Научно-методологический аппарат изучения особых: Особые административно-правовые режимы осуществления экономической

Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности (теоретико-прикладной аспект)

Научно-методологический аппарат изучения особых: Особые административно-правовые режимы осуществления экономической
Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

— [ Страница 3 ] —

Материалы концептуальной модели развития приграничной торговли в части процедуры создания на территории Ростовской области таможенно-логистических терминалов были использованы Таганрогской межрайонной торгово-промышленной палатой в рамках проведения круглых столов с участием представителей таможенных органов, ФГУ «Росграница», участников бизнес-сообщества при обсуждении вопросов об обустройстве южной части государственной границы Российской Федерации.

Механизмы совершенствования внешнеторговой деятельности предприятий авиационной и автомобильной отраслей промышленности были внедрены в ряд Распоряжений Президента РФ и Правительства РФ и использованы в своей деятельности крупными российскими компаниями (ФГУП «Рособоронэкспорт», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ОАО «ТагАЗ», ООО «Волга-Технопорт»).

Концептуальная модель развития ОЭЗ в России в части применения механизмов выявления преимуществ от использования режима ОЭЗ на уровне муниципального образования и концептуальная модель развития законодательства об офшорных зонах в части выявления особенностей налогообложения иностранных офшорных компаний–участниц межмуниципального внешнеторгового сотрудничества были использованы для расширения внешнеторговых связей и повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества города Таганрога, а предложенные инструменты совершенствования механизмов функционирования ОЭЗ применены при разработке проекта особой экономической зоны «Таганрог».

Элементы данных моделей в России были использованы при разработке Стратегии развития авиационной отрасли промышленности и утверждены Правлением ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Материалы диссертационного исследования были использованы автором при чтении лекций и проведении практических занятий в рамках учебных дисциплин «Международная экономика», «Внешнеэкономическая деятельность региона» и «Свободные экономические зоны и офшорные территории» в Южном федеральном университете (г.

Ростов-на-Дону); «Финансовое право», «Специальные налоговые и таможенные режимы», «Законодательство о внешнеэкономической деятельности», «Правовое обеспечение экономики», «Правовое регулирование ВЭД» в Таганрогском институте управления и экономики (г. Таганрог); «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД.

Таможенная стоимость» и «Основы внешнеэкономической деятельности» в Ростовском филиале Российской таможенной академии (г. Ростов-на-Дону).

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в 4 монографиях, 30 статьях, в том числе 16 – в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России. Кроме того, автором ранее опубликовано 4 монографии и 16 статей, которые легли в основу экономико-правового анализа эмпирической базы исследования.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих 16 параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников и приложений.

содержание работы

введения структурно соответствует рубрикаторам вышеприведенного раздела автореферата.

В нем обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, степень научной проработанности проблемы, раскрываются цели, задачи, объект, предмет исследования, научная новизна полученных результатов и их апробация, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Современная правовая регламентация использования особых административно-правовых режимов осуществления внешнеторговой деятельности» имеет общеметодологическое значение для всей работы и посвящена обоснованию и современным проблемам правового регулирования внешнеторговой деятельности России посредством применения особых административно-правовых режимов.

В первом параграфе «Ретроспективный анализ административно-правового регулирования внешнеторговой деятельности в России» на основе общефилософских категорий, категорий теории права определено, что внешнеторговая деятельность не является исключительно экономическим понятием, а представляет собой также категорию правовую, поскольку входит в предмет изучения административной, гражданской, финансовой, таможенной и иных отраслей юридической науки. Показано, что развитие законодательства о внешнеторговой деятельности тесно связано с проводимой государством в определенный период времени внешнеторговой политикой, а сама внешняя торговля на протяжении всей истории нашей станы испытывала потребность в регулирующем начале. На основе проведенного анализа законодательного регулирования внешнеторговой деятельности было установлено, что под современной системой государственного регулирования внешнеторговой деятельности понимается совокупность участников (субъектов внешнеторговой деятельности и органов регулирования внешней торговли) и объектов внешнеторговой деятельности, а также комплекс взаимосвязей между ними, существование которых обусловлено применением различных методов (инструментов) публичной регламентации. Эта система не может существовать обособленно, она функционирует в определенной институциональной среде, в которую включены внешнеторговая политика государства, инвестиционный климат в стране, современное развитое законодательство и т.п.

Во втором параграфе «Рассмотрение административно-правовых режимов как особого регулятора общественных отношений» было установлено, что среди методов государственного управления внешнеторговой деятельностью в последнее время важное значение приобретают административно-правовые режимы.

Они достаточно обстоятельно обоснованы теоретически и применяются в правоохранительной практике с начала 90-х годов XX в. в связи с тем, что их установление перешло на качественно иной, конституционный уровень правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Назначение административно-правовых режимов – регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. Административно-правовые режимы нельзя отождествлять ни с общим правовым регулированием, ни с процессом реализации права.

Они представляют собой особый вид регулирования, в рамках которого создается специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного государственного состояния. Оно поддерживается, сохраняется и меняется с помощью параметров, которые являются обязательными 5.

Определено, что нормативно-правовая основа регулирования режима зависит от его характера и вида. Поскольку в соответствии с ч. 3 ст.

55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, режимы, преду­сматривающие подобные ограничения, также могут устанавливаться только федеральными законами. Дальнейшее применение административно-правовых режимов осуществляется, как правило, в соответствии с подза­конными актами.

Изменение или прекращение ограничений, обусловленных применением административно-правового ре­жима, регулируются федеральным законом или подзаконным ак­том – как правило, постановлением Правительства РФ.

В третьем параграфе «Классификация и место особых административно-правовых режимов в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлено, что классификация административно-правовых режимов должна учитывать все многообразие процессов и явлений, требующих специального режимного регулирования.

Но ввиду того, что в современных условиях сфера применения административно-правовых режимов постоянно расширяется, предлагается выделить основные критерии классификации, применяемые ведущими отечественными учеными-административистами: по подведомственности; по юридическим свойствам; по срокам применения; по действию в пространстве; по наличию или отсутствию льгот.

Между тем в настоящее время нередко возникают особые обстоятельства, требующие, чтобы отношения публичной администрации с гражданами, организациями были урегулированы специальными нормами.

Особые условия порождают особые (специальные) административно-правовые режимы, под которыми понимают официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, направленный на обеспечение их устойчивого функционирования. Они вводятся в целях защиты основ конституционного строя при возникновении внешних и внутренних угроз; для сохранения территориальной целостности и незави­симости государства; предотвращения и пресечения вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; создания безопасных условий функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; обеспечения нормальных условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия; соблюдения прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного и военного положе­ния; создания условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими их полномочий.

Особые административно-правовые режимы предоставляют возможность органам власти эффективно действовать в различных социальных ситуациях, обеспечивая выполнение ими своих функций по охране и за­щите тех или иных общественных отношений, правосубъектность граждан и организаций.

Отдельное внимание в настоящем исследовании уделяется особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности.

Эти режимы вводятся в целях экономического регулирования и стимулирования внешнеторговой деятельности и предусматривают установление дополнительных прав участников экспортно-импортной деятельности, (например, по отмене таможенных пошлин) или мер ограни­чения внешней торговли.

Такие режимы распространяются на определенные территории, и установленные ими экономические меры применяются только в отношении субъектов предпринимательства, действующих в пределах этих территорий.

В четвертом параграфе «Исследование существующего научно-методического аппарата применения особых административно-правовых режимов осуществления внешнеторговой деятельности» выявлено, что создание особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности является дополнительным методом (инструментом) государственного регулирования внешней торговли, повышения ее эффективности, создания благоприятных условий для развития взаимовыгодных отношений между государствами и их резидентами. Структура особого административно-правового режима осуществления внешнеторговой деятельности включает понятия субъектов режима; объектов правового регулирования; методов правового регулирования; мер взыскания за нарушение условий режима.

В настоящем исследовании под особым режимом осуществления внешнеторговой деятельности предлагается понимать установленный правовыми актами РФ льготный порядок правового регулирования осуществления предпринимательской, финансовой, налоговой, таможенной и иных видов деятельности, применяемый бенефициарами данного режима. При этом под бенефициарами особого режима осуществления внешнеторговой деятельности следует понимать лиц, получающих право на привилегии от использования преимуществ данного режима (российские юридические и физические лица, постоянно проживающие на приграничной территории Российской Федерации, резиденты ОЭЗ и др.).

Важнейшая проблема практики правового регулирования особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности заключается в разработке практических рекомендаций по их совершенствованию.

Поэтому целесообразно отдельно изучить административно-правовое регулирование каждого из особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности – режима на территории особых экономических зон и режима приграничной торговли – и провести анализ существующего научно-методического аппарата изучения данных институтов.

Все это позволит разработать предложения по созданию новой или совершенствованию существующей нормативной базы с целью полноценного и эффективного применения данных режимов в российской практике регулирования внешней торговли.

Глава вторая «Основы применения административно-правового режима осуществления внешнеторговой деятельности на территории особых экономических зон» посвящена изучению и общей правовой характеристике отечественной и зарубежной практики правового регулирования режима ОЭЗ и определению их функциональной роли в национальной системе хозяйствования, выявлению противоречий процесса формирования в Российской Федерации административно-правового режима на территории особых экономических зон, поиску перспективных направлений развития особых экономических зон как модульно-трансграничных институтов, обеспечивающих коммутативные функции интеграции народного хозяйства России в мировую экономическую систему.

В первом параграфе «Правовой статус административно-правового режима, применяемого на территории особых экономических зон» приведены результаты исследований, показавшие, что административно-правовой режим ОЭЗ пре­дусматривает ограничения только в сфере предпринимательской деятельности: в этом его основное отличие от пограничного режима, административно-правовых режимов военного и чрезвычайного положения, устанавливающих также ограничения полномочий публичных органов. Особенность правового режима предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ.

Административно-правовой статус резидента ОЭЗ представляет собой совокупность его прав и обязательств в сферах коммерческой и публичной деятельности.

Права резидента в сфере экономической деятельности всегда ограничены бременем исполнения обязательств, обусловленных его участием в осуществлении режима особой экономической зоны.

Резидент вправе осуществлять только виды коммерческой деятельности, установленные соглашением о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ.

Право резидента ОЭЗ на осуществление экономической деятельности определено его публичными полномочиями – правами и обязанностями во взаимоотношениях с органами государственной власти и муниципальными органами. Резидент обязан обеспечить органам государственного контроля доступ на свои объекты недвижимости, предоставлять им надлежащую информацию, исполнять иные требования, обусловленные проведением контроля.

Второй параграф «Специфика применения административно-правового режима для различных типов особых экономических зон в Российской Федерации» посвящен изучению ОЭЗ, создаваемых на территории России: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых. Проведен также анализ функционирования ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, уделено внимание трансформации института СЭЗ в связи с созданием Таможенного союза Россией, Беларусью и Казахстаном.

Выявлено, что каждый тип ОЭЗ имеет свою специфику создания и функционирования.

При этом доказано, что на первом месте по привлекательности для потенциальных инвесторов в ОЭЗ находится создание инфраструктуры зоны на принципах государственно-частного партнерства, заключающегося в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории, а также режим дружественного администрирования, то есть реальное снижение административных барьеров и количества контрольных мероприятий в особой зоне. Немаловажным является также предоставление резидентам налоговых и таможенных льгот.

В третьем параграфе «Особенности налогового и таможенно-правового регулирования в особых экономических зонах» отмечено, что предприятиям, действующим на территории ОЭЗ, для извлечения максимальной выгоды от своего местонахождения необходимо получить статус резидента зоны. Именно предприятия–резиденты ОЭЗ являются «стержнем» всей экономики зоны, от них зависят инвестиции в развитие инфраструктуры и производства, создание новых рабочих мест и получение доходов в бюджет государства. К резидентам ОЭЗ применяется общий режим налогообложения с изъятиями, предусмотренными НК РФ. Резиденты зон получают льготы по федеральным, региональным и местным налогам. Резиденты ОЭЗ используют также преференциальный таможенный режим для ввозимых на территорию ОЭЗ, а также вывозимых с ее территории товаров.

С точки зрения фискальной политики государство регулярно недополучает в бюджет суммы данных льгот.

Но с другой стороны, создание совместных предприятий на территории России позволяет привлечь в отечественную экономику иностранные инвестиции, обеспечить занятость российским гражданам, улучшить политический климат в стране, повысить качество производимой продукции.

Льготный режим налогообложения в ОЭЗ спо­собствует реинвестициям полученной прибыли в экономику ОЭЗ, а через механизм ее взаимодействия с региональной экономикой и в хозяйственную деятельность на остальной территории страны.

На основании рассмотренного в диссертации научно-практического материала в работе делается вывод о том, что мировой опыт развития международных торговых отношений нельзя представить без функционирования особых экономических зон.

В мировой практике – это уникальная мастерская по формированию и производству тех экономических отношений, которые изначально отсутствуют в стране.

