Методы регулирования инфляции: Регулирование инфляции — задача государства. Необходимость

Государственное регулирование инфляции

Методы регулирования инфляции:  Регулирование инфляции - задача государства. Необходимость

Социально-экономические последствия инфляции.

Разновидности инфляции.

Факторы, влияющие на инфляцию.

Понятие и сущность инфляции.

ТЕМА 6. ИНФЛЯЦИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

— 1 —

Инфляция представляет собой процесс обесценения бумажных денег вследствие нарушения законов денежного обращения.

Она проявляется в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них, в обесценении денег. Т.е.

инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – вздутие) впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист А. Делмар.

Однако явление инфляции, понимаемой как обесценение денег, снижение их покупательной способности, исторически возникло вместе с рождением самих денег в виде монет.

Первичным проявлением инфляции стали чеканка властями или отдельными лицами (фальшивомонетчиками) избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуск их в обращение по номиналу полноценных.

Так поступали правители Древней Греции и Древнего Рима.

В эпоху позднего средневековья широко практиковалась замена государствами и городами серебряных монет медными при сохранении прежнего денежного номинала. Такая операция, приносившая крупный доход властям, вызывала сильную инфляцию медных денег, являвшихся лишь символами действительных денег – серебряных. Например, медный бунт 25 июня 1662 г.

С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной.

Современная инфляция обусловлена противоречиями в процессе воспроизводства, т.е. в сфере производства и реализации, а также в сфере денежного обращения, кредита и финансов.

Первопричины инфляции – диспропорции между различными сферами экономики:

¨ накоплением и потреблением;

¨ спросом и предложением;

¨ доходами и расходами государства;

¨ денежной массой в обращении и потребностями экономики в деньгах.

— 2 —

На инфляцию влияют внутренние и внешние факторы.

Внешние:

1) Приток иностранной валюты в страну в обмен на национальную валюту вызывает необходимость дополнительной эмиссии национальных платежных средств.

2) Падающий курс национальной валюты приводит к повышению импортных цен и способствует росту общего уровня цен в стране.

3) Ввоз пользующихся высоким спросом импортных товаров, более дорогих по сравнению с аналогичными национальными товарами, способствует удорожанию последних посредством механизма «подтягивания» уровня цен.

Внутренние:

1) Милитаризация экономики – рост денежной массы при относительном обеднении рынка потребительских товаров и услуг.

2) Деформированность структуры экономики.

В случае чрезмерного развития отраслей тяжелой и добывающей промышленности их работники, не создавая непосредственного товаров непроизводственного назначения, выходят на потребительский рынок с высоким уровнем доходов. Создается избыточный спрос при отставании предложения необходимых и потребительских товаров, т.е. нарушается равновесие товарной и денежной массы.

3) Несбалансированные инвестиции приводят к перепроизводству одних товаров и дефициту других, что усиливает диспропорции в экономике.

4) Монополизм в экономике. Естественные, экономические, искусственные монополии имеют возможность повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств.

5) Экстраординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера (требования профсоюзов о росте зарплаты, забастовки, нарастание политической и экономической нестабильности).

6) Дефицит бюджета – широкое использование внутренних заимствований на цели его покрытия способствует увеличению денежной массы в обращении, а следовательно, повышению цен.

— 3 —

Существуют следующие разновидности инфляции.

По степени охвата:

1.

Локальная – имеет место в отдельных странах.

2. Мировая – охватывает большинство стран.

По степени проявления:

1.

Ползучая – цены растут медленно, но неуклонно, среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10%.

2. Галопирующая – рост цен происходит стремительно и скачкообразно, среднегодовой тем прироста цен составляет 5-10%.

3. Гиперинфляция – среднегодовой темп прироста цен составляет боле 100% в год.

По формам проявления инфляция бывает:

1.

Открытая характерна для рыночных отношений, ее характеризует постоянное повышение цен.

2. Скрытая (подавленная) возникает в условиях жесткого регулирования цен и доходов. Данная форма инфляции проявляется в обострении товарного дефицита, ухудшении качества продукции (при тех же ценах).

По способу проявления:

1.

Инфляция спроса. Превышение спроса на товары над предложением вызывает рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников.

Этот рост обусловливает следующий виток повышения спроса, что на новом уровне поднимает цены. Как правило, данный тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости. Инфляция спроса вызывается следующими факторами: милитаризация экономики и рост военных расходов, дефицит гос.

бюджета и рост внутреннего долга, чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность и др.

2. Инфляция издержек. В ее основе лежит рост производственных издержек. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, требуется индексация зарплаты.

Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли. Желание сохранить прибыль требует повышения цен.

Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен.

3. Структурная инфляция сочетает инфляцию спроса и инфляцию издержек.

4. Инфляция предложения связана с недоиспользованием производственных ресурсов, которое приводит к сокращению выпуска продукции.

Это приводит к росту издержек на единицу продукции, что влечет за собой сокращение прибыли и объема продукции, которое предприятие готово предложить при существующем уровне цен.

Если степень эластичности спроса по цене позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно уменьшится предложение товаров и увеличится цены.

5. Кредитная инфляция – инфляция, вызываемая чрезмерным кредитованием экономики.

— 4 —

Инфляция проявляется в обесценении денег по отношению к товару, золоту и иностранной валюте. Цены на товары и золото растут, курс национальной валюты по отношению к иностранной падает.

Инфляция вызывает следующие последствия:

1) Усиливает диспропорции в экономике, например, рост цен на услуги опережает рост цен на товары.

2) Вызывает перелив капитала и кадров из реального сектора производства в торговлю и посреднические операции, что ведет впоследствии к замедлению экономического роста; одновременно нарастают спекулятивные операции.

3) Происходит обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств бюджетной системы; обесценение аморт. отчислений, что затрудняет воспроизводственный процесс.

4) Искажает структуру покупательного спроса. Рост цен порождает бегство от денег к ценным товарам.

5) Отрицательно влияет на международные экономические отношения. Подрывает конкурентоспособность национальных фирм-экспортеров. Инфляция поощряет ввоз товаров из-за границы, ведет к устремлению капитала за границу в поисках более прибыльного предложения, начинается отлив и иностранных капиталов.

6) Нарушает функционирование денежно-кредитной системы – обесценение денег подрывает стимулы к накоплению, поэтому происходит сокращение ресурсов кредитно-финансовых учреждений. При инфляции невыгодно предоставлять кредиты. Кредиторы несут потери, получая долги в обесцененных деньгах.

7) Отрицательно влияет на все звенья государственной системы (гос. бюджет) – происходит обесценение налоговых и других поступлений в казну.

8) Происходит перераспределение доходов между отдельными физ. лицами, группами населения, сферами производства, регионами, государством и др. наибольший ущерб инфляция наносит лицам с фиксированными доходами – пенсиями, пособиями, стипендиями, зар. платой бюджетников.

— 5 —

Денежно-кредитная политика государства. Для ограничения банковских кредитов периодически может повышаться учетная ставка ЦБ. Контроль за ресурсами банков происходит с помощью системы обязательных резервов, операций на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) и системы рефинансирования (кредитование ЦБ РФ коммерческих банков).

Применяется таргетирование – установление ЦБ РФ ориентиров роста денежной массы и банковского кредита.

Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Существует 2 основных линии антиинфляционной политики:

1.

Дефляционная политика или политика «дорогих денег» (регулирование спроса) – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Особенность ее действия – замедление экономического роста и даже кризисные явления.

2. Политика доходов (регулирование издержек) предполагает параллельный контроль над ценами и зарплатой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. Недостатки данной политики в том, что замедление роста цен вызывает дефицит некоторых товаров, рост цен сдерживается лишь на определенное время, с отменой ограничений он снова ускоряется.

Конкурентное стимулирование производства(политика налогового стимулирования производства)включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

Кроме того, методами борьбы с инфляцией является проведение денежных реформ (тема 5 «Денежная система»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_107865_gosudarstvennoe-regulirovanie-inflyatsii.html

20 Государственное регулирование цен и инфляции

Методы регулирования инфляции:  Регулирование инфляции - задача государства. Необходимость

Тема 8. Государственное регулирование цен и инфляции

8.1. Необходимость и методы государственного регулирования цен

8.2. Антиинфляционная политика

8.1. Необходимость и методы государственного регулирования цен

Цена является одним из важнейших инструментов воздействия на экономику. С помощью цен производство подчиняется общественным потребностям, выраженным в форме платежеспособного спроса; цены стимулируют снижение затрат на производство и реализацию товаров, внедрение достижений НТП, повышение качества товаров и т.п.

Мировая практика подтверждает, что государственное регулирование цен в той или другой мере существует во всех странах. Сущность и формы государственного влияния на процессы ценообразования зависят от состояния экономического развития страны.

Регулирующую функцию цена наиболее эффективно может выполнять лишь при условиях свободного ценообразования, т.е. тогда, когда она формируется только под влиянием рыночных факторов. Но как рынок, так и свободная (рыночная) цена не являются универсальными средствами регулирования экономики. Они не способны учитывать всего разнообразия условий и целей социально-экономического развития страны.

В общем понимании цена — это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Как видно из этого определения, что существуют две цены, которые функционируют в рыночном механизме.

Цена продавца или цена предложения — количество денег, которое продавец желает и рассчитывает получить от единицы товара. Цена покупателя или цена спроса — это количество денег, которое покупатель согласен и способен заплатить за единицу товара.

Балансом между потребностями продавца и возможностями покупателя является рыночная цена или цена продажи товара.

С целью осуществления ценовой политики государство создает специальную систему органов ценообразования, к которой в Украине относятся общегосударственные, региональные и ведомственные учреждения.

К первой группе относится Кабинет Министров Украины (Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины), ко второй — управления по вопросам ценовой политики Совета министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Различают следующие формы государственного регулирования цен: ограничение уровня цен; введение налоговых платежей; поддержка цен через дотации.

Методы государственного регулирования цен делятся на прямые и косвенные. К прямым методам относятся:

— заключение договоров о ценах между предприятиями и государством;

— дотирование производства товаров (предоставление услуг);

— «замораживание» (блокирование) цен;

— введение предельных  уровней торгово-сбытовых надбавок;

— декларирование изменения цен;

— установление предельных уровней цен;

— применение фиксированных цен.

К косвенным методам относятся:

— введение предельных нормативов рентабельности;

— изменение ставок ввозных пошлин;

— льготное налогообложение и кредитование;

— дифференцирование уровня ставок товарных налогов.

Можно выделить несколько основных целей, каждой из которых соответствуют определенные методы государственного влияния на ценообразование:

1. Предотвратить разрушительное влияние цен на экономику. Такая цель, как правило, ставится, если в экономике нарушены естественные хозяйственные связи, недостаточно развита инфраструктура рынка, имеется острый дефицит основных товаров, высокий уровень инфляции, безработица и т.

д. При таких условиях государство склоняется преимущественно к политике прямого регулирования цен, в рамках которой на важнейшие виды товаров и услуг устанавливаются фиксированные цены. Политику фиксированных цен неминуемо приходится дополнять дотированием производителей этой продукции.

2 Удержать инфляцию с помощью политики доходов. В рамках этой политики ставится задача остановить раскручивание спирали «зарплата — цены» и снижение на этой основе инфляции к нормальному уровню.

При таких условиях наибольшее распространение приобретают следующие методы: временное «замораживание» (блокирование) цен, применение предельных цен или предельных коэффициентов повышения их, использование предельных нормативов рентабельности, дотирование производителей социально важных потребительских товаров или предоставление целевых компенсаций потребителям. Эти методы государственного регулирования цен, как правило, дополняются соответствующим регулированием заработной платы.

3. Обеспечить доступ к товарам первой необходимости всем слоям населения независимо от уровня их денежных доходов.

Такая цель может быть оправданной при условиях сравнительно невысокой эффективности общественного производства, если существует разногласие между высокими затратами на производство товаров первой необходимости и низкой заработной платой широких слоев населения.

Для решения этой проблемы применяется политика низких цен на товары первой необходимости, которая реализуется через низкий уровень товарных налогов или через полное освобождение от налогов. При необходимости политика низких цен дополняется дотированием производителей важнейших товаров.

В рамках этой проблемы к некоторым товарам не первой необходимости государство применяет политику высоких цен, которая реализуется с помощью повышенных ставок косвенных налогов (например, акцизного сбора). С помощью высоких цен государство ограничивает производство и потребление соответствующих товаров, а вместе с тем компенсирует потери налоговых поступлений в бюджет, вызванные низкими ценами на товары первой необходимости.

4. Защитить внутренний рынок от отрицательного влияния внешней конкуренции. Внутренние цены в каждой стране, как правило, отличаются от мировых, что обусловлено неодинаковым уровнем затрат на производство и разностью в системе налогообложения. Превышение внутренних цен против мировых делает выгодным импорт иностранных товаров.

И наоборот, низкий уровень внутренних цен стимулирует экспорт отечественных товаров. Это может нанести ущерб национальным предприятиям, привести к спаду производства и росту безработицы.

Для предотвращения таких явлений государство использует механизм дотирования национальных производителей или с помощью ввозной таможенной пошлины на импортные товары повышает их цены до необходимого уровня.

Если возникает необходимость сдержать экспорт определенных товаров из страны, государство через механизм экспортной таможенной пошлины повышает цены отечественных товаров до необходимого уровня или ограничивает вывоз с помощью нетарифных методов (квотирование, лицензирование).

5. Предотвратить монополизм и обеспечить конкурентную среду на рынке. Регулирование цен монополистов осуществляется:

— через установление фиксированных или предельных уровней цен, предельных уровней посредническо-сбытовых и торговых наценок (надбавок), предельных нормативов рентабельности;

— через внедрение обязательного декларирования изменения цен.

Контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется системой специальных органов, в частности Государственной инспекцией по контролю за ценами Министерства экономики Украины и подчиненными ей государственными инспекциями АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Главными задачами инспекций являются:

— осуществление государственного контроля за соблюдением установленного порядка утверждения и применения цен;

— защита законных интересов граждан;

— искоренение фактов злоупотреблений субъектами предпринимательства с целью получения незаконных доходов за счет повышения цен;

— экспертиза экономического обоснования цен и тарифов, установленных предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования.

Кроме государственных инспекций, право контроля за соблюдением порядка применения цен и тарифов имеют и другие государственные и негосударственные учреждения: налоговые, финансовые и антимонопольные службы, комитет защиты прав потребителей.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение дисциплины цен распространяется на всех субъектов хозяйствования, которые нахо­дятся на территории Украины и осуществляют предпринимательскую деятельность.

8.2. Антиинфляционная политика.

Важным индикатором здоровья экономики является инфляция, которая характе­ризуется общим повышением цен и снижением покупательной способности денег.

Она возникает не стихийно, а под влиянием двух факторов: денежных — эмиссия бумажных денег, скорость обращения их, состояние финансово-кредитной системы, отношение национальной валюты к другим валютам; производственных (неденеж­ных) — монополизация производства, отсутствие конкуренции, структурные перекосы в материальном производстве и ценовой политике, затратный характер экономики.

Денежные факторы формируют инфляцию спроса, которая обнаруживается в превышении совокупного спроса над предложением и возникновении избыточной платежеспособности.

Если возрастание совокупного спроса не компенсируется повышением предложения, то это приводит к инфляционному росту цен, которое сопровождается увеличением денежной массы.

Переполнение каналов оборота денежной массой обесценивает денежную единицу, что является характерным признаком инфляции спроса в ее классическом виде.

Обесценивание денежной единицы отражается в первую очередь на росте цен на основные группы товаров, потребляемые населением, что влечет за собой снижение ценности денег. Изменение ценности денег можно определяется:

DD = (1 / Iц – 1)*100,

где DD –измение ценности денег (%);

       Iц – индекс цен (в долях единиц).

Производственные факторы вызывают инфляцию затрат (предложения). Причиной этой инфляции также являются деньги, но здесь они играют пассивную роль.

Главным ее импульсом становится увеличение затрат производства в результате повышения заработной платы и цен на сырье, материалы, оборудование и т.п.

Инфляция затрат всегда угрожает сокращениям товарного обеспечения и, в конце концов, порождает спад производства и сокращение рабочих мест.

Инфляция является постоянным фактором экономической жизни, полная ее ликвидация практически невозможная. Умеренная, сравнительно стабильная и прогнозируемая инфляция еще не создает больших проблем в экономике.

Она даже может стимулировать определенное оживление производства и повышение занятости.

Но неконтролируемый рост ее способствует развитию отрицательных процессов в экономике, поражая производство, распределение и потребление.

Борьба с неуправляемой инфляцией является одной из главных проблем ГРЭ, т.к. на этом краеугольном камне держится вся социально-экономическая, финансовая и банковская политика. С целью удержания инфляции и уменьшения ее отрицательных последствий государство осуществляет антиинфляционную политику.

            Воплощение в жизнь такой политики требует от правительства разработки антиинфляционной программы, которая определяет цель, задачи и способы реализации ее, что зависит от стадии инфляционного процесса, его интенсивности и других факторов. Задачи борьбы с инфляцией и ограничение масштабов инфляционных последствий — разные и требуют разных методов регулирования.

Важной частью разработки антиинфляционной программы является установление количественных показателей, которые определяют ее конечные результаты. К ним относят ценовые показатели (темп инфляции, индекс потребительских цен и др.), динамику денежной массы в обороте, размер и динамику государственных затрат и т.п.

В современной практике имеют место следующие направления антиинфляцион­ной политики: дефляционная политика (регулирование спроса) и политика доходов (регулирование затрат).

Сущность дефляционной политики состоит во влиянии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью ограничения его и формирования нового соотношения спроса и предложения как относительно товаров, так и относительно денег. На практике с целью регулирования спроса используются мероприятия денежно-кредитной, структурно-инвестиционной и бюджетной политики.

Сущность политики доходов заключается в прямом ограничении роста цен и доходов (прежде всего заработной платы). Политика доходов оказывает двойное влияние на инфляцию.

Ограничивая размеры повышения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост затрат на производство товаров, в цену которых входят эти величины. Это тормозит саморазвитие инфляционных процессов.

Одновременно сдерживание роста заработной платы вызывает ограничение платежеспособного спроса, что негативно влияет на экономику. Поэтому политика доходов часто используется совместно с мерами дефляционной политики.

            В ряду мер антиинфляционной политики заметное место занимают меры, направленные не столько на борьбу с инфляцией, сколько на приспособление к ней. К ним относится адаптационная политика, которая заключается в индексации доходов.

Вызванное инфляцией повышение цен неминуемо приводит к снижению реальных доходов населения, особенно тех слоев, которые не могут оградиться от обесценивания денег.

В связи с этим возникает необходимость в полной или частичной индексации доходов через повышение заработной платы работников бюджетных учреждений, пенсий, денежных выплат и сбережений населения с учетом роста цен.

Такая индексация не устраняет инфляцию, а лишь смягчает ее отрицательное влияние, хотя она и сама может превратиться в мощный инфляционный фактор, если осуществляется при условиях бюджетного дефицита, который финансируется за счет денежной эмиссии.

            Таким образом, осуществление антиинфляционной политики зависит от соотношения многих экономических процессов и меры их активности. Наибольшей эффективности можно достичь лишь при условиях комплексного использования всех возможных способов борьбы с инфляцией.

Источник: https://studizba.com/lectures/139-jekonomika-i-finansy/2214-gosudarstvennoe-regulirovanie-jekonomiki/42504-20-gosudarstvennoe-regulirovanie-cen-i-infljacii.html

Методы государственного регулирования инфляционных процессов

Методы регулирования инфляции:  Регулирование инфляции - задача государства. Необходимость

Управление инфляцией представляет важнейшую задачу экономической политики. Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, дающих в результате незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Цель регулирования инфляции — не подавление ее любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция может увеличивать платежный спрос и тем самым стимулировать экономический рост. Страны с цивилизованной экономикой научились регулировать инфляционный рост цен.

Для антиинфляционного регулирования применяется экономическая политика, которая делится на 2 части:

Антиинфляционная стратегия — мероприятия долгосрочного характера и применяются при низких темпах инфляции;

Антиинфляционная тактика — мероприятия краткосрочного характера и применяются при высоких темпах инфляции.

К мероприятиям антиинфляционной стратегии относятся:

  • · гашение инфляционных ожиданий, прежде всего адаптивных ценовых;
  • · проведение долгосрочной денежной политики;
  • · сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации;
  • · сведение к минимуму воздействия на экономику внешних инфляционных импульсов.

К мероприятиям антиинфляционной тактики относятся,

  • · наращивание предложения без адекватного повышения спроса, то есть государственная поддержка повышения привлекательности национальной продукции;
  • · реализация государственных стратегических запасов;
  • · проведение приватизации государственной собственности;
  • · снижение текущего спроса без снижения предложения;
  • · стимулирование и поощрение срочных вкладов;
  • · повышение процентных ставок по вкладам;
  • · замораживание вкладов до востребования;
  • · проведение денежной реформы конфискационного характера.

Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Границы проведения такой политики очень узкие: с одной стороны, требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой — поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения средств зависят от постановки правильного диагноза.

Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер покончить с инфляцией.

Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Основными методами борьбы с инфляцией являются: денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Стабилизация денежного обращения как один из важных способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации, ревальвации, девальвации и деноминации.

Нуллификация денег — объявление государством обесценивающихся бумажно-денежных единиц недействительными и введение новой валюты. Проводится в странах в результате сильной инфляции при резком падении покупательной способности денег.

Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.

Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Девальвация — целенаправленные действия Правительства по снижению обменного курса валюты своей страны, рассматриваемые как промежуточная цель экономической политики в целях стимулирования совокупного спроса в экономической системе.

Деноминация — укрупнение денежной единицы страны (без ее переименования) путем обмена по установленному соотношению денежных знаков на новые, в целях упорядочения денежного обращения, обеспечения эффективности расчетов в стране, придания единице большей полноценности как национальной валюте.

Немного подробнее остановимся на арсенале орудий борьбы с инфляцией, который накопила мировая практика. Когда инфляция достигает исполинских масштабов и покупательная способность денежной единицы практически равняется нулю, неминуемой становится нуллификация денег.

Примером может быть Германия 1923 г., Венгрия 1946 г., а также Украина в 1991-1996 году.

При таких условиях старые дензнаки изымаются из обращения и заменяются новыми, как это произошло с карбованцами, замененными на гривны или с советскими рублями, замененными, соответственно, на карбованцы.

Обесцененные в годы гиперинфляции сбережения большей частью не возвращают их владельцам. Нуллификация как метод борьбы с инфляцией — чрезвычайная мера, к которой обращаются только во время общественных потрясений (войны, революции, возникновение новых государств и т.п.).

В 80-е годы XX столетия некоторые страны избрали метод приспособления к отрицательным последствиям инфляции, называемый индексация. Индексация означает, что номинальные доходы граждан изменяются пропорционально ценовым колебаниям, т.е.

она является механизмом, с помощью которого доходы частично или целиком защищаются от инфляции. Иначе говоря, индексация предусматривает, что текущие доходы населения увеличиваются соответственно темпу роста цен в стране за определенный период.

В случае полной индексации реальные доходы защищены от губительного влияния инфляции, а потому жизненный уровень населения не снижается.

Однако индексацию нельзя рассматривать как действенный метод борьбы с инфляцией. С ее помощью можно лишь ослабить или избегнуть отдельных отрицательных следствий инфляции, но нельзя снизить ее темпы.

Опыт многих стран свидетельствует: чем больше стремится правительство защитить экономику от инфляции через индексацию, тем более нестабильной становится экономика; чем больше общество стремится уберечь своих членов от уменьшения реальных доходов, тем более нестабильным становится их положение. Дело в том, что индексация, во-первых, раскручивает инфляционную спираль.

Во-вторых, невозможно полностью уберечь от обесценивания все доходы населения. В конце концов, индексация требует значительных государственных расходов, которые увеличивают дефицит бюджета.

Если инфляция уже развилась, то для ее преодоления сейчас большей частью применяют сдерживающую макроэкономическую политику, т.е. политику дезинфляции. Она основывается на возможности выбора между и безработицей в краткосрочном периоде.

Снижая с помощью монетарной и фискальной политики совокупный спрос, можно уменьшить объем национального производства, которое сопровождается увеличением безработицы. Согласно кривой Филипса для краткосрочного периода, рост уровня безработицы снижает уровень инфляции. Практика показала, что быстрая дезинфляция сопровождается меньшими затратами чем медленная.

В странах с более высоким уровнем гибкости заработной платы (в них короче срок действия коллективных договоров) дезинфляционные потери были более низкими.

Высокая инфляция есть большей частью результатом процесса, который развивается вследствие действия инфляционных ожиданий. Поэтому важной задачей дезинфляции является укрощения инфляционных ожиданий. При этом нужно определить так называемые «якоря», или ориентиры этих ожиданий, т.е.

явления и процессы, в зависимости от которых экономические субъекты формируют свое поведение относительно цен.

Такими ориентирами большей частью есть темпы инфляции в предыдущих периодах, темпы роста денежной массы, номинальные процентные ставки на государственные облигации, динамика курса национальной валюты и.т. п.

Контроль правительства за одним или несколькими этими ориентирами дает возможность погасить инфляционные ожидания. Вместе с тем мировой опыт подсказывает, что эти ожидания быстрее преодолеваются там, где выполняются, по крайней мере, две условия.

Во-первых, государственная политика должна направляться на укрепление механизмов рыночной системы. Только они способны вызвать естественное (т.е. то, которое сопровождается увеличением количества и повышением качества жизненных благ) замедление роста цен.

Лишь тогда изменяется поведение потребителей, в нем исчезают инфляционные мотивы.

Пока потребители не убедятся в том, что колебание цен приобрели рыночные очертания, до тех пор в национальной экономике будет происходить инфляционное расширение совокупного спроса.

Во-вторых, правительство должно стойко придерживаться курса на постепенное преодоление инфляции и пользоваться доверием большинства населения. Уровень доверия к антиинфляционной политике является одним из факторов, от которого зависит величина потерь, связанных с проведением дезинфляции.

Заслужить высокий уровень доверия можно лишь тогда, когда правительство ставит перед собой целиком определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заранее информирует об этом население и неуклонно добивается решения этих задач.

Например, Центральный банк должен регулярно сообщать о том уровне инфляции, который он собирается поддерживать, и о необходимом для этого темп роста денежной массы.

Если правительство добросовестно выполняет свои обещания, то участники рыночного процесса постепенно убеждаются в том, что руководство страны не только со всей решительностью стало на путь борьбы с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации провозглашенных целей.

Чем глубже это осознается, тем более решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. приспосабливаются к заранее установленному лимиту на прирост денежной массы. Итак, этот лимит становится реальной силой, которая влияет на экономическое поведение, оказывает содействие снижению инфляционных ожиданий.

Для недопущения развития галопирующей инфляции в будущем правительство разрабатывает антиинфляционную стратегию, основными составными которой является эффективная монетарная политика, приведение в порядок государственных финансов, рационализация структуры национальной экономики и внешнеэкономической деятельности.

Эффективная монетарная политика предусматривает, что ежегодные приросты денежной массы в обращении ограниченны и не превышают роста национального продукта. Как известно, нет более легкого способа разрушить экономику страны, как наполнить денежное обращение лишними купюрами.

Конструктивную антиинфляционную монетарную политику может проводить лишь независимый от исполнительной власти Центральный банк, который опирается на хорошо развитую банковскую систему.

Центральный банк владеет такими могучими орудиями проведения монетарной политики, как операции на открытом рынке, изменение учетной ставки или нормы резервирования, с помощью которых он может определять темпы прироста денег в национальной экономике.

Важной составляющей антиинфляционной стратегии есть приведение в порядок государственных финансов, прежде всего сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Это сокращение должно происходить за счет уменьшения расходной и увеличения доходной части государственного бюджета.

И вот тут напрямую встает вопрос о системе налогообложения. Дело в том, что под влиянием новых экономических концепций во многих странах мира в последней четверти XX столетия. состоялось снижение налоговых ставок.

Большинство экономистов считают, что высокопрогрессивные системы налогообложения сдерживают развитие экономики. Снижение налоговых ставок на подоходный налог граждан усиливает стимулы к работе, увеличивает личные сбережения, а на налог на прибыль предприятий — поддерживает развитие инвестиционного процесса.

Итак, вследствие роста сбережений и инвестиций можно надеяться на ускорение экономического роста и увеличение в будущем уровня занятости, объема национального производства, а, следовательно, и государственных налоговых поступлений, которые будут оказывать содействие достижению бездефицитного бюджета.

Иначе говоря, продуманная фискальная политика, которая устраняет бюджетный дефицит, порождающий инфляцию, играет важную роль в антиинфляционной стратегии.

Рациональная монетарная и фискальная политика помогает устранять из экономики инфляцию спроса. Вместе с тем крайне необходимой является стратегия развития национальной экономики, которая бы защитила или, по крайней мере, заметно ослабила разрушительные влияния внешних возмущений предложения, которые порождают инфляцию затрат.

Для недопущения инфляции предложения правительство должно оказывать содействие развитию образования и науки, накоплению интеллектуального потенциала общества и человеческого капитала, должно финансировать научные исследования и исследовательско-конструкторские разработки, осуществлять структурную перестройку национальной экономики в направлении роста в ней части продукции высокотехнологических областей и производств. Это будет сдерживать развитие инфляционного процесса в случае сильных внешних неблагоприятных возмущений предложения. Особенно это актуально для Казахстана как страны энергозависимой, все еще несущей бремя диспропорций в промышленности оставшихся в наследство от Советского Союза.

Особое место в антиинфляционной стратегии занимает рационализация внешнеэкономических связей страны. Пассивное сальдо платежного баланса, как известно, порождает инфляционные импульсы.

Внешнеэкономическая политика должна направляться на достижение равновесия в торговле товарами и услугами путем поддержания экспортных областей и защиты национального производителя.

Вместе с тем правительство и Центральный банк должны проводить конструктивную валютную политику, которая бы поддерживала стабильный курс национальной валюты и не стимулировала роста импорта. Все пересчитанные мероприятия антиинфляционной стратегии сдерживают рост общего уровня цен в стране в близкой и отдаленной перспективе.

Регулирование инфляции — один из способов восстановления пропорций воспроизводства и стимулирования развития рыночной экономики.

Поэтому теоретической базой регулирования инфляционного процесса является воспроизведенная теория инфляции, которая трактует ее, как многофакторное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в процессе общественного воспроизводства и экономической политикой и проявляющееся в росте цен и обесценении денег.

Комплексное регулирование инфляции включает взаимосвязанные методы, объединенные единством цели. Это обусловлено тем, что независимо от сферы зарождения инфляции — монетарной или немонетарной — возникает цепкая прямая и обратная связь. Поэтому принцип комплексности требует согласования регулирующих мер во избежание их негативных последствий.

Источник: https://vuzlit.ru/1180973/metody_gosudarstvennogo_regulirovaniya_inflyatsionnyh_protsessov

Регулирование инфляции — Finance management education blog

Методы регулирования инфляции:  Регулирование инфляции - задача государства. Необходимость

Деньги портят человека, а инфляция портит деньги.

Борис Крутиер

Эта статья, как вы уже догадываетесь по заголовку, посвящена инфляции и все, что с ней связано согласно экзаменационным вопросам. Однако, раз вы учитесь , значит возможно планируете зарабатывать много денег.

Представьте, что  вы уже это делаете. Представили? Классно. И так, вы бизнесмен, инвестор или другое лицо, вкладывающее деньги или дающее деньги в долг.

В условиях нестабильной экономики  обязательно придерживайтесь одного золотого правила:

«Время – деньги, но деньги со временем бумага»

Объясняю, речь идет об инфляции.

Что конкретно представляет собой инфляция? В буквальном переводе термин «Инфля́ция»  (лат. Inflatio ) означает «вздутие» , чрезмерное увеличение находящихся в обращении денег по сравнению с реальным предложением товаров.

Таким образом, инфляция представляет собой обесценивание денег, снижение их покупательской способности на протяжении длительного периода времени.

Вот как это выглядит

Две стороны инфляционного процесса

В этом случае получается, что на денежную единицу приходится меньше товаров.

Если вы на 500 рублей могли сходить в кино, купить кока-колу и попкорн, то с приходом инфляции этих же денег вам будет хватать только на  кока-колу и попкорн.

Причины инфляции

  1. дефицит бюджета (ну например после войны расходов ого го а денег нема, что делать?)
  2. чрезмерная эмиссия денег (ну конечно же можно напечатать и тогда деньги становятся просто бумагой, потому как деньги это мера стоимости товаров, а если товаров в стране столько не произведено, то…);
  3. перенасыщение кредитом народного хозяйства; (слишком много денег-бумажек стало крутиться в стране, а товаров, за которые надо бы все же  заплатить меньше)
  4. сокращение объемов национального  производства (денег, призвание которых быть эквивалентом стоимости товаров больше чем самих товаров)

Первопричиной инфляции является

нарушение равновесия между денежной массой и товарным покрытием

(подробнее  об этом там где встретите вот такую штуку MV=PQ)

формы проявления инфляции

  • Скрытая (подавленная)
  • Открытая (рыночная)

Инфляция обычно имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется зачастую не только в повышении цен – так называемая открытая ценовая инфляция, но в дефиците, ухудшении качества товаров. Это скрытая инфляция. Она возникает вследствие товарного дефицита, сопровождается стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне.

Виды инфляции

  • Инфляция спроса
  • Инфляция издержек производства

Инфляция спроса – возникает при избыточном по отношению к предложению спросе. Проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг.

Инфляция издержек производства – проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию.

Типы инфляции

В зависимости от темпов роста различают:

  • Умеренная  инфляция (рост цен менее 10 % в год). Это нормальное развитие экономики, ведь вам как будущим бизнесменам приятно будет ожидать, что  на ваши труды, товары, услуги  цены будут повышаться? Так  незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры.
  • Галопирующая  инфляция (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер.
  • Гиперинфляция измеряется процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40 — 50% в месяц или более 1000% в год. Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

В начале 90-х годов в России наблюдалась гиперинфляция, когда деньги обесценивались со страшной скоростью.

В то время студенты старались быстрее истратить полученную стипендию по той причине, что сумма стипендии успевала потерять добрую свою часть даже в течение одного месяца. После кризиса 98 года в России наблюдается ежегодная фактическая инфляция в районе 10-20%.

И уже после кризиса 2008-2011  гг. инфляция в России стабилизировалась на низких 7-9% и есть основания полагать, что инфляция может снизиться до 5% в ближайшие несколько лет.

Последствия инфляции

Ничего хорошего, выигрывают только заёмщики, потому как им отдавать  придется не те деньги, что они брали.

Регулирование инфляции

Основные методы (формы)  борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами (нуллификацией, ревальвацией, девальвацией, деноминацией) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика подразумевает регулирование спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы:

  • снижения государственных расходов;
  • повышения процентной ставки за кредит;
  • усиления налогового пресса;
  • ограничения денежной массы.

Политика доходов, в целом, является дополнением к денежно кредитной и налоговой политике, включает специальные мероприятия по контролю над ценами и зарплатой, в ходе которых предпринимаются меры по стимулированию роста доходов и занятости с тем, чтобы обеспечить стабильность цен в условиях высокого уровня занятости в экономике.

Границы

Границы о которых идет речь при борьбе с инфляцией следующие.

С одной стороны  — Денежное обращение — главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво и жестко контролироваться.

С другой стороны  — Инфляция — нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной).

Главные инструменты воздействия на экономику — объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.

М. Фридмен (Milton Friedman) выработал так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3-5%.

Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.

Таков монетаристский метод регулирования инфляции и границы достижения безинфляционного (в идеале) развития американской экономики.

При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.

Тут еще следует учесть тот факт что М. Фридман думал об Америке, а мы живем в замечательной стране России с ее уникальной историей развития.

Инфляция в российской экономике в значительной мере имеет немонетарный характер.

В частности, речь идет о монополизации локальных рынков и импорте инфляции, связанном глобальными дисбалансами на товарных рынках – главным образом, на рынке продовольствия.

По мнению Дмитрия Рэмовича Белоусова (Руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования )  В этой ситуации принципиально важно снижение эффективности монетарной политики как фактора сдерживания инфляции. Попытки замедления роста цен за счет торможения денежного предложения приведут к росту напряжения в самой слабой точке – в банковской системе, для которой подобная ситуация будет означать дальнейшее снижение ликвидности.

Противоречия

Современная инфляция связана не только с падением покупательской способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена  противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере производства и реализации, а также денежного обращения и кредита.

В России инфляция измеряется ростом индекса цен (ИПЦ). Пару лет назад инфляция составила около 12  %. Хотя многие продукты подорожали на 30 % и более. Вы спросите у своих родителей или у дедушек с бабушками, вот они вам расскажут какая на самом деле у нас инфляция.

Почему же уровень инфляции по итогам года не соответствует реальной картине? В целом методология определения ИПЦ в России такая же как и во всем мире. Однако есть некоторые расхождения которые и проливают свет на разницу того что опубликовано и с тем с чем сталкиваемся мы, простые граждане.

Вот перечень товаров цены на которые не учитываются при расчете инфляции.

(За эту информацию спасибо моему дорогому свекру. Источник «Московский комсомолец 26/03/2008 г.)

Росстат объясняет нежелание регистрировать динамику цен на эти товары и услуги тем, что «изменения носят краткосрочный характер» и происходят «под влиянием административных событийных и сезонных факторов».

Если вы дорогие студенты вдруг зайдете на www.cbr.ru и откроете документ про денежно кредитную политику то наверняка найдете там такие слова как ТАРГЕТИРОВАНИЕ. Так вот

Успешное инфляционное таргетирование предполагает:

  • наличие масштабного межбанковского кредитного рынка, позволяющего ЦБ эффективно управлять параметрами кредитной системы в целом через ставку (в России – отсутствует, доля МБК в пассивах банков – 9%) ;
  • плавающим обменным курсом, основывающемся на стабильном платежном балансе (в России – отсутствует; введение плавающего курса в ближайшей перспективе приведет к быстрому укреплению рубля и потере конкурентоспособности производителей. В средне- и долгосрочной перспективе торговый баланс станет отрицательным, золотовалютные резервы начнут сокращаться);
  • банковской и финансовой системе, устойчивой к внешним шокам (в России – отсутствует; есть крупные риски в сфере ликвидности банковской системы)

Вывод: в такой ситуации введение инфляционного таргетирования будет малоэффективным из-за высокой немонетарной инфляции, но опасным из-за возможности переукрепления рубля и неустойчивости банковской системы.

Далее статистика:  Источник: http://buhgalter911.com/Res/Spravochniki/IndeksiInfliacii.aspx

Индексы инфляци
2013 г.
Январь100,2
Февраль99,9
Март100,0
Апрель100,0
Май100,1
Июнь100,0
Июль99,9
Август99,3
Сентябрь100,0
Октябрь100,4
2012 г.
Январь100,2
Февраль100,2
Март100,3
Апрель100,0
Май99,7
Июнь99,7
Июль99,8
Август99,7
Сентябрь100,1
Октябрь100,0
Ноябрь99,9
Декабрь100,2
2011 г.
Январь101,0
Февраль100,9
Март101,4
Апрель101,3
Май100,8
Июнь100,4
Июль98,7
Август99,6
Сентябрь100,1
Октябрь100,0
Ноябрь100,1
Декабрь100,2
2010 г.
Январь101,8
Февраль101,9
Март100,9
Апрель99,7
Май99,4
Июнь99,6
Июль99,8
Август101,2
Сентябрь102,9
Октябрь100,5
Ноябрь100,3
Декабрь100,8
2009 г.
Январь102,9
Февраль101,5
Март101,4
Апрель100,9
Май100,5
Июнь101,1
Июль99,9
Август99,8
Сентябрь100,8
Октябрь100,9
Ноябрь101,1
Декабрь100,9
2008 г.
Январь102,9
Февраль102,7
Март103,8
Апрель103,1
Май101,3
Июнь100,8
Июль99,5
Август99,9
Сентябрь101,1
Октябрь101,7
Ноябрь101,5
Декабрь102,1
2007 г.
Январь100.5
Февраль100.6
Март100.2
Апрель100.0
Май100.6
Июнь102.2
Июль101.4
Август100.6
Сентябрь102.2
Октябрь102.9
Ноябрь102.2
Декабрь102.1

И так ваша задача, научиться так управлять в стране чтобы инфляция была лишь умеренной и служила прекрасным стимулом производить больше товаров во благо нашей страны.

Удачи на экзаменах! за честность буду помогать, за неудачное списывание вас ожидает тоже самое что и при гиперинфляции страну :))

Источник: https://kirushina.wordpress.com/tag/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Вопрос №44. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции

Методы регулирования инфляции:  Регулирование инфляции - задача государства. Необходимость

Регулированиеинфляции – задача государства.Необходимость регулирования в негативныхсоциально-экономических последствиях.

Побюджету: снижаются доходы => снижениерасходов => снижение соц. выплат =>распределение по наиболее перспективнымобластям.

Конкретныемеры: политика доходов – фиксируетсязаработная платана время.

Не эффективно– как только отпускают – все становитсяпо прежнему; политика дорогих денег –высокие % ставки, высокие налоги, низкиерасходы государства => умираютнеэффективные предприятия, экономическийспад, растет безработица – оченьрадикальное средство; налоговоестимулирование производства; замедлениескорости обращения денег.

ВРФ 0% невозможно и не нужно / небольшаяинфляция нужна как гарант от перепроизводства+ увеличения занятости.

Регулированиеинфляции возможно через конкретныемеры, которые способны ослабитьпроинфляционные факторы:

  • Денежная политика (регулирование денежной массы и совершенствование её структуры).
  • Валютная политика – динамика изменения курса должна быть равна инфляции.
  • Кредитная политика – ставка % больше ожидаемой инфляции
  • Бюджетная политика – сбалансированный, либо дефицит до минимума

Ценоваяполитика – аккуратно. Прямое и косвенноевмешательство государства в рыночноеценообразование. Государство можетустановить минимальные цены вышеравновесных и тогда государство будетвынуждено выступать в роли покупателя.

Структурнаяполитика – ликвидация убыточныхгосударственных предприятий.

Антимонопольнаяполитика – государственное регулированиецен монополии, наблюдение за объёмамипроизводства.

Внешнеторговаяполтика: использование таможенно-тарифныхи нетарифных инструментов. Увеличениетарифов приводит к снижению импорта,увеличению цен на отечественном рынке=> приспособление денежной массы.

Вопрос№45

Особенностиинфляционных процессов в России.

В1992 г. Правительство РФ объявило олиберализации цен. Был снят административныйконтроль над ценами и производством,отменены рационирование ресурсов,квотирование экспорта и импорта,множественность обменного курса, точнееони остались в ограниченном масштабе.

Попытки государства (в начале 1992 г.)проводить жёсткую налоговую и денежнуюполитику при отсутствии сильнойнациональной валюты и валютного контроляоказались бессмысленными и потерпеликрах.

Бурное развитие теневой экономикии преступности способствовали параличуряда предприятий и предпринимателей,финансовой системы.

Дляувеличения её объёма Центральный БанкРоссии расширил купюрность банкнот, азатем принял меры по организациирасчётно-кассовых центров для безналичныхрасчётов. Эти меры оказались недостаточными.

Денежная масса, наличная и безналичная,увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда какцены возросли в 26 раз. В 1993 г. наличнаяи безналичная масса возросла в 5,1 раза,а цены выросли почти в 10 раз. В 1994 г.

ценыувеличились почти в 4 раза, тогда какденежная масса – только в 2,9 раза.

Российскаяинфляция – это инфляция издержек ичастично бюджетного дефицита, а неизбытка денежной массы.

ВРоссии инфляция сочеталась одновременносо спадом производства, т.е. происходиластагфляция.

Для России самый предпочтительныйвариант регулирования инфляции – этостагфляционная политика, где применяетсяполитика доходов – согласование иувязка темпов роста заработной платыи цен под наблюдением и при посредничествегосударства. Таким образом, антиинфляционнаяполитика должна использовать дварегулятора: рыночный и государственный.

Обесценениеденег в России происходило из-замонопольного повышения цен при отсутствииконкуренции и наличии государственногорегулирования инфляционного процесса.Цены поднимали посредники-перекупщикив сфере оптовой и розничной торговли.Розничные цены на товары и услуги внесколько раз превышали цены производителей.

Такимобразом, главной причиной инфляции вРоссии следует считать отпуск цен,осуществлённый в условиях несформировавшегосярынка и отсутствия конкуренции. Падениепроизводительности труда, снижениеобъёмов производства наблюдались вРоссии уже в 1993 г.

Извсех видов инфляции наиболее губительнойявляется гиперинфляция, сопровождаемаяастрономическим ростом денежной массыв обращении и, как следствие, катастрофическимростом цен на потребительские товары.

Роль денег в этих условиях сильно падает,появляются параллельные, в том числеиностранные, валюты. В России в первойполовине 1997 г.

темпы инфляции составили17-20% в месяц или около 700% в год, чтоуказывает на все признаки гиперинфляции.

Российскийкризис носит системный иструктурно-технологический характер.Он возник из-за того, что прежняя системаэкономики, основанная на командахсверху, жесткой централизации материальныхи финансовых ресурсов, подавлениирыночных механизмов и конкуренции, науравнительности и иждивенчествепредприятий, завела страну в тупик.

причина Российской инфляции – диспропорциив процессе общественного воспроизводства.Следствие инфляции – нарушение законаденежного обращения. Основной формойпроявления инфляции стал рост цен иобесценение денег.

Она зависит ототраслевых диспропорций, недоразвитостисоциальных параметров, недостаточностираспространения рыночных структур,т.е. товарно-денежных, рыночных отношенийво всех сферах хозяйства и отдельныхсекторах.

Итак,возникновению инфляции в России послужилиследующие причины:

  • глубокие деформации и диспропорции общественного производства;
  • структурные перекосы экономики,
  • монополизм производителей товарной продукции;
  • милитаризированная экономика;
  • разбухший государственный аппарат.

Действиеинфляционных механизмов в Россиистимулировалось государственным(бюджетным) финансированием и льготнымкредитованием.

Спецификаинфляции в России заключается в следующем:

  • рост и развитие инфляции происходили в условиях товарного голода на фоне постоянно возникающих кризисов неплатежей, в том числе по банковским структурам, которые достигли больших размеров;
  • инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который формировался не рынком, а лишь его потребительской частью;
  • инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности формирования реального валютного курса в равной степени рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);
  • инвестиционная сфера не могла формироваться, поскольку коммерческие банки не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный процесс.

Вопрос №46.

Денежныереформы и их виды

Денежнаяреформа — это целенаправленныепреобразования, с помощью которыхосуществляются решительные комплексныедействия, направленные на оздоровлениеэкономики, финансов, денежного обращенияи т.д. По глубине реформационных мерможно выделить структурные или полныеденежные реформы и реформы частичноготипа.

Структурные(полные) денежные реформы проводилисьпри переходе от биметаллизму до золотоймонометаллизму, от последнего к системеили кредитного обращения. Во всех этихслучаях нужно не только заменить одинвид денег на другой, но и осуществитьважные структурные изменения в экономике,в государственных финансах, банковскойи валютной системах и т.д.

Такие структурныеизменения диктуемые особенностяминовых денег, которые вводятся в обращение,и должны обеспечить предпосылки для ихуспешного функционирования.

Денежныереформы, осуществляемые государствомпреобразования в сфере денежногообращения, имеющие целью упорядочениеденежного обращения и укрепление всейденежной системы, осуществляютсяразличными методами в зависимости отспособа производства, политическойсистемы, положения отдельных классов,состояния экономики страны и т.д.

Денежныереформы могут сопровождаться изъятиемиз обращения всех или части обесцененныхбумажных знаков и замены их новымиденьгами (бумажными или металлическими),изменением золотого содержания денегили их валютного курса, перестройкойденежной системы и т.п. Денежные реформыустанавливают переход от одной денежнойсистемы к другой.

Ихможно классифицировать следующимобразом:

1)создание новой денежной системы.

Этиреформы проводились при переходе отбиметаллизма до золотого монометаллизма,от последнего к системе бумажноденежногообращения или кредитного обращения вусловиях создания новых государств,как это имело место после выхода отдельныхреспублик из состава бывшего СССР.Примером таких реформ является денежнаяреформа Витте в 1895-1897 годов в России иденежные реформы в странах, освободившихсяот колониальной зависимости и т.д.;

2)частичное изменение денежной системы,когда реформируются отдельные ееэлементы: название и величина денежнойединицы, виды денежных знаков, порядоких эмиссии и характер обеспечения ит.д. Примером таких реформ являетсяизменение порядка эмиссии и обеспечениябанкнот в Англии согласно Акту РобертаПиля (1844 г.), денежные реформы в СССР в1922-1924 и 1947 гг.

3)проведения специальных стабилизационныхмер с целью получения инфляции илипреодоления его последствий.

Источник: https://studfile.net/preview/7262818/page:5/

Методы регулирования инфляции

Методы регулирования инфляции:  Регулирование инфляции - задача государства. Необходимость

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям.

Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок.

С одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения. Со второй половины ХХ в. стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводится при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты.

Реставрация – повышение официального валютного курса.

Девальвация – снижение официального валютного курса.

Деноминация – метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек производства оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того появилось новое направление – конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем: 

  • снижения государственных расходов, 
  • повышения процентной ставки за кредит, 
  • усиления налогового пресса, 
  • ограничения денежной массы и т.д.

Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

Модель антиинфляционной политики в ее российском варианте состоит из двух крупных блоков.

Первый блок включает экономические факторы:

  • создание эффективной инвестиционной программы;
  • формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью выравнивания диспропорций производства;
  • привлечение дополнительных капиталов в производственную сферу.

Второй блок формирует финансовую направленность:

  • покрытие бюджетного дефицита с помощью размещения государственных ценных бумаг и отказа от кредитов центрального банка;
  • установление регулирующего значения функций налогов (а не только фискальной) в сфере производства;
  • резкое снижение  эмиссии денег (сверх потребности товарооборота) как наиболее важного денежного инфляционного фактора (хотя с 1994г. правительство не осуществляет эмиссию денег для покрытия дефицита бюджета);
  • активная политика доходов, предполагающая согласование и увязку темпа роста зарплаты, доходов и цен под наблюдением и при посредничестве государства (использование опыта Запада о заключении соглашений между правительством, профсоюзами и предприятиями по этим вопросам).

Достижение финансовой стабильности, сокращения дефицита федерального бюджета, обеспечения его финансирования возможно за счет ряда неинфляционных источников:

  • повышения собираемости налоговых платежей в бюджет (в том числе за счет существенного сокращения неэффективных налоговых и иных льгот);
  • сокращения перечня федеральных целевых программ, что позволит сконцентрировать средства бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • финансирования регионов из региональных бюджетных расходов, имеющих соответствующую доходную базу.

Выполнение этих условий антиинфляционной стратегии способствует достижению таких основных социальных и экономических целей, как:

  • ограждение социальных интересов народа, в первую очередь его малообеспеченных слоев;
  • сохранение экономического и научно-технического потенциала страны;
  • создание стимулов для производственной в первую очередь  инвестиционной деятельности;
  • формирование рыночной конкурентной среды.

Основная задача экономических реформ заключается в сложной структурной перестройке российской экономики и прежде всего в активизации инвестиционной политики. 

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор:Admin»,»date_published»:null,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://invbirzha.blogspot.com/2012/09/blog-post_112.html»,»domain»:»invbirzha.blogspot.com»,»excerpt»:»ÐžÐ´Ð½Ð¸Ð¼ из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по с…»,»word_count»:536,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://invbirzha.blogspot.com/2012/09/blog-post_112.html

Studio-pravo
Добавить комментарий