Аудиторский контроль: — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый

Независимый финансовый контроль аудит , его понятие (стр. 1 из 4)

Аудиторский контроль:  — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый

1.Независимый финансовый контроль (аудит).

Независимый финансовый контроль является формой негосударственного финансового контроля.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Согласно главе 1 п.3 ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).

Целью аудита является выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основные задачи аудиторского контроля:

– установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;

– проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как обязательный, инициативный, внешний и внутренний аудит.

1.1 Внешний аудит.

Внешний аудит направлен:

– на проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

– контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов и собственного капитала;

– проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

– выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д.

Внешний аудит может решать следующие задачи:

– по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

– планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

– анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

– решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов.

Внешний аудит проводится на платной основе.

1.2 Внутренний аудит.

Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией.

Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета.

Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать задачи по:

– проверке правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

– проверке наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

– экспертизе бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии техники ведения бухгалтерского учета;

– экспертизе достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;

– разработке и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

– консультированию учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права; анализу хозяйственной деятельности и другие проблемы.

1.3 Обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованный в определенной организационно-правовой форме).

Целью обязательного аудита является проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит. Согласно ст.5 «Обязательный аудит» ФЗ РФ №307 «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

1.4 Инициативный (добровольный) аудит.

Проведение инициативного аудита чаще всего бывает связано с необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т.д.).

Многие кредиторы предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть.

Руководители организаций прибегают к инициативному аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств.

Инициативный аудит дает возможность застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, проконтролировать эффективность работы бухгалтерии, а также подтвердить достоверность и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров.

Источник: https://mirznanii.com/a/241119/nezavisimyy-finansovyy-kontrol-audit-ego-ponyatie

Аудиторский контроль в России: понятие, виды, субъекты, основы финансово-правового регулирования

Аудиторский контроль:  — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача — установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдение финансового законодательства.

Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным и общественным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

Виды: В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется на: 1)Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов.

Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер. 2)Внешний аудит — это независимый финансовый контроль.

Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудиторские проверки бывают: 1) Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры). 2) Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто. Субъекты: Субъектом внешнего аудита являются юридические лица (аудиторские фирмы) или физические лица (аудиторы). Субъектом внутреннего аудита является служба внутреннего контроля или аудита предприятия, банка или другой организации.

Парламентский финансовый контроль.

Правовой статус Счетной палаты РФ и счетных (контрольно-счетных) палат субъектов РФ.

Счетная палата РФ — этопостоянно действующий орган государственного финансового контроля,наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

В рамках задач, определенных законодательством, она обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведение контрольно-аналитических мероприятий в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

§ организация и осуществление контроля своевременности исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

§ оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

§ контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

§ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом,объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ реализуется в следующих сферах контроля:

§ контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, опенка обоснованности проектов федерального бюджета;

§ контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

§ контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;

§ контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения — вне зависимости от видов и форм собственности, если они:

§ получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

§ используют федеральную собственность либо управляют ею;

§ имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

Правовой статус Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местного самоуправления.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются: 1) совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; 2) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации; 3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации; 4) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; 5) осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля; 6) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации; 7) участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

Правовой статус Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в установленной сфере деятельности: 1) за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; 2) за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; 3) за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; 4) за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Правовой статус Федерального казначейства.

Имеет свою структуру органов управления. В состав казначейства, кроме федеральных и территориальных органов, входят так же городские казначейства и районные. Имеют строго вертикальное подчинение. Основные функции:1. Обеспечение исполнения бюджета и контроль за расходной частью бюджета.2.

Оперативное управление государственными финансовыми ресурсами.3. Управление и обслуживание государственным долгом РФ, как внешним, так и внутренним.4. Методическое руководство и издание инструктивных материалов в пределах своей компетенции. Полномочия: 1.

Проведение проверок финансовых документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета в министерствах, ведомствах, финансово-кредитных организациях и хозяйствующих субъектов любой формы собственности. 2.

Приостановление операций по счетам хозяйствующих субъектов по основаниям не предоставления сведений, необходимых для осуществления функций органов Федерального Казначейства. 3. Право изъятия документов, свидетельствующих о нарушении порядка, проверка исполнения бюджета. 4.

Изъятие денежных средств, используемых не по назначению. 5. Право налагать на банки штраф за несвоевременный перевод денежных средств в бюджет.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x67d4.html

Studio-pravo
Добавить комментарий