Государственная служба. Понятие и виды.: Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную

Понятие, признаки и виды государственных служащих. Должности государственной службы

Государственная служба. Понятие и виды.: Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» дает следующее определение: федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Определение государственного служащего субъекта Российской Федерации идентично вышеприведенному, с той лишь разницей, что этот гражданин осуществляет служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получает денежное содержание за счет средств бюджета данного субъекта.

Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.

1. Государственным служащим признается физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.

1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.

В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации.

Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.

Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.

2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей, что предполагает:

  • наличие специального образования, позволяющего исполнять обязанности по замещаемой должности;
  • наличие необходимого стажа и опыта работы, позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные обязанности.

3.

Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы. Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица.

Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты.

Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.

4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от вида государственной службы:

  1. государственные гражданские служащие — граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со служебными контрактами и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;
  2. военнослужащие — граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях;
  3. государственные служащие правоохранительных органов — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

В зависимости от уровня государственной службы:

  1. федеральные государственные служащие — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, государственные служащие правоохранительных органов);
  2. государственные гражданские служащие субъекта РФ — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.

Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица».

Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы.

Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа.

Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.

Таким образом, на основании вышеприведенного определения можно выделить следующие существенные признаки должности государственной службы.

1. Организационная и правовая обособленность. Должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.

2. Наличие части компетенции государственного органа. Должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой соответственно наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ей.

3.

Должность государственной службы имеет первостепенное значение для замещающего ее лица, поскольку определяет не только полномочия, но и размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат. Должностям государственной службы подчинены классные чины и иные специальные звания; кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает следующие виды должностей государственной службы:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=34801

Государственная служба: понятие, принципы, функции

Государственная служба. Понятие и виды.: Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную

Государственная служба представляет собой сложный, комп­лексный и многогранный социально-правовой институт, имею­щий правовые, экономические, социальные и организационные основы и устои. Это — неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности.

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а, следовательно, общепринятое понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная служба понимается в широком и узком смысле.

Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом.

Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы.

В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы — это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспеченияих полномочий.

Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности.

Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфические элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права — административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Деление государственной службы на виды обусловлено федеративным устройством Российской Федерации, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности.

В соответствии с принципом федерализма различаются:

а) Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации;

б) государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаясяв их ведении.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находящаяся лишь кадры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи являются лицами, замещающими государственные должности государственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности на них не распространяется действие Закона об основах: государственной службы).

Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы:

1. Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.

Требования к кандидату на государственную должность обуславливаются характером должностных обязанностей.

Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществленияими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функций, xapaктерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах государственной службы установлены правила, которыми он должен руководствоваться.

Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение; и в) вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

10. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Она должна занимать особое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти.

Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой нарушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ведет к правовому нигилизму.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

11. Внепартийности государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и обязаны руководствоваться законодательством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять Религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т.д. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций. Однако надежные правовые гарантии стабильности государственной службы административному праву Российской Федерации неизвестны.

Управленческая деятельность государственных служащих в силу специфики объективных социально-правовых характеристик — их статуса — представляет собой сложную систему отношений, кото­рая включает в себя триединство взаимодействий:

• с государством по поводу исполнения государственными служащими делегированных им полномочий;

• с гражданами в вопросах защиты их прав и законных инте­ресов и опосредования их отношений с государством;

• внутри самой социально-профессиональной группы государственных служащих в интересах согласования усилий для достижения целей государства, создания здорового мораль­но-психологического климата на рабочем месте и условий для самореализации каждого из них.

Государственная служба предназначена, прежде всего, для го­сударственного управления, поэтому в рамках государственной службы как профессиональной деятельности государственное уп­равление представлено в качестве ее основной функции.

Государ­ственная служба организует прогнозирование процессов, сбор информации, подготовку проектов решений, их разъяснение, ко­ординацию действий, контроль.

Важной функцией государствен­ной службы как профессиональной деятельности является орга­низация работников аппарата на выполнение управленческих за­дач.

