Моделирование основных типов художественного творчества

Консультация «Развитие художественно-творческих способностей детей через конструирование и моделирование»

Моделирование основных типов художественного творчества

Елена Стальмахович
Консультация «Развитие художественно-творческих способностей детей через конструирование и моделирование»

Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их

пальцев»

«Детское сердце чутко к призыву творить… важно только, чтобы за призывами следовал труд»

В. А. Сухомлинский

Введение

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно творческая деятельность, а именно художественное конструирование.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению

А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Занятия по художественному конструированию при определенной организации обучения создают условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у детей, а также делает воспитание и обучение при помощи художественного конструирования актуальным.

I. Детское творчество и детское конструирование

1.1. Конструирование. Типы конструирования.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова

construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но, и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой («веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц»).

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

1.2. Формы организации обучения детскому конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п.

и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Однако, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой соединения деталей.

Все это помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д.

Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Направляя самостоятельную деятельность младших школьников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, шаблоны. Можно также, предложить воспроизвести определенный образец, давая детям материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися.

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование – важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.

В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами – надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым поделка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования, в данном случае, выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Однако дети старшего дошкольного возраста должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др.

Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Конструирование по простейшим наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской.

Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В. В. Брофман, которые дети использовали для построения наглядных моделей, отражающие их замыслы.

В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям.

Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т. п.

).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «животные», «транспорт» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения.

Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Конструирование по модели, заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно не получило своего распространения.

Одним из самых эффективных инструментов познания и развития детей также может стать моделирование.

Моделирование является довольно сложным видом деятельности, но оно развивает такие качества, как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Существуют различные виды моделирования — предметное, графическое, практическое.

Как правило, основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление детям об окружающем мире.

Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.

На первоначальном этапе моделирования дети должны изучить материалы: бумага, пластик, картон, их свойства, способы сборки, крепежей деталей друг к другу. Предусмотрена работа с разнообразными видами материала — бумагой и картоном, бросовым материалом, с готовым конструктором, с мягким конструктором и лего.

Далее необходимо знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним моделей. Например, выполнение модели самолета из готовых деталей. Когда у детей сформировываются навыки работы по готовой схеме, тогда они могут самостоятельно смоделировать предмет из бросового материала.

Важно приучить детей критически относиться к выполненным работам. Но при этом детям нужен доброжелательный, но принципиальный анализ их работ.

Основной вид совместной деятельности в кружке является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка.

Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей.

Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах.

В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей.

В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.

Роль педагога в развитии художественного конструирования и моделирования

В организации художественного конструирования и моделирования детей существенным является отношения педагога к инициативе ребёнка. В большой степени стимулируют творческое самовыражение обучающихся педагоги, имеющие ориентации по поддержанию в детях естественного творческого процесса.

Исходя из этого, педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости.

Педагогу, претендующему на формирование качеств творческой личности обучающихся, необходимо убедить детей, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности.

Задача педагога не только выяснить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. Через индивидуальный подход поддержать одарённых и талантливых детей.

Индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребёнке, удовлетворению его творческих запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, эмоциональных сил.

https://www.youtube.com/watch?v=1cprZ6vONok

Игры и занятия должны вызывать положительные эмоции. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – очень важный этап для творческого развития ребёнка.

Очень важно найти тактический подход, чтобы не обидеть ребёнка, а вызывать в нём стремление сделать следующую работу намного лучше.

Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, поможет понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний и умений, стараний, аккуратности и вложенного труда.

Научившись анализировать свои ошибки, ребенок сможет легко переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой которую легко исправить. А воспитатель, должен помочь в этом ребёнку, чтобы из маленького человека выросла творческая личность.

Заключение

Художественное конструирование и моделирование — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха).

Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на занятиях.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд.

Занятия художественно-технического конструирования дают огромные возможности для самовыражения и развития способностей детей, помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

Значение занятий по художественному конструированию для развития творческих способностей дошкольников велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.

Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид деятельности в высокой степени способствует эстетическому воспитанию дошкольников. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий.

Художественное конструирование и моделирование в детском саду– важное средство творческого и эстетического развития детей, так как способствует формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Список литературы

1. http://50ds.ru/detsad/

2. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=511219

3. 365 весёлых уроков труда. – М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. – (Внимание:

дети).

4. Трудовое воспитание младших дошкольников во внеклассной работе: Кн. для учителя нач. классов. — М.: Просвещение, 1985.-160 с.

5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А. В. Бакушинский – М.: Новая Москва, 2005.- С. 105-115.

6. Дремова, А. К. Основы эстетического воспитания. [Текст] / А. К. Дремова. — М.: Высшая школа. 2003. С. — 112-160с.

7. Арнина, Н. Л. Уроки прекрасного [Текст] / Н. Л. Арнина. — М.: 2000г. -100с.

8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: 1999.- С. 246-290.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-hudozhestveno-tvorcheskih-sposobnostei-detei-cherez-konstruirovanie-i-modelirovanie.html

Метод художественно-образного моделирования

Моделирование основных типов художественного творчества

  1. Моделирование в дизайне.

  2. Художественно-образное моделирование.

  3. Факторы композиционного формообразования

  4. Методические приемы художественно-образного моделирования

Моделирование в дизайне

Принциппроектного моделирования,т.е. возможность отображения, воспроизведенияодного объекта или явления (оригинала)через его аналог-модель органичновстроен в дизайн процесс.

Принципмоделирования — эффективный методразработки дизайнерского решения,отличающийся инновационностью,технологическим реализмом, эргономическойобоснованностью.

