Основные черты административной ответственности:: 1. Административная ответственность устанавливается как законами, так

Понятие и основные черты административной ответственности

Основные черты административной ответственности:: 1. Административная ответственность устанавливается как законами, так

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

При наличии юридического факта — административного правонарушения — включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.

Следовательно, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права.

Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний.

Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы.

По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно.

Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства.

Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, т.е.

решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

Каковы же основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права?

1. Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения.

При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие.

Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

2. Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений — административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

3. Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица — предприятия, организации.

4. По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение.

Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

5. Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

6. Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст.

72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.

1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных законах и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.

Административная ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.

7. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания.

К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти.

Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

В Кодексе об административных правонарушениях теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями.

Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

8. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями.

Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

9. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

10. Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.

11. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой.

Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

12. Важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е.

материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации административной ответственности материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения в порядке так называемого усеченного процесса ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Источник: https://admin-laws.ru/konspekt-lekczij-administrativnoe-i-tamozhennoe-pravo/434-ponyatie-i-osnovnye-cherty-administrativnoj-otvetstvennosti-3.html

11.4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности

Основные черты административной ответственности:: 1. Административная ответственность устанавливается как законами, так

О понятии административной ответственности в теории административного права имеются различные точки зрения. Одной из них является концепция «санкционной» административной ответственности. О.М.

Якуба дает определение этому понятию как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение общественных административно-правовых норм, выраженных в применении к нарушителям установленных административных санкций.

Аналогичной точки зрения придерживается и Д.Н. Бахрах. Он полагает, что под административной ответственностью следует понимать применение государственными органами и должностными лицами в условиях внеслужебного подчинения административных санкций за правонарушение.

Другие авторы полагают, что мерами административной ответственности следует считать только наказания. По мнению В.М. Манохина и других ученых, административная ответственность есть реализация мер наказания, мер пресечения и восстановительных мер.

Другие ученые видят административную ответственность как реализацию мер наказания и мер пресечения. По мнению ряда авторов (И.А. Галаган, В.А. Юсупов), это понятие охватывает меры административно-принудительного характера.

И.И. Веремеенко считает, что административная ответственность, как и административные санкции, по своему содержанию различна: ее основным содержанием может быть и наказание, и восстановление нарушенного права, и принудительное исполнение невыполненной правовой обязанности.

Представляется, что определение административной ответственности сторонниками ее расширительного толкования в известной мере довольно условно. Отсутствие единства во взглядах на соотношение понятий «административная санкция», «административная ответственность» и «меры административного принуждения» послужило причиной продолжения дискуссии по этой проблеме в настоящее время.

Сущность административной ответственности  состоит в предусмотренной административным законодательством обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях и в надлежащих случаях понести наказание в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами, в соответствии с характером совершенного административного правонарушения. Это государственная принудительная «ответная

мера» за совершение правонарушения, применение в установленном порядке санкций норм административного права, сопровождаемое государственным и общественным осуждением и порицанием личности нарушителя и его противоправного деяния.

Административная ответственность – это разновидность одного из видов юридической ответственности. Она характеризуется как выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения. В то же время из года в год в стране наблюдается низкая собираемость штрафов как одного из видов административной ответственности, применяемого в отношении физических и юридических лиц.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности. Вместе с тем административная ответственность имеет свои характерные признаки. Административная ответственность:

1) представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений. Она сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц;

2) является правовой ответственностью, выступающей за административные правонарушения, совершаемые в различных отраслях и сферах государственной деятельности (законодательство об административных правонарушениях охраняет нормы земельного, финансового, таможенного и других отраслей права);

3) регулируется актами высших органов государственной власти РФ, нормативными актами субъектов федерации, издаваемыми в пределах предоставленной компетенции;

4) применяется многими государственными органами и должностными лицами на основе административно-процессуальных норм, которые определяют порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, обжалование, опротестование и исполнение постановления по делу;

5) не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью и более коротким сроком давности (в отличие от уголовной ответственности);

6) не связана с подчиненностью, служебными отношениями правоприменителя и правонарушителя (в отличие от дисциплинарной ответственности).

