Государственная должность: понятия, виды, способы замещения

Понятие и виды должностей

Государственная должность: понятия, виды, способы замещения

Научное определение должности состоит в том, что часть организационной структуры органа, обособленную и закрепленную в официальных документах, с соответствующей частью компетенции органа, предоставленной лицу – служащему в целях ее практического осуществления.

Должность – понятие, которое служит связующим звеном между организацией государственной службы и деятельностью человека. У должности два аспекта: 1 аспект – организационный, 2 – функциональный.

Д.Н. Бахрах считает, что должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. На практике различаются формальный (служебный, должностной) и неформальный (персональный, личностный) статус служащего.

Установление должности означает закрепление её точного наименования, положения в системе организации, основных функций, способа замещения и требований к лицу, которое может замещать должность.

Должности в государственном аппарате подразделяются на государственные должности и должности государственной службы.

Государственные должности устанавливаются в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государства и его органов.

Должности государственной гражданской службы устанавливаются штатным расписанием государственных органов в соответствии с реестрами должностей государственной гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности.

В зависимости от вида службы должности государственной службы подразделяются на следующие виды:

1) должности федеральной государственной гражданской службы;

2) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3) воинскиедолжности;

4) должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы. Так, должности гражданской службы, в соответствии со ст. 9 ФЗ о государственной гражданской службе подразделяются на категории и группы. К категориям относятся:

— руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений;

помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий;

специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые;

обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

Должности гражданской службы подразделяются на группы в рамках категорий:

1 «руководители», «помощники (советники)» подразделяются на высшие, главные, ведущие;

2) «специалисты» подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие;

3) «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главные, ведущие, старшие, младшие.

Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с группой замещаемой должности, присваиваются классные чины[2], дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

Служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Все должности государственной службы содержатся в Сводном реестре должностей государственной службы Российской Федерации. В него включаются федеральные перечнидолжностей, утверждаемые Президентом РФ: а) перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; б) перечни типовых воинских должностей; в) перечни типовых должностей правоохранительной службы.

В субъектах Федерации законом или иным нормативным правовым актом утверждается реестрдолжностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_34069_ponyatie-i-vidi-dolzhnostey.html

21. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы рф. Принципы государственной гражданской службы

Государственная должность: понятия, виды, способы замещения

В соответствиис Законом РФ «Об основах государственнойслужбы в Российской Федерации» от 5 июля1995 г. государственная служба-профессиональная деятельность пообеспечению исполнения полномочийгосударственных органов.

Государственнаядолжность— должность в федеральныхорганах государственной власти, органахгосударственной власти субъектовФедерации, а также иных государственныхорганах, образуемых в соответствии сКонституцией РФ, с установленным кругомобязанностей по исполнению и обеспечениюполномочий данного государственногооргана, с денежным содержанием иответственностью за исполнение этихобязанностей.

Государственныедолжностиделятся:

  • на должности категории «А» (политико-судебные) — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (напр., Президент РФ);
  • на должности категории «Б» (патронатные) — должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственно го Обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (напр., рабочий аппарат Президента РФ);
  • на должности категории «В» (административные) — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (напр., секретари и т. д.).

Видыгосударственной службы:

  • федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ;
  • государственная служба субъектов Федерации, находящаяся в их ведении.

Принципыгосударственной службы:

  • верховенство Конституции РФ и иных ФЗ;
  • приоритет прав и свобод человека, их непосредственного действия;
  • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации;
  • разделение властей;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
  • единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • гласность в осуществлении государственной службы;
  • ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
  • стабильность кадров государственных служащих.

22. Государственная должность (понятие, виды, способы замещения)

Федеральныезаконы «О системе государственнойслужбы Российской Федерации» и «Огосударственной гражданской службеРоссийской Федерации» устанавливают,что государственным служащим являетсягражданин РФ, исполняющий обязанностипо должности государственной службыза денежное вознаграждение. Такимобразом, статус государственногослужащего определяется как минимумдвумя условиями: замещение государственнойдолжности, которая учреждена государствомили государственным органом, и получениеквалификационного разряда (специальногоранга, классного чина, звания).

С организационнойточки зрения должность представляетсобой определенную структурную единицу,находящуюся в системе государственнойслужбы.

В этом смысле должностьявляется независимой от самогогосударственного служащего, т. е. отконкретного лица, ее занимающего.

Должность также определяет круг задач,которые передаются одному государственномуслужащему или группе служащих, занимающиходнотипные должности в государственныхорганах.

Необходиморазграничивать такие понятия, как«учреждение государственной должности»и «замещение государственной должности».Учреждение государственной должности— это порядок установления государственнойдолжности уполномоченным субъектом(государственным органом, должностнымлицом) в структуре самого государственногооргана.

Должности федеральнойгосударственной гражданской службыучреждаются федеральным законом илиуказом Президента РФ; должностигосударственной гражданской службысубъектов РФ учреждаются законами илииными нормативными правовыми актамисубъектов РФ с учетом положенийФедерального закона «О государственнойгражданской службе Российской Федерации»в целях обеспечения исполнения полномочийгосударственного органа либо лица,замещающего государственную должность.Учрежденные государственные должности(или должности государственной службы)перечисляются в Реестре государственныхдолжностей или в Реестре должностейгосударственной гражданской службыРоссийской Федерации. Замещениегосударственной должности — это способпоступления гражданина на государственнуюслужбу (назначение, избрание, конкурс).

В действующемроссийском законодательстве огосударственной службе государственнаядолжность определяется как должностьв федеральных органах государственнойвласти, органах государственной властисубъектов РФ, а также в иных государственныхорганах, образуемых в соответствии сКонституцией РФ, с установленными кругомобязанностей по исполнению и обеспечениюполномочий данного государственногооргана, денежным содержанием иответственностью за исполнение этихобязанностей. Таким образом, законодательнозакрепляются следующие составляющиеэтого понятия:

  1. должность — это структурная единица государственных органов;

  2. она учреждается в установленном законодательством порядке;

  3. устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа;

  4. включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Законопределяет систему и модель государственнойслужбы по организационно-должностномукритерию, устанавливая перечень и видыдолжностей государственной службы ихарактеризуя их.

Из системы этихдолжностей исключаются государственныедолжности Президента РФ, ПредседателяПравительства РФ, председателей палатФедерального Собрания РФ и некоторыхдругих лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации и еесубъектов.

Федеральныйзакон «О системе государственной службыРоссийской Федерации» определяетгосударственную службу как профессиональнуюслужебную деятельность граждан РФ пообеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов);
  • субъектов РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ).

Деятельностьлиц, которые замещают государственныедолжности Российской Федерации, и лиц,замещающих государственные должностисубъектов РФ, Федеральным законом «Осистеме государственной службы РоссийскойФедерации» не регулируется. Их правовойстатус устанавливается специальнымифедеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами.

Источник: https://studfile.net/preview/3299911/page:15/

Государственная гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения

Государственная должность: понятия, виды, способы замещения

28. Государственная гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения

Понятие государственной должности гражданской службы. Классификация государственных должностей гражданской службы. Квалификационные требования к государственным должностям гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Классные чины государственной гражданской службы Понятие государственного гражданского служащего

Должность – часть полномочий государственного органа, самая маленькая частица государственной власти.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1)руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2)помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3)специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4)обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1)высшие должности гражданской службы; 2)главные должности гражданской службы; 3)ведущие должности гражданской службы; 4)старшие должности гражданской службы; 5)младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Квалификационные требования по должностям гражданской службы устанавливаются к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.

Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований по должностям категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований по должностям категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности устанавливаются для федеральных гражданских служащих указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ – законодательным актом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Классные чины гражданской службы

1. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

3. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

4. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

5. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

6. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

7. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

8. Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

9. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

10. Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.

11. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

12.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется указом Президента Российской Федерации.

… и органов юстиции, научно — исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации выполняет функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации, а также функции полномочного органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для …

… ресурсов, и экономика по своей сути так и останется затратной.

Таким образом, подводя итог, сделаем следующий вывод: Государственное управление в сфере электроэнергетики — совокупность функций и практическая деятельность государственных органов административно Г правового характера, направленных на координацию деятельности в сфере экономики Российской Федерации, включающей в себя комплекс …

… снабжения Вооруженных Сил РФ, а также нормы натурального и денежного довольствия военнослужащих. 2.

Система органов и организация государственного управления в области безопасности и внутренних дел.

Государственная безопасность- это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект …

… административной юстиции, о чем см. далее.

Административно-правовые методы Административно-правовой метод — это способ, прием осуществления функций исполнительной власти в процессе государственного управления.

Наиболее универсальными методами, используемыми в управленческом процессе, являются убеждение, поощрение и принуждение. Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/142449/11

Государственная должность: понятие, виды, категории. Реестр государственных должностей Республики Башкортостан

Государственная должность: понятия, виды, способы замещения

Государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность – это необходимый элемент государственной службы.

