Контроль. Понятие и виды, субъекты контроля.: Контроль — это систематическое наблюдение за деятельностью субъектов

3. Понятие и виды контроля

Контроль. Понятие и виды, субъекты контроля.: Контроль - это систематическое наблюдение за деятельностью субъектов

Контроль– процесс определения, оценки и информацииоб отклонениях действительных значенийот заданных или их совпадении и результатаханализа. Контролировать можно цели, ходвыполнения плана, прогнозы, развитиепроцесса.

Предметом контроляможет быть не только исполнительскаядеятельность, но и работа менеджера.Контрольная информация используетсяв процессе регулирования. Таким образом,говорят о целесообразности объединенияпланирования и контроля в единую системууправления (Controlling): планирование,контроль, отчетность, менеджмент(рис. 1.).

Контрольосуществляется лицами, прямо или косвеннозависящими от процесса. Проверка(ревизия) – контроль лицами, независящимиот процесса.

Контроль можнотакже классифицировать:

– по принадлежностик предприятию субъекта контроля(внутренний, внешний); – по основаниюдля обязанности (добровольный, по уставу,договорной, по закону);

– по объектуконтроля (за объектом, за решениями, зарезультатами);

— по регулярности(регулярный, нерегулярный, специальный).

Существует3 вида контроля: предварительный, текущийи заключительный. По форме осуществлениявсе эти виды контроля схожи, так какимеют одну и ту же цель: способствоватьтому, чтобы фактически получаемыерезультаты были как можно ближе ктребуемым. Различаются они тольковременем осуществления.1

Предварительныйконтроль обычно реализуется в формеопределенной политики, процедур иправил. Прежде всего, он применяется поотношению к трудовым, материальным ифинансовым ресурсам.

  1. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется в трех областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

  2. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

  3. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время

Текущий изаключительный контроль основываетсяна обратных связях. Управляющие системыв организациях имеют разомкнутуюобратную связь, так как руководящийработник, являющийся по отношению ксистеме внешним элементом, можетвмешиваться в ее работу, изменяя и целисистемы, и характер ее работы.

4. Процесс контроля и его этапы

Контроль являетсяэффективным, если он имеет стратегическийхарактер, нацелен на достижение конкретныхрезультатов, своевременен, гибок, прости экономичен. Контроль – это непрерывныйпроцесс, совпадающий в своем развитиис производственным циклом.

Характеристикиэффективного контроля:

1. Стратегическаянаправленность контроля, т.е. отражениеобщих приоритетов организации иподдержание их.

2. Ориентация нарезультаты. Конечная цель контролясостоит не в том, чтобы собрать информацию,установить стандарты и выявить проблемы,а в том, чтобы решить задачи, стоящиеперед организацией. В итоге контрольможно назвать эффективным только тогда,когда организация фактически достигаетжелаемых целей и в состоянии сформулироватьновые цели, которые обеспечивают еевыживание в будущем.

3. Соответствиеделу. Для того чтобы быть эффективнымконтроль должен соответствоватьконтролируемому виду деятельности. Ондолжен объективно измерять и оцениватьто, что действительно важно.

4.

Своевременностьконтроля заключается не в исключительновысокой скорости или частоте егопроведения, а во временном интервалемежду проведением измерений или который адекватно соответствуетконтролируемому явлению.

Значениенаиболее подходящего временногоинтервала такого рода определяется сучетом временных рамок основного плана,скорости изменений и затрат на проведениеизмерений и распространение полученныхрезультатов.

5. Гибкость контроля.Контроль, как и планы, должен бытьдостаточно гибким и приспосабливатьсяк происходящим изменениям.

6. Простота контроля.Наиболее эффективный контроль – этопростейший контроль с точки зрения техцелей, для которых он предназначен.Простейшие методы контроля требуютменьших усилий и более экономичны.Избыточная сложность ведет к беспорядку.Для того чтобы быть эффективным, контрольдолжен соответствовать потребностями возможностям людей, взаимодействующихс системой контроля и реализующих ее.

7. Экономичностьконтроля. Любой контроль, который стоитбольше, чем он дает для достижения целей,не улучшает контроля над ситуацией, анаправляет работу по ложному пути, чтоявляется еще одним синонимом потериконтроля.

