Обязательные резервы, депонируемые в центральном банке

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)

Обязательные резервы, депонируемые в центральном банке

Политикурезервных требованийБанкРоссии использует как механизмрегулирования общей ликвидностибанковской системы и для контроляденежных агрегатов посредством сниженияденежного мультипликатора.

Резервныетребования устанавливаются в целяхограничения кредитных возможностейкредитных организаций и поддержанияна определенном уровне денежноймассы в обращении.

Кроме того, приотзыве лицензии на совершениебанковских операций депонированныев Банке России средства используютсядля погашения обязательств кредитнойорганизации перед вкладчикамии кредиторами.

Центральныйбанк, устанавливая и изменяя нормативыобязательных резервов, воздействуетна объем и структуру привлеченныхкредитными организациями ресурсов, аследовательно, оказывает влияниена их кредитную политику.

УменьшениеЦентральным банком норм резервированияпозволяет коммерческим банкам ширеиспользовать сформированные кредитныересурсы; увеличение ими кредитныхвложений ведет к росту денежноймассы, а в условиях спадапроизводства — стимулирует инфляционныепроцессы в экономике.

Если объемденежной массы превышает установленныеОсновными направлениями единойгосударственной денежно-кредитнойполитики ориентиры, Центральный банкпроводит политику кредитной рестрикциипутем увеличения нормативов обязательныхрезервов, вынуждая банки сократитьобъем активных операций.

Механизмобязательного резервирования, используемыйв настоящее время Банком России,предполагает депонирование частипривлеченных кредитной организациейсредств на отдельном счете в Центральномбанке и фактическое их блокированиена этом счете в течение всегопериода функционирования банка. Этопозволяет говорить о том, чтообязательные резервы выполняют такжеи функцию страхового резерва. В случаеликвидации кредитной организации онислужат источником погашения обязательствпо возврату привлеченных денежныхсредств вкладчиков и кредиторов.

Обязанностьвыполнения нормативов обязательныхрезервов возложена на кредитныеорганизации ст. 25 Федерального закона«О банках и банковской деятельности»и возникает с момента получениялицензии Банка России на правосовершения соответствующих операций.

Депонирование обязательных резервовв Банке России осуществляют всекредитные организации за исключениемнебанковских кредитных организацийинкассации. Кредитная организацияобязана выполнять норматив обязательныхрезервов, в том числе по срокам,объемам и видам привлеченных средств.

При этом покрытие обязательных резервовразличными видами приносящих доходактивов не допускается. На обязательныерезервы, депонируемые кредитнымиорганизациями в Банке России, процентыне начисляются.

Согласност. 38 Федерального закона «О Центральномбанке Российской Федерации (БанкеРоссии)» нормативы обязательных резервовне могут превышать 20 % обязательствкредитной организации, быть единовременноизменены более чем на пять пунктов,при этом они могут дифференцироватьсядля различных кредитных организаций.

Размеробязательных резервов в процентномотношении к обязательствам кредитнойорганизации (норматив обязательныхрезервов), а также порядок депонированияобязательных резервов устанавливаютсяСоветом директоров Банка России.Депонирование обязательных резервовв Банке России осуществляетсяв соответствии с ПоложениемБанка России от 29 марта 2004 г.№ 255-П«Об обязательныхрезервах кредитных организаций»(с учетом изменений).

Резервируемыеобязательства—это обязательства кредитной организациив валюте Российской Федерациии иностранной валюте, в них включеныобязательства кредитных организацийперед физическими лицами, юридическимилицами, в том числе обязательствакредитных организаций перед банками –нерезидентами в валюте РоссийскойФедерации и иностранной валюте,возникающие в соответствии с договорамикорреспондентского счета, договорамина привлечение денежных средств(кредитными, депозитными и инымидоговорами), а также иные обязательства.

Не включаютсяв состав резервируемыхследующиевиды обязательств банка:

  • денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;
  • облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
  • обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);
  • обязательства перед другими кредитными организациями, действующими на основании выданной Банком России, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров;
  • обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Обязательствакредитной организации по собственнымвыпущенным ценным бумагам включаютсяв расчет размера обязательных резервовза минусом величины вложений кредитнойорганизации в долговые ценные бумагидругих кредитных организаций-резидентови облигации Банка России.

