Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Содержание
  1. Классификация государственных займов — виды, основы, сущность
  2. Сущность таких займов
  3. Как разделяются государственные займы в РФ
  4. По субъектам заемных отношений
  5. По виду валюты заимствования
  6. По сроку привлечения средств
  7. По обеспеченности
  8. По характеру выплачиваемого дохода
  9. По обращению на рынке
  10. По праву эмиссии
  11. : облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия
  12. Государственные займы — классификация, виды и формы
  13. Какими бывают государственные займы
  14. Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг
  15. Другие виды госзаймов
  16. Влияние выплат на госзаймы
  17. Как происходит контроль госдолга
  18. Государственные займы, их классификация
  19. ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
  20. Реферат: Формы государственных займов
  21. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
  22. Формы государственного кредита. Классификация государственных займов
  23. 4. Государственные займы: их классификация

Классификация государственных займов — виды, основы, сущность

Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.

Сущность таких займов

Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.

Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.

Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.

Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:

  • деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
  • займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
  • государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.

Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:

  • большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
  • займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
  • большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.

Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.

Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.

Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.

Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.

Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.

Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.

Как разделяются государственные займы в РФ

В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.

Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:

Параметры классификацииВиды займов
Валюта заимствования— внешние— внутренние
Субъект кредитных отношений— федеральные— муниципальные
Обращение на рынке— рыночные— нерыночные
Срок погашения— краткосрочные— среднесрочные— долгосрочные
Способ определения дохода— с твердым (фиксированным) доходом— с плавающим (зависящим от рынка) доходом
Обеспеченности займа— залоговые— беззалоговые
Характер доходности— выигрышные— процентные— беспроцентные— процентно-выигрышные— беспроигрышные
Право эмиссии— выпушенные центральными властями— выпущенные республиканскими властями— выпущенные местными властями
Способ размещения— обращающиеся свободно— размещаемые по подписке— принудительные

Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.

По субъектам заемных отношений

Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).

Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.

К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.

К местным органам власти можно отнести администрации районов.

Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.

По виду валюты заимствования

По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.

К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.

К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.

Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.

По сроку привлечения средств

Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.

Выделяют:

  • краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
  • среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.

Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.

На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.

По обеспеченности

По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.

К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.

К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.

Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.

По характеру выплачиваемого дохода

Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:

  • процентные;
  • беспроцентные;
  • процентно-выигрышные;
  • выигрышные;
  • беспроигрышные.

Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.

Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.

Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.

К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.

Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.

Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.

При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.

В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.

По обращению на рынке

Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.

Здесь выделяют:

  • рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
  • нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.

По праву эмиссии

Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:

  • федеральные власти (Правительство РФ);
  • региональные власти
  • власти местного управления.

Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.

Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.

: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://zaimexpert.ru/denezhnye-zajmy/klassifikacija-gosudarstvennyh.html

Государственные займы — классификация, виды и формы

Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение. В рамках этого процесса кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, всевозможные предприятия, зарубежные вкладчики и прочие страны.

Какими бывают государственные займы

Принято различать определенные виды государственных займов, в которых выступают разные субъекты и денежные единицы осуществляемой процедуры:

  • Внешние – кредитования и займы, подсчитываемые в любой валюте, кроме национальной. При этом страна становится гарантом выплаты определенного объема денег, отраженного в зарубежной валюте. В качестве кредиторов выступают предприятия международного финансирования, юрлица, население и страны.
  • Внутренние — целевые займы и кредиты, которые основываются на государственной валюте. При этом страна должна погасить задолженность национальными деньгами.

Существует и понятие муниципального займа, при которых деньги в долг берет определенный субъект государства или муниципальный объект, а используемые денежные знаки могут быть любыми. В качестве кредиторов могут выступать такие же объекты, как и в прочих типах займов.

Помимо этого, государственные займы делятся на кредиты и сберегательные дела на основе формы процедуры. Так, сберегательное дело предполагает перераспределение всех кредитных средств в бюджет страны-заемщика.

Выделяются особые структуры, которые занимаются контролем подобных операций – сберегательные банки, выступающие коммерческими предприятиями, чьи активизированные финансы применяются в качестве кредитной базы.

Они могут выступать совместными участниками кредитования страны, занимаясь приобретением ценных бумаг.

Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг

Система госзаймов страны предполагает ключевую форму кредитования страны. При этом формы государственных займов отличаются между собой по оформлению права:

  • обеспечение производится созданием ценных бумаг;
  • предоставление по соглашению властей и правительственных учреждений.

Зачастую договор государственного займа применяется для разработки заимствований от зарубежных кредиторов, которыми выступают власти, международные финансовые структуры и учреждения.

Ценные бумаги обеспечивают возможность привлечения финансов на специальных рынках. Организация госзайма возможна посредством облигация или векселей, при этом каждый из методов предполагает соглашение с применением ценных бумаг.

Кроме того, займы подразделяются на категории по их распределению на внешние и внутренние, и порой данные определения путают с упомянутыми выше значениями. Внутренние заимствованием по месту приходят от учреждений, функционирующих в условиях внутреннего финансового рынка, а внешние государственные займы предоставляются внешними структурами, включая зарубежных граждан, властей и учреждений.

Классификация государственных займов непременно включает в себя заимствования посредством эмиссии, причем возможен местный и национальный вариант.

В первом типе выпускающими органами являются местные предприятия, а деньги направляются в бюджет местных учреждений.

Что касается национальных займов, здесь основным органом будет правительство, направляющее средства по заимствованию в государственный бюджет.

Другие виды госзаймов

Разделение всех госзаймов производится и по методу использования ценных бумаг:

  • Рыночные варианты заимствований подкрепляются облигациями, доступными к покупке, продаже и перепродаже.
  • Нерыночные типы не позволяют торговать ценные бумаги в условиях рынка, то есть их обладателю запрещено перепродавать задолженность.

Классификация соглашения госзайма происходит по используемым залоговым обязательствам, при этом основополагающим значением выступают условия обеспеченности.

Для залогового заимствования предполагается абсолютное отражение функций текущей финансовой системы, действующей в рамках материального обеспечения, а для залога применяется прибыль или определенное имущество страны.

Беззалоговые займы не требуют обеспечения, а их выдача производится в отношении стран с высоким авторитетом, что обеспечивает уверенность в выплате задолженности.

Выплата госзайма может осуществляться в различных временных отрезках. Разделяют недолгосрочные заиствования, которые должны быть выплачены на протяжении 12 месяцев, среднесрочные (выдаваемые на срок до 5 лет), и долгосрочные займы без какого-либо периода погашения.

Влияние выплат на госзаймы

Основываясь на характере погашения задолженностей, все госзаймы подразделяются на дисконтные, с процентной ставкой и выигрышные.

Займы с процентной ставкой предполагают использование конкретного процента, регламентирующего прибыль по долговому соглашению.

Возможно использование фиксированной или плавающей ставки, причем вторая корректируется на основе финансового рыночного положения, включая спрос и предложение на кредитование.

Оплата доходности по данному займу производится посредством купонов, а периодичность прописывается индивидуально.

Выигрышное заимствование предполагает оплату по факту осуществления тиража – данный подход обеспечивает прибыль лишь обладателям победного облигационного тиража.

Что касается дисконтного заимствования, оно дает возможность покупки ценных бумаг по уменьшенной цене, но выплаты долга производятся по номинальной цене. Прибыль кредитора выражается в разнице между стоимостями приобретения и выплаты. Дисконтные бумаги не предполагают купоны, так что их нередко называют бумагами с нулевым купоном.

Выплата долга может выполняться различными способами – по частям или одновременным погашением. Первый случай может выполняться следующим образом:

  • Оплата за несколько лет с равными долями выплат;
  • Оплата увеличивающимися с течением времени суммами;
  • Оплата с уменьшающимися суммами.

Два последних варианта хорошо подходят для случаев с вероятным повышением или понижением национальной прибыли. Процедура погашения госзайма может осуществляться на длительном отрезке времени, если данная возможность предполагается по соглашению.

В итоге выходит, что соглашение госзайма является особыми финансовыми взаимоотношениями, которые обладают значительным объемом всевозможных экономически процедур.

Широкий простор для финансовых отношений дает возможность организовать наиболее удобные условия для инвестиций, направленных на бюджет страны или в пользу предприятий, требующих значительного международного кредитования.

Разнообразие способов создания договора на погашение долга позволяет учесть интересы юридических и физических лиц.

Впрочем, госзаймы нуждаются в специальном контроле процедуры выплаты задолженности и самого привлечения денег. Для обеспечения выделяют следующие принципы:

  • Минимальная цена кредитования;
  • Максимальная устойчивость национальных облигаций и векселей.

Чтобы произвести госзайм, должны быть соблюдены важнейшие требования:

  • В финансовом пространстве обязаны пребывать кредиторы, располагающие внушительным объемом свободных денег;
  • Страна должна вызывать доверие;
  • Вкладчики должны быть заинтересованы в программах обеспечения госзаймов;
  • Кредиты обязаны выплачиваться вовремя.