В настоящее времяшироко применяются новыепроектно-технологические возможности,предоставленные компьютером.

Базовыйпринцип дизайнерского моделированиявытекает из двух уровней функционирования:основополагающего методо­логическогои конкретно методического. Соответственнообозна­чаем два блока этих принципов.

Первыйблок охватывает четыре фундаментальныхпринципа:

  1. Принцип моделирования

  2. Принцип наглядности

  3. Принцип художественно-образного подхода.

  4. Принцип системности.

Второйблок охватывает методические принципы:

  1. Принцип условности.

  2. Принцип лаконичности и экономичности использования модельных средств.

  3. Избирательного адекватного, информативно-выразительного и комплексного применения.

  4. Принцип оперативного и вариантного исполнения проектных моделей.

Вдизайн-процессе из базовых принциповмоделирования вытекают соответствующиеправила профессионального проведенияработы, обеспечивающие достижение цели,оптимальные решения художественно-проектныхзадач.

Многоаспектностьрассмотрения дизайнером объектаразработки приводит к появлению вдизайн-процессе типологически- различныхпо содержанию и форме проектных моделей.

Содержательноразличают художественно-проектноемоделирование:

  • социально-демографическое (моделирующее спрос, потребность в дизайн-продукте, потенциальную рыночную нишу, потребительские предпочтения и т.д.);
  • типологическое (ассортиментно-номенклатурное, функционально-аналоговое);
  • концептуальное (инновационное, программное, аналитическое, идейно-художественное);
  • структурное или морфологическое (конструктивно-компоновочное, планировочное, модульно-комбинаторное);
  • композиционное (тектоническое, обьмно-пространственное, цветографическое, светопластическое);
  • сценарное (прогностическое).

Поформе различают проектное моделирование:

  • идеальное (мыслительное, логическое, образное, ассоциативное, гипотетическое);
  • вербальное (модели теоретические, программные, алгоритмические, кибернетические, методические, социологические, нормативные и др.);

математическое(в т.ч. геометрическое и знаковое илисимволическое);

  • светооптическое (акустическое, наглядное графопластическое);

Впроектной работе дизайнера акцентделается на графопластической формемоделирования.

Моделируяпроектное решение, дизайнер неизменносоотносит его с проектным идеалом,культурными нормами, ценностнымиориентирами и оценочными критериями.

В проектном моделировании (также каки в процессе проектирования) неизменносохраняется единообразная, унифицированная,трехступенчатаястратегия, предопределяющаясоответствующее творческое содержаниедизайн-процесса.

Трехступенчатаяобщая стратегия дизайн-процесса формируетего творческое содержание как триединое:смысло-структурно-формообразующее(схема).

ПоБ. Г. Бархину — проектная стратегияохватывает «подготовительный этап(творческий поиск) и творческуюразработку»; по ВЛ.Глазычеву — этодвижение «от функции к конструкции иформе» с этапами «проектная идея»,«генеральное решение-проект», по Е. Н.Лазареву — это «форэскиз — предложение-проект».По ЕСКД — «эскизный проект -технический проект — рабочий проект»),

Спозиции методистов ВНИИТЭ, содержаниедизайн-процесса формируется фазами:проектирование, исследование, критика.По Дж. К.

Джонсону процесс проектированияпоследовательно проходит стадии:«анализа (дивергенции) — синтеза(трансформации) — и оценки (конвергенции)»,т.е.

, декомпозиции задачи-трансформацииэлементов (синтеза решения) и контрольно-оценочную стадию, на которой авторомрассматриваются последствия проектногосинтеза.

Исходяиз характера формируемых свойствобъекта, структура дизайн-процессаохватывает «функциональное, технологическоеи морфологическое проектирование», адвижение проектной мысли идет по линии:«функция (аксиология, общественнаяценность вещи) — структура (морфология)- и форма (композиция)».

На этом путиформируется оптимальное проектноереше­ние, совершенное сутилитарно-функциональной, конструктивно- технологической и эстетической точекзрения. Тем самым, при согласованномрешении разноплановых задач обеспечиваетсяцелостность и результативность дизайн- процесса.

При этом «аналитический(познавательный) аспекты творчества всовокупности

Близкоепо содержанию определение стратегии итворческой сути дизайн-процесса исходитот ВНИИТЭ: «смыслообразование–структурообразование — формообразование»(поз. 10). Это наиболее распространенноеныне и весьма емкое содержательноеопределение.

Художественно-образное моделирование

Основнойметод дизайна определяется как«художественно-образное моделированиеобъекта дизайн-проектирования посредствомкомпозиционногоформообразования».

Однимиз главных принципов дизайна являетсясистемный подход к проектированию,заключающийся в рассмотрении объекта(объектов) дизайн-проектирования неизолированно, а в системе«человек­предмет­среда».Из этого принципа следуют закономерностисвязи формы и содержания, структуры ифункции объектадизайна.

Впроцессе дизайна образная идея всестороннеобдумывается: она конкретизируется,проверяется на уместность и своевременностьв сложившейся ситуации — именно это ипридает свободному образу, фантомуреальную социально-культурнуюосмысленность. Происходит ее материализация— сначала в виде проекта, разработкиего с помощью приемов композиционногоформообразования, а потом — и самойновой вещи, нового элемента предметногомира.

Ещедревний философ Платон полагал, чтогде-то «в умном месте» существуют идеивсех вещей, какие только могут возникнутьв этом мире, в котором они воплощаютсяпо мере надобности. А материализуютсяони в сегодняшней действительностичерез сознание проектировщика.

Художественно-образноемоделирование, вотличие от логического, основываетсяне на рациональном, беспристрастном ипоследовательном учете всех необходимыхфакторов, а прежде всего на эмоциональном,интуитивном и целостном видении конечногорезультата творчества.

Профессиональнаяинтуиция дизайнера, конечно, должнабыть поддержана его культурным кругозороми опытом активной проектной практики— без этого она останется неразвитой.Дизайнер силой своего воображениямоделирует ситуацию потреблениясоздаваемого им объекта, характер и типсамого потребителя (адресата), егоожидания, связанные с проектируемымобъектом, и т. д.

Успеху этой операцииспособствует методика образного подхода,содержащая эвристический потенциал.

Художественно-образноемоделирование дизайн-проекта происходитне в мастерских и не на компьютере, оноразворачивается в сознании дизайнера— в его фантазии, его воображении,совмещающем в себе энергию созиданиянового с интуицией предвиденья испособностью отражать и систематизироватьнаблюдаемое.

Вдизайне сложилось естественное разделениена инновационное и аналоговоепроектирование. Между двумя этимипрофессиональными установками (возникшимипо объективной необходимости или в силударованных природой возможностей) естьпринципиальное различие в методе работы(табл. 1).

Таблица1 — Принципиальное различие логикиинновационного и аналогового проектирования

Аналоговое проектирование(решение задачи)Инновационное проектирование(разрешение проблемы)
Неопределенная ситуация сводится к определенной, имеющей известное решениеОпределенная ситуация при расширении ее контекста (при включении в нее новых обстоятельств, точек зрения и т. п.) освобождается от готовых решений
Находятся аналоги, прототипы решения сходной задачиСитуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким веером возможных разрешений
Проверяется возможность перенесения найденных решений на проектируемый объектВыбранное решение конкретизируется, проверяются его уместность и своевременность в данной социокультурной ситуации, рассматриваются практическая возможность воплощения, соответствие уровню развития технологий, допустимым финансовым затратам и т. д.
В проектном предложении минимально трансформируются знакомые решения сходной задачиВ проектном предложении содержится неожиданное и на первый взгляд парадоксальное разрешение проблемы
Прототипический подход («мост»)Проблематизирующий подход(«переправа»)

Факторыкомпозиционного формообразования

Композиционное(художественно-конструкторское)формообразование– это процесс пространственно-пластически-колористическойорганизации элементов структуры и формыизделия, средства и методы которойнацелены на решение задачи привнесениячеловеческой меры в объекты промышленногопроизводства, выявления культурногосмысла проектируемой вещи для человекав определенной среде и сфережизнедеятельности.

Формообразующиефакторы (факторы, определяющие процессцеленаправленного созидания целостной,целесообразной, эстетически совершеннойформы изделия, в которой образноотражаются все составляющие его сущности)– это предпосылки гармонизации формыпосредством средств и приемов композициина основе ее принципов и закономерностей.Следует выделить две группы факторов.

Системафакторовпервой группыопределяет формообразование конструкциикак результата технической реализациирабочей (инструментальной) функцииизделия, его утилитарного назначенияи способа использования изделия,предусматривающего определенные видыдействий человека с изделием. Безусловно,в конструкции отражаются уровеньдостижений в соответствующих областяхнауки и техники, технология изготовленияизделия, применяемые материалы,производственно-технические иэкономические возможности предприятия,внедряющего конструкторскую разработку.

Системафактороввторой группыопределяет композиционное формообразованиекак результат гармонизации структурыи формы изделия.

Вкомпозиции объекта проектированияучитываются и отражаются такие факторы:

  • тип социально-культурной сущности вещи (либо преобладание, либо гармония утилитарного, эстетического и символического начал);
  • тип эстетического восприятия вещи потребителем и его эстетическая установка в конкретной ситуации потребления и среде функционирования вещи как культурного образца;
  • эстетические идеалы, ценностные ориентации и предпочтения потребителей (общезначимые, групповые и индивидуальные).

Гармонизацияструктуры и формы вещи средствами иприемами композиции предполагаетотражение и воплощение в них каксоциально-культурной, так иутилитарно-технической сторон сущности(содержания) объекта разработки.

Этодостигается в художественномконструировании интегрированиемконструкции и композиции, слияниемутилитарного и эстетического начал(пользы и красоты) в целостной формепроизведения дизайна.

Это этапытворческого процесса разработки ивосприятия гармоничной формы изделия,образно отражающей единствоутилитарно-технической и социально-культурнойсторон его сущности (рис.1).

Методическиеприемы художественно-образногомоделирования

Метод художественно-образного моделированияосновывается на воображаемом помещениипроектируемого объекта в различныесмысловые контексты, на расширениисмыслового поля заявленной проблемы,то есть на дивергенции.

По замыслу, этодолжно привести к расширению исемантического поля возможных решений.

Вот как самими же дизайнерами на основаниианализа ряда крупных разработок былив свое время осознаны и сформулированыосновные из таких методических приемов:

