустимых вредных воздействий на природу одной стороной является территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, другой — предприятие, которое такие воздействия оказывает.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы — физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность — определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.

) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность — это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы.

Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяются две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа — отдельные природные объекты и ресурсы — земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории российского государства, например исключительная экономическая зона.

экологических правоотношений

экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения.

Говоря о том, что право — это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации.

Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц).

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы.

Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст.

36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения.

Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться.

Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы.

В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы.

Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия».

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки.

Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст.

14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица — владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение.

Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург — Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду.

До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона.

К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления — землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

Источник: http://be5.biz/pravo/e003/4.html

Понятие и особенности экологических правоотношений

Понятие экологических правоотношений и их виды: Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны,

Тема 3

Экологические правоотношения– регулируемые нормами экологического права, нормативными договорами и не противоречащими им обычаями отношения, возникающие по поводу:

1. Охраны окружающей среды

2. Использования природных ресурсов

3. Обеспечения экологической безопасности

Особенности:

1. Это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества.

2. Экологические правоотношения носят публичный, общественный характер. (Это, прежде всего, проявляется в том, что за нарушение прав, несоблюдение запретов и ограничений, а также за неисполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и природопользования, уполномоченные органы государственной власти привлекают виновных лиц к юридической ответственности)

3. Складываются на основе норм экологического права

4.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений собственности на природные ресурсы, отношений по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, отношения по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

5. Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

6. Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. (Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей.)

7. Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы.

А. Первую группусоставляют основания, происходящие по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя)

Б. Вторую группусоставляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды (изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса,и т.д.)

Формы экологических отношений:

1. Охрана природы (сохранение естественных экосистем, памятников природы, заповедников).

2. Рациональное использование природных ресурсов, которое сочетает экономное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей природной среды.

3. Оздоровление и улучшение окружающей человека природной среды

2. Классификация экологических правоотношений.

1. По основаниям возникновения:

  1. Общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);
  2. Конкретные (возникают на основании иных юридических фактов. Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).

2. По степени определенности субъектов экологические правоотношения:

1. Абсолютные (точно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица — «всякий и каждый». Так, в соответствии со ст.

6 ВК водопользователь-гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд….

Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать);

2. Относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).

3. По видам норм, на основании которых они возникают:

1. Материальные(возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);

2. Процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).

4.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании:

1. Охранительные(возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).

2. Регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);

5. В зависимости от форм воздействия человека на природу:

1. Отношения, связанные с добычей веществ из природной среды;

2. Отношения, связанные с загрязнением природной среды;

3. Отношения, связанные с возобновлением природных ресурсов;

4.

Отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта без его изъятия (добычи), например, землепользование;

5. Отношения, связанные с охраной природы и окружающей среды и обеспечением качества окружающей среды.

6. В зависимости же от объекта, по поводу которого возникают природоресурсовые и природоохранительные отношения:

1. Отношенияпо использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);

2. Отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.

Источник: https://studopedia.su/17_92031_ponyatie-i-osobennosti-ekologicheskih-pravootnosheniy.html

Понятие экологических правоотношений

Понятие экологических правоотношений и их виды: Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны,

Введение……………………………………………………………………………………………..….3

Понятие экологических правоотношений……………………………………………………5

 и виды экологических правоотношений…………………………………..9

Субъекты и объекты экологических правоотношений………………………………..13

Государственное регулирование экологических правоотношений………………15

Заключение…………………………………………………………………………………………….17

Список  использованных источников и литературы……………………………..18              

Введение

     Экологические правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования

     Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.

     Экологическое право позволяет сравненить его с предметом смежных отраслей права — земельным, горным, водным, лесным, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных отраслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.1

     Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за основу ее взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

     Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века.

В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п.

Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее.

Именно в этот период и в России создаются первые заповедники — Баргузинский, Астраханский и др.

 
Второй этап — от середины XX века до восьмидесятых годов — характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно — природоресурсовый.

     В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы.

Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

     Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время — характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов.

Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только неприменным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования.

Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.    

     Понятие экологических правоотношений

     Экологические правоотношения это урегулированные нормами права общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Сформулировать понятие экологических правоотношений можно на основании ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая выделяет три группы отношений:

  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду;
  • отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления;
  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.

     Экологические правоотношения характеризуются двумя группами признаков:

  1. общими для правоотношений как юридической категории;
  2. специальными, свойственными только для экологических правоотношений.

     В свою очередь, экологическим правоотношениям свойственны следующие признаки:

  • экологические правоотношения возникают на основе правовых норм;
  • экологические правоотношения носят публичный, общественный характер.