При этом у страны имеется ряд способов для выплаты долга:

  • Инвестиции денег в высокодоходные проекты;
  • Налоговые отчисления юридически и физических лиц;
  • Снижение затрат страны;
  • Рефинансирование и поиск возможностей для других займов.

Как происходит контроль госдолга

Управление госдолгом является системой комплексных финансовых мероприятий Центробанка и страны для выплат задолженностей и организации процедуры перераспределения доходности по обязательствам. Применение рефинансирования возможно лишь при недостаче целевых финансов.

Среди действий, используемых при процедуре погашения госзайма, можно выделить:

  • Кредитные отчисления;
  • Оплата внешних и внутренних кредитов;
  • Смена условий кредитования;
  • Обеспечение гаранта;
  • Создание условий организации и создания нового заимствования.

Эффективность данных действий основывается на выборе самого правильного решения при контроле госзайма. Чтобы найти лучший выход, требуется аналитическая деятельность для оценки масштабов задолженности, его структуры, получения объективной оценки нынешней финансовой ситуации и долга.

Разделение ключевых аналитических характеристик происходит на абсолютные и относительные. Первый тип предполагает выражение масштаба задолженностей и величины затрат, необходимых для использования и выплаты денежных средств. Что касается относительных характеристик, они могут повлиять на контроль задолженности и административные действия:

  • Соотношение ВВП к объему задолженности в процентном виде;
  • Оценка части бюджета, требуемой для выплаты задолженности и ее использования, при этом расчет доли осуществляется на основе общего объема затрат.

Проведение оценки задолженности внешнего типа возможно посредством расчета отношения объема кредита и экспорта. Данные показатели принимаются в расчет по масштабу в денежном варианте.

Это дает объективную оценку степени долгового бремени для конкретной страны.

При этом контроль внешней задолженности происходит через привлечения дополнительных ресурсов, использование облигаций и обнаружение источников для выплаты долга.

Источник: https://sodrugestvo.org/page/sistema-gosudarstvennyh-zaymov

Государственные займы, их классификация

Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

1. Посубъектамзаемных отношений •— займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. Поместу размещения— внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке рыночные и нерыночные:

• рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они широко используются при финансировании бюджетного дефицита;

• нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Например, ими могут выступать коммерческие банки, крупные страховые компании.

4. Посрокам привлечения средств:

• краткосрочные (до I года) (векселя);

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет) (облигации);

• долгосрочные (более 5 лет, но не более 30).

5. Пообеспеченности долговых обязательств:

• закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

• беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

6. Похарактеру выплачиваемого доходадолговые обязательства делятся на:

• выигрышные облигации;

• процентные;

• с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Основным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

Облигации получили название облигаций с нулевым купоном — весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают:

• с твердым доходом;

• с плавающим доходом.

В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства:

• с правом досрочного погашения;

• без права досрочного погашения.

9. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

а) погашение единовременным платежом;

б) частями, в том числе:

• равными долями;

• возрастающими долями;

• снижающимися долями.

Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:

• наличие временно свободных денежных средств;

• спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;

• объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах.

Займы призваны решать следующие задачи:

1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.

2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.

3. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

• бюджетные учреждения;

• государственные и муниципальные унитарные предприятия;

• российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредитэто форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда— это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года.

Другим способом привлечения временно свободных денежных средств выступает эмиссия государственных ценных бумаг. Основные ценные бумаги государства, выпускающиеся на протяжении последних 70 лет, — облигации. Облигация — это ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем.

В зависимости от эмитента различают следующие виды облигаций:

1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п. объектов муниципальной собственности.

2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.

3. Облигации внутренних государственных займов — ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.

4. Купонономинальные долговые обязательства российского государства — предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя в приобретении части из них может участвовать и население.

5. Казначейские обязательства — это ценные бумаги, целью которых являлось секъюритизировать задолженность Минфина РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том, чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.

Предыдущая38394041424344454647484950515253Следующая

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1206; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-73773.html

Реферат: Формы государственных займов

Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студентки ІІІ курса

по дисциплине Финансы и Кредит

Вариант №3

«Формы государственных займов»

Преподаватель: Русавская Алевтина Викторовна

Работа выполнена: Лебедевой Екатериной Геннадьевной

Факультет Менеджмент Организации

№ зач. книжки 06ММБ01803

№ группы день

КАЛУГА-2008

:

1. Теоретический вопрос — «Формы государственных займов»

— Понятие и классификация государственных займов.

2. Тест

3. Задача

4. Список используемой литературы.

