§ 5. Структура банковского права
Банковское право как отрасль права входит в единую систему российского права и, в свою очередь, представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач и функций. Как и всякая система, банковское право имеет свое внутреннее строение, свою структуру, т.е. состоит из множества составных элементов (частей) и взаимосвязей между ними.
Для понимания структуры банковского права необходимо четко представлять себе его отличия по ряду признаков от гражданского, уголовного и административного права, которые хотя и являются первичными отраслями по отношению к нему, но структурно менее сложны и по содержанию в известной степени более одномерны, чем банковское право. Действительно, общественные отношения, регулируемые этими отраслями права, отличаются однородностью и постоянством. Поэтому при их изучении и построении системы подлежит решению сравнительно простая задача классификации правовых норм на две большие группы: нормы-дефиниции и нормы-принципы, составляющие Общую часть отрасли; рабочие нормы, образующие Особенную часть. Поэтому уголовное и гражданское право давно кодифицированы, и по этим отраслям подготовлены кодексы, отличающиеся многовековой логической обработанностью и высоким уровнем литературной шлифовки1.
В отличие от гражданского, уголовного и административного права банковское право регулирует общественные отношения, хотя и складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности и функционирования банковской системы, но отличающиеся друг от друга по своей юридической природе. Сюда относятся организационные и экономические, вертикальные и горизонтальные, регулятивные и охранительные отношения. В связи со сказанным кодификация банковского права на данном этапе является весьма сложной задачей.
1. Норма банковского права
Первичными элементами структуры банковского права, определяющими его исходное подразделение, являются отдельные нормативные юридические положения (нормы, предписания), регулирующие банковскую деятельность, построение, функционирование и развитие банковской системы России.
Норма банковского права представляет собой общее правило, предназначенное для определенного круга лиц (обязательных субъектов банковской деятельности и клиентов кредитных организаций) и рассчитанное на неоднократное применение. Общий характер правила, содержащегося в правовой норме, предполагает регулирование не какого-то единичного отношения, а типичных, повторяющихся отношений.
Внутри единой системы банковского права правовые нормы группируются в различные правовые институты и субинституты.
2. Институт банковского права
Институт банковского права — это взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность правовых норм, регулирующих отдельные виды однородных общественных отношений (или их однородные стороны) внутри отрасли права.
Единство и разграничение институтов банковского права обусловлено единством и различиями отдельных регулируемых ими видов общественных отношений.
Так, в банковском праве существуют такие правовые институты, как институт банковского счета, институт банковского вклада, институт банковской тайны, институт безналичных денег и т.д.
Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат, как известно, три признака:
1) юридическое единство правовых норм, которое характеризуется общими положениями, правовыми принципами, совокупностью используемых правовых понятий, единством правового режима и т.п.;
2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений.
Правовой институт включает в себя различные виды правовых норм: дефинитивные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений, и вследствие этого является
уникальным, выполняет только ему присущие функции и не дублируется другими структурными компонентами системы права;
3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других
нормативных правововых актов1.
Следует отметить, что в банковском праве существует своеобразная иерархия правовых институтов, что отражает сложный, многоуровневый характер этой комплексной отрасли.
Отдельные институты банковского права по обособленности предмета и обусловленной ею специфичности (по своему назначению, содержанию, форме) могут охватывать правовые нормы, регулирующие отношения, являющиеся одновременно предметом нескольких других институтов.
Так, институт безналичных денег содержит право-вовые нормы, которые регулируют также общественные отношения, складывающиеся по поводу таких правовых институтов как институт банковского счета, институт банковского вклада и др.
Точно так же институт банковской тайны перекрещивается с такими институтами, как институт банковского вклада, институт банковского счета и др.
Особенности отдельных правовых институтов банковского права, в свою очередь, предопределяют их внутреннюю структурную дифференциацию и обусловливают существование в рамках конкретного института соответствующих правовых субинститутов.
Так, институт кредитной организации подразделяется на следующие субинституты: банк, небанковская кредитная организация, иностранный банк; институт банковской тайны подразделяется на субинституты банковской тайны юридических лиц, банковской тайны физических лиц, банковской тайны предпринимателей без образования юридического лица и т.д.
Порядок расположения правовых норм, институтов и субинститутов внутри отрасли банковского права зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими общественных отношений и носит объективный характер.
В отличие от гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права в банковском праве в связи со сравнительно небольшим его объемом (имеется в виду число банковских законов) и значительной степенью нормативной консолидированности отсутствует такой компонент структуры отрасли права, как подотрасль, но это никоим образом не принижает его значения, так как подотрасль в отличие от правового института не служит обязательным элементом каждой отрасли права1.
Таким образом, структура банковского права представляет собой объективно обусловленное системой общественных отношений, возникающих в процессе осуществления банковской деятельности, внутреннее его строение, объединение и расположение разнородных (в смысле отраслевой принадлежности) норм в определенной последовательности, имеющее сложный, многоуровневый характер.
При этом, как справедливо отмечает С.С. Алексеев, «сложность, многоуровневость структуры права — показатель степени его институционности и в связи с этим уровня его совершенства, его силы, регулирующих возможностей, социальной ценности»2.
3. Части банковского права
Внутренняя систематизация юридических норм и институтов банковского права, как каждой отрасли права, обусловлена методологическим подходом к отбору критериев, по которым следует проводить классификацию этих норм и институтов.
Важнейшим критерием внутриотраслевой систематизации является необходимость учета того, что для банковского права, как и для любой другой отрасли российского права, характерно наличие норм, закрепляющих общие для нее принципы, идеи и положения, и норм, регулирующих отдельные виды отношений, составляющих ее предмет. В связи с этим с точки зрения теории и практики представляется целесообразной группировка норм в наиболее крупные подразделения, которыми являются части. Российское банковское право состоит из двух частей — Общей и Особенной.
В Обшую часть входят институты и нормы банковского права, содержащие положения, которые применимы при регулировании всех или значительной группы институтов Особенной части, и, следовательно, сюда относятся институты и нормы, закрепляющие основные принципы, правовые формы и методы осуществления банковской деятельности и ее регулирование со стороны государственных органов, организационно-правовое построение банковской системы РФ, основные черты правового положения кредитных организаций и их клиентов и т.д. Общая часть банковского права служит объединяющим началом для всех остальных норм, выражает общность целей и задач их объединения в отрасль права.
При этом наряду с нормами других правовых отраслей (первичных по отношению к отрасли банковского права), содержащимися в банковском праве в силу его комплексного характера, Общая часть рассматриваемой отрасли права включает в себя и специфически «банковские» положения, которых нет ни в одной другой отрасли. Сюда прежде всего относятся нормы, называемые с учетом их функциональной роли исходными (отправными, учредительными) нормами.
К исходным нормам банковского права относятся прежде всего нормы-дефиниции, которые хотя и не являются непосредственно регулятивными, но носят правовой характер, так как устанавливают общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуют в системной связи и единстве с нормами — правилами поведения, детализируются и реализуются через них1. В качестве примера в данном случае можно привести дефиниции таких понятий, как «кредитная организация», «банк», «банковская система» и др.
Общая часть банковского права позволяет обеспечить необходимое единство правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России.
Нормы Общей части банковского права конкретизируются в его Особенной части, куда входят институты, имеющие узкоцелевое значение в силу специфики их объекта.
При этом соответствующие правовые институты внутри Особенной части банковского права группируются в более крупные структурные подразделения — разделы.
Таким образом, в Особенную часть входят разделы, в которых сгруппированы институты и нормы, регулирующие отношения в области:
1) операций по привлечению банковских ресурсов:
—институт банковского вклада;
—институт страхования вкладов;
—институт банковского счета;
—институт эмиссии банками собственных ценных бумаг;
2) расчетных правоотношений;
3) операций по размещению собственных и привлеченных средств:
—институт банковского кредита;
—институт лизинга;
—институт коммерческого кредита;
—институт залога;
—институт факторинга;
4) валютных операций:
—институты «иностранная валюта» и «валютные ценности»;
—институт валютного контроля;
—институт корреспондентских отношений с иностранными банками;
—институт расчетов в иностранной валюте;
5) учета и отчетности банков;
6) налогообложения банковской деятельности.
Теоретическая обоснованность структуры банковского права,ее системное построение на основе объективно складывающихся общественных отношений предполагают наиболее правильное применение соответствующих юридических норм и, значит, содействует укреплению законности и правопорядка в сфере банковской деятельности и выполнению банковским правом активной роли.
Источник: http://uristinfo.net/bankpravo/77-tosunjan-vikulin-ekmaljan-bankovskoe-pravo-rf/1639--5-struktura-bankovskogo-prava.html
Нормы банковского права | Право, теория и понятие права
В соответствии с положениями общей теории права,нормаправа — это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях (гипотеза) действовать как субъекты определенных прав и обязанностей (диспозиция), под угрозой наступления неблагоприятных для них правовых последствий (санкция)2.