     Это, прежде всего, проявляется в том, что за нарушение прав, несоблюдение запретов и ограничений, а также за неисполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и природопользования, уполномоченные органы государственной власти привлекают виновных лиц к юридической ответственности. Следует также отметить, что зачастую экологические правоотношения возникают в силу прямого обращения физического или юридического лица в специально уполномоченные органы государственной власти для получения необходимого разрешения. В этом случае одной из сторон таких отношений выступает государство в лице его государственных органов власти.2 Таким образом, является то, что одна из сторон реализует властные полномочия в отношении другой стороны. Экологические правоотношения приобретают административный характер, которым свойственен принцип неравенства сторон.

     Экологические правоотношения целесообразно классифицировать по видам экологических общественных отношений.

     1.

Экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природопользования — самая обширная группа, куда входят: экологические правоотношения в области учета природных ресурсов, правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга — земельного (ст. 67 Земельного кодекса РФ), лесного (ст. 69 Лесного кодекса РФ), водных объектов (ст. 78 Водного кодекса РФ), а также кадастров, например, кадастра объектов животного мира (ст. 14 Закона О животном мире).

     2. Экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:

  • правоотношения по приобретению природных объектов или элементов этих объектов в собственность;
  • правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;
  • правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект посредством заключения сделок купли-продажи, мены, изъятия и принудительного выкупа нерационально используемых земель.

     Особенность этих правоотношений в том, что одной из сторон в них всегда выступает собственник земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.

     3. Экологические правоотношения в сфере вещных прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного (бессрочного) пользования им либо в праве сервитута (права ограниченного пользования) соседним земельным участком (статьи 216, 277 ГК).

Данную группу правоотношений, в отличие от экологических правоотношений, складывающихся в сфере осуществления правомочий собственника, нельзя назвать абсолютными правоотношениями. Правомочия землевладельцев и землепользователей в отношении своих земель и расположенных на них природных ресурсов значительно уже правомочий собственника.

     4. Независимо от того, в какой сфере формируются экологические правоотношения их подразделяют на материальные и процессуальные.

Материальные экологические правоотношения складываются применительно к конкретным материальным объектам, подлежащим эколого-правовой охране.

К числу материальных можно отнести, например, экологические правоотношения по проведению противопожарных мероприятий, объектом которых служит лесной массив и противопожарная безопасность в нем.

     Процессуальные экологические правоотношения предусматривают обеспечение порядка природоохранительной деятельности. Процессуальные экологические правоотношения формируются, например, в ходе обсуждения и согласования лесопользователями и представителями лесхоза планов проведения противопожарных мероприятий.

     5. В перечне экологических правоотношений выделяют также регулятивные и охранительные правоотношения.

Группу регулятивных — составляют экологические правоотношения, касающиеся непосредственно осуществления природоохранительных мероприятий.

Охранительные экологические правоотношения складываются по поводу применения ответственности за невыполнение установленных законом норм и правил, предусматривающих требования по охране окружающей природной среды.3

      и виды экологических правоотношений

     Предметом экологического права выступают экологические отношения, т.е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды.

     Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями.

Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство.

4 Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права. Это говорит о том, что круг экологических правоотношений постоянно совершенствуется и изменяется.

     Все экологические правоотношения можно подразделить на два вида: природоресурсовые и природоохранительные.

     Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.

     Экологические отношения могут классифицироваться в зависимости от форм воздействия человека на природу на следующие виды:

  • отношения, связанные с добычей веществ из природной среды;
  • отношения, связанные с загрязнением природной среды;
  • отношения, связанные с возобновлением природных ресурсов;
  • отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта без его изъятия (добычи), например, землепользование;
  • отношения, связанные с охраной природы и окружающей среды и обеспечением качества окружающей среды.

     В зависимости же от объекта, по поводу которого возникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:

  • отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);
  • отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.

     м экологических правоотношений являются права и обязанности участников экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений реализуют их путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической экспертизы, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.

      экологических правоотношений зависит от отнесения их к тому или иному виду, состава участников, особенностей объекта.

Так, круг прав и обязанностей лесопользователей, водопользователей, недропользователей определен соответствующих нормативно-правовых актах.

Они охватывают отношения как между природопользователями как между собой, так и между ними и государством – собственником лесов, вод, недр.5

Источник: https://www.freepapers.ru/19/ponyatie-jekologicheskih-pravootnoshenij/116864.755342.list1.html

Лекция 5. Экологические правоотношения

Понятие экологических правоотношений и их виды: Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны,

План:

1.Понятие экологических правоотношений

2. Объекты экологических правоотношений

3. Субъекты экологических правоотношений

4. экологических правоотношений

5. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений

Понятие экологических правоотношений. Любое правоотношение представляет собой норму права в дей­ствии. В силу этого усвоение, понятия и содержания экологических правоотношений является одной из главных задач в изучении курса «Экологическое право».

Экологические правоотношения представляют собой правовую форму экологических отношений. Если в экологических отношениях стороны свободны в выборе вариантов своего поведения, то в эко­логических правоотношениях эти варианты ограничены и регламен­тированы законом.

