Финансовая политика государства и ее инструменты: Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по

Инструменты финансовой политики

Финансовая политика государства и ее инструменты: Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Белорусский государственный университет

Гуманитарный факультет

Контрольная работа

По теме

«Инструменты финансовой политики»

По дисциплине «Финансы и финансовый менеджмент»

Студентки 3-го курса

Кондратьевой Лии Сергеевны

Специальности «Менеджмент»

Заочной формы обучения

Преподаватель:

Минск, 2012

f

Введение

1. , цели и задачи финансовой политики государства

2. Инструменты финансовой политики

3. Управление государственными расходами

4. Управление дефицитом бюджета

Заключение

Список использованных источников

fВведение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.

Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.

От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Финансовая политика практически любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой на текущее положение в мировой экономике.

В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

f1. , цели и задачи финансовой политики государства

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит разработку научно обоснованную концепцию развития финансов, определяет основные направления их использования, разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

-бюджетная политика

-налоговая политика

-таможенная политика

-кредитно-денежная политика

-инвестиционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

-разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

-создание адекватного финансового механизма;

-управление финансовой деятельностью государства.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика — это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. финансовый бюджет управление экономика

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Финансовая политика содержит следующие аспекты:

-макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;

-распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Цели финансовой политики можно разделить на три группы:

-политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

-экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне

-социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Задачами финансовой политики являются:

-обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

-установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

-организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

-выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

-создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Оценка эффективности проведения финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

2. Инструменты финансовой политики государства

Финансовая политика охватывает два основных аспекта: макроэкономическую стабилизацию экономики, связанную с проблемой бюджетного дефицита, и распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Основными инструментами финансовой политики являются:

-разграничение прямого и косвенного налогообложения.

-управление государственными расходами.

-управление дефицитом бюджета.

Разграничение прямого и косвенного налогообложения.

Для выполнения государственных задач власти должны осуществлять определенные расходы. Для осуществления расходов им необходимы доходы. Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления.

Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.

Основными группами налогоплательщиков являются физические и юридические лица. Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. Основную часть населения в развитых странах составляет средний класс, доходы которого позволяют выдержать дополнительную лотовую нагрузку.

Предприятия, напротив, должны освобождаться от чрезмерного налогового бремени, так как они являются основой экономики, играют главную роль в создании совокупного общественного продукта, создают рабочие места и, соответственно, выплачивают зарплату.

Для смещения налогового бремени в сторону физических лиц, кроме прямых налогов на их доходы, вводятся также косвенные налоги — акцизы, представляющие собой надбавку к цене товара. Формально косвенными налогами облагаются предприятия. Фактические косвенные налоги уплачивают потребители подакцизных товаров.

3. Управлениегосударственными расходами

Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства.

В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики. Изменение методов регулирования экономики требует изменения системы государственных расходов и перестройки бюджетного механизма.

Изменение системы государственных расходов выражается в изменении их состава и объемов.

Государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как направляются на структурную перестройку экономики, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий.

Важную экономическую и социальную роль играют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями.

4. Управлениедефицитом бюджета

Дефицит бюджета — превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами — достаточно распространенное явление. Практически каждая страна в своей истории сталкивалась с превышением расходов государственного бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).

В первом случае превышение расходов над доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Во втором случае превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно.

Дефицит государственного бюджета может также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и ответствующие политические решения.

Вообще в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит количественно допустимых пределах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, Налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных грамм. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2—3%.

Сокращение разрыва между расходами и доходами можно достичь с помощью увеличения доходов и сокращения расходов.

fЗаключение

В данной контрольной работе была рассмотрена финансовая политика государства.

Финансовая политика государства — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.

Государство разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.

Роль государства в современной финансовой политике является безоговорочной, так как даже путем небольшого изменения в отдельной составляющей финансовой политики (к примеру, налоговой) можно внести кардинальные изменения в развитие экономики в целом.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Финансовая политика — это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс — это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.

Также, при проведении финансовой политики необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).

В 2011 году Республика Беларусь столкнулась с финансовым кризисом, вызванным многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике.

В свете свершившегося кризиса современное состояние экономического положения Республики Беларусь можно охарактеризовать как сложное.

Экономическая ситуация страны требует безотлагательной стабилизации, в том числе, и путём дальнейшего совершенствования реализации финансовой политики Республики Беларусь.

fСписок использованых источников

1. Воробьев, М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. — Минск: Издательство МИУ, 2008. — 335 с.

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Финансовый_кризис_2011_года_в_Беларуси/

3. Воробьев, В.А Макроэкономика: учебное пособие — Минск / Воробьев В.А., Бондарь А.В. — 2006. — 543 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/finance/00833706_0.html

Финансовая политика государства, ее виды и инструменты реализации

Финансовая политика государства и ее инструменты: Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Задачи финансовой политики направлены:

1) на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Виды финансовой политики:

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике.

К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.

Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.



Источник: https://infopedia.su/15x15291.html

Финансовая политика государства и механизм ее реализации

Финансовая политика государства и ее инструменты: Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по

Финансовая политика — это совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами управления, по учету требований объективных экономических законов при совершенствовании финансовых отношений для эффективного управления экономикой.

Как часть социально-экономической политики страны она представляет собой совместную деятельность органов государственной власти по управлению финансовой системой и деятельность хозяйствующих субъектов, опирающуюся на хозяйственное законодательство, направленную на формирование оптимальных параметров общественного воспроизводства.

Целью финансовой политики является мобилизация финансовых ресурсов на базе экономического роста, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

Эта цель реализуется посредством обеспечения финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются: зависимость от конечной цели; макроэкономическая сбалансированность всех видов экономической деятельности; консолидация интересов всех членов общества; учет требований экономических законов; учет внутренних и внешних экономических условий и реальных финансовых возможностей.

Финансовая политика, с одной стороны, подытоживает результаты работы всех звеньев хозяйственного комплекса, и прежде всего финансовой системы, а с другой — не только задает вектор развития системе воспроизводства, но и является определяющим фактором нормального функционирования экономической и социальной сферы общества на перспективу.

Емкость и многоплановость понятия «финансовая политика» становятся более очевидными, если перечислить все частные ее составляющие.

К ним относятся: бюджетная, налоговая, таможенная, ценовая, инвестиционная, денежно-кредитная сферы, каждая из которых, будучи частью общей финансовой политики и проводя ее принципиальную линию, в то же время имеет относительную самостоятельность и обособленность, характеризуется своей спецификой в решении конкретных задач.

В рамках бюджетной политики решаются задачи, связанные с определением: структуры доходной и расходной части бюджета; величины бюджетного фонда в объеме ВВП; доли бюджетных средств, распределяемых между федеральным Центром и субъектами РФ; пропорций распределения расходов между бюджетами всех уровней; удельного веса федерального бюджета в объеме консолидированного бюджета РФ; направлений обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга и другие принципиальные задачи.

Налоговая политика в контексте мер общей финансовой политики решает задачи налогообложения юридических и физических лиц с целью мобилизации средств в доходную часть бюджета.

При этом необходимо обеспечить адекватность между намечаемыми мерами и экономическим механизмом их реализации. В зависимости от временного критерия налоговая политика может быть краткосрочной (1-2 года) и долгосрочной (начиная с 3 лет и более).

В зависимости от приоритетности решаемых с помощью этих мер задач применяют различные схемы налогообложения:

  • 1. Если уровень жизни среднего класса в стране соответствует мировым стандартам, правительство по достижении общественного согласия (как принято в демократическом обществе) может ввести максимальные ставки налогов и сборов с получаемых доходов и активов. Приведенная здесь схема успешно применяется в Скандинавских странах.
  • 2. Если уровень жизни среднего класса в стране ниже мировых стандартов и сам средний класс немногочислен, правительство делает ставку на увеличение этой прослойки общества, формирующей своими доходами налогооблагаемую базу и составляющей основу стабильности налоговых поступлений в доходную часть бюджета. При доминировании в социально-экономической политике этих задач вводятся такие схемы налогообложения, которые максимально выводят из налогооблагаемой базы доходы и активы хозяйствующих субъектов, оставляя их в хозяйствах на цели развития. Приведенная схема апробируется сейчас в российской экономической действительности.
  • 3. Если уровень жизни среднего класса в стране соответствует мировым стандартам и по уровню экономического развития страна обладает достаточным промышленным потенциалом, правительство, предлагая схему налогообложения, может сместить налоговое бремя в сторону юридических лиц, обеспечивая при этом значительную социальную поддержку своих граждан с низкими доходами. Эта схема используется в практике налогообложения развитых стран Евросоюза.

Таможенная политика предоставляет множество финансовых инструментов для осуществления различных моделей товарообмена:

  • а) политика протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям предполагает более высокие таможенные пошлины на ввозимые конкурирующие с отечественными товары;
  • б) политика открытой экономики заинтересована во ввозимых товарах, что предполагает низкие таможенные барьеры и импортную интервенцию товаров на отечественный рынок.

Главной задачей таможенной политики является создание с помощью финансовых рычагов таких экономических условий, которые необходимы для укрепления позиций национальной экономики на мировом и внутреннем рынках.

Сфера активных мер ценовой политики в условиях рыночной модели хозяйствования в России резко сузилась вслед за уменьшением масштабов государственной формы собственности.

Отпускные цены формируются производителем-собственником под воздействием внутрипроизводственных факторов, прежде всего уровня издержек, и под влиянием спроса и предложения на рынке, а также конкурентоспособности товара, определяющей возможности долгосрочных контрактов на поставку.

Влияние государства в России сейчас распространяется на следующие области ценообразования: на цены и услуги организаций — естественных монополий (организации связи, железнодорожные транспортные организации, организации, предоставляющие коммунальные услуги); цены на продукцию нефтедобычи и энергетического комплекса); цены за использование природных ресурсов и недр страны; цены продукции видов экономической деятельности, имеющих стратегическое назначение.

В предыдущие 3 года в связи с последствиями мирового финансового кризиса Правительство России прибегало к временным точечным мерам «замораживания» цен на товары первой необходимости, прежде всего продовольственные, что было вызвано защитой интересов граждан с уровнем доходов на душу (в семье) ниже прожиточного минимума по региону проживания.

Инвестиционная политика России преследует цель обеспечить поступательный экономический рост и на этой основе стабильное увеличение экономического потенциала страны.

Взятый Россией курс на инновационное развитие предполагает мобилизацию финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и направление их преимущественно в разработки и проекты, носящие инновационный характер. Соответствующие меры предприняты в распределении государственных финансов.

В составе федерального бюджета выделен Инвестиционный фонд РФ, который предназначен для проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного стратегического партнерства.

По инициативе Правительства РФ бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение этого фонда в году предстоящем, а не изымаются, как это было прежде. Перспективным направлением расширения источников инвестиционных ресурсов в России является более активные меры мобилизации для этих целей средств страховых фондов, где для российской практики широкое поле деятельности по примеру зарубежных страховщиков.

Денежно-кредитную политику осуществляет в России Центробанк РФ, который формально самостоятелен в своих решениях относительно финансовой политики, проводимой государственными финансами.

Центробанк обеспечивает сопряженность кредитной, валютной и процентной политики, косвенно влияя на инфляционный и инвестиционный процессы, создавая предпосылки для устойчивости национальной валюты и платежного баланса.

финансовой политики формируется поэтапно. Кратко его можно представить в виде основных направлений — этапов деятельности:

  • 1) разработка собственно концепции финансовой политики (с учетом общей концепции экономического роста в масштабах национальной экономики), определение ее основных направлений, главных целей и задач;
  • 2) создание адекватного финансового механизма;
  • 3) управление финансами, т.е. осуществление конкретных действий на каждом этапе развития экономики, применительно к специфике каждого объекта управления и решаемой задачи.
  • 4) финансовый контроль: анализ результатов и их соответствия с параметрам финансового планирования, анализ степени совпадения с ожидаемым результатом, выявление результирующего эффекта, оценка социальных последствий, внесение коррективов (в случае негативных последствий).

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям: по уровням управления; по временному критерию; в зависимости от объектов воздействия. Остановимся несколько подробнее на особенностях критериев.

  • 1) по уровням управления выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;
  • 2) по временному критерию финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой и бюджетной реформ, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и т.д.

Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде.

Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения.

При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках основных направлений финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствии их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

3) в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

Важной содержательной частью финансовой политики является формирование адекватного ей финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности субъектов управления в области финансов. Подробнее финансовый механизм и его элементы будут рассмотрены в четвертом разделе.

Типы финансовой политики. История развития финансовых отношений насчитывает не одно столетие.

За это время финансовая наука тщательно проверяла выявленные в ходе теоретического анализа положения и закономерности, с тем чтобы выработать практические рекомендации для государственных органов и населения как реальное руководство к действию.

Многие из этих рекомендаций заложили основу для финансового законодательства, позволили классифицировать типы финансовой политики, а также составили суть преобразований хозяйственной системы в условиях капиталистического способа производства (табл. 1.2.2).

Классический тип финансовой политики являлся основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х гг. XX в., основывался на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723- 1790) и Д. Рикардо (1772-1823), а также их последователей.

Базовые характеристики классического типа финансовой политики: невмешательство государства в экономику; сохранение свободной конкуренции; минимизация государственных расходов и налогового бремени; использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Таблица 1.2.2. Характеристика типов финансовой политики государства

Расходы бюджета, сводившиеся в основном к расходам на военные цели, включали кроме этого выплату процентов по государственному долгу и его погашению и расходы по управлению.

Система налогов (в основном косвенные и имущественные) должна была создавать необходимые поступления денежных средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).

Регулирующий тип финансовой политики. Получил развитие во многих странах мира с конца 20-х гг. XX в. и действует, претерпевая определенные изменения, в нынешнее время. В основу положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

Базовые характеристики регулирующего типа финансовой политики: Возникла в период нестабильности и экономического спада.

Основывалась на необходимости активного вмешательства государства в экономику с целью стимулирования потребительского спроса и обеспечения с помощью финансового механизма антициклического развития экономики.

Основным инструментом вмешательства в экономику признавались государственные расходы (повышение заработной платы, дешевые кредиты населению, льготные условия предпринимательства, заимствования и т.п.), за счет которых формировался дополнительный потребительский спрос.

Это неизбежно повлекло за собой рост предложения и обеспечило в результате высокий уровень занятости (полную занятость) населения. В этой ситуации главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне его расходов.

Большое внимание в предложенном финансовом механизме уделялось системе государственного кредита, на основе которого проводилась политика дефицитного финансирования. В системе управления финансами выделились отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, а также контролем за поступлением налогов и управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х гг. XX в. стабильный (антициклический) экономический рост, высокий уровень занятости населения и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран ее применивших.

В 70-х гг. XX столетия в основу финансовой политики экономически развитых стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, она существенно его ограничила.

Финансовый механизм в этих условиях состоял в необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.

Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

Исходя из поставленных задач, регулирующая финансовая политика подразделяется на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика реализуется за счет роста государственных расходов и снижения налогового бремени.

Если правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции спроса. Сдерживающая политика подразумевает:

  • — уменьшение правительственных расходов;
  • — увеличение налогов.

В зависимости от методов реализации существуют два типа финансовой политики:

  • а) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством;
  • б) недискреционная финансовая политика, реализуемая за счет так называемых встроенных стабилизаторов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными инструментами дискреционной финансовой политики являются:

  • — общественные работы;
  • — социальные программы;
  • — правительственные закупки; -государственные инвестиции;
  • — изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
  • — управление налоговым гнетом.

Под недискреционной финансовой политикой понимают некоторые способности финансовой системы к самостоятельной стабилизации, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства государственных регулирующих органов. Например, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную и посткейнсианскую системы регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово-директивный тип финансовой политики применялся в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой; основывался на преобладании государственной формы собственности на средства производства, что позволяло осуществлять централизованное прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Цель планово-директивного типа финансовой политики — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основными задачами финансового механизма являлось — создание инструментов, при помощи которых производилось изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов как у государственных предприятий, так и у населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах.

Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.).

В то же время использование такой финансовой политики в мирных условиях с целью нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Источник: https://studme.org/12461220/finansy/finansovaya_politika_gosudarstva_mehanizm_realizatsii

Тема 5. Финансовая политика государства

Финансовая политика государства и ее инструменты: Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по

1.Финансоваяполитика государства, еесодержание, цели, задачи

2.Финансоваястратегия ифинансовая тактика

3.Составныечасти финансовой политики

Однимиз важнейших инструментов воздействиягосударства на формирование и динамичноеразвитие экономических и социальныхпроцессов в стране является его финансоваяполитика.

Финансоваяполитика– это часть общей экономической политики,которая посредством соответствующихрычагов и методов активно участвует врегулировании финансовых процессов.

Финансоваяполитика -это целенаправленная деятель­ностьгосударства, связанная с мобилизациейфинансовых ресурсов,их рациональным распределением ииспользова­ниемна основе финансового законодательства[21, с. 22]. Финансоваяполитика государства включает:

  • определение и разработку научно обоснованной страте­гии и тактики развития финансов в соответствии с главны­ми целями экономического развития страны;
  • механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования;
  • разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.

Основойфинансовой политики являются финансовыеотношениямежду государством и субъектамихозяйство­вания по поводу формированияфинансовых ресурсов и их использования.

Основнымицелями финансовойполитики являются:

  • на­иболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соот­ветствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;
  • повышение уров­ня доходности на душу населения;
  • увеличение бюджетной обеспеченности жителей;
  • выполнение социальных стан­дартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Посредствомфинансовой политики государствооказывает прямоевлияние на структурную перестройкуэкономики, реструктуризациюпредприятий, приватизацию, определе­ниеприоритетных направлений развитиястраны.

Базиру­етсяфинансовая политика на соблюдении рядатребований:

  1. научный подход;

  2. учет конкретных исторических условий;

  3. тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;

  4. применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;

  5. повышение эффективности использования фи­нансовых ресурсов;

  6. прогнозирование результатов финансо­вой политики с учетом многовариантности расчетов;

  7. анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объек­тивных возможностях предприятия и т.д.

Взависимости от длительности периода ихарактера решаемых задач финан­соваяполитика подразделяется на финансовуюстратегию и финансовую тактику.

2. Финансовая стратегия и финансовая тактика

Финансоваястратегия -это долговременный курс фи­нансовойполитики государства, определенный наперспек­тивуи предусматривающий решение крупномасштабныхзадач, поставленных экономической исоциальной страте­гиейразвития страны.

В процессе ее разработкипрогнози­руются основные тенденцииразвития финансов, направле­нияих использования, намечаются принципыорганизации финансовыхотношений в соответствии долговременнымицелямисоциально-экономического развитияРеспублики Беларусь.

Финансоваятактика -это комплекс мероприятий, на­правленныхна решение задач конкретного этапаразвития государства на основеразработанной финансовой страте­гии,связанных с оперативным изменениемформ и методов организациифинансовых отношений, перегруппировкойфинансовыхресурсов исходя из потребностей страны.Стра­тегияи тактика неразрывно связаны междусобой. Страте­гиясоздает благоприятные условия длярешения такти­ческихзадач. Тактика, определяя наиболееострые пробле­мыразвития экономики и социальной сферы,предлагает оперативныеспособы изменения финансовых отношений,позволяетв более сжатые сроки с наименьшимипотерями изатратами решить задачи, намечаемыефинансовой стра­тегией.Финансовая стратегия в РеспубликеБеларусь как элементфинансовой политики государстварегламентиро­ванаследующими основными документами:

  • Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2001-2010 годы;
  • Концепцией развития банковской системы Республи­ки Беларусь на 2001-2010 годы;
  • Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;

• Инвестиционнымкодексом республики Беларусь.Основныенаправления финансовой стратегииРеспубликиБеларусь следующие:

  • обеспечение устойчивого экономического роста, поз­воляющего повысить реальные доходы населения;
  • создание эффективной налоговой системы, отвечаю­щей требованиям экономического роста;

снижениеналоговой нагрузки;

повышениеэффективности государственных расходовисокращение дефицита государственногобюджета;

  • концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ;
  • оптимизация и совершенствование управления госу­дарственным долгом;
  • привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны.

Финансовуюстратегию в нашей стране определяютор­ганы государственного управления- парламент; Админист­рацияПрезидента; Министерство финансов;Министерство поналогам и сборам Республики Беларусьи другие.

Осу­ществляетсяфинансовая политика с помощью финансо­вогомеханизма. Финансовыймеханизмэтосовокупность установленных государствомвидов, форм и методов орга­низациифинансовых отношений.

Различаютдирективный ирегулирующий финансовые механизмы.

Директивныйфинансовый механизм определяетсягосударством путем разработкии введения обязательных для всехсубъектов хо­зяйствованияфинансовых отношений в сфере бюджетногоустройства,налогообложения, финансового рынка.

Регули­рующийфинансовый механизм связанс распределительны­миотношениями общего характера в тойсфере финансовпредприятий,где интересы государства прямо незатраги­ваются.

Системафинансового механизма включает в себяряд группи методов. Финансовыймеханизм государстваобес­печиваетпостоянное совершенствованиезаконодательной базы финансов, развитиефинансовых отношений, их регу­лирование,укрепление финансовой системы государства,стабилизациюего финансов, дальнейшее развитиевнешне­экономическихсвязей;

финансовыймеханизмместных органов власти— изыска­ниеисточников финансового обеспеченияпотребностей территорий.

Бюджетныймеханизмнаправленна разработку эффективнойсистемы налогообложения, обеспечивающейформированиедоходов бюджета, определение направленийихиспользования и методов финансирования.

Механизмвнебюджетных фондов обеспечиваетсбор це­левыхденежных средств, предназначенных дляфинанси­рованияконкретных мероприятий по социальнойзащите населения.

Вкоммерческих предприятиях финансовыйме­ханизмнаправлен на формирование и использованиеде­нежныхфондов.

Финансовыймеханизм некоммерческих организацийсвязансбюджетным дотированием, субсидированиеми получени­ем дополнительных доходов,связанных с коммерческой де­ятельностью.

Механизмфинансового рынка направленна ак­кумулирование и эффективноеиспользование временно сво­бодныхденежных средств физических и юридическихлиц.

Кметодам финансового механизма,раскрывающими его конструкцию,относятся инструменты, рычаги, финансовоеобеспечение.

Инструменты,рычаги — этоэлементы распределения доходов (цена,налоги, прибыль и т.д.). Они способствуютформированиюфинансовых ресурсов и использованиюфондов денежных средств. По выполняемымфункциям подразделяютсяна: стимулы, санкции, нормы, нормативы,лимиты.Роль стимулов выполняют льготы; рольсанкций — пени,штрафы и т.д.

Финансовоеобеспечение включаетизыскание различных источниковфинансовых ресурсов для выполненияпоставлен­ных целей (собственные,заемные, лизинг, факторинг и др.).

Источник: https://studfile.net/preview/5612842/page:16/

Лекция 3. Финансовая политика государства

Финансовая политика государства и ее инструменты: Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по

Финансовая политика — это совокупность государ­ственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использова­ние для выполнения государством его функций.Задачи финансовой политики:

1) обеспечение финансовыми ресурсами государствен­ных программ экономического и социального развития;

2) установление рационального распределения и ис­пользования финансовых ресурсов;

3) регулирование и стимулирование экономических и социальных программ финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составны­ми частями экономической политики — кредитной, це­новой и денежной.

Выделяется три основных типа финансовой политики: классическая; регулирующая; планово-директивная (Рис. 2.3.).

инструменты

Рис. 2.3. Типы и инструменты финансовой политики

Классическая финансовая политика (до конца 20-х годов XX века) основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790 гг.) и Д.Рикардо (1772-1823 гг.). Основные ее принципы: невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конку­ренции, использо-вание рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.

Система финансового управления однозвенная, функции управления реализуются в одном орга­не управления — министерстве финансов.

Регулирующая финансовая политика основана на теории Дж. Кейнса (1883-1946 гг.). Теория исходит из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Для целей управления формируются самостоятельные специализированные орга­ны: службы по планированию бюджета и бюджетных расходов, службы финансового контроля за поступлением налогов и управлением государственным долгом. В 70-х годах в основу финансовой политики была положе­на неоконсервативная стратегия. Эта разновидность фи­нансовой политики ограничивала вмешательство госу­дарства в экономику и социальную область.

Планово-директивная финансовая политика приме­няется в странах, использующих административно-ко­мандную систему управления экономикой. Основополож­ники — В. Ленин и Н. Бухарин. Эта политика позволяет осуществлять прямое, директивное руководство все­ми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Управление финансами осуществляется из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механиз­ма в народном хозяйстве. Других управленческих орга­нов в области финансов не существовало.

Современная финансовая политика Российской Федерации основана:

— на при­знание свободы предпринимательской деятельности,

-на вве­дение разнообразных форм хозяйствования,

-на переходе к смешан­ной экономике, базирующейся на сочетании частных и государственных предприятий.

Важнейшими инструментами финансовой политики выступают инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она направлена на уровень национального дохода, объем производства и уровень занятости.

Налогово-бюджетную политику подразделяют на два типа: дискреционную (гиб­кую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это деятельность органов власти по управлению налогообложением и государ­ственными расходами с целью воздействия на уровень экономической ак­тивности. В частности, законода­тельные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообло­жения, введения новых налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика — это автоматичес­кие изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от при­нятия решений государством.

Автомати­ческая налогово-бюджетная политика является результатом действия авто­матических, или встроенных стабилизаторов, то есть механизмов в эконо­мике, которые уменьшают реакцию реального валового внутреннего продукта (ВВП) на изменения совокуп­ного спроса. Главные стабилизаторы — пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой ком­плекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Централь­ного банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковс­кого резервирования.

Операции на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (обли­гаций). Посредством операций на открытом рынке Централь­ный банк регулирует величину денежной массы: покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается Цент­ральным банком в процентах от величины депозитов. Ее ве­личина зависит от: вида вкладов; размеров банков.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьша­ется денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличива­ет денежное предложение, стимулируя тем самым кредит­ную активность коммерческих банков.

Изменение учетной ставки — это изменение процент­ной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в фор­ме повышения или понижения учетной ставки.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (политика «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования их клиентов по пониженным процентным ставкам;

в) снижает обязательную норму банковского резервирования.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (политика «дорогих денег»), когда Центральный банк:

я) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения;

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить про­центные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и мо­жет использоваться для противодействия инфляции.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1334; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-2668.html

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

Финансовая политика государства и ее инструменты: Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по

Финансовая политика охватывает следующие мероприятия:

Ø Разработка общей концепции финансовой политики, определение и направление целей и задач;

Ø Создание соответствующего финансового механизма;

Ø Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

1. Обеспечить условия по формированию максимально возможных финансовых ресурсов.

2. Установить рациональное, с точки зрения государства, распределение и использование финансовых ресурсов.

3. Регулировать и стимулировать экономически и социальные процессы финансовыми методами.

4. Разработать финансовый механизм и развивать его в соответствии с изменяющимися условиями.

5. Создать эффективную и деловую систему управления финансами

Вывод: Финансовая политика – это часть экономической политики государства. В не конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов.