Величинаобязательных резервов по обязательствамв валюте Российской Федерацииуменьшается на величину денежныхсредств в рублях в кассе кредитнойорганизации в размере, не превышающем25 % величины обязательных резервовпо обязательствам в валютеРоссийской Федерации.

Размеробязательных резервов рассчитываетсяпутем умножения норматива обязательныхрезервов на среднехронологическуювеличину резервируемых обязательствза отчетный период.

Депонированиеобязательных резервовосуществляетсяденежными средствами в валютеРоссийской Федерации путем перечисленияв безналичном порядке на счетадля хранения обязательных резервов,открытых в Банке России, а прииспользовании кредитной организациеймеханизма усреднения обязательныхрезервов – и на корреспондентскихсчетах (субсчетах) кредитных организацийв Банке России. Счета по учетуобязательных резервов открываютсяв зависимости от вида валютырезервируемых обязательств (бухгалтерскийучет ведется на балансовых счетах№№ 30202 «Обязательные резервы кредитныхорганизаций по счетам в валюте РФ,перечисленные в Банк России», 30204«Обязательные резервы кредитныхорганизаций по счетам в иностраннойвалюте, перечисленные в Банк России»).

Регулированиеразмера обязательных резервовосуществляетсяБанком России ежемесячно. В соответствиис решением Совета директоров БанкаРоссии может проводиться внеочередноерегулирование размера обязательныхрезервов.

Регулированиеразмера резервов проводится БанкомРоссии на основании Расчетаразмера обязательных резервов, подлежащихдепонированию в Банке России,которыйсоставляется каждой кредитной организациейи представляется в территориальноеучреждение Банка России по местуоткрытия корреспондентского счетакредитной организации на 3-й рабочийдень месяца, следующего за отчетным,а если банк имеет филиалы, то на 4-й деньмесяца, следующего за отчетным.Регулирование проводится путем сверкисуммы фактически внесенных в фондыобязательных резервов средств и суммы,подлежащей внесению на основаниипредставленного расчета. Если величинасредств, подлежащих резервированию,окажется больше ранее зарезервированной,то образовавшийся по результатамрегулирования недовзнос средствперечисляется банком платежным поручениемв течение трех рабочихдней после даты представления расчета.В случае, когда величина ранеедепонированных обязательных резервовбольше, чем это следует из расчетана последнюю дату, территориальноеучреждение Банка России такжев течение трех рабочихдней производит перерасчет обязательныхрезервов и возвращает коммерческомубанку на его корреспондентскийсчет своим платежным поручением излишневнесенную сумму обязательных резервов.

Операциина открытом рынке —это операции по купле — продажеБанком России государственных облигаций,казначейских векселей и прочихгосударственных ценных бумаг, краткосрочныеоперации с ценными бумагамис совершением позднее обратнойсделки.

Лимит операций на открытомрынке утверждается Советом директоровБанка России. Покупая у коммерческихбанков ценные бумаги, Центральный банквысвобождает их ликвидность и расширяетвозможности для кредитования.

Напротив,при продаже ценных бумаг происходитсокращение свободных резервов банковскойсистемы и уменьшается ее потенциалдля кредитования экономики.

Дляпрактики проведения Центральным банкомопераций на открытом рынке важноопределить список ценных бумаг, операциис которыми позволят достичь поставленныхцелей. Эти бумаги должны соответствоватьтрем основным критериям:

  • низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку поддерживать принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне;
  • высокая ликвидность, при которой даже значительные по объемам операции Центрального банка с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;
  • обращение на организованном рынке, который обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок. Основными видам рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный риск (или риск контрагента) и операционный риск. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы ППП (поставка против платежа), а второго – проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур. Участниками организованного рынка могут быть лишь организации, получившие соответствующую лицензию и являющиеся в силу этого объектом контроля, что наряду с высокой ликвидностью рынка предотвращает манипулирование ценами.

В настоящеевремя в практике проведенияденежно-кредитной политики Банк Россииболее широко трактует понятие операцийна открытом рынке. Под ними он понимаетфактически любые операции с кредитнымиорганизациями, связанные с регулированиемликвидности, инициатива проведениякоторых исходит от Банка России(а не от кредитных организаций)

Под рефинансированиемкредитных организацийпонимаетсякредитование Банком России кредитныхорганизаций, в том числе учет и переучетвекселей. В настоящее время БанкРоссии использует два механизмарефинансирования (кредитования) банков:

Валютныеинтервенции –это операции Банка России по покупке-продажеиностранной валюты на биржевоми межбанковском рынке для воздействияна курс рубля и на суммарныйспрос и предложение денег.

Осуществлениеинтервенций на валютном рынке можетпреследовать различные цели, в томчисле: удержание курса на заданномуровне (в диапазоне), сглаживаниерезких колебаний валютного курса,обеспечение требуемой динамики курса,пополнение валютных резервов БанкаРоссии.

Валютныеинтервенции в условиях либерализациивалютного рынка и свободного движениякапитала между странами становятсяосновным инструментом реализациикурсовой политики Банка России. Курсоваяполитика проводится Банком Россиис учетом необходимости сдерживанияинфляционных процессов и предотвращениянеоправданно резких колебаний в динамикеобменного курса рубля.

Приразработке курсовой политики БанкРоссии опирается на результатыанализа множества экономическихпараметров как текущих, так и прогнозируемых.Важнейшими из этих параметровявляются: состояние платежного балансастраны, внутренний спрос на деньги,международные обязательства РоссийскойФедерации перед международнымиорганизациями и др.

В ходе разработкикурсовой политики государства БанкРоссии решает две задачи: выбороптимального режима обменного курсаи определение такого его уровня,который в данный момент в наибольшейстепени отвечает текущим целямэкономической политики государства.

При этом фактором, ограничивающимвозможности достижения (удержания)определенного уровня валютного курса,как отмечалось в п. 4.3, являетсятекущий размер золотовалютных резервовЦентрального банка и его возможностипо абсобированию ликвидности. Дляобеспечения экономически обоснованнойдинамики валютного курса рубля с 1998г.

Банк России отказался от политикификсированного курса и перешелк режиму управляемого плавающеговалютного курса.

Использованиережима управляемого плавания валютногокурса объективно обусловлено высокойстепенью зависимости российскойэкономики от внешних факторовконъюнктурного характера и складывающейсянестабильной ситуации на мировыхтоварных и финансовых рынках.

Уровеньнакопленных международных резервови состояние платежного балансапозволяют эффективно контролироватьсоответствие динамики валютного курсарубля состоянию фундаментальныхэкономических факторов.

Динамикаобменного курса играет роль одногоиз важнейших механизмов, позволяющихотечественной экономике адаптироватьсяк изменяющимся внешним условиям.

Длявоздействия на динамику валютногокурса Банк России наряду с валютнымиинтервенциями может использоватьи административные методы —применение мер, основанных на принужденииучастников рынка к действиям,направленным на изменение спросаи предложения иностранной валютына рынке. К числу этих методовотносятся:

  • меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);
  • лимитирование – установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода является установление для уполномоченных банков лимитов открытой валютной позиции, которые помимо основной функции — регулирования валютного риска — заключают в себе потенциальные возможности влияния на валютный рынок. В зависимости от стоящих задач в области курсовой политики Банк России может менять: принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в расчет открытой валютной позиции, соотношение этих компонентов;
  • прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке.

Источник: https://studfile.net/preview/4029589/page:5/

Сущность обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Обязательные резервы, депонируемые в центральном банке

Для регулирования денежной массы в обращении, а также для ограничения кредитной активности банков с целью уменьшения денежной массы в экономике страны, Банк России устанавливает норму обязательных резервов для коммерческих банков в процентах от привлеченных средств клиентов.

