Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Компетенция органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных НПА (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов).

Компетенция органов исполнительной власти имеет важное значение для построения и функционирования системы органов исполнительной власти.

В самом общем виде определить компетенцию как возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Как сложное явление она состоит из элементов двоякого рода.

К собственно компетенционным элементам относятся: а) нормативно установленные цели, б) предметы ведения, в) властные полномочия. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение.

Без них компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

Первый — типичные предметы ведения как первый элемент компетенции: а) воздействие на развитие сфер государственной и общественной жизни, отраслей экономики, социально-культурного строительства, на ход общественных процессов; б) устойчивый вид деятельности; в) юридические действия; г) материальные объекты (собственность, сооружения и т.п.); д) финансово-денежные средства; е) государственные и иные институты, органы, организации; ж) руководители и должностные лица; з) правовые акты (принимаются согласно их иерархии).

Различные комбинации этих предметов как объектов воздействия и отличают компетенцию разных субъектов права.

Второй элемент компетенции — это властные полномочия.

Полномочия с обусловленным операциональным делением — видовые и более конкретные полномочия: а) руководит — полнообъемное решение вопросов и выполнение всех нижеследующих полномочий; б) управляет — императивные указания, распоряжения, включает часть нижеследующих полномочий; в) решает — устанавливает, определяет, утверждает, создает, оформляет, представляет. Членение возможно по степени самостоятельности принятия решений: — независимо (самостоятельно); — по согласованию; — совместно; — предварительно; — рекомендательно; г) участвует — формирование, разработка, согласование, порядок использования (имущества и т.п.), содействие; д) нормирует — введение правил, принятие правовых актов, установление нормативно-технических и иных документов. Примечательно, что правовые акты могут играть троякую роль — как предметы ведения, как вид полномочия и как средство реализации компетенции в целом, о чем подробнее будет сказано ниже; е) организует — создает условия, стимулирует, поддерживает, выполняет, осуществляет, инструктирует; ж) разрабатывает — предложения, проекты, программы, прогнозы, аналитическую информацию; з) указывает — отмена актов, приостановление действий, создание организаций, предписание по совершению действий; и) координирует — объединение планов и программ, согласование актов, действий и позиций, целевые установки, информационное обеспечение; к) контролирует — проверка, ревизии, отчеты, информации. Эти полномочия неодинаковым образом комбинируются у различных субъектов компетенции. Причем здесь особенно важна точная мера дробления полномочия, т.е. легальная операционализация; л) запрещает — отменяет, признает недействительным, приостанавливает.

Весьма важным является понятие субъектов компетенции. К ним относятся управомоченные институты (структуры) и лица, которые вправе и обязаны действовать в пределах определенной сферы на основе установленных полномочий. Осуществление их полномочий всегда означает возникновение компетенционных правоотношений.

Основанием служат, прежде всего, нормативные цели (задачи) и вышеназванные элементы компетенции как постоянно и непрерывно осуществляемые. Конечно, отдельные ситуации (в т.ч. имеющие юридическую характеристику) побуждают применять те или иные полномочия, принимать конкретные решения и т.п.

Здесь юридический факт служит основанием для компетенционных правоотношений.

Источник: http://ifreestore.net/2506/20/

Административное усмотрение

Известно,что понятия дискреции и дискреционнойвласти означают решение должностнымлицом или государственным органомвопроса по собственному усмотрению. Тоесть административное усмотрение этомотивированный выбор для принятияправомерных решений и совершениядействий управомоченным субъектом врамках его компетенции для исполненияфункций государственного управления.

Административноеусмотрение – это административно-правовоеповеление, которое основывается на:

–правильно понятомпубличном интересе и совершении действий,принятии решений в соответствии с ними в рамках собственных полномочий;

–формированиисоответствующей мотивации;

– оценкеюридических альтернатив действий ирешений и обосновании выбора;

–осуществлении илинеосуществлении юридических действий,

намеренииследовать принятым решениям и действоватьв соответствии с ними.

Административноеусмотрение предусматривается законом,проявляется в процессе его реализациии должно быть основано на правильномего понимании.

Приэтом надо учесть, что усмотрение можетформироваться не только на базе позитивныхпозиций его носителя, но и под давлениемвышестоящих органов и руководителей,общественного мнения, третьих лиц, атакже под иным, в том числ,е и противоправнымвоздействием.

Неправильноеиспользование административногоусмотрения ведет к субъективизму вгосударственном управлении и создаеткоррупционные риски.

Такимобразом, административное усмотрениеявляется фактором, обеспечивающимдинамику государственного управления,невозможную без него при существующемобъеме государственных дел. В то жевремя только законодательное закреплениеего форм и оснований и контроль являютсягарантией его эффективности.

Система органовисполнительной власти

Системаорганов исполнительной власти – этосовокупность органов, определеннымобразом расположенная на территорииРФ.

В систему федеральныхорганов исполнительной власти в настоящеевремя входят федеральные министерства,федеральные службы и федеральныеагентства.

Система и структурафедеральных органов исполнительнойвласти утверждаются Указом ПрезидентаРоссийской Федерации, причем функциифедерального органа исполнительнойвласти, руководство деятельностьюкоторого осуществляет ПрезидентРоссийской Федерации, определяютсяуказом Президента Российской Федерации,функции федерального органа исполнительнойвласти, руководство деятельностьюкоторого осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации, – постановлениемПравительства Российской Федерации.

Порядок взаимоотношенийфедеральных министерств и находящихсяв их ведении федеральных служб ифедеральных агентств, полномочияфедеральных органов исполнительнойвласти, а также порядок осуществленияими своих функций устанавливаются вположениях об указанных органахисполнительной власти.

Все органыисполнительной власти должны иметьутверждённые регламенты, определяющиеобщие правила их деятельности иособенности осуществления функций вподведомственной сфере: порядокразработки и принятия нормативно-правовыхактов, формирования планов, осуществленияконтроля и надзора, предоставлениягосударственных услуг, организацииработы с обращениями граждан и организаций,порядок создания и организациитерриториальных органов.

В систему органовисполнительной власти субъектов РФвходит высший орган исполнительнойвласти субъектов РФ (правительство,администрация), возглавляемый руководителемвысшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ(председатель правительства, главаадминистрации). Конституцией (уставом)субъекта РФ может устанавливатьсядолжность высшего должностного лицасубъекта (президент, губернатор),возглавляющего высший исполнительныйорган государственной власти субъектовРФ.

В настоящее времясистема выборов непосредственнонаселением высших должностных лиц(руководителей высших исполнительныхорганов государственной власти) субъектовРФ заменена избранием их представительнымиорганами соответствующих субъектов попредставлению Президента РФ на срок неболее 5 лет. В случае двукратногоотклонения представленной кандидатурыПрезидент РФ назначает временноисполняющего обязанности высшегодолжностного лица (руководителя высшегооргана исполнительной власти).

Перечень иныхисполнительных органов государственнойвласти субъекта РФ определяется высшимдолжностным лицом (руководителем высшегоисполнительногооргана) в соответствии сконституцией (уставом) субъекта РФ.

По предметамсовместного ведения РФ и ее субъектовфедеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной властисубъектов РФ образуют единую системуисполнительной власти в РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/7370953/page:18/

Органы исполнительной власти: понятие, структура, компетенция, правовой статус, принципы организации и деятельности

Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 64Следующая ⇒

Органы государственной исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти – идентичные понятия[122].

В отношении данной группы субъектов административного права используются также термины «органы государственного управления» и «органы государственной администрации».

Наиболее близким по роду своей деятельности видом субъектов публичного управления и административного права являются исполнительные органы местного самоуправления.

В законодательстве отсутствует определение понятия исполнительного органа государственной власти. Однако из самого наименования данной группы органов очевидно, что их роль заключается в исполнении конституции, законов, решений вышестоящих органов государства и судебных решений.

Государственный орган исполнительной власти отвечает общим признакам государственной организации, а также государственного органа в структуре механизма государства.

Органы исполнительной власти являются государственной некоммерческой организацией, имеющей статус юридического лица, структуру и коллектив, символику и официальные атрибуты субъекта публичного управления (печать, бланки для делопроизводства).

К государственным органам исполнительной власти не относятся государственные коммерческие организации (унитарные предприятия, акционерные общества), государственные бюджетные и автономные учреждения, фонды, корпорации, прочие некоммерческие организации.

Гражданское и бюджетное законодательство прямо не определяют организационно-правовую форму органов исполнительной власти.

Метод толкования, позволяет относить органы исполнительной власти к особой разновидности публичных юридических лиц (публичных учреждений), которая ближе всего по своему правовому статусу к такой организационно-правовой форме некоммерческих организаций, как «бюджетные учреждения».

Исполнительные органы, как разновидность государственных организаций образуют автономный сектор государственного аппарата, выступают внешней организационной формой исполнительной власти. Особенностью органов исполнительной власти является то, что они находятся в системе государственных органов исполнительной власти, основанной на единстве принципов организации и деятельности.

Как часть механизма государства органы исполнительной власти наделяются закреплёнными в самостоятельной компетенции государственно-властными полномочиями по осуществлению государственных функций.

Для этого они получают материально-техническое оснащение, финансирование, а также создают организационный аппарат – организованный коллектив работников, который состоит из политического руководства и государственных служащих.

Поэтому органам исполнительной власти характерно наличие организационной, правовой, материально-технической и финансовой обособленности, которая необходима для осуществления государственной власти.

Специфика проявляется в содержании компетенции этих органов, основу которой составляют государственно-властные полномочия по осуществлению функций государства в области государственного управления.

Государственные исполнительные органы обеспечивают режим повседневного управления делами общества и государства, на основе реализации своего индивидуального правового статуса. Государственное управление обусловливает отличительные черты государственно-властных полномочий органов исполнительной власти.

В частности они действуют на постоянной основе, их полномочия имеют выраженное практически-организующее предназначение (В.М. Манохин).

Именно на данную группу органов возлагается задача реализации полученной в процессе эволюции разновидности публичной власти – исполнительной власти, связанной с исполнением законов государства и необходимыми для этих целей властными предписаниями в процессе государственного управления.

Поэтому организационно и функционально органы исполнительной власти рассматриваются как исполнительно-распорядительные и подзаконные.

Подзаконная деятельность органов исполнительной власти проявляется в том, что они призваны воплощать в жизнь предписания, содержащиеся в законах, при этом неуклонно следовать им, принимая подзаконные нормативные и правоприменительные акты, т.е. по формуле «на основе и во исполнение закона».

Деятельность органов исполнительной власти затрагивает сферу исполнения законов в широком смысле, включая и основанные на законах другие правовые акты государства, которые также нуждаются в исполнении.

Как субъект административного праваорган исполнительной власти – государственный орган, объединённый общими принципами организации и функционирования с другими органами системы исполнительной власти, реализующий самостоятельную компетенцию по осуществлению государственного управления, которая носит исполнительно-распорядительный и практически-организующий характер и выражается в реализации полномочий, направленных на организацию исполнения и непосредственное исполнение конституции, законов, решений вышестоящих органов и судебных решений.

Система органов исполнительной власти в РФ сформировалась на основе требований Конституции. Следует отметить её иерархичность и сложный характер.

Система исполнительной власти – это принципиальное устройство, перечень типовых и родовых групп органов. Структура – это нормативно закреплённый и исчерпывающий перечень органов, реально отправляющих властные полномочия (виды органов). Структура разрабатывается и принимается на основе системы.

О системе говориться в ст. 77 Конституции: «В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ». О структуре речь идёт в ст.

112 Конституции РФ.

В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти – Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти – министерства и ведомства РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ – высший и иные.

Принципами системы органов государственной исполнительной власти РФ являются следующие требования законодательства: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю территорию; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий. Кроме названных принципов в устройстве исполнительной власти имеет место процесс перераспределения компетенции между органами исполнительной власти и в этом случае действует механизм централизации, децентрализации, в том числе делегирования (передачи части полномочий), что является прямым продолжением разграничения полномочий в сфере исполнительной власти.

Правовой статус органов исполнительной власти – сложное правовое понятие. В законодательных актах об органах исполнительной власти часто упоминаются их задачи, функции, права, обязанности, полномочия[123], предметы ведения, формы и методы деятельности.

Основу положения (статуса) органов исполнительной власти составляет компетенция. Компетенция означает пределы, возможный объём реализации исполнительной власти, функциональные особенности применяемых средств в правовых отношениях.

Компетенция – это установленная в соответствии с законом совокупность полномочий, а также правовых форм и методов деятельности государственного органа.

Однако невозможно себе представить конкретное содержание полномочий без установленных в соответствующем порядке предметов ведения, целей, задач и функций государственного органа, то есть средств, позволяющих разграничить и детализировать компетенцию.

Правительство РФ.

Правительство РФ– высший орган государственной исполнительной власти. Оно возглавляет единую систему органов государственной исполнительной власти. С организационной точки зрения Правительство РФ орган коллегиальный и постоянно-действующий. Основным нормативным актом, определяющим компетенцию Правительства является ФКЗ «О Правительстве РФ»[124].

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ.

Заседания Правительства РФ (ст. 27) проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ[125].

Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (Ст. 33).

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ[126]. Аппарат Правительства РФ возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ — Министр РФ.

Компетенция Правительства РФ включает решение двух ключевых задач: руководство системой органов исполнительной власти и реализация возложенных на Правительство полномочий в сфере реализации исполнительной власти.

Статья 12 ФКЗ «О Правительстве РФ» устанавливает общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

На федеральном уровне Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. В его ведении находятся вопросы назначения на должность и освобождения от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ. Оно вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В масштабе всего государства высший орган государственной исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 43). Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ (Ст. 44).

В развитие принципа единства системы исполнительной власти Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию указанных органов.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Компетенция Правительства РФ по реализации исполнительной власти закрепляется путём формулирования целей и задачего деятельности, определённых в статье 4 ФКЗ «О Правительстве РФ».

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

К задачам Правительства относится: организация реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности; обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществление мер по обеспечению реализации внешней политики РФ.

В компетенции Правительства РФ основу составляют функции. Например, осуществляя функции планирования и прогнозирования, Правительство РФ прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики.

Для выполнения своих функций Правительство призвано реализовывать соответствующие полномочия. Полномочия Правительства связаны с решением конкретных вопросов по реализации исполнительной власти, в частности, решения по некоторым из них принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

Согласно статье 28 ФКЗ «О Правительстве РФ» в его полномочия входит рассмотрение проектов программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций.

В компетенцию Правительства РФ включаются определённые правовые формы и методы деятельности.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не влекущие правовых последствий.

В качестве метода принятия решений Правительством используется метод коллегиальности. Его дополняют методы прямого и косвенного регулирования в сфере исполнительной власти, рекомендаций, согласования (включая участие в проведении согласительных процедур), договорный метод, метод делегирования полномочий.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x9619.html

Понятие, виды и компетенция органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

―самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;

―обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;

―их деятельность носит подзаконный характер;

―находятся на бюджетном финансировании.

Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от государственного устройства:

―федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);

―органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

―правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);

―комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

―органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);

―органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);

―органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);

―органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

―единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;

―коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

Органы государственной власти субъектов РФ (общая характеристика).

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии.

Конституционная система власти содержит в себе не только те органы государственной власти, кᴏᴛᴏᴩые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание кᴏᴛᴏᴩых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

И поскольку весь ϶ᴛᴏт громадный вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что собой представляет орган государственной власти и чем он отличается от разного рода органов, организаций и учреждений, кᴏᴛᴏᴩые с конституционно-правовой позиции органами государственной власти не будут.

9.          Административный надзор: понятие, субъекты и содержание.

Административный надзор — особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства. Он представляет собой наблюдение полномочными государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления специальных правовых норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Полномочиями по осуществлению административного надзора обладают:

—         федеральные службы (к примеру, Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.);

—         службы и органы, организационно входящие в структуры министерств, но которые по определенному кругу вопросов вправе контролировать деятельность органов управления, состоящих в системах других министерств федеральных служб и агентств, ведомств.

Например, органы, осуществляющие Государственный пожарный надзор — Федеральная противопожарная служба, входящая в состав Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; надзор за безопасностью дорожного движения — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; санитарный надзор — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и т.п.

Основными направлениями надзорной деятельности выступают: предупреждение (профилактика) правонарушений, пресечение правонарушений, привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения.

10.        Понятие, структура и виды административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию— меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Структура административно-правовой нормы — это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные административно-правовые отношения.

Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой. Она предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей участников административного правоотношения, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Источник: https://studopedia.net/6_114957_ponyatie-vidi-i-kompetentsiya-organov-ispolnitelnoy-vlasti.html

Понятие и компетенция органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение.

Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е.

органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции.

При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнутьследующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.

), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.).

Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.).

В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов).

Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления.

В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления.

Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления.

Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е.

они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий.

Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами.

Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа.

Типовой Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, ФЗ и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.

Компетенция — возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Как сложное явление она состоит из элементов двоякого рода.

К собственно компетенционным элементам относятся:

а) нормативно установленные цели;

б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия;

в) властные полномочия, как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий.

Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Без них компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

После этих пояснений выделим наиболее типичные полномочия с обусловленным операциональным делением — видовые и более конкретные полномочия:

а) руководит — полнообъемное решение вопросов и выполнение всех нижеследующих полномочий;

б) управляет — императивные указания, распоряжения, включает часть нижеследующих полномочий;

в) решает — устанавливает, определяет, утверждает, создает, оформляет, представляет.

Членение возможно по степени самостоятельности принятия решений:

— независимо (самостоятельно);

— по согласованию;

— совместно;

— предварительно;

— рекомендательно;

г) участвует — формирование, разработка, согласование, порядок использования (имущества и т.п.), содействие;

д) нормирует — введение правил, принятие правовых актов, установление нормативно-технических и иных документов.

Примечательно, что правовые акты могут играть троякую роль — как предметы ведения, как вид полномочия и как средство реализации компетенции в целом, о чем подробнее будет сказано ниже;

е) организует — создает условия, стимулирует, поддерживает, выполняет, осуществляет, инструктирует;

ж) разрабатывает — предложения, проекты, программы, прогнозы, аналитическую информацию;

з) указывает — отмена актов, приостановление действий, создание организаций, предписание по совершению действий;

и) координирует — объединение планов и программ, согласование актов, действий и позиций, целевые установки, информационное обеспечение;

к) контролирует — проверка, ревизии, отчеты, информации. Эти полномочия неодинаковым образом комбинируются у различных субъектов компетенции.

л) запрещает — отменяет, признает недействительным, приостанавливает.

Правительство РФ: понятие, правовое положение, полномочия. ФКЗ «О Правительстве РФ».

Правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам.

Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Согласно конституции Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом

Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:

— организует реализацию внутренней и внешней политики;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

— обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ; оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства.

Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации.

Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г.

Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.

Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования.

Глава III. Полномочия Правительства Российской Федерации.

Глава IV. Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

Глава V. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

Глава VI. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания.

Глава VII. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов судебной власти.

Глава VIII.Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Глава IX. Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации.

Глава X. Заключительные положения.

Глава 11. Общие положения.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В пределах своих полномочий:

— организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

— обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики:

— осуществляет в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

— вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации и др.;

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

— разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

— принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

— осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

— осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

— руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

В социальной сфере:

— обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

— принимает меры по реализации трудовых прав граждан и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_106097_ponyatie-i-kompetentsiya-organov-ispolnitelnoy-vlasti.html

Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Понятие компетенции органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Исполнительная власть — ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление путем реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера. Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. В ст. 77, 78, 85, 110 и ряде других статей Конституции говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, — органах исполнительной власти.

Под органом исполнительной власти в литературе понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения. Из данного определения выделяют следующие признаки органа исполнительной власти:

1) выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно-надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;

2) оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;

3) право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые соответствуют действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;

4) сложная внутренняя структура;

5) финансирование из государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;

6) включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Органы исполнительной власти характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган исполнительной власти является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции устанавливается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Каждый орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

2. Государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции органов исполнительной власти, под которой следует понимать совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

3. Каждый орган исполнительной власти образуется в установленном законом порядке. Так, порядок формирования Правительства РФ устанавливается Конституцией и Законом о Правительстве РФ. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством РФ Президентом РФ путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что эти органы в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами.

Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны — направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти.

Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

14. Субъекты административного права: понятие и виды.

Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их — это то, что они обладают особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью. Административная правоспособность — проявление общей правоспособности, т.е.

установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения.

Это — способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Специфическими индивидуальными субъектами являются должностные лица. Их особенностью является то, что проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. Естественно, что это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации -государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

Конкретными разновидностями субъектов административного права являются:

1) граждане Российской Федерации; иностранные граждане;

2) лица без гражданства;

3) Президент Российской Федерации;

4) Президенты субъектов Российской Федерации;

5) федеральные органы исполнительной власти;

6) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) государственные служащие;

8) государственные предприятия, учреждения и организации;

9) негосударственные предприятия, учреждения и организации;

10) органы местного самоуправления;

11) муниципальные предприятия, учреждения и организации;

12) фонды;

13) общественные объединения;

14) религиозные объединения;

15) совместные и иностранные предприятия, учреждения и организации.

Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут быть (при соблюдении установленных административно — правовыми нормами условий) субъектами административно-правовых отношений.

В связи с этим закономерен вопрос о соотношении понятий «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех, и других одинаков.

Существенные же различия пролегают в плоскости соотношения таких юридических категорий, как административная правоспособность и дееспособность.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-101152.html

Studio-pravo
Добавить комментарий