Финансовая политика и финансовый механизм.: Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере

7 Вопрос: Финансовый механизм. Его роль в реализации финансовой политики государства

Финансовая политика и финансовый механизм.: Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере

Для реализации фин политики, успешного ее проведения требуется соответствующий фин механизм — совокупность способов организации фин отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и соц развития, он включает в себя все виды, формы, методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.(объемы фондов, нормы изъятий, определенные ставки, уровень расходов)

Можно выделить следующие элементы финансового механизма:

  • — Финансовые методы — это методы  финансового управления, к которым относятся финансовый учет, анализ, планирование, прогнозирование, кредитование, лицензии, факторинг.
  • — Финансовые  рычаги — это приемы, действия  финансовых методов, при этом каждый метод использует свои рычаги. Например, метод кредитования использует такие рычаги, как виды кредитов, процентные ставки.  К  финансовым рычагам  относятся цены, дивиденды, дисконты, ставки налогов.
  • — Финансовые  инструменты — это документы, имеющие денежную стоимость или подтверждающие движение денежных средств, с помощью которых осуществляются операции нафинансовом рынке. Финансовые  инструменты  могут  быть:  — первичные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности); — вторичные  или производные (опционы, фьючерсы).
  • — Правовое  обеспечение — включает законодательные  акты (указы, приказы, постановления, кодексы). Через  правовое обеспечение осуществляется  государственное регулированиедеятельности предприятия.
  • — Нормативное обеспечение — связано с правом: нормы, рекомендации и другая документация.
  • — Информационное обеспечение — связано с информацией различного рода, она должна обеспечивать финансовое решение. Например: информация о ценах, тарифах, курсах, о финансовом состоянии, хозяйственных партнерах предприятия.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

  1. объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. 

  2. соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.

  3. связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений

  4. взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

8 Вопрос: Типы финансовой политики

Различают виды монетарной политики:

1.Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

2.Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

3. Ценовая. — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.

Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен.

4. Таможенная. — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов.

В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.

В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

5. Социальная.

 — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социо-правовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

6. Инвестиционная. — система мер, направленная на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в различных сферах и отраслях.

7. Политика в области международных финансов. — сфера взаимодействия субъектов международных отношений, негосударственных организаций.8.

ПОЛИТИКА БИРЖЕВАЯ (exchange policy) — 1) политика государства или конкретных партий в области биржевой деятельности, а также по отношению к тем или иным биржам; укрепление позиций в биржевой сфере; 2) линия поведения, курс и преследуемые цели конкретных бирж.

9. Бюджетная политика, как совокупность финансовых мер, связанных с формированием и распределением финансовых ресурсов государства по статьям расходов и доходов.

Типы финансовой политики.а) классическая;б) регулирующая;в) планово-директивная.Классическая финансовая политика направлена на невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. (А. Смит, Д. Рикардо и др.

)Регулирующая финансовая политики исходит из необходимости вмешательства государства в циклическое развитие экономики, обеспечение полной занятости.Инструментами вмешательства становятся государственные расходы, которые формируют дополнительный спрос (рост предпринимательской деятельности, увеличения НД, ликвидация безработицы.

) Происходит рост сбережений у населения, и государство с помощью прогрессивных ставок налогов изымает излишки, это способствует сбалансированности бюджета и погашение государственных долгов. (Дж. Кейнс и др.)Планово-директивная финансовая политика.

 Цель: максимальная концентрация ресурсов в руках государства и перераспределение их в соответствии с планом.

9.

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации.Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. современная финансовая политиканацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Основная цель современной налоговой политики — формирование налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса. Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными источниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий.Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. следует отметить, что успешная реализация финансовой политики непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

Источник: https://studfile.net/preview/6051090/page:6/

Цели и задачи современной финансовой политики России и механизм её реализации

Финансовая политика и финансовый механизм.: Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере

Введение

В настоящее время среди экономистов России существуют различные взгляды на пути экономического развития государства. Эти различия в значительной степени связаны с разными подходами в решении проблем федерального устройства государства, роли субъектов Федерации и их взаимосвязи в условиях рыночной экономики.

Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и специфические характеристики его социально-экономического состояния.

