Ключевые глобальные проблемы мировой экономики и пути их совместного

Глобальные проблемы — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ключевые глобальные проблемы мировой экономики и пути их совместного
Парниковый эффект. Анимация

Глоба́льные пробле́мы — это проблемы планетарного масштаба, от решения которых зависит судьба человечества в целом. Они взаимосвязаны, охватывают разные стороны жизни людей и касаются всех стран и народов современного мира, независимо от уровня их социального, экономического и культурного развития.

Тенденции развития человеческой культуры противоречивы, уровень общественной организации, политического и экологического сознания зачастую не соответствует активной преобразующей деятельности человека. Формирование всемирной человеческой общности, единого социокультурного пространства привело к тому, что локальные противоречия и конфликты приобрели глобальный масштаб.

Главные причины и предпосылки глобальных проблем:

  • ускорение темпов общественного развития;
  • постоянно возрастающее антропогенное воздействие на биосферу;
  • увеличение численности населения;
  • усиление взаимосвязи и взаимозависимости между разными странами и регионами.

Исследователи предлагают несколько вариантов классификации глобальных проблем. Задачи, которые стоят перед человечеством на современном этапе развития, относятся как к технической, так и к нравственной сфере.

Наиболее актуальные глобальные проблемы можно разделить на три группы:

  • проблемы природно-экономического характера;
  • проблемы социального характера;
  • проблемы политического и социально-экономического характера.

1. Экологическая проблема.

Интенсивная хозяйственная деятельность человека и потребительское отношение к природе негативно воздействуют на окружающую среду: происходит загрязнение почвы, воды, воздуха; оскудевает животный и растительный мир планеты, в значительной степени уничтожен ее лесной покров. Эти процессы в совокупности составляют для человечества угрозу глобальной экологической катастрофы.

2. Энергетическая проблема. В последние десятилетия в мировой экономике активно развиваются энергоемкие отрасли производства, в связи с этим обостряется проблема невозобновляемых запасов органического топлива (угля, нефти, газа). Традиционная энергетика увеличивает давление человека на биосферу.3. Сырьевая проблема. Природные минеральные ресурсы, которые являются источником сырья для промышленности, исчерпаемы и невозбновимы. Запас полезных ископаемых стремительно сокращается.4. Проблемы использования Мирового океана. Перед человечеством стоит задача разумного и бережного использования Мирового океана в качестве источника биоресурсов, полезных ископаемых, пресной воды, а также использования вод в качестве естественных путей сообщения.5. Освоение космоса. Исследование космоса заключает в себе большие потенциальные возможности для научно-технического и экономического развития общества, особенно в области энергетики и геофизики.1. Демографическая и продовольственная проблемы. Численность населения Земли постоянно увеличивается, что влечет за собой рост потребления. В этой сфере отчетливо выделяются две тенденции: первая — демографический взрыв (резкий прирост населения) в странах Азии, Африки, Латинской Америки; вторая — низкие показатели рождаемости и связанное с этим старение населения в странах Западной Европы.Рост численности населения увеличивает потребность в продовольствии, промышленных товарах, топливе, что ведет к увеличению нагрузки на биосферу.

Развитие продовольственного сектора экономики и эффективность системы распределения продуктов отстают от темпов прироста населения планеты, в результате чего обостряется проблема голода.

2. Проблема нищеты и низкого уровня жизни. Именно в бедных странах со слаборазвитой экономикой быстрее всего увеличивается численность населения, вследствие чего уровень жизни здесь крайне низок. Нищета и неграмотность широких слоев населения, недостаточность медицинского обеспечения — одна из главных проблем в развивающихся странах.1. Проблема мира и разоружения. На современном этапе развития человечества стало ясно, что война не может быть способом решения международных проблем. Военные действия не только ведет к массовым разрушениям и гибели людей, но и порождает ответную агрессию. Угроза ядерной войны и сделала необходимым ограничение ядерных испытаний и вооружений на международном уровне, однако эта проблема еще не решена мировым сообществом окончательно.2. Преодоление отсталости слаборазвитых стран. Проблема ликвидации разрыва в уровне экономического развития между странами Запада и странами «третьего мира» не может быть решена силами отстающих стран. Государства «третьего мира», многие из которых до середины 20 века оставались колониально зависимыми, встали на путь догоняющего экономического развития, однако они до сих пор не могут обеспечить нормальные условия жизни для подавляющего большинства населения и политическую стабильность в обществе.3. Проблема межнациональных отношений. Наряду с процессами культурной интеграции и унификации возрастает стремление отдельных стран и народов к утверждению национальной самобытности и суверенитета. Проявления этих устремлений часто принимают форму агрессивного национализма, религиозной и культурной нетерпимости.4. Проблема международной преступности и терроризма. Развитие средств связи и транспорта, мобильность населения, прозрачность межгосударственных границ способствовали не только взаимному обогащению культур и экономическому росту, но и развитию международной преступности, наркоторговли, нелегального оружейного бизнеса и т.п. Особую остроту на рубеже 20–21 веков приобрела проблема международного терроризма. Терроризм — применение силы или угроза ее применения для устрашения и подавления политических противников. Терроризм уже не является проблемой одного отдельно взятого государства. Масштабы террористической угрозы в современном мире требуют совместных усилий разных стран по ее преодолению.

Пути преодоления глобальных проблем еще не найдены, но очевидно, что для их решения необходимо подчинить деятельность человечества интересам выживания людей, сохранения природной среды и создания благоприятных условий жизни для будущих поколений.

Основные способы решения глобальных проблем:

1. Формирование гуманистического сознания, чувства ответственности всех людей за свои действия;

2. Всестороннее изучение причин и предпосылок, ведущих к возникновению и обострению конфликтов и противоречий в человеческом обществе и его взаимодействии с природой, информирование населения о глобальных проблемах, наблюдение за глобальными процессами, их контроль и прогнозирование;

3. Развитие новейших технологий и способов взаимодействия с окружающей средой: безотходного производства, ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т. п.);

4. Активное международное сотрудничество для обеспечения мирного и устойчивого развития, обмен опытом решения проблем, создание международных центров по обмену информацией и координации совместных усилий.

  • Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л., 1974.
  • Печчен А. Человеческие качества. М., 1980.
  • Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  • Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием. М., 1997.

Источник: https://megabook.ru/article/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B

Основные пути решения глобальных мировых проблем

Ключевые глобальные проблемы мировой экономики и пути их совместного

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути решения глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые меры для их решения часто блокируются экономической и политической гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Глобализации в ряде случаев замедляется недостатком ресурсного обеспечения намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира. Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального характера создаются мировым сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства. законодательства об охране окружающей среды, в том числе об отходах. Так, в США, Франции и других странах правительство обязано оказывать предприятиям и организациям техническую и финансовую помощь в переработке отходов, извлечении из них ценных компонентов, проведении научно-исследовательских работ в этой сфере, распространять передовой опыт и др. С этой целью используются налоговые льготы, предоставляются субсидии, снижаются тарифы на перевозку вторичного сырья и т. д.; — наращивание экологических инвестиций:1. Основные пути решения экологической, топливно-энергетической и сырьевой проблемыОсновными способами решения экологической, топливно-энергетической и сырьевой проблем являются:
  • — быстрое развитие и использование таких основных видов восстанавливаемой энергии, как солнечная и ветровая, океаническая и гидроэнергия рек;
  • — структурные изменения в использовании существующих невосстанавливаемых видов энергии, а именно: увеличение доли угля в энергобалансе и уменьшение доли нефти и газа, поскольку запасы последних на планете значительно меньшие, а их ценность для химической промышленности намного большая;
  • — создание экологически чистой угольной энергетики, которая работала бы без выбросов вредных газов. Все это требует больших затрат государства на природоохранные цели. В США уже создана экологически чистая угольная энергетика Страны. Поэтому доля угля в энергобалансе США возросла с 12,5 до 23 %, доля нефти снизилась с 45 до 41 %, а газа — с 56 до 21 %; — разработка конкретных мер по соблюдению экологических стандартов: стандартов чистоты воздуха, водных бассейнов, рационального потребления энергии, повышения эффективности своих энергетических систем;
  • — изучение запасов всех ресурсов с использованием новейших достижений НТР. Как известно, сегодня разведан относительно неглубокий слой земной коры — до 5 км. Поэтому важно открыть новые ресурсы на большей глубине Земли, а также на дне Мирового океана;
  • — интенсивное развитие развивающимися странами собственного сырьевого хозяйства, включая перерабатывающие отрасли сырья. Для решения проблемы голода в этих странах необходимо расширять объемы посевных площадей, внедрять передовую агротехнику, высокопродуктивное животноводство, высокоурожайные культуры, эффективные удобрения и средства защиты растений и т. д.;
  • — прекращение вырубки лесов, особенно тропических, обеспечение их рационального использования;
  • — формирование у людей экологического мировоззрения, что дало бы возможность рассматривать все экономические, политические, юридические, социальные, идеологические, национальные, кадровые вопросы как в рамках отдельных стран, так и на межнациональном уровне, прежде всего, с точки зрения решения экологических проблем, внедрять на всех уровнях принципы их приоритета; — комплексная разработка;
  • — установление национальной народной собственности на все природные ресурсы. Это защитит их от хищнического использования и в определенной мере ослабит процесс грабежа империалистическими государствами, прежде всего, ТНК, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов развивающихся стран; — существенное изменение механизма ценообразования на природные ресурсы; — противопоставление развитым странам стратегии объединения действий стран-экспортеров топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Эта стратегия должна касаться как объема добычи всех видов ресурсов, так и квот их продажи на внешних рынках;
  • — списание всех долгов слаборазвитых стран, сумма которых превысила 2,5 трлн. дол. Для выплаты только процентов по этим долгам не хватает средств, полученных от империалистических государств за экспорт сырьевых ресурсов;
  • — наращивание выпуска готовой продукции. Это дало бы возможность даже при нынешней конъюнктуре цен на мировом рынке значительно увеличить доходы от экспорта;
  • — выделение развитыми капиталистическими странами значительных финансовых, человеческих и технических ресурсов странам третьего мира для разведки, разработки природных ресурсов, их переработки, транспортировки, распределения по справедливым (трансформированным) ценам с целью значительного увеличения валютных доходов, установления экономического суверенитета. За счет этих средств следует интенсивно развивать сельское хозяйство;
  • — прогрессивные аграрные преобразования на селе, ликвидация неоколониальных форм аграрных отношений;
  • — объединение усилий всех стран для решения глобальных проблем, значительное увеличение расходов на преодоление экологического кризиса за счет ослабления гонки вооружений, уменьшения военных расходов. Сегодня на охрану окружающей среды в мире расходуется в два раза меньше средств, чем необходимо для стабилизации экологической обстановки на планете. Целесообразно создать за счет стран, которые причинили наибольший ущерб планете, своеобразный фонд экологической безопасности для ликвидации наиболее угрожающих окружающей среде источников опасности;
  • — проведение природоохранной политики с помощью административно-экономических рычагов стимулирования производства таких автомобилей, техники, электростанций, которые бы не загрязняли окружающую среду, обеспечивали экономию всех топливно-энергетических, сырьевых ресурсов, расширение лесных насаждений, уменьшение отходов и т. д.;
  • — активизация деятельности различных общественных организаций, политических партий, направленной на решение глобальных проблем, создание новых организаций, которые бы считали своей основной задачей сохранение жизни на Земле, создание адекватных, с точки зрения сущности человека, условий для существования на планете;
  • — использование комплекса экономических рычагов управления качеством окружающей среды, в том числе субсидий и дотаций за изготовление экологически чистой продукции, за выполнение государственных экологических проектов; экологические платежи за все виды загрязнения окружающей среды; выплаты за сохранение и улучшение экологических результатов; льготное или дискриминационное кредитование, налогообложение и ценообразование; экологическое страхование и др. В странах ОЭСР используется, в частности, около 150 разных экономических рычагов в этой сфере, из них более 80 видов разнообразных штрафов, свыше 40 видов различных субсидий.
  • 2. Решение демографической и продовольственной проблемы

Перспективы ослабления демографической напряжённости, и последующего решения этой проблемы специалисты определяют следующим образом.

В связи с тем, что темпы естественного прироста населения складываются из взаимодействия двух основных демографических показателей — рождаемости и смертности, а последние, зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного), отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения этой зоны (2,3-3% по сравнению с 0,7% в промышленно развитых странах). В то же время в развивающихся странах действует общая закономерность возрастания роли социально-психологических факторов при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому и существует довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости по мере достижения страной более высокого уровня развития.

С другой стороны, отличий развивающихся стран от промышленно развитых держав по уровню смертности заметно меньше. Именно в этой области отмечается наиболее впечатляющий прогресс развивающейся зоны. Серьёзные последствия демографических процессов, протекающих в развивающихся странах, связаны и с обратным воздействием демографической проблемы на отсталость.

Кроме этого, в развивающейся зоне происходит формирование специфической возрастной структуры населения, в которой большой удельный вес занимает молодёжь до 17 лет (свыше 2/5 населения в этих странах в среднем по сравнению с 1/3 в развитых странах). Соответственно меньшая доля принадлежит населению в трудоспособном возрасте (чуть выше 1/2 по сравнению с 2/3 в странах Запада). То есть чем выше коэффициент иждивенчества, тем более ограничены возможности повышения жизненного уровня населения.

На современном этапе в общественном сознании развивающихся стран в понятие демографической проблемы включается не только то, что относится к демографическим процессами как таковым, но и увеличение продолжительности и качества жизни населения. Таким образом, по своему содержанию демографическая проблема оказывается тесно связанной с проблемой преодоления их хозяйственной и иной отсталости.

Такой подход становится в последнее время особенно актуальным в связи с тем, что многие страны мира, в первую очередь те, которые в большей мере ощущают зависимость развития от решения демографической проблемы, вырабатывают и осуществляют активную демографическую политику, приносящую довольно эффективные результаты. Разнообразные программы планирования семьи стали претворяться в жизнь. Поэтому можно надеяться, что международное сообщество осознало серьёзность и масштабность демографических проблем, а также их тесную взаимосвязь с экономическим и социальным развитием всех стран и регионов.

Проблема редкости ресурсов и зон нищеты приобретает общемировой характер. Для её решения нужна следующая система мероприятий:

  • — динамичное развитие слаборазвитых стран в социально-экономической и научно-технической областях;
  • — новый мировой экономический порядок, гарантирующий реальную помощь отсталым странам в решении их проблем;
  • — преодоление экономической отсталости слаборазвитых стран как результата колониализма и неоколониализма. Ответственность за это несут развитые страны, они должны возместить основное бремя расходов по оказанию им экономической помощи.
  • — поиск эффективных рычагов управления процессом роста народонаселения с целью его стабилизации на уровне 10 млрд. чел. к началу XXII в.;
  • — необходимость избавления от диктата международных капиталистических организаций, прежде всего, МВФ, заключающегося в том, что предоставление «помощи» развивающимся странам осуществляется при условии выполнения ими практических рекомендаций МВФ (Международный валютный фонд) в области внутренней социально-экономической политики. Так, в Латинской Америке, крупнейшем после США экспортере продовольствия, 25 млн. детей голодают. После того, как МВФ на своих условиях предоставил Аргентине кредит в размере 290 млн. дол. и ее экономика стала быстро переходить в частные руки, голод охватил почти половину населения страны.
  • 3. Разоружение — ключ к решению глобальных проблем

Почему предотвращение термоядерной войны является первоочередной проблемой человечества? В мире накоплено около 57 тыс. разных ядерных боезарядов общей мощностью почти 50 тыс. Мт, что в 1 млн раз превышает силу атомного взрыва в Хиросиме в 1945 г. Этого запаса достаточно, чтобы уничтожить человечество.

Взрыв всего одной мегатонной ядерной бомбы по своей силе превышает суммарную силу всех взрывов, имевших место в годы второй мировой войны.

Широкое применение оружия массового поражения приведет, в первую очередь, к уничтожению городов, в которых сконцентрировано 40 % населения планеты и почти все промышленное производство, основной экономический потенциал человечества.

Если кто-то и уцелеет, то вряд ли сможет выжить в условиях радиации уровень которой будет в пять раз выше той дозы, которую получили жители Хиросимы и Нагасаки.

Применение оружия массового поражения носит глобальный характер.

Это означает, что оно не может быть локализованным границами одной страны, и, следовательно, регионы и районы нашей планеты, где не будет использоваться термоядерное оружие, также будут обречены.

Гонка вооружений — огромная опасность человечеству не только как угроза ядерной войны. На нее, как уже отмечалось, ежегодно расходуется около 700 млрд. дол., что равняется затратам труда в сумме приблизительно 100 млн. чел. — лет.

Под военные базы отведена значительная часть территорий, только в регулярных войсках занято около 25 млн. чел. Изготовление и наращивание огромных арсеналов оружия наносит непоправимый вред окружающей среде.

Особенно опасными являются хранение и захоронение ядерных отходов, отходов химического и бактериологического производства, аварии на военных заводах, боевых самолетах с ядерными и водородными бомбами.

Наряду с угрозой термоядерного оружия реальной становится угроза экологического оружия (провоцирование землетрясений, цунами, нарушение озонового слоя над территорией противника), милитаризация космоса.

Рост милитаризации экономики углубляет и обостряет экономические, социальные, политические и другие проблемы. Поэтому первоочередной задачей является прекращение гонки вооружений. Ее решение требует демилитаризации экономики.

Демилитаризация экономики — отказ от милитаризации экономики. Демилитаризация экономики способствует решению многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены из-за недостатка средств.

В связи с этим возникает вопрос: как разрешить противоречие между интересами выживания человечества и гонкой термоядерных вооружений?

4. Конверсия военного производства

Конверсия военного производства — процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции. В современных условиях конверсия военного производства — важнейшая составная часть процесса разоружения.

Она позволяет избежать экономических и социальных издержек, связанных с закрытием военных предприятий, использовать творческий потенциал высококвалифицированных кадров и передовую технологическую базу этих предприятий для ускорения НТП.

Сокращение военных расходов и конверсия военного производства становятся важным фактором экономического развития.

Тем не менее, необходимость и целесообразность конверсии не воспринимается однозначно, на пути её осуществления появляются экономические и социальные барьеры. Так, около 2 столетий продолжается спор о роли военного производства в развитии экономики.

На протяжении длительного периода времени, прежде всего, в странах развитой зоны, создавалось и поддерживалось мнение о том, что средства, вложенные в военно-промышленный комплекс, стимулируют экономику, являясь стабилизатором рыночного спроса, обеспечивая загруженность производственных мощностей, создавая рабочие места, стимулируя НТП.

Но в последние годы всё шире подтверждается, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие.

Согласно мнению американских учёных, такие расходы носят инфляционный характер, так как зарплата работников оборонных предприятий, ведя к росту потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров и услуг, а, кроме того, военное производство отвлекает сырьё и технических специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного комплекса и гарантированный рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями экономики.

Как показывают современные исследования, конверсия не способствует и росту безработицы, поскольку на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве. Так, каждые 10 млрд. долларов создают на 40 тыс.

рабочих мест меньше в военном производстве, чем если бы эти деньги были направлены в гражданские отрасли. Приводятся данные: 1 млрд. долларов расходов Пентагона даёт примерно 48 тыс. рабочих мест, а затраченная в сфере здравоохранения эта сумма создаст 76 тыс., а в системе образования — 100 тыс.

новых рабочих мест.

Сложно отрицать, что разработка военной техники привела к появлению ряда технологических новшеств в авиации и других сферах жизни общества. Тем не менее, по данным ООН, в мирных целях используется не более 1/5 исследований в военной технике.

Если при этом учесть, что такими разработками, дающими эффективность лишь на 20%, занято 40% всех учёных и инженеров, то становится очевидным, что военные программы тормозят НТП.

Таким образом, становится очевидным, что переключение ресурсов на мирные цели отвечает жизненным интересам всех стран.

Специалисты считают, что использование лишь 10% мировых военных расходов на решение глобальных проблем, организацию совместных международных действий положили бы конец массовому голоду, неграмотности, болезням, позволили бы преодолеть нищету и отсталость сотен миллионов людей, предотвратить экологическую катастрофу на планете.

Тем не менее, осуществление конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем, поскольку конверсия связана со структурной перестройкой экономики.

Предлагаемый перевод предприятий на выпуск гражданской продукции потребует, как считают эксперты, правительственной помощи по типу помощи компаниям, где происходит крупная модернизация производства.

Другой не менее важной является проблема повышения экономической эффективности военной промышленности.

Привилегии в снабжении её сырьём и материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий уровень монополизации приводят к получению высокой прибыли в этих отраслях и к снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Поэтому снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое началось в ряде промышленно развитых стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике.

Подготовке условий для проведения конверсии способствует и процесс диверсификации, увеличение доли гражданского производства в деятельности оборонных предприятий. Это достигается не только приобретением новых компаний, имеющих опыт работы в гражданских отраслях, но и направлением расходов на НИОКР в невоенные области.

Следует иметь в виду, что в России предполагается формирование в районах с высокой концентрацией конверсируемых военных производств, технополисов и технологических парков с привлечением специалистов и инвестиций из других стран.

Несомненный интерес представляет экономический аспект разоружения. В ходе его вскрылась проблема, которую пока не готовы решать ни США, ни Россия. Речь идёт о дорогостоящих материалах, которые в перспективе могут стать неисчерпаемыми источниками энергии.

Но в настоящее время нет технологии превращения высокообогащённого урана в топливо для АЭС, поэтому потребуются хранилища этого материала. Кроме того, программа ликвидации отравляющих веществ, уничтожения тысяч танков, орудий, бронетехники предполагает крупные расходы.

Всё это вызывает неоднозначные оценки конверсии во всех государствах, имеющих военное производство. Например, в США, среди негативных аспектов конверсии на первое место выдвигают необходимость перевода около 600 тыс. квалифицированных специалистов в производство с более низким уровнем технологии.

Специалисты полагают, что многие предприятия оборонной промышленности не пригодны для массового изготовления простых и дешёвых изделий, поэтому технологические характеристики гражданских изделий должны соответствовать характеристикам конверсируемого производства.

Источники глобальных проблем современности можно условно разделить на две группы: углубление разногласий между человеком и природой (экологические, продовольственные, природные ресурсы и др. проблемы); отношения между людьми (проблема войны и мира, защиты и развития духовной сферы, демографии, борьбы с преступностью и т.п.)

Обострение общих для всего человечества глобальных проблем усиливает необходимость согласованных действий по их решению, необходимость совместной выработки оптимальных вариантов развития.

Мировое сообщество может противостоять этому вызову лишь объединив усилия и ресурсы, ибо решение глобальных проблем требует огромных затрат.

Поэтому возможности решения глобальных проблем зависят от определения их приоритетности при распределении финансовых средств.

В мировом хозяйстве до сих пор увеличивается разрыв в уровне богатства между развитыми и развивающимися странами, усиливается концентрация мирового богатства в немногих государствах. Такое накопление нищеты и социальной несправедливости в экономически отсталых регионах грозит достичь той черты, переступить которую опасно.

Выживание человечества во многом зависит от его способности ослабить напряженность, которая вызывает углубление раскола на богатые и бедные страны.

Мировое сообщество должно гарантировать развивающимся странам равноправное участие в международной торговле, справедливое возмещение затрат труда и природных ресурсов, поступающих из них в распоряжение развитых участников мирового хозяйства.

Глобальные проблемы экономики, так же как и общечеловеческие проблемы существовали всегда, со времени зарождения цивилизации. Будут существовать и в дальнейшем.

Они являются следствием неравновесного состояния, как экономики, так и всех остальных сфер человеческой деятельности. Их существование подталкивает всю глобальную систему Человечества к развитию и эволюционированию.

Очевидно, что глубина проблем нарастала в течение исторических периодов Нового и Новейшего времени. Это связано с все большей интеграцией национальных экономик в единое мировое экономическое пространство, экспоненциальным ростом экономики, гиперболическим ростом народонаселения и энергопотребления, увеличением нагрузки на экологию.

Глобальные проблемы имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов.

При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей.

Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Антонов, А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6.
  • 2. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011.
  • 3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. — М.: международные

отношения, 2009.

  • 4. Крашеников П.В. 21 век — век надежд // Экологический вестник, №1, 2009 г.
  • 5. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 671 с.
  • 6. Маслов Д.Г. Мировая экономика: Учебное пособие. — Пенза. 2010.
  • 7. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенцева. — Магистр, 2011.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1353116/ekonomika/osnovnye_puti_resheniya_globalnyh_mirovyh_problem

���������� �������� ������� ��������� � �������� ����������� �� �������

Ключевые глобальные проблемы мировой экономики и пути их совместного

���� �.�

������ 2010

����������

�������充��������������������������…3

1. ������������� � �������� ���������� ������셅�����…���5

2. �������� ����������� �������� � ���������腅������….���6

3. �������� ���� � ���������������…………………………………………………………8

4. ����������������� �����.���……………………………………………………………….10

5. ������������� ��������……………………………………………………………………….12

6. ��������������� ��������…………………………………………………………………..14

����������……………………………………………………………………………………………….17

������ ����������……………………………………………………………………………………18

��������

������������ ������������� ������������ ������� � ����, ��� �� �������� �������� ��������� ��� ����� �������� ����������� ����� ��������� ��������, � ������� ������� ���������� ������� ���������� � ����� 60-� � ������ 70-� ��.

��� �������� �������� �������� ����������, � � ������� ������ ��� ������ ������ ������������� ��� ������������� ����������� ������������� ������������� ������������.

����������� ������������ �������� � ���, ���, �������� �� ��� ������������ ���������� �������, ��� �������� ����� ����������, ���������� �� �� ���� ������ ������� ������� ���������. ����� ��������� ���������� ������� ����������� � ���, ��� ��� ����� ��� ����� ���������:

����� ����������� ��������, �� ���� ����������� �������� � ������ ����� (���, �� ������� ����, �����������) ������������;

�������� ������������ ��������� ��������� � �������� ����� � ���������� �������� ���������������� ��� (��� ���� ������� ������������ ����������� ��� �������);

��������� � ������� � ���������� �������;

������������� ����� �����;

������� ��� ������ ������� ���������� �������� ����� �������� ����������.

������ �� ���� ���������, � ���������� ����� �������� ��������� �������� �������� ���������: ����������� �������� � ����������; ����, �����������, �������������� ������� ������� ����� (�������� ���� � ���������������); �����������������; �������������; ���������������.

���������, ������������ � 70-� � 80-� � �������� � 90-� ��., ��������� �������� � ����� ����������� � ���������� ���������. ���� ��� � 60-� � 70-� ��. ������� ��������� �������� �������������� ������� ������� �����, �� ������ �� ������ ����� ���� ����������� ������ ������������� ��������, ������ � ��������������� ��������, � ������ � �������� �������� � ����������.

������ ������������ �������������� ���������� ������� ����� �� ������ �������, �� � ������ ������������ ��������.

�� �������, ������������� � ��������� ����������������� �������, ��������� ������� ������������ �� ������� ���������� ������� ������ ���������� �� ����� 1 ����. ����., �� ���� ����� 2,5% �������� ��� � ����� 90-� ��.

, ������������� �� �������� ������������� �����������. ������ ������� �������� ����������� ������� ��� ��� ���� �������� � �������������� �� ������� � ������������ � ���������

1. ������������� � �������� ���������� �������

� �������� �������� ���������� ������� �������� ��, �������: ��-������, ����� ����������� ��������; ��-������, �������� ����� ������������ ���� �������, ���� ��������� ��������� � ���������� ��������; �-�������, ������� ����������� ������� �������� ����� �������� ����������.

���� ��� �������� ����� ����� ������������, ������������ � ��������� � ����������� ������ ����������������� ������������. ������ ������ ��-������� �������������� ��. �������� ���������� �������������� ��������� �������������:

1. ��������������� �������� � ����� � ���, ����������� ����� ����������, ��������������� ���������, �������� ����������� ���������� ������������� ����� � �������� ��������, ����������� ��� ��������;

2. ���������� �������� �������������, ���������-����������� ��������� � ��������������� ��������, ����������� ������, ��������;

3. ���������� �������� � ����� �������������� �������� � ������� � ������ ���������� �����, ����������������� ��������.

����� ��������� �������� �������������� �������� � �������� � ���������� ��������� ������.

� ���� ����� ��� ��������� ����������� ����� ��������, ��� ��� ���������� ���� �������� ������������� ��������: ������ ��� �������� ����������� �� ��������� ��������, ��� ��� ���� ������, � ������������� ������������ ��������.

� ���� ������ ����������� ���������� ����� ������ ��������� ��������, �� ������ ��� �� �������������� ���������� �������������, � ���������������� �� ��� �������.

2.�������� ����������� �������� � ����������

�������� � ����� ����� ���������������, ������� ��������������� ���������� ���������, ��������� � ��� ������, �������������� �� ��������� ������ ���������� �������, � ��������� �� �������� ��������.

������� ������� ����� 1,5 ����. ������� (20% �������� ���������) ��������� ���� ������������ ��������, � 1 ����. ����� � �������� ������ � ������.

� ����������� ���� �������� � ���������� ����������, ������ �����, ��� ������������� �����, ��� ��������� ����� 2/3 ��������� �����. ������� ������ ���������� �������� ����� �������� ��������� ����������� ���������� ������������� �����.

������������ �������� � ������� �������� �������� ����� ���������� �������������� �������� ����������� ������������ ��������� ��������, ����������� �� ���������� �������.

����� ��������� �������������� �� ������ � ������������ (����������������, �������� �������), �� � � ����� �����������, ��������������� � ����.

������ ������ �� ���� ����� �� ����� �������� ���� ��������� ��� ����������� ������.

�������� � ��������� ��������� ����������� � � ����� � ���� ������������� ����� 1 ����. �����������, � �������� ������� � ������������� ������� ���� .

��� ���������� ������������ 5%-���� ������ ������������� �������� ����� �������� ��������� ������� ���� ��� ������ � ���.

��� ����������� ������������� �����, �������� �������� ��������, ������� ������� ����������, ���� ������ �� ������ �� ���������-�������������� ��������. � ���������� ��� ������ �� ���� ����� ���������� ��������� �������� ������.

���, 1/4 ��������� ��������, 1/3 ������� �������, 1/2 ��������� ����� ���������� ������� � ����� ����� ��� �� 1 ������ � ���� (�� �������� ������������� �����������). ��� ���������, � ������ ������� � ������ �������� 90-� ��.

���� ����� 2%.

� ���������� �� ���������� � ���� �������� ����� 800 ���. �������. � ���� �� ������������ ����� ����� ����� ����������. ���, ���� ����������� ����� ��������� ������ 15 ��� ���������� � �������� 17%, � ������� � ����� 43% � � ����� � �������� 48%.

�������� �������� �������� � ���������� �������� �������� � ���, �������� �� ������ �������� � ���������� �������� � ��������� ������������� ��������, ����� ������� ����� ������� ������� ����������� �� ������ ���������� ������������� �������������.

�������� ������������ ���, ��� ���������� �������� ������-������������ ��������� �������� �������� ������ ����������� ������, �� ������������ �� ����������� �������� ������� ���� ������������, � ���� ��� ������ � ����� ����������� ������������ ������� ��������� � ������� ������������� �����.

3. �������� ���� � ���������������

�������� ������������� ���������� ���� �� ����� � ��������� �������������� ������� �����, ���������������� ��� �� ��������� ������� ��� ���������� �������� ����� ����, � ��������� ����� �������� ������� ������� � �����������.

��������� ������������ ���������� � ����, ���������� � �������� 70-� ��. (���������� �������� ���������), � ��������� ��������� ������ � ����� 80-� ��. ���������� ������� � ����������� ������ ���� ������, ��������� ���� ��� � ������ �� ���������� ����� ������ ��� ����� ��������� ������ ������� �����.

��� ����� ���� ��������� � ���������� ����� ����� ��������� � ���������� � ������-������������ ��������, �������� ���������� ����������� ���, ���������� � �������� �� ��� � �������� ����� � ������ ����������� �� ��������������.

�������� ������������� � ���� �������������� � ����� ���������� ����������� � ����� 80-� ��. ������� �������� �������.

� ���������, ����� ������ �� ������� �� �������� �������� ������� ����������.

���������� �������������� ��������� ��������� � ����������� ����� ���������� ���� ���������� ���������� ��������� �� ������ ���������������, ����������, ����������� �����������, �������� ����������� � ������������ ��� ���������� ��������� � ��������������� ��������6��� ����� ���������� (��������� � ������, ���-��������� ����, �����������, ������ ��������� � �.�.).

���������� ����� ��������� ���������� ������ �� ����� ���� ����� ������� ��������. �� ��������� �����, � �������� 90-� ��. ������������� ������� 50 ����������, ��� ������ ������ �������� � ������ �����. ����� � ����������� ������� �������� ���������� ������� ���������� ������ ������� ������. ������ 1998 �.

����� � �������� �������� ������� ������. � ����� ������������ �������� ���, �������, ����, ����, ����, � ����� ������, �������, ��������, ���������.

�������� ������ ����������� �������� ������, ������� ��������� �� ��������� �������������� ��������������, ����� ������� ����� ���������������� �������� � ����, ��������� ����� ������������ � ������������� ��������.

�������, ����� ������� ��������� � ���� ��� ������������ � �������� �������������� ����������, ���������� �������������� ��������� ��������� ������ �� �������� ������� � ����������� �������� ��������� (��������� ������������� �������� ������������� ��������� � ������ ����� ���������� �������).

����� �������, ����������� � ������ ������� ����������� � ���������� �����, ������������ ����������� � ������ ���������, ���������� ��������� �������� ��� � ������������.

4. ����������������� ��������

�������� ����� �� �������� ������, ���� �� ��������� ������� ����� ��������� ������������ �������� � ����������� ����������� � ���������� ����������� �����.

��� �� �����, ���������� �������� �������������� �� �������� ���������� ������ ������-������� ������ �����. �������� ����� ��� �������� ����� � ��������� �������, �����, ��������, ��� ����, ��������, ��� �� ������� �������� ���������� ����� 2000 ���� � ����.

� �� �� ����� � ����� ������������� �������, ��� ��������, �������, ���������, ���������, �������, �����, ������, ��� �������� ��������� 3000 ���� (� ������ ������� �������� 2600 ����; � ���� 3300-3400 ����). � ��� �� ������ ��������� �������� �� �������� (����������� ����������� ���������� ����� � ���� �� ������� ������ 3600-3700).

� ����������� ��� ���������� �������� ������ �� ����� � ���� ������������� ����������� ������� �������������� ��������������������� ������������, ����������� ������������� � ������ ���������� ������-������������ ���������.

���������, ��� ������������ �������������� � ���� � ������� ��������� 15-20 ��� ����� � ����� �������� ������������� ����� �� �������� �������, ���� ���� ��������� ������� ����� �������� ���������� �� 80 ���. �������.

��� ���� ����� �� �������������� � �������� �������, ��� �� � ��� ���������� �����, ��������� �������� �� ����������� ������ (��������� �������� ������� ������� ��������� ����������� � �������� ���������).

� �� �� ����� ������ �������� ���������� �� ������� ����������������� �������� ��������, ��� ��������������, � ��������� ����� ����������� �������������� � �������, ��� ����������� ��� ��������, �. �. � ���� ���������� ����, ������ � ��������� �������, � ����� ��������� ������.

��������� ������������ �������������� �������� ���, ������, ��������, ����������, �������, ���������, ���������, ����� ��������.

����� ������� ���������� �� ������������� ������. ���������� ����� �������� �������� ������� ���������� ��� �������� � ������� �������������� � ������������� �������������� ��� ������������ � ��������.

5. ������������� ��������

������ �������� �� �. � ��� ����� ���������� ����� ������ �������������� ��������. ������ ��� �� ��� ������� ���� ����� �������������� ��� ����������� ����� ������������ ���������� ��������� �����, ���������� ������������� �������� �� ���, ������������� ������� ��������.

������������ ����� ��������� ���������� ��������� �����, ������ ������ ����� ������ ����������� ����� �����������, ��� ����������� ���������� ������������� ��������, ����������� ��������� ������ ����������������� � �.�.

������ ����� � ����������� ���������� ������������� �������, ������� � ��������� �������� ������ ��� ����� ���������� �����.

������� ��� �������� ���������� ������� ������������� ������� ����� ��������� �� ��� ��������� �����: ���������� ���������� ��������� ����� � ���������� ��������������� ������������������ � ����������� �� �������� ������������ ������������.

������� ����������� ��������� � ������� � ����� ������� ��������� — ���������� ���������� ������ �� ���� ��������� �� ����, ������� �� ������� �������� ����������� ���������� ����� � ������������� ��������������� ����� ��������� � ������������.

������ ����������� ���� � ������� �� �����������, � �� ����� ��� �������� ������������ �������� � ��� ��������� � ������� �� ���������� ������� ������� �� �����.

� ���������� ��������� ������, ����� ���������� ����� �� ����� ���������� � ������������� ��������� � ��� �������� � �������� �������������.

����������� �������� ������� ��������� ��������� ������������ ������� �� ������ �� �������� �������, �� � ��������� ��������� ��������.

�� ���� ���������� ������� ���������� ��������� ������� ������ ����� 14% ������������ � �������������� �������������� �� ���������� (������ � ��������� ������, ������� � ������, ��������, ��������� ��������, ������������� �������). ����� 6% ������������ � ������� ��������������� � ������� ���, � ��������� 80% ��������� ���������������� ��������� �������� — �����, ���� � ����.

���������� ������� ������������� ������� ����������� ������ ������ ����.

���, ��������, �������, ���������� ����� �� ���������� ������� �������������� �����, ����� � 2030 �. ������������ � �� ���������. �� ���� ��������� � ������� �������������� ��������� �� ����������.

������ ������� ���������� ������� ������������� ������� � ����������� �� �������� ���������������� � ������������������ ������������ ��������.

���������� ���� ������� ����� ������ � � ��������� ����� �������� ��������, ���������� ������������� ������������ �����������. ������ ������� �� �������, ������ � ������������.

� ��������� ����� �� ���������� ������ ������ ���������� ������� �������, ����������� ������������� ������������� ��������. �� ��� ����� ��� ����� ���� ��� ����������� � 40 � 50 ����. ���� � ��� � ��������� ���������� �� 100 ����. ���� � ����� � 2000 �.

�� ����������� ��������, � 2025 �. ����� ����� ������� ����� �������� ��� � 4 � 5 ���.

��� ���� ������� ����� ���������, ��� ������ ������ 5 � 10% ����� ����������� � ����������� ����� ��������� � �������� ��������� � 90 � 95% ��� � �������� ����������� ������������ � ������ ������.

��� ��� ����� ��������������� � ���������� ���������� ������������� ������� � ���������� ����������� �������������� �������. ���������� ����������� �� ��� ����������� � ���������� ��������������, ����� ��������������, ���������� ������������� ��������.

6. ��������������� ��������

XXI ��� ���������� �� ���� ���������� ��������������� ������ �������� ���������, ������� ������� ������ �������������, ����������, ������������� � ������ �������, ������� �������� ����� ��� ������ ������������ � �������� ���������� � �����.

���� � �������� ������� ����� �� 100 ��� ��������� ���������, �������� ��������, � � ����� �������� — ������������, ������������� � 5 ����. ������� ���� ���������� � ������� ��������������� ����� ����������, ���������� ��������� ����, � � �������� ��������. �� ���������, � 2075�. �� ����� ����� ��������� 9.2 ����.

�������, � ���� ����� ����� ����������� ������������ ������ ���������� ������� (���. 1).

���.1 ����������� ��������� �������� � ����� �������� �������� ���� � 1500 �� 2200 �., ���. �������.

��������������� �������� � ����� ����� ���� ����������� � ��������������� ��� �������������� �������� �������� ��������� � ������� � ��� ���������� ���������. ������ �������� ������������ ��-������� � ������������� � � ��������, � ����� �������������������� �������.

� ���� ������������� ����� ���� ��������������� �������� ���������� ������ ���� ���������, ������� �������� ������������� ��������, ����� ������ ������ ����������� ������������ ���������������� ���������� � �������-������ ������������ ��������.

������ ������ ��������������� �������� ���������� ������� �������� ����� � �������� ��������������� ���������, � �� ������ �������������������� ������� � ����������� ���������� ����������� ���������� ���������� ��� ������������.

��������������� �������� ��������� ������� �� ������ �� ��������� ��������� ����� ����, �� � ������ �� �������� ������� ��������� � ������������� ���������, ������� � ���� ���������� ��������, ��� ������, ��� � ������������ ��������� ����������.

��������������� �������� ����� ��������� �������� ������������. ������ �����, ���� ���� �� ������ ����������� � �� ������ ��������� �� ���� �������� ����������� ��������� ��� ���� � �����, ��� ��������� ����� � ��������.

����������� ��������� ������� �� ���������� ������������� ������������ ��������� ����������. � ������ ����� ��� �� ����� ��������� 256 ���. �������, � 1000 �. — 280; � 1500 �. — 427 ���., � 1820 �. — 1 ����. ; � 1927 �. — 2 ����. �������.

����������� ��������������� ����� ������� � 1950—1960-� ��. � 1959 �. ��������� ������� ��������� 3 ����.; � 1974 �. — 4 ����.; � 1987 �. 5 ����. �������, �� 1999�. ������������ ���������� ���������������� ����� �����������.

���������, ��� � 2050 �. ���������� ������������ ����������� ��������� ������� �� ������ 10,5-12 ����., ��� �������� �������� ������������� ��������� ������������ ��� ����.

����� �������, � ������� ����������� � ����� ����������� ��������� � ����������� ���� ��������� ��� ��������������� ���������:

� ������������ ��� �������� �� � �������� �������;

� ������ ���� � ������������� �������.

����� �������� �� ������ �������� ��� ���������� ��������� ���������������� ��������.

������� 1. �������� ����� ��������� �� �������� � �� � ������ ��I ���� ��������������� ���������� ������������ (� ���.�������):

1900 ���1950 ���1975 ���2000 ���2025 ���
���� ���16562513403361999065
130180254312368
����950706125922053651
���. �������64164323608961
���. �������81166236290332
������1302194068281479
������295392474520580
��������� � �������13213040

������� ����������, ��� ������������ ������ ���������. ��� ������� � �������� ������� ������������, � � ������������� � ����������� �����.

���, �� 1975-1990�� �� 2,2 ��������� �������� ��������� ����� 90%, �� ���� 2 ���������, ���������� �� ������������� ������.

���������� ��������� � 1970� �� 2000� ���������: � ������ � 16,1%; � �������� ������� � 30,2 %; � ���� � 76,1 %, � ��������� ������� � 89,3 %, � ������ � 140,4 %.

���� ��������� ������������� ����� � ����� ����������� ��������� ������� � 1950 ���� ���������� 2/3, � 1975 � 3/4, � 2000 ���� � 4/5, � � �������� ��I ���� �� ��������� �������� 9/10. ��� ����� ����� ��������! ��� ��������������� � ���� ��������������� ��������� ��� � ����������� ����.

����������

���������� �������� � ����� ������������� ������. ���� �� ��� ����������. �� ����� ������ ����������. ������ ���������� �������� ������� �������� � ������ ������ � ������� �������������� ���� ������� ���� ���������� ����������� ���� �� �����.

������� �������� ����� �� ����� � ��� ������� ������ ��������� ���������� ����� �������� � ��������, ������� ���������� � ���������� ����, ��� ��������� �������������� ����� ������������� ����������� ������� �������������� � ���������� ����� � ����� ���� ������.

������ ��������� ������������� �������, � �������������� �������� � ��� ��� ���� ����������� ����������� �������� �� �������.

����� � ����������� ���������� ����������, ��� ������������ ������������, � ����� � ��������, �������, ��� �������, � ����� ������� ����� ���������� �����, �������� ��� �����, � ������ � �������� ������������� ���������� �������, ���������� ������������� ������������.

��� ��� �������� �������������, ���� �������� ��������� ������, � ��������� ����������� ������ � �� ������� �� ������ �������������� ��������������.

���, ������� ������������� ������� ���������� ��� ������� �������������; ������������� ���������� ����� ��������� ���� ����� ������� � ������ ������ ��������������� � ���; �� ����� �������� � ��, ��� �� ���������� ������������� � ������������� ������� �������� ����� ����������. ��������, ��� ����� ���������� �������� ������ ������ �� ���� ������, � ���� ��� � ����� � �� ����������� � ������� ����������.

����� ������� ����������. ��� ������ ���������� � ��� �� ��������� � ����� ����, ��� �� �������� ���� �����, �������� ��� � ����� � ������������ ������ ����� �������. ����� � ����� ������ �����.

�� ������ ���������� � ��� � �������, �� ��������� �� �������� �� �� �� ����� ��������, ����� �������� � � � ������ ����������� � � ���� ���, ��� ������ ������������ ���� ��������, ������� ������� ����� ���� ����, ������� ��� ������� ����� �������� � �������.

������ ����������

1. ������ �. �� ������ ������ �����������, — �, 1993�

2. ������� �.�. ������������� �����. ������� ��� �����, — �, 1999�

3. ������� �.�. ������������� ����� ������: �������, — �, 1996�

4. ����������� �.�. ���������. ������� ������� ��� �����. �, 2001�

5. ������ �.�. ���������� �������� �������������: ����� 1, -���, 1993�

6. ������ �.�. ���������� �������� �������������: ����� 2, -���, 1995�

7. ������� ���������: ������� / ��� ���. ����. �.�. ��������. � �.: ������, 2002 �

8. ������� ���������: ������� ��� �����. / ��� ���. �������� �.�. � �.: �����, 2000 �.

9. www.economics.ru

����������   ..  146  147  148   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/001_lekcii_economica_18_raznoe_/147.htm

Глобальные проблемы мировой экономики и попытки их совместного решения

Ключевые глобальные проблемы мировой экономики и пути их совместного

.

Введение…………………………………….…………………………………3

1.        Причины возникновения глобальных проблем…………………………..5

2.        Глобальные проблемы экономики………………………………………..7

3.        Экономические аспекты решения глобальных проблем.…………..…9

4.        Международное сотрудничество в решении глобальных проблем..…16

Заключение……………………………………………….…………………..19

Список использованной литературы……………………………………….21

Введение

Мировое хозяйство, как и экономика отдельной страны или конкретного производства базируется на совокупности таких факторов, как труд, капитал и земля.

Соотношение между ними предопределяет потенциальную возможность развития национального хозяйства, а значит, в конечном итоге, и уровень хозяйственного развития отдельных стран и народов.

При этом, в силу ряда объективных и субъективных причин, в современной мировой экономике все государства условно подразделяются на развитые и развивающиеся с последующей внутренней дифференциацией по степени экономического развития.

Под всемирным, или мировым, хозяйством понимается совокупная система отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений..

Специфика мирового хозяйства и, соответственно, мирохозяйственных связей определяется тем обстоятельством, что взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ осуществляются через государственные границы и предстают в качестве международных экономических отношений. Отсюда — и различия в методологии рассмотрения исторически развивающихся категорий, соотношения между понятиями.

Основополагающее значение в определении и анализе всемирного хозяйства имеет экономическая история народов — лишь она дает возможность определить сам тип мирохозяйственных связей, раскрывающих систему всемирного хозяйства. Это значит, что речь идет о типических, характерных, определяющих связях и взаимосвязях между национальными хозяйствами (экономиками), что, в свою очередь, требует выявления особенностей этих связей, их идентификации.

Мировая экономика является сложной, подвижной системой, которая находится в постоянном изменении. Особенно крупные перемены произошли за последнюю четверть века.

Нового уровня достигла интернационализация мирового хозяйства, в основе которой находится переплетение предпринимательского капитала. Транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ) превратились в основной структурообразующий фактор мирового хозяйства.

Транснациональный капитал действует глобально за пределами государств происхождения, широко используя сравнительные преимущества в размещении производительных сил. Под его воздействием рост внешней торговли значительно опережает увеличение производства.

Углубление международного разделения труда теснее связывает национальные хозяйства отдельных стран. Рост внешнеэкономической сферы идет быстрее роста национальных хозяйств.

Огромные сдвиги произошли в развитии производительных сил. Мировое производство почти в два раза обгоняло прирост населения. Качественные преобразования мировых производительных сил происходят под влиянием научно-технического прогресса. В индустриальных странах идет технологическая революция.

Информатика и связь, современная автоматизация и использование роботов, новые искусственные материалы (полимеры, композиты, керамика и др.) изменили облик производства и продукции.

Под влиянием научно — технической революции (НТР) произошли глубокие структурные сдвиги в экономике, в промышленно развитых странах Запада завершился переход к интенсивному типу воспроизводства.

Произошедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли отражение в соотношении и расстановке основных экономических сил между странами и подсистемами. Ослабившая свои позиции Западная Европа изыскивает возможности сохранения и укрепления своего места в мире на путях создания экономического пространства в масштабах всех

1.      Причины возникновения глобальных проблем

      Поскольку глобальные проблемы –  результат  качественных  изменений  в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и  т.д., их нельзя объяснить  с  позиции  лишь  какой-либо  одной  науки.  Рассмотрим некоторые формы  их  проявления,  обусловленные  экономической  деятельность человека.

  Важнейшей  причиной,  которая  привела  человечество   к   глобальным противоречиям,   является   в   первую    очередь    накопление    громадной производственной   мощности.   Оно   оказывало    давление    на    природу, способствовало  истощению  ее  ресурсов.  С  начала  века  население   Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности  –  в  20.

  Переход  к постиндустриализму изменил  целевые  установки  общественного  производства. Погоня  за  максимальной    выгодой,   переход   к   интенсивному   развитию производства   сопровождались   структурными   кризисами,   неравномерностью развития, ростом конфликтности.

  Этому  способствовал  и  скачок  в  военном деле,  который  поставил  под  угрозу  самого  человека  как   биологическое существо.

       Особое  место  в  обострении  глобальных  проблем  занимает   научно-технический прогресс. Масштабы его воздействия на окружающую среду не  имеют подобия в истории  развития  человечества.

  Природная  среда  насыщается  не только  отходами  производства,   но   и    совершенно   новыми   веществами производственной  деятельности,  которые  не  разлагаются  под  воздействием естественных процессов.

Проблема загрязнения окружающей среды  и  утилизации отходов (особенно радиоактивных) приобрела планетарный характер.

      Научно-технический прогресс способствовал возникновению и ряда  других проблем,  затрагивающих   интересы   всей   цивилизации:   обуздания   гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.

       При  всем  различии  глобальные  проблемы  имеют  ряд   общих   черт, позволяющих объединить их в единое, хотя и внутренне  противоречивое  целое.

Прежде всего каждая из них и все они,  вместе  взятые,  принципиально  важны для  судеб  человечества,  а  задержка  с  их  разрешением  грозит   гибелью цивилизации или ухудшением условий жизни и производственной деятельности  на Земле.

Они характеризуются глубокой связью между собой и  взаимозависимостью своих экономических, политических, научно-технических и других  аспектов.  В глобальных проблемах отражаются углубление  и  усложнение  мирохозяйственных связей и интернационализация других сторон общественной жизни.

Наконец, особенность глобальных проблем в  том,  что  они  могут  быть решены лишь на основе усилий всех государств мира, ибо абсолютно все  народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной  катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти  совместное решение этих проблем – значит обеспечить условия выживания  всех  народов  и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации.

Глобальные проблемы  составляют  особый  ряд  социальных  процессов  и явлений в современном мире,  которые  отличаются  общепланетарным  по  своим масштабам и значению характером, связаны  с  жизненными  интересами  народов всех  стран  независимо  от  их  социального  строя,  уровня  экономического развития и географического положения.

2.      Глобальные проблемы экономики.

Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей  привело к возрастанию глобальных проблем человеческой цивилизации.

К  ним  относятся прежде всего проблемы военной   угрозы,  малоразвитость  значительной  части мира,  продовольственный,  энергетический  и  др.  кризисы.

  Они   оказывают воздействие на структуру мирового и национального воспроизводства,  динамику экономических процессов.

Характерная  черта  глобальных  проблем  –  их  мера  значимости  для общественного развития.  Это  касается  как  экологических,  так  и  проблем безопасности  при  решении  социальных  конфликтов   и   т.д.

    Оптимизация окружающей среды –  это  предпосылка  общественного  развития.

  Кроме  того, поскольку познание законов  развития  общества  невозможно  без  изучения  и использования законов природы,  вмешательство  в  любой  глобальный  процесс неизбежно влечет за собой цепные реакции, распространенные на многие сферы.

Еще одной характерной чертой глобальных противоречий является то,  что их источники в основной  своей  массе  позитивны,  т.е.   связаны  с  ростом производства и благосостояния людей.

Для   характеристики   глобальных   проблем    можно    использовать

классификацию, принятую международными организациями.

1.Проблемы,  связанные   с   основными   социально-экономическими   и

политическими задачами человечества:предотвращение мировой войны;

немилитаризация Космоса; предотвращение гонки вооружений и разоружение; создание благоприятных условий  для  мирового  социального  прогресса, преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран.

2.Комплекс проблем, касающихся взаимоотношений  человека,  общества  и НТР: эффективность использования достижений НТР; проведение демографической политики; совершенствование системы образования; ликвидация негативного влияния техники на человека.

3.Проблемы,  связанные  с   социально-экономическими   процессами   и

окружающей средой: решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем; мирное освоение Космоса и богатств Мирового океана; устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями.

Данная классификация выделяет только  первоочередные  задачи,  стоящие

перед мировым сообществом.

3.Экономические аспекты решения глобальных проблем.

Глобальные проблемы носят общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов.

При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей.

Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего ре­шения требуют громадных усилий всех государств, объединения вое­дино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия полити­ческих, экономических и научно-технических возможностей.

В современных условиях естествен вопрос о том, какая из миро­вых сил способна разрешить глобальные проблемы, вывести человечество из тупиковой ситуации и поставить его на путь рационализа­ции, взаимодействия с природой, космическим пространством.

Со всей очевидностью встает вопрос о комплексном объединении уси­лий всего мира, всего прогрессивного на планете.

Только совместные усилия народов всей планеты способны предотвратить пагубные со­циальные процессы, сберечь природу и обезопасить человечество от погружения в пучину бед и страданий.

Сотрудничество должно направляться на охрану природной сре­ды, кардинальное улучшение экологической обстановки. В этих це­лях объективно возникает проблема разоружения, а следствием ре­шения названных проблем становится оздоровление условий жизни, развитие физических возможностей человека.

Направлений возможного сотрудничества стран в решении глобальных проблем множество. В реализации коллективных усилий по решению глобальных проблем ответственность возложена на Орга­низацию Объединенных Наций, в ведении которой находится целый ряд специализированных учреждений.

Решение многих современных глобальных проблем зависит и от позиции крупнейших государств мира, их заинтересованности в дос­тижении позитивных результатов. Существенное значение для улуч­шения политического климата в мире имеет заключение между ними договора об ограничении, а в последующем и о полной ликвидации всех видов вооружений.

В мире существует целый ряд проблем, требующих для своего разрешения усилий мирового сообщества и сотрудничества не толь­ко международных органов и государств, но и сознательного участия всего цивилизованного человечества, например в ликвидации опас­ных заболеваний типа СПИД и т.д.

Важными звеньями сотрудничества являются также различные общественные организации: Всемирная организация врачей, партия «зеленых», комитеты защиты мира и ветеранов войны, различные общественные организации женщин и т.д.

Формируемый в мире комплекс усилий по конструктивному решению всемирных глобальных проблем человечества диктуется ныне интересами его выживания, сохранения целостности современного мира.

Разоружение ради развития. Среди глобальных проблем, требующих незамедлительного решения, разоружение занимает особое место. Дело в том, что ежегодные военные расходы составляют ныне около триллиона долларов, возможная экономия которых способ­ствовала бы ускорению экономического прогресса.

Кроме того, рост вооружений и военных конфликтов вызывает экономические потери, происходящие вследствие физического уничтоже­ния самого дееспособного населения Земного шара. Так, в результате первой мировой войны было убито 10 млн. человек, а общие людские потери во второй мировой войне достигли 55 млн. человек.

Источник: https://www.freepapers.ru/84/globalnye-problemy-mirovoj-jekonomiki-i/150898.939763.list1.html

Studio-pravo
Добавить комментарий