Центральный банк,его задачи и функции: Главным звеном банковской системы любого государства является

Теоретические основы изучения темы. 1 вопрос. Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банкстраны

Центральный банк,его задачи и функции:  Главным звеном банковской системы любого государства является

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

1 вопрос. Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банкстраны.

Он является органом государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенным правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, осуществления функций «банка банков», хранения официальных золотовалютных резервов страны.

Создание центральных эмиссионных банков было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала и переходом к единым национальным денежным системам.

Первоначально строгого разделения между коммерческими и центральными банками не было, поскольку законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты. В XVIII и в начале XIX века коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов.

С середины XIX века происходит разграничение функций между коммерческими и эмиссионными банками. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации. Коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками.

Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника государственной денежно-кредитной политики.

Центральные банки были национализированы, и в настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых формулируются задачи и функции центральных банков, а также инструменты и методы их достижения. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке.

В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и банковской системой регулируется законом о банковской деятельности, в котором определяются права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки являются, как правило, юридически самостоятельными и не подчиняются полностью государству, хотя их деятельность частично затрагивает интересы государства. Вопрос о независимости центральных банков имеет принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов, т. е.

ограничения прав правительства по использованию средств центрального банка. В тоже время независимость центрального банка от правительства имеет определенные границы. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.

Любой центральный банк сочетает черты банка и государственного органа.

В федеральном законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что Банк России является юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом. Это экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы.

Банк России не отвечает по обязательствам государства, а государство — по обязательствам Банка России.

Цель деятельности Банка России — обеспечение устойчивости российской валюты, покупательной способности рубля и минимизации инфляции, а также эффективности и стабильности всей банковской системы и системы расчетов в интересах экономики в целом. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

2 вопрос. Перед центральным банком ставятся пять основных задач. Центральный банк выступает:

1) эмиссионным центром страны, т.е. пользуется монопольным правом на выпуск банкнот. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается казначейство.

В объеме денежной массы промышленно развитых стран банкноты составляют незначительную часть, поэтому значение эмиссионной монополии центрального банка в этих странах снижена.

В странах с высокой долей наличного денежного обращения значение банкнотной эмиссии гораздо важнее;

2) банком банков. Центральный банк не проводит операции непосредственно с предприятиями и населением, а работает с коммерческими банками. Он хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор, поддерживает необходимый уровень стандартизации и профессионализма в кредитной системе страны;

3) банкиром правительства. Центральный банк выступает в качестве кассира и кредитора правительства, открывает для него специальные счета.

В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета, оперируя его доходными и расходными статьями.

Центральный банк от имени правительства размещает и погашает займы, управляет государственным долгом., а также регулирует резервы иностранной валюты и золота, хранит их запасы в стране;

4) главным расчетным центром страны, посредником в расчетах между коммерческими банками;

5) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

При решении возложенных на него задач центральный банк выполняет три основные функции:

1) регулирующую, связанную с регулированием денежной массы в обращении. В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк, используя методы денежно-кредитного регулирования, сокращает или увеличивает объем денежной массы в обращении;

2) контролирующую, связанную с допуском кредитных институтов на национальный банковский рынок, разработкой экономических нормативов деятельности коммерческих банков и контролем за ними;

3) информационно-исследовательскую. В данном случае центральный банк выступает в роли научно-исследовательского и статистического центра. Он отслеживает тенденции развития кредитной системы и разрабатывает направления ее развития на перспективу.

3 вопрос. Особенность пассивных операций центральных банков состоит в том, что источником образования их ресурсов служат преимущественно не собственные капиталы и привлеченные вклады, а эмиссия банкнот. Банкнотная эмиссия в центральных банках отдельных стран составляет до 85 % всех пассивов.

Другими источниками формирования ресурсов центральных банков являются депозиты коммерческих банков и государства.

Часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде обязательных резервов в центральном банке. Эти средства являются кассовым резервом для бесперебойного удовлетворения всех требований вкладчиков. Корреспондентский счет коммерческого банка в центральном банке равнозначен по своей ликвидности денежной наличности.

На основе корреспондентских счетов в центральном банке коммерческие банки осуществляют между собой расчеты. Обычно центральные банки не уплачивают коммерческим банкам процентов по их депозитам, но бесплатно осуществляют расчетные операции на всей территории страны.

Наряду с банковскими вкладами большую роль в пассивах эмиссионных банков занимают вклады государства (средства государственного бюджета, пенсионного фонда, различных министерств и ведомств и др.).

4 вопрос. К основным активным операциям центральных банков относятся учетно-ссудные операции, банковские инвестиции и девизные операции.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

1) ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

2) учетные операции — это покупка векселей у государства и коммерческих банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, т.к. при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки покупали ранее у своих клиентов.

Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка. Обычно центральные банки переучитывают векселя с дисконтом, т.е.

из суммы векселя вычитают определенный процент в виде вознаграждения за свои услуги.

Банковские инвестиции — это покупка центральным банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве развитых стран служит главной или единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е.

предоставление банковской ссуды в этих странах отсутствует или ограничено законом. Центральные банки обычно оставляют в своем портфеле лишь незначительную часть государственных ценных бумаг, а основная их масс перепродается на фондовом рынке.

Таким образом, основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки, другие финансово-кредитные институты, компании и население.

Девизные операции центральных банков связаны с покупкой иностранной валюты и золота. Покупая эти активы, центральные банки увеличивают золотовалютные резервы страны и могут оперировать ими, осуществляя денежно-кредитное регулирование национальной экономики

5 вопрос.

Денежно-кредитная политика центрального банка — это совокупность мероприятий в области денежно-кредитной сферы, направленных на обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции, сокращение безработицы и регулирование платежного баланса страны.

Денежно-кредитная политика реализуется путем взаимодействия двух уровней банковской системы — центрального банка и коммерческих банков.

Проводя денежно-кредитную политику, центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в стране и свободных ликвидных ресурсов у коммерческих банков. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика) роста.

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитной политики, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка.

Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком на практике двумя методами: селективными и общими.

Селективные методы предназначены для выборочного регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей. К ним относятся лимитирование кредитных вложений или прямое ограничение кредитов, а также установление контроля за выдачей отдельных видов кредитов. Эти методы относятся к методам прямого административного регулирования.

К общим методам денежно-кредитной политики относятся: учетная или дисконтная политика, управление нормами или политика обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Под учетной политикой понимаются условия, по которым центральный банк покупает векселя и прочие платежные обязательства коммерческих банков. Эта политика связана с деятельностью центрального банка как кредитора коммерческих банков.

Если у коммерческих банков возникает необходимость пополнения денежных резервов, то они могут предложить центральному банку для продажи первоклассные векселя (векселя наиболее состоятельных клиентов или других банков). Учет центральным банком этих векселей называется переучетом.

Центральный банк платит коммерческим банкам не полную сумму, указанную на векселе, а удерживает определенный дисконт как плату за свои услуги по кредитованию.

Повышая учетную ставку, центральный банк удорожает стоимость кредита и побуждает коммерческие банки сокращать заимствования. Политика «дорогих денег» проводится в условиях роста инфляции и направлена на сокращение притока денег в экономику.

Снижая учетную ставку, центральный банк расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков. Эта политика проводится центральным банком в условиях стагнации производства, роста безработицы и ухудшения рыночной конъюнктуры.

Она стимулирует рост производства и инвестиций и направлена на сокращение безработицы.

Коммерческие банки предоставляют вексель на переучет центральному банку только в том случае, когда другие возможности получения кредитных ресурсов у них исчерпаны. Удержание центральным банком дисконта по векселям обуславливает уменьшение прибыли коммерческих банков.

Минимальные или обязательные резервы — это денежные средства, которые кредитные учреждения обязаны хранить в центральном банке. Размер обязательных резервов устанавливается законодательно в определенном соотношении к банковским обязательствам с целью укрепления ликвидности коммерческих банков.

Самая высокая норма устанавливается по текущим счетам и счетам до востребования, поскольку эти вклады подвержены риску неожиданного изъятия. По срочным вкладам норма устанавливается в меньшем размере, поскольку известен срок вклада и риск неожиданного изъятия здесь меньше.

Как правило, счета, на которые размещаются резервы, являются беспроцентными.

В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот: бесплатное проведение между ними безналичного платежного оборота через центральный банк, зачет избыточных наличных средств коммерческих банков в базовой сумме обязательств по минимальным резервам, право частичного использования минимальных резервов для отдельных активных операций.

Дисконтная политика и обязательные резервы не являются главными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка, поскольку механизм их применения является громоздким, требует большой организационной работы и носит принудительный характер.