В рамках этой функции особое значение имеет специализация должностей, отбор кадров, распределение обязанностей между служащими, а также их учеба и др. Самостоятельной функцией является обеспечение ответственности, исполнительной дисцип­лины и эффективности государственной службы.

Важнейшей функцией государственной службы как социаль­ного института является реализация интересов, прав и свобод граждан, что обусловливается Конституцией РФ и соответствую­щим принципом организации государственной службы.

Другая функция — производство государственных услуг — определяется изменением роли государства: его социальный характер зависит, главным образом, от степени удовлетворения общества высоко-качественными услугами (образование, здравоохранение, безопас­ность и др.).

Среди правовых функций на первый план выдвигается функ­ция соблюдения Конституции РФ, реализация законов государ­ства, что определяется первым принципом организации государ­ственной службы. Другой важной функцией является разработка проектов законов и нормативных актов, что входит в задачу госу­дарственного управления.

Функции государственной службы как отношения государства и служащего отражают задачи по защите государственных служа­щих, созданию благоприятных правовых и социальных условий для их работы.

Однако правовые нормы, регулирующие эти три отношения, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Деятельность и поведение государ­ственного служащего определяется этическими принципами и нормами.

4. Управление в государственной службе и коммерческой организации: общее и особенное

Менеджмент в государственной службе — это специальный менеджмент, который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого.

Реализация каждой функции менеджмента и в государственной службе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов.

1.Цель — развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.

2.В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации — доход.

3.Государство отчитывается перед избирателями — форма отчетности, коммерческой — перед акционерами.

4.Степень ответственности — государство несет ответственность перед народом.

5.Система стимулов в коммерческой организации – материальное стимулирование. В государственной службе — льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_81545_gosudarstvennaya-sluzhba-ponyatie-printsipi-funktsii.html

2. Понятие государственной службы (?)

Государственная служба. Понятие и виды.: Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную

Государственнаяслужба — центровой для административногоправа институт. Государственнаяслужба — профессиональная деятельностьгосударственных служащих по обеспечениюисполнения полномочий государственныхорганов.

В РФ правовойосновой государственной службы является:

1.Указ ПрезидентаРФ от 22 дек 1993г. №2267 “Об утвержденииположения о федеральной государственнойслужбе”.

2.Фед закон “Обосновах государственной службы РФ” от5 июля 1995г.

3.Указ ПРФ “ Огосударственных должностях в РФ” 11января 1995 г № 32.

4.Указ ПрезидентаРФ № 33 “О реестре государственныхдолжностей федеральных государственныхслужащих”. 5.Конституция РФ.

6.КЗоТ.

7.Закон от 11 февраля1993г “ О воинской обязанности”.

8.Закон РФ от 22января 1993г “О статусе военнослужащих”.

9. Закон РФ от 24июня 1994г “О федеральных органахналоговой полиции”.

Виды государственнойслужбы(в зависимости от несколькихкритериев):

1.принципфедерализма- вся государственнаяслужба делится на:

-а) федеральнуюгосударственную службу (КРФ ст. 71);

-б) государственнаяслужба субъектов РФ. Будет создано 89актов субъектов, закон об основах + рядзаконов о прохождении государственнойслужбы. В совместном ведении РФ исубъектов находится только кадрысудебных и правоохранительных органов.В основном утверждение судов — прерогативапрезидента РФ.

2.по принципуразделение властей:

-а) служба в органахпредставительной;

-б) исполнительной;

-в) судебной власти.

3.Иногда гос.службу делят на:

-а) гражданскую;

-б) милитаризованную.

Существует двапонимания госслужбы:

-госслужба — аппарат;

-госслужба — все,вплоть до государственных предприятий.

Госслужба строитсяна принципах:

(правовые)

1.принцип верховенстваконституции и федеральных законов надиными нормативно-правовыми актами приисполнении государственными служащимидолжностных обязанностей.

2.приоритета прави свобод человека и гражданина и ихнепосредственного действия.

3.единства системыгосударственной власти и разграниченияпредметов ведения и полномочий междуРФ и субъектами.

4.принцип разделениявластей.

5.равного доступак государственной службе.

(организационные)

6.принципобязательности решений для государственныхслужащих, принятых вышестоящими органами.

