Общечеловеческие ценности: Но сам субъект, участвующий в практике, может быть и индивидуальной

Читать онлайн Философия. Ответы на экзаменационные вопросы страница 34. Большая и бесплатная библиотека

Общечеловеческие ценности: Но сам субъект, участвующий в практике, может быть и индивидуальной

Ценности необходимо рассматривать как специфически социальные явления, как определенные проявления общественных отношений нормативно-оценочной стороны общественного сознания. Иначе говоря, мировоззрение нельзя сводить к той или иной ценностной позиции. Ценности и истина – две формы обобщения социального опыта и осознания законов общественного бытия.

Поскольку критерием ценности истины является ее соответствие объективной реальности, то критерием ценности добра будет его объективная социальная польза, критерием художественной ценности – духовное наслаждение. Иначе говоря, к духовным ценностям относится все разнообразие общественного сознания. Их можно представить как ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства.

Их особенностью является то, что они выступают всегда в виде готовых правил поведения, которые не требуют обоснования и потому ближе всего к нормативным убеждениям личности. Сами ценностные представления могут содействовать «возвышению», улучшению потребностей, и наоборот, содействовать их деформации.

Именно они и составляют ту смысловую «рамку», которая включает в себя все мысли человека определенного уровня культуры.

Ценности можно выстраивать в определенном иерархическом порядке в зависимости от того, на какие социальные группы распространяется их действие как регуляторов человеческой деятельности и поведения. Можно выделить общечеловеческие, социально-классовые, групповые и индивидуальные ценности.

Общечеловеческие ценности являются регуляторами поведения всего человечества, как, например, «простые» нормы человеческой морали или ценности произведений искусства великих мастеров, которые являются богатством всего человечества.

Социально-классовые ценности регулируют взаимоотношения классов, больших социальных групп, а ценности личного порядка определяются склонностями, вкусами, привычками и другими индивидуальными особенностями людей.

Безусловно, между ценностями существует тесная взаимосвязь. Однако приоритет принадлежит общественным ценностям. Это определяется прежде всего тем, что они отражают фундаментальные отношения людей, их жизненные потребности и интересы.

К ним необходимо отнести жизнь, мир, человека (человечество), хлеб, дом, семью, здоровье, работу.

Это такие ценности, которые содействуют (и должны содействовать) сохранению и развитию человечества как такового, его воспитанию и созданию благоприятных условий не только для его существования (бытия), но и для раскрытия всех человеческих возможностей.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека.

В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты – писатели, философы, поэты, художники, ученые. Эти ценности выступают в качестве общепризнанных, но не все безоговорочно и автоматически их понимают и принимают как общечеловеческие.

Здесь необходимо учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации. Развитие человечества – естественно-исторический процесс.

Общечеловеческие ценности – результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализируются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

ценностей всегда замыкается на субъекте (человеке) и межсубъектных (межличностных) связях. Их конкретно-историческая форма всегда производна от конкретно-исторического характера социально-культурных связей между субъектами.

Общечеловеческие и социально-классовые ценности на уровне повседневной жизнедеятельности, в практике повседневного бытия людей выступают в форме представлений о социальной справедливости, общественном устройстве, свободе, правах и обязанностях, смысле жизни, здоровье.

Приближаясь к индивидуально-личностному восприятию, все ценностные ориентации еще больше конкретизируются и, выражая важные потребности общественного человека, выступают уже в форме ценностей общения (дружба, любовь, доверие, родственные и этнические связи и т. д.

), культурных ценностей (способы мировосприятия, стиль и образ жизни, моральные и эстетические представления, познавательные интересы и т. д.), ценности самореализации (творчество в разных сферах деятельности, самоутверждение, выбор в спектре возможностей, представление о социальном статусе, желаемом образе личного «я» и т. д.).

Ценности такого порядка существуют в виде общезначимых чувств, переживаний, настроений, вербальных формул – схем действий. Смысл ценностей «доводится» до субъекта (индивид, группа, коллектив, класс, общество) через переживания, чувства, эмоции и мышление.