8. К контролюнеобходимо привлекать весь персонал,ибо лучший контроль – это самоконтроль.Для того чтобы повысить надежностьконтроля, необходимо расширять границыполномочий персонала.

Когда организацииосуществляют свой бизнес на зарубежныхрынках, функция контроля приобретаетдополнительную степень сложности.

Контроль намеждународном масштабе является особеннотрудным делом из-за большого числаразличных областей деятельности икоммуникационных барьеров.

Результативностьконтроля можно улучшить, если периодическипроводить встречи ответственныхруководителей в штаб-квартире организациии за границей.

Особенно важно не возлагатьна иностранных управляющих ответственностьза решение тех проблем, которые от нихне зависят.

В процессе контроляесть три четко различимых этапа: выработкастандартов и критериев, сопоставлениес ними реальных результатов и принятиенеобходимых корректирующих действий.На каждом этапе реализуется комплексразличных мер.

Первый этап процессаконтроля – это установка стандартов,т.е. конкретных, поддающихся измерениюцелей, имеющих временные границы. Дляуправления необходимы стандарты в формепоказателей результативности объектауправления для всех его ключевыхобластей, которые определяются припланировании.

На втором этапесравнения показателей функционированияс заданными стандартами определяетсямасштаб допустимых отклонений.

Всоответствии с принципом исключения,только существенные отклонения отзаданных стандартов должны вызыватьсрабатывание системы контроля, иначеона станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап – измерение результатов– является обычно самым хлопотным идорогостоящим. Сравнивая измеренныерезультаты с заданными стандартами,менеджер получает возможность определить,какие действия необходимо предпринимать.

Такими действиямимогут быть изменения некоторых внутреннихпеременных системы, изменение стандартовили невмешательство в работу системы.Люди являются неотъемлемым элементомконтроля, как, впрочем, и всех другихстадий управления. Поэтому при разработкепроцедуры контроля менеджер долженпринимать во внимание поведение людей.

К сожалению, хотя большинство менеджеровхорошо знают о том, что процесс контроляможет быть использован для оказанияположительного воздействия на поведениесотрудников, некоторые забывают овозможностях контроля вызыватьнепреднамеренные срывы в поведениилюдей.

Эти негативные явления частоявляются побочными результатаминаглядности действия системы контроля.Контроль часто оказывает сильное влияниена поведение системы. Неудачноспроектированные системы контролямогут сделать поведение работниковориентированным на них, т.е.

люди будутстремиться к удовлетворению требованийконтроля, а не к достижению поставленныхцелей. Такие воздействия могут такжепривести к выдаче неверной информации.

Проблем, возникающих вследствиевоздействия системы контроля, можноизбежать, задавая осмысленные приемлемыестандарты контроля, устанавливаядвустороннюю связь, задавая напряженные,но достижимые стандарты контроля,избегая излишнего контроля, а такжевознаграждая за достижение заданныхстандартов контроля.

Источник: https://studfile.net/preview/1474167/page:3/

21.4. Государственный контроль: понятие и виды.. Административное право. Читать онлайн

Контроль. Понятие и виды, субъекты контроля.: Контроль - это систематическое наблюдение за деятельностью субъектов

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;

5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.

Контрольные полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

3) имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;

4) имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;

5) назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

6) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;

7) осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;

2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).

Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.

Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:

• при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;

• утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

• решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

• отрешении Президента РФ от должности;

• назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

• назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

• назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:

• при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• решении вопроса о доверии Правительству РФ;

• назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

• назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

• объявлении амнистии;

• выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

• выражении недоверия Правительству РФ. Задачи Счетной палаты РФ:

1) организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

5) анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

• специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:

• при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

• рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

• рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

• проверке законности нормативных правовых актов;

• рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;

• рассмотрении уголовных дел;

• рассмотрении жалоб юридических лиц.

21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);

2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;

3) широко применяются меры общественного воздействия;

4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;

5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба (административная и судебная).

Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд) или в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

2) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

Решение суда по жалобе: установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.

Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу:

• подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;

• подается в письменной форме;

• подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный срок;

• направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;

• рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;

• поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;

• рассматривается в установленном процедурном порядке.