Так, граждане обладают неограниченным правом общего природопользования в лесах (сбор грибов, ягод, отдых й др.

); однако, когда интересы экологической и противопожарной безопасно­сти в этих лесах требуют введения специальных правил, граждане становятся субъектами экологических правоотношений и их свобода ограничивается, например, запретом на пребывание в определенных участках леса, в определенное время, обязанностью соблюдения про­тивопожарных правил в лесах и др.

Если экологические отношения возникают при любых условиях, то экологические правоотношения не могут возникнуть иначе как на основе и во исполнение правовых норм, устанавливающих правила поведения сторон экологических отношений.

Например, общее водо­пользование без применения технических средств, устройств и соору­жений, может осуществляться гражданином в любое время по его усмотрению, специальное же (с применением указанных средств) только после реализации правовых норм о приобретении лицензии на такие виды забора воды.

Между предметом экологического права и экологическими право­отношениями существует тесная связь, так как экологическими пра­воотношениями могут стать только те общественные отношения, ко­торые входят в предмет экологического права.

Например, правовые мероприятия по борьбе с сорняками нельзя отнести к числу экологи­ческих правоотношений в силу того, что они не относятся к числу природоохранительных и не входят в предмет экологического права.

Вместе с тем экологические правоотношения нельзя отождествлять с предметом экологического права: экологические отношения, входящие в этот предмет, зачастую являются «потенциалом» для последующего правового урегулирования (так, пока остаются неурегулированными отношения по охране атмосферного воздуха от нерационального воздухозабора в промышленных или иных целях, хотя они и входят в предмет экологического права); экологические правоотношения всегда регулируют­ся конкретными эколого-правовыми нормами (в частности, отношения по использованию воздушного пространства для осуществления сбро­сов или выбросов газообразных отходов производства урегулирова­ны системой нормативов и др.).

В экологических правоотношениях посредством наделения конкрет­ных субъектов конкретными правомочиями абстрактные нормы кон­кретизируются.

Например, при эксплуатации хозяйственных объектов, влияющих на состояние вод, в экологических правоотношениях при­менительно к определенным субъектам (владельцам экологически опасных объек­тов и др.

) конкретизируются требования охраны данных вод (норма­тивы сброса вредных веществ, нормативы забора воды из конкретных водоемов и т.д.).

Только через правоотношения выявляется степень реальности и эффективности эколого-правовых норм, и лишь применение этих норм на практике позволяет судить о результативности законотворческой работы по урегулированию предмета экологического права. Так, при­менение Закона об охране окружающей природной среды 1992 г. вы­явило его значительную нормотворчеекую недостаточность. В силу этого был разработан Закон об охране окружающей среды 2002 г.

Главным аспектом правоотношений в целом и экологических право­отношений в частности является взаимодействие субъектов, наделенных конкретными правами и обязанностями, поэтому любое правоотношение носит общественный и публичный характер.

Например, принятие зем­лепользователем мер по предотвращению гибели дикой фауны при осуществлении уборочных работ в сельском хозяйстве (ст. 28 Закона о животном мире) представляет собой единоличное соблюдение установ­ленных Законом правил; вмешательство же контролирующих органов в случае несоблюдения этих правил для пресечения такого бездействия (ст.

55 того же Закона) выражается в охранительном правоотноше­нии, т.е. в возникновении публичного, общественного аспекта.

Исполнение эколого-правовых нормявляется особым видом актив­ной деятельности субъектов тех или иных прав? выражающимся в осуществлении экологоправоприменительной работы. В качестве при­мера можно привести принятие лесопользователем мер по охране лес­ного массива от пожаров: устройство противопожарных мест, обеспе­чение их противопожарным инвентарем и др.

Соблюдение эколого-правовых нормпредставляет собой воздержа­ние субъектом тех или иных прав от совершения определенных действий: недопущение перерасхода водозабора из водоемов сверх установленных лимитов; воздержание от сброса в водные объекты и от захоронения в них производственных, бытовых и иных отходов; от осуществления ру­бок леса способами, влекущими возникновение эрозии почв, и т.д.

Экологические правоотношения целесообразнее классифицировать прежде всего по видам экологических общественных отношений. По данному основанию выделяются:

а) экологические правоотношения, складывающиеся в сфере госу­дарственного регулирования природопользования, — наиболее обшир­ная и сложная группа, включающая в себя:

— правоотношения в сфере, учета природных ресурсов (по веде­нию экологического государственного мониторинга» земельного (ст. 67 ЗК РФ), лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира (ст. 14 Закона о животном мире) и др.);

— правоотношения в сфере разрешительной системы природопользования (по регистрации прав на природные объекты (ст. 131 ГК РФ) и сделок с ними (ст. 164 ГК РФ), по регистрации прав на осуще­ствление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере природопользования (ст. 23, 51 ГК РФ), по лицензированию во­допользования, лесопользования и др.);

— правоотношения в сфере контроля за природопользованием.