  • Ситуация выставки. В качестве первого примера такого методического приема рассмотрим этот. В чем его идея? Проектируемый объект мысленно включается в ряд образцов современной материальной культуры. В искусственной ситуации такой воображаемой «выставки» могут возникнуть не встречающиеся в реальности сочетания «экспонатов», сложиться необычные композиции, возникнуть новые сюжеты. Здесь может произойти сближение далеких в привычном обиходе вещей, могут выявиться неожиданные аналогии и т. д. Все эти впечатления призваны вывести восприятие проектируемого объекта из привычной, «накатанной» колеи. Это становится возможным, поскольку включенные в «выставочную экспозицию» вещи отбрасывают на этот объект свои рефлексы, придают ему обновленные социокультурные смыслы, выявляют актуальные на данный момент тенденции формообразования, обостряют чувство современного стиля, восприятие новизны и т. д.
  • Ситуация музея. Так условно назван другой смысловой контекст, в который рекомендуется поместить воображаемый объект проектирования. Данный прием в определенном смысле противоположен предыдущему: если тот выявлял синхронный (единовременный), горизонтальный срез существования объекта, то этот — процесс его вертикального, диахронного (последовательного) развития. В ситуации воображаемого «музея» происходит включение проектируемого объекта в ряд его исторических прототипов, что должно способствовать реконструкции заложенных в нем, но, возможно, «стершихся» культурных значений. Кроме того, при анализе исторических метаморфоз вещи, особенно обладающей глубокими культурными корнями, могут быть обнаружены интересные обстоятельства. Возможно, когда-то, из-за технологической ли сложности или несоответствия существующему в ту пору образу жизни, а то и вовсе по недоразумению (что тоже случается), от основного ствола развития этой вещи были отсечены какие-то ветви ее возможных трансформаций. Но в новой, сегодняшней ситуации знакомство с этими, отброшенными когда-то, вариантами решения способны дать импульс творческой мысли, предложить неожиданное направление инновации.
  • Перевоплощение, или заимствование позиции. В названии этого метода вполне прозрачно просматривается аналогия с методом актерского вхождения в роль. Разумеется, и так понятно, что при проектировании следует принимать в расчет конкретные условия производства, экономический фактор и т. п. Однако в таком виде все это — перечень требований, пригодный для использования рациональным сознанием. Но мы имеем дело с художником в расширительном значении слова, и нам приходится эти условия интерпретировать в интуитивно и образно постигаемое знание об объекте. «Методика…» рекомендует: чтобы глубже понять человеческий, социально-культурный смысл вещи, дизайнеру полезно поставить себя на место всех «персонажей», принимающих участие в ее создании. Те «персонажи», которые участвуют в материализации дизайнерского замысла — а для промышленного изделия это технологи, инженеры, конструкторы, экономисты и пр., — способны так радикально повлиять на конечный результат, что потом и сам автор не узнает своей идеи. Когда же дизайнер с самого начала ставит себя на позицию каждого из них (с их профессиональными требованиями), им не придется потом адаптировать проект к техническими или экономическим возможностям производства. И тогда, возможно, не произойдет искажения первоначального авторского замысла. В какой-то степени схожая ситуация складывается и при создании (с помощью компьютера) графических объектов, предназначенных для печати, — и здесь необходимо учитывать справедливые требования, исходящие от работников типографии, от печатного производства. Учесть их означает надежду увидеть результат своего труда, не слишком расходящийся с первоначальным замыслом. Если же проектировщик непосредственно выходит на своего адресата, как, например, при создании сайта, то все равно остаются такие «персонажи», как сам автор, заказчик, адресат, с их зачастую противоречивыми вкусами, взглядами и интересами. Применяя на практике этот методический прием, проектировщик выступает посредником интересов всех заинтересованных лиц, и «тогда процесс формирования проектного замысла протекает в форме внутреннего диалога дизайнера с потребителем и другими «оппонентами»».
  • Отождествление себя с проектируемым объектом. Итак, «дизайнер создает в своем воображении образ вещи как бы изнутри самой вещи, вживаясь в нее, одухотворяя ее, наделяя способностью говорить о себе самой — о своем материале, логике пространственного строения, тектонических силах, о своем отношении к человеку и т. д. Все связи вещи с внешним миром воссоздаются через то, как они представлены внутри нее самой. Занять такую позицию дизайнера обязывает, в частности, хорошо известное всем проектировщикам чувство «сопротивления» вещи тем метаморфозам, манипуляциям, которым он мысленно подвергает ее. Дизайнер вынужден считаться с внутренней логикой вещи, но, развивая эту логику, он приходит

кинтересным идеям». Дизайнеры, одаренныестоль редкостным даром, способные кполному погружению в объект вплоть доотождествления с ним, видимо, встречаютсянечасто. Поэтому прием этот труднорекомендовать в качестве обычногометодического хода.

Однако нельзя несогласиться, что, будучи освоенным,метод «отождествления себя с объектом»должен приносить заметные плоды.

Вещь,мы уже говорили об этом, обладаетсобственным бытием, собственным голосом,которым она и «вещает» чуткому таланту,какой «хочет стать».

  • Сценарное моделирование. Этот метод весьма часто и результативно применяется в дизайн-проектировании. Уже одним своим названием он яснее других методик иллюстрирует идеологию художественно-образного моделирования и «применяется для получения целостного и наглядного представления об образе жизни и предметной среде будущего». Здесь «практически незаменимы рисунок и эскизирование», это может быть и макетирование виртуальное или в материале — «макеты такого рода похожи на сценические декорации, в которых строится по задуманному плану театральное действие. Достигаемая в этом случае наглядность служит источником знания, которое нельзя получить умозрительно». (Впрочем, после предложения использовать метод «отождествления с объектом» — почему же нельзя умозрительно?!) Эти практические процедуры позволяют представить себе функционирование вещи в предметной среде, выразительность и целостность образа будущего изделия — не только его внешний облик, но и связи с окружающей средой и человеком. Но свободнее всего процесс «сценарного моделирования» разворачивается в творческом воображении дизайнера. Идея новой вещи, порожденная сознанием дизайнера на пересечении его предвиденья и волевого проектного замысла, помещается в самые разнообразные ситуации предполагаемого бытия ее рядом с человеком. Используя свое творческое воображение, автор выстраивает целый «сценарий» с проектируемым объектом в заглавной роли и продумывает соответствующую этому «сценографию». Процедура такого моделирования действительно близка к созданию театрального действа, последовательно раскрывающего «жизнь и приключения» вещи. В каждом его эпизоде выявляются различные грани ее образа, проявляются разные свойства, она различным способом сосуществует с окружением в соответствии с ситуацией и приданными ей возможностями и особенностями. В результате такого «проигрывания» на мыслительной модели проектируемой вещи всех возможных сторон ее бытия складывается заключение обо всей совокупности требований к ней, о тех свойствах и качествах, которые следует ей придать, формируется окончательное знание о ней. Метод применим не только при разработке единичной вещи, но также и сложного комплексного объекта, когда творческое воображение помещает его в самые разные ситуации функционирования.
  • Заимствование аналогий. Наконец, предлагается еще один эвристический

прием.В содержании предыдущих методик уже нераз просматривалась аналогиядизайн-процесса с театральным действом,но результативная методика может бытьвыстроена также и на иных связях ианалогиях дизайна в мире искусств. Однииз них более очевидны, другие менее.

Например, вполне понятна архитектурнаяаналогия, включающая проектируемыйобъект в культурное пространство,применяемая при оценке функциональнойи символической ценности объекта, егоструктурной целостности, а такжеживописная — при оценке колоритапроектируемого объекта или скульптурная— при оценке его пластического решения.Менее бросается в глаза аналогия дизайнас литературой, но именно в литературе,а точнее — в поэтике, стилистике,риторике, выработаны приемы повышениявыразительности художественного языка.«Перевод» таких приемов с вербального(словесного) языка на иконический(изобразительный) — сложная творческаяпроцедура, но применение их в дизайнеспособно принести значительные плоды.Понятно, что имеется в виду не сюжетная,а исключительно формальная стороналитературного творчества, что в переносена изобразительный ряд еще очень малоизучено. Тем не менее, попытки такогоперенесения в специальной литературевстречаются, и на своем месте.

Итак,смысловые контексты включения объектапроектирования могут быть следующие:

  • ряд объектов, современных проектируемому, совокупность которых определяет сложившийся стиль и образ жизни;
  • исторический ряд прототипов проектируемого объекта, выявляющих его культурные смыслы;
  • ролевой контекст, то есть контекст деятельности различных специалистов вокруг разрабатываемого объекта;
  • внутренняя логика самого объекта;
  • сценография жизни (совокупность возможных ситуаций) проектируемого объекта рядом с человеком;
  • аналогии между выразительными особенностями дизайн-объекта и приемами повышения выразительности, разработанными в других областях искусства и культуры.

Какуже говорилось относительно возможностей«проблематизирующего» подхода, помещениеобъекта проектирования в самые различныесмысловые контексты позволяет значительнораскрепостить творческую фантазиюпроектировщика и создать дизайнерскийобъект, обладающий достаточной новизной.

Субъектыпроектирования изделия

(ихспециализация, знания, умения, талант,проектная культура, профессиональныйопыт)

Инженеры Дизайнеры

(конструкторыи технологи) (художники-конструкторы)

Конструкция изделия как результат технической реализации его рабочей функции и способа использования

Композиция изделия как результат гармонизации его структуры и формы

Отражение в проектируемой структуре и форме изделия системы взаимосвязанных факторов, формирующих утилитарно-техническую и социально-культурную стороны его сущности

Воплощение в объемно-пространственной структуре, тектонике, пластике, колористике, графических элементах композиции взаимосвязи утилитарно и эстетически значимого содержания изделия

Достижение в композиционно-стилевом решении формы изделия (как носителя эстетической ценности) единства содержательности, вырази­тельности и образности формы (гармонии содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) при условии совершенства его производственного изготовления

Восприятие и оценка потребителями утилитарной и эстетической сторон ценности изделия в соответствии с общезначимыми, групповыми и индивидуальными идеалами, установками, запросами, предпочтениями

Субъектыпотребления изделия

(ихконтингент, образ жизни, знания, опыт,культура потребления, эстетическийвкус)

Рис.1 — Процесс разработки и восприятиягармоничной формы изделия, образноотражающей единство утилитарно-техническойи социально-культурной сторон егосущности

Источник: https://studfile.net/preview/5567986/page:17/

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Моделирование основных типов художественного творчества

Татьяна Леонова
Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Введение

1. Что такое модель?

2. Виды моделирования.

3. Приёмы наглядного моделирования.

4. Моделирование творческих способностей.

5. Кружковая работа в ДОУ «Мир открытий»(конструирование и техническое моделирование)

6. Вывод.

Введение

Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.

И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

1. Что такое модель?

Модель – система объектов или знаков, которая воспроизводит некоторые существенные свойства системы-оригинала (исходного образца). Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, сводя к минимуму несущественные моменты.

Она служит обобщённым отражением явления.

Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические, а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность (или моделирование).

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, быстрее запомнить новый материал, научиться работать с ними.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

2. Виды моделирования.

Для использования метода моделирования в работе с дошкольниками необходимы три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения.

В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Например, глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

В младшем дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания.

Предметно — схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3. Графические модели — обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Например, у нас в группе есть календарь погоды, который воспитатели ведут совместно с детьми, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Например: при формировании понятия «птицы» в группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (крылья, лапы, форма тела, покров тела, особенности питания, в которых проявляется приспособление птиц к их среде обитания.

3. ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

Заместители.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

1) геометрические фигуры или полоски;

2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

3) планы и условные обозначения, используемые в них;

4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Мнемотаблицы.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов.

4. Моделирование творческих способностей.

Основной вид совместной деятельности в детском саду является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка.

Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей.

Введение элементов игры в процессе подготовки детей к моделированию содействует тому, что дети сами стали стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.

Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире.

Для того чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Развитию у дошкольников способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Выполнение заданий творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.

Занятия моделированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Важным является, чтобы элементы творчества присутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении — это активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей — их макеты, игрушки, малые формы и др.

– бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлению

как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника.

Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рисунок, аппликация, лепка, нетрадиционные художественные техники, право на творческий поиск и на ошибку.

С моей точки зрения, наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.

Продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.

Творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус.

Главным результатом занятий творческим моделированием, по-моему

мнению, являются не столько готовые изделия и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях.

Ребята начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности.

Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

5. Кружковая работа в ДОУ «Мир открытий»(конструирование и техническое моделирование)

Известно, что моделирование является довольно сложным видом деятельности для детей. И его сложно уместить в рамки образовательной деятельности с детьми.

И сегодня стандарт дошкольного образования дает широкую возможность самостоятельного выбора воспитателем разнообразных форм организации детской деятельности.

И одной из таких форм является организация дополнительного образования детей.

Поэтому в нашем саду для детей второй младшей группы был организован кружок «Мир открытий»(конструирование и техническое моделирование).

Основной целью работы кружка стало формирование мышления, интеллектуальных и творческих способностей, трудовых умений и навыков наших воспитанников.

Как я уже раннее говорила, существуют различные виды моделирования — предметное, графическое, практическое.

В плане нашего кружка основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление воспитанникам об окружающем мире.

Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.

В перспективном плане работы кружка предусмотрена работа с разнообразными видами материала – деревянный конструктор, работа с готовым конструктором и конструктор ЛЕГО.

6. Вывод

Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах.

В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность.

Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей.

В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-pedagogicheskii-chas-modelirovanie-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html

Доклад — Художественное моделирование и дизайн как средство развития творческих способностей школьников

Моделирование основных типов художественного творчества

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

Художественное моделирование и

дизайн как средство развития

творческих способностей

школьников

Доклад на августовской районной конференции

секция изобразительного искусства

Авагян Гаяне Суреновна

учитель изобразительного искусства

педагог дополнительного образования

август 2015 г.

г. Шемонаиха

Художественное моделирование и дизайн как средство

развития творческих способностей школьников

Авагян Гаяне Суреновна

учитель изобразительного искусства

педагог дополнительного образования.

В начале моего доклада я бы хотела объяснить, что такое художественное моделирование и дизайн. Так как я закончила колледж по профессии дизайнер интерьера мне непосредственное приходилась изучать это понятия.

Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников является профессия дизайнера. Поэтому актуальность данной разработки обусловлена повышенным интересом у учеников к специальности «дизайн». Слово «дизайн» встречается повсеместно.

В разных сферах деятельности этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и внешний вид (форму, цвет, композицию) сам процесс проектирования и моделирования – изготовления, который приводит к конечному результату.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры и экстерьеры, широко используют разнообразные материалы и технологии, руководствуются правилами гармонии и композиции пространства, грамотно сочетают цвета и декоративные элементы в композиции, ученики хотят узнать больше о дизайнерском искусстве и сами научиться создавать оригинальные композиции.

Как вы поняли все приемы и технологии оформления интерьера и дизайна непосредственным образом связанно и основами изобразительного искусства. По этой причине я как педагог изобразительного искусства связала дизайн и художественное моделирование успешно практикую на моих уроках скульптуры и прикладной композиции.

На моих уроках я знакомлю учащихся с основами теоретических и практических понятий в области центральной деятельности дизайнера — дизайнерского моделирования.

Даю основные сведения по художественному моделированию и организации функциональ­ных процессов и их элементов.

Моей основной цельюявляется формирование представлений о художественном моделировании, основах культуры зрительного восприятия предметной среды и интерьера в дизайнерской деятельности.

Процесс обучения направлен по творческому руслу создания самостоятельности, оригинальности и креативности мышления. Дети от природы  любознательны, творчески активны, изначально талантливы.

Поэтому я, как педагог, стараюсь, как можно раньше разглядеть в ребенке его творческие задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развивать.

Познавательно – творческая деятельность учащихся организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти путь от рождения замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию конкретной работы.

При этом основными критериями успешности выполнения задания являются самовыражение, самоутверждение и личные интересы ученика.

     Все темы научно – методической разработки взаимосвязаны, построены с учетом поэтапного усложнения, а также соединения обучения и труда.

Методика обучения: фронтально–репродуктивная, с переходом в самостоятельную работу с индивидуальными краткими консультациями по выбору последовательности выполнения задания. В процессе обязательно введен инструктаж по технике безопасности. 

Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.

Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.

Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

Основы дизайна актуальны, т.к. изучая способы преображения форм, учащиеся приобретают опыт выражения творческой мысли. Он позволяет сформировать эстетическую культуру школьника – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.

Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех ее составляющих.

Главной моей целью ознакомления юных художников основам дизайна является формирование у детей особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление).

Таким образом, дети учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты. Причем упор делается на использование творческого потенциала дизайна для многостороннего развития ребенка.

Учебные задания прививают ученикам необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.

Приводимые примеры необходимо брать из жизни, приближая предмет к практике, тем самым, показывая взаимосвязь между существующими в природе явлениями и знаниями.

Методы обучения:

  • эмоционально-художественное «погружение»,
  • художественно-творческое и образное моделирование,
  • активизация воображения и творческого представления,
  • сравнение и сопоставление,
  • импровизация.

Среди средств особо выделяется метод творческих проектов, под которыми подразумевается такая деятельность учащихся, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные и духовные ценности. Учащиеся сами добывают нужные для проекта идеи, учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью, но делает это ненавязчиво.

Художественное моделирование и дизайн предоставляет мне широкие возможности для выбора форм и методов в работе с учениками.

В практической части обучения я предлагаю ученикам в первую очередь подумать, в какой интерьер впишется их работа. Для начала я предложила в качестве перехода в практическую часть работы создать ученикам украшение для интерьера в виде их авторского изделия. Идеей выступила детская игрушка для младенцев – Мобиле. Для наглядности я подготовила презинтацию.

Как вы знаете, эти игрушки делают или из набитой ткани или пластика для сохранности и безопасности детей. В рамках моего урока и возможностям учеников я заменила их бумагой.

Назначение изделия при этом можно поменять, то есть им можно украсить не только детскую, но и гостиную со спальней. Бумага выступает основным материалом, но дополнением могут выступить любые другие материалы.

Наглядно разницу вы можете просмотреть при помощи моей презентации и готовых изделий.

В завершении моего доклада я бы хотела провести коллективный мастер класс по изготовлению мобиле.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/doklad-khudozhiestviennoie-modielirovaniie-i-dizain-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov

«Характеристика метода моделирования художественного творческого процесса»

Моделирование основных типов художественного творчества

«Характеристика метода моделирования художественного творческого процесса».

Владимир 2013 г.

Данный метод направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях. Совсем отрицать эти методы бессмысленно но, так как их мобильность заключается в возможности сокращения времени на передачу информации.

Иногда очень важно за короткий отрезок времени (его так мало на уроке) именно самому учителю рассказать, показать, спеть, объяснить и т.д. В практической работе многие учителя отдают немало времени поиску таких вопросов, которые бы побуждали, направляли, заставляли задуматься учащихся.

Для учителя необходимо знать, о чем и как спросить, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи.

Какой характер музыки? Какой темп? Это песня или танец? Народная музыка или композиторская? Какая форма? Поднимите руки те, кто со мной согласен. Покажите красные карточки, если услышите повторение темы. Закройте глаза и поднимите руку, когда услышите знакомую мелодию. Вспомните композитора…

Эти традиционные вопросы и задания всегда требуют точного однозначного ответа или действия. И даже те вопросы, которые начинаются со слова «почему», обычно подразумевают нахождение ответа в привычном для детей музыкальном и житейском опыте и для детей сами собой разумеются, не требуют особой умственной работы.

Естественно, что учащиеся охотно отвечают, и учитель доволен их активностью. Но парадокс заключается в том, что эти вопросы…

не имеют никакого смысла, ибо современные дети, в том числе и дошкольники и даже дети с отклонениями и развитии, совершенно свободно различают и характер, и темп, жанровую основу музыки, потому что эта способность у них уже есть с рождения и развита их повседневным (эмпирическим) опытом.

Более сложные задания (например, назовите признаки, по которым можно определить разновидности марша; назовите характерные особенности того или иного музыкального явления и пр.).

Будучи сформулированными таким же образом, также сводят все размышления учащихся к нахождению общих признаков и различий, их классификации по уже известным образцам и т. д. В результате у школьников развивается мышление, которое В.В.Давыдов назвал «эмпирико-классифицирующим».

Оно заключается именно в нахождении у явления частных признаков, которые являются общими с другими явлениями, и в отнесении на этом основать данного явления к тому или иному классу, виду, роду и т.д.

Bсe «мыслительное творчество» при этом протекает на уровне манипулирования уже известными музыкальными средствами, терминами, понятиями и никак не является творческим преобразованием музыкального материала. Потому что нет задачи в ее обучающее — развивающем смысле!

Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися.

В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый — четко сформулированная учителем задача; второй — постепенное, совместно сучащимися, решение этой задачи; третий — окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

В то время, когда на уроках пения (именно пения) господствовал объяснительно-иллюстративный метод, это была новая, прогрессивная педагогическая технология. Сегодня это уже традиционное ведение урока.

Однако проблемный метод на уроках музыки стал всего лишь воплощением одного из принципов общей дидактики (самостоятельное усвоение знаний), а по сути он совершен но не затрагивал уровня мышления и качества самого знания, т. с.

не стал развивающим.

Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.

Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу — это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Безпроблемное, упрощенное преподавание искусства не позволяет ребенку развиваться как личности, как представителю рода человеческого.

А очень важно, чтобы уже в школе он состоялся как личность, как музыкант, проходя по смыслу, по сути (а не в узкопрофессиональном понимании) весь путь становления музыканта, живя, мучаясь теми же проблемами, которыми жили и мучались уже состоявшиеся музыканты – композиторы, исполнители и слушатели. Поэтому нужно помочь детям ответить на вопрос: что значит творить (сочинять, исполнять, слушать) музыку, и зачем человек это делает? Ответить на эти вопросы поможет метод моделирования художественного процесса, который ставит школьника в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающего произведения искусства для себя и других людей, обеспечивает ребенку проживание знания и понимание смысла своей деятельности.

Проблемный метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: “Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие по ходу урока вопросы, а не довольствовались получением от учителя готовых ответов истин, которые им остается лишь запомнить. Надо сделать все возможное, чтобы до правильных ответов учащиеся додумывались сами… Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должно наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента:

Первый – четко сформулированная учителем задача;

Второй – постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи;

Третий – окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся”.

А метод моделирования художественно-творческого процесса направляет мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.

Моделирование художественно-творческого процесса – это, по сути, и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздание ее как бы “изнутри” и проживание самого этого момента.