Без этого эмоционально-образного восприятия многие ценности превращаются в лозунгово-плакатные нормативные требования, отрываются от индивидуально-ценностного или приводят к формированию стереотипов, конформизму или нигилизму.

Поэтому важную роль в существовании и обновлении ценностей играют традиции (общекультурные и национальные), обряды, ритуалы, искусство и литература. Через образно-символические формы они приобщают новое поколение к ценностям, которые исторически складываются, определяют общие контуры ценностных ориентаций.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем культуры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет человек, формируется как личность. Они – действенная сторона духовной жизни.

В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопределению, включению в конкретно-исторические условия культурного бытия.

19.4. Проблема ценностной интерпретации Г. Риккерта и М. Вебера

» Ценность – это интерпретационный конструкт», – считает известный немецкий философ Г. Ленк . Ценность – это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим, что характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевт – герменевтическую и т. д.

Известно, что проблема ценностей интерпретации фундаментально разрабатывалась Г. Риккертом и М. Вебером .

Теория ценностей Риккерта включает ряд моментов, значимых для понимания ценностных моментов интерпретации в науках о культуре и историческом знании. Разумеется, понимание особенностей этого вида интерпретации непосредственно зависит от понимания природы ценностей.

Философ исходит из того, что ценности – это «самостоятельное царство», которое не относится ни к области объектов, ни к области субъектов, а мир состоит из действительности и ценностей.

Эта идея приводит Риккерта к важному положению – необходимости различать философию оценок и философию ценностей, что справедливо, но не всегда осуществляется и сегодня в работах по аксиологической проблематике.

Признание самостоятельного мира ценностей – это метафорически выраженное стремление понять, утвердить объективную (вне-субъективную) природу ценностей, способ выражения его независимости от обыденной оценивающей деятельности субъекта, зависящей, в частности, от воспитания, вкуса, привычек, недостатка информации.

Ценности – это феномены, сущность которых состоит в значимости, а не в фактичности; они явлены в культуре, ее благах. Соответственно, философия как теория ценностей исходным пунктом должна иметь не оценивающего индивидуального субъекта, но действительные объекты – многообразие ценностей в благах культуры.

Лишь исследуя исторический материал, философия сможет подойти к миру ценностей.

Итак, одна из главных процедур философского постижения ценностей – извлечение их из культуры, но это возможно лишь при одновременном их истолковании, интерпретации. По Г. Риккерту, только в этом случае решается задача единства, связи ценности и действительности, что возможно лишь с обращением к «третьему царству» – царству смысла, отграниченному от всякого бытия.

Риккерт вышел по-своему на проблемы значения, смысла, понимания и истолкования не путем герменевтики или семиотики, но в контексте собственной философской теории ценностей.

Он признает необходимость не только понятия «чистой ценности», но и понятия оценивающего, активного, волящего субъекта.

Однако «понятие этого субъекта понимается нами как понятие смысла: для нас, следовательно, речь может идти только о субъективирующем истолковании смысла, но никогда не о субъективирующем понимании действительности» [12] .

Риккерт отмечает, что философия всегда стремилась к истолкованию смысла не только отдельных сторон жизни, но и к проникновению в общий смысл жизни.

Интересны для выявления особенностей ценностной интерпретации идеи Риккерта о различении наук о природе и наук о культуре по применяемым методам – генерализирующим и индивидуализирующим.

Исторически индивидуализирующий метод может быть назван методом отнесения к ценности в противоположность генерализирующему методу естествознания, устанавливающему закономерные связи, но игнорирующему культурные ценности и отнесение к ним своих объектов.

Источник: https://dom-knig.com/read_232239-34

Решу егэ

Общечеловеческие ценности: Но сам субъект, участвующий в практике, может быть и индивидуальной

Задание 23 № 216

Какие три группы ценностей выделяет автор? Проиллюстрируйте каждую из них примером. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е.

посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных»…

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида.

Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы.

Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено…

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

И. Г. Петров

1

Задание 21 № 214

Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

Пояснение.

верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указывается, что

— на основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей;

— закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.8 Виды социальных норм

ПояснениеСпрятать пояснение · · курс · Сообщить об ошибке · Помощь

2

Задание 22 № 215

Какой смысл автор вкладывает в понятие «групповые ценности»? Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».

Пояснение.

верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) На основе текста указан смысл понятия групповые ценности: принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы.

2) В ответе указываются следующие факторы:

— опыт;

— эмоциональные переживания.

3) в ответе раскрыт смысл понятия, например: социальная норма — общепринятое правило поведения, на основе которого регулируются и оцениваются действия и взаимоотношения людей.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.8 Виды социальных норм

ПояснениеСпрятать пояснение · · курс · Сообщить об ошибке · Помощь

3

Задание 24 № 217

Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

Пояснение.

верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указывается, что с помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей.

В ответе называются две основные группы социальных норм:

— моральные нормы;

— правовые нормы.

Примером моральных норм могут служить так называемые простые нормы нравственности: не убей, не укради и др.

В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности: на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.8 Виды социальных норм

ПояснениеСпрятать пояснение · · курс · Сообщить об ошибке · ПомощьПояснение.

верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие группы ценностей и примеры:

— индивидуальные. Например, для Ивана главной ценностью в жизни являются деньги, он посвящает все свое время и силы их зарабатыванию.

— групповые. Например, для христиан ценностью выступает вера в Бога, жизнь в соответствии с его заповедями.

— общечеловеческие. Например, во все времена и для всех народов ценностью выступала дружба, истина, красота и добро.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.8 Виды социальных норм

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=216

Введение в профессию «психолог»

Общечеловеческие ценности: Но сам субъект, участвующий в практике, может быть и индивидуальной

При совершении важных жизненных выборов и поступков человек может опираться на свои представления о «должном» и «справедливом», но если он не уверен в своих представлениях, то он неизбежно обращается к подобным представлениям, сложившимся в культуре, в частности, к «общечеловеческим ценностям».

Однако, что именно представляют собой «общечеловеческие ценности» четко и понятно сказать очень сложно. Мы не раз задавали подобный вопрос различным студенческим аудиториям и далеко не всегда слышали от студентов внятные ответы.

Признаемся, что спрашивали мы об этом и у некоторых своих коллег — преподавателей психологии и получали примерно такие же невнятные ответы, иногда более, а иногда даже менее «уверенные».

Можно условно выделить следующие подходы к пониманию «общечеловеческих ценностей»:

1. Религиозный подход. Например, многим известно высказывание: «Христианские заповеди — основа общечеловеческих ценностей».

Естественно, никто не отрицает роли христианства в становлении современной европейско–американской культуры.

Но, во–первых, мало кто толком знает эти заповеди (мы также не раз сталкивались с этим в различных студенческих аудиториях), а во–вторых, как быть с представителями других религиозных конфессий и с атеистами?

2. Правовой подход, основанный на принятых и подписанных многими странами документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» и др. Но и эти документы мало кто знает (особенно в современной России). И мало кто знает, что во «Всеобщей декларации прав человека» в ст.

23, пункте 2 записано: «Каждому человеку, без какой–либо дискриминации, гарантируется равная оплата за равный труд», а нам уже успели внушить, что учитель должен зарабатывать в десятки и даже в сотни (а иногда и в тысячи) раз меньше, чем какой–нибудь пронырливый «акционер» бывшего народного предприятия.

К сожалению, многие права в таких документах остаются чистой декларацией, то есть не могут считаться реальными общечеловеческими ценностями.

3. Выделение различных уровней человеческих потребностей (например, в варианте, предложенном А. Маслоу).

Но часто высшие уровни потребностей, связанные с идеалами добра, красоты, истины, справедливости и самосовершенствания (самоактуализации), совершенно безразличны для большинства людей.

