Меры поощрения и стимулирования служащих: За добросовестное исполнение государственными или муниципальными

Читать онлайн Административное право страница 14. Большая и бесплатная библиотека

Меры поощрения и стимулирования служащих: За добросовестное исполнение государственными или муниципальными

Продвижение по службе – это неотъемлемый элемент прохождения службы. Государственному служащему при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижение по службе.

Это закреплено в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Некоторые основные способы продвижения по службе уже закреплены законодательством: а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации);

б) присвоение очередного квалификационного класса (разряда, звания) в установленном порядке, с надбавкой к должностному окладу;

в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного) при условии положительной аттестации;

г) присвоение почетных званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с надбавкой к должностному окладу;

д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не более 3 (6, 10) лет в соответствии с условиями должности.

Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих

Поощрения применяются за успешное и добросовестное исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. Поощрение – важное средство воспитания и укрепления служебной дисциплины, обычный и неотъемлемый элемент оценки труда работника, в том числе служащего.

Главное, однако, в том, чтобы порядок и меры поощрения были поставлены на твердую правовую основу. К сожалению, такая основа в нашем законодательстве находится в процессе формирования.

Многие годы служащий поощрялся по усмотрению вышестоящего начальника, гласность и мнение трудового коллектива при этом нередко отсутствовали.

При правовом регулировании поощрения государственных служащих необходимо прежде всего закрепить право служащего на поощрение. Это сделано наконец в общей форме в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Ранее это было в отношении лишь отдельных категорий служащих (сотрудники системы МВД, прокуратуры и др.). Меры поощрения к государственным служащим могут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право.

При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и в установленном порядке. Указом Президента РФ утверждено положение о государственных наградах РФ.

В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград, их ношения и др.

Таким образом, следует исходить из того, что государственный служащий наравне с другими работниками имеет право на поощрение своего общественно полезного труда.

Такое право должно обеспечиваться установлением поощрительных мер и средств, в том числе поощрительного фонда, правом и обязанностью компетентного органа (должностного лица) применять меры поощрения при наличии соответствующих оснований, правовой защитой этого права служащего.

Основаниями поощрения государственного служащего, закрепленными в ст. 13 Закона, и названы: успешное иными добросовестное исполнение своих должностных обязанностей; продолжительная и безупречная служба; выполнение заданий особой важности и сложности. Федеральные органы и органы субъектов РФ могут устанавливать и другие основания.

Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» не устанавливает перечня мер поощрений государственных служащих. В настоящее время они закреплены в ином законодательстве (Трудовом кодексе РФ, законах об отдельных видах службы и в региональном законодательстве);

а) меры морального поощрения – объявление благодарности, занесение в Книгу почета, на Доску почета, присвоение почетного звания и др.;

б) меры материального поощрения – выдача денежной премии, награждение ценным подарком, представление к повышению в должности, досрочное внеочередного специального звания и т. д.;

в) государственная награда РФ за конкретные высокие достижения в решении задач социально-экономического развития и культурного строительства.

Должностные лица и иные служащие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ не подлежат премированию, представлению к государственным наградам, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, военного или специального звания) в период действия дисциплинарного взыскания, примененного к ним за нарушение или неисполнение федеральных законов, указов Президента РФ, вступивших в законную силу решений судов.

Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные проступки

Государственные служащие обязаны неуклонно соблюдать законность и государственную дисциплину. Нарушения служащим законности и дисциплины наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных органов.

Общие начала ответственности государственных служащих за правонарушения следующие: государственные служащие несут ответственность за правонарушения вне службы как граждане, наравне и на общих основаниях со всеми лицами.

На служащих в этом случае распространяются все виды юридической ответственности.

Правовые нормы об ответственности за правонарушения по службе учитывают особенности службы как вида трудовой деятельности и особенности служебных правонарушений:

а) повышенная ответственность служащего;

б) ряд специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение в специальном звании и др.);

в) привлечение служащего к юридической ответственности за правонарушение, например административной ответственности должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной.

Нормы административного права закрепляют и регулируют два вида ответственности государственных служащих за правонарушения по службе (служебные проступки): дисциплинарную и административную.

Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности называет должностной проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей.

Служащий привлекается к дисциплинарной ответственности вышестоящим начальником (органом) или судом за нарушение прав и свобод граждан, выясненных при рассмотрении жалобы.

Основные виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности.

Другие меры дисциплинарной ответственности определены для отдельных служащих в соответствующих сферах и отраслях (военнослужащие, сотрудники органов прокуратуры, таможенных органов, органов внутренних дел и др.).

Сроки привлечения к ответственности – месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка, но не более шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – не позднее двух лет со дня его совершения.

Другие правила дисциплинарного производства , остающегося до сих пор весьма элементарным, связаны с обязательным затребованием письменного объяснения, возможностью временного отстранения привлекаемого к ответственности служащего от исполнения должностных обязанностей, проведением служебной проверки (расследования), порядком применения, обжалования и снятия взысканий. Относительно подробно эти правила установлены лишь в отношении отдельных категорий государственных служащих – военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов МВД, прокуратуры и др.

Административная ответственность государственных служащих определена законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Государственный служащий привлекается к административной ответственности как должностное лицо при совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей по обеспечению исполнения действующих правил в сфере избирательного законодательства, охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, финансов и налогов, других правил. Административная ответственность государственных служащих – должностных лиц – наступает, таким образом, за несоблюдение ими государственной дисциплины.

Основания и порядок прекращения служебных полномочий

Прохождение службы – стало применяться недавно к отдельным отраслям службы, например к системе МВД, таможенным органам, военной службе.

В настоящее время особые правила прохождения службы закреплены по отношению к ряду других государственных органов (таможне, прокуратуре и др.).

