Государственный внешний долг и гос внешние активы.

Государственный долг: внутренний и внешний

Государственный внешний долг и гос внешние активы.

Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность, т.е.

наличие дефицита, когда расходы превышают доходы. Обратная ситуация, когда доходы превышают расходы, называется профицитом.

Дефицит существует в большинстве стран, что связано с: ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина дефицита госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

— долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

— стадией экономического цикла, в которой находится страна;

— текущей политикой государства.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций, стимулирующих создание новых производств, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики в условиях максимально возможного использования экономических ресурсов.

Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне производства, максимально возможно использующего имеющиеся ресурсы.

Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

Выделяют также особый вид дефицита — первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает «бремя долга» в экономике.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим.

Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета:

— кредитно-денежная эмиссия;

— долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

— увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке.

Кроме того, действует эффект Барроу, который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост.

Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях когда:

— предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;

— внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие возможности ограничены. Поэтому внешнее финансирование увеличивает внешнюю задолженность и создает проблему ее обслуживания.

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг делится на капитальный и текущий.

Капитальный — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла­чены по указанным обязательствам.

Текущий государственный долг — расходы по выплате дохо­дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению и предприятиям.

Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств.

Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет).

Проблематичность внешнего долга зависит от его структуры по срочности и актуальности к погашению, от резервов страны, масштабов и конкурентоспособности её экономики.

В практике стран с развитой рыночной экономикой внешний долг рассматривается как серьезная проблема, если:

— отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

— отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

— выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

Последствия существования значительного государственного долга (основные варианты):

1.

Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.

2. Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок (так как правительство пытается получить больший доход). Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

3. В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг.

 Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

Чистый государственный долг = государственный долг – стоимость активов правительства.

Очевидно, что ситуация весьма опасна, когда чистый государственный долг велик.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга (т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов).

Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу.

Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия — изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство при возможности снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов при необходимости срочных заимствований для государства.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже вылущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигацийпо регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа (технический дефолт) используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.к.

большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов отодвигаются сроки, и прекращается выплата доходов.

Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

Под аннулированием государственного долга (юридический дефолт) понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Существуют различные концепции регулирования государственного бюджета:

— ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

— экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

— функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

— экономический рост ведет к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет;

— правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

— бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_79999_gosudarstvenniy-dolg-vnutrenniy-i-vneshniy.html

43)Государственный внешний долг и государственные внешние активы

Государственный внешний долг и гос внешние активы.

Гос.внешнийдолг и гос.внешние активы:

-Гос. внешний долгРФ

-Гос. внешний долгсубъекта РФ

-Внешний долг передРФ

Внешний долгРФ:

-Кредиты правительствиностранных государств

-Кредиты иностранныхкоммерческих банков и фирм

-Кредиты МФКО

-Кредиты ЦБ РФ

Внешний долгсубъекта РФ:

-Кредиты иностранныхкоммерческих банков и фирм

-Кредиты МФКО

Гос. внешниезаймы:

-Еврооблигационныезаймы

-ВГВЗ –внутр.гос.валютный займ

В зависимости оттипа заемщика:

-долг правительственныхиностранных государств;

-долг иностранныхкоммерческих банков и фирм.

Верхний пределгосударственного внешнего долгаРоссийской Федерации на 1 января 2013 годав сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6млрд. евро.

По состояниюна 01.11.2011г. :

Государственныйвнешний долг Российской Федерации(включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )= 35964,4 млн. долл США (25369,9 млн. евро)

Задолженностьперед официальными кредиторами — членамиПарижского клуба,не являвшаясяпредметом реструктуризации = 577,9 млн.долларов США (407,7 млн. евро)

Задолженностьперед официальными кредиторами — нечленами Парижского клуба =1484,1 млн.долларов (1046,9 млн. евро)

Задолженностьперед официальными кредиторами — бывшимистранами СЭВ = 1043,1 млн. долларов (735,8 млн.евро)

Коммерческаязадолженность бывшего СССР = 57,8 млн.долларов (40,8 млн. евро)

Задолженностьперед международными финансовымиорганизациями = 2626,7 млн. долларов (1852,9млн. евро)

Задолженность повнешним облигационным займам = 29183,4 млн.долларов (20586,5 млн. евро), а именно:

— внешний облигационныйзаем с погашением в 2015 году = 2000 млн.долларов (1410,8 млн. евро)

