Особенности административно-правового статуса органов исполнительной

15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Особенности административно-правового статуса органов исполнительной

Понятие органа исполнительной власти(органа государственного управления,администрации) может быть определенокак целостное структурно оформленноесамостоятельное социальное образование,функционально осуществляющееисполнительную и распорядительнуюдеятельность в целях решения задачобщества и государства в социально-политической,социально-культурной, хозяйственной имежотраслевых сферах государственнойдеятельности.

Административно-правовой статус органовисполнитель ной власти (органовгосударственного управления, администрации)определяется Конституцией, конституциямиреспублик в составе России, федеральнымии иными законами, положениями об органах(например, Положение о Министерствевнутренних дел Российской Федерации).Все органы исполнительной властиобладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органаисполнительной власти определяетсятакже его конкретным назначением, местоми ролью в системе управления. Вместе стем общими чертами правового положенияоргана являются:

— подзаконный характер деятельностиорганов исполнительной власти;

— наделение их правом распорядительства,издавать подзаконные юридические акты,в том числе акты нормативного характера;

— подотчетность и подконтрольностьнижестоящих органов вышестоящим втой или иной системе управления,обязательность распоряжений вышестоящихорганов для нижестоящих.

 При этоморганы государственного управлениямогут действовать в рамках двойногоподчинения — вертикальном и горизонтальном.

В тех отраслях управления, где требуетсявысокая степень централизации,двойное подчинение отсутствует(управ ление оборонной, железнодорожнымтранспортом и др.). Это объясняетсяспецификой данной отрасли управления;

— оперативная самостоятельность органовв пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительнойвласти, определяемая законодательнымили иным нормативным актом, включает:задачи органа, его функции, т.е. направлениядеятельности, обязанности и права,ответственность, формы и методыдеятельности ц структуру органа.

16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Местное самоуправление в РоссийскойФедерации – это признаваемая игарантируемая Конституцией РФсамостоятельная и под свою ответственностьдеятельность населения по решениюнепосредственно или через органыместного самоуправления вопросовместного значения исходя из интересовнаселения, его исторических и иныхтрадиций.

Функции местного самоуправления:

– обеспечение участия населения всамостоятельном решении местныхвопросов;

– обеспечивает социально-экономическоеразвитие территории;

– управление муниципальнойсобственностью;

– обеспечение потребности населенияв социально-культурных, коммунально-бытовыхи других важных услугах;

– осуществление защиты интересов иправ местного самоуправления;

– обеспечение охраны общественногопорядка, реализации законов, поддержаниеправопорядка на территории муниципальногообразования. Принципы местногосамоуправления – обусловленные природойместного самоуправления коренные началаи идеи, лежащие в основе организации идеятельности населения, формируемыхими органов, самостоятельно осуществляющихуправление делами.

В рамках этих принципов осуществляетсярегулирование особенностей организацииместного самоуправления в приграничныхтерриториях, закрытыхадминистративно-территориальныхобразованиях, правовое регулированиеместного самоуправления в субъектахФедерации с учетом исторических иместных традиций.

Принципы делятся на общие и специальные.

Общие:

– верховенство Конституции РФ,федеральных законов;

– самостоятельность решения населениемвопросов местного значения;

– наделение органов местногосамоуправления определенными полномочиями;

– соответствие материальных ифинансовых ресурсов местного самоуправленияего полномочиям;

– многообразие организационных формосуществления местного самоуправления;

– соблюдение прав и свобод человекаи гражданина;

– законность в организации деятельностиместного самоуправления;

– гласность деятельности местногосамоуправления;

– коллегиальность и единоначалие вдеятельности местного самоуправления;

– государственная гарантия и поддержкаместного самоуправления.

Специальные:

– принцип компенсации увеличениярасходов или уменьшения доходов органовместного самоуправления, возникших врезультате решений органов государственнойвласти;

– принцип получения органами местногосамоуправления платы за пользованиена их территории природными ресурсамии т. д. Конституционно-правовые основыместного самоуправления закреплены вст.

130 Конституции РФ, которая устанавливаетправо населения самостоятельно решатьвопросы местного значения, владения,пользования и распоряжения муниципальнойсобственностью, а также право самостоятельноосуществлять управление местными деламипутем прямого волеизъявления, черезвыборные и другие органы местногосамоуправления.

Система органов местного самоуправления– совокупность негосударственных,имеющих статус самостоятельныхпредставительных и исполнительныхорганов, через которые на даннойтерритории осуществляются функции иполномочия местного самоуправления,образуемых в соответствии с КонституциейРФ и Федеральным законом от 6 октября2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв рФ».

Источник: https://studfile.net/preview/1978062/page:11/

Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

Особенности административно-правового статуса органов исполнительной

Осуществление государственной власти в Российской Федерации происходит с помощью ее распределения на 3 ветви. Эти ветви разделяют все органы государства на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Замечание 1

Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает механизм государственной власти. Его составляющие элементы имеют специфическое устройство и выполняют только функции, которые присущи для них.

Исполнительная власть включает ветвь систему органов исполнительной власти. Они производят государственное управление с помощью реализации властных полномочий государства. Они имеют исполнительно-распорядительный характер.

Исполнительная деятельность (управленческая деятельность) заключается в реализации органами государственной власти функций государства в области культуры, экономики, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, государственной безопасности и охраны порядка в обществе. Положения статей Конституции содержат информацию о субъектах в сфере выражения исполнительной власти. Они представлены субъектами, в состав компетенции которых включена реализация власти.

Теоретически органы исполнительной власти представляют собой самостоятельные структурные единицы, включенные в систему исполнительной власти. С их помощью происходит реализация функции управления в стране в рамках предоставленных полномочий. В число признаков органов исполнительной власти необходимо включить следующие действия:

  • выполняют публичные, государственные функции, основанные на властных полномочиях (состоят в исполнительных, регулятивных, координационных, контрольных и надзорных форм управленческой деятельности в некоторой отрасли, районе, сфере;
  • оформляется правовой статус органа с помощью положения, утвержденного вышестоящими органами или законодателем;
  • наделены правом принятия в ходе исполнительной и распорядительной деятельности управленческих решений в виде правовых актов, соответствующих действующим законам и обязательных к исполнению в области ведения этого органа;
  • обладают сложной внутренней структурой;
  • д) финансируются из бюджета страны (федеральный, бюджет субъекта РФ), при этом ни орган, ни его служащие не вправе вести хозяйственную и коммерческую деятельность;
  • включены в систему соподчинения в рамках исполнительной власти, должны вести отчетность перед органом власти, который его учредил.

Черты органов исполнительной власти

Определение 1

Орган исполнительной власти представляет собой орган власти в государстве, которые юридически и организационно обособлен и наделен властными полномочиями. Это необходимо для достижения целей, решения задач и выполнения функций государства в разных жизненных областях.

Органы исполнительной власти отличаются несколькими характерными чертами:

  1. Они могут являться составным элементом единой системы органов власти в нашей стране. Конституционные положения установили, что федеративное устройство России основано на единстве государственной власти. Каждый из органов имеет государственно-властные полномочия. Они дают возможность решать определенные вопросы, находящиеся в рамках предоставленных прав. Органы занимаются изданием актов, обязательных для исполнения прочими государственными органами, физическими и должностными лицами. Также орган обеспечивает исполнение данных актов.
  2. Для всех органов присущи государственно-властные полномочия, которые выражены в рамках компетенции. Компетенция представляет собой систему предметов ведения и полномочий, которыми органы наделяются в отношении своего предмета ведения. Ее определяют Конституционные положения, уставы субъектов РФ, федеральные законы и законы субъектов страны, президентские указы, постановления Правительства РФ и исполнительных органов и др.
  3. Их формирование происходит в порядке, который установлен законом. Например, порядок создания Правительства РФ установлен положениями Конституции и Закона о Правительстве. Любой орган государства уполномочивается для осуществления соответствующих задач и функций. Формирование, реорганизацию и ликвидацию федеральных органов исполнительной власти осуществляет по законодательству РФ Президентом. В субъектах РФ создание, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти происходит по законам субъектов РФ. Это осуществляют главы субъектов или их законодательные органы.
  4. Они работают в установленном государством порядке. Так, Конституция в 114 статье определяет порядок работы Правительства РФ.

Что касается полномочий органов исполнительной власти, то они, в первую очередь, выражены изданием правовых актов управления и обеспечением их исполнения с помощью организационных и юридических средств.

С одной стороны акты органов являются подзаконными, то есть их издание происходит по закону и для его исполнения. С другой стороны они концентрируются на регулировании отношений в обществе.

По этой причине для актов таких органов характерен исполнительно-распорядительный характер.

Классификация органов исполнительной власти

Правовая литература использует несколько критериев для классификации органов исполнительной власти.

В соответствии с территорией деятельности они могут быть:

  • федеральными;
  • субъектов РФ.

В зависимости от оснований образования:

  • основанные на законодательстве РФ;
  • основанные на законодательстве субъектов РФ.

В соответствии с характером компетенции:

  • общая компетенция (органы функционируют в отношении всех сфер и отраслей управления в государстве, включая правительство, административные единицы и др.);
  • отраслевая компетенция (органы ведают определенной отраслью управления, включая министерства и прочие отраслевые органы исполнительной власти);
  • межотраслевая компетенция (органы координируют работу других органов исполнительной власти, включают федеральные министерства);
  • специальная компетенция (органы выполняют регулятивную, разрешительную, контрольную и надзорную функцию в разных областях управления, включая федеральные службы).

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные (например, правительство);
  • единоначальные (например, министерство).

По организационно-правовой форме:

  • министерство;
  • прочие федеральные органы (агентства, службы);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 77 Конституции гласит, что в пределах ведения и полномочий РФ, касающихся предметов совместного ведения государства и его субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ объединены в единую систему исполнительной власти нашей страны.

Определение 2

Система органов исполнительной власти представляет собой систему органов, которые имеют компетенции в сфере управления государством, человеческими, материальными и другими ресурсами, которые требуются для исполнительной и распорядительной деятельности.

Система исполнительной власти, в первую очередь, является подсистемой государственной власти, ветвь которой в структуре разделения властей представлена единым целым в организационном механизме государственной организации общества и ведения его дел. Она обладает соответствующим структурным строением, которое включает несколько уровней (выстраиваются по иерархии, вертикально); звеньев (выстраиваются на одном уровне формирования однородных органов); виды и формы.

Орган исполнительной власти представляет собой первичную и основную структурную единицу в рассматриваемой системе. Орган в качестве структурной единицы обладает сложнейшим внутренним строением, включающим структурные подразделения аппаратного назначения. Такие подразделения не наделены полномочиями власти.

Система исполнительной власти нашей страны включает элементы:

  • федеральные органы;
  • органы субъектов РФ, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.

Обеспечение единства этой системы происходит с помощью верховенства Конституции и федеральных законов; обязательности для исполнения в рамках государства президентских, правительственных указов и распоряжений.

Большую роль играют и федеральные суды, которые подчиняются Конституции и федеральным законам и имеют полномочия в оценке решений и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. В рамках рассматриваемых органов действует и Прокуратура.

С ее помощью производится контроль исполнения законов.

Особенное значение в поддержке единой системы исполнительной власти имеет Президент РФ. По положениям Конституции он занимается обеспечением согласованной работы и связи между органами государственной власти.

Он же имеет полномочия федеральной власти государства на всей территории, может приостанавливать работу актов органов исполнительной власти субъектов РФ при наличии противоречий Конституции, федеральному законодательству, международным обязательствам РФ и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-i-administrativno-pravovoj-status-organov/

Особенности административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти

Особенности административно-правового статуса органов исполнительной

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3 Глава 1. Понятие, принципы и структура федеральных органов исполнительной власти 6 1.1. Понятие и основные характеристики федеральных органов исполнительной власти 6 1.2. Принципы и структура исполнительной власти 9 Глава 2. Организационно-правовые формы центральных органов федеральной исполнительной власти в РФ и их правовой статус 12 2.1.

Правительство РФ, как высший исполнительный орган государственной власти 12 2.2. Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти……………………..14 Глава 3.

Проблема реализации федеральными органами исполнительной власти законодательства об административной ответственности 19 Заключение 24 Список использованной литературы 26

Введение

Актуальность темы курсовой работы, обусловлена тем, что действующая Конституция РФ в статье 10 разделяет государственную власть на три ее основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть выступает частью государственно-властного механизма, который базируется на данном принципе.

При этом государственная власть не может быть реализована сама по себе, так как она всегда воплощается в конкретных действиях, которые выражают ее содержание, а также направленность и совершаемых ее субъектов.

Органами исполнительной власти субъектов РФ посредством исполнения российского законодательства, разрабатываются нормативные акты в сфере обеспечения национальной безопасности, которые в дальнейшем предоставляются Президенту РФ и Правительству РФ.

При этом, исполнительная власть в сфере обеспечения национальной безопасности, не осуществляет свои полномочия автономно, а напрямую взаимодействует, как с Президентом, так и с иными органами государственной власти для полного достижения поставленной цели.

В пределах своих полномочий Правительство РФ осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти и исполнительной власти субъектов по аспекту формирования федерального бюджета для дальнейшего развития программ в сфере миграции и осуществлении управления деятельностью УФМС РФ.