1.Теоретический вопрос:

«Формы государственных займов»

Государственные займы: понятие, виды, классификация

Государственный займ – форма привлечения на определенный срок денежных средств в бюджет государства.

Наряду с эмиссией денег правительством государственный заем является основным источником покрытия бюджетного дефицита.

Можно сказать, что, когда у государства не хватает денег для осуществления всех запланированных им расходов, оно берет недостающие денежные средства в долг у населения, кредитно-финансовых учреждений, а также у правительств зарубежных стран.

По истечении срока заема государство должно возвратить заимодавцам сумму заема и причитающиеся проценты. Общая сумма всех еще не погашенных займов и не выплаченных по ним процентов составляет величину государственного долга.

Виды и формы государственных займов

1. Государственные займы по отношению к заемщику подразделяются на:

-займы Правительства РФ;

-займы Национального Банка РФ;

-займы местных исполнительных органов.

2. По рынкам ссудного капитала государственные займы делятся на:

-внешние государственные займы (размещаемые внутри страны);

-внутренние государственные займы (размещаемые внутри страны).

3. По форме заимствования государственные займы делятся на:

-выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг;

-заключение договоров займа.

4. Государственные эмиссионные ценные бумаги по сроку действия подразделяются на:

-краткосрочные со сроком обращения до 1 года;

-среднесрочные со сроком обращения от 1 года до 5 лет;

-долгосрочные со сроком обращения свыше 5 лет.

Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг (прежде всего облигаций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, усиливающей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование бюджетного дефицита.

Покупатели облигаций внутреннего государственного заема финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде установленного процента, выплачиваемого им правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигаций (например, в течение 10 лет).

В нашей стране практиковались так называемые выигрышные заемы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигрыша. Внешние займы -это займы, реализуемые на иностранных денежных рынках или предоставляемые иностранными правительствами либо международными организациями (например, Международным валютным фондом).

Эти займы осуществляются на безоблигационной основе, т.е. без выпуска и размещения облигаций. Наиболее привлекательными для страны являются при внешнем финансировании займы на льготных условиях, т.е. предоставляемые под достаточно низкую процентную ставку и с большим сроком погашения (свыше 10 лет).

В большинстве развитых стран на величину государственных займов в законодательном порядке устанавливается лимит для ограничения бесконтрольного роста государственного долга.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд.

Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США – это страна, имеющая самый большой в мире суверенный государственный долг.

Многие страны мира (включая Россию) держат средства своей государственной казны в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать в кредит.

И наоборот, если государство (как современная Россия, например) не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Займы используются для долгового финансирования бюджетного дефицита.

Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти.

К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государство может прибегать к займам как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку.

Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств.

Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только к экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.

Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами.

Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним.

Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств.

Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

В зависимости от того, в какой валюте выражены те или иные государственные заимствования, они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние заимствования выражены в иностранной валюте,

внутренние – в рублях. Осуществлять внешние заимствования от имени Российской Федерации может Правительство либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Субъекты федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние займы.

Инструментом заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований.

При ее проведении необходимо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.

В решении об эмиссии отражается следующая информация: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам.

Каждый выпуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых траншами.

После того, как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.

Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения (интереса).

В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Выпуск ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований регистрируется в Министерстве финансов. Информация о заимствованиях и других обязательствах в течение 3 дней с момента их возникновения должна быть внесена в государственную долговую книгу.

Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации является функцией Министерства финансов. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по выпущенным ценным бумагам; о дате эмиссии ценных бумаг; об полном или частичном исполнении указанных обязательств; а также другая информация, определенная Минфином.

В соответствии с экономической классификациейбюджетных расходов погашение государственного долга относится к капитальным расходам, а его обслуживание — к текущим. Расходы по обслуживанию долга включают в себя выплату процентов по долговым обязательствам, дисконт по дисконтным ценным бумагам и др.

Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.

Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг как «сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)».

Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга.

Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполненения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние – это обязательства государства перед резидентами.

В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе резидентства кредитора, а на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним – номинированный в национальной валюте.

Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резидентства кредитора.

2. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства.

Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже.

Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, – привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения.

Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждении.

3. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом).

К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы – займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения.

На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

6. По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:

процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

выигрышные займы, доход по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.

7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения.

Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала.

В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга.

В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями.

При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (подобная форма наиболее удобна, в случае если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.

Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга.

Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов.

Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода. который зависит от какого-либо экономического индикатора, например ставки по межбанковским кредитам в стране.

10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ.

Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

2. Тест:

Назовите источники финансирования бюджетного дефицита:

А) Денежная эмиссия;

Б) Сенсация денежной массы;

В) Уменьшение денежной базы.

Правильный ответ: А)

3. Задача:

Остатки готовой продукции у предприятия составили 20 тыс. рублей. Весь выпуск продукции планируется в размере 180 тыс. руб. Остатки готовой продукции на конец года планируется в размере 10 тыс. рублей. Себестоимость продукции составила 160 тыс. руб. Определить прибыль предприятия, если необходимо учесть НДС, акцизный налог – 7%.

Список использованной литературы:

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?

— М.Финансы и Статистика, 1999

2. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. — М.

Финансы и Статистика , 1996

3. Сердюк В.Б. Финансовый менеджмент. Методика и опыт. – Самара. ДСМ, 2004

4. www.cfin.ru

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-338515.html

Формы государственного кредита и классификация государственных займов

Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Различают два вида государственного кредита — международный и внутренний, каждый из которых имеет свои особенности и формы проявления (рис. 7.1).

Рис. 7.1. в Формы государственного кредита

Международный государственный кредит — это совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора.

Наиболее типичными формами такого кредита есть внешние государственные займы обеспеченные выпуском ценных бумаг, ссуды, предоставляемые на основании соглашений на двусторонней и многосторонней основе, государственная гарантия.

Государственные внешние займы предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности.

Главной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Государствам, которые терпят значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут быть предоставленные на льготных условиях.

Внешние займы предоставляются за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.

Кредиторами могут быть иностранные государства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые институты.

К ним относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, государства Европейского сообщества.

Все проекты, на которые могут быть предоставлены ссуды указанными организациями, подразделяются на четыре группы: проекты макроэкономической стабилизации экономики страны-заемщика; проекты структурных преобразований в определенных секторах экономики; инвестиционные проекты; проекты технической помощи.

Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты на срок до 20 лет. Наибольшую сложность для государства как в части роста внешней задолженности, так и в части использования кредитов составляют заимствования, полученные от иностранных коммерческих структур под гарантии правительства. Как показывает опыт многих стран, эти кредиты имеют самые низкие показатели эффективности использования.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме (например, кредиты государств-поставщиков энергоносителей). Обычно они бывают средне-или долгосрочными. Денежные займы предоставляются в валюте страны-кредитора или в свободно конвертируемой валюте.

Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после использования кредитных средств.

Внутренний государственный кредит — это совокупность отношений, в которых государство обычно выступает заемщиком денежных средств, а кредиторами являются банковские учреждения, предприятия, страховые компании, население и др. Внутренний государственный кредит может выступать в таких формах: государственные займы, использование части вкладов населения в сберегательных учреждениях, денежно-вещевые лотереи, использование средств государственного ссудного фонда.

Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей через выпуск и реализацию облигаций и казначейских обязательств.

Эти долговые ценные бумаги символизируют долговое обязательство государства, с одной стороны, а с другой — удостоверяют внесение их владельцами средств в бюджет, гарантируют возврат основной суммы долга после определенного срока, а также дают право владельцам на получение определенного дохода.

в то же Время есть определенные идентификационные признаки, которыми они отличаются. Основным различием между облигациями и казначейскими обязательствами € то, что первые могут быть размещены среди любых групп инвесторов, а вторые — только среди населения.

Кроме того, эмитентом облигаций от имени государства может выступать Министерство финансов Украины, а использование средств, полученных от их размещения, регулируется только нормой, устанавливающей общее правило направления таких средств в государственный бюджет, зато эмитентом казначейских обязательств может быть Государственная казначейская служба Украины, а средства, полученные от их размещения, направляются в государственный бюджет лишь на покрытие текущих расходов.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений.

В отличие от первой формы государственного кредита, при которой юридические и физические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения дают кредит государству за счет заемных средств.

Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (граждан) позволяют выделить эти отношения как особую форму государственного кредита.

В нашем государстве преобразование части взносов населения в государственные займы достигается через приобретение Сбербанком государственных ценных бумаг.

Денежно-вещевые лотереи как форма государственного кредита довольно активно использовались в СССР для пополнения доходов бюджета. В Украине в 1998 г.

было принято постановление Кабинета Министров Украины «О содействие развития государственной системы лотерей в Украине», которая определяет условия и правила распространения государственных лотерей.

Так, установлено, что призовой фонд государственных лотерей должен быть не меньше чем 50 процентов от суммы полученных доходов.

Кроме того, в Государственный бюджет Украины перечисляется 30% доходов, которые остаются после выплат призового фонда в распоряжении предприятий, учреждений или организаций, которые получили право на проведение государственной денежной лотереи.

