ЧТО ТАКОЕ ПОЛНАЯ, ДОСТОВЕРНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Экологическая информация

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНАЯ, ДОСТОВЕРНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Экологическая информация

Механизм реализации права граждан на экологически значимую информацию. Формулировка дефиниции экологической информации. Характеристика состава экологической информации и требования, предъявляемые к ней

экологическая информация дефиниция гражданин

Общее понятие информации содержит Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448. . Ст.

2 определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Экологическую информацию необходимо рассматривать с учетом своеобразия предмета правового регулирования экологического права. Наиболее точно данному положению соответствует определение О.Л.

Дубовик — экологическая информация — это сведения, которые: а) отражают процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества; б) необходимы для целей охраны окружающей среды, т.е. должны быть использована при принятии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельностиО.Л. Дубовик.

Экологическое право. Учебник.М. 2009.С. 211. .

Ч.2 ст.11 Федерального закона от 1 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предъявляет требования к экологической информации: своевременность, полнота, достоверность. М.М. Бринчук определяет экологическую информацию с учетом данных требованийМ.М. Бринчук. Экологическое право. Учебник.М. 2005.С. 192. .

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Уровень достоверности зависит от уровня развития логической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в пределах их компетенции.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное ГК РФ.

Правовую основу обеспечения доступа к экологической информации составляют:

Конституция РФ в ст.42 закрепляет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое обеспечивается ч.2 ст.24, ч.3 ст.41 Конституции РФ;

Федеральный закон от 1 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.11,12);

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650. (ст.8);

Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ст.23);

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648. (ст.18);

Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105. (ст. 20).

Состав экологической информации.

Наиболее полно содержание экологической информации отражено в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, которая была открыта для подписания в Дании (Орхус) 25 июня 1998 г.

Цель Конвенции — гарантировать права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В соответствии с Конвенцией, «экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

a) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте «a», и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

c) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте «b».

Положения Конвенции имеют рекомендательный характер, в связи с тем что Российская Федерация в ней не участвует.

В экологическом законодательстве предусматриваются разнообразные сведения:

о состоянии окружающей среды, ее компонентов (ст.3, 5, 6, 11, 12, 63 ФЗ «Об охране окружающей среды»);

о природных ресурсах (ст.1, 6, 70 Земельного кодекса РФ, ст.91 Лесного кодекса РФ, ст.31 Водного кодекса РФ);

о состоянии здоровья населения (ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

об экологической угрозе или риске здоровью и жизни людей и обеспечению безопасности (ст.13 ФЗ от «Об использовании атомной энергии» Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552. , ст.4 ФЗ «О радиационной безопасности населения»).

Данный перечень не является исчерпывающим, наиболее полный состав определил М.М. БринчукМ.М. Бринчук. Экологическое право. Учебник. М. 2005. С. 191. . Экологическая информация включает в себя данные:

о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов;

об экологической угрозе здоровью и жизни людей или риске для них;

о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и об их источниках;

о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных;

о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

Житель села Ивановское возвращался из областного центра домой на личном автомобиле. В сумерках он не заметил, как на дорогу вышел лось. В результате совершенного наезда животное погибло. Прибывшим на место происшествия сотрудникам ГИБДД водитель заявил, что его вины в гибели животного нет, поскольку наезд произошел по причине плохой видимости.

Подлежит ли в этом случае возмещению вред, причиненный животному миру? В каком порядке должно осуществляться возмещение вреда, причиненного окружающей среде? Существуют ли особенности определения размера вреда окружающей среде?

Статья 56 52-ФЗ «О животном мире». Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Плохая видимость не является признаком отсутствия вины. В действиях водителя отсутствовал умысел на причинение вреда объектам животного мира. Здесь имеет место быть вина в форме неосторожности. Если на дороге присутствует дорожный знак 1.27 — «Дикие животные», то водитель был предупрежден о том что в зоне действия знака на дорогу могут выбегать дикие животные.

А значит, присутствует вина в форме неосторожности, а именно, преступного легкомыслия. В противном случае (если знак 1.27 отсутствует) имеет место вина в форме неосторожности, а именно преступная небрежность. В результате гибели лося нанесен ущерб госохотфонду в размере 5000 рублей.

На момент ДТП гражданская ответственность владельца транспортного средства застрахована, что подтверждается страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В соответствии со ст.

1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а так же вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст.

1079 ГК РФ Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, владеющего источником повышенной опасности на законном основании.

В соответствии с п.

4 статьи 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что её страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договоре страхования такой ответственности лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. Согласно ст.7 Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить причиненный имуществу одного потерпевшего вред, составляет не более 120000 рублей.