Социально-экономическое развитие территории – это объективный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стране в целом под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов.

Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня. Большинство своих функций государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики.

В связи с этим особый интерес для понимания коренных процессов развития экономики Российской Федерации и разработки на этой основе вопросов повышения ее эффективности представляет изучение финансовой политики на уровне субъекта Федерации.

Именно в рамках республик, краев и областей происходит создание валового внутреннего продукта (ВВП), осуществляется, собственно, экономическое и социальное развитие, которое в своей совокупности и определяет уровень развития производительных сил страны в целом, ее место в мировом разделении труда, а также степень ее политического авторитета в международных отношениях. На этом же уровне фактически проверяется степень рациональности финансовой политики федерального центра. Успех финансовой политики и ее высокая результативность во многом основывается на анализе общей экономической ситуации в регионе.

Исследование механизма реализации финансовой политики и ее составных частей, как инструмента воздействия на экономическую ситуацию, легло в основу предмета курсовой работы. В качестве объекта исследования выбраны финансово-экономические индикаторы развития региона.

В связи с этим целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики развития региона и на этой основе определение путей повышения эффективности принятия решений в области управления финансами со стороны администрации субъекта Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и механизм реализации;
  • исследовать вопросы теории регионального роста и развития;

1.1 Финансовая политика: цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти, возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику.

Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической политики государства, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики [2].

В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики — инструментов и финансовых институтов государственной власти.

Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если его технология практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство экономического и социального развития, Федеральная комиссия по валютному контролю и т.д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента — будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. — существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

 финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу [3].

Целью финансовой политики субъекта РФ на современном этапе является увеличение бюджетной обеспеченности его жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в данном регионе. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия социальных нормативов.

Особое значение имеет взаимосвязь данных нормативов на уровне отдельных территорий и на федеральном уровне. С одной стороны, централизованно их невозможно определить.

Потому что не могут быть одинаковыми стандарты в Краснодарском крае и в Мурманской области, где продолжительность зимнего отопительного сезона и, следовательно, затраты на теплоснабжение на душу населения, будут отличаться в несколько раз.

С другой стороны, разработка социальных нормативов исключительно на уровне регионов приведет неизбежно к их значительной дифференциации. Кроме того, субъекты РФ являющиеся донорами, могут установить такие большие значения показателей уровня жизни, что, обеспечивая их реализацию, не останется средств для перечисления в федеральный бюджет [4].

Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Осуществление финансовой политики субъектом РФ предполагает наличие нескольких ее составляющих:

  • обеспечение достаточной доходной части бюджета или проведение в рамках своей компетенции разумной налоговой политики;
  • рациональной использование полученных доходов или проведение эффективной бюджетной политики;
  • формирование политики в сфере страхования,
  • разработка региональной политики на рынке ценных бумаг [4].

Существуют, конечно, еще в качестве самостоятельных направлений политики: инвестиционная, социальная.

Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на уровне субъекта РФ, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Бюджетная политика – главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но в перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.

Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности [5].

Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

1.2 Механизм реализации финансовой политики развития

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения [3].

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты различных уровней власти используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.

) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств и прочие расходы.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов [3]:

  1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на без возмездной и безвозвратной основах);
  2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
  3. налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
  4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики н социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Источник: https://www.referat911.ru/Finansy/celi-i-zadachi-sovremennoj-finansovoj/228242-2451188-place1.html

Тема 11. финансовая политика и финансовый механизм

Финансовая политика и финансовый механизм.: Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере

Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере государство разрабатывает финансовую политику. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Финансовая политика является составной частью экономической политики, однако, её содержание определяется экономистами по-разному.

По К. Марксу финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций.

В учебной финансовой литературе 90-х годов финансовая политика так же в основном трактуется как деятельность государства по использованию финансов. Так, например, по мнению Балабанова И.Т., финансовая политика – это деятельность государства по использованию финансов для укрепления своего потенциала – экономического, военного, экологического и социального.[2]

Большинство авторов определяют финансовую политику как элемент надстройки, деятельность государства в области использования финансов.

Выделяются различные цели финансовой политики в зависимости от основных направлений финансовой деятельности государства, которую, несмотря на всё её разнообразие можно разделить на три вида:

1. Аллокация – предоставление обществу государством и финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.);

2. Перераспределение — финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;

3. Стабилизация – осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

Главной целью финансовой политики является увеличение объёма и улучшение эффективности использования финансовых ресурсов. Кроме того, в настоящее время при разработке финансовой политики государство в соответствии с видами финансовой деятельности также преследует достижение следующих целей:

— повышение уровня жизни населения на основе развития отраслей народного хозяйства.

— оздоровление и структурная перестройка экономики.

— снижение темпов инфляции.

Разработка и осуществление финансовой политики включают следующие основные этапы:

— разработка финансовой стратегии;

— определение и постановка главных целей финансовой политики и их конкретизация в тактических задачах;

— разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей;

— подбор кадров, способных решить поставленные задачи;

— осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и решение задач, контроль за их осуществлением.

При разработке и исполнении финансовой политики необходимо соблюдать следующие требования:

— Формулировка целей финансовой политики и определение путей их достижения;

— Разбивка целей на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

— Учёт факторов рисков и неопределённости для обеспечения финансовой устойчивости;

— Обеспечение публичного характера финансовой политики и её утверждение представительными (исполнительными) органами власти;

— Наличие отчётности о реализации финансовой политики и достижения её целей;

Поскольку финансовая политика в первую очередь направлена на достижение максимального объёма финансовых ресурсов, то она обеспечивает реализацию политики государства в других областях общественной деятельности – экономики, социальной сферы, обороны страны, развития научно-технического прогресса и др.

Немаловажное значение для осуществления финансовой политики имеет разработка соответствующего финансового механизма. Под финансовым механизмом понимается совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, финансовые методы и рычаги и финансовое законодательство.

Под методом понимается способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности.

[3] Под финансовым методом понимается способ воздействия финансовых отношений на социально-экономические процессы в обществе.

К финансовым методам относятся налогообложение, страхование, инвестирование, лизинг, факторинг и др.

Экономические интересы на практике находят выражение в таких экономических категориях как прибыль, бюджет, фонды и др. В данном случае эти экономические категории выступают как конкретные инструменты управления в системе финансового механизма, выступая в качестве финансовых рычагов.

Финансовый механизм включает широкий круг финансовых рычагов, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение денежных средств. К финансовым рычагам относятся прибыль, дивиденды, процентные ставки, дисконт, нормы, лимиты и т.п.

Реализация финансовой политики, достижение её целей возможно только при разработке научно обоснованного финансового механизма. Звенья и элементы финансового механизма изменялись вместе с развитием финансов и изменением финансовой политики государства.

Наиболее кардинальные изменения в финансовом механизме произошли в период перехода страны к рыночным отношениям. В основу этих изменений были положены принципиально новые подходы к организации финансовых отношений в обществе.

Появилась новая налоговая система, возник финансовый рынок, коммерческие банки и страховые компании, значительно расширились возможности предприятий по использованию финансовых ресурсов.

В этой связи появились такие новые финансовые методы как бюджетное кредитование, передача бюджетных средств в управление, лизинг, факторинг, форфейтинг и др. Возникли также и новые финансовые инструменты к которым можно отнести дивиденды, лимиты бюджетного финансирования, субвенции, субсидии, трансферты и др.

Целью перестройки финансового механизма является приведение его в соответствие с изменившимися формами организации финансовых отношений. Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием соответствующей нормативно-правовой базы.

В последние годы законодательными органами был принят ряд документов, создающих правовую основу финансовой деятельности.

В первую очередь к ним относятся Бюджетный и Налоговый Кодексы, законы о налогах, о лизинге, о страховании и другие правовые документы.

Взаимоувязка финансовой политики и структурных реформ, которые должны осуществляться по следующим направлениям:

— повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального Казначейства;

— оздоровление банковской системы;

— совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

— ликвидация неденежных расчётов и неплатежей;

— развитие земельной реформы;

— принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;

— создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны и обеспечат достижение реализации главной цели финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов. Большинство авторов научных публикаций называют следующие направления финансовой политики будущего:

— укрепление курса национальной валюты;

— повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам;

— достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

— совершенствование налоговой системы;

— оптимизация расходов государства;

— обеспечение взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики, модернизация платёжно-расчётной системы;

— повышение эффективности использования государственной собственности.

[3] Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1987 г. С. 797.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_112682_tema--finansovaya-politika-i-finansoviy-mehanizm.html

Финансовая политика и финансовый механизм

Финансовая политика и финансовый механизм.: Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере

  1. Финансовая политика ее сущность и виды
  2. Финанс.механизм и его роль в реализации финанс.политики
  3. Финанс.политика России на современ.этапе

1.

Рассматривая функции финансов, мы видели, что в современных условиях большое значение играет регулирующая функция, с помощью которой государство посредством финансового механизма может осуществлять какие-то мероприятия, ведущие к достижению целей, решению задач, преследовать какие-то приоритеты.

Это говорит о том, что в области финанс.регулирования гос-во неизбежно должно проводить определенную политику.

Политика в финансовой сфере функционирования экономики через мобилизацию финанс.ресурсов, их распределение и использование направлена на достижение определенных целей. Сейчас это – достижение вне темпов экономич.роста, изменение его качества, задействование рыночных рычагов регулирования, создание конкурентной среды и обеспечение благоприятной мотивации в деятельности хоз.субъектов.

В рыночных условиях финансы – одна из немногих сфер, где государство вступает в непосредственные отношения с субъектами хозяйствования и через эти отношения может влиять на деятельность субъектов для достижения каких-то целей. Т.о. главная задача финанс.политики – обеспечение соответств.финанс.ресурсами (то есть условиями их формирования, распределения и использования) реализации той или иной гос.программы эконом.или соц.развития.

Финн.политика может носить как долгосрочный, так и краткосрочный характер в зависимости от решаемых задач. В первом случае речь идет о финанс.стратегии, во втором – о практике.

Финанс.стратегия – долговременный курс в финанс.политике, рассчитываемый на перспективу и решение крупномасштабных задач развития страны. В условиях рынка финанс.стратегия реализуется через разработку целевых гос.программ, с помощью которых финн.ресурсы концентрируются на основных направлениях социал.-эконом.развития.

Финанс.тактика направлена на решение текущих задач, которые определяются либо финанс.стратегией, с одной стороны, либо, с другой стороны, текущими задачами носящими случайный характер.

Реализуемая тактика, главным образом, путем перегруппировки фин.ресурсов. В идеале финанс.стратегия должна носить стабильный, долговременный характер, а финанс.

тактика должна быть гибкой маневренной, направлена на обеспечение потребностей постоянно меняющихся условий существования страны.

Финанс.политика представляет собой совокупность гос.мероприятий, направленных на мобилизацию фин.ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций и достижения определенных целей.

Существуют следующие направления финанс.политики:

Базовые:

  1. Налоговая
  2. Бюджетная
  3. Денежно-кредитная

Производные:

  1. Социальная
  2. Инвестиционные
  3. В области международных финансов

Налоговая политика – основная задача – создание приемлемых для государства и субъектов хозяйствования условий налогообложения, главным здесь является обеспечение устойчивого финанс.положения государства и реального сектора экономики. К задачам налоговой политики относятся:

  1. комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровней неплатежей в народном хозяйстве.
  2. пересмотр имеющихся налоговых и платежных льгот
  3. реструктуризация задолженностей по платежам в бюджетные и внебюджетные фонды

Основной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного кризиса (дефицита), а также:

  1. Сокращение гос.расходов
  2. Создание условий для роста доходов
  3. Реструктуризация гос.долга (перенесение сроков платежей, гос-во занимает ден.средства)

Важнейшими задачами денежно кредитной политики является преодоление банковского кризиса и реструктуризация банковской системы, восстановление доверия населения к кредитным организациям, стимулирование организационных сбережений населения, регулирование курса рубля, по отношению к иностранной валюте, пополнение золотовалютных запасов государства, снижение оттока капитала за границу и т д

На любом этапе развития общества финанс.политика должна решать след.задачи:

  1. создание условий для роста финанс.ресурсов
  2. обеспеч.рационал.распределения и эффективного использования финанс.ресурсов.
  3. выработка адекватного условиям хозяйствования , обеспечивающего реализацию предыдущих задач

2.Разрабатывая способы организации финанс.отношений, государство оформляет их в законах и в других актах нормативно-правового характера.

Оно определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, способы и принципы использования государством финанс.ресурсов. Все это вместе образует финанс.механизм , который представляет собой совокупность методов, инструментов и рычагов воздействия на социал.

и экономич.развитие общества. В процессе распределительных и перераспределительных отношений финанс.механизм является частью хоз.механизма гос-ва. Соответственно структуре финанс.системе общества финанс.механизм также подразделется на финанс.

механизм коммерческих организаций, некоммерч.организаций и учреждений, страховой механизм и механизм гос.финансов. В свою очередь каждый из этих блоков тоже детализируется.

Все эти механизмы имеют свою специфику. От зрения воздействия на экономику выделяют фин.механизм мобилизации ресурсов, механизм финансирования, стимулирования, санкций, и т д.

Наиболее динамичная часть …….. финанс.механизма – числовые значения его основных параметров. Именно манипулируя этими параметрами гос-во способно реализовывать свою финанс.политику в эк.и финанс.отраслях и добиваться тем самым поставленных целей (пример:изменение в последние годы ставки налога на прибыль с 35 до 25 и менее)

3.В 1992 году в стране произошла смена политической ориентации, кот.привела к изменению всей политической системы.

Государство провозгласило курс на рыночные реформы, что потребовало коренной перестройки. Основным в этом процессе являлось разгосударствление, а затем и приватизация предприятий, организаций.

Появились новые субъекты хозяйствования и это повлекло за собой изменение роли финансов в обществе.

Это выразилось:

  1. постепенно идет снижение роли финансов на макроуровне и повышение их значения на микроуровне
  2. С появлением новых видов хозяйств.субъектов появились и новые группы финанс.отношений (напр.:налоги)
  3. Финансы становятся самостоятельной сферой ден.отношений, а деньги как материальная основа финансов , становятся капиталом (т.е.самовозрастающей стоимостью)

Все это обусловило появление новой фин.политики. Пока она неустойчива, подвержена частым корректировкам, но при этом уже четко обозначены ее основные черты:

  1. гос.бюджет хотя и сохраняется центральную (главную) роль, но уже не является таким всеобъемлющим как прежде. Если в 80-х годах через бюджет проходило более 75% всех финанс.ресурсов страны, то сейчас 22-23%. При этом появились новые внебюджетные фонды и т д.
  2. произошло значительное……….в гос.дохадах из ранее действующих источников, что в настоящее время……………введением большого числа налогов. При этом налоговая система еще также несовершенна, противоречива, не отлажены ее многие механизмы.
  3. Гос-во постепенно снижает свою роль в экономике. Если в 80-е годы 57% бюджета расходовалось на народное хозяйство, то сейчас менее 12%.
  4. Существующая система налогообложения способствует расслоению общества, появлению сверхбогатых людей, на другом полюсе – очень бедных.

В настоящее время сложились следующие основные задачи, стоящие перед финанс.политикой:

1. Снижение инфляции, что будет способствовать росту предпринимательской и инновационной активности

2. Достижение стабильно высоких темпов эконом.роста и изменения его качества.

3. снижение уровня безработицы как явной, так и скрытой.

Эти задачи взаимосвязаны между собой и их решение представляется очень трудным. Наиболее эффективно в подобных случаях финанс.воздействие на хозяйств.механизм, стимулирование совокупности спроса и гос.политики инвестиционных проектов.

Источник: https://studopedia.su/7_47647_finansovaya-politika-i-finansoviy-mehanizm.html

Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Финансовая политика и финансовый механизм.: Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов, является важной составной частью финансовой политики. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны.

Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. Развитие производительных сил, научно-технического прогресса в настоящее время достигло такого уровня, что выполнение отдельных программ непосильно одному государству.

Поэтому страны сообща выполняют некоторые функции, что помогает экономить сродства. Только международное сотрудничество способно обеспечить эффективную мировой экономики.

Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному.

Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей.

При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.

Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое. значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

Источник: http://www.rightfinance.ru/rfins-160-1.html

Финансовый механизм, его роль в реализации финн политики государства

Финансовая политика и финансовый механизм.: Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере

. Финансовый механизм(ф.м):ф. п осущ-ся государством посредством использования фин-го механизма. Мин-ый мех-м – это система установленных государством форм, видов и методов фин-х отношений.

фин-ый механизм состоит из совокупности организационных форм фин-х отношений, формы фин-х ресурсов, порядка, метода формирования централизованных и децентрализованных фондов, методов фин-го планирования, управления финансами, финансового законодательства. Практическое использование ф.м.

осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами; процесс управления включает в себя ряд элементов: прогнозирование, планирование, управление, регулирование, контроль. Сущ-т 2 типа ф.м.: директивный, регулирующий.

Директивный разрабат-ся для фин отношений, в которых непосредственно участвует гос-во, такой тип финансового планирования предполагает обяз-ть для всех субъектов фин-х отношений установленных видов, форм, методов денежного регулирования ф.м.

, определ-т основные правила проявления в такой сфере фин, где интересы государства прямо не затрагиваются(пример: при организации внутрихозяйственных отношений на ЧП) в этом случае устан-ся лишь общий порядокиспользования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты всех налогов, пр/тие разр-т формы, виды денежных фондов, направление их использования.

Типы финансовой политики:выделяют 3 основных типа фин-ой политики: 1) классическая: принцип невмешательства государства экономику, сохранения свободной конкуренции, использования рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов.

2) регулирующий: финансовый механизм исполь-ся для регулирования экономики и соц-х отношений в целях обеспечения полной занятости населения.3) планово-директивная: применяется в административно-командной эк-ке с целью обеспечения максимальной концентрации ресурсов у гос-ва для их последующего распределения.

Переход в 90-е годы РФ от командной экономики к рынку потребовал кардинального изменения фин-ой политики и фин-го мех-ма. Суть этих изменений заключалась в переводе взаимоотношений м/у гос-м и приватизированными предприятиями на налоговую основу. Изменение межбюджетных отношений; региональные и местные бюджеты получили большую самостоятельность, покрытие бюджетного дефицитане за счет ЦБ, а на основе выпуска ценных государственных бумаг, создание страхового рынка и частных страховых фондов, создание государственных внебюджетных фондов, изменение системы управления финансами, создание спец-х финансовых и контрольных министерств(мин-во РФ по налогам и сборам, счетная палата)

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и со­циального развития.

Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно.

Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма.

Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов.

Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования.

На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

Сочетание элементов финансового механизма — форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъ­ятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обще­ством.

Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.

Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан.

Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.

Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное разви­тие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

8.ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

Рассматривая функции финансов мы видели, что в современной экономике большое значение играет регулирующая функция, с помощью которой государство через финансовые механизмы может осуществлять какие-либо мероприятия, цели, задачи, преследовать свои приоритеты. Это говорить о том, что в области финансового регулирования государство должно проводить определенную политику.

Политика в финансовой сфере функционирования экономики через мобилизацию финансов, их распределение и исполнение направлена на достижение определенных целей. Например, сейчас это достижение высоких темпов экономического роста, изменение качества, задействование рыночных рычагов регулирования и обеспечение благоприятной мотивации к деятельности хозяйственных субъектов.

В рыночной экономике финансы – это одна из немногих областей, где государство вступает непосредственно в отношения с субъектами хозяйства и через эти отношения может влиять на деятельность субъектов для достижения каких-то целей.

Т.о. главная задачи финансовой политики – это обеспечение соответственно финансовые ресурсы условиями их формирования, распределения и условиями реализации той или иной государственной программы социально-экономического развития.

Финансовая политика может носить долгосрочный и краткосрочный характер в зависимости от решаемых задач. В первом случаи речь идет о финансовой стратегии, а во втором – о тактике.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективы и решение крупномасштабных задач. Финансовая стратегия в условиях рынка реализуется чаще всего через разработку целевых комплексных программ, с помощью которых финансовые ресурсы концентрируются Ра главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение текущих задач, как правило, определенных финансовой стратегией. Реализуется тактика способом перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая стратеги я должна носить стабильный, а тактика – гибкий, маневренный характер, т.е. обеспечение потребностей постоянно меняющихся условий существования страны.

Т.о. финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций и достижения определенных целей.

Финансовая политика представляет совокупность фирм, методов, инструментов, регулирующие воздействия государства на социально-экономические процессы.

Существуют следующие направления финансовой политики:

ü Налоговое.

ü Бюджетное.

ü Денежно-кредитное.

ü Социальное.

ü Инвестиционная политика в области международных финансов.

Основными направлениями являются налоговое и денежно-кредитное, а стальные – производственными от остальных.

Важнейшей задачей налоговой политики является создание приемлемых для государства и субъектов хозяйствования условий налогообложения, обеспечивших успех финансового положения реального сектора экономики. К таким задачам налоговой политике относятся:

5. Комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижение уровней не платежей в народном хозяйстве.

6. Пересмотр имеющихся налоговых и таможенных льгот.

7. Ужесточение налогового администратирования.

8. Реструктуризация задолжностей по платежам в бюджетные и внебюджетные фонды.

Основной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного кризиса (главное здесь рост объема бюджета, т.е. расходов и доходов). Задачи:

4. Сокращение государственных доходов.

5. Реструктуризация государственного года.

6. Инвентаризация внешних и внутренних заимствований и резервов их использования.

Важнейшими задачами денежно-кредитной политики является преодоление банковского кризиса и реструктуризация банковской системы, восстановление доверия населения к кредитным организациям, стимулирование организованных сбережений населения, регулирование курса рубля по отношению к иностранной валюте, пополнение золотовалютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу, регулирование процентных ставок, расширение денежного предложения.

Стоит задача, чтобы рубль соответствовал иностранным валютам, надо, чтобы курс рубля повышался.

Регулирование процентный ставок – ставка рефинансирования зависит от уровня инфляции.

На любом этапе развития общества финансовая политика должна решать следующие задачи:

4. Обеспечение условий для роста финансовых ресурсов.

5. Обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов.

6. Выработка адекватного условиям хозяйствования финансового механизма, обеспечивавшего реализацию предыдущих задач.

9. Финансовая политика России на современном этапе развития.

В 1992 году в стране произошла смена политических ориентаций, которая примела к изменению всех экономической системе.

Государство провозгласило курс на рыночные реформы, что потребовало коренной перестройке всех финансов в стране.

Основным в этом процессе являлось разгосударствление и приватизация предприятий, организаций. Появились новые субъекты хозяйствования, кроме государства.

Это повлекло за собой изменение роли финансов в обществе:

1. Постепенно идет снижение роли финансов на макроуровне и повышения их значения на микроуровне.

2. С появлением новых хозяйствующих субъектов появились и новые группы финансовых отношений.

3. Финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, т.к. деньги как материал основа финансов становится капиталов с самовозрастающей стоимостью.

Все это обуславливают появление новой финансовой политики. Пока она неустойчива, часто подвергается корректировки, но уже четко обозначились ее основные черты:

1. Государственный бюджет хотя и сохраняет центральную, главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим как прежде. Если в 80х годах через государственный бюджет проходило более 75% всех финансовых ресурсов страны, то сейчас – 23-23%. При этом появились внебюджетные фонды (пенсионные фонды, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и т.д.).

2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников в настоящее время компенсируется введение большого числа налогов. Правда, система налогообложения еще очень противоречива, еще не отлажены многие ее механизмы.

3. Не вмешательство государства в экономику. В 80е годы поле 57% бюджета страны расходилось на народное хозяйство, сейчас – менее 12%.

4. система налогов с физических лиц способствует расслоению общества, появлению богатых людей, накоплению капиталов.

Условия проведения финансовой политики:

1. Снижение инфляции для поддержки предпринимательской и инновационной деятельности;

2. Достижение стабильных темпов экономического роста;

3. Снижение уровня безработицы как явной, так и скрытой.

Эти задачи взаимосвязаны и их решение в наших условиях представляется очень трудным. Наиболее эффективна в подобных случаях финансовое воздействие на финансовый механизм (на процент накопления капитала, на инвестиционный процент и т.д.) и стимулирование совокупного спроса.

Просмотров 1038

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-32571.html

Studio-pravo
Добавить комментарий