Наряду с общим экологическим контролем выделяются правоотно­шения по осуществлению специальных видов контроля: земельного, водного лесного и др.;

— правоотношения, в сфере охраны государством режима эколо­гического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов (судебное взыскание с браконьеров стоимос­ти выловленной рыбы или стоимости незаконно вырубленной древе­сины и средств на возмещение расходов на лесовосстановление и т.д.).

Особенностью правоотношений данной группы является обязатель­ное участие в них в качестве одного из субъектов государства и его компетентных органов;

б) экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осу­ществления правомочий собственности на природные ресурсы:

-правоотношения по приобретению природных объектов или их элементов в собственность: купля-продажа земельных участков, при­ватизация земель в установленном законом порядке, передача государ­ством в собственность гражданину или юридическому лицу части зе­мельного массива с находящимися на нем природными объектами и др.;

-правоотношения по осуществлению собственником правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

— правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-про­дажи, мены и т.д., а также посредством изъятия и принудительного выкупа нетрадиционно используемых земель.

Одной из сторон этих правоотношений всегда является собствен­ник земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов;

в) экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещ­ных прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов, кото­рые выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земель­ным участком, в Праве постоянного (бессрочного) пользования им либо в праве ограниченного пользования (сервитута) соседним земельным
участком (ст. 274—277 ГК РФ).

В отличие от экологических правоотношений в сфере осуществ­ления правомочий собственника правоотношения данной группы не являются абсолютными. Правомочия землевладельцев и землепользо­вателей в отношении земель и расположенных на них природных ресурсов значительно уже правомочий собственника.

Все экологические правоотношения подразделяются на следующие виды:

а) материальные экологические правоотношения,складывающи­еся по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной. К их числу можно отнести правоотноше­ния по осуществлению противопожарных мероприятий, поскольку объектом здесь являются лесной массив и противопожарная безопас­ность в нем;

б) процессуальные экологические правоотношения,складывающи­еся по поводу обеспечения порядка природоохранительной деятельности, например экологические правоотношения по согласованию лесопользователями с органами управления лесным хозяйством планов противопожарных мероприятий, поскольку объектом этих правоот­ношений выступает определенный порядок согласования, направлен­ный на отработку более совершенных планов мероприятий по охра­не лесов.

Наконец, независимо от сферы, в которой возникают экологические правоотношения, их можно подразделить на:

а) регулятивные,складывающиеся непосредственно в сфере осу­ществления природоохранительных мероприятий, например осуществ­ление лесовосстановительных мероприятий;

б) охранительные,связанные с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей природной среды. К ним, например, следует отнести правоотношения по привлечению виновных субъектов лесных правоотношений к ад­министративной или уголовной ответственности за невыполнение
мероприятий по сохранности леса.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что экологические правоотношенияэто общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, урегулированные нормами экологического права или сложивши­еся в результате действия этих норм.

Объекты экологических правоотношений.Специфика экологических правоотношений в первую очередь обус­ловлена их объектами.

Под объектами правоотношений традиционно понимается то, по поводу чего складываются данные правоотношения. Поскольку право­отношения складываются либо по поводу каких-то объектов матери­ального мира, либо по поводу определенного порядка, в экологических правоотношениях выделяются:

1) природные объекты в виде их элементов, целостных объектов, природных комплексов и окружающей природной среды в целом;

2) порядок эксплуатации и охраны природных объектов.

Природные объектыкак объекты экологических правоотношений

характеризуются:

— естественным характером 'происхождения природных объектов, который порождает возникновение таких видов экологических пра­воотношений, как отношения по ведению природных кадастров, по ведению мониторинга и др.;

— существованием природных объектов в естественных экосвязях. Объективные законы природы накладывают на правоотношения отпечаток действия.

Например, обязанность субъектов экологических правоотношений при осуществлении хозяйственной деятельности и размещении, производственных объектов обеспечивать сохранность миграционных путей диких животных (ст.

22 Закона о животном мире) отражает объективный закон природы, который заключается в сезон­ных перемещениях видов дикой фауны.

В качестве объектов экологических правоотношений природные объекты подразделяются на:

а) природные объекты, характеризующиеся однородными свойства­ми (земли, воды, леса, недра, дикая фауна).

В силу однородности этих объектов, а также отношений, складывающихся по их поводу, экологи­ческие правоотношения можно подразделить на земельно-правовые, водно-правовые и т.д.

Причем в каждой из образованной таким обра­зом систем законодательства (земельное, водное и др.) имеется осно­вополагающий нормативно-правовой акт (Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ и т.д.);

Источник: https://studopedia.org/13-6760.html

Studio-pravo
Добавить комментарий