Конституция РФ и банковское законодательство: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием

Конституция России незаконна? Развенчиваем популярный миф

Конституция РФ и банковское законодательство:  Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием

В интернете можно найти множество публикаций, которые ставят под сомнение действительность современной российской Конституции.

Публикации имеют говорящие названия: «Конституция РФ незаконна, а Конституция СССР закон», «Незаконно принята новая конституция РФ», «Вы должны признавать конституцию РФ и не важно, что она незаконна!» Даже некоторые политические деятели открыто выражают подозрения относительно юридической силы основного закона страны. Например, бывший председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатов так высказался по этому вопросу в одном из своих интервью:

«Я с самого начала считал, что это незаконная Конституция. Её как составляли? Ещё не похоронили жертвы, руководителей парламента бросили в тюрьму и на тебе — Конституцию. А потом бюллетени сожгли. Непонятно даже, принята она была на референдуме или нет.

Даже Ельцин говорил, что это временная Конституция, а потом стали говорить, что нет ничего святее, чем эта Конституция. Конституция, принятая в условиях трагедии, навязанной сверху гражданской войны, не может дать счастье и процветание народу.

Поэтому надо не просто вносить какие-то положения, а спокойно и рассудительно создать большую авторитетную комиссию и под руководством президента разработать нормальную Конституцию».

На чем же основывается мнение о незаконности Конституции? Почему в настоящее время в обществе все еще подвергается сомнению действительность основного закона? Обратимся к истории вопроса и его правовой оценке.

Современная Конституция разрабатывалась и принималась в неспокойное время. Союзные республики одна за другой провозглашали независимость от союзного центра. В так называемом «параде суверенитетов» РСФСР не стала исключением.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Декларация объявлялась основой для разработки новой Конституции.

Так стартовал процесс создания и обсуждения нового основного закона страны.

16 июня 1990 года из числа депутатов Съезда была сформирована Конституционная комиссия, в ходе работы которой обсуждались положения новой Конституции. Параллельно велась работах в других экспертных группах, представивших свои проекты Конституции: проект депутатов-коммунистов, проект рабочей группы под руководством С.М. Шахрая, президентский проект, проект Конституционного совещания.

В силу сложностей политического процесса конституционная реформа двигалась в сторону внесения многочисленных поправок в действовавшую тогда Конституцию РСФСР 1978 года. Такой порядок модернизации основного закона страны стал одним из многих факторов, обострявших взаимоотношения президента Б.Н. Ельцина, с одной стороны, и Съезда народных депутатов и Верховного Совета, с другой стороны.

Разраставшийся конфликт между ветвями власти вылился в открытое противостояние. 21 сентября 1993 года президент издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Вопреки действовавшей Конституции президент распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет, прекратил действие Конституции 1978 года и законодательства в части, противоречащей указу. Содержалось в указе и положение о необходимости принятия новой Конституции.

Конституционной комиссии и Конституционному совещанию предписывалось представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект основного закона страны.

В крупных городах прошли многотысячные демонстрации, в столицу были введены войска, кульминацией же конфликта стал обстрел Белого дома из танков боевыми зарядами. 4 октября 1993 года военные и милиция арестовали выбегавших из горящего здания представителей парламента.

Силовое разрешение конфликта позволило продолжить курс президента на переформатирование системы государственного управления и его закрепление в новой Конституции. 15 октября 1993 года президент издал указ «О проведении всенародного ания по проекту Конституции Российской Федерации». Голосования было назначено на 12 декабря 1993 года.

Указом было утверждено Положение о всенародном ании по проекту Конституции Российской Федерации.

Работа над основным законом страны вышла на финишную прямую. За основу был взят проект, разработанный Конституционным совещанием. 8 ноября 1993 года по итогам доработки и внесения в текст последних изменений проект Конституции был представлен президенту.

Через два дня после его подписания проект Конституции был опубликован в средствах массовой информации. 16 ноября 1993 года в интервью газете «Известия» Б.Н.

Ельцин так упомянул подписание документа № 1: «Скажу для историков, подписал проект Конституции, и как говорится, поставил последнюю точку 8 ноября 1993 года, в 15 часов 15 минут».

12 декабря 1993 года в ходе всенародного ания на избирательные участки пришли 54,81% зарегистрированных избирателей. Из них большинство (58,43%) проало за новую Конституцию. Однако, доля одобривших документ в пересчете от общего числа зарегистрированных избирателей составила менее внушительную цифру 32,03%. 25 декабря 1993 года принятая Конституции была опубликована и вступила в силу.

Изложенные события имеют очевидные изъяны, на которые справедливо указывают критики основного закона страны. Разберем их основные аргументы.

Аргумент 1: ание о принятии Конституции нарушило закон «О референдуме РСФСР»

Критики Конституции перечисляют нарушения действовавшего законодательства и, в частности, закона «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года.

Во-первых, вместо Съезда народных депутатов или Верховного Совета, как того требовал закон, с инициативой о проведении референдума выступил президент.

Во-вторых, за вопрос о принятии Конституции должны были проать более половины граждан, внесенных в списки для участия в референдуме, в то время как фактически свои голоса в поддержку новой Конституции отдали лишь 32,03% избирателей.

Не удивительно, что ни президентский указ № 1400, ни Положение о всенародном ании по проекту Конституции не упоминали референдум как наиболее относимый к этому событию термин.

Организаторы всенародного ания старались исключить применение неудобного закона о референдуме. Но за подменой понятий нельзя скрывать суть явлений.