При этом до настоящего времени окончательно не изучено влияние института ОЭЗ на развитие национальной экономики и не принята единая Концепция развития особых экономических зон в России, позволяющая определить ключевые направления развития различных типов ОЭЗ.

В четвертом параграфе «Организационные и правовые основы развития особых экономических зон в Российской Федерации» автор отмечает, что несмотря на очевидные экономические выгоды, институт ОЭЗ имеет в нашей стране ограниченное применение.

Анализ опыта существования в России свободных экономических зон показал, что образование в РФ регионов ускоренного экономического роста, основой которых выступают ОЭЗ, должно подчиняться концептуальной модели развития ОЭЗ в РФ.

Данная модель должна включать вопросы определения принципов создания ОЭЗ в России, территориальной дислокации ОЭЗ, развития инфраструктуры ОЭЗ, контроля доступа в ОЭЗ, организации хозяйственно-экономической деятельности в ОЭЗ.

Для успешного применения института ОЭЗ указанные предложения необходимо утвердить и сделать частью правовой системы государства.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

Источник: http://dislib.ru/yuridicheskie/3809-3-osobie-administrativno-pravovie-rezhimi-osuschestvleniya-vneshnetorgovoy-deyatelnosti-teoretiko-prikladnoy-aspekt.php

Методологический аппарат научного исследования

Научно-методологический аппарат изучения особых: Особые административно-правовые режимы осуществления экономической

Дипломы и диссертации – это, прежде всего квалификационные работы, т.е. по данным работам оценивается квалификация их авторов, ее соответствие искомой академической или научной степени. Одним из наиболее важных оценочных критериев квалификационных работ является качество их методологического аппарата.

Методологический аппарат научного исследования помещается во введении и состоит из обоснования актуальности выбранной темы, формулирования проблемы, объекта и предмета исследования, гипотезы, цели и задач.

Также сюда входит новизна и значимость полученных результатов.

Сопоставление методологического аппарата с выводами позволяет составить общее впечатление о проделанной работе, оценить уровень научной компетентности автора, его владение методологией проведения научного исследования.

Именно поэтому методологическому аппарату работы следует уделять особое внимание.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальностиего темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент существования общества, на данном этапе развития науки. То есть вы должны показать, какой положительный эффект может быть достигнут в результате реализации поставленной в Вашем исследовании цели.

Для обоснования актуальности темы нужно кратко обозначить то, что уже сделано в данном направлении науки, и что осталось нерешенным, не исследованным. Также актуальность может быть сформулирована через выявление противоречий, имеющихся в современном научном знании или между требованиями практики и отсутствием знаний или методик их применения.

На основании выявленного противоречия также формулируется проблема исследования.В науке проблема — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Можно сказать, что проблема – это вопрос, для поиска ответа на который, нужно выйти за рамки уже имеющихся знаний. Помните, что это не тот вопрос, на который лично Вам интересно найти ответ.

Возможно, такой ответ уже содержится в целом ряде книг. Важно, чтобы это была действительно научная проблема.

Объект исследования — это явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Часто студенты в качестве объекта указывают испытуемых, на примере которых изучалось определенное явление. Это неверно – предметом, например, психологического исследования обязательно является психическое явление (процесс, свойство, состояние).

Предмет исследования –конкретная часть объекта, его сторона, аспект, точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект.

Именно предмет исследования определяет его тему. И его формулировка должна совпадать с темой исследования или быть очень близкой к ней по звучанию.

На основе сформулированных проблемы, объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования – это научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Следующим этапом разработки программы исследования является построение гипотезы.  Гипотеза исследования — это предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемого явления, которое подтверждается или опровергается в ходе исследования. В гипотезе заключается предполагаемое решение проблемы.

Все понятия, используемые в гипотезе должны быть уточнены. И гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Присутствие гипотезы в процессе научного исследования организует весь процесс, делает его более осознанным, целенаправленным и структурированным, а значит и более результативным.

Когда вы не просто читаете книги по интересующей вас теме, а ищете в них ответ на конкретный вопрос, проверяете свое предположение, вам гораздо легче вычленять материал, имеющий непосредственное отношение к вашему исследованию. Поэтому формулировать гипотезу нужно в начале исследования.

Но пока вы еще слабо ориентируетесь в избранной для изучения проблеме, вы можете сформулировать рабочую гипотезу, т.е. временное предположение, необходимое для систематизации имеющегося фактического материала.

По мере изучения проблемы вы сможете сформулировать научную (реальную) гипотезу, уточнив и видоизменив первичную – рабочую. Таким образом, формулирование гипотезы происходит на протяжении всего исследования. Фактически, вы постоянно работаете с целой системой гипотез, но во введении в работе указываете только последнюю (окончательную). В некоторых случаях формулируется сложная многоаспектная гипотеза.

Как сказано выше, гипотеза в ходе исследования может быть подтверждена или опровергнута. В науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный. Опровергая выдвинутую гипотезу, вы сообщаете научному сообществу, что эта идея проверена и оказалась ошибочной, тем самым, предостерегая остальных от повторения аналогичных ошибок, и внося определенный вклад в развитие науки.

Из формулировок цели и гипотезы логически вытекают задачи исследования.Это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы. Фактически, задачи описывают основные этапы исследования.

Очень распространенной ошибкой здесь является то, что студенты подменяют задачи описанием способов решения задач. Так, «изучение литературы по проблеме…» не может быть задачей исследования. Это способ, которым мы решаем задачу, например, «изучить имеющиеся в современной науке подходы к проблеме…». А «провести тестирование…» — способ решения задачи «определить психологические особенности…».

Обычно формулировки задач начинаются с глаголов: «изучить, выявить, разработать, эмпирически проверить» и т.д. Такие формулировки помогут вам точнее осознать, что именно вы должны делать.

Описание решения поставленных задач составляет содержание глав и параграфов исследования. То есть перечень задач должен соотноситься с оглавлением работы. Правильная формулировка задач позволит вам точнее понять, о чем именно, и каким образом вы должны писать в каждом из разделов своей работы.

Во введении к научной работе также обычно указываются методологические основыи методы исследования. Под методологическими основами понимают те концепции и теории, которые легли в его основу.

Это одна – две- три основополагающие теории, научных направления, в рамках которых выполнена работа.

Указывать методологическую основу исследования важно потому, что в современной науке существуют разные научные школы, которые могут исследовать одни и те же проблемы с разных позиций и иметь на них разные взгляды. Поэтому важно указать, какой точки зрения придерживается автор.

Один из наиболее важных разделов методологического аппарата КВР – обоснование новизны. В этом разделе автор указывает, что в его работе сделано впервые.

Это может быть тема или ее аспект, которые раньше не исследовались, также это могут быть теоретические положения, впервые сформулированные и обоснованные, разработанные методические рекомендации и т.п.

 Лучше всего новизна проведенного исследования видна на фоне достаточно полного освещения в работе истории изучения вопроса.

В разделе «практическая значимость» работы необходимо показать связь вашего исследования с практикой, указать пути практического использования результатов.

Все разделы методологического аппарата должны быть связаны между собой, не должны содержать противоречий. Во всем методологическом аппарате речь идет об одном и том же – предмете вашего исследования.

Поэтому вас не должны смущать частые повторы определенных терминов.

И не стоит для украшения стиля заменять научные термины понятиями из житейской психологии, и уж тем более терминами, используемыми в науке для обозначения других понятий.

Программа эмпирического исследования  

 Во-первых, следует различать экспериментальное и эмпирическое исследование.

Экспериментэтоэмпирическое исследование в специально созданных и контролируемых условиях; проводится в целях выявления причинно-следственных связей явления.

И если вы в своих исследованиях специально не организуете экспериментальную ситуацию, ваше исследование должно называться не экспериментальным, а эмпирическим.

Состав выборки.Практически все психологические исследования являются выборочными, т.е. проводятся на выборке, и их выводы распространяются на генеральную совокупность.

Генеральная совокупность  — это все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза. Выборка – ограниченная по численности группа объектов (в психологии – испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Одним из важных критериев обоснованности выводов исследования является репрезентативность выборки,  т.е. ее способность представлять изучаемые явления достаточно полно. Самый простой прием составления репрезентативной выборки – простой случайный (рандомизированный) отбор.

Он предполагает такую процедуру отбора испытуемых, при которой каждый член генеральной совокупности имеет равный с другими шанс попасть в выборку. Это позволяет надеяться, что в выборке изучаемое свойство будет представлено в максимально возможном его разнообразии.

Соответственно, если вы включаете в исследование только своих друзей, или только студентов-психологов, а выводы распространяете на всех студентов вообще, требование репрезентативности выборки нарушается.

Объем выборки.Требования к объему выборки обусловлены, в первую очередь, исследовательскими задачами.

Чаще всего в студенческих исследованиях ставятся эмпирические задачи: либо выявить связи между изучаемыми явлениями, либо оценить различия между изучаемыми группами.

В первом случае обычно для статистического анализа эмпирических данных применяется корреляционный анализ. Для этого желательно иметь объем выборки не менее 30-35 человек.

Во втором случае для статистической оценки значимости различий между выделенными группами, желательно, чтобы в каждой из групп было около 20-30 человек. При этом желательно, чтобы группы были приблизительно выровнены как по объему, так и по возрастному и половому составу.

Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики – от 200 до 1000 чел.

Имейте в виду, что часть данных, полученных вами в ходе, например, тестирования, может быть в дальнейшем исключена из исследования.

Это могут быть недостоверные результаты тестирования (на основании показателей по шкалам лжи или из-за нарушения испытуемым инструкций по выполнению тестов); средние для выборки показатели, которые имеет смысл исключать при разделении выборки на две полярные группы (например, с высоким и низким уровнем выраженности исследуемого признака); в ходе анализа данных вы можете прийти к выводу, что целесообразнее разделять испытуемых не на 2 группы, как планировалось изначально, а на 3 или 4. То есть, желательно, включать в свое исследование больше испытуемых, чем это минимально необходимо для вашего исследования.

Формальное требование для дипломных студенческих работ в отношении объема выборки — не менее 40 испытуемых.

Исключение могут составлять уникальные, труднодоступные выборки (представители этносов, редко встречающихся на данной территории, близнецы определенного возраста, семьи с определенным набором конкретных характеристик, люди с уникальными способностями и пр.). В таких случаях недостатки статистического анализа данных компенсируются тщательным качественным анализом.

Методики исследования –это формализованный способ сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Это тесты, опросники, программы наблюдений, тренингов и пр. Во-первых, для проведения научного исследования следует использовать только надежные методики, составленные и апробированные учеными, популярные, развлекательные тесты и упражнения для этой цели не подходят.

При выборе методик следует ориентироваться на те, которые позволяют получить наиболее полное и всестороннее представление об изучаемом явлении. Т.е.

если существуют методики, измеряющие только уровень выраженности какого-то психологического свойства, и дающие представление о выраженности разных аспектов (компонентов) этого свойства, стоит отдать предпочтение последним. Иными словами, обычно, чем больше шкал в тесте, тем лучше.

Другое дело, если вы специально ставите задачу изучить только какой-то один аспект явления. Тогда будет целесообразно даже в сложном тесте использовать только нужные вам шкалы.

Часто студенты задают вопрос о необходимом количестве методик. Здесь опять все зависит от задач исследования. Число методик должно быть необходимым и достаточным для их решения. Если вы, например, проводите сравнительное исследование двух объективно существующих (этнических, гендерных, возрастных и пр.

) групп, то достаточно и одной надежной методики. Если же задача – изучить связь нескольких психологических явлений, то нужен набор методик, наиболее полно исследующий все изучаемые явления.

Нет смысла использовать две методики, оценивающие одни и те же аспекты изучаемого свойства, методики должны быть взаимодополняющими.

При выборе методик нужно внимательно относиться к их возможностям и ограничениям, точно следовать инструкциям, или тщательно продумывать модификации процедур исследования.

Процедуры исследованияво многом зависят от используемых методик, они должны как можно точнее соответствовать тем, которые указаны в руководстве к методикам. Важно, чтобы все испытуемые подвергались одинаковым процедурам.

Некорректно объединять данные, собранные, например, в процессе тестировании на родном и на неродном для испытуемых языке, в процессе дружеского общения и в процессе приема на работу или аттестации.

Если предполагается групповое исследование, также нужно тщательно продумать организацию этого процесса с тем, чтобы все испытуемые могли понять инструкцию, чтобы исключить влияние определенных установок, чтобы ответы одного, не навязывались другим и т.п.

Очень желательно, чтобы у испытуемых была заинтересованность в результатах тестирования. Принудительное участие в исследовании обычно снижает достоверность данных. Создать заинтересованность можно посредством предоставления испытуемым обратной связи — большинству людей интересны сведения об их внутреннем мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_27984_metodologicheskiy-apparat-nauchnogo-issledovaniya.html

Studio-pravo
Добавить комментарий