Экономические фонды: Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных

Экономические и научно-исследовательские фонды

Экономические фонды: Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 42Следующая ⇒

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйствен­ной жизни. К экономическим фондам относятся следующие фонды:

♦ инвестиционные;

♦ кредитные;

♦ резервные;

♦ конъюнктурные и др.

Средства таких фондов направляются на финансирование частных предприятий и малорентабельных государственных предприятий. Особенно это актуально в период циклических кризисов. Помощь пре­доставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

166_____________________________________________________________ Тема 8

В США функционирует фонд перестройки и развития экономики, который формируется за счет средств федерального бюджета. его задача — страхование банковских операций с частными промыш­ленными компаниями. С 1984 г. он осуществляет руководство новыми программами экономического развития.

Величина гарантированных фондом сумм ограничена $20 млн. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большую помощь оказы­вают предпринимателям правительства штатов.

Каждый штат имеет фонд агентства экономического развития, который представляет ком­паниям финансовую поддержку, обычно в прямой форме.

Во Франции после окончания Второй мировой войны был создан фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 г. был преобразован в фонд экономического и социального разви­тия (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета.

Фонд фи­нансирует инвестиционные программы, планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабо­чей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы.

Средства предоставляются в форме безвозв­ратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации.

Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд. Использование это­го фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жи­лищное строительство, социальную сферу, при росте производитель­ности он пополняется.

Разнообразные экономические фонды действуют и в Японии — инвес­тиционный бюджет (программа инвестиций и займов), специальные сче­та (автономные бюджеты центрального правительства и местных влас­тей).

Самый крупный фонд — инвестиционный бюджет, представляет собой смету субсидий и кредитов государства корпорациям (его объем равен 1/2 государственного бюджета).

Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фон­дов и используется для финансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготного кредита. Государственные

Специальные (внебюджетные) фонды_________________________________ 167

корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким образом, инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддер­живает через них широкую сеть частных компаний.

К экономическим фондам России относятся: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финан­сового регулирования и др. Дорожные фонды на территории России образовались 1 января 1992 г. в соответствии с законом РФ «О дорож­ных фондах в РСФСР».

Их средства формируются главным образом за счет специальных налогов и вводимых сборов.

Основными направ­лениями использования средств, поступающих в дорожные фонды, яв­ляются ремонт и реконструкция автомобильных дорог, строительство новых автострад и дорог местного значения, других объектов дорож­ной инфраструктуры.

Кредитные фонды — это ресурсы, находящиеся в распоряжении госу­дарственных и коммерческих банков, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преиму­щественным правом такого пользования фондами обладают юридичес­кие лица, выполняющие государственные заказы или работающие в со­ответствии с государственными планами развития страны.

Большое значение кредитные фонды получили во Франции. К ним относятся фонды банка Франции, банка внешней торговли, депозит-но-сохранной кассы.

В США функционирует целый ряд кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные на трех важнейших на­правлениях — сельское -хозяйство, жилищное строительство и внешнеэкономические связи.

Для кредитования сельского хозяйства создан фонд администрации фермерского кредита, осуществляющий координацию деятельности федеральных земельных банков, феде­ральных банков среднесрочного кредита и федеральной кооперации.

Фонды этих кредитных учреждений формируются за счет средств казначейств, а также за счет продажи собственных обязательств и ис­пользуются для предоставления ссуд на различные цели (реализа­цию урожая, строительство складов и другие сельскохозяйственные нужды).

Важное значение для экспорта американского капитала име­ет фонд Экспортно-импортного банка США. Банк выдает кредиты (до 15-20 лет) американским экспортным компаниям и предостав­ляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30-60% суммы кредита). Основным источником ресурсов банка яв­ляются собственные средства и займы.

168______________________________________________________________ Тема 8

В Японии имеется большое количество кредитных фондов.

Наи­большее значение приобрели фонды финансовых корпораций (корпо­рации финансирования жилищного строительства, корпорации фи­нансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков — экспортно-импортного банка Японии, Японского банка раз­вития, центрального кооперативного банка для сельского хозяйства и др.

Фонды финансовых корпораций формируются за счет бюджета и процентов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют зай­мы под умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям, которые не име­ют доступа к другим источникам кредита.