Их больше волнуют простые, понятные и полезные для жизни вещи, а высшие потребности — это лишь для избранных. Поэтому и данный подход не отвечает чаяниям большинства людей, то есть не может считаться «общечеловеческим».

4. Выделение «первичного блага», во многом определяющего жизненный «успех» и ощущение «состоявшейся жизни», — это чувство собственного достоинства (см. Ролз, 1995).

В основе этого чувства лежит принцип мотивации (или «Аристотелевский принцип», отраженный им в «Никомафовой этике», в книгах 7–й и 10–й), когда «при прочих равных условиях человеческие существа получают удовольствие от реализации своих способностей (врожденных и приобретенных) и это удовольствие возрастает по мере роста этих способностей или их сложности» (Ролз, 1995. — С. 373). Чувство собственного достоинства, самоуважения включает два аспекта: первый — ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации (это предполагает обладание рациональным жизненным планом, который удовлетворял бы «аристотелевскому принципу», убежденность в том, что наша личность и наши дела оценены и одобряются другими людьми, которые также уважаемы, и ассоциация с которыми приносит удовлетворение) и второй — уверенность в собственных способностях (хотя люди обладают разными способностями, в упорядоченном обществе для каждого человека должна найтись хотя бы одна ассоциация, где он мог бы реализовать свои способности и быть по достоинству оценен, поэтому в общественной жизни необходимо избегать оценок того, чья жизнь является более ценной, иначе всегда будет ущемляться достоинство каких–то групп населения или отдельных личностей). Все это достигается путем общественного (рационального) договора, основанного не на идее «всеобщего братства и любви», реализовать которую может разве что Сам Господь Бог (только он способен любить все человечество), а на идее согласования разнонаправленных интересов людей и неизбежных компромиссов (см. Ролз, 1975. — С. 385–386).

5. Попытки выделить общечеловеческие ценности на основе идеи профессионального и личностного самоопределения и поиска главного смысла своего труда и всей жизни. Климов Е. А. выделил следующие общечеловеческие ценности:

1) постоянное улучшение, репродуцирование себе подобных (включая и заботу о здоровье, о материнстве и детстве, а также — охрану природы);

2) улучшение предметного мира, создание новых средств производства, расширение ассортимента товаров и услуг, постоянное повышение их качества);

3) уважение индивидуальных особенностей каждого, совершенствование общества на основе идей социальной справедливости, развитие правовых систем и приближение их к интересам и чаяниям людей;

4) вазаимообогащение, взаимообмен приобретаемым опытом и переживаемыми чувствами, развитие средств коммуникации между людьми, а также совершенствование средств приобщения человека к Культуре (включая и развитие психолого–педагогических наук) (см. Климов, 1994).

К сожалению, как далеки многие люди от этих целей, но Е. А. Климов хотя бы обозначил вектор дальнейшего развития.

Можно примерно так сформулировать главный этический ориентир не только для самоопределяющейся личности, но и для психолога, пытающегося оказать ему помощь в столь сложном деле — это культивирование права каждого на построение своего неповторимого образа счастья, но права, не ущемляющего таких же прав других людей.

Надо заметить, что во многих этических Кодексах и Уставах подчеркивается «первичность интересов клиента». Мы же считаем, что к этому обязательно необходимо добавлять и интересы тех людей, с которыми данный клиент вступает в реальные взаимоотношения и за счет интересов и достоинства которых наш клиент мог бы решать свои проблемы.

В противном случае, мы будем помогать одним людям («нашим» клиентам) и ущемлять такие же права других людей, которые по разным причинам не стали «нашими» клиентами или пациентами… При этом особенно важно, чтобы не пострадала совесть самого психолога, чтобы потом ему не было стыдно за то, что он не столько помогал человеку самоопределиться, сколько просто манипулировал им.

Но при этом сразу же обнаруживаются сложнейшие проблемы в реализации такого ориентира. Во–первых, многие самоопределяющиеся люди занимают пассивную, потребительскую позицию и просто ждут, когда психолог подскажет им, как надо поступать в тех или иных ситуациях.

Во–вторых, многие психологи с удовольствием принимают такую роль («мудрого советчика») и даже не пытаются решать более сложную задачу — активизировать творческий потенциал самой самоопределяющейся личности.

Наконец, в–третьих, все это усугубляется «рыночными отношениями», в которые часто вступают психолог–консультант (продавец услуги) и клиент (покупатель услуги, действующий по принципу: «Раз я вам заплатил, то вы просто обязаны решить мою проблему»). О проблеме платности психологических услуг мы уже говорили.

Завершим фразой Эрика Эриксона: «Поступай по отношению к другому человеку так, чтобы это придавало силы тебе и ему…».

Источник: https://bookap.info/genpsy/bachkov_vvedenie_v_professiyu_psiholog/gl39.shtm

ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 8, 2019)

Общечеловеческие ценности: Но сам субъект, участвующий в практике, может быть и индивидуальной

ЕГЭ : Задание 21-24 : Человек и общество

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы смысложизненную, универсальную и партикулярную.

Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями ее жизни, определили средства достижения этих целей, а потому выполняют функцию главнейших регуляторов ее социального поведения.

Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют ее восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях.

Смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определенному поведению в любых жизненных условиях.

Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они — продукт социализации личности, ее предшествующего опыта.

Они же — главные регуляторы социального поведения людей, а значит — общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьей, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т. п.

); ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности); коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищенности); ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие); ценности общественного признания (социальный статус, почет, награды, льготы, привилегии); демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности религиозные; традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности); ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют ее социально значимые поступки, либо тормозят их совершение.

Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей.

Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

(По Г.Г. Куликовой)

21. Как связаны смысложизненные ориентации и социализация личности? Как смысложизненные ориентации связаны с мировоззрением и нравственными ценностями личности? К какой подсистеме ценностей относит автор демократические ценности?

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В правильном ответе должны быть ответы на вопросы:1) смысложизненные ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности;2) смысложизненные ориентации — это продукт социализации личности;3) демократические ценности относятся к универсальным.Ответы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме
Правильно даны ответы на три вопроса2
Правильно даны ответы на любые два вопроса1
Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл2

22. Как влияют три подсистемы ценностей на социально значимые поступки человека? Какие ценности нового времени названы в тексте? Основываясь на тексте, укажите разновидность универсальных ценностей, непосредственно связанную с ценностями нового времени.

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:1) ответ на первый вопрос: либо стимулируют, либо тормозят совершение социально значимых поступков;2) ответ на второй вопрос: личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни;3) разновидность универсальных ценностей: демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно даны ответы на два вопроса, указана разновидность универсальных ценностей2
Дан ответ на один вопрос, указана разновидность универсальных ценностей. ИЛИ Даны ответы на два вопроса1
Дан ответ на один вопрос. ИЛИ Указана разновидность универсальных ценностей. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл2

23. Назовите ценность, которая может быть отнесена к смысложизненным. Почему, по мнению автора, смысложизненные ценности выполняют функцию главнейших регуляторов социального поведения? (Укажите две причины.) Используя обществоведческие знания, личный опыт, приведите два примера, конкретизирующих мысль автора.

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать:1) ценность, например, служение людям, выполнение долга перед семьей;(Могут быть названы другие ценности, соответствующие требованию задания.)2) ответ на вопрос: это ценности личности, которые— стали целями ее жизни,— определили средства достижения жизненных целей;3) примеры на конкретизацию, допустим:— профессиональный танцор потерял ногу в автомобильной аварии, и целью его жизни стало возвращение в профессию;— средствами достижения этой цели стали изучение физиологических особенностей организма, каждодневные многочасовые тренировки и пр.Могут быть приведены другие уместные примеры
Правильно названа ценность, дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведены два примера3
Названа ценность, дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведен один пример. ИЛИ Дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведены два примера2
Названа ценность, дан ответ на вопрос (указана одна любая причина) и приведен пример. ИЛИ Дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведен один пример. ИЛИ Названа ценность, дан ответ на вопрос (указаны две причины)1
Названа ценность, дан ответ на вопрос (указана одна причина). ИЛИ Названа ценность и приведены один-два примера. ИЛИ Дан ответ на вопрос (указаны одна-две причины). ИЛИ Названа ценность. ИЛИ Приведены один-два примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл3

24. Автор считает, что подсистемы ценностей личности дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие, что все три системы взаимодействуют между собой.