  • 148
  • 149
  • 150
  • 151
  • 152
  • 153
  • 154
  • 155
  • 156
  • 157
  • 158
  • 159
  • 160

Источник: https://bzbook.ru/Administrativnoe-pravo-1.156.html

Контроль: понятие, виды контроля

Контроль. Понятие и виды, субъекты контроля.: Контроль - это систематическое наблюдение за деятельностью субъектов

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Контроль

1.1 Понятие

1.2 Цели контроля

2. Внутренний контроль

2.1 Классификация внутреннего контроля

2.2 Виды контроля

3. Процесс контроля

4. Действия

5. Основные характеристики эффективного контроля

Список использованных источников и литературы

f1. Контроль

1.1 Понятие

Управленческий контроль — это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация.

Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм.

Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.

Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений

фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.

Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль? Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно.

Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ.

Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации

Выделяют внешний и внутренний контроль.

Внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе, внешний — в разных системах.

Внешний контроль производится администрацией (например, вышестоящим руководством — президентом компании, вице-президентом и т.д.) или специальными сотрудниками — контролерами (например, органами власти, налоговой инспекцией, банком, техническими инспекциями, санитарными и природоохранными организациями и т.п.

на основе действующих законов и постановлений соответствующих органов власти). Необходимость и полезность внешнего контроля основываются на том, что, во-первых, люди лучше работают, если знают, что за ними наблюдают. Во-вторых, по итогам внешнего контроля производится оценка сотрудников и связанные с ней поощрения и наказания.

В-третьих, внешний контроль означает, что данной сфере деятельности руководство придает особое значение, и поэтому надо проявить больше усердия в труде не в последнюю очередь для того, чтобы обратить на себя внимание начальства.

В-четвертых, внешний контроль позволяет оценить деятельность структурного подразделения не с позиций его сотрудников, а с точки зрения достижения целей организации в целом, решения ее стратегических задач.

Внутренний контроль организации обеспечивается её же силами, его выполняют сами исполнители: они следят за своей работой и её результатами, вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

1.2 Цели контроля

1. Обеспечение надежной информацией для успешного руководства предприятием и принятием эффективных управленческих решений.

Например, при появлении фактов уменьшения спроса на производимую продукцию необходимо своевременно обеспечить руководство информацией о причинах падения спроса для принятия управленческих решений о способах учета пожеланий покупателей и координации деятельности в целях снижения расходов.

2. Обеспечение сохранности активов, документов и регистров предприятия.

Материальные активы предприятия должны быть защищены надежной системой контроля в целях предупреждения их хищения, использования в неподобающих целях или случайного уничтожения.

Серьёзной защиты и контроля требуют и неосязаемые активы (дебиторская задолженность), важные документы (договора и контракты) и регистры бухгалтерского учета ( книга и журналы).

В связи с развитием компьютерных систем требуют должных мер к обеспечению сохранности объемы информации, хранящиеся на компьютерных носителях.

3. Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности в целях избежания непроизвольных затрат во всех областях хозяйственной деятельности, а также для предотвращения неэффективного использования всех прочих ресурсов.

4. Обеспечение соответствия предписанным учетным принципам. Система внутреннего контроля должна обеспечить необходимую степень уверенности в том, что должностные лица и работники предприятия следуют требованиям и правилам, закрепленным внутренними документами предприятия:

— положениями об отделе, службе, иных подразделениях предприятия;

— должностными инструкциями руководителей, менеджеров и специалистов предприятия;

— приказом об учетной политике предприятия;

— приказами и распоряжениями генерального директора (директора), иных руководителей.

5. Обеспечение выполнения требований федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и местных органов власти при осуществлении финансово-хозяйственных операций.

Для большей наглядности классификация внутреннего контроля, представлена в табл.1.

f2. Внутренний контроль

2.1 Классификация внутреннего контроля

Таблица 1. Классификация внутреннего контроля.

Признак классификацииЭлементы класса внутреннего контроля
Форма контроля2.Административный контроль..
Время осуществления контрольных действий.3. Заключительный контроль.
Область контроля (т.е. кого (или что) контролируем).3. Финансовые ресурсы.
Источники данных контроля.3. Автоматизированный контроль.
Характер контрольных мероприятий.2. Внеплановый контроль.
Полнота охвата объекта контроля.2. Не сплошной контроль.
Методические приёмы контроля.1. Общенаучные методические приёмы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.).2. Собственные эмпирические методические приёмы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счёта, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.).3. Специфические приёмы смежных экономических наук (приёмы экономического анализа, экономическо-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики.