Должность – учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица аппарата, определяющая объем и содержание полномочий занимающего ее лица.

Эта организационно-правовая категория присуща только служащим; другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.

Таким образом, должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего.

Должность характеризует организационный статус, то есть круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение.

Итак, государственная должность – это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компенсации государственному служащему.

Или, как определяет Закон РФ о государственной службе, государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти в субъектах России, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Есть две большие группы государственных должностей:

1.

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации − должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Лица, занимающие эти должности, не являются государственными служащими и не входят в систему государственной службы. По существу это политические руководители.

2. Должности государственной службы. Должности государственной службы подразделяются на:

· должности федеральной государственной гражданской службы;

· должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

· воинские должности;

· должности правоохранительной службы.

В соответствии с законом «О системе государственной службы в РФ» должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Лица, замещающие эти должности, являются государственными служащими. Государственным служащим присваиваются специальные звания и классные чины.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы.

Работники, замещающие эти должности, относятся к техническому персоналу. Обычно это обслуживающие рабочие, водители, уборщицы и т.д.

Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется не законами о государственной службе, а законодательством Российской Федерации о труде.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Кроме того, должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей государственной службы. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

Ú перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

Ú перечни типовых воинских должностей;

Ú перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы РБ утверждается Указом Главы РБ с учетом структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1 1 Раскройте понятие «государственная должность».

2 Чем отличаются государственные должности Российской Федерации от государственных должностей государственной службы7

3 На какие категории подразделяются должности государственной гражданской службы РФ?

4 На какие группы подразделяются должности государственной гражданской службы РФ?

5 Кого можно отнести к категории «обеспечивающие специалисты»?

6 Что включает в себя реестр должностей государственной службы?

Тесты для самопроверки

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1976; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-18789.html

Понятие гос-ой должности и способов ее замещения

Государственная должность: понятия, виды, способы замещения

Должность государственной службы характеризуется рядом признаков. Прежде всего, она является первичной структурной единицей государственного органа, находится в основе его штатного расписания и структуры.

Должность государственной службы предназначена для обеспечение исполнения полномочий государственного органа или лица, замещающего государственную должность. В этом состоит основное содержание должности государственной службы и ее назначение.

Учреждение должностей государственной службы осуществляется только в правовой форме: федеральными законами, указами Президента РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Важным в характеристике должности государственной службы является то, что она имеет закрепленную компетенцию в пределах компетенции государственного органа, в составе которого она учреждена.

Кроме того, по каждой должности государственной службы установлена ответственность за надлежащее исполнение служебных обязанностей. По каждой должности государственной службы установлено денежное содержание за счет государственного бюджета. Расходы на денежное содержание по должности государственной службы являются расходным обязательством РФ или субъекта РФ.

Должность государственной службы — учрежденная федеральным законом, иным правовым актом РФ, законом или иным правовым актом субъекта РФ первичная структурная единица с закрепленным объемом полномочий по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и денежным содержанием за счет средств государственного бюджета.

Все должности государственной службы включены в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, который состоит из реестра должностей федеральной государственной службы и реестров должностей государственной гражданской службы субъектов РФ.

Способы замещения государственных должностей. Прием граждан на государственную службу проводится дифференцированно, в зависимости от категории и группы, к которой принадлежит государственная должность государственной службы.

Он включает: процедуры замещения и назначения.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное соответствующим органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, указа, приказа и др. Назначение граждан на государственную службу завершает процесс замещения должности и оформляется приказом по государственному органу.

Замещение должности — это способ приобретения государственным служащим должностного статуса, оформленного назначением. К числу основных способов замещения должностей следует отнести: конкурс, избрание, выбор, выборы.

Все эти способы нашли отражение в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995Г.

№ 119 — ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и в законах о государственной службе субъектов РФ.

Конкурсное замещение должности — это выявление из числа кандидатов на замещение должности человека, наиболее соответствующего требованиям должности. Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее 2-х претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов; критерии оценки претендентов; процедуры проведения конкурса (16, стр.344).

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность.

Основным способом замещения вакантных государственных должностей государственной службы является конкурс документов и конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного из претендентов специально уполномоченным коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как правило, обязательное наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания.

Количество претендентов не обязательно должно быть более одного. Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного из кандидатов соответствующим органом, либо соответствующим должностным лицом.

Этот способ замещения должности не обязательно предполагает гласное обсуждение кандидатов (или их документов) и мотивов выбора уполномоченного органа.

Этот способ замещения должностей присущ для группы младших должностей государственной службы категории «В», а также для государственных должностей государственной службы категории «Б». Ряд государственных должностей категории «А» также замещается при помощи этого способа, например, министры, судьи.

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность путем ания (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями.

Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности.

Это наиболее распространенный способ замещения государственных должностей депутатского корпуса, руководителей глав администраций и руководителей представительных органов власти субъектов РФ.

Профессиональный отбор проводится после того, как выяснилось, что претендент на государственную должность соответствует формальным и социальным критериям отбора. Такой метод выполняет роль защитного механизма общества от непрофессионалов, людей не только не владеющих соответствующими профессиональными качествами, но и не способных их приобрести в будущем.

Государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств государственного бюджета.

Виды государственных служащих:

  • 1) государственных служащих можно подразделить в зависимости от видов государственных органов, в которых они проходят службу, на государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов.
  • 2) По федеративному признаку государственные служащие могут быть федеральными или государственными служащими субъектов РФ.
  • 3) По функциональному назначению государственные служащие подразделяются на государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих.
  • 4) По особенностям правового статуса и условий прохождения государственной службы государственные служащие подразделяются на гражданских и милитаризованных государственных служащих.
  • 5) Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий, которая предусматривает подразделение государственных служащих на:
  • 5.1 ) должностных лиц, которые реализуют внутриорганизационные и внешние полномочия государственных органов (особой разновидностью должностных лиц являются представители административной власти, которые реализуют государственно-властные полномочия в отношении лиц, не подчиненных им по службе);
  • 5.2 )оперативный состав, который обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем реализации их задач и выполнения специфических функций данных государственных органов;
  • 5.3 ) вспомогательно-технический состав, который обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем совершения обеспечительных операций, не реализующих задачи органов, и выполнения общих для любых государственных органов функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.)

Сведения о государственных служащих включаются в Сводный реестр государственных служащих РФ.

Указанный реестр состоит из реестра федеральных государственных служащих, который включает в себя реестры федеральных государственных служащих всех федеральных государственных органов, а также из реестров государственных гражданских служащих субъектов РФ, которые включают в себя реестры государственных гражданских служащих всех государственных органов субъектов РФ.

28 Обязанности и права государственного служащего

Права и обязанности государственных служащих подразделяются на общегражданские и служебные. Общегражданские права и обязанности государственных служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной службы.

Служебные права делятся на: 1) общие для всех государственных служащих, 2) специальные, обладание которыми зависит от замещения конкретной должности.

К общим служебным правам государственных служащих относятся, в частности, такие права:

— знакомиться с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критериями оценки качества работы и условиями продвижения по службе, а также с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения ими должностных обязанностей; — получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; — посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности; — принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; — на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации; — на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; — на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции и др.

Среди общих обязанностей государственных служащих можно выделить такие обязанности, как:

  • — обеспечивать поддержание конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ; — обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; — исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • — в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним обоснованные решения на основе и в порядке, установленном законодательством; — соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • — хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

Возлагая на государственных служащих определенные обязанности, законодательство предусматривает определенные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий не вправе: — заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой; — быть депутатом законодательных (представительных) органов или органов местного самоуправления; — заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; — состоять членом органа управления коммерческой организации; — быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает; — использовать в неслужебных целях материально-технические, финансовые, информационные средства и др.; — получать гонорары за выступления и публикации, вознаграждения от физических и юридических лиц; — принимать участие в забастовках и т.д.

Источник: https://studwood.ru/862148/pravo/ponyatie_dolzhnosti_sposobov_zamescheniya

Основы государственной службы и кадровой политики

Государственная должность: понятия, виды, способы замещения

Способы замещения государственных должностей, в том числе гражданской службы, возможны разные. Отбор персонала, т.е. прием на гражданскую службу или выдвижение на вышестоящую должность гражданской службы, завершается замещением должности государственной гражданской службы на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Замещение должности — это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.

К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы. Все они имеют свои методики и техники отбора и отражены в законодательных актах Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст.

22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» № 112 от 1 февраля 2005 г.

Конкурс на замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности.

Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.

Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания.

Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации.

Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.

Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора.

Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства.

Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность одного путем ания (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями электоратом. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности, не требующим утверждения.

Это основной способ занятия высших государственных должностей и органов местного самоуправления, а также должностей в общественных объединениях, политических партиях, научных и других организациях. Всенародные выборы Президента РФ типичный пример данного вила замещения государственной должности.

К этому типу замещения должности относятся выборы председателя политической партии, президента Российской академии наук и т.д.

Источник: https://isfic.info/gossab/civserv72.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий