Должностное лицо: понятие, административно- правовой статус

Административно-правовой статус должностных лиц

Должностное лицо: понятие, административно- правовой статус

Понятие «должностное лицо» часто встречается в законодательных и иных нормативных правовых актах  РФ. Однако определение данного понятие содержится в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Определение понятия «должностное лицо» содержится в примечании к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В указанной статье определено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

К должностным лицам относятся: 1) лица, осуществляющие функции представителя власти (представители власти); 2) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции; 3) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции.

Эти функции выполняются должностными лицами: а) в государственных органах (в органах законодательной, исполнительной, судебной власти РФ, в органах прокуратуры); б) органах местного самоуправления; в) государственных учреждениях; г) муниципальных учреждениях; д) Вооружённых Силах РФ; е) других войсках РФ (например, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ); ж) воинских формированиях РФ (например, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования РФ).

Физические лица, наделенные государственно-властными полномочиями или осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в негосударственных органах, организациях, учреждениях, относятся к должностным лицам.

Для взаимоотношений должностного лица характерна служебная соподчиненность: должностное лицо определяет меру легитимного поведения других участников правоотношения и обязано исполнять правомерные требования вышестоящего начальника.

Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Таким образом, статус должностного лица распространяется на любое физическое лицо публичного или частного права, действия которого влекут за собой возникновение, приостановление, изменение или прекращение юридически значимых событий и обстоятельств (т.е. юридических фактов).

Должностные лица различаются в зависимости от содержания их публичных обязанностей.

Должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями по специальному полномочию, исполняет функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица.

Специальные полномочия, определяющие статус должностного лица, ограничены сроком государственно-служебных обязанностей либо они прекращаются в момент исполнения служебного поручения, возложенного на него нормативным актом или распоряжением.

К должностным лицам, наделенным публичными административными обязанностями, относятся государственные и муниципальные служащие.

Административные обязанности должностного лица распространяются на подчиненных ему государственных и муниципальных служащих, а также на лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Указанные должностные лица вправе принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица органов местного самоуправления также наделены властными административными обязанностями, однако они вправе их осуществлять в исполнительно-распорядительных муниципальных (негосударственных) органах. Таким образом, возложенные на них обязанности не относятся к государственно-властным обязанностям.

К должностным лицам публичного права относятся лица, осуществляющие властные административные обязанности в государственных и муниципальных органах. Физические лица коммерческих, некоммерческих организаций, наделенные административными обязанностями, относятся к должностным лицам частного права.

Должностные лица частного права, так же как и должностные лица государственных и муниципальных органов, наделены распорядительными полномочиями, но такие полномочия не являются властными, хотя они и обязательны для исполнения подчиненными им лицами, т.е. лицами, находящимися с ними в трудовых отношениях.

Должностные лица частного права осуществляют коммерческую деятельность, что невозможно для лиц, наделенных публичными правомочиями.

Действующее право допускает различия в правовом положении должностных лиц федеральных органов государственной власти и государственных органов субъектов РФ. В последнем случае такие лица занимают должности, установленные только конституциями и уставами субъектов Федерации.

Применительно к сфере деятельности негосударственных организаций (кроме муниципальных) действующее законодательство устанавливает статус должностных лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации. управленческих функций этих лиц совпадает с содержанием полномочий, предусмотренных для должностных лиц государственных и муниципальных органов, такие лица наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_16725_administrativno-pravovoy-status-dolzhnostnih-lits.html

Должностные лица, их административно-правовой статус

В основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного характера; выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера).

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).При определении круга представителей власти допустимо использовать по аналогии Постановление Пленума Верховного Суда РФ. В нем устанавливается, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности». К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.Исходя из изложенного выше можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными — по управлению вещами.Таким образом, для того чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае означает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), организаций (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

КоАП РФ определяет для целей привлечения к административной ответственности и иную категорию лиц — «как должностные лица». Однако это не говорит, что они являются должностными лицами.

Например, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Есть и другие категории лиц: лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, уполномоченным органом; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Они тоже в случае совершения административных правонарушений несут административную ответственность как должностные лица.

правового статуса должностного лица образуют следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность.

Источник: https://kommentarii.org/2019/administrativnoe_pravo/page46.html

Понятие и административно-правовой статус должностного лица (представителя власти) в административном праве

Должностное лицо: понятие, административно- правовой статус

Юридические лица: соотношение гражданско-правовой и административной правоспособности. Участие юридических лиц в отношениях, регулируемых административным правом

Понятие «юридического лица» — это главным образом гражданско-правовая категория. Статус юридического лица (в том числе государственная регистрация) является правовым свойством коллективных субъектов, позволяющим им вступать в частноправовые отношения.

Административной правоспособностью обладают коллективные субъекты, которые могут и не иметь статуса участников гражданских правоотношений, т.е. не иметь статуса юридического лица (религиозные группы, общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридических лиц и т.д.).

Для организаций частного права (созданных в целях участия в имущественных отношениях, в гражданском обороте) участие в административных отношениях носит вторичный характер и связана с контролем со стороны государства за реализацией ими своих прав, исполнения обязанностей (уплата налогов), несения ответственности за совершение правонарушений (административная ответственность) и защиты законных интересов (обжалование действий решений субъектов административной власти).

Организации публичного права (государственные органы, учреждения и другие создаваемые государством организации) участвуют в административных отношениях в целях реализации своего управленческого предназначения и публичных функций, поэтому обладают особой активностью – большинство административных отношений, в которые они вступают, возникают по их инициативе. Характер участия указанных лиц в административных отношениях во многом определяется наличием или отсутствием у них административной власти. Коллективные публичные субъекты, наделенные административной властью в административных отношениях, преобладают над другой стороной.

Определение должностного лица является одной из сложных задач юриспруденции. На сегодняшний день существует множество доктринальных и статутных дефиниций указанного понятия разной отраслевой принадлежности. В рамках административного права, учитывая разнообразие его институтов, также отсутствует единство в понимании категории «должностного лица».

Для уяснения значения указанного термина рассмотрим его особенности.

  1. Должностным лицом может быть исключительно индивидуальный субъект права. Коллективные субъекты выступить в роли должностного лица не могут. Следовательно, данный статус, который является специальным, могут приобрести граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
  2. Должностное лицо осуществляет общественно полезную деятельность, которая заключается в том, что указанное лицо своими действиями, решениями определяет и реализует публичный интерес (общенациональный, региональный, местный, локальный, групповой).
  3. Должностное лицо замещает определенный пост в единоличном либо коллегиальном органе публичной власти или органе публичного управления.
  4. Должностное лицо обладает публично-властными или административно-властными полномочиями, т.е. является носителем публичной, административной власти. При этом указанные полномочия могут носить как внешний, так и внутренний характер.

Должностными лицами являются лица, замещающие властные должности в государственных, муниципальных органах, общественных объединениях, публичных корпорациях.

К ним относятся Президент Российской Федерации, Председатель и другие члены Правительства Российской Федерации, депутаты и члены представительных органов всех уровней, государственные, муниципальные служащие, руководители и члены руководящих органов общественных объединений, государственных организаций (предприятий, учреждений) и др.

В отдельных случаях в целях правового регулирования иные лица, не обладающие всеми свойствами должностного лица могут быть приравнены к ним. Как правило, этот нормотворческий прием применяется при регулировании деликтных отношений.

В отличие от должностного лица в конституционном праве, должностное лицо в административном праве обладает административной властью и обеспечивает осуществление публичной власти и реализацию публичного интереса.

Статусом должностного лица в конституционном праве обладают лица, замещающие государственные должности (Президент, Председатель Правительства, заместители председателя правительства, федеральные министры, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, члены высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутаты и члены законодательных органов и др.), лица, замещающие муниципальные должности (глава муниципального образования, депутат представительного органа местного самоуправления, иное выборное должностное лицо муниципального образования), лица, замещающие общественные должности (члены Общественной палаты, председатели советов, президенты общественных объединений и пр.).

Статусом должностного лица в административном праве обладают государственные, муниципальные служащие, публичные служащие общественных объединений (сотрудники общественных организаций, движений, фондов, учреждений, политических партий и т.п.) и публичных корпораций (директор и иные члены руководящих органов предприятия, учреждения, организации, работники, оказывающие публичные услуги и пр.).

Вместе с тем следует отметить, что лица, замещающие государственные, муниципальные и общественные должности во внутренне управленческих, а порой и во внешне управленческих, отношениях наделяются административной властью, которая используется ими для обеспечения осуществления публичной власти и реализации публичного интереса.

Так, Президент Российской Федерации наделяется полномочиями по организации и управления своей Администрации, Председатель Правительства Российской Федерации руководит аппаратом Правительства и координирует деятельность подведомственных Правительству федеральных служб и агенств, федеральные министры возглавляют министерства и осуществляют управление соответствующей отраслью, председатели представительных органов обеспечивают подготовку и проведение заседаний, руководят аппаратом, депутаты осуществляют руководство своими помощниками, судьи рассматривают дела, возникающие из публично-правовых споров, а также дела, связанные с совершением административных правонарушений и т.д.

Источник: https://studopedia.su/17_89773_ponyatie-i-administrativno-pravovoy-status-dolzhnostnogo-litsa-predstavitelya-vlasti-v-administrativnom-prave.html

§ 7. Понятие и административно-правовой статус должностного лица (представителя власти) в административном праве

Должностное лицо: понятие, административно- правовой статус

Определениедолжностноголица является одной из сложных задачюриспруденции. На сегодняшний деньсуществует множество доктринальных истатутных дефиниций указанного понятияразной отраслевой принадлежности. Врамках административного права, учитываяразнообразие его институтов, такжеотсутствует единство в пониманиикатегории «должностного лица».

Дляуяснения значения указанного терминарассмотрим его особенности.

  1. Должностным лицом может быть исключительно индивидуальный субъект права. Коллективные субъекты выступить в роли должностного лица не могут. Следовательно, данный статус, который является специальным, могут приобрести граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

  2. Должностное лицо осуществляет общественно полезную деятельность, которая заключается в том, что указанное лицо своими действиями, решениями определяет и реализует публичный интерес (общенациональный, региональный, местный, локальный, групповой).

  3. Должностное лицо замещает определенный пост в единоличном либо коллегиальном органе публичной власти или органе публичного управления.

  4. Должностное лицо обладает публично-властными или административно-властными полномочиями, т.е. является носителем публичной, административной власти. При этом указанные полномочия могут носить как внешний, так и внутренний характер.

Должностнымилицами являются лица, замещающие властныедолжности в государственных, муниципальныхорганах, общественных объединениях,публичных корпорациях.

К ним относятсяПрезидент Российской Федерации,Председатель и другие члены ПравительстваРоссийской Федерации, депутаты и членыпредставительных органов всех уровней,государственные, муниципальные служащие,руководители и члены руководящих органовобщественных объединений, государственныхорганизаций (предприятий, учреждений)и др.

В отдельных случаях в целях правовогорегулирования иные лица, не обладающиевсеми свойствами должностного лицамогут быть приравнены к ним. Как правило,этот нормотворческий прием применяетсяпри регулировании деликтных отношений.

Вотличие от должностноголица в конституционном праве,должностноелицо в административном праве обладаетадминистративной властью и обеспечиваетосуществление публичной власти иреализацию публичного интереса.

Статусомдолжностного лица в конституционномправе обладают лица, замещающиегосударственные должности (Президент,Председатель Правительства, заместителипредседателя правительства, федеральныеминистры, высшее должностное лицосубъекта Российской Федерации, членывысшего органа исполнительной властисубъекта Российской Федерации, депутатыи члены законодательных органов и др.),лица, замещающие муниципальные должности(глава муниципального образования,депутат представительного органаместного самоуправления, иное выборноедолжностное лицо муниципальногообразования), лица, замещающие общественныедолжности (члены Общественной палаты,председатели советов, президентыобщественных объединений и пр.).

Статусомдолжностного лица в административномправе обладают государственные,муниципальные служащие, публичныеслужащие общественных объединений(сотрудники общественных организаций,движений, фондов, учреждений, политическихпартий и т.п.) и публичных корпораций(директор и иные члены руководящихорганов предприятия, учреждения,организации, работники, оказывающиепубличные услуги и пр.).

Вместес тем следует отметить, что лица,замещающие государственные, муниципальныеи общественные должности во внутреннеуправленческих, а порой и во внешнеуправленческих, отношениях наделяютсяадминистративной властью, котораяиспользуется ими для обеспеченияосуществления публичной власти иреализации публичного интереса.

Так,Президент Российской Федерации наделяетсяполномочиями по организации и управлениясвоей Администрации, ПредседательПравительства Российской Федерациируководит аппаратом Правительства икоординирует деятельность подведомственныхПравительству федеральных служб иагенств, федеральные министры возглавляютминистерства и осуществляют управлениесоответствующей отраслью, председателипредставительных органов обеспечиваютподготовку и проведение заседаний,руководят аппаратом, депутаты осуществляютруководство своими помощниками, судьирассматривают дела, возникающие изпублично-правовых споров, а также дела,связанные с совершением административныхправонарушений и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/7157113/page:21/

Studio-pravo
Добавить комментарий