-внешнийоблигационный заем с погашением в 2018году = 3466,4 млн. долларов (2445,2 млн. евро)

— внешний облигационныйзаем с погашением в 2020 году = 3500,0 млн.долларов (2469,0 млн. евро)

— внешний облигационныйзаем с погашением в 2028 году = 2499,9 млн.долларов (1763,5 млн. евро)

— внешнийоблигационный заем с погашением в 2030году = 17717,1 млн. долларов (12498,0 млн. евро)

Задолженность поОВГВЗ = 24,6 млн. долларов (17,3 млн. евро)

44) Кредит: сущность, функции, виды

Ссудный капиталпредставляет собой капитал в денежнойформе, который выдается предпринимателямна определенный срок и за определеннуюплату в виде процента.

Кредит — движениессудного капитала, ссуда, переданнаязаемщику на условиях возвратности.

Экономическаяоснова кредита – кругооборот и оборотсредств (капитала).

Сущность кредита:

-Структура кредита

-Стадии движения

-Основа кредитныхотношений.

Структура:

-Субъекты отношений

-Объект кредита –ссуженная стоимость (нереализованнаястоимость). Имеет авансирующий характер.

Стадии движениякредита:

-Размещение кредита

-Получение кредитазаемщиком

-Использованиекредита

-Высвобождениересурсов

-Возврат временнопозаимствованной стоимости

-Получение средств,размещенных в форме кредита.

Основа кредита:

-Кредит –категорияобмена

-Платный характер– порождает движение кредита каккапитала

-Возвратностькредита

-Социально-экономическаяоснова – общественный характер.

Сущность кредита- движение ссуженной стоимости на началахвозвратности в интересах реализацииобщественных потребностей.

Основные функциикредита:

-Перераспределительная

-Замещения денегкредитными операциями

-Стимулирующая.

Законы кредита– законы его движения:

-Закон возвратности

-Закон равновесиямежду высвобождаемыми и перераспределяемымиресурсами на началах возвратности

-Закон сохранениястоимости

Временный характерфункционирования кредита.

Принципы кредита:

-Возвратность

-Платность

-Целевой характериспользования

-Обеспеченность

-Дифференцированныйхарактер

-Срочность.

Формы кредита:

1.Относительнохарактера ссуженной стоимости:

-Кредитора и заемщика

-Целевых потребностейзаемщика.

2.Относительноссуженной стоимости:

-Денежная

-Товарная

-Товарно-денежная.

3.Относительнокредитора и заемщика:

-Банковская

-Коммерческая

-Государственная

-Международная

-Гражданская(личная).

4.Относительноцелевых потребностей заемщика:

-Производительная

-потребительская.

Источник: https://studfile.net/preview/436433/page:21/

Анализ внешних активов и обязательств России

Государственный внешний долг и гос внешние активы.

Внешние активы формируются объемом государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Кредиты, по которым у перечисленных субъектов образуются долговые обязательства перед Россией (как кредитором) составляют государственные внешние активы РФ. Предоставление указанных кредитов — исключительное право Российской Федерации.

Кредиты, выделяемые государством, могут быть рублевые и в иностранной валюте. Государственное кредитование регулируется определенными размерами и закрепляется федеральным законом о федеральном бюджете.

Данные о величине и строению долга зарубежных государств перед Россией по группам долговых обязательств и перечнем заемщиков предоставляются в Государственную Думу в пакете документов, направляемых параллельно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В роли ключевых групп по классификации определения чистой инвестиционной позиции являются внешние активы и обязательства резидентов, разница между которыми и дает необходимую величину.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Санкции вынудили банки и организации снизить свою опору на внешние долговые обязательства и в условиях ограниченного доступа на мировые рынки организации вынуждены в большем объеме обращаться за финансированием к внутреннему рынку, а кредитные организации (банки) — к валютному финансированию. Кроме этого, чистая валютная позиция банков держится в положительном значении, и все сектора имеют больший объем краткосрочных внешних активов, чем обязательств.

Замечание 1

При построении стратегии экономической политики государства исследование агрегатов платежного баланса и международной инвестиционной позиции играет достаточно существенную роль, например, внедрение программ экономической стабилизации, оценка нуждаемости в финансировании, связанном с воплощением данных программ в экономическую жизнь государства.

Внешний долг России в 2014 году

Определение 1

Согласно статье $122$ Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный внешний долг России — это «финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства Российской Федерации государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам кредиторам, а также долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до $1$ января $1991$ года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, проводимого за счет средств бюджета бывшего СССР».

