Германская модель: Стилистическая особенность германской модели состоит в том, что она

Германская модель экономики

Германская модель:  Стилистическая особенность германской модели состоит в том, что она



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели — это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, — а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.

Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции.

Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

— индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

— социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

— антициклическое регулирование;

— стимулирование технологических и организационных инноваций;

— проведение структурной политики;

— защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны.

Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений.

Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.

) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды.

Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании.

Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров [15].

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% [14].

Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель [13].

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции.

Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу.

Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств.

Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.

· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

· в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

· в социальной области — возрастание среди традиционных факторов производства (труд — капитал — технологии — природные ресурсы) значения человеческого фактора — высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты.

Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.

Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой.

В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения.

Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики [1, с.79].

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг.

цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения — в 4, в то время как на потребительские товары — только в 2 раза. Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции.

В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства.

При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели — полной занятости и равенства — видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям.

Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели — низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Источник: https://megapredmet.ru/1-28025.html

Немецкая модель корпоративного управления: главные признаки и преимущества

Германская модель:  Стилистическая особенность германской модели состоит в том, что она

Корпоративное управление характеризуется системой взаимосвязей акционеров с руководством компании и системой механизмов, с помощью которых акционеры могут контролировать работу компании и деятельность ее руководителя. Различают несколько видов корпоративных моделей: англо-американская модель (аутсайдерская), немецкая модель (инсайдерская), японская и семейная.

Англо-американская и германская модели максимально разные, в то же время между ними есть множество схожих моделей, перенявших те или иные особенности основных. К примеру, в Германии и Австрии используется чисто германская, ничем не разбавленная форма корпоративного управления, а вот в скандинавских странах, как и во Франции, применяются отдельные аспекты этой модели.

Немецкая система управления

Немецкая (или германская) модель управления очень схожа с японской, поэтому иногда ее называют японо-германской. Однако определенные различия между ними все-таки есть.

Основателем германской модели корпоративного управления считается социолог, ученый и экономист, живший в начале XX века, Маркс Вебер.

Вскоре она получила распространение в Германии, Австрии, Швейцарии и других западных странах, оставаясь актуальной и в наше время.

Обычно немецкая управленческая модель используется в двух случаях:

  1. Низкая степень развития рынка акций.
  2. Сосредоточение акционерного капитала в руках различных институциональных инвесторов и небольшая его доля у частных инвесторов.

Структура модели

Можно выделить 3 уровня структуры управления в Германии.

  • Высший орган управления – общее собрание акционеров. Оно призвано решать следующие вопросы:
  1. выбор и освобождение членов правления и наблюдательного совета,
  2. назначение аудитора,
  3. разработка различных дополнений и изменений в устав компании,
  4. определение порядка трат общей прибыли,
  5. ликвидация компании.

Периодичность собраний акционеров разнится в каждой компании, так как зависит от устава. Кроме того, собрание может быть осуществлено по инициативе членов правленческого органа или акционеров, имеющих не менее 5% акций.

Перед собранием публикуется повестка, в которой сообщается вопрос и варианты его решения. Каждый акционер в течение дня имеет возможность предложить свой вариант развития событий.

Решения на собрании принимаются большинством голосом, но в силу вступают лишь после того, как были заверены нотариально.

  • В функции наблюдательного совета входит контроль за хозяйственной деятельностью компании. В него входят акционеры и служащие компании. К тому же нередко в наблюдательный совет могут входить люди, имеющие тесные связи с компанией (сотрудники банков, других фирм и т.д.). Количество представителей зависит от величины компании. Минимальное количество представителей наблюдательного совета – не менее 3 лиц, однако, согласно немецкому законодательству, их должно быть намного больше.

Основная задача наблюдательного совета – подбор менеджеров фирмы и контроль их деятельности. Решения члены наблюдательного совета принимают большинством .

  • Правление компании формируется из менеджеров. В обязанность правления входит непосредственное хозяйственное руководство компанией и ответственность за результаты этой деятельности.

Обычно членов правления назначают на срок до 5 лет. Какой-либо другой коммерческой деятельностью заниматься им запрещено. Решения правления принимаются на основе консенсуса (когда решения принимаются при отсутствии возражений среди большинства присутствующих).

Немецкая (или германская) модель управления характеризуется следующими чертами:

  1. Согласие между сотрудниками и управленческим составом.
  2. Долгосрочное сотрудничество.
  3. Финансовые системы, в которых ключевым звеном является банк.
  4. Доминирование аутсайдеров.
  5. Акцент на других заинтересованных лицах.
  6. Стимулирование профессиональной подготовки.

Особенности германской модели корпоративного управления

Профессиональная подготовка (и ее качество) является в Германии чрезвычайно важной. Особое внимание уделяется техническому и инженерному обучению, которое считается одним из лучших в Европе. Система образования обеспечивает необходимую учебную подготовку молодым людям в возрасте от 16 до 21 года.

Профессионально-техническое образование есть у 70% рабочих различных предприятий в Германии, которые прошли обучение и сдали на квалификацию. Для сравнения: подобная квалификация наблюдается лишь у 40% рабочих в Нидерландах и у 30% в Англии и США.

Все рабочие и специалисты в Германии постоянно сталкиваются с новыми технологиями, адаптация к которым необходима для их дальнейшей успешной работы, поэтому стимулирование профессионального роста сотрудников играет огромную роль. Если есть желание и знания – будет и результат.

Техническая подготовка менеджеров

В Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка, но всех немецких менеджеров можно справедливо считать профессионалами.

До 80-х годов менеджмент вообще не рассматривался как отдельная, самостоятельная дисциплина, так как немцы были уверены, что подобное обучение породит эгоизм, нелояльность и пренебрежение качеством продукции среди сотрудников, что является губительным для любой компании.

В 80-х годах были созданы две бизнес-школы по менеджменту. Но для немецких менеджеров типичнее высшее техническое образование или докторская степень в научно-образовательной классификации.

Требовательное отношение к компетентности

Немцы ценят дисциплину и самоконтроль. Профессионализм играет решающую роль в культуре.

Расширенный объем полномочий и ответственности

Когда линейный персонал имеет достаточную квалифицированность и компетентность, он нуждается в меньшем контроле со стороны администрации. Немцы считают, что персонал вовсе не нуждается в мотивации со стороны менеджера – руководитель нужен лишь для поручения заданий и решения возникающих в ходе их выполнении технических проблем.

Лояльность со стороны менеджеров

Корпоративная лояльность более распространена в Германии, чем, к примеру, в США, так как здесь работники «держатся» на предприятии гораздо дольше – более 8 лет. Если для англичан или американцев подобный стаж кажется губительным для компании, то у немцев это вполне нормальное явление, так как стаж дает возможность добиться необходимого уровня компетентности.

В Германии распространено такое понятие, как теневые заместители. Таких сотрудников обучают менеджеры в качестве своих заместителей, которые могут исполнять их обязанности в случае болезни или других ситуаций, когда менеджеру не позволяют обстоятельства выйти на работу.

Инновации и качество

Основное конкурентное преимущество немецких компаний – это качество выпускаемой продукции, ее своевременная доставка, установка и обслуживание. Благодаря высокому уровню доходов немцы-потребители могут платить большие деньги за приличное качество.

Эффективные трудовые отношения

Стабильные отношения между менеджерами и их подчиненными – залог успеха для любой немецкой компании.

Производственный менеджмент формализован

Немцы придают большое значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Поэтому на предприятиях Германии наблюдается высокая степень формализации в виде различных инструкций, указаний, правил. Особенно эта тенденция выражена в крупных корпорациях.

Основные отличия германской и американской моделей

  1. Американская модель управления характерна зависимостью акционеров от менеджеров корпорации. Однако при этом также увеличивается роль рынка корпоративного контроля, через который осуществляется контроль над менеджерами акционерных сообществ.

    Менеджеры вообще играют в США большую роль.

  2. Немецкая управленческая модель, напротив, сильно зависима от акционеров, которые могут объединяться в крупные, имеющие немалый вес сообщества, таким образом, контролируя менеджмент.

    А вот менеджмент, как самостоятельную медицину, немцы практически не признают.

  3. Недостаток внимания со стороны миноритарных акционеров.
  4. Недостаточная информационная прозрачность компаний.

  5. Сложная система вложений инвесторов в компании, особенно в сравнении с Великобританией и США.

Недостатки немецкой модели корпоративного управления

Немецкая модель управления является достаточно эффективной, хотя, как и любая система, имеет свои недостатки. Немецкая управленческая модель базируется на ответственности, квалифицированности и самостоятельности. Как и американская модель, она имеет некоторые черты, схожие с российской формой управления.

Источник: https://hr-portal.ru/article/nemeckaya-model-korporativnogo-upravleniya-glavnye-priznaki-i-preimushchestva

2.2 Германская модель

Германская модель:  Стилистическая особенность германской модели состоит в том, что она

Германская модель— это модель социального рыночногохозяйства, которая расшире­ниеконкурентных начал увязывает с созданиемособой социальной инфраструктуры,смяг­чающей недостатки рынка икапитала, с формированием многослойнойинституциональной структуры субъектовсоциальной политики.

В германскойэкономической модели государ­ствоне устанавливает экономические цели –это лежит в плоскости индивидуальныхрыноч­ных решений, а создаст надежныеправовые и социальные рамочные условиядля реализа­ции экономическойинициативы.

Такие рамочные условиявоплощаются в гражданском об­ществеи социальном равенстве индивидов(равенстве прав, стартовых возможностейи пра­вовой защите). Они фактическисостоят из двух основных частей:гражданского и хозяйственного права,с одной стороны, и системы мер поподдержанию конкурентной среды, сдру­гой.

Важнейшая задача государства- обеспечивать баланс между рыночнойэффективностью и социальной справедливостью.Трактовка государства как источника изащитника правовых норм, регулирующиххозяйственную деятельность, и конкурентныхусловий не выходит за пределы западнойэкономической традиции.

Но пониманиегосударства в германской модели и, вцелом, в концепции социальной рыночнойэкономики отличается от пониманиягосудар­ства в других рыночных моделяхпредставлением о более активномвмешательстве государ­ства в экономику.

Германская модель,сочетающая рынок с высокой степеньюгосударственного интервенцио­низма,характеризуется следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децен­трализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается актив­ной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложен­ного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение от­носительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные инте­ресы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, напри­мер, в жилищном строительстве;
  • антициклическое регулирование;
  • стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • проведение структурной политики;
  • защита и поощрение конкуренции.

Перечисленныеособенности германской модели естьпроизводные от основополагающихпринципов социальной рыночной экономики,пер­вым из которых является органическоеединство рынка и государства [7, 60].

2.3 Японская модель

Японская модель– модель регулируемого корпоративногокапитализма, в которой благоприятныевозможности накопления капиталасопрягаются с активной рольюгосударственного регулирования в сферахпрограммирования в сферах программированияэкономического развития, структурной,инвестиционной и внешнеэкономическойполитики и с особым социальным значениемкорпоративного начала.

Особенностьобщегосударственного регулирования вЯпонии заключается в использованиисистемы социально-экономических планови научно-технических программ какинструментов правительственногорегулирования экономики.

Планированиеносит индикативный характер [Кудина,33].

Планы социально-экономического характеране являются законом, а представляютсобой совокупность государственныхпрограмм, ориентирующих и мобилизующихзвенья структуры экономики на достижениеобщенациональных целей.

Планы-прогнозы,во-первых, дают представление о наиболеевероятных путях развития национальнойэкономики, во-вторых, показывает проблемы,с которыми могут столкнуться правительствои деловые круги внутри страны и за еепределами, в-третьих, обосновываютрекомендации, как решать эти проблемы.

Цель такихпланов-прогнозов заключается в том,чтобы дать правительству и предпринимательскимкругам общую ориентировку, рекомендациидля руководства экономическим исоциальным развитием различных отраслейнародного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развитияэкономики определяют управления иминистерства совместно с Министерствомфинансов. Министерство финансовосуществляет контроль за выполнениегосударственного бюджета и контролируетвсю систему финансов.

Детальные планыдля всех отраслей промышленностиразрабатывает Министерство внешнейторговли и промышленности. Для разработкиэтих планов изучается статистика,конкурентоспособность продукции, спроси предложение. На основании данныхделается детальный научный анализ ипрогноз по каждой отрасли и экономикистраны в целом.

Правительствоконцентрирует свои ресурсы в основномна получении принципиально новых знаний,т.е. на фундаментальных исследованиях,и обеспечивает подготовкувысококвалифицированных специалистов.

Вторая особенностьобщегосударственного регулированиясостоит в том, что основным средствомдостижения социально-экономическихцелей является технологическое развитие,ориентированное на отраслевую структурупромышленности в зависимости отконкурентоспособности продукции намировом рынке.

Источник: https://studfile.net/preview/6390587/page:4/

Германская модель

Германская модель:  Стилистическая особенность германской модели состоит в том, что она
Специфика национальной рыночной экономики

2.3 Германская модель

Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно» [15].

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны.

К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять [13;162]. Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы.

Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Основные черты германской модели:

– смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

 – осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

–направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

 –регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю); регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

2.4 Шведская модель

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения.

Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства возлагается на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

«Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней» [19].

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет [14;100].

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения.

Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам.

Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Основные черты шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

-централизованные переговоры по зарплате;

-значительный государственный сектор;

-тяжелое налоговое бремя.

Данная модель близка к германской, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

-доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

-регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

-государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

-развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Заключение

Теоретическое исследование, проведённое согласно поставленной цели и вытекающим из неё задачам привело нас к следующим выводам.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. В данной системе присутствуют четыре основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство и иностранный сектор.

Мы выявили четыре основных типа экономических систем:

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ.

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Рыночная экономика — это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.

Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. На примере ряда стран, мы дали общую характеристику нескольким моделям рыночной экономики.

Американская модель — модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.

Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В силу того, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции, страны связаны между собой экономическими отношениями.

И процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира.

Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Подобно тому, как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, каждая экономическая система имеет свои плюсы и минусы.

В связи с этим, наиболее правильным будет синтезировать несколько типов экономических систем, для организации наиболее благоприятных экономических условий жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

Список используемой литературы

1. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 408 с. – (Серия «Высшее образование»)

2. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г.Кузнецова – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; Издат. центр «МарТ», 2004. – 418 с.

3. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. – М.:Юрайт-М, 2002. – 302 с.

4. Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов /Л.П.Кураков, Г.Е.Яковлев. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 516 с.

5. Введение в экономическую теорию /Под ред. Н.М.Пилипенко. – М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003. – 114 с.

6. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория/Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с.

7. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник для ср. проф. образования /В.Г.Слагода. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

8. Бушуев С.А., Гребеник В.В. Экономическая теория / Учеб. пособие для студентов вузов /С.А. Бушуев, В.В.Гребеник. –М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. – 248 с.

9. Курс экономической теории: Учебник для вузов / Моск. гос. институт междунар. отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2005. – 832 с.

10. Экономическая теория: экзаменационные ответы /Под ред. проф. Белокрыловой О.С. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.

11. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н.Осьмовой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 – 480 с.

12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.

13. Куликов А.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

14. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

15. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006: (Электрон. ресурс): Современная универсальная российская энциклопедия. – Электрон. дан. – М.: ООО «Си Ди КЛУБ», 2006. – 3 электрон. опт. диска (CD-ROM).

16. Гусейнов Р.М. Семинихина В.А. Экономическая история. История экономических учений// М.: «Омега», 2006.- 384с.

17. Энциклопедия «Страны мира» статья: Экономика США — основные черты и структура// http://www.globfin.ru/info/usa2.htm

18. США – Соединенные Штаты Америки (статья) // http: // geo2000.nm.ru/data/n_amer/usa/1.htm).

19. Реферат «Экономические системы и национальные модели экономического развития» // http://lib.mabico.ru/referats/015580-1.html

20. «Общая экономика» учебник// http://www.nuru.ru/ek/general.htm

21. Антон Николаевич Кошелев «ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики» http://fictionbook.ru/author/anton_nikolaevich_koshelev/nacionalnaya_yekonomika_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=4

22. Константин Павлов «Национальные особенности экономического поведения» // http://www.chelt.ru/2003/10-03/pavlov-10-03.html

Специфика национальной рыночной экономики

… сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: -господство частной собственности и …

… национального рыночного хозяйства; 2.  сильная система социального обеспечения; 3.  значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте.

Третья модель рыночной экономики — японская. Ей свойственны: 1.  чёткое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей; 2.

  дух коллективизма и патернализма на …

… модель при переменных параметрах роста населения, изменениях технического прогресса, а значит капиталовооруженности труда и изменениях нормы сбережений.

Из неоклассической модели Солоу следует, что в условиях совершенной конкуренции при любой норме сбережений рыночная экономика тяготеет к сбалансированному росту, при котором национальный доход и капитал увеличиваются с темпом, равным темпу роста …

… особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”   3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/191168/3

Studio-pravo
Добавить комментарий