В соответствии со статьёй 1072 ГКРФ гражданин, застраховавший свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего в случае, когда страховое возмещение не достаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Исходя из п.1 ст.13 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон), потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу.

Согласно ст.6 указанного Закона объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью, или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Источник: https://studwood.ru/1483179/pravo/ekologicheskaya_informatsiya

Понятие и источники экологической информации

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНАЯ, ДОСТОВЕРНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Доступ к информации является одним из важных факторов осуществления права граждан на получение информации. Особенно если это касается информации об окружающей среде.

В Конституции Российской Федерации ( гл.2,Статья 42) говориться, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Кто же будет предоставлять такую  информацию? Данная функция находится у органов исполнительной власти. Ответственность за сокрытие и искажение экологической информации по КоАП статья 8.

5  «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Как эта информация доходит до населения, увы, крайне сложный вопрос. Ведь закона, который бы регулировал такое право, нет. Однако, стоит попытаться выяснить, откуда и как любой заинтересованный гражданин (или же юридическое лицо) может получить доступ к информации об окружающей среде, т.е. доступ к экологической информации.

Виды и источники экологической информации, по мнению М. М. Бринчука , литературе могут быть разделены на четыре группы:

  • нормативная информация об экологическом аудите и охране окружающей природной среды;
  • экологическая информация об объекте аудита;
  • информация о состоянии компонентов окружающей природной среды, находящихся в зоне возможного влияния аудируемого объекта.
  • информация, получаемая с сайтов компетентных на то органов.

Данные о состоянии окружающей природной среды содержат следующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

  • государственные кадастры природных объектов и природных ресурсов:
  1. кадастр земельных ресурсов,
  2. кадастр природных водных объектов,
  3. кадастр лесных ресурсов,
  4. кадастр объектов животного мира,
  5. кадастр особо охраняемых природных территорий,
  6. кадастр полезных подземных ископаемых;
  • Красная книга России и ее субъектов;
  • Государственные программы по охране окружающей среды;
  • Государственные регистры;
  • Бюллетени социально-гигиенического мониторинга;
  • Паспорта безопасности административно-территориальных единиц;
  • Радиационно-гигиенические паспорта территорий. (1)

Самый простой источник-получение информации о состоянии окружающей среды из интернета, с сайтов специализированных органов. Но, к сожалению, эта информация не всегда обновляется.

Вернёмся к Конституции. Как уже говорилось выше, основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42).

Реализация данного права обеспечивается следующими конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст.

11 Закона об охране окружающей среды, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 12 Закона).

Куда же может обратиться гражданин за получением информации? В экологическое управление.

Муниципальное экологическое управление имеет сложное эколого-информационное содержание.

При его осуществлении органы местного самоуправления, которое является формой осуществления народовластия, обеспечивают население экологической информацией при решении вопросов местного значения, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

Экологическая информация используется ими как для реализации собственных полномочий (например, принятие и организация выполнения муниципальных планов и программ комплексного социально-экономического развития), так и при осуществлении переданных им государственных полномочий.(2)

Наиболее полно информационная составляющая отражена в функциях государственного экологического управления. Это обусловлено значительной ролью информации в сфере государственного управления.

Для осуществления управленческих функций в области природопользования и охраны окружающей среды органы исполнительной власти, с одной стороны, должны располагать экологической информацией.

При этом важно, чтобы характер и объем экологической информации соответствовали возложенным на них экологическим функциям, что является одним из условий эффективности государственного экологического управления. Для этого необходимо:

— во-первых, упорядочение эколого-информационных потоков, что обеспечивается посредством установления и правового закрепления порядка сбора и предоставления сведений, относящихся к экологической информации, исполнительным органам власти, осуществляющим экологическое управление, другим уполномоченным органам исполнительной власти, например, в области государственной статистики, а также путем правовой регламентации обмена экологической информацией между органами экологического управления. Это позволяет осуществлять информационное обеспечение таких управленческих функций, как экологический государственный учет и отчетность, государственный кадастр природных ресурсов и объектов природы, экологический мониторинг, координационная функция в этой области и др.;

— во-вторых, создание и обеспечение функционирования эколого-информационных систем и банков данных, образование центров информатизации, осуществляющих эколого-информационное сопровождение органов власти при реализации ими всех управленческих экологических функций, а также информационное обслуживание предприятий, организаций и граждан, оказание им услуг по предоставлению экологической информации.