Исследуя структуру государственного внешнего долга РФ с $2010$ по $2014$ годы и учитывая положительную динамику доходов от экспорта нефти в период $2009 — 2014$ годы, была установлена цель – минимизировать масштабы внешнего государственного долга. На $2014$ год структура внешнего долга РФ выглядела следующим образом (табл. 1):

Рисунок 1.

По прогнозам, государственный долг Российской Федерации в течение нескольких следующих лет будет находиться на невысоком уровне и в $2016$ году не должен перевалить за $15\%$ ВВП.

Несомненно, что необходимо проведение реформ реструктуризации национальной экономики, поскольку дальнейшее увеличение долга будет бесперспективным.

С некоторой степенью уверенности, можно предположить, что российскому государству предпочтительно провести ряд мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности внешних российских заимствований:

  1. Внесение корректировок в долговую стратегию и переход от направления по отсрочке платежей к сокращению долга;
  2. Конверсия внешнего долга Российской Федерации;
  3. Выработка перспективных направлений внешних займов, которые будут способствовать экономическому росту и развитию государства;
  4. Образование единой законодательной базы и выработка целенаправленной политики в сфере внешних заимствований.

Анализ обязательств России в 2015 году

Согласно данным оперативного мониторинга в $2015$ году основное сокращение обязательств российских экономических агентов перед иностранными экономическими агентами по результатам первого квартала $2015$ года снизились на $30,7$ млрд. долл. Основное сокращение обязательств пришлось на нефинансовый сектор.

Например, кредитные организации (банки) в первом квартале 2015 года под воздействием продолжающихся санкционных ограничений по привлечению капитала сократили внешние обязательства на $24,3$ млрд. долларов, погашая сгенерированный ранее долг. Небанковский сектор, к примеру, тоже снижал внешние обязательства.

Если в первом квартале $2014$ года приток иностранных инвестиций составлял $10,5$ млрд. долл., то, соответственно, в первом квартале $2015$ года он «упал» до $3,1$ млрд. долл., а задолженность по статье «ссуды и займы» сократилась на $7,1$ млрд. долл.

Статистика платежного баланса показывает, что экономические агенты использовали иностранные активы для погашения обязательств.

Динамичное уменьшение внешних обязательств частного сектора привело снижению внешнего долга РФ с $597,3$ млрд. долл. до $559,4$ млрд. долл. за первый квартал $2015$ года.

Показатель чистого принятия обязательств под влиянием санкций, практически заблокировавших доступ российских организаций к внешним займам (в млрд. долл.) $2014-2015$ гг., выглядит следующим образом (табл.2):

Рисунок 2.

Замечание 2

Экспресс анализ внешней статистики Российской Федерации на первую половину $2014$ года показал, что формальные показатели валютной ликвидности в российской экономике остались на удовлетворительном уровне. На тот момент анализ внешнего долга по обеспеченности внешними активами показал достаточное покрытие внешнего долга внешними активами.

Центральный Банк Российской Федерации предоставляет данные о состоянии международных резервов РФ. Внешние активы, доступные и подконтрольные организациям денежно-кредитного регулирования в целях удовлетворения потребностей в финансировании дефицита платежного баланса включаются в международные золотовалютные резервы государства.

Также на сайте Банка России существует отчет «Чистая позиция по внешнему долгу Российской Федерации», по статистическим показателям которого можно проследить за сегодняшним состоянием долгов России перед внешним миром и спрогнозировать экономическую ситуацию в будущем.

По состоянию на середину $2015$ года российская экономика (за вычетом правительства и ЦБ) перестала быть должником перед остальным мировым сообществом и перешла в статус кредитора. По цифрам на этот момент внешний долг РФ составлял более $500$ млрд. долл. с учетом внешних активов, состоящих на балансе российских банков и организаций.

В основной массе активы организаций и банков России краткосрочные, а долговые обязательства — долгосрочные. За последние $1,5$ года РФ смогла сократить внешнюю задолженность более чем на $100$ млрд. долл. и прирастить зарубежные активы почти на $50$ млрд. долл. и данное положение позволило выйти на баланс долгов и активов.

Валютные средства, использованные на уменьшение задолженности и наращивание внешних активов, были приобретены/получены у ЦБ.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/mirovoe_hozyaystvo/analiz_vneshnih_aktivov_i_obyazatelstv_rossii/

Studio-pravo
Добавить комментарий