Операции на открытом рынке являются универсальным методом денежно-кредитной политики центрального банка, не носящим принудительного характера. Это политика быстрого и гибкого воздействия центрального банка на размер кредитных ресурсов коммерческих банков. Она связана с покупкой/продажей центральным банком ценных бумаг на фондовом рынке.

Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности. Эта политика проводится в условиях роста инфляционных процессов и направлена на сокращение избыточной денежной массы в обращении.

В условиях стагнации производства центральный банк покупает ценные бумаги коммерческих банков и расширяет таким образом их кредитные возможности.

Коммерческие банки покупают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредит со стороны предприятий и населения, а также тогда, когда центральный банк продает ценные бумаги на более выгодных условиях в сравнении с предоставлением кредитов предприятиям и физическим лицам.

Денежно-кредитная политика центрального банка может быть направлена на поддержание стабильности валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам. Данная стратегия реализуется центральным банком путем осуществления на практике валютной политики.

Основной формой валютной политики центрального банка выступает девизная политика. Она связана с покупкой или продажей центральным банком иностранных валют (девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций.

Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос на нее, а, следовательно, и ее курс. Такая политика проводится в условиях пассивного платежного баланса страны и направлена на стимулирование деятельности национальных экспортеров. Ввозя в страну валютную выручку, экспортеры получают больший эквивалент в национальной валюте.

Продажа крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, т.к. увеличивается предложение. Эта политика проводится при активном платежном балансе страны и направлена на ограничение деятельности национальных экспортеров.

Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Какие объективные экономические процессы способствовали появлению центральных банков?

2. Какая функция первоначально монопольно закреплялась за центральными банками? Какими функциями в дальнейшем наделялись центральные банки?

3. Кому принадлежит в настоящее время капитал центральных банков?

4. Какими законодательными актами регулируется деятельность центральных банков?

5. Каков современный статус центральных банков? В чем заключается важность вопроса об определении статуса центральных банков?

6. Являются ли центральные банки полностью независимыми от государства?

7. Как определяет статус Банка России федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»?

8. Каковы цели деятельности Банка России?

9. Почему получение прибыли не является главной целью деятельности Банка России?

10. Какие задачи и функции возлагаются на центральные банки? Охарактеризуйте их.

11. Что представляют собой пассивные операции центральных банков? Какой источник является основным в формировании их ресурсной базы? Какие еще источники составляют ресурсную базу центральных банков?

12. Что представляют собой активные операции центрального банка?

13. Охарактеризуйте ссудные и учетные операции центральных банков.

14. Что представляет собой переучет векселей центральным банком?

15. Что представляют собой банковские инвестиции? В какие ценные бумаги центральные банки могут инвестировать денежные средства?

16. Что такое девизные операции центрального банка? Для чего они осуществляются?

17. Какая существует взаимосвязь между пассивными и активными операциями центральных банков?

18. Что представляет собой денежно-кредитная политика центрального банка? Каковы ее цели?

19. Что представляют собой селективные методы денежно-кредитной политики центрального банка? Для чего они применяются?

20. Охарактеризуйте сущность и механизм применения учетной (дисконтной) политики и политики минимальных (обязательных) резервов? Почему самая высокая норма отчислений в центральный банк устанавливается для коммерческих банков по текущим счетам и счетам до востребования?

21. Какую компенсацию получают коммерческие банки за необходимость держать в центральном банке обязательные резервы на беспроцентной основе?

22. Охарактеризуйте особенности проводимой центральными банками политики открытого рынка. Почему этот метод считается наиболее приближенным к рыночным условиям?

23. Какова цель валютной политики центрального банка? Как она осуществляется на практике?

Задания

1. Ознакомьтесь с историей Госбанка Российской империи, Народного банка РСФСР, Госбанка СССР и Центрального банка Российской Федерации по данным сайта Банка России в интернете (www.cbr.ru, раздел «История»). Изучите правовой статус, функции и организационную структуру Банка России (www.cbr.ru, раздел «Банк Росси сегодня»).

2. Изучите специфику реализации задач и функций Банком России, а также особенности проводимой им денежно-кредитной политики (www.cbr.ru, разделы «Информационно-аналитические материалы», «Статистика», «Издания Банка России»).

Тестовый контроль: Коваленко С. Б., Шулькова Н. Н. Сборник тестов по курсу «Деньги, кредит, банки». Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2004. С. 119-129.

Тема 13. Коммерческие банки

1. Общая характеристика коммерческих банков.

2. Виды коммерческих банков.

3. Пассивные операции коммерческого банка.

4. Активные операции коммерческого банка.

5. Комиссионно-посреднические (активно-пассивные) операции коммерческих банков.

Литература: [1], [6], [13], [15], [19], [20], [21], [22], [23], [24].

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 678 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/7-56713.html

Центральный банк. Главным звеном банковской системы любого государства является централь­ный банк страны

Центральный банк,его задачи и функции:  Главным звеном банковской системы любого государства является

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒

Главным звеном банковской системы любого государства является централь­ный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-раз­ному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банк и др.

Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Впоследствии кроме эмиссии банкнот за центральными банками закре­пилась роль казначея государства, посредника между государством и коммер­ческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства.

Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были нацио­нализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принад­лежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости.

Под экономической независимостью подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений.

Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

Среди объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

1) участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;

2) процедура назначения (выбора) руководства банка;

3) степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

4) права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

5) правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской систе­ме, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обра­щения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной едини­цы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач, в соответствии с которыми он должен быть:

1) эмиссионным центром страны;

2) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами;

3) «банком банков»;

4) банкиром правительства;

5) главным расчетным центром страны.

При решении названных задач центральный банк выполняет определенные функции:

§ регулирующая — регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом, денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики;

§ контролирующая — определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок;

§ обслуживающая — выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра.

Центральный банк регулирует деятельность экономических субъектов через денежно-кредитную систему. Воздействуя на денежно-кредитные инсти­туты, он создает определенные условия для их функционирования.

От этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, а также ход экономического раз­вития страны. Степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику во многом определяется особенностями его работы в отдельно взятой стране.

Специфика национальной банковской системы в значитель­ной степени влияет на выбор центральным банком методов и инструмен­тов денежно-кредитного регулирования.

Центральные банки экономически развитых стран располагают определен­ными методами воздействия на экономику. Традиционно к таким методам относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минималь­ных резервов, операции на открытом рынке, депозитная политика, валют­ная политика.

Основной принцип определения стратегии центральных банков — это ориентация на внутренние или внешние показатели:

§ ориентация на внутренние показатели — регулирование темпов роста денежной массы;

§ ориентация на внешние показатели — регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте.

В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят не только от стратегии центрального банка, но и от основных требований, предъявляемых к данному инструментарию:

§ максимальная действенность — способность центрального банка как можно более точно реализовать цели экономического регулирования с его стороны;

§ равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов— установление разных ставок по обязательным резервам для отдель­ных групп кредитных институтов или практика выдачи валют­ных лицензий, проведение центральным банком рестрикционной учетной политики.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются следующие:

§ дисконтная и залоговая политика — способ непосредственного воздействия центрального банка на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога их ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны;

§ политика обязательных резервов — осуществляется текущее регулирование ссудного рынка и одновременно они играют роль регулятора эмиссии кредитных денег коммерческими банками;

§ депозитная политика — регулирование движения потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком, влияющее на состояние резервов кредитных институтов (такие депозиты не следует путать с обязательными минимальными резервами);

§ операции центрального банка на открытом рынке — покупка и продажа ценных бумаг (казна­чейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные кратко­срочные ценные бумаги) с целью регулирования экономики рыночными, а не административными методами;

§ валютная политика — регулирование валютного курса и управление официальными валютными резервами, а также стимулирование экспорта или импорта капитала.

Обеспечивая эффективность функционирования банковской системы страны, центральный банк осуществляет:

§ регулирование — поддержа­ние надежной и эффективной работы банковской системы;

§ контроль — обеспечение надежности и устойчивости отдельных бан­ков при помощи целостного и непре­рывного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.

Банковский надзор проводится в три этапа:

1 этап — лицензирование — выдача специального разрешения на откры­тие банка;

2 этап — дистанционный (документарный) надзор — проверка отчетно­сти, предоставляемой банком в надзорный орган;

3 этап — инспектирование на местах — ревизия достоверности передава­емой надзорным органам информации.

Хотя в большинстве стран сформированы национальные системы надзора, все они ориентированы на достижение трех основных целей:

1) поддержание денежной и финансовой стабильности, то есть недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;

2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;

3) защита интересов вкладчиков.

Между центральными банками разных стран имеются существенные раз­личия, обусловленные особенностями их политического и экономического разви­тия. Это касается организационно-правового статуса данных банков, диапазона выполняемых ими функций.

По критерию собственности на капитал центральные банки могут быть как полностью государственными, так и со смешан­ным государственно-частным капиталом. При этом одни из них сразу были образованы как государственные банки, другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем были национализированы.

С точки зрения формы аккумуляции капитала центральные банки могут быть акционерными и неакционерными, если капитал банка полностью принад­лежит государству. Акционерные банки обычно создаются в форме акционер­ного общества.

Их акционерами могут быть: коммерческие банки, банки и небанковские финансовые институты, государственные банки и небанковские государственные институты, юридические лица с постоянным местом пребывания в данной стране и физиче­ские лица — граждане данной страны.

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого — обособленность имущества банка от имущества государства. Центральный банк уполномочен распоряжаться наделенным имуществом как собственник.

Модели организации центрального банка обусловлены исторически сложившимися традициями, а также особенностями политического и экономического развития. Из всех моделей можно выделить три основные:

§ традиционная;

§ американская;

§ европейская.

В настоящее время деятельность Центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России осуществляет возложенные на него полномочия независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России, прежде всего, осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование эко­номики.

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь, практически, единственным надзорным органом в стране.

Передача надзорных функций от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых рын­ков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.

Одной из особенностей деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.

В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Этот документ состоит из двух разделов:

§ в первом разделе рассматриваются итоги развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за предыдущий год;

§ во втором разделе устанавливаются цели денежно-кредитной политики на предстоящий год. Особое внимание уделяется перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, раз­витию системы финансовых рынков.

Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100%-ной федеральной собственностью.

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2384. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/1-85154.html

Главным звеном банковской системы любого

Центральный банк,его задачи и функции:  Главным звеном банковской системы любого государства является

*

* Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банк (например, Англии, России или Японии) и др. Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот.

Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г.

он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Впоследствии кроме эмиссии банкнот за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка законодательно закреплена в конституции.

Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны.

Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений.

Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших: 1) участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли; 2) процедура назначения (выбора) руководства банка; 3) степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка; 4) права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; 5) правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

* Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть: • эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот; • органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

• «банком банков» , т. е.

совершать операции не с торговопромышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе; • банкиром правительства, т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы; • главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

* К основным функциям, осуществляемым большинством центральных банков относят: • регулирующую, • контролирующую • обслуживающую.

подавляющим К регулирующей функции относятся: • регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; • денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики.

Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др. , а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).

Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран.

В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научноисследовательского, информационно-статистического центра.

Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом.

Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Информационно-исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.

* ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86 -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» .

До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 394 -I с рядом изменений, внесенных в течение 11 лет после его принятия. Наиболее важные поправки были сделаны в 1995 году. Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования в России.

С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный).

В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежнокредитной системой.

В обязанности Банка России по законодательству входит необходимость обеспечения устойчивости рубля за счет: • взаимодействия с Правительством Российской Федерации при разработке и проведении единой государственной денежнокредитной политики; • монополии на эмиссию наличных денег и организацию их обращения; • выполнения роли кредитора последней инстанции для кредитных коммерческих банков и организации системы их рефинансирования; • установления правил осуществления расчетов в стране; • установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; • осуществления эффективного управления золотовалютными резервами;

• проведения государственной регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензии кредитных организаций; • осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп; • регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; • осуществления самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; • организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля; • определения порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами; • установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

• установления и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю; • участия в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации; • установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты; • проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных; • осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь, практически, единственным надзорным органом в стране.

Передача надзорных функций от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых рынков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.

Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М 2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.

Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространено рефинансирование в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году.

В тот период векселя еще не играли заметной роли и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежнокредитной политики.

Ставка рефинансирования Банка России Источник: Представительство Банка России в сети Интернет по адресу: http: //www. cbr/ru

Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования отразился затем в организации (с февраля 1994 г. ) кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка.

В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков — ломбардное кредитование. Ставка рефинансирования — это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам.

Она является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики.

В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» .

Этот документ состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются итоги развития экономики и проведения денежнокредитной политики за предыдущий год. Во втором разделе устанавливаются цели денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Особое внимание уделяется перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых рынков. Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100%ной федеральной собственностью.

Источник: https://present5.com/glavnym-zvenom-bankovskoj-sistemy-lyubogo/

Studio-pravo
Добавить комментарий