Развитие НТР порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных иссле­дований.

В США действуют два крупных фонда — Национальный научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС).

Средства ННФ формируются за счет поступлений из федерального бюджета, от­числений от прибыли промышленных предприятий, взносов университе­тов и колледжей.

Средства фонда расходуются на финансирование про­грамм в области фундаментальных исследований, на премии ученым, на строительство научных центров, на подготовку кадров.

НФБС финансируют компании, которые проводят эксперименты и доводят научные исследования до их промышленного и сельскохозяй­ственного использования.

В России существует множество научно-исследовательских фондов.

Среди них: федеральный и республиканские (республик в составе Рос­сии) бюджетные фонды финансирования науки, фонды отраслевых, за­водских, академических, молодежных научно-исследовательских орга­низаций, целевые региональные и другие внебюджетные фонды, фонды предприятий, отраслевых министерств (где они сохранились) и вузов. Основными источниками финансирования расходов на науку являются средства бюджета и финансовые ресурсы предприятий и организаций.

В Великобритании фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государ­ственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от про­дажи лицензий на право использования изобретений. Государство пре­доставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимаю-

Специальные (внебюджетные) фонды________________________________________________ 169

щихся разработкой научных проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства фонда осуществляются иссле­дования, проводимые в лабораториях государственных университе­тов, национальных частных компаниях, и доводятся до их промышлен­ного освоения.

Социальные фонды

Социальные фонды — это фонды, ресурсы которых предназначены для оказания социальных услуг населению.

Рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, увеличение разрыва в инте­ресах различных групп общества, вызванное НТР, общее старение насе­ления объективно привели к необходимости увеличения фондов соци­ального страхования.

В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в 5-8 раз. Рост объема социальных фондов дает возможность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет трех источников: стра­ховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют прямой вычет из дохода. По существу, это прямой целевой налог.

Ставка взноса в большинстве раз­витых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и яв­ляется пропорциональной к нему независимо от величины дохода.

При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Ставки взноса установлены:

♦ в США-7,15%;

♦ в Великобритании — 5,7 и 9% (в зависимости от дохода);

♦ во Франции — 3,7%;

♦ в Японии — 5,3%.

В странах действует либо один взнос с физических лиц по всем ви­дам страхования (США), либо несколько (Германия, Франция, Рос­сия), уплата которых дает право на соответствующие виды соци­альных услуг (пенсионных, медицинских, страховых).

Взносы с предприятий взимаются в процентах не к общему фонду за­работной платы занятых, а к заранее установленной максимальной ва­ловой заработной плате, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются. Поэтому, чем выше доля квалифицированных работни­ков в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений

170______________________________________________ Тема8

они производят в социальные фонды. В США и Германии ставка взно­са с физических и юридических лиц одинаковая, а в Великобритании, Франции, России разная. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары.

В США для осуществления социальных программ действует боль­шое количество социальных фондов, находящихся в разном админис­тративном подчинении. Наиболее крупными являются три общенаци­ональных фонда:

♦ фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери
кормильца;

♦ фонд страхования государственных служащих;

♦ фонд помощи нуждающимся.

Фонды социального страхования в Германии включают большое число автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхова­ния — фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд стра­хования по болезни, фонд страхования по безработице и др.

В Великобритании функционируют два основных социальных фонда:

♦ фонд национального страхования;

♦ фонды пенсионные государственных предприятий.
В Японии насчитывается четыре крупных фонда:

♦ фонд страхования здоровья;

♦ фонд национальных пенсий;

♦ фонд страхования от производственного травматизма;

♦ фонд страхования от безработицы.

Во Франции к наиболее значительным социальным фондам отно­сятся:

♦ фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству;

♦ пенсионный фонд;

♦ фонд помощи семьям;

♦ национальный фонд помощи безработным.

В России существуют следующие социальные фонды:

♦ пенсионный фонд РФ;

♦ фонд социального страхования РФ;

♦ фонд обязательного медицинского страхования.