7.единства основныхтребований предъявляемых к госслужбе.

8.профессиализмаи компетенции госслужащих.

9.принцип гласности.

10.ответственностиза принимаемые решения и неисполнениеслужебных обязанностей.

11.внепартийностьгосслужащих, отделение религиозныхобъединений от государства.

12.принцип стабильностикадров государственных служащих.

Каждое государствозаинтересовано, чтобы состав чиновниковбыл стабилен, поэтому во всех системахесть деление на политических служащих- следуют судьбе своей политическойдеятельности; икарьерных— стабильныйкруг служащих, не меняются при переменевласти.

Билет №7

1. Граждане как субъекты административного права

Дляхарактеристики административно-правовогостатуса физических лиц следует сначаларазобрать такие понятия, как административнаяправоспособностьи административнаядееспособность.

Вступитьв административные правоотношенияможет лишь лицо, обладающее административнойправоспособностью. [Исходяиз определения правоспособности вообщекак способности гражданина иметь праваи нести обязанности, административнуюправоспособность можноопределить как способность гражданинаиметь административные права и нестиадминистративные обязанности].

Административнаяправоспособность возникает, к счастью,с момента рождения гражданина ипрекращается, к сожалению, его смертью.[Пост. 19 К РФ у всех граждан равный объёмправ и обязанностей: «1. Все равны передзаконом и судом. /абзац/2.

Государствогарантирует равенство прав и свободчеловека и гражданина независимоот пола,расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств.

/абзац/Запрещаются любые формы ограниченияправ граждан по признакам социальной,расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности. /абзац/3. Мужчинаи женщина имеют равные права и свободыи равные возможности для их реализации».

/Получается,что кроме мужчин и женщин у нас есть идругие полы, иначе зачем бы их быловыделять отдельно?!/Но в действительности правоспособностьможет быть ограничена, ZB.

,в соответствии с действующимзаконодательством о воинской службе,к службе в рядах вооружённых сил непризываются граждане с заболеваниямиопределённого рода [это– своего рода ограничение правоспособности,однако, суровая российская действительностьтакова, что если даже гражданин на моментпризыва с этой точки зрения обладалнеограниченной правоспособностью, тоуже во время службы правоспособностьвсех граждан обычно уравнивается, аотдельные граждане даже нарочноуравнивают себя в правоспособности снепризываемыми, нанося себе различногорода увечья].Или, ZB.,по уголовному законодательству имеетсяспециальное наказание – лишение правазаниматься определённой деятельностью,лишение специального звания или классногочина [жальтолько, что не предусмотрена возможностьлишения права заниматься политикой, ато сидят себе всякие, кто в Варшаве, ктов Париже, и заявляют, что как толькоуголовные дела на них будут закрыты,они сразу вернутся обратно продолжатьзаниматься политикой, что в их пониманиисуть то же, что и воровство; и никакиеуговоры прокуроров не могут их побудитьизменить своё решение].Или ещё, ZB.:закон о чрезвычайном положении (12.05.91)предусматривает ограничениеправоспособности не одного, а сразувсех лиц, проживающих на территории,где введено такое положение: при введениичрезвычайного положения вводитсякомендантский час, могут создаватьсявнеконституционные, ZB.,военные органы управления [интересенвопрос, почему во время широкомасштабныхвоенных действий в Чечне ни военного,ни чрезвычайного положения введено небыло? – Ответ на него очевиден дляВеремеенко: чтобы не ограничиватьправоспособность граждан!].Однако эти исключения лишь подтверждаютобщее правило: все граждане обладаютравной правоспособностью].

Вотличие от административнойправоспособности, административнаядееспособность(т.е. способностьграждан приобретать административныеправа и обязанности),конечно же, не у всех одинакова.

Во-первых,она возникает с 18, а в некоторых случаях,с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18, а внекоторых случаях, 16 лет граждане необладают дееспособностью, в т.ч. иадминистративной.

Во-вторых,естественно, что дееспособностьиммигрантов, переселенцев, инвалидов,участников ВОВ, героев РФ, героев СССРразлична.