Основой является: исполнение служащим должностных полномочий; сроки замещения должности; классы для служащих (чины, ранги, звания) и разряды по оплате труда, аттестация.

Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» допускает заключение трудового договора с государственным служащим на срок неопределенный или не более чем на пять лет.

Предельный возрастной срок на государственной службе – 60 лет.

Завершающим элементом характеристики государственной службы и правового статуса государственного служащего являются положения о прекращении государственно-служебных отношений.

Источник: https://dom-knig.com/read_239774-14

Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных служащих. (Указ Президента от 7 сентября 2010 г. «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ»)

Меры поощрения и стимулирования служащих: За добросовестное исполнение государственными или муниципальными

МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ применяются за успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. Основания, условия и порядок различных видов поощрений и стимулирования устанавливаются федеральным законодательством и законами субъектов Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – высшая форма поощрения граждан (в т. ч. и любых служащих) за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. В

соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Для поощрения служащих за высокое профессиональное мастерство установлены многочисленные почетные звания Российской Федерации.

Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности, а также органами местного самоуправления.

Для проведения общественной оценки материалов о награждении государственными наградами и обеспечения объективного подхода к поощрению при Президенте РФ действует специальная Комиссия по государственным наградам Российской Федерации.

34. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: понятие, виды дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарных взысканий.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ– наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими возложенных на них обязанностей (должностной проступок).

Она применяется в рамках их служебных взаимоотношений и может быть трех видов: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и с вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько видов по государственным и муниципальным должностям и отраслевым разновидностям государственной службы.

Лица, замещающие государственные должности, (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр, губернатор, федеральный судья и т. д.

), а также выборные муниципальные должности (депутата, члена выборного муниципального органа, выборного должностного лица местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательным предварительным условием привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности является отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности.

Для этого Конституцией РФ и другими законами предусмотрены соответствующие юридические формы: импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству, освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания – Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и других; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или дача согласия на привлечение судьи к юридической ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к ответственности,

досрочное прекращение полномочий главы администрации муниципального образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государственной службы, а также не являющиеся выборными муниципальные должности муниципальной службы и любые другие служебные должности в гражданских и общественных учреждениях, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям; дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности; дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ УСТАВАМ И ПОЛОЖЕНИЯМ– предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения.

Считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности, потому, что:

1) предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки;

2) предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий;

3) за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли.

ДИСЦИПЛИРАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ– распространяется на всех государственных гражданских и муниципальных служащих, а также на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц государственных и негосударственных организаций и учреждений. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ПО ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА– распространяется на всех других лиц, работающих в государственных органах или органах местного самоуправления в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся государственными и муниципальными служащими, а также на работников всех социально-культурных и иных организаций и учреждений любых форм собственности, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления. Этот вид ответст-венности выступает как средство обеспечения трудовой дисциплины указанной категории служащих, соблюдения ими трудового

распорядка на предприятиях, в учреждениях, организациях, который определяется Правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми в соответствии со ст. 190 Трудового кодекса РФ работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ – применяются к гражданским служащим:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном служебном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности;

5) увольнение с гражданской службы по строго установленным основаниям.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание с учетом тяжести совершенного служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен проступок, и предшествовавших результатов исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Источник: https://studopedia.net/1_35792_meri-pooshchreniya-i-stimulirovaniya-deyatelnosti-gosudarstvennih-sluzhashchih-ukaz-prezidenta-ot--sentyabrya--g-o-merah-po-sovershenstvovaniyu-gosudarstvennoy-nagradnoy-sistemi-rf.html

Российское административное право

Меры поощрения и стимулирования служащих: За добросовестное исполнение государственными или муниципальными

⇐ Государственный служащий: основы правового положения

В сфере государственной службы особое место занимают поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих.

Поощрение в системе государственной службы — это осуществляемая в установленном порядке специальная деятельность государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении к государственному служащему мер морального и материального стимулирования, основаниями чего являются признание заслуг государственного служащего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности.

Поощрение представляет собой воздействие определенных субъектов (Президента РФ, федерального министра, руководителя государственного органа или иного должностного лица, а также соответствующего органа) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение служащего, а следовательно, на результаты его управленческого труда, государственно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) способствует улучшению дисциплины в организации, качества труда, воспитывает инициативу и ответственность в позитивном понимании этого термина (ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»),

Поощрение должно быть своевременным, значимым, весомым. Поощрение применяется таким образом, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения высоких результатов управленческого труда. В этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.

Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются:

  1. успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;
  2. признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы);
  3. продолжительная, безупречная и эффективная служба;
  4. выполнение заданий особой важности и сложности;
  5. проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей.

Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим в себя как моральные, так и материальные элементы.

https://www.youtube.com/watch?v=DSlXrUPA7Mo

Поощрения объявляются приказами. Благодарность может быть объявлена и устно. Материальным поощрением является премирование государственного служащего.

Институт поощрения — важнейшая часть законов субъектов РФ о региональной государственной службе. Эти законы устанавливают основания, перечень и процедуру применения поощрений.

Например, объявление благодарности производится в устной или письменной форме лицом, у которого государственный служащий находится в непосредственном подчинении.

Награждение денежной премией или ценным подарком осуществляется соответственно руководителями государственных органов субъектов РФ. Факт поощрения государственного служащего заносится в его личное дело.

Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников).

Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1) замечание; 2) выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.

2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а»—«г» п.

3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным ) проступком.

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководите-,1Ю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е.

наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ).

В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности.

При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность.

Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти).

Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих.

Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде.

Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

Источник: https://isfic.info/admis/nelis74.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий