Кредитная организация как участник банковских правоотношений

Кредитные организации как участники налоговых правоотношений

Кредитная организация как участник банковских правоотношений

Кредитные организации, как и любые другие организации являются налогоплательщиком, а также налоговыми агентами, кредитные организации выполняются функции по исполнению поручений налогоплательщиков о перечислении налогов и сборов, а также решений о взыскании налогов, сборов, штрафов.

Целый ряд статей НК РФ возлагает на кредитные организации специальные обязанности касающихся как учета налогоплательщиков, так и исполнение налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, а также исполнение решений налоговых органов. К примеру, решение о приостановлении операций, требование о предоставлении информации касающихся деятельности налогоплательщика-клиента банка.

В составе части 1 НК РФ содержится глава 18, которая отдельно посвящено составам налоговых правонарушений, субъектами которых является кредитные организации.

Обязанности кредитных организаций:

1. обязанности банков связанные с учетом налогоплательщиков.

Эти обязанности закреплены в статье 86 НК РФ. Эта статья по существу называет 2 группы обязанностей:

a. обязанность относительно сообщения об открытии и закрытии счетов

Счета налогоплательщикам открываются только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговой орган (организации и ИП), физическим лицам не требуется предъявлять.

Порядок открытия, закрытия счетов в банке регламентируется инструкцией ЦБ РФ от 14 сентября 2006 года №28И об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам).

Банк обязан сообщить об открытии или закрытии или изменении реквизитов счета в течение 5ти рабочих дней со дня наступления соответствующего юридического факта

b. обязанности относительно предоставления НО информации о клиентах банка состав которых подпадает под режим банковской тайны. Статья 86 предусматривает обязанность предоставлять выписки по счетам в течение 5ти рабочих дней.

2. Обязанности по исполнению платежных поручений налогоплательщиков.

Эти обязанности установлены статье 60 НК РФ. Банки обязаны исполнять платежное поручение налогоплательщиков в течение 1 операционного дня со дня получения такого поручения. При этом кредитные организации не вправе взимать плату за исполнение поручений.

Согласно пункту 3 статьи 60 если кредитная организация не может исполнить поручение кредитная организация должна уведомить об этом налогоплательщика и НО. При отсутствии денег на денежном счете, деньги могут быть взысканы с банка.

НО может обратиться в ЦБ РФ с ходатайством отзыве лицензий у данной кредитной организации.

3. Обязанности, связанные с исполнение решений НО о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке.

Вопрос регламентируется статьей 76 НК РФ. Опять таки распространяется только на организации и ИП. Приостановление операций – это один из 5ти способов обеспечения исполнений обязанностей по уплате налогов и сборов. Всего их пять:

a. Пенни

b. Приостановление операций по счетам

c. Арест имущества

d. Поручительство

e. Залог

Приостановление операций применяется в следующих 2х основных случаях:

i. Для обеспечения исполнения решения о взыскании

ii. в случае не предоставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок.

Приостановление операций означает прекращение расходные операций банком за исключением платежей, которые относятся к 1ой и 2ой группам по статье 855 ГК РФ, а также сумм налогов, сборов, штрафов. Решение о приостановлении может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании.

Несмотря на то что в пункте 1 статьи 76, говорится о том что банк прекращает все расходные операции – это лишь общая норма.

При вынесения решения о приостановлении операций в связи с неуплатой налога прекращение операций производится лишь в пределах суммы указанной в решении о приостановлении и эта сумма соответствует сумме взыскания.

В случае если решение о приостановлении выносится в связи с не предоставлением налоговой декларации то операции прекращаются в полном объеме. Банк обязан сообщить в НО информацию об остатке на счете налогоплательщика не позднее следующего дня должен направить в НО информацию об остатке на счете.

Важная норма содержится в пункте 6 статьи 76 – решение о приостановлении подлежит безусловному исполнению банком. Эта норма может быть использована в различных нетипичных случаях. Пункт 7 статьи 76 говорит о том, что решение о приостановлении действует до отмены такого решения. Отмена такого решения тоже документ – решение об отмене решения о приостановлении.

Есть ряд проблем в практике с применением статьи 76, которые порождены несоответствием различных норм законодательства. Например, по инструкции ЦБ РФ клиент имеет право расторгнуть договор банковского счета в любое время. Закрытие счета – это следствие расторжения договора. Интересно, можно ли закрыть счет при наличии решения о приостановлении.

Возникают две ситуации – при наличии денедных средств и при отсутствии средств на счете. Инструкция говорит нам, что наличие решения о приостановлении счета либо иных документов по счету не препятствует его закрытию при отсутствии на счете средств. Если денежные средства на счете есть, то данный счет не может быть закрыт. То есть расторгнуть договор можно, а счет закрыть нельзя.

Если расторгается договор, то как может быть закрыт счет.

На самом деле смысла в этой норме нет. Получается, что банковский счет остается открытым с наличием денежных средств, но списать с этого счета что либо невозможно, кроме одного случая – по указанию владельца счета. Банки не могут самовольно возвращать решение о приостановлении. Поэтому нонсенс и нет смысла.

Вторая ситуация: при наличии решения о приостановлении Банк не вправе открывать этому клиенту новый счет. В связи с ситуацией изложенной выше ситуация интересная.

Третья ситуация – при банкротстве на последней стадии снимаются все ограничения по статье 126 закона о банкротстве. А статья 76 говорит, что решение о приостановление делает до его отмены. Статья 126 более специальная норма – такое мнение на практике судебной, практике банковской.

Четвертая ситуация — Статья 101 НК РФ

ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ

Посмотреть новое Постановление КС РФ касаемо выездной налоговой проверки. Нужно посмотреть процесс, сроки прохождения, процедура.

Нужно обратить внимание на постановление ВАС РФ №5 1999

Посмотреть в части положений об ответственности.

Теперь нельзя обжаловать решения налогового органа сразу в суд, нужно вначале обжаловать в вышестоящем органе.

По службам смотреть также закон о налоговых органах, положения и НК РФ

Бюджетное право – вопросы касающиеся нефтегазовых доходов нужно обязательно посмотреть, фонды различные – это должно быть самое свежее.

Разобраться где РФ заемщик, а где кредитор

Государственные внебюджетные фонды — посмотреть положения либо уставы по этим фондам.

Исполнение бюджета – положение о федеральном казначействе поможет

Ответственность – общий вопрос и один вопрос по составам

Налоговое право – принципы, участники, кредитные организации как участники, статья 40, проведение налоговых проверок и привлечение к ответственности, смотри постановление которое названо выше, посмотреть также и выездные проверки, нужен также процесс привлечения к ответственности и вообще порядок.

Обжалование – обратить внимание, смотри выше

Ответственность – три вопросы, один общий, главы 16,18. (взять можно 118,122,126 и другие проблемные)

По налогам – особенную часть тоже посмотреть, для общего представления, на экзамене будут

Смотреть ФЗ о ЦБ, о банковской деятельности,

Валютное регулирование и валютный контроль – ФЗ о валютном регулировании – статья 1 и общие положения, инструкция ЦБ РФ и так далее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_84814_lyubie-vziskaniya-s-fizicheskih-lits-tolko-v-sudebnom-poryadke.html

Кредитные организации (банки) как участники налоговых правоотношений

Кредитная организация как участник банковских правоотношений

Кредитные организации (банки) как участники налоговых правоотношений

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г.

) кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, изложены в ст. 86 НК РФ, где указывается, что:

1) банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета;

2) банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Ответственность за неисполнение кредитными организациями возложенных налоговым законодательством на этих участников налоговых правоотношений публично-правовых обязанностей предусмотрена положениями гл. 18 НК РФ:

— нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

— нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ);

— неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ);

— неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ);

— непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка (ст. 135.1 НК РФ).

По поводу характера отношений, возникающих с участием банка, высказано мнение, которое является официальным, поскольку высказал его не кто-нибудь, а Конституционный Суд, причем в одном из своих решений.

Согласно этому мнению отношения налогоплательщика с банком при исполнении последним платежных поручений на списание налоговых платежей являются налоговыми правоотношениями.

Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых осуществляется исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечисление со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета являются бюджетными .

Такая трактовка правовой природы отношений, возникающих в процессе уплаты налога через банк, представляется ошибочной по следующим основаниям.

Во-первых, является необоснованным противопоставление бюджетных правоотношений налоговым правоотношениям.

Если тот или иной налог является доходным источником бюджета, то отношение, возникающее в процессе его уплаты, является бюджетным отношением (отношением по формированию доходной части бюджета).

В этом смысле налоговые отношения являются разновидностью бюджетных отношений, а само соотношение понятий «бюджетные отношения» и «налоговые отношения» есть соотношение общего с частным.

Следует также учитывать, что налог может выступить доходным источником и внебюджетного фонда. В этом случае налоговое отношение не является бюджетным. Не будет, естественно, бюджетным и отношение, возникающее между банком и государством по поводу перечисления суммы платежа во внебюджетный государственный денежный фонд.

Во-вторых, ошибочным является критерий, который использован для определения природы денежного отношения, — «зачисление денежных средств на бюджетные счета».

То обстоятельство, что банк, исполняя распоряжение клиента, зачисляет денежные средства на бюджетные счета, как и сам факт попадания денег в бюджет, не является основанием для признания отношения, возникающего между банком и государством, в качестве бюджетного.

Например, банк, выполняя распоряжение клиента, перечисляет в бюджет сумму административного штрафа, наложенного на данного клиента как административного правонарушителя. Правоотношение между самим плательщиком и государством будет не бюджетным (и даже не финансово-правовым), а административно-правовым.

Считать, что, несмотря на это, отношение между банком и государством является все-таки бюджетным (т.е. финансово-правовым), нет никаких оснований.

То же самое можно отметить и по поводу отношений, которые возникают, например, при оплате клиентом, выступающим в качестве покупателя, имущества у государства, выступающего в качестве продавца.

Основное отношение, возникающее между покупателем (плательщиком) и продавцом (государством), будет с экономической точки зрения товарно-денежным, а с правовой — гражданско-правовым (т.е. нефинансовым и, естественно, не бюджетным). Полагать при этих обстоятельствах, что отношение между банком и государством, возникающее в связи с оплатой покупателем имущества, приобретенного у этого государства, является все-таки бюджетным, значит игнорировать различие между двумя видами экономических отношений: товарно-денежными и финансовыми.

В-третьих, отношения между налогоплательщиком и банком Конституционный Суд расценивает в качестве налоговых. Между тем признаком финансовых отношений (а налоговые отношения — это разновидность финансовых отношений) выступает то, что они носят государственно-властный характер.

Выражается это в том, что обязательным субъектом данного отношения является государство, а само отношение построено по модели «власти и подчинения». В отношениях между налогоплательщиком и банком нет ни того, ни другого.

Ни банк, ни клиент не обладают по отношению друг к другу никакими государственно-властными полномочиями.

В-четвертых, с экономической точки зрения субъектами налоговых отношений, которые опосредуют движение денежных средств от плательщика налога к государству, являются налогоплательщик и государство.

Согласно рассматриваемой конструкции это правоотношение расчленяется на два самостоятельных правоотношения: первое — отношение между налогоплательщиком и банком, которое является налоговым; второе — отношение между банком и бюджетом, которое налоговым не является.

Признание налоговым правоотношением отношения между банком и налогоплательщиком приводит к исчезновению экономического налогового отношения между этим налогоплательщиком и самим государством, так как экономическое налоговое отношение не может существовать без опосредующего его правового отношения.

Но это означает исчезновение самого налога, поскольку с экономической точки зрения налог есть отношение, в рамках которого налогоплательщик обязан передать определенную сумму денежных средств именно государству.

К сказанному можно добавить, что в настоящее время уже никто не платит налог, принося мешок с деньгами в казначейские кладовые или вручая наличные мытарям и иным сборщикам налогов. Практически при любом способе уплаты налога (через налогового агента, путем самостоятельной уплаты, через сборщиков налогов и т.д.

) деньги до бюджета доходят путем безналичных перечислений. Из рассматриваемой конструкции вытекает, что налоговое отношение замыкается на банке. Но это означает, что налогов как экономической категории вообще не существует, так как налоговое отношение должно замкнуться на государстве как получателе суммы налогового платежа.

Таким образом, обозначенная Конституционным Судом конструкция не соответствует ни правовым, ни экономическим реалиям налогообложения.

На самом деле положение выглядит следующим образом.

Каким бы способом ни уплачивался налог, существует налоговое отношение, субъектами которого выступают налогоплательщик и государство как получатель суммы налогового платежа.

Это отношение является экономическим, и оно опосредует движение суммы налогового платежа от налогоплательщика к государству в соответствующий фонд государственных денежных средств (в бюджет или во внебюджетный фонд в соответствии с финансовым устройством государства).

В зависимости от того, какой фонд выступает получателем суммы налогового платежа (бюджет или внебюджетный фонд), данное отношение может быть бюджетным (отношением по формированию доходной части бюджета) или отношением по формированию доходной части внебюджетного фонда.

Экономическому налоговому отношению, которое всегда существует только в правовой форме, соответствует правовое отношение — материальное налоговое правоотношение, субъектами которого выступают государство (Российская Федерация) или его часть (субъект Федерации), с одной стороны, и налогоплательщик (субъект налога) — с другой.

Реализация данного отношения производится с участием банка, который осуществляет продвижение суммы налогового платежа от налогоплательщика до государства, что завершается зачислением данных денег в соответствующий государственный денежный фонд (в бюджет или во внебюджетный денежный фонд).

Отношение, опосредующее производство платежей через банк, в юридической литературе именуется «расчетное правоотношение».

Расчетным правоотношениям юридическая наука уделила много внимания, породив большое количество самых разнообразных точек зрения по поводу правовой природы как этих отношений, так и договора расчетного счета, обычно сопутствующего данным отношениям.

Тем не менее большинство авторов пришли к выводу, что расчетные правоотношения, хотя и выполняют вспомогательную функцию применительно к основному отношению, но тем не менее не являются акцессорным (дополнительным) обязательством, а обладают известной самостоятельностью.

При этом ни у кого не возникает сомнения, что данные отношения, как и договор расчетного счета, являются гражданско-правовыми. Правда, экономическая наука делила расчетные отношения на отношения по товарным и нетоварным операциям, включая в число последних и расчеты по налогам.

Но этим, собственно, все и ограничивалось.

То обстоятельство, что проводка суммы налогового платежа может осуществляться посредством гражданско-правового отношения, в принципе не представляет чего-то необычного.

Расчетные отношения как разновидность гражданско-правовых отношений могут обслуживать самые разнообразные виды денежных отношения, которые сами по себе могут и не быть гражданско-правовыми. Например, нет ничего удивительного в том, что заработная плата, которая представляет собой элемент трудового правоотношения, выплачивается работникам через банк.

То же самое имеет место при выплате пенсии. С другой стороны, не всякую деятельность, имеющую отношение к налогам, следует в обязательном порядке рассматривать как проявление налогового отношения.

Например, если работник бухгалтерии в соответствии со своими функциональными обязанностями занимается расчетом суммы налога, который надлежит уплатить той организации, где он работает, то это вовсе не свидетельствует, что между данным работником и организацией существует налоговое отношение, — это будет обычное трудовое правоотношение.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы уплатить налог с банковского счета, налогоплательщик должен сначала его иметь. А это можно сделать, только заключив договор банковского счета, чья гражданско-правовая природа не вызывает никакого сомнения.

В соответствии с договором банковского счета банк обязан выполнять распоряжения клиента о перечислении соответствующих сумм любым лицам, в том числе и государству. Таким образом, уплата налогового платежа посредством списания суммы налога с банковского счета вполне осуществима и в рамках гражданского правоотношения.

Отметим также, что банковский счет используется клиентом не только для уплаты налога. Основное назначение этого счета — обеспечение текущей производственно-хозяйственной деятельности владельца счета.

Однако государство не было бы государством, если бы дополнительно не позаботилось о своих фискальных интересах, подвергнув регулированию посредством налогового законодательства деятельность банков, связанную с безналичным перечислением сумм налогов, или вообще так или иначе связанную с налогообложением.

И в данном случае государство вполне можно понять: с ликвидацией системы бывшего Госбанка СССР и возникновением множества частных банков, значительное количество из которых ведут дела крайне непрофессионально и неаккуратно, а целый ряд — создан исключительно для криминальных целей, гарантированность проведения налоговых платежей до самого государства резко упала.

В итоге расчетное правоотношение, связанное с проведением суммы налогового платежа до соответствующего государственного денежного фонда, приобрело отчетливое налогово-правовое свойство.

Выразилось это, в первую очередь, в том, что само перечисление суммы налогового платежа путем списания этой суммы с банковского счета налогоплательщика и зачисления ее на бюджетные или иные счета государства трансформировалось из частноправовой обязанности банка перед клиентом в публично-правовую обязанность банка перед государством.

В итоге имеет место следующая система правоотношений:

— материальное налоговое правоотношение, субъектами которого являются налогоплательщик и государство и назначением которого выступает уплата налога. Данное отношение в рассматриваемой системе носит характер основного правоотношения;

— организационное налоговое правоотношение, субъектами которого выступают государство, банк и клиент банка, выступающий одновременно налогоплательщиком.

Назначение данного отношения — организация проведения суммы налогового платежа в порядке безналичного перечисления через банк, в котором налогоплательщик является владельцем счета, от этого налогоплательщика к государству.

Данное отношение в рассматриваемой системе носит характер налогового расчетного правоотношения и является вспомогательным применительно к основному, материальному, налоговому правоотношению.

Налоговые расчетные отношения отличаются от гражданско-правовых расчетных отношений прежде всего тем, что перечисление денег в рамках налогового отношения осуществляется банком в силу обязанности, возложенной на этот банк государством. Ответственность за неисполнение данной обязанности банк несет не перед клиентом, а перед государством.

Таким образом, государство, устанавливая порядок уплаты налогов через банк, определяет технологию продвижения суммы налогового платежа от налогоплательщика до соответствующего государственного денежного фонда путем безналичных перечислений с использованием банковской системы.

Гражданско-правовое отношение — отношение, которое возникает в связи с открытием банковского счета и субъектами, в качестве которых выступают клиент и банк.

Однако при поступлении от клиента платежного поручения на перечисление налога речь идет о реализации налогового расчетного правоотношения, где клиент выступает в качестве налогоплательщика. При этом сама уплата налога есть исполнение налогоплательщиком своей обязанности в качестве субъекта материального налогового отношения.

Перечисление суммы налога государству есть исполнение банком своей обязанности в качестве субъекта организационного налогового отношения. Обязанности и налогоплательщика, и банка носят публично-правовой характер.

Как правильно отмечается в литературе, в процессе перечисления суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд) банк «действует не как представитель налогоплательщика перед государством, а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение публичной обязанности по уплате налога» .

Поскольку публично-правовая обязанность налогоплательщика по уплате налога корреспондирует с публично-правовой обязанностью банка по перечислению суммы налога государству, то вручение налогоплательщиком банку поручения на перечисление налога означает исполнение этим налогоплательщиком своего налогового обязательства.

Иначе говоря, если банк в силу тех или иных причин не произведет перечисления денег государству и они не поступят в бюджет (внебюджетный фонд), то ответственность за это должен нести банк как субъект, не выполнивший своей обязанности перед государством, а не налогоплательщик.

Сказано это в связи с тем, что существовало мнение, согласно которому налогоплательщик считался выполнившим свое налоговое обязательство перед государством лишь тогда, когда деньги поступали на счета бюджета (внебюджетного фонда).

Если же деньги не поступали на эти счета по вине банка, то налогоплательщик считался ответственным за неисполнение налогового обязательства, должен был каким-то образом все-таки его исполнить, а возникшие при этом проблемы с банком мог решать в особом порядке.

Литература

1. Интегрированные маркетинговые коммуникации («Управление в кредитной организации», 2006, N 3)

2. На пути к отмене лицензирования факторинга («Управление в кредитной организации», 2006, N 3)

3. План реагирования в условиях кризиса ликвидности («Управление в кредитной организации», 2006, N 3)

4. Развитие корпоративного управления в банках («Управление в кредитной организации», 2006, N 3)

5. Прогнозирование прихода денежных средств на корсчет банка последним рейсом («Управление в кредитной организации», 2006, N 3)

6. Три составные части и три источника информационной безопасности в кредитных организациях. Часть 2 (Продолжение) («Управление в кредитной организации», 2006, N 3)

7. Новости банковского сообщества («Управление в кредитной организации», 2006, N 3)

8. Реструктуризация банковских учреждений в России на современном этапе: правовые аспекты («Юридическая работа в кредитной организации», 2006, N 2)

Источник: https://studbooks.net/1242844/bankovskoe_delo/kreditnye_organizatsii_banki_kak_uchastniki_nalogovyh_pravootnosheniy

Билет 1. Кредитные организации как субъекты правовых отношений в кредитно-финансовой сфере. Правовое регулирование банковской деятельности

Кредитная организация как участник банковских правоотношений

Билет 1. Кредитные организации как субъекты правовых отношений в кредитно-финансовой сфере. Правовое регулирование банковской деятельности.

Банковский сектор –важнейшая часть рыночной экономики. Развитие банковской системы — одно из приоритетных направлений экономики и социальной политики. Устойчивая банковская система способствует эффективному развитию экономики. Банкротство даже одного банка может нанести тяжелейший вред частым и общественным интересам.

В РФ 2-х уровневая банковская система

1. Банк России – главный банк страны, наделенный гос-ым монопольным правом эмиссии денежных знаков.

Кредитные организации (КО)

— Банки

— Небанковские КО

— Филиалы и представители иностранных банков

Цели и функции Центрального Банка (ЦБ) и Коммерческого Банка (КБ) различны

Основные цели Банка России:

1. Защита и обеспечение устойчивости рубля

2. Развитие и укрепление Банковской системы РФ

3. Обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы

Для реализации этих целей БР наделен необходимыми полномочиями. Получение прибыли не является целью деятельности БР.

ЦБ является органом денежно-кредитного регулирования экономики, определяет:

· Ставка рефинансирования

· Норматив обязательного резервирования для создания ФОР (Фонд Обязательных Резервов)

Рефинансирование – подкрепление ресурсной базы банка, один из механизмов поддержания текущей ликвидности банка. Ставка рефинансирования используется ЦБ при кредитовании КБ.

Механизм регулирования.

1. Повышение ставки: Удорожание кредитов -> Ужесточение Денежно-кредитной политики, сдерживание инфляции

2. Снижение ставки: Способствует увеличению ресурсов КБ и увеличению денег в экономике

Каждый КБ обязан отчислять определенный процент от привлеченных средств физических и юридических лиц в фонд обязательных резервов (ФОР). Средства ФОР хранятся в ЦБ на отдельном счете.

Механизм регулирования

1. Увеличение Норматива: Ограниченность денежной массы в обращении т.к. меньше свободных средств остается у КБ.

2. Снижение Норматива: Увлечение денежной массы в обращении т.к. у КБ остается больше свободных денежных средств, которые он может использовать для кредитования и инвестиций.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для получения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии). ЦБ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом «О банках и банковской деятельности». КО образуется на основе любой собственности как хозяйствующее общество. (АО, OOO, ЗАО).

Признаки КО:

1. Коммерческое юридическое лицо.

2. БО осуществляются на основе закона (в зависимости от объема и сочетания выполненных БО выделяют следующие виды КО: Банк, Небанковские КО(НКО)).

3. КО действует на основании лицензии (выдает ЦБ)

Банк – это КО имеющее исключительное право на осуществление в совокупности следующие БО:

· Привлечение во вклады денежных средств физ. и юр. лиц.

· Размещение указанных средств от своего имени за свой счет на условиях: возвратности, платности, срочности.

· Открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. Лиц

Билет 2.Банковские операции и сделки кредитных организаций.

Банковские операции.

1.Привлечение денежных средств юр. и физ. лиц во вклады на срок и до востребования.

2.Размещение указаний привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

3.Открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. лиц, банк принимает и зачисляет денежные сре-ва поступающие на счет клиента, выполняет распоряжение о выдачи денег со счета и проведений других операций.

4.Осуществление расчетов по поручению юр. и физ. лиц, в том числе банков-корреспондентовпо их банковским счетам.

5.Инкассация денежных сред-в., векселей, платежей, расчётных документов и кассовое обслуживание юр. и физ. лиц.

Билет 21

Билет 43. понятия и формы реорганизации кредитной организации

Дальнейшее развитие российских банков во многом зависит от использования современных финансовых механизмов по реорганизации банков с целью усиления конкурентоспособности, увеличения рыночной стоимости и масштабов деятельности.

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме:

— слияния

— присоединения

— разделения

— выделения

— преобразования

Слияние юридических лиц — процесс, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

В банковском секторе слияние — это объединение деятельности двух или нескольких банков с целью создания нового банка, при этом остальные перестают существовать.

Присоединениеюридического лица к другому юридическому лицу означает переход прав и обязанностей первого к этому другому юридическому лицу.

В банковском секторе это означает, что в результате поглощающий банк остается юридическим лицом, а присоединяемый банк ликвидируется как юридическое лицо, при этом аннулируется его банковская лицензия.

Присоединение осуществляется к более крупным, устойчивым банкам. В результате осуществляются централизация капитала, увеличение активов на сумму активов поглощаемого банка.

Разделение кредитной организации — это появление нескольких кредитных организаций на базе первой, выступает противоположной формой присоединения.

Такая реорганизация осуществляется достаточно редко, в результате чего появляется несколько самостоятельных юридических лиц, обладающих определенной долей капитала. При разделении кредитной организации ее права и обязанности переходят к вновь создаваемым кредитным организациям в соответствии с разделительным балансом.

В середине XX в. появилось новое направление в развитии банков — выделение из структуры банка определенных отделов (лизинговых, факторинговых, трастовых). Они становятся юридически самостоятельным кредитным институтом, но, как правило, остаются тесно связанными с банком и входят в банковский холдинг.

Выделение кредитной организации — это создание одной или нескольких кредитных организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой кредитной организации в соответствии с разделительным балансом без прекращения деятельности последней.

Преобразование — это форма реорганизации банков, представляющая изменение организационно-правовой формы банка (например: банк в форме ООО может преобразоваться в акционерный банк).

При преобразовании кредитной организации к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации в соответствии с передаточным актом.

Общие положения:

При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осуществление банковских операций.

Банк России принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, представляются в территориальное учреждение Банка России в течение одного месяца со дня принятия решения о реорганизации кредитной организации (если иное не установлено нормативными актами Банка России).

Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации направляется в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения.

Банк России размещает данное уведомление на своем официальном сайте и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации, которым в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что кредитная организация находится в процессе реорганизации.

Билет 1. Кредитные организации как субъекты правовых отношений в кредитно-финансовой сфере. Правовое регулирование банковской деятельности.

Банковский сектор –важнейшая часть рыночной экономики. Развитие банковской системы — одно из приоритетных направлений экономики и социальной политики. Устойчивая банковская система способствует эффективному развитию экономики. Банкротство даже одного банка может нанести тяжелейший вред частым и общественным интересам.



Источник: https://infopedia.su/14x13d93.html

Studio-pravo
Добавить комментарий