Как бы событие 12 декабря 1993 года ни называли всенародным анием, к нему все равно должны применяться требования закона о референдуме.

Действительно ли нарушения в проведении ания влекут незаконность Конституции? Неужели существующий конституционный строй представляет собой карточный домик, готовый в любой момент упасть и похоронить под собой своих жильцов? Ответ нет и вот почему.

Помимо перечисленных требований закон о референдуме содержал процедуру оспаривания результатов ания. Результаты референдума можно было признать недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете нарушений, повлиявших на его результаты ания.

В случаях обнаружения таких нарушений результаты референдума могли быть обжалованы в Верховный Суд в течение месяца (ст. 35 закона). Исходя из имеющейся информации, результаты ания не были оспорены в Верховном Суде.

Таким образом, несмотря на то, что при проведении ания были допущены нарушения, юридическая сила принятой Конституция не должна подвергаться сомнению. Результат ания был излечен отказом от его оспаривания.

Аргумент 2: Конституцию принимали граждане другого государства – РСФСР

Необычно читать такого рода аргументы. До принятия закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» и утверждения этих изменений на Съезде народных депутатов 21 апреля 1992 года наше государство именовалось РСФСР, после изменения наименования – Российской Федерацией.

При этом государство осталось тем же самым с тем же самым объемом полномочий и обязанностей, только поменялось его наименование. Поэтому Конституцию принимали граждане того же самого государства, которое образовалось в революционном 1917-м году и продолжает существовать по настоящее время.

Формальное изменение наименования государства никак не влияет на гражданство населения, проживающего на его территории.

Аргумент 3: проект Конституции не подписан президентом

Критики Конституции ссылаются на то, что в архивах отсутствует информация о подписании проекта президентом. В то же время они не приводят правовые нормы о необходимости такого подписания.

Подписание проекта Конституции не требовалось, но даже если подпись была необходима, ее отсутствие не могло привести к незаконности основного закона страны. Принятие Конституции на референдуме сняло бы все огрехи, связанные с подготовкой ее текста к анию. Более того, исходя из приведенных выше слов Б.

Н. Ельцина: «Скажу для историков, подписал проект Конституции…» – проект Конституции он все-таки подписывал.

Аргумент 4: в ходе ания был принят проект Конституции, а не сама Конституция

Действительно, на ание выносился проект Конституции. Но после одобрения на референдуме проект перестал быть проектом. В этом вопросе близка аналогия законотворческого процесса: законопроект становится законом после прохождения процедуры рассмотрения и принятия. Поэтому говорить, что в настоящее время Конституция существует в виде проекта, странно и нелепо.

Аргумент 5: на результаты ания повлияла неспокойная политическая и общественная ситуация в стране

Об этом говорил, в частности, Р.И. Хасбулатов в процитированном ранее интервью: «Ещё не похоронили жертвы, руководителей парламента бросили в тюрьму и на тебе — Конституцию».

Это замечание относится к области политический технологий и отвечает на вопрос: когда нужно провести референдум, чтобы получить необходимый результат? По всей видимости, в декабре 1993 года после октябрьских вооруженных столкновений и разгона парламента было еще преждевременно проводить ание по новой Конституции.

Итоги ания с высокой долей вероятности могли потерять в объективности. Однако, каких-либо ограничений и запретов относительно времени и условий назначения ания закон о референдуме не содержал. Значит, и в этой части всенародное ание законодательство не нарушало.

Запреты на проведение референдума появились в следующем законе «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года, а более широкий перечень ограничений содержится в действующем законе «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.

В частности, текущий закон не позволяет проводить референдум во время военного или чрезвычайного положений и в течение трех месяцев после их отмены. Тем самым, по действующему законодательству проведение ания по новой Конституции в столь короткий срок после октябрьских событий 1993 года было бы невозможно.

Но история не знает сослагательного наклонения и с позиций действовавшего тогда закона о референдуме нарушение правил назначения и проведения ания отсутствовало.

После всего сказанного можно вздохнуть свободно – Конституция имеет прочные правовые основания и безусловную юридическую силу.

Бытующие мнения о ее недействительности или незаконности следуют из незнания или нежелания знать историческую и правовую действительность того времени.

Они в большей степени продиктованы личными субъективными интересами выражающих эти мнения людей и не имеют ничего общего с реальными событиями и их правовой оценкой.

Если такие разборы будут интересны для вас, в следующей публикации расскажу, была ли Чеченская республика во второй половине 1990-х годов независимым государством. В паблике ВКонтакте История и Право вы уже можете прочитать о преемстве современной России, Российской империи и СССР, о «существовании» СССР и др. Присоединяйтесь.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/konstituciya_rossii_nezakonna_razvenchivaem_populyarnyj_mif/80472

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) | ГАРАНТ

Конституция РФ и банковское законодательство:  Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(принята всенародным анием 12 декабря 1993 г.)

(с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Конституция РФ принята на всенародном ании 12 декабря 1993 года.

Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей).

Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7).

В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного ания.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.)

Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.

Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851

Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения — Севастополь

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Иркутская область

Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Камчатский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Красноярский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Пермский край

Указом Президента РФ от 27 марта 2019 г. N 130 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Кемеровская область — Кузбасс вместо наименования Кемеровская область

Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Чувашская Республика — Чувашия вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республики

Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч

Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ и применяются в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления в силу названного Закона

Источник: https://base.garant.ru/10103000/

Studio-pravo
Добавить комментарий