Лотерея может проводиться как с применением лотерейных билетов, так и через электронное оборудование, использование которого позволяет заменять лотерейные билеты другими документами или иным образом удостоверять участие в игре и предоставлять право на получение выигрыша. Билеты распространяются при соблюдении принципа добровольности. Контроль за соблюдением правил распространения лотерей возложены на Министерство финансов Украины.

Использование государством средств ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита обычно функционирует в командно-административной системе.

Она приводит к развитию инфляционных процессов, что особенно опасны в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов власти.

В этой связи нормализация отношений между государством и кредитной системой заключается в признании невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, которые классифицируются по определенным признакам:

1) за правовым оформлением:

— государственные займы, предоставляемые на основании соглашений. Как правило, ими оформляются кредиты от правительств других стран (межправительственные займы на двусторонней основе), а также кредиты от международных организаций (внешние займы на многосторонней основе);

— государственные займы обеспеченные выпуском ценных бумаг (облигациями и казначейскими обязательствами), с помощью которых мобилизуются средства на финансовом рынке;

2) по месту размещения:

— внутренние (облигации, казначейские обязательства), которые размещаются в определенной стране на внутреннем финансовом рынке и обычно в национальной валюте. В процессе размещения внутренних государственных займов активное участие могут брать и нерезиденты;

— внешние, которые размещаются в виде облигаций на международном финансовом рынке, главным образом в иностранной валюте или безоблігаційні займы, предоставляемые на основании соглашений и поступают извне от правительств других стран, международных организаций и нерезидентов;

3) по правам эмиссии:

— государственные займы, которые выпускаются центральными органами управления и поступления от них направляются в центральный бюджет;

— местные займы, которые выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты. В Украине местные займы еще не получили распространения, однако в перспективе могут стать важным финансовым инструментом экономического развития;

4) по форме выпуска:

— наличные, которые сопровождаются эмиссией государственных ценных бумаг;

— безналичные, которые эмитируются путем записей на соответствующих счетах в электронном депозитарии;

5) по характеру обращения ценных бумаг:

— рыночные, которые свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг;

— нерыночные, которые имеют ограничения по покупке и продаже не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать;

6) в зависимости от сроков погашения задолженности:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (от одного до пяти лет);

— долгосрочные (свыше пяти лет);

7) в зависимости от обеспеченности:

— закладные, которые отражают один из основных принципов кредитования — принцип материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами;

— беззалоговые, которые не имеют конкретного материального обеспечения и надежность которых определяется авторитетом государства;

8) по характеру выплаты дохода:

— процентные, по которым выплата дохода осуществляется в виде ссудного процента. При этом владельцы государственных ценных бумаг могут получать доход как за фиксированной на весь период займа ставке, так и плавающей, регулярно пересматривается и может изменяться согласно различных факторов, прежде всего спроса и предложения на денежно-кредитном рынке;

— беспроцентные (дисконтные), которые реализуются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Проценты по такой облигации не начисляют, а доход кредитора возникает вследствие ее погашения по цене выше цены приобретения;

— выигрышные, что реализуются без установления фиксированных процентов, а выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Владельцы получат доход при условии включения их номера облигации в выигрышный тираж погашения, причем доход получают только те кредиторы, чьи облигации выиграли;

9) характеру погашения задолженности:

— ординарные, по которым погашение может происходить одновременно для всех выпущенных займов;

— серийные, по которым погашение осуществляется некоторыми частями через определенные промежутки времени;

— с досрочным погашением, до которого государство может прибегнуть с учетом ситуации на финансовом рынке и только при наличии средств.

Итак, государственный кредит — это совокупность разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход способствует созданию благоприятных предпосылок для привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм обеспечивает максимальный учет разносторонних интересов юридических и физических лиц.

Государственный кредит, как и любая другая форма кредитных отношений, требует контроля, который распространяется как на привлечение государственных займов, так и на их погашение.

Привлечение государственных займов должно основываться на двух факторах: минимизации стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Минимизации стоимости займа достигают с помощью соответствующей процентной политики и путем установления соответствующих условий выпуска и погашения займа. При этом процентная политика отражает два противоположных фактора: минимизацию стоимости займа и максимизацию ее привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от достаточно высокого процента.

Минимизации стоимости займов способствует сама ситуация на финансовом рынке, поскольку государственные ценные бумаги имеют самый низкий процент, который является своеобразным индикатором этого рынка. В то же время привлекательность государственных займов достигается прежде всего за счет высоких гарантий государства относительно возвращения средств и выплаты дохода.

Стабильность государственных ценных бумаг обеспечивается путем оптимизации насыщенности ими рынка.

Государственных ценных бумаг, с одной стороны, должно быть достаточно для максимизации поступлений от государственных займов, а с другой — не должно быть их избытка, который может привести к падению курсовой цены.

Государственные займы следует привлекать в случае, если исчерпаны другие источники формирования доходов государства или если целесообразно снизить налоговую нагрузку.

Условиями государственного заимствования является:

1) наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства. Это является исходной предпосылкой выпуска государственных займов, поскольку без наличия кредиторов государственное заимствование не будет иметь никакого смысла;

2) доверие кредиторов к государству. Она может быть высокой или низкой, однако феномен государства заключается в том, что она практически никогда не может полностью потерять доверие;

3) заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству. Доверие к государству есть всегда несколько выше, чем до эмитентов — юридических лиц, и поэтому этот фактор надежности составляет основную заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

4) возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход. Это важнейшая предпосылка государственных займов, которая обеспечивает в будущем и доверие к государству, и заинтересованность кредиторов в предоставлении ей займов.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

1) доходы, полученные от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты. Это наиболее реальный источник, поскольку наиболее полно отражает принципы кредитования и обеспечивает финансовую стабильность;

2) поступления от увеличения налогов. Они могут стать реальным источником в случае, если дополнительные поступления от налогов получаемых в результате расширения налоговой базы.

Если же задолженность по государственным займам предполагается покрыть за счет введения новых налогов или повышение действующих ставок, то лучше это сделать сразу, а не делать государственное заимствование.

Это объясняется тем, что за государственным займом, кроме возврата долга, еще начисляются проценты, для уплаты которых необходимо будет увеличить величину налоговых поступлений;

3) экономия средств от уменьшения расходов. При этом следует учитывать, что сокращение расходов лучше провести сразу, а не за его счет планировать погашение государственных займов вместе с процентами, для уплаты которых нужно будет увеличить объемы сокращения государственных расходов;

4) эмиссия денег. Это опасный и крайне нежелательный инструмент погашения долга, поскольку приводит к инфляции, которая обесценивает возвращены государством кредиторам средства.

При отсутствии реальных источников погашения задолженности целесообразнее сразу осуществить денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита, чем выпускать займы, для погашения которых придется в будущем печатать большее количество денег;

5) средства, привлеченные от новых займов (рефинансирование долга). Возвращение старых долгов за счет выпуска новых займов ведет к росту государственного долга.

Рефинансирование долга может проводиться только как одноразовое мероприятие.

Если же такая долговая политика проводится постоянно, то это — реальная угроза финансовой безопасности государства и может привести к дефолту — признание государством своей неплатежеспособности.

Источник: https://studbooks.net/64461/finansy/formy_gosudarstvennogo_kredita_klassifikatsiya_gosudarstvennyh_zaymov

Формы государственного кредита. Классификация государственных займов

Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е.

осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).

Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы.

Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначей-ских обязательств), а также путем оформления бе- зоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.

Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности.

Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране.

Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта.

Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы.

Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

  • 1. По субъектам заемных отношений — займы, 'размещаемые центральными и территориальными органами власти.
  • 2. По месту размещения — внутренние и внешние.
  • 3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Нерыночные государственные облигации выпущены в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов или страховых компаний. Их выпуск был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 316 “О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов”.
  • 4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.
  • 5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
  • 6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства.

Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

https://www.youtube.com/watch?v=85zCUICerU4

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта:

  • • покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;
  • • систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.
  • 8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.

Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш.

Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

  • • заем погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 100 млн руб., ежегодно будет выплачиваться 25 млн руб.;
  • • возрастающими долями. Например, в первый год гасится 10 млн руб., во второй — 20 млн руб., в третий — 30 млн руб., в четвертый — 40 млн руб. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;
  • • снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 40 млн руб., во второй — на 30 млн руб. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
  • 9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. В основном облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.
  • 10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

Источник: https://studref.com/357094/finansy/formy_gosudarstvennogo_kredita_klassifikatsiya_gosudarstvennyh_zaymov

4. Государственные займы: их классификация

Г осударственные займы, их виды и классификация: Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм

Государственные займы — форма получениякредита государством, при которойгосударство получает взаймы денежныесредства, но становится должником.

Представляют важный, значимый способполучения государственных доходов,

однако приводят одновременно к образованиюгосударственного долга. Могут

быть как внутренними, размещаемымисреди банков, предприятий, граждан, таки внешними, получаемыми от внешнихкредиторов.

Государственныезаймы можно классифицировать по рядупризнаков.

1. По субъектамзаемных отношений — займы, размещаемыецентральными

и территориальнымиорганами управления.

2. По месту размещения— внутренние и внешние.

3.По обращению на рынке — рыночные инерыночные. Рыночные займы свободнопродаются и покупаются. При финансированиибюджетного дефицита они основные.Нерыночные — не могут свободно менятьсвоих владельцев и не подлежат обращениюна рынке ценных бумаг.

Они обычновыпускаются государством, чтобы привлечьопределенных инвесторов, специфическиминтересам которых и отвечают.

Так,нерыночные государственные облигациивыпускаются на Западе для мобилизациисредств негосударственных пенсионныхфондов, страховых компаний, мелкихинвесторов.

4.В зависимости от срока привлечениясредств — краткосрочные (со срокомпогашения до 1 года), среднесрочные (от1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

Краткосрочные займы используются дляфинансирования временных разрывов впоступлении доходов и осуществлениирасходов. Обычно в этих целях выпускаютсявекселя.

Центральное правительствовыпускает казначейские векселя, местныеорганы власти — муниципальные.

5.По обеспеченности долговых обязательств— закладные и беззакладные. Закладныеоблигации обеспечиваются конкретнымзалогом, например, определеннымимуществом. Наиболее часто их выпускаютместные органы власти.

Обеспечениембеззакладных облигаций служит всеимущество государства или данногомуниципалитета. Центральные органыуправления обычно выпускают беззакладныеоблигации.

Их надежность исключительновысока и поэтому инвесторы не нуждаютсяни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характерувыплачиваемого дохода долговыеобязательства делятся на выигрышные,процентные, с нулевым купоном. Выплатадохода по выигрышным

облигациямосуществляется на основе тиражейвыигрышей. Эти облигации не

пользуются большимспросом. Инвесторы стремятся получатьстабильный доход,

а не полагатьсяна волю случая. Поэтому основной вид —процентные облигации, доход по которымвыплачивается 1, 2 или 4 раза в год наоснове купонов.

Большинствоинвесторов отдает предпочтение такимдолговым обязательствам.

Краткосрочныезаемные инструменты государства неимеют купонов. Они продаются со скидкойс номинала, а выкупаются по номиналу.Не имеют также

купонови некоторые долгосрочные долговыеобязательства. Весь доход по нимвыплачивается вместе с суммой основногодолга. Как и краткосрочные, они продаютсясо скидкой с номинала, а выкупаются пономиналу. Такие облигации получилиназвание облигаций с нулевым купоном.

7.По методу определения дохода долговыеобязательства государства бывают ствердым или плавающим доходом. В рядеслучаев фиксированная ставка по ценнымбумагам является причиной роста расходовгосударства на выплату процентов, вдругих случаях она может отпугнутьинвесторов, ожидающих повышение процента.

Дляпокрытия бюджетного дефицита приходитсяразмещать займы при относительнозавышенном уровне процентной ставки.Установив аналогичный процент по своимдолговым обязательствам на весь срокзайма, который может составить 20 — 30лет, государство взвалит на налогоплательщиковдополнительные расходы. Избежатьподобную ситуацию позволяют два варианта:

1)покрытие потребности в денежных средствахза счет краткосрочного или среднесрочногозайма и выпуска (когда процентная ставкаупадет) долгосрочного. Однако в этомслучае заемщик несет дополнительныерасходы, связанные с выпуском, размещениеми погашением еще одного займа. Неисключена вероятность, что в ожиданииповышения процентной ставки инвесторыне проявят интереса ко второму займу;

2)систематический пересмотр процента,выплачиваемого по ценным бумагам. Вкачестве базы обычно используетсяставка по межбанковским кредитам встране. Такие займы имеют большойнедостаток — должник не в

состоянииспланировать свои расходы. Но этотвариант решает все названные проблемы.

8.В зависимости от обязанности заемщикатвердо соблюдать сроки погашения займа,установленные при его выпуске, заемныеинструменты делятся на обязательства:с правом досрочного погашения и безправа досрочного погашения.

Вопросо досрочном погашении долговыхобязательств становится актуальнымтолько тогда, когда на финансовом рынкепроисходят существенные изменения.

Различаютдва варианта погашения задолженности:единовременно и частями. Если займгасится частями, в зависимости отраспределения суммы долга по срокампогашения, выделяются три варианта:

  • займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2, 5 млн. долл.;

  • возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика.

    Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

  • снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй — на 3 млн. долл. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Источник: https://studfile.net/preview/1485501/page:4/

Studio-pravo
Добавить комментарий