Нормабанковскогоправа — это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской деятельности, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих банковских правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
1 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М: Юристь, 2000. С. 39—50; Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: схемы с комментариями и пояснениями: Учебное пособие / Под. ред. проф. AM. Экмаляна. С. 20—23.2 См. подр.: Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.
: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1999. С. 387—396; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристь, 2000. С. 200—208; Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. 1970. № 1; Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение // Советское государство и право. 1980. № 2; Бабаев В.К.
Нормы права / Общая теория права. Н.-Новгород, 1993; Байтин М. Классификация правовых норм / Теория государства и права: Курс лекций. Саратов, 1995; и др.
Нормы банковского права выражают сущность регулируемых ими общественных отношений, являясь теми «атомами», из определенной совокупности которых и состоят конкретные нормативно-правового акты о банках, банковской системе и банковской деятельности (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.)..Вообще, как отмечает С. С. Алексеев, право в целом, а тем I более его составные части (отрасли, подотрасли, институты), | может быть охарактеризовано как «система норм» или «совокупность норм», т. е. правил, образцов, моделей поведения,которые распространяются на все случаи данного рода и в I соответствии с которыми должно строится поведение всех лиц, попавших в нормативно регулируемую ситуацию1.
Норма права — одно из основополагающих понятий для всех разновидностей нормативных концепций права, которые понимают, признают и определяют право как систему, состоящую из норм.
При этом, пишет B.C. Нерсесянц, само право в целом есть единая норма права, и это составляет юридико-логическую основу понимания права как системы норм права. Отдельные:нормы, в том числе нормы банкового права являются элементами этой системы.
В системе российского права нормы банковского права занимают важное место. Это, в первую очередь связано с тем, что нормы банковского права регулируют широкий круг общественных отношений, имеющих существенное значение для эффективного функционирования национальной экономики.
Значительное место занимают нормы о порядке банковского контроля со стороны Центрального банка Российской Федерации, об ответственности за совершение правонарушений в банковской сфере.
3* Основныеособенностинормбанковскогоправа:
нормы банковского права регулируют широкий круг общественных отношений, состоящий из двух взаимосвязанных сегментов:
отношений, имеющих существенное значение для функционирования кредитно-денежной системы государства и
Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. С. 87.Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1999. С. 388-389.
эффективного развития экономики (отношения в сфере регулирования государством банковской системы);
отношений, имеющих непосредственное существенное значение для эффективного осуществления хозяйствующими субъектами своей предпринимательской деятельности, причем как банковской деятельности, так и иной предпринимательской деятельности, при которой банки и иные кредитные организации выступают в качестве «проводников» платежей (отношения в сфере регулирования порядка осуществления банковской деятельности);
нормами банковского права определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения физических (пользователей банковских услуг) и юридических лиц (кредитных организаций и их клиентов), порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также органов государства в сфере банковского дела и банковской системы; нормами банковского права устанавливается правовой режим взаимоотношений участников банковских правоотношений, определяют права и обязанности кредитных организаций и их клиентов, а также гарантии их реализации;
нормы банковского права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие в сфере банковского дела и банковской системы в условиях продолжающейся экономической реформы, но и вытесняют из сферы государственного управления банковской системой (банковского администрирования) неправовые отношения и явления, не отвечающие современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Источник: https://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/8
Норма банковского права, структура нормы. Белоусов Д.С. Банковское право
|
Норма банковского права – ϶ᴛᴏ санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской деятельности, закрепляющее права и обязанности субъектов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих банковских правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
Норма права – одно из основополагающих понятий для всех разновидностей нормативных концепций права, кᴏᴛᴏᴩые понимают, признают и определяют право как систему, состоящую из норм.
В системе российского права нормы банковского права занимают важное место.
В первую очередь ϶ᴛᴏ связано с тем, что нормы банковского права регулируют широкий круг общественных отношений, имеющих существенное значение для эффективного функционирования национальной экономики.
Значительное место занимают нормы о порядке банковского контроля со стороны ЦБ РФ, об ответственности за совершение правонарушений в банковской сфере.
Основные особенности норм банковского права, они:
- регулируют широкий круг общественных отношений, состоящий из двух взаимосвязанных сегментов: отношений, имеющих существенное значение для функционирования кредитно-денежной системы государства и эффективного развития экономики (отношения в сфере регулирования государством банковской системы); отношений, имеющих непосредственное существенное значение для эффективного осуществления хозяйствующими субъектами ϲʙᴏей предпринимательской деятельности, причем как банковской деятельности, так и иной предпринимательской деятельности, при кᴏᴛᴏᴩой банки и иные кредитные организации выступают в качестве «проводников» платежей (отношения в сфере регулирования порядка осуществления банковской деятельности);
- определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения физических (пользователей банковских услуг) и юридических лиц (кредитных организаций и их клиентов), порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также органов государства в сфере банковского дела и банковской системы;
- устанавливают правовой режим взаимоотношений участников банковских правоотношений, определяют права и обязанности кредитных организаций и их клиентов, а также гарантии их реализации;
- не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие в сфере банковского дела и банковской системы в условиях продолжающейся экономической реформы, но и вытесняют из сферы государственного управления банковской системой (банковского администрирования) неправовые отношения и явления, не отвечающие современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Элементами структуры нормы банковского права выступают: гипотеза; диспозиция; санкция.
Гипотеза: содержание самого устанавливаемого нормой банковского права правила поведения; фактические условия реализации ϶ᴛᴏй нормы, либо обстоятельства, при наличии кᴏᴛᴏᴩых надо или можно действовать определенным образом.
Диспозиция – стержневой элемент банковско-правовой нормы, кᴏᴛᴏᴩая формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.
Санкция – составная часть нормы банковского права в кᴏᴛᴏᴩой указывается на правовые последствия – поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры. Последствия наступают в случае ненадлежащего соблюдения, либо нарушения нормы.
Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4113/176486/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0,%20%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.html
Особенности норм банковского права
Нормы банковского права являются разновидностью правовых норм. Им присущи все те признаки, которые характерны для любой юридической нормы. Право состоит из юридических норм, поэтому все признаки права одновременно являются и признаками правовой нормы.
Признаки, которые присущи норме права как единичному правовому явлению:
а) норма права – абстрактное правило поведения;
б) требования правовой нормы обращены к персонально не определенным лицам (к любому банкиру, к любому кредитору, к любому вкладчику и т. п.);
в) норма права рассчитана на многократное применение;
г) норма права имеет предоставительно-обязывающий характер (предусматривает права и обязанности субъектов правоотношения).
Если с учетом сказанного проанализировать специфику норм банковского права, то можно отметить следующее.
https://www.youtube.com/watch?v=Kc-_l-mkzhw
Банковские отношения регулируются нормами не только собственно банковского права, но и нормами, которые системно связаны с банковским правом, – конституционного, гражданского, административного, финансового и налогового права.
Например, нормы конституционного права, которые регулируют порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, являются одновременно нормами и конституционного, и банковского права. Другой пример ст.
140 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней закрепляется основа денежной системы – денежная единица как законное средство платежа.
Эта норма, будучи нормой гражданского права, одновременно является и нормой банковского права.
Итак, можно сделать вывод о том, что норма банковского права имеет следующие основные признаки:
– формально-определенный характер банковского правила (содержится в нормативном акте);
– предусматривает права и обязанности субъектов банковских отношений;
– обеспечена возможностью применения санкций;
– закрепляет правовое положение субъектов банковских отношений и предусматривает определенные варианты их поведения;
– волевое содержание;
– правило поведения;
– закрепляет типичные банковские отношения;
– адресована персонально-неопределенному кругу субъектов банковских правоотношений;
– рассчитана на возможность неоднократного применения.
Нормы банковского права могут быть классифицированы по различным основаниям.
По тому, как сформулировано правило поведения, все нормы делятся на управомочивающие, обязывающие, ограничивающие и запрещающие.
По функциям права нормы права можно разделить на две группы: регулятивные и охранительные. Оба вида норм в различных пропорциях применяются в банковском праве в зависимости от характера и вида банковской деятельности.
По назначению нормы банковского права делятся на общие и пруденциальные.
Общие нормы банковского права закрепляют правовое положение банковской системы, правовой статус, организационно-правовые формы и порядок создания кредитных организаций, их банковскую деятельность.
Эти же нормы регламентируют банковскую систему, правовой статус кредитной организации, цели, правовой статус, структуру и функции Банка России, порядок организации и осуществления банковского надзора, порядок осуществления банковских операций.
Пруденциальные нормы банковского права предусматривают различные финансовые и организационные меры, реализация которых приводит к снижению банковских рисков.
Пруденциальные нормы – это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.
В Инструкции Банка России от 31 марта 1997 года № 59 „О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруден-циальных норм деятельности“[1] сказано: „Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций“.
В Постановлении Правительства РФ от 20 июля 1998 года № 851 „Об утверждении заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации“ прогнозировалось, что „будут ужесточены пруденциальные нормы“.[2]
Пруденциальные нормы делятся на две группы:
а) регулятивные пруденциальные нормы;
б) охранительные пруденциальные нормы.
К регулятивным пруденциальным нормам относятся все те нормы, которые устанавливают требования по лицензированию банковской деятельности, по финансовым нормативам, по составу и порядку отчетности кредитных организаций перед Банком России.
К охранительным пруденциальным нормам относятся те нормы, которые предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора. Ко второй группе принадлежат и все правила, которые регламентируют деятельность надзорных подразделений Банка России.
Охранительные нормы, в свою очередь, следует разделить на две группы:
а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).
Материальные нормы относятся к так называемому материальному праву, а процедурные – к процессуальному (в юридической литературе по теории права существует мнение, что все право делится на материальное и процессуальное).
Примером материальных норм могут быть нормы банковского законодательства, предусматривающие цели, задачи и функции банковского надзора, основания ответственности, виды санкций, которые могут быть применены к кредитным организациям.
Эти нормы затрагивают существенные гражданско-правовые интересы кредитных организаций и их учредителей (участников), а косвенно – кредиторов и вкладчиков. Поэтому нормы материального банковского права устанавливаются федеральными законами.
Например, общий размер штрафа, который может быть наложен на кредитную организацию, устанавливается федеральным законом.
В отличие от этого процессуальные нормы, как правило, устанавливаются Банком России. Например, процедура взимания штрафа с кредитной организации, нарушившей пруденциальные нормы, устанавливается нормативными актами Банка России.
Требования, предъявляемые к отчетности кредитной организации, как и сам порядок отчетности, – это процедурные нормы, которые регулируют взаимоотношения кредитной организации и надзорных структур Банка России.
Они, как и нормы, которые регулируют инспектирование кредитных организаций, относятся к нормам пруденциального надзора. Это регламентация процедур наблюдения со стороны Банка России за тем, как кредитные организации соблюдают требования регулятивных пруденциальных норм.
Процедуры этого наблюдения могут быть различными: документарный надзор, инспектирование и т. п., особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков.
Примером пруденциальных охранительных норм процессуального свойства может служить Инструкция Банка России от 19 февраля 1996 года № 34 „О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)“.
В этой Инструкции предусматривается порядок проверок, которые проводятся группами экспертов Банка России с выходом в кредитные организации Заметим, правда, что с учетом специфики российской банковской системы даже эти процессуальные нормы в своей основе могли бы предусматриваться в банковских законах.
Ведь, казалось бы, чисто процедурные вопросы, которые в условиях устойчивой и сложившейся банковской практики не должны привлекать к себе внимания, в условиях той действительности, с которой мы сталкиваемся, требуют законодательного регулирования.
В российской печати начиная с 1996 года неоднократно поднимался вопрос о конфликтности при проверках крупнейших российских банков. Учитывая это обстоятельство, следовало бы закрепить в федеральном законе основные принципы проведения таких проверок.
В связи с кризисом в банковской системе появилась относительно новая группа охранительных пруденциальных норм. Это нормы, направленные на предупреждение банкротства.
В Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ предусматриваются не только гражданско-правовые нормы, но и нормы банковского права, закрепляющие полномочия Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций и предотвращению нарушения ими банковского законодательства, в том числе нарушения прав вкладчиков.[3] В частности, в п. 2 ст. 3 этого Федерального закона сказано, что „меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 настоящего Федерального закона. Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию“. Указанные меры применяются к кредитной организации, если она не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов; нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала); нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов (в соответствии с законом нормативы устанавливаются Банком России). Далее, в ст. 4 упомянутого Федерального закона закрепляется перечень оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.[4]
Все эти и другие нормы, установленные Федеральным законом „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“, применяются к так называемым проблемным кредитным организациям.
Указанный Федеральный закон принят в феврале 1999 года. До этого применялись только нормы ГК РФ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/7_146687_osobennosti-norm-bankovskogo-prava.html