С другой стороны, органы исполнительной власти при реализации возложенных на них управленческих функций обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей-граждан, общественных организаций и объединений, обладающих правами на эту информацию в силу конституционных норм, требований экологического и информационного законодательства. Для этого определяются порядок и условия предоставления такой информации.(3)

Что касается понятия  «доступ к информации о состоянии окружающей среды»,то в  1998 году был принят Федеральный Закон РФ «О гидрометеорологической службе». В соответствии с преамбулой к этому закону он, кроме прочего, направлен на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Это единственный нормативный акт, в котором предпринята попытка раскрыть содержание термина «информация о состоянии окружающей природной среды».

Можно выделить статью 14 (пункт 1), согласно которой информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Впервые в законодательстве появляется ссылка на возможность выделения из всего массива экологической информации ее части, имеющей статус информации ограниченного доступа. Данная норма входит в противоречие с процитированными выше нормами Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Собранная информация аккумулируется в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Из этого фонда информация на определенных условиях (ст. 17 Закона) может быть предоставлена заинтересованным лицам. Причем бесплатно. И в любом варианте.

Что касается зарубежного опыта, то
существует малоизвестный документ, который принимался на десятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в декабре 1997 года. Это — Модельный закон «О доступе к экологической информации».

В этом документе есть много полезного, хотя и немало недостатков. Среди преимуществ модельного закона следует отметить то, что в этом документе впервые в СНГ предпринята попытка — дать нормативное определение термину «экологическая информация».

В нормах международного права также необходимо выделить Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (в рамках ООН, совершена в Орхусе (Arhus), Дания, 25 июня 1998 года).

Россия эту Конвенцию не подписала. Здесь также подробно определен термин «экологическая информация».

Вопрос доступа граждан к экологической информации в любом её виде довольно сложен, так как право на доступ закреплено, но на практике не реализуется.

Примечание

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2008.
  2. Кутафин О.Е. О реализации полномочий органами местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды см.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. С. 559 — 561; и др.
  3. Выпханова Г.В. Информационное содержание эколого-правовых мер и экологического управления // Административное и муниципальное право. 2009. N 10. С. 18 – 28

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/2230

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНАЯ, ДОСТОВЕРНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Под экологической информацией можно понимать сведения об окру­жающей человека среде, о деятельности, негативно влияющей (или мо­гущей влиять) на природные объекты и организм человека, а также све­дения о мерах по охране окружающей среды и обеспечению соблюдения защиты экологических прав граждан.

Указанной информацией располагают, в первую очередь, специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды. Такую информацию о состоянии окружающей среды компетентные органы получают посредством проведения мониторинга (системы мероприя­тий по наблюдению за качественным состоянием окружающей среды).

Информация о состоянии ок­ружающей среды не относится к числу сведений, которые составляют государственную тайну (ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»).

Говоря о «закрытии» экологической информации в связи со сведениями, составляющими государственную тайну и конфиденциальную информацию, следует твердо понимать, что это уже не экологическая, а военная, оборонная, техническая, служебная, коммерческая и т.д., но никак не экологическая информация!

В Конституции РФ эколого-правовые нормы ограничены лишь «Перечнем сведений, составляющих государственную тайну». При этом указанный перечень должен:

— соответствовать юридическому понятию «государственная тайна» и быть ориентированным на «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»);

— быть направленным только на правовое регулирование отношений, возникающих «в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации» (из преамбулы Закона «О государственной тайне»).

Из этого следует, что критерием отделения сведений, относящихся к экологической информации, и сведений, содержащих государственную тайну, является наличие в них любой информации о воздействии на окружающую среду и угрозе здоровью (жизни) людей, находящихся на соответствующей территории.

Таким образом, государственная тайна должна заканчиваться там, где начинается экологический вред. Только такой критерий позволит разграничить указанные группы сведений в спорных ситуациях.

Тот же критерий должен быть применен и при отделении экологических сведений от других видов информации с ограниченным доступом — конфиденциальной информации (служебная, коммерческая, врачебная и иные виды тайн).

Все иные решения должны быть признаны антиконституционными.

Право на «достоверную информацию о состоянии окружающей среды» может быть рассмотрено в широком и узком смысле.

В широком смысле речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). Ст. 42 Конституции провозглашает право каждого знать о таких явлениях.

В узком смысле данное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

На современном этапе развития общественных отношений в России, с одной стороны, наблюдается планомерный рост уровня развития техники, постепенный подъем промышленности, а с другой — изнашивание, практически без тенденций к обновлению, многолетне используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной обстановки в стране. Очевидно, что при этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения Российской Федерации. С неизменной стабильностью средства массовой информации сообщают о многочисленных экологических нарушениях, противоречащих конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду.