Необходимость такого регулирования возникает из принципа действия денежного (банковского) мультипликатора:

Рис. 1. Порядок функционирования денежного мультипликатора

Из вышеприведенной схемы видно, что коммерческие банки в любой экономической системе (экономике страны) — «создают деньги». То есть при активном банковском кредитовании совокупная денежная масса в обращении начинает расти, что конечно вызывает инфляционные процессы.

Таким образом Центральный Банк, посредством предоставления кредитов коммерческим банкам, проводить кредитную (безналичную) эмиссию, когда это требуется конечно для экономики.

Для того чтобы ограничить кредитную активность коммерческих банков и как следствие держать инфляцию в заданных рамках (ориентирах), Центральный Банк и вводит нормы обязательного резервирования для коммерческих банков. Это один из многочисленных инструментов «денежно-кредитной политики» проводимой Банком России.

Денежные средства депонируются на отдельном счете коммерческого банка в РКЦ Банка России и также служат свое рода «страховым фондом» из которого в случае отзыва лицензии у коммерческого банка оплачиваются обязательства перед клиентами, как физическими, так и юридическими лицами.

Норму резервирования денежных средств коммерческими банками, Банк России устанавливает на основании Федерального закона № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) и Положения Банка России № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Глава 1 данного Положение устанавливает следующие определения:

Пункт 1.1 гласит: «…Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Под обязательствами кредитной организации… …понимаются обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, состав и категории которого определяются Главой 2 данного Положения и называются – резервируемые обязательства…».

Пункт 1.3 данного Положения устанавливает: «…Кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации…».

Депонирование обязательных резервов кредитной организацией производится в рублях. Расчет суммы обязательных резервов производится банком ежемесячно и соответственно регулируется раз в месяц фактическая сумма, депонированная в РКЦ ЦБ РФ.

Относительно обязательных резервов кредитной организации, ЦБ РФ постоянно выполняет следующие контролирующие функции:

  • регулирование суммы обязательных резервов кредитной организацией;
  • применяет меры к кредитным организациям за нарушение установленного порядка депонирования средств;
  • проводит обязательные проверки кредитных организаций, в том числе с целью проверки правильности начисления обязательных резервов.

ЦБ РФ вправе уменьшать или увеличивать процент средств, подлежащих депонированию, в зависимости от экономической ситуации в стране. Если есть необходимость увеличить объемы кредитования экономики, то ЦБ РФ снижает процент резервирования до минимальных значений – 0,5-2%.

Но необходимо учитывать, что со снижением процента резервирования до минимальных значений, увеличивается объем безналичной денежной массы в экономике и начинает работать эффект мультипликатора, тем самым разгоняя инфляционные процессы.

Если необходимо сократить безналичную денежную массу в экономике, а также снизить объемы агрессивного кредитования банками своих клиентов, то ЦБ РФ поднимает процент резервирования до максимальных значений – 5-10%.

Для самой кредитной организации сумма обязательных резервов, депонированная в РКЦ ЦБ РФ, конечно является частью самых высоколиквидных денежных активов, которая также может быть использована для стабилизации финансового положения банка в случае возникновения кризисной ситуации. Кредитная организация резервирует определенный ЦБ РФ процент от следующих привлеченных средств:

  • от суммы денежных средств на расчетных счетах клиентов – юридических лиц всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, в рублях и иностранной валюте;
  • от суммы открытых депозитов юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям;
  • от суммы средств на бюджетных счетах бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  • от общей суммы вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте, в том числе – суммы на карточных счетах;
  • от общей суммы денежных средств, затраченных на выпуск облигационного займа банка;
  • от общей суммы денежных средств, затраченных на выпуск банком векселей, банковских акцептов и иных гарантий;
  • от общей суммы денежных средств, привлеченных с помощью депозитных и сберегательных сертификатов.

ЦБ РФ вправе также менять состав средств (пассивов) банка используемых в качестве базы для расчета суммы обязательных резервов.

Для бухгалтерского учета суммы обязательных резервов, в балансе кредитной организации открывается счет 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте

РФ, перечисленные в Банк России».

План счетов дает следующее предназначение этого счета:

«… Назначение счета: учет движения обязательных резервов кредитной организации, перечисленных в Банк России. Счет активный.

Формирование обязательных резервов кредитной организации производится путем перечисления денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в расчетно-кассовом центре Банка России и других кредитных организациях в рублях.

Указанные перечисления производятся до осуществления иных платежей в пределах остатка средств на корреспондентских счетах отдельным платежным поручением с отметкой «Формирование обязательных резервов», выписанным в установленном порядке. Включение сумм обязательных резервов в сводные платежные поручения запрещается.

По дебету счета проводятся: перечисления обязательных резервов кредитной организации Банку России; суммы по зачету между причитающимися платежами по результатам регулирования по указанным счетам; возврат средств кредитной организацией в учреждение Банка России, связанный с внутримесячным снижением нормативов обязательных резервов, в корреспонденции с корреспондентскими счетами.

По кредиту счета проводятся: возврат излишне перечисленных сумм обязательных резервов кредитной организации Банку России; суммы по зачету между причитающимися платежами по результатам регулирования по указанным счетам; перевод средств Банком России, связанный с внутримесячным снижением нормативов обязательных резервов; перечисление средств обязательных резервов на корреспондентские счета ликвидационных комиссий в корреспонденции с корреспондентскими счетами.

В аналитическом учете по каждому счету ведется один лицевой счет…».

Практическое задание.

1. Пассив баланса кредитной организации выглядит следующим образом:

СчетаIпорядкаСчетаIIпорядка Наименование статьи Сумма, тыс. руб.
102 Уставный капитал кредитных организаций
10208 Уставный капитал неакционерных банков. Доли принадлежащие негосударственным организациям. 300 000
10 2 0 8 Уставный капитал неакционерных банков. Доли принадлежащие физическим лицам. 40 000
107 Резервный фонд
10701 Резервный фонд 82 000
404 Средства государственных внебюджетных фондов
40402 Средства фонда социального страхования РФ 17 000
320 Кредиты и депозиты, предоставленные кредитным организациям
32015 Резервы под возможные потери по кредитам предоставленным банкам 18 000
40 6 Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности
40 6 03 Средства некоммерческих предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 50 000
407 Счета негосударственных организаций
40702 Средства негосударственных коммерческих предприятий и организаций 208 000
40703 Средства негосударственных некоммерческих организаций 19 000
423 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц
4230 1 Средства на счетах физических лиц, для расчётов с использованием банковских карт 42 000
4230 4 Депозиты физических лиц на срок от 91 до 180 дней 60 000
452 Кредиты предоставленные негосударственным коммерческим предприятиям и организациям
45215 Резервы под возможные потери по кредитам предоставленным негосударственным коммерческим п/п и организациям 36 000
474 Расчеты по отдельным операциям
47411 Начисленные проценты по вкладам 2 500
47426 Обязательства банка по уплате процентов 3 500
520 Выпущенные облигации
52003 Выпущенные облигации со сроком погашения от 91 до 180 дней 24 000
522 Выпущенные сберегательные сертификаты
52202 Выпущенные сберегательные сертификаты на срок от 31 до 90 дней 22 000
523 Выпущенные векселя
52302 Выпущенные векселя и банковские акцепты со сроком погашения до 30 дней 62 000
603 Расчеты с дебиторами и кредиторами
60305 Начисленная заработная плата сотрудникам банка 7 000
706 Доходы банка
70601 Проценты, полученные за предоставление кредитов 50 000
70601 Штрафы, пени, неустойки, полученные за предоставление кредитов 7 000
Баланс 1 050 000

2. Норма обязательного резервирования по счетам в валюте РФ составляет – 8%;

3. В соответствии с Положением ЦБ РФ № 507-П от 01.12.2015 года определить сумму, подлежащую обязательному резервированию в ЦБ РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=VpI1s8J7OaU

На июль 2009 г. Банк России установил следующие нормативы для обязательных резервов (резервные требования) (табл. 1.).

Таблица 1.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2009 году

Наименование Размер Нормативный акт
По обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации 1,5% Указание Банка России от 23 апреля 2009 г. № 2219-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России»
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации 1,5%
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте 1,5%
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) 0,6% Указание Банка России от 17 сентября 2008 г. № 2066-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России»
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) 1 Указание Банка России от 13 октября 2004 г. № 1507-У «Об установлении коэффициентов усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов»

Таблица 2.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2013 году

Наименование Размер Нормативный акт
По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте 4,25% Указание Банка России от 12 февраля 2013 года № 2970-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» («Вестник Банка России» от 20 февраля 2013 г. № 7 (1403)
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте 4,25%
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте 4,25%
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) 0,7% Указание Банка России от 18 ноября 2013 года № 3116-У «Об установлении коэффициента усреднения» («Вестник Банка России» от 28.11.2013 № 68 (1464);
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций) 1 Указание Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» («Вестник Банка России» от 21 сентября 2009 г. года № 55 (1146);
Корректировочный коэффициент 0,2 Указание Банка России от 17 сентября 2009 года № ОД-620 «О корректировочном коэффициенте» («Вестник Банка России» от 21 сентября 2009 г. № 55 (1146)
Коэффициент усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций 1,0 Указание Банка России от 28 октября 2011 года № 2722-У «Об установлении коэффициента усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций» («Вестник Банка России» от 02.11.2011 № 59 (1302))

Таблица 3.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2019 году на основании Указания Банка России от 8 февраля 2019 года № 5068-У «Об обязательных резервных требованиях»

(«Вестник Банка России» от 15 февраля 2019 г. № 11 (2063))

п/пНаименованиеРазмеррезервирования
1. по обязательствам перед юридическими лицами – нерезидентами
для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией, небанковских кредитных организаций
За исключением долгосрочных
В валюте РФ 4,75%
В иностранной валюте 8,00%
По долгосрочным
В валюте РФ 4,75%
В иностранной валюте 8,00%
По обязательствам перед физическими лицами
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций
В валюте РФ 4,75%
В иностранной валюте 7,00%
Для банков с базовой лицензией
В валюте РФ 1,00%
В иностранной валюте 7,00%
По иным обязательствам кредитных организаций
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций
За исключением долгосрочных
В валюте РФ 4,75%
В иностранной валюте 8,00%
По долгосрочным
В валюте РФ 4,75%
В иностранной валюте 8,00%
Для банков с базовой лицензией
За исключением долгосрочных
В валюте РФ 1,00%
В иностранной валюте 8,00%
По долгосрочным
В валюте РФ 1,00%
В иностранной валюте 8,00%
2. Коэффициент усреднения
для банков с универсальной лицензией, с базовой лицензией 0,8
для небанковских кредитных организаций 1,0

Источник: https://kpsu.ru/blog/bankovskoe-delo/sushchnost-obyazatelnykh-rezervov-deponiruemykh-v-banke-rossii/

Цб пересмотрел резервные требования к банкам

Обязательные резервы, депонируемые в центральном банке

Цб пересмотрел резервные требования к банкам /Андрей Гордеев / Ведомости

ЦБ решил уточнить список обязательств, которые должны резервировать банки. С 1 апреля в него будут включены все долгосрочные долги (кроме обязательств по субординированным инструментам), обязательства перед международными финансовыми организациями и ВЭБом, говорится в сообщении регулятора.

Чтобы компенсировать эффект от этих нововведений, ЦБ одновременно снизит на 0,25 п. п. – до 4,75% – ставки некоторых обязательных резервов.

Для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций с апреля снизятся нормативы резервирования по обязательствам перед юрлицами-нерезидентами, физлицами и иным обязательствам в рублях, для банков с базовой лицензией – по рублевым средствам, привлеченным от юрлиц-нерезидентов. Ставки резервов по остальным обязательствам не меняются.

Еще одна поблажка: банку, который не выполнил обязанность по усреднению обязательных резервов, больше не нужно депонировать деньги на отдельном счете, указано в сообщении ЦБ. С апреля обязательные резервы будут храниться на одном счете в ЦБ – независимо от вида валюты резервируемых обязательств.