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В правильном ответе должны быть приведены три аргумента, например:1) смысложизненные ценности определяют цель жизни, в соответствии с которой личность будет ориентироваться на те или иные универсальные ценности (витальные, личностного развития, коллективистские или межличностного общения) и, соответственно, опираться на те или иные партикулярные ценности;2) традиционные ценности (например, любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу) тесно связаны с такими универсальными ценностями, как взаимопомощь, солидарность, дружба, любовь, верность, порядочность, и смысложизненные ценности такой личности не могут противоречить двум другим видам ценностей;3) формирование всех подсистем ценностей происходит в процессе социализации, сознательное воздействие общества на личность (семейное, школьное), как правило, не может основываться на противоречивых основаниях и выстраивает все три подсистемы ценностей в неразрывной связи.Могут быть приведены иные уместные аргументы
Правильно приведены три аргумента3
Приведены два аргумента2
Приведен один аргумент1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл3

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Источник: https://socialstudies.ru/ege-zadaniye-21-24/212408201940.html

Общечеловеческие ценности: понятие и сущность

Общечеловеческие ценности: Но сам субъект, участвующий в практике, может быть и индивидуальной


В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия общечеловеческих ценностей, кратко охарактеризованы такие категории общечеловеческих ценностей, как жизнь, свобода, счастье.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, интериоризация общечеловеческих ценностей.

In this article it was considered the basic ways to the definition of concept of common to all mankind values, it was in brief described such categories of common to all mankind values, as life, freedom, happiness.

Key words: values, value orientations, common to all mankind values, interiorisation of common to all mankind values.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей.

Усвоение этой системы отдельной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Значимость их не ограничивается временными рамками существования породившей их социальной общности. Так, эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели цивилизации; известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античной и эллинистической культурах.

Этот процесс носит поступательный характер и историческую преемственность в развитии ценностных систем. В процессе этого развития складывается система общечеловеческих ценностей, которая становится приоритетной в современную эпоху.

Следовательно, каждая культура вырабатывает свои ценности (в том числе и универсальные), создающие общий контекст данной культуры и влияющие на формирование характера.

Общечеловеческие ценности выступают как общечеловеческий идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Общечеловеческие ценности называют также «вечными» ценностями (истина, красота, справедливость), и конкретно историческими (равенство, демократия).

В последнее время в науке особое значение придается общечеловеческим ценностям. Так, американские исследователи Ф. Клокхон и Ф.

Стродбек определили общечеловеческие ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем.

Их взгляд основан на том, что люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы [1, с. 129].

В. А. Караковский относит к общечеловеческим ценностям такие ценности, как человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир [2].

В работах Н. Д. Никандрова анализируется набор общечеловеческих ценностей, содержащихся в официальных государственных документах (Конституция, Всеобщая декларация прав человека), религиозных источниках (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран), учебных пособиях, во взглядах российских и зарубежных ученых и специалистов.

По мнению Н. Д. Никандрова, цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже третичны. «Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания» [4].

Прослеживая генезис развития общечеловеческих ценностей, автор подводит читателя к истокам их зарождения, отмечает, что многие, государством провозглашаемые добродетели, имеют очень древнюю историю, отчасти они отражены в трактатах великих философов античности и религиозных книгах. Так, шесть из десяти заповедей, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, содержат общечеловеческие ценности: «чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего».

Что же можно считать общечеловеческими ценностями? Анализ научной литературы показал, что определений достаточно много.

По нашему мнению, общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества.

К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

На наш взгляд, это комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке (жизнь, здоровье, права и свободы, моральные ценности, удовлетворение потребности в знаниях, культурно-историческое наследие и др.) и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии.

Общечеловеческие ценности отличаются тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.

Общечеловеческие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. По итогам кросс-культурного исследования, проведенного С. С. Шварцем, им было выявлено 66 ценностей в 20 культурах и с помощью статистики он назвал 110 наиболее универсальных.

Среди них — самостоятельность, разнообразие жизни, гедонизм, достижение, власть, безопасность и др. [5, с. 67].

Другие исследователи называют следующие значимые для большинства людей наборы ценностных ориентаций: личность, индивидуализм, взаимозависимость, возраст, пол, семья, качество отношений, значение авторитета, ролевого поведения, мобильность, общество, особенности взаимодействия, человеческая природа, отношение человека к природе, пути ее познания и др. [Там же, с. 132].

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.

В числе общечеловеческих ценностей также находятся мир, жизнь человечества, представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви, родственные связи, ценности самосохранения, ценности самоутверждения и др.

Основополагающей категорией общечеловеческих ценностей является жизнь.

Современная философия рассматривает жизнь как процесс человеческого бытия, как абсолютное, бесконечное начало мира, обладающее, в отличие от материи и сознания, активным, движущимся началом.

Познание этого активного, движущегося начала, возможно, благодаря интуиции, посредством переживания. Жизнь — самое дорогая ценность для человека, основа его существования, его бытия в мире.

Свобода — еще одна важная ценность человеческого бытия. Свобода — это способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимость от природных и социальных сил, сохранять возможности для своего самоопределения, выбора своих действий и поступков.

Свобода выступает одной из универсальных ценностей человеческого бытия. Вопрос о свободе — один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Именно свобода обосновывает возможности развития человека как рода и как индивида.

Важнейшими в системе общечеловеческих ценностей являются ориентация на дружбу, справедливость, добро, красоту, истину.

Вопрос о приоритетных для кыргызстанцев ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях, был предметом психолого-педагогических исследований, изучался на междисциплинарном уровне.

В качестве приоритетных кыргызских ценностей наиболее часто выделяется свобода, жизнь, труд, доброта, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Родине, большая часть которых, как мы видим, близка к общечеловеческим ценностям.

Подробно исследована в кыргызской науке такая общечеловеческая ценность, как счастье. Этой проблеме уделила внимание в своей кандидатской диссертации Ж. А. Кедейбаева [6]. Автор рассматривает основой счастья потребности, интересы, которые способствуют формированию высших духовных, социально-нравственных качеств субъекта.

Осознанные личностью высшие социальные потребности в форме нравственного сознания регулируют поведение индивида и задают ему ценностный смысл. Счастье в основном связано с духовно-эмоциональной стороной жизни человека.

По словам исследователя, «в субъективном плане счастье можно охарактеризовать как эмоционально-оценочное отношение личности к своей деятельности. Чувство счастья является отражением бытия человека и определенного состояния психики. … счастье — это элемент бытия, который способствует гармоническому развитию личности»[6, с. 11].Ж. А.

Кедейбаева раскрывает в работе категорию счастье, его структуру. Она выделяет такие элементы в его структуре, как: спокойная жизнь, удовлетворение потребностей, благодарность, радость, оценка жизни, явления, оказывающие воспитательное воздействие на человека, его духовное состояние.

Все эти элементы диалектически связаны друг с другом и отражают счастье как эмоционально-чувственную форму идеала, функционирующую в цивилизационном пространстве и социальном времени.

Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов.

Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности. Без этих ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом.

Заключая статью, следует сказать, что в данных условиях очень важным направлением ценностно-ориентировочной деятельности молодых поколений является формирование ориентаций на общечеловеческие ценности, проповедующие идеалы Добра, Красоты, Истины.

Под сформированностью ценностных ориентаций на общечеловеческие ценности понимается адекватное к ним отношение, учет их общественной и личностной значимости, наличие знаний о них, степень их интериоризации и экстериоризации, то есть способности руководствоваться ими в процессе жизнедеятельности.

Литература:

  1. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
  2. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Педагогика, 1992. — 129 с.
  3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993. – 80 с.
  4. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. –1998. — № 4. — С. 3–8.
  5. Ценностные ориентации в американском социальном сознании и реалии межкультурного взаимодействия // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1996. — № 2.
  6. Кедейбаева Ж. А. Счастье — нравственная ценность: Автореф. дис. канд. философ. наук. — Б., 2006. — 20 с.

Основные термины(генерируются автоматически): ценность, человеческое бытие, счастье, свобода, жизнь, ориентация, мир, система, культура, движущееся начало.

Источник: https://moluch.ru/archive/115/30384/

Этико-философская и психолого-педагогическая сущность понятия «ценность»

Общечеловеческие ценности: Но сам субъект, участвующий в практике, может быть и индивидуальной

Категория «ценность» присуща языкам всех народов. Сущностная характеристика этой категории прослеживается в развитии этико-философской и психолого-педагогической мысли.

Этика как наука и практическая философия подвергают весьма углубленному анализу очень многие важные понятия морали, среди которых — добродетели и ценности, характеризующие моральное сознание. Уже в первые века существования этики строились различные системы добродетелей. Например, Иоанн Лествичник (VI в.

) создал своеобразную лестницу добродетелей, начиная от первой — отречение от мира — до последней ее ступени — союза самых главных добродетелей — веры, надежды, любви. Эта лестница духовного совершенствования представляет собой «путь, возводящий христианина на небо».

Афанасий Великий — один из отцов церкви — выделил главные добродетели, у которых каждая последующая якобы считается дочерью предыдущей: вера, воздержание, невинность, скромность, знание, любовь. Несколько иначе представлял структуру христианских добродетелей папа Григорий I (540-604 гг.): мудрость, разум, совет, познание, сила, милосердие, ужас перед грехом.

Соответствующим образом систематизировались и пороки. Например, от гордости (основного греха) отходят семь пороков: тщеславие, зависть, гнев, лень, жадность, обжорство, разврат.

Системы добродетелей и пороков создавались и в последующие века. Моральный кодекс строителей коммунизма — одна из таких систем (169, с.59).

Специфика норм морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях.

Моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.

Поэтому в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры -высшие ценности, которые бы направляли нравственную жизнь общества и личности.

По мнению А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресян, «мир человека — это мир ценностей. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные), это обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» (68, с.228).

В ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека. В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» — систему ценностных ориентации.

Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни человека.

В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.

В воспитании идеалом и конечной целью является нравственная личность. Нравственное воспитание формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям, которые изучает уже не этика, а аксиология.

Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. Современный философский словарь (202, с.

1001) дает следующее определение: «Ценность — это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое».

Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации как «детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности» (172, с. 477).

Важнейшим элементом культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающим общую стратегическую регуляцию поведения людей, являются социальные ценности — «более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е.

разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям» (172, с.476).

На основе социальных ценностей вырабатываются социальные нормы, такие как: свобода, равенство, братство, мир, честь, социальная справедливость, гражданский долг и др.

Таким образом, ценности — это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Сам субъект, участвующий в социокультурной практике, может быть и индивидуальной личностью, и определенной социальной общностью, и всем человечеством. В соответствии с этим и ценности могут быть индивидуальными, групповыми (или коллективными) и общечеловеческими.

Ценности общечеловеческие — понятие, употребляемое в аксиологии и культурологии для характеристики совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола. Общечеловеческие ценности являются общими для всех людей, для всего человечества как социальной суперсистемы, выработанные в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира

Источник: https://studexpo.ru/627186/pedagogika/etiko_filosofskaya_psihologo_pedagogicheskaya_suschnost_ponyatiya_tsennost

Studio-pravo
Добавить комментарий