При разработке финансовой политики следует учитывать особенности исторического развития общества, внутреннюю и международную обстановку, но должны учитываться особенности новых тенденций развития других стран.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики, определенными особенностями текущего этапа развития экономики социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп, а также господствующими теоретическими концепциями.

Исторически сложились 3 типа финансовой политики:

Ø Классическая,

Ø Регулирующая,

Ø Планово – директивная.

Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей.

Основное направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.

Отсюда следует ограничение государственных расходов, налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджетов, которые в основном сводились к расходам на военные цели, обслуживание государственного долга. Существовали в основном косвенные и имущественные налоги, которые были простыми и эффективными с точки зрения из взымания. Система управления сводилась к 1-му учреждению – Минфину.

Но в итоге, в период мирового экономического кризиса 20 века, данная политика показала свою несостоятельность, так как рынок не мог обеспечить всех регулятивных процессов и не мог справиться с экономическим кризисом

Регулирующая финансовая политика Она основана на трудах экономиста Джона Кейнса и его последователей. Суть этой политики заключается в следующем: вмешательство в регулирование экономикой. Основной инструмент вмешательство государства в экономику – государственные расходы.

Изменяется система налогов, вводится подоходный налог с прогрессивными ставками. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, это позволяет сбалансировать бюджет. Большое внимание уделяется государственному кредиту.

Вместо одного органа управления создаются несколько самостоятельных (комитет по налогам, по управлению государственным долгом, службы планирования бюджета и т.д.

)Данная политика показала свою эффективность в западных странах в 30-60 е годы 20 века, она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.

Планово – директивная финансовая политика – применяется в странах, использующих административно – командную систему управления экономикой. Она основана на государственной собственности. Плановая систем осуществляет прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Цель политики – обеспечении максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствие с основными направлениями Госплана. Такая политика имела место в период СССР.

Для ее целей был построен финансовый механизм, который создавал инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствие с Госпланом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государства, у населения, у органов местного самоуправления. Расходы в первую очередь направлялись на военные нужды, оборону. Социальные нужды финансировались слабо.

Управление финансами осуществлялось из единого центра — МФ, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма. Данная политика показала свою эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов.

Использование такой политики привело к отрицательным последствиям: снижение эффективности производства, замедление развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства. Такая политика проводилась во всех социальных странах.

В настоящее время в РФ стоят следующие задачи финансовой политики:

a) Повышать эффективность финансового регулирования (совершенствование рынка труда, внешней торговли и т.д.);

b) Товарно – обеспечить рубль

c) Прекратить отток капитала за рубеж

d) Обеспечить сбалансированность бюджета

e) Совершенствовать налоговую политику

Микроуровень (отдел финансового менеджмента, бухгалтерия)

Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект управления.

Объект управления (финансовые отношения)
Макроуровень (государственные и органы власти и органы МСУ)

Объектом управления выступают финансовые отношения.

Субъектами управления являются органы власти, МСУ, хозяйствующие субъекты.

На макроуровне органами управления выступают МФ РФ, казначейские, налоговые таможенные органы.

На микроуровне органами управления выступают органы бухгалтерского учета и отчетности, отдел финансового менеджмента.

Органы управления финансами

МФ РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной, налоговой политики.

МФ РФ образовано Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329 « О МФ РФ»

Структурными подразделениями МФ РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности (12):

административный;

бюджетной политики

бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;

бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

межбюджетных отношений;

международных финансовых отношений;

государственного долга и государственных финансовых активов;

налоговой и таможенно – тарифной политики;

регулирования государственного финансового контроля;

аудиторской деятельности и бухгалтерского учета;

финансовой политики;

правовой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_98436_finansovaya-politika--eto-sovokupnost-gosudarstvennih-meropriyatiy-po-ispolzovaniyu-finansovih-otnosheniy-dlya-vipolneniya-gosudarstvom-svoih-funktsiy.html

Studio-pravo
Добавить комментарий