Итак, разберем некоторые элементы представленной выше таблицы.

Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый(как основа общего управленческого контроля) и административный.

Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний.

На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов.

Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, илитактическим) в отличие от общего, стратегического контроля.

Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием.

Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания децентрализации в управлении фирмой в целом.

2.2 Виды контроля

По времени осуществления контрольных действий выделяют предварительный, текущий и заключительный контроль.

Предварительный контроль.Цель: предупреждение нарушений не целесообразности, необычности действий и решений Контроль напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой.

Некоторые наиболее важные виды контроля данной организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

Текущий контроль.Цель: выявить и своевременно просечь нарушения и отклонения. Основывается на обратной связи как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника.

Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций

Заключительный контроль. Цель: Установить результативность, законченность, экономичность, целесообразность. Скрыть упущения и недостатки.

При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистично были составлены им планы.

f3. Процесс контроля

контроль отчетность управленческий политика

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

1.Установление стандартов. Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования.

Стандарты— это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается изменению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

2.Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям.

При этом он или она принимают и еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой, второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий.

Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

f4. Действия

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Ничего не предпринимать.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. К счастью, дела не всегда идут плохо.

Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям.

Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя циклы контроля.

Устранить отклонения.

Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину.

Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным.

Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

Пересмотр стандартов.

Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

f5. Основные характеристики эффективного контроля

1. Стратегическая направленность контроля, означающая, что контроль должен служить достижению целей организации, отражать и поддерживать ее общие приоритеты. Деятельность во второстепенных областях, не имеющих стратегического значения, не должна измеряться слишком часто, если отклонения в них не стали слишком большими.

2. Ориентация на результаты означает, что конечная цель контроля заключается в решении задач, стоящих перед организацией, а не в сборе информации и установлении стандартов. Поэтому информация об отклонениях от намеченной цели должна сообщаться субъекту управления и использоваться им для проведения необходимых корректирующих действий.

3. Соответствие делу, то есть контролируемому виду деятельности. Контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно для деятельности организации и достижения ее целей.

4. Своевременность контроля заключается не в частоте и высокой скорости контроля, а во временном интервале между проведением измерений функционирования тех или иных составляющих деятельности организации. Одни из них необходимо контролировать чаще, например, еженедельно, другие — раз в квартал.

5. Гибкость контроля означает его способность приспосабливаться к происходящим изменениям во внутренней и внешней средах организации.

6. Простота контроля заключается в том, что он должен быть наименее сложным с точки зрения тех целей, для которых он предназначен, и требовать наименьших усилий для проведения, разумеется не за счет снижения его качества.

7. Экономичность контроля предполагает, что суммарные затраты на систему контроля не должны превышать выгоды от его проведения. В противном случае лучше от него отказаться или провести менее тщательный контроль.

fСписок использованных источников и литературы

1. Басовский, Л.Е. Менеджмент. Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 216 с.

2. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Дело, 1993 — 702 с.

3. Черняк, Э.В. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие / Э.В. Черняк. — Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. — 90 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/management/00296471_0.html

Предмет, объекты и субъекты контроля

Контроль. Понятие и виды, субъекты контроля.: Контроль - это систематическое наблюдение за деятельностью субъектов

Текстуры в OpenGL.

Мипмэппинг.

Для каждой текстуры заранее создается несколько ее копий уменьшенного размера (1/2,1/4 и т.д.), а далее при текстурировании используется либо сама текстура, либо подходящая уменьшенная копия.

Памяти при этом расходуется на 25-33% больше, чем без мипмэппинга, но зато увеличивается качество изображения.

Как создать уменьшенную копию текстуры? Опишем три метода, расположив их в порядке уменьшения скорости и увеличения качества изображения.

Создатели библиотек не могли обойти такой способ придания реалистичности изображениям, как наложение текстур. Не стала исключением и библиотека OpenGL. Чтобы создать привлекательное изображение с помощью текстуры необходимо сделать следующее:

1. Необходимо получить некоторую заготовку, которую можно будет использовать в качестве текстуры.

2. Необходимо определить текстуру – создать ее образ в памяти.

3. Задать необходимые параметры текстуры, и ее взаимодействия с объектом, на который она будет накладываться.

OpenGL представляет собой графическую библиотеку, работающую под многими операционными системами, каждая из которых поддерживает свой внутренний формат графических образов.

Поэтому разработчики OpenGL создали свой внутренний формат и для того, чтобы воспроизвести какое либо растровое изображение с помощью OpenGL, необходимо, прежде всего, преобразовать формат поступающего образа во внутренний формат OpenGL.

Когда у нас получена текстура в формате OpenGL, необходимо установить параметры текстуры и ее взаимодействия с объектом.

OpenGL поддерживает ряд возможностей по преобразованию текстур, например текстуру, представляющую собой фрагмент кирпичной кладки можно размножить по поверхности объекта и получить кирпичную стену. Текстуры можно накладывать на объекты любой формы – плоскость, цилиндр, конус, тор, чайник и т.д.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами.

Предметом контроля могут быть состояние и поведение объекта управления и контроля, деятельность организа­ций и органов управления в целом, а также деятельность организа­ций в отдельных сферах или по отдельным операциям.

На контроль как функцию управления социально-экономи­ческой системой, накладывается:

1) беспрерывное наблюдение за процессами производства, распределения, обмена и потребления общественно продукта

2) проверка этих процессов и установле­ние причин нарушения законности финансово-хозяйственных операций.

На стадии производства предметом экономического конт­роля являются все моменты труда как целесообразной деятельно­сти человека: собственно труд, предметы труда и средства труда, изучаемые с точки зрения соблюдения правильности примене­ния утвержденных в установленном порядке нормативов.

На стадии распределения, характеризующейся использова­нием общественного продукта на удовлетворение различных по­требностей общества, экономический контроль охватывает как возмещение потребленных средств производства, так и распределение, и перераспределение вновь созданного продукта.

На стадии обмена, представляющего собой обращение това­ров в условиях наличия товарно-денежных отношений, предме­том экономического контроля являются операции по сбыту и за­готовкам, расчетам, договорным отношениям.

На стадии потребления, подконтрольным является преиму­щественно производственное потребление, связанное с возобнов­лением и расширением производственных фондов. Личное по­требление входит в предмет экономического контроля в той мере, в какой оно характеризует отставание от заданных темпов удов­летворения материальных и культурных потребностей населения.

На всех стадиях воспроизводственного процесса в предмет экономического контроля входит выявление соответствия фак­тического состояния экономического производства установлен­ному порядку его организации и регулирования, охватывающего всех участников экономического кругооборота, включая государ­ственное управление (юридических и физических лиц по граж­данскому законодательству).

Таким образом, предметом экономического контроля явля­ется отслеживание и выявление соответствия фактического со­стояния экономического производства установленному порядку его организации и государственного регулирования.

В качестве объектов экономического контроля выступают юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием различных ресурсов.

При этом контролю подвергаются отдельные хозяйственные средства и процессы, со­вокупность которых характеризует производственную и хозяй­ственно-финансовую деятельность организаций, а также отдель­ных должностных лиц за определенный период.

В системе управления экономикой объектами контроля являются:

— экономическая система в целом,

— от­дельные отрасли экономики,

— регионы,

— министерства,

— объединения и предприятия.

Под субъектом контроля следует понимать носителя практической деятельности по осуществлению контроля. Субъекты контроля также многочисленны и разнообразны, как и объекты контроля. Это те органы, организации, подразделения ор­ганизаций и лица, которые осуществляют функции контроля. Субъ­ектами контроля являются:

— государство в лице специальных кон­трольных органов (например, Счётная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, КРУ Минфина РФ и его ор­ганы в субъектах РФ, органы МНС РФ и т.д.);

— негосударственные организации (например, аудиторские фирмы);

— специальные подразделения и органы экономических субъектов (например, службы внутреннего аудита, бухгалтерские службы, ре­визионные комиссии и т.д.);

— отдельные высококвалифицированные специалисты и лица (например, индивидуальные аудиторы, ревизоры и т.д.), права, обязанности и ответственность которых строго регламентированы нормативными правовыми актами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_25744_predmet-ob-ekti-i-sub-ekti-kontrolya.html

Государственный контроль: понятие и виды

Контроль. Понятие и виды, субъекты контроля.: Контроль - это систематическое наблюдение за деятельностью субъектов

Государ­ственный контроль — деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномо­ченных субъектов по наблюдению за функционированием подконт­рольного объекта с целью установления его отклонений от задан­ных параметров.

