Основные направления совершенствования финансового планирования

Пути совершенствования финансового планирования в РФ

Основные направления совершенствования финансового планирования

Финансовое планирование требует постоянного совершенствования.

В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета, ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, они используются на расширение производственной и социальной деятельности.

В современных условиях требуется более активное использование научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив.

Совершенствование финансового планирования является в настоящее время одной из актуальных задач, способствующих оптимизации системы управления, с целью повышения эффективности деятельности и укрепления финансового состояния. Финансовое планирование является важнейшей составляющей внутрифирменного планирования.

Потребность в нем с развитием рынка не только не снижается, но возрастает. Это связано с достижение эффективности, прибыльности, получение высоких доходов.

Правильно организованное финансовое планирование помогает завоевывать новые позиции на рынке, составлять концепции производства новых товаров и услуг, выбирать рациональные способы их реализации.

Основными направлениями улучшения финансового планирования необходимо считать:

  • — повышение эффективности (снижение удельных норм расхода);
  • — сокращение расходов;
  • — увеличение продаж.

При этом целесообразно использовать шкалу чувствительности.

Для совершенствования финансового планирования необходимо провести ряд мероприятий:

  • — оценить активы по рыночной стоимости;
  • — отказаться от бартерных и других не денежных видов расчетов;
  • — провести анализ устойчивости организации на рынке на всех этапах стратегического развития;
  • — провести инвентаризацию материальных ценностей и привести их структуру к нормативным показателям;
  • — оптимизировать соотношение потребности финансовых ресурсов для развития и их фактического наличия при сохранении устойчивой платежеспособности;
  • — провести анализ и оптимизировать соотношение собственных и заемных средств;
  • — провести анализ рентабельности использования кредитов;
  • — провести анализ условий кредитования различными кредитными организациями и выбрать наиболее приемлемый вариант.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

  • — воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  • — обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;
  • — предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;
  • — служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономике, предполагает необходимость разработки новых методов финансового планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменение в содержание финансового планирования, можно выделить следующие:

  • — расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности хозорганов за результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • — расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания сбалансированности платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления;
  • — внедрение новых принципов распределения дохода выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;
  • — в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансирования сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;
  • — в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Возрастает роль территориального сводного финансового баланса в переводе территорий на принцип самофинансирования. Решение об автоматизации бюджетного процесса на всех уровнях является шагом в расширении прав областей и других территориально-административных образований в планировании зависимости от результатов деятельности и поступления доходов на соответствующие территории.

Поскольку производство и финансы в условиях рынка находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными. Финансовые планы в условиях переходного периода становятся в большей степени прогнозами. Рабочими планами становятся квартальные; в дополнение к ним требуется разработка и оперативных финансовых планов на 10-30 дней.

Финансовое планирование должно строиться на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства. Экономические нормативы, регулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать:

  • — оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов;
  • — стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных факторов их роста;
  • — финансирование расходов по развитию производства, удовлетворению социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов за счет заработанных ими средств.

Таким образом, в рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком качественном уровне и обогащается новыми формами, методами, позволяющими проводить этот процесс, используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.

Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, а связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. Вне нормативно-правовых отношений финансовая деятельность неосуществима.

Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям.

При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.

Такого рода предписания могут быть адресованы и государственным органам, находящимся в подчинении у первых.

Однако государственные органы, вступая в финансовые правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых отношений. Как права, так и обязанности всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства и обеспечиваются его принудительной силой.

Преобразование объективных в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно-властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово-правовые нормы и акты — как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия на экономические процессы.

Методами финансово-правового регулирования являются государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими полномочиями, а также рекомендации, согласования.

Выполнение финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, ПО методом убеждения, основанным на законопослушании и сознательности граждан и должностных лиц.

К хозорганам и гражданам, не выполняющим финансовые обязательства, применяется метод принуждения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных платежей в бюджет и финансовые санкции.

Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов и т.д.

С другой стороны, субъектам финансовых отношений гарантируется возможность защиты их прав в административном, судебном порядке или процессе деятельности полновластных органов государства — представительных органов и местных администраций; они могут отменить в случае несоответствия закону акты подконтрольных им структур.

Источник: https://studwood.ru/1455777/finansy/puti_sovershenstvovaniya_finansovogo_planirovaniya

Основные направления совершенствования финансового планирования

Основные направления совершенствования финансового планирования

Рыночные отношения в национальном хозяйстве предполагают изменение места финансового планирования в финансовом механизме, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики.

Рыночные отношения наряду со стихийными несут в себе и регулирующее начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государственный заказ, контрольный пакет акций. В этих условиях, безусловно, необходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого — финансовое планирование.

Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики.

Важное место в государственном регулировании занимает индикативное планирование (прогнозирование), в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Неотъемлемой его частью является индикативное финансовое планирование, главная цель которого — определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности — рекомендуемый характер.

Последнее достигается путем использования экономических инструментов — регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации.

Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального банка, нормы амортизационных отчислений.

Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития.

Это касается, во-первых, необходимости соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям (натурально-вещественная и стоимостная сбалансированность, стабилизация цен, соответствие доходов и расходов, равновесие платежного баланса и т.д.).

Во-вторых, индикативный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения в национальном хозяйстве, в том числе и путем инвестиций.

Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической и социальной политики; это могут быть ликвидация диспропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация производства, обеспечение конкурентоспособности продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.

Индикативное планирование осуществляется также на местном уровне. Здесь также обязателен принцип согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов (предприниматели).

Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономики, предполагает необходимость разработки новых методов финансового планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменения в содержании финансового планирования, можно выделить следующие:

  • — расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности хозорганов за результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • — введение новых принципов распределения дохода выводит из под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;
  • — расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания сбалансированности платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления;
  • — в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансирования сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;
  • — в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Парламент республики рассматривает лишь республиканские бюджеты, не касаясь финансовых ресурсов региона. Поэтому возрастает роль территориального сводного финансового баланса в переводе территорий на принцип самофинансирования.

Решение об автономизации бюджетного процесса на всех уровнях является шагом в расширении прав областей и других территориально-административных образований в планировании зависимости от результатов деятельности и поступления доходов на соответствующие территории.

Поскольку производство и финансы в условиях рынка находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными. Финансовые планы в условиях переходного периода становятся в большей степени прогнозами.

Характерные для этого периода неустойчивость динамики производства, неналаженности маркетинга и другие труднопредсказуемые явления в хозяйственных связях и денежных отношениях приводят к сокращению периодичности разработки финансовых планов с 5 лет до 1 года.

Рабочими планами становятся квартальные; в дополнение к ним требуется разработка и оперативных финансовых планов на 10-30 дней.

Финансовое и бюджетное планирование должно строиться на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства. Экономические нормативы, регулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать:

  • — оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов;
  • — стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных факторов их роста;
  • — финансирование расходов по развитию производства, удовлетворению социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов за счет заработанных ими средств.[6, 99]

Предпринимательские звенья в своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми бизнес-планами. Бизнес-план — это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности.

Он более полно охватывает все стороны отношений частного предприятия, чем планы экономического и социального развития государственных предприятий.

Бизнес-план включает разделы, характеризующие особенности продукции или услуг, их конкурентоспособность, оценку рынка сбыта (прогноз рынка) стратегию маркетинга, производственный, организационный и юридический планы, оценку риска и страхование.

Финансовый план, как важнейшая составляющая, обобщает материалы и показатели других частей бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении. Здесь подготавливается несколько документов:

  • — прогноз объемов реализации;
  • — баланс денежных доходов и поступлений;
  • — таблица доходов и затрат;
  • — сводный баланс активов и пассивов предприятия;
  • — график достижения безубыточности.

Самостоятельный раздел представляет стратегию финансирования и возврат средств инвесторам в обусловленных объемах и сроках.

Таким образом, в рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком качественном уровне и обогащается новыми формами, методами, позволяющими проводить этот процесс, используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.

Источник: https://vuzlit.ru/1752500/osnovnye_napravleniya_sovershenstvovaniya_finansovogo_planirovaniya

Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на российских предприятиях в современных экономических условиях

Основные направления совершенствования финансового планирования

Лисютина Анастасия Сергеевна Студент РЭУ им. Г.В. Плеханова (ПФ), Россия, г. Пятигорск

E-mail: lisutina6@gmail.com

Научный руководитель: Баклаева Наталья Михайловна ст. преподаватель кафедры экономики и финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова (ПФ), Россия, г. Пятигорск

Современный рынок динамичен, и российским организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, зачастую в условиях неопределенности. На современном этапе развития российской экономики весомым инструментом финансового менеджмента является финансовое планирование, которое также выступает в качестве важнейшей части финансового механизма предприятия.

Как на малых, так и на крупных предприятиях существует высокая потребность в эффективном финансовом планировании, но, как правило, оно доступно лишь предприятиям, которые владеют значительными средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, которые способны вести масштабную плановую работу.

Одним из самых востребованных и перспективных направлений совершенствования финансового менеджмента сегодня является повышение качества системы финансового планирования на предприятии.

В связи с финансовым кризисом, начавшимся в 2008 году, стало понятно, что на российских предприятиях имеются серьезные проблемы в системе управления финансами.

Большая часть российских предприятий считают первостепенными негативными последствиями кризиса снижение спроса и рост производственных затрат, что существенно влияет на рентабельность.

Также, в качестве одной из наиболее важных проблем можно выделить отсутствие возможности финансирования новых проектов.

Данные явления могут иметь негативное влияние на долгосрочную перспективу развития предприятий.

Одна из причин этих явлений – это отсутствие своевременной, точной и полной информации, как о текущем финансовом состоянии предприятия, так и о будущем. В современных условиях экономической нестабильности необходимо прогнозировать будущее, предсказывать возможные изменения условий деятельности предприятий при помощи опережающего планирования и контроля.

Одной из распространенных форм финансового планирования является бюджетирование.

Но на российских предприятиях бюджетирование носит в основном условный характер и чаще всего заключается в контроле отдельных показателей, к примеру, кредиторской и дебиторской задолженности.

Как правило, предприятия не составляют прогнозный баланс, ограничиваясь лишь различными вариантами бюджета денежных средств, бюджетами доходов и расходов и так далее.

Весомый вклад в процесс дезорганизации финансового управления также вносят российская система бухгалтерского учета и связанный с ней механизм налогообложения, в связи с которым детальное планирование налогов вовсе не гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых служб.

В управлении предприятием важнейшую роль играет грамотная постановка управленческого учета, данные которого являются основой для финансового управления предприятием. Внутренняя информация о деятельности предприятия позволяет определить необходимость в привлечении дополнительных ресурсов, а также позволяет спрогнозировать финансовые потоки.

Информация о финансовом состоянии предприятия является конфиденциальной, поэтому необходимо обеспечить распределение прав пользователей, для защиты от несанкционированного доступа к данной информации. От своевременной оценки конечного результата зависит эффективность управления финансами предприятия.

Не достаточно анализировать лишь прибыльность предприятия. Необходимо своевременно получать информацию по основным параметрам, которые способны показать объективную картину финансового состояния предприятия. Это позволит выявить доступные источники средств, оценить возможные темпы развития предприятия.

Ключевым фактором здесь является объем и качество используемой информации.

Другой сложностью, которая возникает в процессе финансового планирования на российских предприятиях, является грамотная постановка целей руководителями предприятий.

Как правило, в качестве основной цели чаще всего выбирают прибыль.

В итоге не учитываются показатели ликвидности, сбалансированности финансовых потоков, что в свою очередь, не может привести к формированию целостной системы финансовых целей, что затрудняет их достижение.

Достаточно непростой задачей является автоматизация учета. Как правило, принципы ведения учета на предприятиях различны и основываются на специфике деятельности конкретного предприятия.

При использовании полноценной системы финансового планирования на предприятии необходимо обеспечивать прохождение информации через все системы учета для того чтобы обеспечивать получение оперативных данных об исполнении ранее принятых финансовых планов.

При этом необходимо обеспечивать достаточный уровень детализации информации.

Проблемой является и то, что большая часть программных разработок предназначена для решения отдельных задач финансового планирования. Это может осложнять осуществление финансового планирования на предприятии.

На наш взгляд, в современных условиях финансового управления на предприятиях необходимо применять новую систему финансового планирования.

На первом месте должны стоять информационные технологии, которые позволят финансовому менеджеру рассматривать разные варианты финансовых планов в электронном виде и при необходимости корректировать финансовый план с автоматическим пересчетом взаимодействующих статей, что значительно сэкономит время.

С учетом вышесказанного, нам представляется возможным выделить следующие, актуальные проблемы финансового планирования на российских предприятиях и предложить пути их совершенствования:

1. Реальность формируемых финансовых планов. Реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии рационального плана на длительный промежуток времени, в современных условиях хотя бы на год.

Как правило, нереальность планов порождается необоснованными плановыми данными по сбыту, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности и т.д.

В итоге, составленные планы не являются эффективным финансовым инструментом управления.

В качестве способа решения данной проблемы можно предложить повысить достоверность данных путем вовлечения в процесс финансового планирования руководителей и квалифицированных менеджеров разного уровня.

2. Оперативность составления финансовых планов. Даже хорошо составленный план является неэффективным, если он представлен не к заданному сроку. Причинами низкой оперативности являются: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, недостаток и недостоверность информации и т.д.

В качестве способа решения данной проблемы можно предложить связать стратегию с оперативным уровнем управления, то есть представить цели предприятия в цифровом выражении и контролировать их достижение.

3. Отстраненность долгосрочных финансовых планов от краткосрочных. Характеризуется отсутствием последовательности операций, проходящей через все отделы.

В процессе решения данной проблемы можно предложить скоординировать работу всех подразделений организации и все направления деятельности между собой.

4. Реализуемость финансовых планов. Под этим понимается выполнимость планов с точки зрения обеспечения предприятия необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, а также отсутствие дефицита средств. Как показывает российская практика, часто принимаются финансовые планы с дефицитом до 30-60%.

Способом решения данной проблемы является использование различных методов экономического прогнозирования и моделирования ситуаций, что позволит оценить влияние различных факторов на деятельность предприятия и своевременно отреагировать на них.

5. Автоматизация управленческого учета. Основной проблемой является разработка концепции системы управленческого учета и адекватного ее восприятия всеми заинтересованными лицами на предприятии.

Решением данной проблемы является привлечение квалифицированных специалистов для разработки и внедрения единой системы управленческого учета для конкретного предприятия.

Дальнейшее исследование экономистами сущности финансового планирования, анализа его особенностей и проблем в рамках российской экономики, а также разработка направлений его совершенствования должно способствовать повышению качества финансового менеджмента на российских предприятиях и в целом способствовать росту экономики страны.

Список использованных источников

  1. Афонасова М.А., Бизнес-планирование: Учеб. Пособие./ М.А. Афонасова. Томск: Эль Контент, 2012. — 108 с.
  2. Баклаева Н.М., Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- Пятигорск, РИА-КМВ, 2016.- 260 с.
  3. Давыденко Е.А., Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях // Финансовый менеджмент.- 2014.- №2.- С. 32-39.

Источник: http://journalpro.ru/articles/problemy-i-puti-sovershenstvovaniya-finansovogo-planirovaniya-na-rossiyskikh-predpriyatiyakh-v-sovre/

Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Основные направления совершенствования финансового планирования

Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

1. высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

2. незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;

3. отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных.

Малые фирмы чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна.

И как следствие- будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:

1) вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.

проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, — недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес — это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему.

Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.

2) государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики.

Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта.

Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.

Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

1. процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;

2. планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;

3. должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;

4. нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;

5. следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;

6. система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

7. обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

По мнению Евгения Емельянова, ведущего специалиста консультационной фирмы в области финансов, процесс планирования должен идти «сверху вниз».

При этом «сверху» — это не от главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно бессмысленную акцию.

Есть две основные линии, по которым надо все правильно построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.

Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.

Но самое главное в стратегическом планировании — ответить на вопрос: «Куда бить будем, ребята?» И когда стратегические приоритеты и цели созданы, начинается построение плана: «Что мы должны сделать, чтобы этого достичь?»

Теперь об оперативном управлении. Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе что-то происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные мероприятия помогают оперативно управлять процессом.

Основная трудность при планировании — внедрение. План написать не так сложно, но как сделать, чтобы он заработал?

Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы в них присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто планы, составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей чужеродности.

Также план должен быть реалистичен с точки зрения рынка. То есть нужен маркетинговый анализ: есть ли рынок, есть ли определенное число потребителей, готовы ли они заплатить деньги? Часто компании этого не учитывают. В стратегическом планировании как части стратегического управления ключевым моментом, конечно, является рынок, и главное — попасть в точку, не просчитаться.

Следующий аспект планирования — возможности организации. Необходимо просчитать, достаточно ли ресурсов под хороший рынок.

И еще очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы должны быть усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область — это именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются так или иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать встречи и так далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают назначить.

Но это уже вопрос научения, а со стратегическим планированием все намного сложнее. На «стратегический» уровень выходят только сильные, крупные компании. Перед ними встает задача выхода на новый уровень бизнеса, и появляется потребность в планировании совсем другого рода.

Чтобы такую потребность удовлетворить, надо иметь серьезную информацию о том, как развивается подобный бизнес в других странах, как может развиваться такой бизнес в России с учетом политических и экономических условий через пять лет, — то есть информацию, которую нужно специально собирать.

Самая распространенная проблема — это реструктуризация. То есть компания «выросла», необходимы комплексные организационные изменения. А за этим уже идет системная работа по стратегии, маркетингу, формированию персонала, корпоративной культуре.

Но потребность в серьезном планировании ограничивается только этими организациями. Хорошие планы сейчас встречаются в одной компании из десяти, а полное их отсутствие — в четырех из десяти.

Но, с другой стороны, большая часть компаний их уже делает. Если сравнивать с 1994 годом, то прогресс очень значительный.

И развитие будет происходить в положительном направлении, тем более что степень неопределенности ситуации в стране, регионе, будет уменьшаться. Появляется также цивилизованная маркетинговая информация.

Источник: https://studbooks.net/1589608/finansy/osnovnye_napravleniya_sovershenstvovaniya_sistemy_planirovaniya_finansovoy_deyatelnosti_predpriyatii

Studio-pravo
Добавить комментарий