Вероятнее всего, изменения носят технический характер и не повлияют на ликвидность в банковском секторе, говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Точно подсчитать сложно, но можно предположить, что изменение будет незначительным, указывает он: при расширении списка обязательств, по которым банки делают отчисления, регулятор одновременно снижает ставку этих отчислений.

«Меры, которые собирается ввести ЦБ, выглядят достаточно соразмерными и, по нашим оценкам, компенсируют друг друга», – соглашается аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Сейчас банки могут проводить через разные счета сходные по сути операции, снижая таким образом резервирование, говорит она: «Скорее всего, с помощью нововведений регулятор решает именно эту проблему».

Снижение ставки резервирования по обязательствам перед физлицами сделает фондирование банков дешевле, а это может позитивно повлиять на стоимость кредитов экономике, говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. На отчислениях по таким обязательствам банки могут сэкономить порядка 56 млрд руб., посчитала она.

Рублевые обязательства банков перед юрлицами-нерезидентами значительно меньше, чем перед физлицами – 302 млрд руб. против 22 трлн руб. на 1 января 2019 г., указывает Кожекина.

Поэтому и эффект от послаблений по резервированию привлеченных средств от юрлиц–нерезидентов будет незначительным, говорит она.

Не будет негативного эффекта и от резервирования обязательств перед ВЭБом, считает Кожекина: по данным МСФО за III квартал, ВЭБ размещал в банках-резидентах порядка 153 млрд руб., что эквивалентно дополнительным расходам банков в 7 млрд руб. (при ставке резервирования 4,75%).

Нововведения ЦБ нейтральны для банковской системы, для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств, говорит представитель Сбербанка. Фонд обязательного резервирования в масштабах всей банковской системы может вырасти с нынешних 2,8 трлн руб. на 30 млрд руб. (или 1%), указывает он.

Обязательное резервирование долгосрочных обязательств увеличит их стоимость для банков, продолжает представитель Сбербанка: это сделает еще более дорогим для банков выполнение требований по Базельским коэффициентам ликвидности (прежде всего норматив краткосрочной ликвидности банковской группы – Н26).

«Решение не окажет существенного влияния на финансовую систему. Подстройка таких нюансов – постоянная кропотливая работа регулятора», – передал через пресс-службу первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

Сотрудник другого банка из топ-20 неприятно удивлен новацией, считая ее весьма серьезной – при том что ее причины регулятор не объяснил. Банки много работали над удлинением пассивов – в том числе потому, что их не надо было резервировать, это позволяло развивать инструменты с длинным сроком обращения – получается, зря, объясняет он, почему считает изменения «стратегически спорными».

Новые правила резервирования не окажут существенного влияния на Промсвязьбанк, говорит главный финансовый директор Евгений Смирнов: по предварительной оценке, сумма резерва незначительно снизится.

Немного снизится сумма резервов и у Росбанка, сообщил его финансовый директор Александр Овчинников.

Требования по резервированию долгосрочных обязательств для Росбанка преимущественно коснутся выпущенных облигаций сроком свыше 3 лет, добавил он.

«Данные нововведения не окажут материального влияния на финансовые показатели ВТБ», — сообщила пресс-служба ВТБ. Представитель Альфа-банка не стал отвечать на вопросы «Ведомостей».

«Ведомости» ожидают комментариев других банков из топ-20.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2019/02/12/793925-tsb

Установление обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке

Обязательные резервы, депонируемые в центральном банке

Обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.

Минимальные резервы — это обязательная нор­ма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

Обязательность выполне­ния резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов.

Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанно­го Центральным банком в 1996 г.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Централь­ном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обяза­тельных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации.

Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные ре­зервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Как отмечалось, обязанность выполнения резервных требований возникает с мо­мента получения лицензии.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и использу­ются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования в нем определен­ной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и ор­ганизаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гра­жданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Размер резервов — часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, — во многом определяет кредитные воз­можности коммерческого банка.

Он может выдавать ссуды и расширять тем самым де­нежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышаю­щие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая офици­альные резервные требования.

Центральный банк может регулировать кредитную ак­тивность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во- первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регули­рования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.

Фонд обязатель­ных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность ком­мерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по воз­врату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонирует­ся и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении.

Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения.

Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту де­нежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Изменение процентных ставок по обязательным резервам Центрального банка показано в табл. 1.

В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов мо­жет дифференцироваться в зависимости от вида, размера и срока вкладов и депозитов.

В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои де­нежные средства, или по вкладам с незначительными сроками хранения и в больших суммах возможности коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется ком­мерческим банком не каждый день, а периодически, то необходимо стремиться к макси­мальной величине принимаемых в расчет привлеченных средств с учетом нормы обяза­тельных резервов.

Чем чаще и оперативнее будет выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в Центральном банке, тем выше будет уровень такого соответствия.

В настоящее время данная операция осуществляется Цен­тральным банком совместно с коммерческим банком один раз в месяц по состоянию на первое число месяца.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, заключа­ется в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и на основании норматива обязательных резервов, установленного Центральным банком, составляет расчет величины средств, подлежащих регулирова­нию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный ре­зультат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, и если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовав­шийся недовзнос средств перечисляется платежным поручением.

В случае, когда сумма ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, Центральный банк на основании предоставленных ему сведений производит пере­расчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне внесенную им сумму средств.

Такой порядок зачета или переноса избытка обязательных резервов с текущего пе­риода на следующий повышает гибкость регулирующих мер.

С 16 ноября 1998 г. Совет директоров Центрального банка принял решение установить единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте РФ и иностранной валюте в размере 5%. При этом, начиная с 1 декабря 1998г.

пересчет привлеченных средств в иностранной валюте, включаемых в расчет регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка РФ, стал проводиться по текущим курсам иностранных валют к рублю РФ, устанавливаемым вентральным банком.

В перспективе Центральный банк продолжит работу по совершенствованию и разработке нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям. Так, банки начинают манипулировать составом своих депозитов и пытаются большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований.

Поэтому Центральный банк совместно с другими уполномоченными организациями предусматривает создание единого программного комплекса по контролю обязательных резервов кредитных организаций. Сейчас предлагается распространить единый порядок обязательного резервирования на Сберегательный банк РФ по средней хронологической остатков обязательств, включаемых в базу резервирования.

4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд ком­мерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учет­ной ставкой процента или ставкой рефинансирования.

Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям.

В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происхо­дит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия огра­ничения или расширения денежной массы в обращении.

Коммерческие банки самостоя­тельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Цен­трального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

— через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, ко­торые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;

— через контроль над ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, опре­деляет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стои­мость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.

Процентная политика Центрального банка в посткризисный период заключается в ре­гулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью под­держания необходимого уровня ликвидности банковской системы. При этом Центральный банк стремится к снижению процентных ставок в реальном выражении. Виды кредитов Центрального банка предоставляемых кредитными организациями, приведены в таблице.

Для восстановления работы МБК — межбанковского кредитного рынка, Централь­ный банк своей процентной политикой предоставляет возможность одним банкам по­полнять свою ликвидность за счет кредитов Центрального банка, а другим — нейтрали­зовать избыточную ликвидность. В этой ситуации главное для Банка России — отрегу­лировать соотношение между процентными ставками по своим кредитам и депозитным операциям, чтобы избежать возможности арбитражной игры коммерческих банков на операциях с Центральным банком.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

Новый инструмент денежно-кредитной политики — учетная ставка Центрального банка — устанавливается для проведения операций по переучету векселей небанковских организаций.

Виды кредитов Центрального банка РФ, предоставляемых

кредитным организациям

Наименование кредита Банка России   Основание предоставления кредита   Процентная ставка по кредиту   Срок кре­дита  
Внутридневной кредит   Кредит «овернайт»  

Источник: https://studopedia.ru/13_153583_ustanovlenie-obyazatelnih-rezervov-deponiruemih-v-tsentralnom-banke.html

Studio-pravo
Добавить комментарий