Сущность государственного контроля:

1) деятельность специально уполномоченных органов и долж­ностных лиц в пределах установленной компетенции;

2) наблюдение за функционированием подконтрольного объек­та, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта как с точки зрения законности, так и целесообразности;

5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недо­пущению вредных последствий;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7) применение мер ответственности (дисциплинарной и мате­риально-правовой);

8) организация наиболее рационального (эффективного) режи­ма функционирования подконтрольного объекта.

Виды государственного контроля:

1) В зависимости от объема и содержания:

а) общий контроль (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта);

б) специальный контроль (осуществляется по какому-либо кон­кретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу — финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

2) В зависимости от направленности и организационно-право­вых форм:

а) внешний контроль (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу);

б) внутренний контроль (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

3) В зависимости от стадий осуществления контрольной дея­тельности:

а) предварительный контроль;

б) текущий контроль;

в) последующий контроль.

4) В зависимости от временного режима контрольной деятель­ности:

а) постоянный (систематический);

б) временный (периодический).

5) В зависимости от субъекта контрольной деятельности:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов представительной (законодательной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти.

Контроль Президента РФ может быть: 1) непосредственным; 2) опосредованным. Контрольные полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

3) имеет право приостанавливать постановления и распоряже­ния Правительства РФ;

4) имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным договорам РФ;

5) назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

6) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными силами РФ;

7) осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский контроль осуществляют:

• Администрация Президента РФ;

• Главное контрольное управление Президента РФ;

• Главное государственно-правовое управление Президента РФ;

• Полномочные представители Президента в федеральных ок­ругах.

Полномочный представитель Президента в федеральном ок­руге — должностное лицо, представляющее Президента РФ в пре­делах соответствующего федерального округа, вправе:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необхо­димые материалы от самостоятельных подразделений Админист­рации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;

2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппара­та для участия в работе (п. 7. Указа Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).

Перечень федеральных округов:

— Центральный федеральный округ;

— Северо-Западный федеральный округ;

— Южный федеральный округ;

— Приволжский федеральный округ;

— Уральский федеральный округ;

— Сибирский федеральный округ;

— Дальневосточный федеральный округ.

Органы представительной власти, осуществляющие конт­роль в сфере государственного управления:

• Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

• Счетная палата РФ;

• Органы представительной (законодательной) власти субъек­тов РФ.

Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются при:

— утверждении указа Президента РФ о введении военного по­ложения;

— утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычай­ного положения;

— решении вопроса о возможности использования Вооружен­ных Сил РФ за пределами территории РФ;

— отрешении Президента РФ от должности;

— назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

— назначении на должность и освобождение от должности Ге­нерального прокурора РФ;

— назначении на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Контрольные полномочия Государственной Думы Федерально­го Собрания РФ реализуются при:

даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решении вопроса о доверии Правительству РФ;

назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

объявлении амнистии;

выдвижении обвинения против Президента РФ для отреше­ния его от должности;

выражении недоверия Правительству РФ.

Задачи Счетной палаты РФ:

1) организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюд­жета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собствен­ности;

3) оценка обоснованности доходных расходных статей проек­тов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государствен­ной власти;

5) анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка пред­ложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государ­ственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.

В зависимости от объема и содержания органы исполнитель­ной власти осуществляют следующие виды контроля:

1) общий контроль;

2) межотраслевой (надведомственный) контроль;

3) отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Характеристика общего контроля органов исполнительной власти:

— контроль за исполнением и соблюдением Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

— консолидация, объединение подведомственных (подконт­рольных) органов по направлениям деятельности;

— заслушивание докладов и отчетов полномочных представи­телей подконтрольных органов о результатах и состоянии их дея­тельности;

Органы исполнительной власти, осуществляющие общий конт­роль:

• Правительство РФ;

• Правительства республик в составе РФ;

• Администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Характеристика межотраслевого контроля органов исполни­тельной власти:

— контроль осуществляется в целях обеспечения единообраз­ного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления;

— осуществляется органами исполнительной власти надведомственной компетенции;

— между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляю­щие межотраслевой контроль:

• Министерство внутренних дел РФ;

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

• Министерство РФ по антимонопольной политике и поддерж­ке предпринимательства;

• Министерство РФ по налогам и сборам;

• Министерство имущественных отношений;

• Министерство природных ресурсов;

• Министерство промышленности, науки и технологии РФ;

• Министерство труда и социального развития РФ;

• Министерство транспорта РФ;

• Министерство финансов РФ;

• Министерство экономического развития и торговли РФ;

• Министерство юстиции РФ;

• Государственный комитет по стандартизации и метрологии;

• Государственный таможенный комитет РФ;

• Федеральная служба безопасности РФ;

• Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банк­ротству и др.

Характеристика отраслевого контроля органов исполнитель­ной власти:

— осуществляется как органами отраслевой, так и органами исполнительной власти межотраслевой компетенции;

— проверка осуществляется по определенным вопросам внут­риведомственного характера;

— между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристи­ка.

Государственный надзор — функция специальных государ­ственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомствен­ным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора:

1) административный надзор;

2) прокурорский надзор.

Административный надзор — вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единооб­разным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель — обеспечение правопорядка и общественной безопас­ности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует органи­зационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной вла­сти, местного самоуправления, учреждений, организаций, пред­приятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публика­ций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

— специальные федеральные надзоры (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности);

— другие федеральные органы исполнительной власти, наде­ленные надзорными полномочиями (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства и др. органы);

— государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасно­сти дорожного движения МВД РФ, Государственный пожарный над­зор МЧС РФ, Российская транспортная инспекция Минтранса РФ и др.; инспекции, наделенные полномочиями ведомственного характера: Хлебная инспекция Минсельхоза РФ и др.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

— получение информации;

— применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения;

— привлечение к административной ответственности;

— регистрация и учет;

— выдача разрешении (лицензии);

— нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффек­тность деятельности; объект надзора — только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор по методам осуществления, если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления — деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции РФ и законов, а также соответствием зако-нам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и долж­ностными лицами, органами управления и руководителями ком­мерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией органов и учрежде­ний, исполняющих наказание и применяющих назначаемой судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоре­чащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, кото­рый издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момен­та поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подле­жит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовно­го дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии све­дений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объяв­ляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

6. Судебный контроль за законностью в сфере государ­ственного управления — деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов испол­нительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты судебного контроля:

• федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражный Суд субъектов РФ);

• суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осу­ществляется при:

— рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

— рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

— рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

— проверке законности нормативных правовых актов;

— рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;

— рассмотрении уголовных дел;

— рассмотрении жалоб юридических лиц.

7.

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления — одна из форм отправления демократии, состоящая в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдение за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);

2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;

3) широко применяются меры общественного воздействия;

4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;

5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля:

1) граждане (физические лица);

2) общественные объединения;

3) политические партии;

4) профессиональные союзы;

5) трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности — жалоба. Виды жалоб: 1) административная; 2)судебная.

Права граждан на обжалование:

1) общее право на обжалование (подача административной или судебной жалобы);

2) специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых:

— нарушены права и свободы граждан;

— созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод;

— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Порядок подачи жалобы:

1) последовательный порядок (в начале жалоба подается в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения — в суд);

2) альтернативный порядок (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

2) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объеди­нения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если граждани­ном не был получен на нее письменный ответ (законом по отдель­ным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

Решение суда по жалобе:

— установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требо­вания гражданина, отменяет примененные к нему меры ответствен­ности либо иным путем его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удов­летворении жалобы.

Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в закон­ную силу, обязательную для всех государственных органов, орга­нов местного самоуправления, учреждении, предприятий и их объединении, общественных объединений, должностных лиц, го­сударственных служащих и граждан, и подлежит исполнению на всей территории РФ.

Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, го­сударственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жа­лоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу:

— подается лицом, в отношении которого вынесено постанов­ление о положении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;

— подается в письменной форме;

— подается в орган (должностному лицу), вынесшему поста­новление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать в трехднев­ный срок;

— направляется субъекту, полномочному рассматривать жало­бу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;

— рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;

— поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение от­дельных административных взысканий;

— рассматривается в установленном процедурном порядке.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x7305.html

Studio-pravo
Добавить комментарий