Одной из главных форм реализации исполнительной власти, как федерального, так и местного значения является реализация административного законодательства, что в первую очередь характеризует ее административно-правовой статус.

На сегодняшний день, действующее административное законодательство включает в себя КоАП РФ, который является главным федеральным законом, устанавливающим административную ответственность, также законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

При этом, существует серьезная проблема, свидетельствующая о противоречивости конституционно-правовой базы административно-деликтного характера КоАП РФ. Противоречивость основывается на положениях статьи 1.1.

КоАП РФ, которая определяет, что данный Кодекс основывается на Конституции, при этом в самой Конституции нет ни одной нормы, которая бы напрямую указывала процесс регулирования административных отношений.

Это создает существенную проблематику в процессе реализации федеральными исполнительными органами и органами субъекта федерации законодательства об административной ответственности.

Не смотря на огромный перечень полномочий административно-правового характера, исполнительная власть нуждается в государственном контроле и прокурорском надзоре, которые призваны обеспечивать законность ее деятельности.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти. Предметом курсовой работы выступает деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере административно-правовых отношений. Целью курсовой работы является изучение особенностей административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти. Поставленная цель определила следующие задачи: — дать определение понятию, рассмотреть основные принципы и структуру федеральных органов исполнительной власти; — рассмотреть понятие и основные характеристики федеральных органов исполнительной власти; — изучить принципы и структуру исполнительной власти; — охарактеризовать организационно-правовые формы центральных органов исполнительной власти в РФ и их правовой статус; — изучить Правительство РФ, как высший исполнительный орган государственной власти; — определить место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти; — выявить проблему реализации федеральными органами исполнительной власти законодательства об административной ответственности. Теоретическая база исследования. Для обоснования сформулированных в данной работе положений использовались труды таких авторов как: Е.Е. Прокошенковой, А.И. Соловьева, Н.Ю. Хаманева, П.А. Фефелова. А.П. Шергина, Т.В. Милушевой и др. Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.

Заключение

Таким образом, подводя итог данной работы, следует сделать несколько основных выводов.

В первой главе данной работы было дано определение, а также рассмотрены основные принципы и характеристики федеральных органов исполнительной власти, которые представляют собой, прежде всего, политико-правовую категорию, но при этом посредством вверенных полномочий имеют неразрывную связь с административным правом.

Не смотря на тот факт, что Конституция наделяет исполнительную власть самостоятельностью, она так или иначе, взаимодействует с иными органами государственной власти в том числе и с Президентом, который не входит ни в одну ветвь власти. Для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнение требований законодательства.

Вся деятельность исполнительной власти строится на принципах дуализма, единства системы исполнительной власти и принципе разграничения предметов ведения и полномочий. Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой некую структуру, которую составляет: Правительство, федеральные министерства федеральные службы и агентства.

Деятельность каждого структурного подразделения подчинена актам права, в частности Указам Президента. Деятельность Правительства РФ, которое представляет собой высший исполнительный орган, регламентируется Основным законом и ФКЗ «О Правительстве».

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных общественных интересов, в том числе и вопросов обороны и безопасности государства.

Деятельность различных министерств и федеральных служб в основном регламентируется большим количеством Указов Президента РФ, согласно которым происходит их преобразование и изменяется их структура, а также определяются основные полномочия и компетенция данных организационных структур.

В этой связи особенность административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти заключается в их функциях, а также в том, что данные органы являются органами государственного управления, которые отличаются от других органов содержанием деятельности и ее характером, в частности исполнительные органы осуществляют практическую реализацию задач и функций исполнительной власти, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах. Последняя глава посвящается выявлению проблемы, связанной с административно-правовым статусом федеральной исполнительной власти посредством ее реализации законодательства об административной ответственности. В первую очередь в данной работе был выявлен основной пробел, который служит истоком всех вытекающих из него проблем. Данный пробел характеризуется противоречием между нормами действующего КоАП РФ, который определяет, что все его положения основываются на нормах Конституции РФ, одна при этом сама Конституция не содержит ни одной нормы, которая бы закрепляла данное утверждение и регламентировала хотя бы частично административную ответственность. При этом, в случае когда бы еще и Конституция стала регламентировать законодательство об административной ответственности, тогда возникла бы полная путаница в основании разграничений компетенции между исполнительной властью федерального значения и между исполнительной властью субъектов федерации по вопросу административной ответственности.