В качестве причин возникновения сложившейся ситуации называются экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников.

Информационные права граждан находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и, более того, способствуют реализации экологических прав. Но дело в том, что многие граждане слабо знают свои экологические права и, в частности, право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст.

42 Конституции РФ).

А это представляет собой очень серьезную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Часть 3 ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой юридическую ответственность.

Однако, несмотря на данную норму Конституции РФ и на наличие соответствующего состава правонарушения, по-прежнему остается затруднительным привлечение к ответственности «должностных лиц за непредоставление экологической информации.

Так, ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевремен­ное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окру­жающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загряз­нения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о со­стоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей при­родной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда). При этом содержание категорий «полная» и «достоверная» информация зако­нодательством не определены.

Для реализации этого права необходимо, чтобы граждане и общественные организации могли получить информацию своевременную, полную и достоверную.

Полнота получения информации ограничивается как юридически — через Перечень сведений, составляющей государственную и иную тайну (который вступает в противоречие с законом, так как в него включены сведения об объектах, значимых для жизни и здоровья граждан), так и практически: либо путем непредоставления запрашиваемой информации (например, заказчиком — документов для общественной экологической экспертизы), либо через хорошо отработанную систему “бюрократических отписок”, либо внутриведомственными распоряжениями о “служебности” информации.

Достоверность поставляемой и предоставляемой гражданам информации также проблематична. Сложившаяся практика показывает, что значимая для безопасности информация скрывается и сознательно искажается. Требуется целенаправленная работа для обеспечения открытости экологически значимой информации и прозрачности деятельности потенциально опасных объектов.

Своевременность информации. В тех редких случаях, когда информация общественности все же предоставляется, она обычно настолько запаздывает, что не позволяет гражданам реализовать свои права на участие в принятии решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_79866_pravo-na-dostovernuyu-informatsiyu-o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredi.html

8. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Источники экологической информации

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНАЯ, ДОСТОВЕРНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Правона информацию вообще являетсяосновополагающим правом личности изакреплено в ст. 19 Всеобщей Декларацииправ человека,которая была принята ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

КонституцияРФ нетолько в наиболее общем виде провозгласилаправо граждан свободно искать, получать,передавать, производить и распространятьинформацию любым законным способом(ст.

29), но и закрепила положение о том,что каждый гражданин имеет право надостоверную информацию о состоянииокружающей среды (ст. 42).

Статья24 (ч.2) гласит, что органы государственнойвласти, органы местного самоуправленияи их должностные лица обязаны обеспечитькаждому возможность ознакомления сдокументами и материалами, непосредственнозатрагивающих его права и свободы, еслииное не предусмотрено законом.

А статья41 (ч.3) Конституции РФ предусматриваетответственность в соответствие сфедеральным законом за сокрытиедолжностными лицами фактов и обстоятельств,создающих угрозу для жизни и здоровьялюдей.

Право на достоверную информациюо состоянии окружающей среды установленов Федеральных законах «Об охранеокружающей среды» (ст.11), «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения» (ст.8), в Основах законодательстваРФ об охране здоровья граждан (ст.

19), вГрадостроительном кодексе РФ (ст. 18) ив других нормативных правовых актахкак Российской Федерации, так и субъектовРФ.

Ксожалению, в законодательстве РФотсутствует определение экологическойинформации, что создает трудности приотнесении той или иной информации кэкологической.

Федеральнымзаконом «Об охране окружающей среды»(ст.11)гражданам также было предоставленоправотребовать от соответствующих органовпредоставления своевременной, полнойи достоверной информации о состоянииокружающей среды и мерах по ее охране.

Аналогичное требование об обеспеченииграждан информацией установленоФедеральным законом «Об охранеатмосферного воздуха«.В соответствии сост.

29этогоЗакона граждане, юридические лица иобщественные объединения имеют правона информацию о состоянии атмосферноговоздуха, его загрязнении, а также обисточниках загрязнения атмосферноговоздуха и вредного физического воздействияна него.

Достоверной являетсянеискаженная (заведомо или по небрежности)экологически значимая информация,которой располагают или должны располагатьспециально уполномоченные государственныеорганы в области природопользования иохраны окружающей среды и иные субъектыправа в пределах их компетенции.

Уровеньдостоверности зависит от уровня развитияэкологической и иной науки и техники иимеет тенденцию к возрастанию.

Приоценке достоверности информации могутучитываться реальные технические ииные возможности соответствующихгосударственных органов получить болеедостоверную информацию о состоянииокружающей среды.

Полной можносчитать информацию, которая передаетсязаинтересованным лицам в том объеме, вкотором может или должен обладать еюгосударственный орган, орган местногосамоуправления, юридическое лицо,общественное формирование и соответствующиедолжностные лица в силу их компетенциии предоставленных им полномочий.

Своевременной являетсяинформация, передаваемая лицу,обратившемуся за нею в возможно короткиесроки с момента запроса, но не болеесрока, определенного в законодательстве,если таковой установлен.

СогласноФедеральному закону «О порядкерассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации» письменное обращение,поступившее в государственный орган,орган местного самоуправления илидолжностному лицу в соответствии с ихкомпетенцией, рассматривается в течение30 дней со дня регистрации письменногообращения (ст. 12).

Информацияможет содержаться в самых различныхисточниках:в заявлениях, жалобах, письмах и другихнепосредственных обращениях гражданв прокуратуру, а также в различныхдокументах природоохранительных органов(приказах, материалах ревизий, провероки обследований, протоколах, актах,предписаниях, постановлениях и ответахна них руководителей предприятий,допустивших экологическое правонарушение,журналах и книгах учета, в данныхавтоматизированного учета). 

Сведенияо нарушениях природоохранительногозаконодательства в отдельных региона,а также отраслях производства могутсодержаться в ежегодных Государственныхдокладах «О состоянии окружающейприродной среды Российской Федерации»,с которыми прокурор может ознакомитьсяв местных территориальных органахМинприроды России либо в газете «Зеленыймир». Эти доклады готовятся на основаниипостановлений Правительства РФ. Ониявляются главным документом, обобщающим,анализирующим и представляющимофициальную государственную информациюпо природоохранным и связанным с нимипроблемам всех министерств и ведомств,контролирующих экологические процессыи природопользование. 

Кадастрыприродных ресурсов .

Кадастрамиприродных ресурсов называетсясвод экономических, экологических,организационных и технических показателей,характеризующих количество и качествоприродного ресурса, состав и категорииприродопользователей.

Данные кадастровлежат в основе рационального использованияприродных ресурсов, охраны природнойсреды, на их базе определяется денежнаяоценка природного ресурса, его продажнаяцена, система мер по восстановлению иоздоровлению окружающей среды. 

Единогокадастра природных ресурсов не существует.Кадастры представлены по видам природногоресурса.По общим их целям и структуре все ониобразуют единую экономико-правовуюсхему. Кадастры бывают двух видов:территориальные и отраслевые. 

Территориальныекадастры— это кадастры, которые ведутся в отдельнойтерритории и охватывают все элементыокружающей среды в данной территории. 

Аотраслевые кадастры ведутся уже поотдельным элементам. Примеру отраслевыхкадастров

Земельныйкадастр.

Земельный кадастр включает всебясистему следующих сведений; количествоземель, распределение земель покатегориям, качественный состав земель,распределение земель по использованию,собственники земли, владельцы,пользователи, арендаторы.

Данныекадастровой оценки земель применяютпри планировании использования земель,распределении по целевому назначению,их предоставлению и изъятию, приопределении платежей за землю, дляоценки степени рационального использованияземель. 

Кадастрместорождений полезных ископаемых.Характеристика кадастра дается в ЗаконеРФ о недрах (ст. 30, 32). Его ведение порученоКомитету по геологии и использованиюнедр. Кадастр включает сведения онароднохозяйственной ценности каждогоместорождения полезных ископаемых,горнотехнические, экономические,экологические условия их разработки. 

Мониторингокружающей среды -система долгосрочных наблюдений засостоянием окружающей среды, оценки ипрогноза изменений состояния окружающейсреды под воздействием природных иантропогенных факторов. В соответствиис законодательством проводится мониторингкак окружающей среды в целом, так и ееотдельных компонентов — земли, вод,атмосферного воздуха и других природныхобъектов.

Наиболеесолидной базой мониторинга обладаетРосгидромет,являющийся специально уполномоченнымгосударственным органом в данной сфере.Органами Росгидромета проводятсяследующие основные виды наблюдений:

-за состоянием загрязнения воздуха вгородах и промышленных центрах;

-за состоянием загрязнения почв пестицидамии тяжелыми металлами;

-за состоянием загрязнения поверхностныхвод суши и морей;

-за трансграничным переносом веществ,загрязняющих атмосферу;

-комплексные наблюдения за загрязнениемприродной среды и состоянием растительности;

-за химическим составом и кислотностьюатмосферных осадков и снежного покрова;

-за фоновым загрязнением атмосферы;

-за радиоактивным загрязнением природнойсреды.

Источник: https://studfile.net/preview/6706531/page:6/

Studio-pravo
Добавить комментарий