Специальные (внебюджетные) фонды__________________________________________ 171

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-155129.html

Внебюджетные фонды

Экономические фонды: Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных
 

По дисциплине: «ФИНАНСЫ»

                     Тема: «Внебюджетные фонды»           

ВВЕДЕНИЕ 

     Переход к рыночной экономике сопровождался формированием новой финансовой системы,важным звеном которой являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.

     Любое государство, должно выражать интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности.

Деятельность государства направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и защиту, экологию,  демографию, культуру, науку и другие.

Главной задачей государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, что на практике не всегда получается.

     Стоит отметить, что с помощью внебюджетных фондов можно влиять на процессы производства, путем финансирования или кредитования наиболее важных отраслей экономики, а также решать задачи по оказанию социальных услуг населению.

     Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

     Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

     Объект исследования – государственные внебюджетные фонды.

     Предмет исследования – экономическая основа деятельности государственных внебюджетных фондов.

     Цель курсовой работы — изучение внебюджетных фондов Российской Федерации, их структура и источники формирования.

     В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов РФ;

     2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ;

     3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.   

     ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 

     1.1 Общие положения о внебюджетных фондах

     Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно, в названии фонда указана цель расходования средств.

     Целью создания общегосударственных и других целевых фондов, является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.

     Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи: обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики; расширить социальные услуги населению.

     Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав [8] граждан на:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении (ст. 39);
  • социальное обеспечение в случае безработицы (ст. 37, п. 3);
  • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 41, п. 1).

     Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

  • государственное регулирование системы страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от финансового положения;
  • внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
  • необлагаемость взносами, отчисления в фонды осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют своих работников;
  • все фонды по экономической природе являются страховыми, т.е. все внесенные суммы являются возвратными. При ненаступлении страхового случая для конкретного гражданина, взносы перераспределяются государством в пользу нуждающихся;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • гласность, демократический характер. [5]

     Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.   

         1.2 Экономическая природа внебюджетных фондов

     Превращение экономики России из планово-распределительной или административно-командной системы в рыночную, привело к ослаблению роли государства, проявлением чего стало преобразование государственной системы финансирования.

Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого фонда испытывает на себе каждый.

     Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Поскольку они не утверждались представительным органом, и правительство могло создавать и использовать эти средства в более оперативном режиме, создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в различных областях.

Правительство, таким образом, имело возможность за счет временно свободных средств аккумулировать их в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

     Значительная часть внебюджетных фондов – это юридическое лицо, но некоторые из внебюджетных фондов – это лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам (федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим).

     Внебюджетные фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:

     1) в зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на:

  • социальные фонды;
  • экономические фонды;
  • научно-исследовательские фонды;
  • кредитные фонды;
  • фонды личного и имущественного страхования;
  • военно-политические.

     2) в зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия – фонд регионального развития, краткосрочного – фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно;

     3) по охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области);

     4) в соответствии с уровнем управления фонды подразделяются на государственные и территориальные.

     Социальные фонды — это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. К основным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

     Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К ним относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации, через них осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов.

     Научно-исследовательские фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования.

     Кредитные фонды — это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных  институтов,  предоставляемые  на  условиях  возврата  и  уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны. 

    ГЛАВА 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ  В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     2.1 История возникновения внебюджетных фондов

     Первоначально внебюджетные фонды в РФ появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей.

Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. Возможность создавать внебюджетные фонды, ставшие важным звеном финансовой системы, было закреплено Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г.

и Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993г. На основе данного закона органы власти в рамках законодательства могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.

     Согласно Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. большинство внебюджетных денежных фондов РФ было консолидировано в федеральном бюджете и получило статус целевых бюджетных фондов.

К ним относятся: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонды социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Федеральной службы налоговой полиции и Федеральной пограничной службы РФ, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, Государственный фонд борьбы с преступностью.

     2.2. Особенности внебюджетных фондов РФ

     Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации [14];
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

  

     2.3. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

     В состав государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

  1. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
  • бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • бюджет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Источник: https://www.stud24.ru/finance/vnebjudzhetnye-fondy/374184-1184137-page1.html

Финансы, деньги, кредит – часть 19

Экономические фонды: Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных

В ФРГ существует несколько фондов: фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице.

В Великобритании существуют фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий.

В Японии функционируют фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма и фонд страхования от безработицы.