Акроме того, определённые права могутбыть приобретены гражданами в процессереализации своих конституционных прав:особой дееспособностью обладаютохотники, дееспособность ректора истудентов МГИМО различна.

Правоспособность– это, прежде всего, правароссийскихграждан.

1)Правограждан участвовать в управлениигосударством как непосредственно, таки через своих представителей.

2)Правограждан на объединение (закон обобщественных объединениях реализуетэто конституционное право).

Основаниемдля объединения является общностьинтересов [бываютприличные и не очень: Лига ГомосексуалистовМосквы – субъект административно-правовыхотношений, так как любое объединениедолжно быть зарегистрировано (в советскиевремена такого рода объединение труднобыло даже себе представить)].Право на объединение строится наопределённых принципах – добровольность,равноправие, самоуправление.

3)Правограждан на проведение митингов,демонстраций, шествий и т.д. Закон опорядке их организации и проведения от280688 устарел, однако есть УПРФ от 250592 опорядке проведения собраний, митингов,шествий и демонстраций (хотя регулированиеэтих вопросов и выходит за пределыполномочий президента).

Но ни там, нитам не определена ответственность заорганизацию несанкционированныхмитингов – только за участие в них (атак ведь могут замести и случайнопроходившую мимо бабку!) Åне определена ответственность должностныхлиц, запретивших без оснований проведениемитингов (и т.д.

); не определено также,каков их порядок: уведомительный илиразрешительный.

4)Правограждан обращаться в государственныеорганы с заявлениями, предложениями ижалобами – регулируется тж. закономРСФСР от 270491 (кроме УПВС 1968 г.) обобжаловании действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан.

5)Правона свободу и личную неприкосновенность[ограничениевозможно лишь по решению судебныхорганов].

6)Правона неприкосновенность жилища – лучшаяего гарантия – металлическая дверь.

[Сновамысли вслух: «как начинаем говорить оправах, начинается беспредел – парадокссовременной России: никогда не говорилио правах так, как сейчас, но нарушалиих, по крайней мере, не более нынешнего(за исключением Сталинского режима,хотя и тогда, в 35–37 гг. в местах лишениясвободы находилось ~1500000человек, в то время как сейчас ~2000000)]

7)Правона передвижение, выбор места проживанияи жизни – закон от 230693; кроме права, какэто и принято на Руси, есть оговорка:правительство утвердило 170695 правила орегистрации – определённое ограничение.[Взявна себя обязательство (среди прочих) оботмене прописки при вступлении в СоветЕвропы, через некоторое время ’блудливоухмыльнувшись’ ввели регистрацию]

8)Правоискать, передавать и производитьинформацию [хочетсясказать: «И дезинформацию!» – чемстрадают наши СМИ, т.к. за это не установленоответственности]– закон РСФСР от 271291 о СМИ Åограничения этого права – закон от230793 о государственной тайне.

9)Правона возмещение вреда, причинённогогосударственными органами и должностнымилицами за счёт казны (!), хотя она иопустела…

Обязанности.

1)Своевременноплатить налоги [вэтом вопросе государство и гражданедруг друга стоят: какие налоги – так ихи платят – во всём мире есть понятиеуклонения от уплаты налогов, но нигденет такого понятия, как система уклонения(!), что связано с традицией и их размерамиÞнадо не только менять закон, но и чтобыграждане убедились, что налоги не тольконадо, но иногда и выгодно платить].

2)Соблюдатьзакон.

3)Защищатьотечество.

Т.о.баланс прав и обязанностей с советскихвремён изменился в сторону прав Þзавоевание демократии, но права надоещё и реализовать…

Иностранныеграждане,по общему правилу, обладают теми жеправами, за некоторыми ограничениями[избирательноеправо, защита отечества, поступлениена государственную службу и т.д.]

Ихправовой статус регулируется в основномактами бывшего СССР брежневского периода(Þне так уж тоталитарен был тогдашнийрежим) – закон от 240681 о правовом положениииностранных граждан в СССР Åправила пребывания иностранных гражданв СССР, утверждённые правительствомСССР в 91 г.

Т.о.,основные конституционные права иобязанности составляют фундаментадминистративно-правового статуса, впервую очередь, российских граждан.Существует тж. специальныйадминистративно-правовой статус.

Источник: https://studfile.net/preview/636107/page:9/

Понятие и признаки государственной службы

Государственная служба. Понятие и виды.: Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную

Понятия «служба», «государственная служба» достаточно многогранны и могут использоваться в разных значениях[76]. Принципиальное отличие службы от иной трудовой деятельности обычно объясняют тем, что служба связана не с производством материальных благ, а выполнением иных социально полезных функций.

Официальное определение государственной службы содержится в статье 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[77] (далее – Федеральный закон № 58-ФЗ):

«Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации)».

Для правильного понимания сущности государственной службы, ее следует отличать от иных, близких по тем или иным признакам видов деятельности.

Прежде всего, государственную службу следует отличать от деятельности лиц, работающих в различных государственных организациях (научных, образовательных, производственных, медицинских и т.п.), но не связанных с осуществлением публично-властных функций.

Кроме того, государственную службу следует отличать от деятельности лиц, замещающих должности, связанные с осуществлением политической деятельности. Для обозначения этой категории лиц закон использует понятие «лица, замещающие государственные должности».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 58-ФЗ «Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, настоящим Федеральным законом не регулируется». Сводный перечень государственных должностей утвержден Указом Президента РФ от 11.01.

1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[78].

В него, в частности включены должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, федеральных министров, председателей Совета Федерации и Государственной Думы, членов комитетов комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, Генерального Прокурора РФ, судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной Палаты РФ и др.

Правовой статус лиц, замещающих государственные должности, регулируется различными нормативными правовыми актами[79]. У каждой из этих должностей свой правовой статус и своя система источников, его устанавливающих. Поэтому единый правовой статус государственных служащих на них не распространяется.

Как видно из приведенного выше определения, государственные должности создаются для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. А государственные служащие призваны обеспечивать исполнение ими своих полномочий.

Также государственную службу следует отличать от трудовой деятельности работников, выполняющие технические функции в государственных органах (водители, рабочие по обслуживанию оборудования, уборщики и т.п.). Таким образом, государственную службу нельзя отождествлять с любой деятельностью в государственном аппарате.

Можно выделить следующие признаки государственной службы:

– государственная служба носит публичный характер, т.е. ориентирована на реализацию и защиту интересов всего общества;

– государственная служба осуществляется в государственных органах;

– она связана с реализацией властных полномочий, с подготовкой, принятием управленческих решений, контролем за их исполнением;

– государственная служба – это профессиональная деятельность, требующая специальной подготовки, образования, определенных знаний и практических навыков, этим государственная служба отличается от общественной и политической деятельности;

– государственная служба обеспечивает практическую реализацию функций государства, государственные служащие выступают от имени государства, представляют его в отношениях с гражданами и организациями;

– государственная служба предполагает обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само их исполнение;

– государственная служба предполагает в основном работу с информацией, ее обработкой и анализом в рамках управленческого цикла, непосредственно материальных благ государственные служащие не создают;

– государственные служащие получают денежное содержание только из государственного бюджета.

Система государственной службы в соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ включает в себя:

1) государственную гражданскую службу, которая подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ;

2) военную службу;

3) государственную службу иных видов.

Военная служба и государственная служба иных видов являются видами федеральной государственной службы, они регулируются только федеральными законами.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

В статье 3 Федерального закона № 58-ФЗ закреплены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) законность;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Перечисленные принципы направлены на обеспечение эффективного функционирования государственной службы как публично-правового института. Они распространяются на все виды государственной службы.

Предыдущая10111213141516171819202122232425Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 7092; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-62022.html

Виды государственной службы

Государственная служба. Понятие и виды.: Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования.

Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г.

не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, — это государственной гражданской службы.

Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества.

 При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия. 

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды: 

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов. 

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной.

Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов.

Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники. 

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы. 

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации. 

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на: 

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст.

6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы.

Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennoe-upravlenie/vidy-gosudarstvennoj-sluzhby/

Studio-pravo
Добавить комментарий