Особенно это важно при освоении детьми крупных классических сочинений, которые всегда были предназначены только “для слушания”; это важно при освоении пласта народной музыки – фольклора, когда школьники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины: это важно и при освоении (разучивании) любой песни, и для инструментального музицирования.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации.

Например: при изучении Первой симфонии П.Чайковского “Зимние грезы” было предложено ребятам написать сочинение на темы: “Однажды зимой”, “Однажды мне приснился сон”. Сочинения ребят получились очень интересные и увлекательные.

Фантазия детей была настолько оригинальна и необычна, что можно сделать вывод: дети не просто слушали музыку, а очень внимательно вслушивались в тонкости музыкального языка, нюансы художественной выразительности, в оттенки необычной гармонии, тем самым, отмечая для себя особенности стиля композитора.

Важным этапом в развитии восприятия музыки является формирование у подростков представлений о музыкальной драматургии (наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающего в развитии музыкальных образов). Слушая музыку, школьники должны почувствовать контрастность образов, борьбу противоречивых начал и происходящие изменения.

При слушании произведений, написанных в сонатной форме, необходимо познакомить ребят с ее основными разделами.

На этой основе формируются представления о сонатном цикле как форме, обладающей небольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений.

Изучение произведений крупной формы связано с определенными трудностями. Для понимания таких произведений необходимо развитое слуховое внимание, умение вслушиваться в звучание музыки, следить за драматургией музыкальных образов. Кроме того, прослушивание даже одного произведения крупной формы требует много времени.

Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе и тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни “Сурок” Л.

Бетховена, дети отвечают: “грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая” – это очень печальная песня, все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. при этом замечательно, если коллективное размышление “будут собирать” сами дети, а не учитель.

Вот почему необходимо чувствовать и понимать не только коллектив класса, но и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.

Чтобы развить у учащихся восприятие музыки и сформировать у них способность следить за развитием музыкального образа поможет методический прием – составление психологического портрета героя. Разнообразные слуховые представления Для меня важно не только содержание, но и интонация речи ученика.

Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоционально окрашенной речи – восхищении, радости, радушии, раздражительности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме.

Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших истоков познания творческой деятельности детей.

Прежде всего, необходимо достичь того, чтобы ребята почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух (т.е. способность “внутри себя”, “мысленно” услышать музыку, которая в данный момент не звучит), но и внутреннее зрение (т.е.

способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего он глазами в данный момент не видит). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он не работал.

Поэтому нужно развивать у детей способность “увидеть” музыку тогда, когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы вызывает в нашем сознании ассоциации с определенными жизненными картинами. Так, многие лирические сочинения П.Чайковского и С.

Рахманиного заставляют нас вспомнить природу родного края, картины художников-пейзажистов, но этого никогда не случится при слушании музыки Л.Бетховена или А.Хачатуряна.

Метод моделирования художественно-творческого процесса – универсальный и общий для искусства метод.

Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.

), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией. Каждый ребенок может стать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?

Поэтому при изучении музыки С. Рахманиного, А. Лядова, Л.Бетховена, Й. Гайдна была использована деловая игра – “Диалог с композитором”.

Цель игры: ответить на главный вопрос “о чем с тобой говорит композитор? Что он хочет тебе сказать своей музыкой?” Цель подобного вопроса состоит в том, чтобы помочь ребенку понять смысл своей деятельности.

Потому-то необходимо смоделировать творческий процесс, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, только пройдя путь творца, человек может понять, как сочинять мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать.

Современный школьник знает, что композитор сочиняет музыку, поэт — стихи, художник рисует и т. д. Но что за этим стоит, его мало интересует. Обычный ответ — «музыку создает композитор» — чаще всего устраивает и ученика, и учителя, и проблема фактически снимается, так и не развернувшись.

С этим и призван бороться метод моделирования художественно- творческого процесса: каждый ребенок ставится в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для их?…

Для этого оставляем в стороне все те «знания», усвоение которых не представляет для детей никакого труда, и займемся выяснением того, что стоит за словами «написал музыку», «исполнил , «услышал музыку»?

Перспективность работы на основе принципа моделирования художественно-творческого процесса заключается в том, что он применим в любой сфере художественной деятельности детей: занятия ритмикой и движением, музыкальный театр, свободная музыкальная деятельность.

При этом он позволяет вывести наружу то, что подразумевается под музыкальной фразой сочинения, поэтической фразой литературного произведения; проявить природу возникновения танцевального движения, и тем самым дать возможность ребенку стать сопричастным рождению искусства, как это и происходило в человеческой культуре.

Главное то, что метод моделирования художественно-творческого процесса реализует востребованность детского творчества, что является непременным условием развивающего образования.

В связи с методом моделирования художественно-творческого процесса уместно поставить вопрос о пересмотре отношения к детскому музыкальному творчеству. Традиционно в музыкальном воспитании творчество рассматривалось как отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с импровизацией, с элементами сочинения музыки.

Однако это «творчество» в практике сводилось к усвоению детьми традиционных «общемузыкальных» ритмических и мелодических формул, интонационных схем, когда мышление, внутреннее слышание детьми музыки движется по заранее определенному пути.

Такой подход к творчеству считаем неправомерным и подчеркиваем, что любая форма приобщения к искусству должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия, являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу.

«Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире… К каждому возрасту — искусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным достоянием, его собственным языком…

Список литературы:

  1. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

  2. Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г.

  3. Халабуздарь П.В..Попов В.С. “Теория и методика музыкального воспитания”

  4. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. /Сост.О.А. Апраксина

  5. Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г.

Источник: https://infourok.ru/harakteristika-metoda-modelirovaniya-hudozhestvennogo-tvorcheskogo-processa-601535.html

Studio-pravo
Добавить комментарий