Во Франции целям социальной помощи населению служат фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям и национальный фонд помощи безработным.

Экономические фонды

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К этим фондам, в частности, относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации. Через эти фонды осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов. Перечень внебюджетных экономических фондов некоторых развитых стран мира представлен в табл. 14.1.

Таблица 14.1. Экономические внебюджетные фонды в США, Франции, Японии

Научно-исследовательские фонды

Научно-исследовательские фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования. Перечень фондов, источники образования и направления использования научно-исследовательских фондов в США и Великобритании представлены в табл. 14.2.

Таблица 14.2. Научно-исследовательские внебюджетные фонды в США и Великобритании

Кредитные фонды

Кредитные фонды.— это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных институтов, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов.

Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны.

Примеры некоторых кредитных внебюджетных фондов США, Франции и Японии приведены в табл. 14.3.

Таблица 14.3. Кредитные внебюджетные фонды в США, Франции, Японии

2. Государственные внебюджетные фонды в РФ

Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.

Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. большинство внебюджетных денежных фондов РФ было консолидировано в федеральном бюджете и получило статус целевых бюджетных фондов.

К ним относятся Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, фонды социального развития Государственной налоговой службы РФ, Федеральной службы налоговой полиции и Федеральной пограничной службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, Государственный фонд борьбы с преступностью.

Особенности внебюджетных фондов РФ

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;

• Фонд обязательного медицинского страхования;

• Российский фонд технологического развития;

• Фонд инвестирования жилищного строительства.

Первые четыре фонда относятся к социальным внебюджетным фондам, последние два фонда являются экономическими фондами.

К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства РФ.

Согласно законодательству о внебюджетных фондах в РФ представительные органы власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов в РФ могут являться: добровольные взносы и пожертвования на соответствующие цели, суммы штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, иные доходы в соответствии с законодательством.

При рассмотрении отдельных фондов следует иметь в виду, что единого законодательства по социальным фондам и экономическим в настоящее время не существует, и поэтому различия между ними довольно значительны.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (действует в редакции от 11 февраля 1993 г.) с 1 января 1992 г. введено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

В задачи фонда входят обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе современных средств автоматизации; проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых ими средств; а также международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются:

1) страховые взносы работодателей;

2) страховые взносы граждан;

3) ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на выплату социальных пенсий;

4) средства из Государственного фонда занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

5) средства, взыскиваемые в результате предъявления регрессивных требований;

6) добровольные взносы;

7) доходы от капитализации средств фонда;

8) прочие поступления.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

• предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, в том числе представительства иностранных юридических лиц;

• индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты, детективы);

• физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой, но использующие труд наемных работников (физических лиц);

• физические лица — наемные работники, получающие доход от работодателей (взносы уплачивают работодатели).

Освобождены от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ:

• общероссийские общественные организации, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

• организации, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от общей численности работающих, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;

• организации в части выплат в пользу своих работников — инвалидов 1, 2, 3-й групп и получающих пенсии по инвалидности.

Тариф взносов в Пенсионный фонд, как и в другие социальные фонды РФ, ежегодно утверждается федеральным законом. Так, например, Федеральным законом от 4 января 1999 г. тариф на 1999г. установлен:

• для организаций-работодателей — в размере 28% (для занятых в производстве сельскохозяйственной продукции — 20,6%) от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источника финансирования;

• для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, — в размере 20,6% от суммы полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, либо с суммы доходов, определяемых исходя из стоимости патента, и в размере 28% от выплат, начисленных в пользу наемных работников по всем основаниям;

• для коллегий адвокатов — в размере 20,6% от выплат, начисленных в пользу адвокатов;

• для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера — в размере 20,6% от дохода от их деятельности;

• для работающих граждан — в размере 1% из сумм дохода, начисленного по всем основаниям.

Облагаемой суммой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд являются: вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам. В облагаемую сумму включаются также другие выплаты, осуществляемые в пользу работников, — все виды материальной помощи, стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея, компенсационные выплаты.

Законодательно утвержден перечень выплат, на которые взносы в Пенсионный фонд не начисляются.