7) может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба (в отличие от гражданско-правовой ответственности).

Административная ответственность базируется на следующих основных принципах:

· законности;

· целесообразности ответственности;

· неотвратимости ответственности;

· индивидуализации мер ответственности.

Устанавливая административную ответственность, законодательство вместе с тем предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от этого вида ответственности. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Крайняя необходимость (ст. 2.

7 КоАП РФ) определяется следующим образом: не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Правонарушитель может быть также освобожден от административной ответственности при малозначительности правонарушения. В этом случае орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может ограничиться устным замечанием

(ст.2.9 КоАП РФ). В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, т.е. тех обстоятельств, которые усиливают либо ослабляют ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, служат (ст. 4.2 КоАП РФ):

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

3) добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Кроме того, судья, орган или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются (ст. 4.3 КоАП РФ):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность,является исчерпывающим, т.е.

в отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, не вправе признавать отягчающими иные обстоятельства.

Кроме того, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения указанные органы могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрел административную ответственность должностных лиц, которая отличается своей спецификой. Данное положение закреплено в ст. 2.

4 КоАП РФ, которая устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С принятием КоАП РФ в законодательстве об административных правонарушениях появилось определение должностного лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

До принятия КоАП РФ правоприменитель при решении вопроса об ответственности должностных лиц вынужден был обращаться к другим отраслям законодательства (например, к ст. 285 УК РФ).

Это не всегда обеспечивало правильность применения закона. Особенностью определения должностного лица, приведенного в ст. 2.

4 КоАП РФ, является приравнивание к должностным лицам по ответственности всех лиц, выполняющих управленче

ские функции, как в государственных и муниципальных организациях, так и в организациях других форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

Для этой категории физических лиц в качестве меры административной ответственности предусмотрено наказание в виде дисквалификации.

Дисквалификация определяет запрет (лишение) физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридическим лицом, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и к арбитражным управляющим.

Решение о применении дисквалификации принимается только судом.

Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено вести реестр дисквалифицированных лиц.

К лицам, осуществляющим функции представителя власти постоянно, относятся лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

К лицам, осуществляющим функции представителя власти временно, относятся те, которые исполняют эти полномочия не на постоянной основе, а в течение определенного промежутка времени (например, на время нахождения основного работника в отпуске, командировке или по болезни).

Лицами, осуществляющими функции представителя власти в соответствии со специальными полномочиями, являются те лица, которые, не занимая той или иной должности, выполняют эти обязанности в силу специального поручения (например, приказа).

К организационно-распорядительным функциям относятся те, которые связаны с руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров, организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины, применением мер поощрения и наложением дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия по управлению или распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.).

К руководителям и работникам иных организаций относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях негосударственных (немуниципальных) форм собственности.

Лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следует считать тех лиц, которые занимаются самостоятельной производственной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли, и зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

В ст. 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственностьюридических лиц. Они несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации. Ответственность юридических лиц наступает лишь тогда, ко

гда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация содержится в ее диспозиции. В противном случае административная ответственность юридических лиц исключается.

В случае слияния нескольких юридических лиц, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица и выделения из него одного или нескольких юридических лиц, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида вопрос об административной ответственности решается в отношении того лица, которое является правопреемником реорганизованного.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация юридического лица осуществляется в форме слияния (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединения (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделения (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделения (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразования (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).

Кроме того, существует категория лиц, привлечение которых к ответственности за совершение административных правонарушений имеет ряд особенностей (ст. 2.5 КоАП РФ). К ним относятся:

· военнослужащие и призванные на военные сборы граждане;

· сотрудники органов внутренних дел;

· сотрудники органов уголовно-исполнительной системы;

· сотрудники Государственной противопожарной службы;

· сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

· сотрудники таможенных органов.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане – это лица, проходящие военную службу и имеющие статус, устанавливаемый федеральным законом «О статусе военнослужащих».

К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Воинская обязанность граждан предусматривает кроме призыва на военную службу и прохождения ее по призыву также призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для подготовки к военной службе.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане за административные правонарушения, совершенные во время прохождения военной службы или нахождения на военных сборах, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» на основании общевоинских уставов.

Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. За совершение административных правонарушений (с исключениями, предусмотренными ст. 2.5 КоАП РФ) сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность на основании и в соответствии с данным Положением.

К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы или в кадрах Министерства юстиции Российской Федерации.

Сотрудниками таможенных органов в соответствии с федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, правил дорожного движения и других правовых актов, указанных в ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др. несут ответственность на общих основаниях.

Таким образом, административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам.

Привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.

Процедура исполнения конкретных видов административного наказания предусматривает создание соответствующего административно-правового механизма. В нем отражаются следующие вопросы, имеющие юридическое значение:

1) характеристика юридических фактов (действия или события), ставших основанием для возникновения правоприменительных административно-правовых отношений;

2) круг субъектов возникающих административно-правовых отношений, которые носят типовой временно-предметный характер;

3) их права и обязанности;

4) формы и методы их осуществления (реализации).

Например, в соответствии с частью 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста[1].

В Постановлении определено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в закрытых на замки камерах и под постоянной охраной.

На МВД России возлагается медицинское, санитарно-противоэпидемическое обеспечение и питание арестованных. Арестованным разрешается получение передач и прогулка в дневное время под контролем продолжительностью не менее одного часа.

После освобождения арестованным выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.

[1] Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста: пост. Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года № 726 .

Источник: http://libraryno.ru/11-4-administrativnaya-otvetstvennost-ponyatie-i-osnovnye-cherty-administrativnoy-otvetstvennosti-2013_adm_pr_1/

Административная ответственность: понятие, сущность, отличительные признаки, меры

Основные черты административной ответственности:: 1. Административная ответственность устанавливается как законами, так

Административная ответственность является одной из версий государственного силового давления, призванная для обеспечения исполнения правовых норм и законов и существующая на равных условиях с исправительным, гражданско-правовым и уголовно-правовым силовым давлением.

Определение 1

Реагирование государства на ущерб, который причинен административным правонарушением и государственное анализирование несоблюдения правовых норм, охраняемых административно-законодательными санкциями, и есть административная ответственность.

В этом отношении ответственность административного характера представляет собой юридическую обязанность лица пережить определенные ущемления, утвержденные мерами административной ответственности в связи с нарушением правил, которые охраняются этими мерами. Такие негативные ущемления могут обладать для правонарушителя нравственной, имущественной, личностной, законодательной ориентацией.

Иными словами, административная ответственность как проведение в жизнь административно-правовых мер воздействия, мобилизована для компенсации причиненного административным правовым преступлением невосполнимого ущерба и определяется для правонарушителя как наказание.

Характерные черты и функции административной ответственности

Свое внешнее воспроизведение данная ответственность открывает в административной взаимосвязи, которая складывается между органом (должностным лицом), имеющим право осуществлять функционирование по привлечению к административной ответственности, и личностью, обязанной претерпеть, утвержденные административным законодательством определенные ограничения в связи с нарушением данного законодательства.

Свойственные черты

Для ответственности административного характера как одного из видов государственного принуждения свойственны следующие отличительные характерные черты:

  • основным фактором для привлечения к административной ответственности является реализованное административное правовое преступление;
  • административная ответственность утверждена как для физических, так и для юридических лиц;
  • основополагающие параметры для ответственности административного плана (составы административных правовых нарушений) утверждаются КоАП и законодательством субъектов РФ, касающегося вышеуказанной ответственности;
  • ответственность такого характера устанавливается для физического или юридического лица неизменно после реализации им административного правонарушения, при подтверждении вины данного лица в полной мере;
  • привлечь к административной ответственности имеют право судьи судов общей подсудности, арбитражных судов, организации (должностные лица) исполняющей власти, комиссии ПДН и обеспечению их прав, объединенные организации, формируемые соответственно законам субъектов РФ;
  • ответственность этого плана представляет собой форму менее строгую, нежели уголовная, так как она не повлечет за собой тяжелых законодательных последствий для правового преступника (к примеру, для физического лица наличия судимости или увольнения с работы, аннулировании юридического лица);
  • последовательность действий понуждения к ответственности административного характера строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, заключающихся в КоАП;
  • процедура принуждения к ответственности административного плана более сложная по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом;
  • опротестование деятельности и постановлений органов (должностных лиц) по вопросам административной ответственности происходит в судебном или административном порядке;
  • назначение мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено.

На протяжении одного года со дня осуществления решения о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП) лицо можно считать привлеченным к административной ответственности.

Виды функций

Этот вид ответственности выполняет защитную (компенсационную) и профилактическую (превентивную) функции. Защитная (компенсационная) функция административной ответственности несет в себе вытеснение и ликвидацию социально-общественных отношений, которые не соответствуют административно-правовым понятиям.

защитной функции административной ответственности определяет собой утверждение для личности, которая совершила административное правовое нарушение, ограничения и ущемления, призванные возместить ущерб, причиненный охраняемому законом общественному отношению.

Профилактическая (превентивная) функция административной ответственности несет в себе предотвращение совершения административных правонарушений. Указанная функция административной ответственности подразделяется на частную превенцию и общую превенцию.

Целью частной превенции является то, что административная ответственность должна быть направлена на недопущение осуществления в будущем таких правовых нарушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Принципом общей превенции является установление оснований и условий, которые способствовали реализации административного правонарушения, и предотвращению осуществления административных правонарушений иными субъектами права.

Совокупность и сущность отличительных признаков

Административная ответственность является совокупностью соответственного законодательства строится на таких основополагающих идеях (признаках):

  • закономерности;
  • беспристрастной достоверности;
  • виновности;
  • равноправия перед законом;
  • неизбежности наказания;
  • справедливости и рациональности;
  • гуманности.

Идея закономерности привлечения к указанной ответственности определяет собой такие положения:

  • ответственность административного характера может быть назначена только за противозаконные действия, несущие в себе строения административных преступлений, которые утверждены законом. На территории нашего государства к этим законам, которые устанавливают составы административных правонарушений, являются КоАП и законы субъектов РФ об административной ответственности. Установление основания для ответственности такого характера другими законодательствами и подзаконными законодательными актами запрещено;
  • при определении административной ответственности не разрешается расширительная интерпретация диспозиции норм КоАП и соответствующих законов субъектов РФ, устанавливающих составы административных правонарушений, например увеличение определенного ими порядка незаконных действий (бездействия), несущие за собой такую ответственность;
  • административное наказание за реализацию административного правонарушения может быть назначено только в строгом соотношении с санкцией статьи КоАП или соответствующего закона субъекта РФ, которые утверждают меры этой ответственности за такое правовое преступление, и не иначе как в рамках этих норм;
  • при назначении наказания для лица в рамках административной ответственности обязательно неукоснительное соблюдение порядка производства по делам об административных правонарушениях, который утвержден в административно-процессуальных нормах, заключающихся в КоАП;
  • Запрещается привлечение лица к административной ответственности по аналогичности, т.е. за осуществление противоправных действий (бездействия), не формирующих соответственно действующему закону состава административного правонарушения, но определяющих, в частности, состав уголовно наказуемого преступления или дисциплинарного проступка.

Принцип беспристрастной достоверности устанавливает то, что постановление о привлечении к административной ответственности не может быть принято иначе чем путем всестороннего, наиболее полного и объективного определения причин и условий каждого дела об административном правонарушении.

Исследование всех сторон обстоятельств дела определяется в доскональном установлении обстоятельств, которые входят в сущность доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота установления всех обстоятельств дела определяет извлечение необходимой общности доказательств, которая будет достаточной для утверждения причин и условий, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела представляет собой справедливое и непредвзятое изучение всех обстоятельств, которые были собраны по делу.

Признак виновности при назначении административной ответственности несет в себе такие положения:

  • лицо должно нести административную ответственность только за то административное правонарушение, соответственно которого утверждена его вина;
  • лицо, относительно которого производится следствие по факту об административном правовом преступлении, устанавливается как невиновное, пока его виновность не будет определена в порядке, который предусмотрен КоАП, и утверждена постановлением судьи, органа или должностного лица, реализовавших дело об административном правовом преступлении, только при его вступлении в силу согласно законодательства лицу, при привлечении его к административной ответственности, не вменяется в обязанность доказывание своей невиновности, за исключением случаев, определенных КоАП. Это значит, что обязанность определения и доказывания виновности личности, которую принуждают к данной ответственности, возлагается на организацию или должностное лицо, начавшие по отношению к этому лицу дело об административном правовом нарушении и ведущие следствие по этому делу;

Замечание 1

Исключение из этого общего правила определено в примечании к ст. 1.5 КоАП.

Руководствуясь этой нормой закона, в случае регистрации административных правонарушений в сфере дорожного движения, функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, собственники (владельцы) транспортных средств, относительно которых были зарегистрированы нарушения ПДД, обязаны аргументировать отсутствие своей причастности к ним, а также невиновность в реализации соответственных административных правонарушений.

  • сомнения, невозможные к устранению, касающиеся виновности личности, для которого определяется административная ответственность, расцениваются как положительный результат для этой личности. Это значит, что если при расследовании дела об административном правонарушении определяются противоречивые доказательства, как удостоверяющие, так и снимающие вину лица в осуществлении этого правонарушения, а появившиеся противоречия не представляется возможным устранить в связи с отсутствием возможности приобретения новых доказательств, то судья, орган, должностное лицо, которые рассматривают это дело, не имеют права привлечь это лицо к административному наказанию. Тем не менее надлежит отметить, что этот принцип не захватывает административные правонарушения в сфере дорожного движения и в сфере благоустройства территории, которые установлены законодательствами субъектов РФ, осуществляемые с привлечением транспортных средств, в случае регистрации таких административных правонарушений функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Вышеуказанные положения, которые составляют признак виновности, в равной пропорции устанавливаются и для физических, и для юридических лиц, привлекаемых к ответственности такого рода.

Идея равноправия перед законом заключается в том, что личности, которые реализовавшие административные преступные деяния, обладают равными правами перед законодательством вне зависимости от естественных отличий.

Физические лица обязательно привлекаются к указанной ответственности вне зависимости от половой, расовой, национальной принадлежности, употребляемого языка, происхождения, материального и должностного положения, места жительства, религиозности, идеологии, принадлежности к социально-общественным организациям и иных подобных обстоятельств.

На юрлица накладывается административная ответственность вне зависимости от места пребывания, организационной и правовой формы, формы имущества и подчиненности.

Замечание 2

Для привлечения к административной ответственности отдельных специфических групп физических лиц (должностные лица, лица с ограниченными способностями, несовершеннолетние и пр.) Конституцией Российской Федерации, КоАП, отдельными федеральными законодательными актами установлены особенные условия.

Признак неизбежности наказания определяется тем, что абсолютно каждое из административных правонарушений должно быть выявлено в интересах государства, а критерии и нормы этой ответственности за определенное законодательное нарушение обязаны быть применены оперативно и безотлагательно.

Признак справедливости и рациональности утверждает идею о том, что нормы вышеуказанной ответственности обязаны быть соответственными тяжести совершенного административного правового преступления.

При определении административного наказания необходимо учитывать причины и условия, которые отягощают или делают более мягкой эту ю ответственность, разоблачают или снимают вину соответственно обстоятельствам.

Идея гуманности выражается в том, что функционирование по наложению административной ответственности, совершаемое в отношении правонарушителя, не должно служить причиной для страдания физического лица, а также оскорблять его человеческое достоинство, в случае если правовой нарушитель – физическое лицо, и нести ущерб деловой репутации, при условии что, нарушитель – юридическое лицо.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnaja-otvetstvennost-ponjatie/

Административная ответственность

Основные черты административной ответственности:: 1. Административная ответственность устанавливается как законами, так

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Университет российской академии образования

Красноярский филиал

Кафедра трудового и социального права

Административное право

КУРСОВАЯ РАБОТА

Административная ответственность

Выполнил: студент группы А-31

С.С. Комлев

Красноярск 2015

f

  • Введение
  • 1. Понятие и признаки административной ответственности
  • 2. Основания административной ответственности
  • 2.1 Особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов
  • 3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности
  • Заключение
  • Список источников и литературы

fВведение

Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений является их противоправность (и это отражено в определении).

Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или, наоборот, — не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует.

Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия- достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е.

создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности. Это касается физических лиц как субъектов административных правонарушений.

Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

И последний обязательный признак административного правонарушения- это его наказуемость, который означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения.

Общий субъект административной ответственности — физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.

Специальный субъект административной ответственности — физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах — столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Особый субъект административной ответственности — только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.

С.В. Матвеев определил понятие особого субъекта как «субъекта административной ответственности, который обладает признаками, закрепленными общими нормами об ответственности, не включенными в состав проступка, но влияющими на размер и вид взыскания, порядок его применения».

Ответственность особых субъектов. Статья 2.5 Кодекса устанавливает ответственность за административные правонарушения, совершенные военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

За совершение административных правонарушений названные особые субъекты несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву — также в виде административного штрафа.

Такая особенность административной ответственности указанных особых субъектов была закреплена еще в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г.

Общее правило, согласно которому отдельные категории государственных служащих за совершение административных правонарушений несут не административную, а дисциплинарную ответственность, обусловливалось наличием широкого круга дисциплинарных взысканий (в том числе материального характера), которые могли налагаться на указанную категорию лиц.

Необходимость привлечения этих лиц к административной ответственности за ряд правонарушений на общих основаниях в ранее действовавшем Кодексе обусловливалась специфичностью данных правонарушений и предусмотренными специфичными мерами государственного принуждения за их совершение: лишение специального права (управления транспортным средством, охоты), возмездное изъятие и конфискация предметов, явившихся орудиями совершения правонарушений (ружей, других орудий охоты или добывания животных, предметов контрабанды) и т.д. Наложение данных административных взысканий по смыслу совершенных правонарушений было необходимо, а дисциплинарная ответственность таких специальных мер не предусматривала. В настоящее время на указанные категории государственных служащих возможно наложить любое административное наказание (кроме административного ареста). Этим нарушается логика права, определяющая принцип административной ответственности данной категории лиц. Невозможность наложения административного штрафа на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, объясняется лишь отсутствием у последних самостоятельных источников доходов, с которых его можно было бы удержать.

Законодательство РФ предусматривает еще ряд случаев особенностей административной ответственности отдельных категорий лиц (депутатов, судей, работников прокуратуры и т.д.). Эти особенности закрепляются в различных законах РФ и не содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Указанное обстоятельство создает определенные трудности для правоприменителя.

Ответственность несовершеннолетних.Статья 2.3 КоАП РФ устанавливает общее правило, согласно которому административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В ряде случаев Кодекс предусматривает возможность привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних:

— за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст.5.35 Кодекса);

— за вовлечение несовершеннолетнего родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ч.3 ст.6.10 Кодекса);

— за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 Кодекса).

Ответственность должностных лиц.Одним из специальных субъектов административной ответственности являются должностные лица.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в качестве специального субъекта ответственности лишь в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 Кодекса).

Соответственно, во всех остальных случаях физические лица, являющиеся должностными лицами, несут административную ответственность как общие субъекты.

Названная норма Кодекса в примечании к статье дает определение должностного лица для привлечения его к ответственности в качестве специального субъекта административной ответственности. Следует отметить, что это определение шире, чем определение должностного лица в административном праве в целом, поскольку охватывает не только государственных служащих.

Ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.Статья 2.6 Кодекса определяет общее правило, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В этих случаях названные лица субъектами административной ответственности не являются.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.

5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274.

6. Об административных правонарушениях: Закон Красноярского края от 2 октября 2008 г. № 7-2161.

7. Административная ответственность. Учебное пособие / Под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2010. — 144 с.

8. Административная ответственность. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Румянцева, А.И. Стахова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2011. — 223 с.

9. Павлова Е.В. Понятие и виды ответственности по административному праву: учеб. пособие / Е.В. Павлова. — Орел: Орлов. юрид. ин-т МВД России (ОрЮИ МВД России), 2011. — 73 c.

10. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004г. №314 // Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690.

11. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2000.

12. Административное право. Серия «Учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

13. Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки. Выпуск 1 (18). М., 1964.

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00617589_0.html

13. Понятие, основания, принципы и основные черты административной ответственности

Основные черты административной ответственности:: 1. Административная ответственность устанавливается как законами, так

Административнаяответственность— это реализация административно-правовыхсанкций, применение уполномоченныморганом или должностным лицомадминистративных наказаний к физическими юридическим лицам, совершившихправонарушение.

Основныечерты административной ответственности.

1)Представляетсобой государственноепринуждение.

2)Это правовоепринуждение.

3)Влечет за собой наступлениенеблагоприятных последствийдляправонарушителя, предусмотренныхсанкцией правой нормы.

4)Это ретроспективная,негативная ответственность,котораявсегда рассматривается в качестверезультата правонарушения.

5)Объектомпосягательства являются отношения всфере исполнительной власти,а также и некоторые другие.

6)Этоважное средство борьбы с особым видомнарушенийадминистративнымиправонарушениями.

7)Субъектомэтого вида ответственности являются физические и юридические лица (предприятияи учреждения).

8)Влечетза собой применение мер административногопринуждения, таких какадминистративныенаказания.

9)Особый порядокее установления,т.е. установление административнойответственности, относится к совместномуведению РФ и субъектов РФ.

10)Мерыадминистративной ответственностиприменяютсяшироким кругом уполномоченных органови должностных лиц.

11)Мерыадминистративной ответственностиприменяются органами и должностнымилицами в отношении неподчиненных им по службе нарушителей.

12)Привлечениек административной ответственности иназначения административного наказанияневлечет для нарушителя судимости и неявляется основанием для увольнения егос работы.

13)Характеризует особыйпроцессуальный порядок ее реализации(т.к.отличается простотой, оперативностьюи экономичностью).

14)Присущвсеобщий характер(правила пожарной безопасности,строительные правила и т. д.).

Основанияадминистративной ответственности.

Нормативноенормативно-правоваянорма, содержащая административно-правовойзапрет.

Фактическоесовершениеадминистративного правонарушения.

Процессуальноеизданиеправоприменительного акта

Принципыадминистративной ответственности:

1.Законность.2. Целесообразной ответственности. 3.Ответственность за вину. 4. Неотвратимостьнаказания в случае привлечения кответственности. 5. Индивидуализациямер ответственности. 6. Гуманизм. 7.Гласность.

14. Освобождение от административной ответственности

1.Малозначительность правонарушения.

Прималозначительности совершенногоадминистративного правонарушениясудья, орган, должностное лицо,уполномоченные решить дело обадминистративном правонарушении, могутосвободить лицо, совершившееадминистративное правонарушение, отадминистративной ответственности иограничиться устным замечанием.

2.Привлечение к дисциплинарнойответственности.

Лицоможет быть освобождено от административнойответственности в связи с привлечениемк дисциплинарной ответственности(особые субъекты).

3.Привлечение к ответственностинесовершеннолетних.

Несовершеннолетнийв возрасте (от 16 до 18 лет) совершившийадминистративное правонарушение сучетом конкретных обстоятельств делаи данных о лице, комиссией по деламнесовершеннолетних и защите их правможет быть освобождено от административнойответственности с применением к немумеры воздействия, предусмотреннойфедеральным законодательством о защитеправ несовершеннолетних.

4.Обстоятельства,исключающие производства по делу обадминистративном правонарушении.

4.1)отсутствие события административногоправонарушения;

4.2)отсутствие состава административногоправонарушения (в том, числе не достижениефизическим лицом на момент совершенияправонарушения возраста, предусмотренногоКоАП РФ для привлечения к административнойответственности или невменяемость)

Невменяемость.

Неподлежит административной ответственностифизическое лицо, которое во времясовершения противоправных действий(бездействия) не могло осознаватьфактический характер и противоправностьсвоих действий (бездействия) либоруководить ими вследствие хроническогопсихического расстройства, временногопсихического расстройства, слабоумияили иного болезненного состоянияпсихики.

Источник: https://studfile.net/preview/5918393/page:8/

Studio-pravo
Добавить комментарий