Социально-экономическая сущность налогов
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального обучения
«Мичуринский государственный аграрный университет»
Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Налоги»
На тему: «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ»
Мичуринск Наукоград РФ, 2009 г.
Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.
Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.
Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
Налоги обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на антагонистические классы и появлением государства.
Учение о налогах составная часть финансовой науки, изучающей производственные отношения людей в их единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройками. Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
В процессе формирования налоговой системы в России была осуществлена замена налога с оборота, налога с продаж на НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1992 г.
в России стала действовать новая налоговая система, общие принципы построения которой определяет Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.
Закон устанавливает перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.
В соответствии со ст. 2 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте налогового кодекса:
1. федеральные (на уровне России);
2. региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
3. местные (на уровне органа местного самоуправления).
Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеральное устройство.
► Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Далее приводится перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий и бюджеты их зачисления
Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ).
Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ).
Налог на добавленную стоимость (ФБ, РБ, МБ).
Таможенная пошлина (ФБ).
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ, РБ, МБ).
Акцизы на минеральное сырье (ФБ).
Налог на пользование недрами (ФВ, РБ, МБ).
Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ).
Налог на доходы от капитала (ФБ).
Подоходный налог (РБ, МБ).
Социальный налог (ВБФ РФ).
Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ).
Водный налог (ФБ, РБ, МБ).
Экологический налог (ФБ, РБ, МБ).
Налог на приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ, МБ).
Налог на использование государственной символики РФ (ФБ, РБ, МБ).
Федеральные лицензионные сборы (ФБ).
► Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
Далее приводится перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений.
Налог на имущество предприятий (РБ, МБ).
Лесной налог (РБ).
Транспортный налог (ДФ).
Региональные лицензионные сборы (РБ).
Налог на использование региональной символики (РБ).
► Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два земельный налог, налог на рекламу.
Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».
Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий, приводится ниже.
Земельный налог (ФБ, РБ, МБ).
Налог с розничных продаж (МБ).
Налог на рекламу (МБ).
Гостиничный налог (МБ).
Курортный сбор (МБ).
Местные лицензионные сборы (МБ).
Налог на использование местной символики (МБ).
К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления.
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции России и в Законе об основах налоговой системы.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
1. принцип единства;
2. принцип подвижности (эластичности);
3. принцип стабильности;
4. принцип множественности налогов;
5. принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
► Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
► Принцип подвижности. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
► Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
► Принцип множественности налогов.
Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.
Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
► Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Наибольший налоговый пресс на деятельность предприятий оказывают налоги:
НДС;
акцизы;
налог на прибыль;
налог на доходы от государственных ценных бумаг;
экспортно-импортные пошлины.
Кроме налогов, направляемых в бюджет, предприятия должны начислять и перечислять страховые взносы и платежи во внебюджетные фонды.
Все перечисленные налоги и взносы как основные инструменты формирования рыночной экономики еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности.
При наличии в налоговой системе страны практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит.
Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.
В настоящее время происходит важный процесс переосмысления налоговой политик
Источник: https://www.studsell.com/view/166469/
Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий
Перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий. и бюджеты их зачисления
Налог на имущество организаций (РБ, МБ).
Единый налог на вмененный доход (ФБ, РБ, МБ).
Транспортный налог (РБ, МБ).
Налог на игорный бизнес (ФБ, РБ).
Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязателен только один — земельный налог.
Он устанавливается законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплателыцики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».
Земельный налог (ФБ, РБ, МБ),
Наибольший налоговый пресс на деятельность предприятий оказывают налоги, занимающие в доходах федерального бюджета следующий удельный вес:
НДС — около 50% всех налоговых поступлений в бюджет;
акцизы- 12%;
налог на прибыль—9,5%;
экспортно-импортные пошлины -18%;
платежи за пользование природными ресурсами — 9,7%.
При этом все налоговые доходы федерального бюджета составляют около 80%.,
Доля единого социального налога в доходах федерального бюджета составляет около 15%.
Все перечисленные налоги и взносы еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности как основные инструменты формирования рыночной экономики.
При наличии в налоговой системе страны практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит.
Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, в решении производственных задач на более высокой технической основе.
Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.
В настоящее время происходит переосмысление налоговой политики. Наряду с локальными поправками в налоговом законодательстве, вызванными необходимостью срочного решения вопросов, в Федеральной налоговой службе РФ и в Министерстве финансов РФ подготавливаются и стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу.
Новый подход к налоговой политике предполагает продолжение налоговой реформы, начатой в 1992 г. Речь идет не о полной замене или кардинальной ломке существующей системы. Предполагается процесс эволюционный, но быстротечный.
Девиз, под которым продолжается налоговая реформа, в Минфине России сформулировали так: «Государство готово пойти на снижение налогов в обмен на ужесточение налоговой дисциплины».
В Налоговом кодексе РФ предусматривается существенное сокращение налоговых льгот. Это не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности и возведет барьеры перёд злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налоговую базу.
Сохранятся отдельные льготы (в соответствии с продекларированными государством приоритетами) при условии жесткого контроля за результатами и «ценой» таких льгот. Налоговые льготы должны иметь временный и направленный характер и предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам или территориям.
Недопустимо, например, устанавливать специальные налоговые режимы для отдельных территорий внутри единого государства, выводить из-под налогообложения доходы военнослужащих, работников Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Департамента налоговой полиции.
Снижение налогов с юридических лиц означает перенос налоговой тяжести с них на физические лица.
Налоговый кодекс РФ систематизирует законодательства и унифицирует его понятийный аппарат, что во многом снижает конфликтность налоговых отношений и обеспечивает дополнительные удобства для налогоплательщиков благодаря отмене сотен нормативных актов.
Налоговой кодекс устанавливает процедурные и процессуальные нормы, без которых любые декларации прав и обязанностей остаются всего лишь декларациями.
Процедуры нужны прежде всего для того, чтобы определить правила проведения проверок, выставление требований об уплате налогов, приостановления сроков исполнения требований на период обжалования, применения репрессивных мер (списание средств с банковских счетов, обращение взыскания на имущество, арест имущества, изъятие документов). Кодекс устанавливает также порядок обжалования действий налоговых органов и рассмотрения дел о нарушениях.
Пересмотрены составы налоговых нарушений, штрафы за эти нарушения. По-новому решаются вопросы предоставления отсрочек по уплате налогов, а также возврата излишне уплаченных или неправомерно взысканных налогов.
Для налогообложения следует четко определить такие важнейшие понятия, как экономическая деятельность, товары (работы, услуги) и их реализация, место реализации и рыночная цена, доходы и их источники, Правила, в соответствии с которыми доходы признаются российскими или полученными за пределами страны, и др.
С принятием части второй Налогового кодекса можно реально связать надежды на изменение налогового климата в сторону «потепления», снять многие препятствия по развитию производства, что сегодня выражается в отношении российских и иностранных инвесторов к оценкам возможностей и рисков нормально работать и получать прибыль в России.
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
Налоги — обязательные платежа физических и юридических лиц, взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на антагонистические классы и появлением государства.
Учение о налогах — составная часть финансовой науки. изучающей производственные отношения людей в их единстве и взаимодействиис производительными силами и надстройкой. Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
В современных условиях налоги выполняют две функции — фискальную и экономическую, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.
Фискальная функция — основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.
Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода.
Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства .в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию.
Экономическая функция означает; что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Налоговая система — совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.
Налоговая система включает различные виды налогов, В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.
Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы. Которые перечисляет государству (косвенная форма обложения).
В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.
Элементы налога. Каждый налог содержит следующие элементы; субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.
Субъект налога, или налогоплательщик, — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налога — предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог.
Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
Единица обложения — единица измерения объекта (по подоходному налогу денежная единица страны; по земельному налогу — гектар, акр).
Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.
Налоговый оклад— сумма налога, уплачиваемаясубъектом с одного объекта.
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
Способы взимания налога. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
• кадастровый;
• изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
• изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).
Первый способ предполагает использование кадастра.
Кадастр — это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.
Изъятие налога до получения владельцем дохода, (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы.
Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
[1] Утратил силу с 1 января 1999 г. за исключением п. 2ст. 18 и ст. 19, 20, 21 на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ.
[2] ФБ — федеральный бюджет;
РБ — региональные бюджеты;
МБ — местные бюджеты;
ВБФ РФ — специальный внебюджетный фонд Российской Федерации.
Источник: https://studopedia.su/4_8369_perechen-mestnih-nalogov-vzimaemih-s-predpriyatiy.html