К ним относятся некоторые виды материальной помощи (оказываемой в связи с чрезвычайными обстоятельствами на основании решений органов власти; оказываемой благотворительными фондами; оказываемой в связи с постигшим работника стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников), а также суммы компенсационных выплат, утвержденных нормативными документами.

Вопросы регистрации, отношений с территориальными отделениями фондов и уплаты страховых взносов регулируются Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 6 и 19 марта 1996 г.).

Начисление и перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд производится в следующие сроки:

1) работодателями:

• организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими хозяйствами по вознаграждениям, выплачиваемым ими за выполнение работ по трудовому законодательству и договорам гражданско-правового характера, — один раз в месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы, — в срок, установленный для выплаты заработной платы;

• гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, — ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;

• работодателями, выплачивающими заработную плату из выручки от реализации продукции, полученной наличными деньгами, — один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы;

2) индивидуальными предпринимателями, лицами, занимающимися частной практикой, — в сроки, определенные для уплаты подоходного налога или для выплаты стоимости патента;

3) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и общинами народов Севера с полученных ими за год доходов — ежегодно в срок не позднее 1 апреля следующего года.

При нарушении сроков уплаты взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 1 % за каждый день просрочки.

Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; а также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

Фонд социального страхования РФ

Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования на основании Указа Президента РФ от 26 июля 1992 г. Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

Фонд является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Задачами фонда являются обеспечение гарантированных государством пособий, участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Плательщиками взносов в Фонд социального страхования являются:

1) предприятия, организации, учреждения всех форм собственности;

2) индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой;

3) физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но использующие труд наемных работников.

Освобождены от уплаты взносов общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, созданные для реализации их уставных целей.

Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются:

• страховые взносы организаций-работодателей;

• страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

• добровольные взносы физических и юридических лиц;

• ассигнования из государственного бюджета;

• доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

• прочие доходы.

Тариф взносов на 1999 г. установлен Федеральным законом от 4 января 1999 г. в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда для организаций-работодателей и для физических лиц, использующих наемный труд.

Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой и использующие наемный труд, приравниваются к работодателям и уплачивают взносы с начисленной оплаты труда наемного персонала. Для самих же частных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, предусмотрен добровольный порядок регистрации в качестве страхователей с целью уплаты взноса с получаемого дохода.

Облагаемой базой для начисления взносов являются вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости от источника финансирования.

В отличие от порядка начисления взносов в Пенсионный фонд взносы в Фонд социального страхования не начисляются на:

• суммы материальной помощи, предоставляемой по личному заявлению работника, не носящей регулярного характера;

• суммы выплат к юбилейным датам, стоимость ценных подарков, наград;

• суммы превышения суточных над нормами по командировочным расходам;

• суммы безвозмездной помощи, предоставляемой сотрудникам.

Установлены следующие сроки уплаты взносов в Фонд социального страхования:

• организациями-работодателями — один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы;

• физическими лицами, использующими труд наемных работников, — в срок, указанный для расчетов в договоре;

• индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, — в сроки, определенные для уплаты подоходного налога;

• крестьянскими хозяйствами и родовыми общинами народов Севера — один раз в год, не позднее 1 апреля следующего года.

Средства Фонда направляются на следующие цели:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на погребение;

2) санаторно-культурное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

3) проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

Государственный фонд занятости населения РФ

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации образован в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с целью финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.

Фонд действует на основании Положения о Государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июля 4993 г.

Фонд занятости не является самостоятельным финансово-кредитным учреждением: средства Фонда занятости являются федеральной государственной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета по занятости населения.

Организационно Государственный фонд занятости представляет собой совокупность федеральной части фонда, фондов занятости регионов и местных административных единиц.

Перечень плательщиков взносов и льготных категорий плательщиков в Государственный фонд занятости совпадает с перечнем плательщиков взносов в Фонд социального страхования РФ.

Источниками образования фонда занятости в городах и районах являются:

• обязательные страховые взносы работодателей;

• ассигнования из городских и районных бюджетов;

• доходы от капитализации свободных средств;

• доходы от выдачи ссуд товаропроизводителям под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест, проценты по ссудам, предоставленным безработным гражданам для осуществления предпринимательской деятельности;

• дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих фондов занятости;

• добровольные взносы;

• прочие поступления (штрафные санкции и т. п.).