Список литературы

Источник: https://www.work5.ru/gotovye-raboty/93903

Виды и особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Особенности административно-правового статуса органов исполнительной

Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[40] система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность РФ;

б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и имеет следующие основные полномочия:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;

ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

В краях и областях – субъектах РФ – органом исполнительной власти является администрация края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа.

В краях и областях исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главой исполнительной власти, возглавляя систему ее органов.

В автономных округах исполнительная власть осуществляется главами администраций, губернаторами или правительствами.

Уставы краев и областей определяют традиционные для лиц, возглавляющих исполнительную власть в крае или области, полномочия, например: разработка и представление на утверждение законодательного органа края или области бюджета и обеспечение его исполнения; утверждение структуры и штатов органов исполнительной власти; формирование отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; утверждение положений об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти; издание постановлений и распоряжений, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ и обязательны здесь к исполнению; отмена актов подведомственных органов исполнительной власти субъектов РФ; представление органа исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания лично либо через назначенного представителя; осуществление функций распорядителя кредитов при исполнении бюджета; утверждение положений о структурных подразделениях администрации.

Компетенцию органа исполнительной власти субъекта реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них.

Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа – это специализированная часть его аппарата.

Субъекты РФ создают такую систему органов исполнительной власти, которая включает органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По организационно-правовой форме органы исполнительной власти в субъектах РФ могут быть различными. Они не установлены нормативными актами и формируются исходя из исторических, национальных традиций.

В структуре аппарата любого органа исполнительной власти субъекта федерации можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные подразделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организации отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

Например, Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет высшее должностное лицо области – Губернатор Нижегородской области – Председатель Правительства.

Правительство Нижегородской области полномочно решать все вопросы государственного управления социально-экономическим развитием региона.

Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области.

Состав и порядок формирования Правительства, его структура, правовые основы деятельности и полномочия, взаимоотношения Правительства с другими органами государственной власти и местного самоуправления определяются законом области «О Правительстве Нижегородской области»[41].

Членами Правительства являются Губернатор, Вице-губернатор, заместители Губернатора, министры. Решения по осуществлению своих полномочий принимаются Правительством на его заседаниях в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства.

Структура органов исполнительной власти Нижегородской области утверждена Указом Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 № 62 «О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области» и включает в себя:

Губернатор – Председатель Правительства Нижегородской области:

— Управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Правительства Нижегородской области;

— Управление делами Правительства Нижегородской области;

— Оперативно-распорядительное управление Правительства Нижегородской области;

— Министерство инвестиционной политики Нижегородской области;

— Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

— Министерство внутренней политики Нижегородской области;

— Департамент международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области;

— Представительство Правительства Нижегородской области при Правительстве Российской Федерации;

— Представительство Нижегородской области в Республике Беларусь.

Вице-губернатор, первый заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

— Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;

— Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

— Министерство экономики Нижегородской области;

— Министерство финансов Нижегородской области;

— Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

— Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области;

— Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области.

Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

— Министерство здравоохранения Нижегородской области;

— Министерство образования Нижегородской области;

— Министерство социальной политики Нижегородской области;

— Министерство культуры и информации Нижегородской области;

— Департамент по развитию спорта Нижегородской области;

— Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области;

— Главное управление записи актов гражданского состояния Нижегородской области.

Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

— Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

— Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

— Департамент транспорта и связи Нижегородской области;

— Государственная жилищная инспекция Нижегородской области;

— Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области;

— Региональная служба по тарифам Нижегородской области.

Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

— Министерство строительства Нижегородской области;

— Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области;

— Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области;

— Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области;

— Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области.

Министр Правительства – руководитель аппарата Правительства Нижегородской области:

— Аппарат Правительства Нижегородской области;

— Управление по обеспечению деятельности мировых судей, адвокатуры и нотариата Нижегородской области;

— Комитет по делам архивов Нижегородской области.

§3. Административно-правовой статус
государственных и муниципальных служащих

Источник: https://studopedia.net/9_2272_vidi-i-osobennosti-administrativno-pravovogo-statusa-organov-ispolnitelnoy-vlasti-sub-ektov-rossiyskoy-federatsii.html

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Особенности административно-правового статуса органов исполнительной

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов — следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. задача, органа, исполнительной власти — правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.

), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.).

Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7.

Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо — творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления.

В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления.

Правовые акты органов исполни-тельной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е.

они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти— юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий.

Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами.

Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_3530_administrativno-pravovoy-status-organov-ispolnitelnoy-vlasti.html

Studio-pravo
Добавить комментарий