Источниками образования региональных фондов занятости являются:

• отчисления из нижестоящих фондов занятости;

• ассигнования из соответствующих бюджетов;

• доходы от капитализации свободных средств;

• дотации, субсидии, субвенции из федеральной части Фонда

• занятости;

• добровольные взносы;

• прочие поступления.

Федеральная часть Государственного фонда занятости формируется за счет:

• отчислений из региональных фондов занятости;

• ассигнований из республиканского бюджета;

• доходов от размещения средств на депозитных счетах, приобретения государственных ценных бумаг;

• добровольных взносов;

• прочих поступлений.

Тариф взносов в Государственный фонд занятости составляет 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Облагаемая база для расчетов с Фондом занятости в основном совпадает с облагаемой базой по Фонду социального страхования.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в территориальных органах Государственного фонда занятости.

Такая регистрация может производиться только в добровольном порядке.

Отсутствует также законодательное разрешение вопроса о сроках уплаты страховых взносов в Фонд занятости, поэтому штрафные санкции применяются только за сокрытие или неучет объекта налогообложения.

Средства Государственного фонда занятости расходуются по следующим направлениям:

• мероприятия по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан;

• организация общественных работ;

• выплата пособий по безработице и других установленных законодательством компенсаций безработным и членам их семей;

• возмещение затрат Пенсионному фонду РФ по выплате досрочной пенсии безработным;

• мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;

• научно-исследовательские работы в области занятости населения;

• проведение семинаров, совещаний по вопросам содействия занятости.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования образован одновременно с созданием системы медицинского страхования в Российской Федерации согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан.

Поэтому стороны по договору медицинского страхования являются страхователем и страховщиком, права и обязанности которых связаны со страховыми случаями и страховыми премиями.

Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также финансирование профилактических мероприятий.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Источниками образования Фонда обязательного медицинского страхования являются:

• часть страховых взносов предприятий и организаций;

• взносы из территориальных фондов на реализацию совместных программ;

• ассигнования из федерального бюджета;

• добровольные взносы;

• доходы от использования временно свободных средств;

• средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

• финансовые средства, взыскиваемые со страхователей и других лиц в результате предъявляемых к ним требованиям.

Тариф взносов законодательно установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Перечень плательщиков, льготные категории плательщиков и облагаемая база по Фонду обязательного медицинского страхования совпадает с аналогичными показателями Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости населения.

Индивидуальные предприниматели и частнопрактикующие лица уплачивают взносы в размере 3,6% с тех видов доходов, которые определены законодательством РФ о подоходном налоге, а физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают взносы в размере 3,6% с выплат, производимых в пользу, наемных работников.

Тариф взносов делится в следующем соотношении: в Федеральный фонд направляется 0,2%, в территориальные фонды — 3,4% от облагаемой базы.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.

Экономические внебюджетные фонды

Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г.

Российский фонд технологического развития образует Министерство науки и технической политики РФ; внебюджетные фонды НИОКР министерств, ведомств, объединений создаются указанными субъектами по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ. Эти внебюджетные фонды не наделены правами юридических лиц и действуют от имени субъектов, их образовавших.

Источниками их образования являются отчисления предприятий всех форм собственности в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Освобождены от перечисления взносов предприятия, участвующие в выполнении государственных заказов. Все нижестоящие внебюджетные фонды перечисляют часть поступивших к ним средств (25%) в Российский фонд технологического развития.

Дополнительным источником формирования фондов являются полученные доходы от размещения на депозитных счетах временно свободных средств. Основными направлениями расходования фондов являются:

Источник: https://pandia.ru/728981/

Финансы, денежное обращение и кредит

Экономические фонды: Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных

Впервые внебюджетные фонды были созданы в период перехода страны на новые экономические отношения. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.12.91г. №1734-1 (с введение в действие бюджетного Кодекса этот закон утратил силу).

В современных условиях роль внебюджетных фондов повышается, это вызвано:

Во-первых, автономностью от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий.

Во-вторых, лучшая наполняемость денежными ресурсами внебюджетных фондов по сравнению с бюджетом.

Среди внебюджетных фондов большую значимость имеют социальные внебюджетные фонды, это было обусловлено необходимостью:

  • усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;
  • передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органами управления специально созданных фондов;
  • создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с сумами используемых ими средств;
  • снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давались дотации на социальную защиту населения.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.

  1. В зависимости от субъекта правовой принадлежности внебюджетные фонды могут быть: централизованными и децентрализованными.
    • Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

      По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:

      • социальные (для финансирования социальных расходов выплаты пенсий, пособий и т.п.);

        Социальные фонды — это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению.

        Тенденция роста расходов на социальные нужды, что вызвало объективными причинами: ростом продолжительности жизни в промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления различий в уровне жизни различных групп населения.

        К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся: пенсионный фонд РФ; фонд социального страхования РФ; фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Фонд занятости населения упразднен с 1 января 2001 года в соответствии с ФЗ от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ.

        Эти фонды служат гарантией конституционных прав граждан на социальную защиту в случае старости, болезни, от неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

      • экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).
    • Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

      В них входят фонды образованные:

      • по решению региональных и муниципальных органов власти для реализации региональных и местных проектов.
      • для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фонд конверсии и др.)

      Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К этим фондам, относятся территориальные дорожные фонды, внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др.

  2. По уровням управления (определяются государственным устройством страны):
    • федеральные;
    • региональные;
    • местные.

Функции внебюджетных фондов:

  • Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу определенных слоев населения.
  • Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессе.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

  • обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);
  • добровольные вносы юридических и физических лиц;
  • доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
  • другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Объектами обложения страховыми взносами и базой для налогообложения является налоговая база по единому социальному налогу.

Единый социальный налог

С 1 января 2001 года в соответствии со ст.234 Налогового Кодекса введен единый социальный налог, зачисляемы в государственные внебюджетные фонды.

Единый налог объединил три сбора, которые платили предприятия во внебюджетные фонды. Необходимость введения единого социального налога заключалась в следующем: занижалась истинная сумма полученной заработной платы, в результате во внебюджетные фонды, в первую очередь пенсионный фонд, не дополучал страховые взносы.

Новый налог носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на получение пенсий, социальное обеспечение и медицинское обслуживание. Единый налог предполагает унификацию налоговой уплаты взносов плательщиками во все государственные социальные внебюджетные фонды.

Плательщиками единого социального налога являются юридические и физические лица, производящие выплаты гражданам, индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Объектом налогообложения являются вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам либо доходы от предпринимательской деятельности граждан. Ставки единого социального налога дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости от размера выплат, производимых в пользу застрахованных работников.

Кроме того, помимо общих ставок для лиц, производящих выплаты гражданам, Налоговым кодексом РФ предусмотрены различные ставки единого социального налога для отдельных групп плательщиков (для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, для индивидуальных предпринимателей, адвокатов).

Единый социальный налог зачисляется в доходы федерального бюджета (часть из них затем направляется в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы государственных внебюджетных фондов. Распределение налога между федеральным бюджетом и государственными социальными внебюджетными фондами предусмотрено существующей шкалой ставок.

Плательщиками единого социального налога являются: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; крестьянские, фермерские хозяйства и их главы; адвокаты. на верх

Пенсионный фонд образован в соответствии с постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. и ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Положение о нем утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №1212-1.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»№ 167-ФЗ от 15 декабря 2001г. субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи, застрахованные лица.

Страховщиком является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд находится в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежит.

Страхователи лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), и адвокаты.

Застрахованные – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

(граждане РФ, а также постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства; работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, детективы и др.; являющиеся членами крестьянских фермерских хозяйств, работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования).

Пенсионный фонд осуществляет следующие функции:

  1. Получение от плательщиков страховых взносов необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
  2. Индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фондов работающих граждан обязательных взносов, имея в виду дальнейшее увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств.
  3. Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящихся к компетенции Пенсионного фонда.

Президент Указом от 27 сентября 2000г. 17П «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ», наделил ПФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий.

Денежные средства ПФ формируются за счет:

Работодателей — предприятий организаций, которые вносят в фонд денежные средства в виде социального налога по установленным ставкам;

Взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

Дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц.

Предприятия и организации уплачивают взносы в Единый социальный налог один раз в месяц – в сроки, установленные для получения заработной платы. При недостатке денежных средств в ПФ Банк России обязан предоставить ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью погасить его в конце года.

Кроме налоговых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, ПФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащих и приравненным к ним гражданам, пособий на детей до 1,5 лет, пособий, гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

Средства ПФ используются на:

  • выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
  • оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов.

С 1 января 1997г. вступил в силу закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ.

Целями индивидуального учета являются: — создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате взносов в ПФ, созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, упрощение порядка начисления трудовых пенсий застрахованным лицам.

Государственные (на гос. службе не менее 15 лет) и трудовые пенсии (стаж не менее 5 лет). На застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному выдается страховое свидетельство.

Работодатели передают сведения о заработке и перечисленных взносах, эти сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица. Бюджет пенсионного фонда является федеральной собственностью, не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежит.

Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих составных частей:

  • базовой — фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;
  • страховой — дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
  • накопительной — части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая; размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом от 17.12.

2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.

Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные с:

  1. Функционированием обязательного пенсионного страхования.
  2. Государственным пенсионным обеспечением.
  3. Дополнительным пенсионным обеспечением.

В настоящее время доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих источников: отчислений от единого социального налога; отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

Негосударственные пенсионные фонды. В своей деятельности руководствуется ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ (с изменением от 12 февраля 2001г., 21 марта 2002г.

, 10 января 2003г), который регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью. Деятельность всех фондов по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах и включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. на верх

Фонд социального страхования РФ образован в соответствии с Указом Президента РФ «О Фонде социального страхования РФ» от 7 августа 1992г.

№ 822 (в соответствии с Постановлением Совета Министерств РСФСР от 25 декабря 1990г.

) и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, призванным управлять средствами системы государственного социального страхования России.

Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ).

Социальное страхование – один из видов государственного обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и иных предусмотренных законом случаях (санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т.д.) Материальную базу осуществления этого обеспечения осуществляет ФСС.

ФСС выполняет следующие функции:

  • концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;
  • обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и других законных оснований;
  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
  • частное финансирование санаториев, профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Доходы Фонда социального страхования Российской Федерации.

С 2001 г.

доходная часть Фонда формируется посредством следующих поступлений:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • прочих поступлений.

Доходы и расходы Фонда социального страхования условно можно разделить на три части:

  1. Страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;
  2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;
  3. Предоставление дополнительных льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.

Все организации и предприятия вносят взносы в единого социального налога, на счета Федерального казначейства, а те производят отчисления в Федеральный Фонд Социального Страхования РФ в установленном размере.

Средства ФСС используют на следующие цели: на выплату пособий по больничным листам, а также пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, на финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся; частичное финансирование профилакториев и оздоровительных лагерей и т.д. на верх

Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 г. №1499-1 и его редакцией от 2 апреля 1993г. №4741-1. Положение о нем утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993г. №4543-1.

Медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование ставит своей целью гарантию гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Деятельность ФОМС направлена на выполнение следующих функций: обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР»; финансирования целевых программ.

Основная функция федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

  • части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
  • части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение.

Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу гос.

гарантий утверждена приказом Минздрава России в соответствии с ним гражданам России не надо платить за скорую и неотложную помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью гражданина и/или окружающих; при осложнениях беременности, родах; за амбулаторно-поликлиническую помощь; за стационарную медицинскую помощь при острых заболеваниях, требующих госпитального режима; инфекционных заболеваниях, требующих изоляции по эпидемиологическим показаниям; патологии беременности, родах, абортах; плановой госпитализации. Право на оказание этих услуг граждане получают после вручения им страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребности населения в медицинской помощи и из финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений в объеме финансовых ресурсов, что влечет за собой существенное снижение количества койко-дней пребывания больных в стационаре и фактически не гарантирует бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи. И фактически не гарантирует бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи. на верх

Основные понятия и термины: внебюджетные фонды, социальные фонды, экономические фонды, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, единый социальный налог.

Источник: https://cde.osu.ru/courses2/course176/r2_10.html

Studio-pravo
Добавить комментарий