Аудит. Шпаргалки. 2012 — Основы аудита

Шпаргалка по

Аудит. Шпаргалки. 2012 - Основы аудита

1. Понятие аудита и его необходимость.

Аудит – независимая проверка достоверности финансовой отчетности. В условиях рыночных отношений информация о финн сост и рез-х деятельности орг является предметом внимания различных пользователей: акционеры, кредиторы, потенциальные инвесторы используют для принятия управленческих решений данные бух отчетности.

2. цель и задачи аудита

Цель аудита выражение мнения о достоверности бух отчетности аудируемых лиц и соотв порядка ведения б/у законодательству России.

Задачи аудита:

1) подтверждение правильности и обособленности включенных в отчетность

2) подтверждение права собственности на активы

3) уст-е обособ-ти оценки статей баланса

4) подтвержд правильности корреспонд счетов при отражении в б/у хоз операций

5) уст-е арифметич точности показ-й отчетности

6) уст-е полноты раскрытия отчетности

3. Отличия внешнего и внутреннего аудита

Как внутренний, так и внешний аудит – проверка финансовой отчетности, соблюдение законодательства. И внутренний, и внешний аудит дает оценку деятельности.

Отличия:

1) По уровню независимости:

Внутренний – это структурное подразделение предприятия, подчиняется руководству, т.е. зависимое подразделение, где работают штатные работники.

Внешний – как материально, так и организационно не зависит от аудируемого лица. Оплата услуг в соответствии с договором.

2) По выполнению поставленных задач:

Внутренний – подготавливает информацию о финансово-экономической деятельности предприятия для своего руководства.

Внешний – подготавливает аудиторское заключение согласно договора.

3) По методу проведения:

Внутренний – проводится непрерывно.

Внешний – периодически по требованию экономического субъекта.

4) По регламентации деятельности

Внутренний – регламентируется положением на предприятии

Внешний – договором.

4. отличия аудита и ревизии

Аудит существенно отличается от ревизии.

Ревизия — метод контроля  финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Аудит — вид предпринимательской деятельности на платно-договорной основе (независимый контроль).

Основное отличие аудита от ревизии:

Ревизия это вертикальная управленческая связь: проводиться вышестоящим звеном, предполагает принуждение, назначение. Результаты ревизии могут быть разглашены.

Аудит горизонтальная управленческая связь: аудиторская компания равноправна проверяемому предприятию, существуют взаимные интересы (направленность на формирование долгосрочных партнерских взаимоотношений), в ходе аудита оказываеться помощь аудируемому предприятию. Результаты аудита сохраняются в тайне по желанию заказчика.

5. законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности

Вкючает в себя 4 уровня:

1) Федеральный закон. ФЗ №307, ФЗ №119, Фз №315

2) Постановления привительства по вопросам гос регулирования аудит деятельности в порядке проведения аудит проверок фед-х, гос-х, унит-х предприятий. И норм акты уполномоч фед органа гос рег аудита

3)Фед правила и стандарты аудит деят-ти разработ на основе м/н стандарт аудита, утвержд правит-м, и явл обяз-ми для ауд-х орг-й и аудиторов. Важный док-т этого уровня это кодекс этики аудиторов

4) Стандарты саморегулируемой орг-ции аудиторов и кодеус проф-й этики аудиторов, кот разраб-т и утверждает саморег орг-я для своих членов

7. требования к претендентам и 8. Порядок аттестации аудиторов

Для получения аттестата аудитора физическое лицо проходит аттестацию в форме квалификационного экзамена. К аттестации допускаются лица имеющие высшее экономическое или юридическое образование. Экзамен сдается по 5 предметам: аудит, б/у, налоги и н/о, право, финн анализ.   

9. основание для аннулирования квалификационного аттестата

Установлен факт получения квалификационного аттестата с помощью подложных документов, Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание лишения права заниматься аудиторской деятельностью (на срок), Установлен факт не соблюдения аудиторской тайны или нарушения принципа независимости аудитора, Установлен факт систематического нарушения аудитором требований установленных законодательством и стандартов, Установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, Установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд не осуществляет аудиторскую деятельность, Аудитор нарушает требования о повышении квалификации.

10. Обязательный аудит

Обязательный аудит (ст. 7 ФЗ) – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Обязательный аудит проводится в случаях:

1. Предприятие является ОАО.

2. Организация является кредитной, страховой компанией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционной организацией, государственной внебюджетной организацией.

3.Объем выручки от реализации за один год превышает 500 тыс. МРОТ, или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ.

4.Организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанном на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели соответствуют пункту 3. Для унитарных предприятий эти показатели могут быть понижены постановлением органа государственной власти.

5. Обязательный аудит в отношении этих организаций предусмотрен Федеральным Законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.

Если в уставном капитале организации доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, то заключение договоров на проведение обязательного аудита должно осуществляться по итогам открытого конкурса.

Если в документации предприятия содержатся сведения, составляющие государственную тайну, то существует ряд дополнительных требований в соответствии с «Положением о государственной тайне».

11. Инициативный аудит

Инициативный (добровольный) аудит – объемы, разделы проверки – по желанию клиента, за счет собственных средств или чистой прибыли предприятия

12. Виды сопутствующих аудиту услуг 

13. Орган, осуществляющий гос регулирование аудит деят его функции

2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

14. Саморегулирование аудиторской деятельности

15. требования к членам СРО

1) наличие квалификационного аттестата аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

16. права и обязанности аудиторов

Права аудиторов:

1)Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита.

2)Проверять в полном объеме документацию любую, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие имущества.

3)Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной форме.

4)Право отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности отчетности в аудиторском заключении в случае:

a)      Непредоставления всей необходимой документации;

b)      Выявления в ходе проверки обстоятельств, могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации.

5)Отказ от выражения мнения – в данном случае составляется аудиторское заключение с отказом от выражения мнения и указанием причин отказа.

Обязанности аудиторов:

1)Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством.

2)Предоставлять необходимую информацию по требованию аудируемого лица о законодательстве, касающемся проведения аудиторской проверки, а также вывода аудитора.

3)Каждый вывод аудитора целесообразно формулировать: «Нарушение пункта… статьи… постановления…»

4)Аудиторское заключение передать заказчику в срок.

5)Обеспечивать сохранность документа, а также сведений в них содержащихся без согласия заказчика.

17. права и обязанности аудируемых лиц

Права аудируемых лиц:

1)Получать информацию законодательства.

2)Получать аудиторское заключение в срок.

Обязанности аудируемых лиц:

1)Заключать договоры на проведение обязательного аудита в сроки, установленные законодательством.

2)Создавать аудитором условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие в своевременном и полном проведении проверки, предоставлять документацию и информацию. Давать разъяснения в устной и письменной форме. Делать запросы у третьих лиц.

3)Не предпринимать действия в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению.

4)Оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения.

5)Своевременно оплачивать услуги даже если мнение аудитора не совпадает с мнением предприятия, а также в случае неполного выполнения работ по независящим от аудиторов причинам.

18. ответственность аудиторов

При выполнении своих функций аудитор должен отвечать за все аспекты своей деятельности.

Он несет ответственность за качество выполнения функции засвидетельствования, снижения информационного риска для пользователей бухгалтерской отчетности и других сопутствующих аудиту услуг: консультаций в области управления и налогов, а также, если это соответствует обстоятельствам, услуг по ведению (восстановлению или систематизации) бухгалтерского учета, его компьютеризации, составлению бухгалтерской либо налоговой отчетности.

19. контроль за работой аудиторских организаций

20.

Источник: https://student.zoomru.ru/buhaudit/shpargalka-po-auditu/155223.1205369.s1.html

Шпаргалка по Аудиту 5 — шпаргалка

Аудит. Шпаргалки. 2012 - Основы аудита

1. Роль аудита в развитии функции контроля.

Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления фин. средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит).

При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий. Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов .Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Отличие внешнего аудита от ревизии

1. Цели: аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер: аудит — предпринимательская деятельность; ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений: аудит — добровольное осуществление на основе договоров; ревизия — принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

4. Управленческие связи: аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; ревизия — вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном о проделанной работе.

Понятие аудита.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований аудируемых лиц, а также оказанию сопутствующих аудиту услуг (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности; проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций; налоговое, экономическое, финансовое, управленческое и правовое консультирование; автоматизация бухгалтерского учета и др.).

Аудит направлен на снижение информационного риска , т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься как физические, так и юридические лица.

Цели и задачи аудита. Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

При этом под достоверностью следует понимать степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет ее пользователям делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом положении аудируемых лиц и принимать на их основе обоснованные решения.

Для выполнения поставленной цели аудита необходимо предусмотреть выполнение следующих задач :

— составление плана и программы проведения аудита;

— определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств; проведение аудиторской проверки аудируемого лица.

Аудитор должен определить, правильно ли отражает учетная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период, а также определить важнейшие финансовые результаты, которые отражены в бухгалтерской отчетности.

В процессе проверки аудитор должен определить по каждому разделу отчетности ее: полноту (не является ли завышенным или заниженным перечень объектов имущества и финансовых обязательств); точность (не было ли допущено ошибок в расчете суммы объектов имущества и обязательств); оценку (адекватны ли стоимость объектов и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации); наличие (все ли объекты реально находятся у аудируемого лица); временную определенность фактов хозяйственной жизни (отнесены ли операции по движению объектов именно к тем периодам, когда они реально произошли); принадлежность активов и пассивов аудируемому лицу (определение прав и обязанностей аудируемого лица, которые можно судить по состоянию данных статей баланса); пояснение к бухгалтерской отчетности и надлежащую классификацию (не противоречит ли установленным правилам применяемая корреспонденция счетов, проставлены ли объяснения по спорным моментам); аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенных в журналах аналитического учета аудируемого лица, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге).

Значение аудита. Учредители, акционеры, держатели ценных бумаг соответствующих эмитентов и кредиторы заинтересованы в получении достоверной информации о финансовом состоянии и платежеспособности организаций, обоснованных заключений на текущий и перспективный периоды.

Такую информацию пользователи финансовой отчетности организации могут получить в процессе аудита и по его результатам. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений.

Аудит обеспечивает также разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности организаций и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, а также государственным органам, судам, прокурорам и государственным следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Понятие контроля. Контроль является важной функцией управления.

В экономической жизни общества контроль – это объективное явление, а в сфере управления финансовыми средствами контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Финансовый контроль обеспечивает соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Виды контроля . Финансовый контроль можно разделить на:

· государственный — государственные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

· ведомственный — ведомственные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

· внутрихозяйственный — внутрихозяйственные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

· аудиторский — аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие сопутствующие аудиту услуги.

Задачи государственного финансового контроля (ГФК).

Основными задачами государственного финансового контроля является проверка: законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; эффективности и экономности расходования государственных средств; правильности расчета и уплаты налогов и др.

Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они защищены от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния (давления со стороны заинтересованных третьих лиц).

Методы организации контроля. Выделяют различные методы организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, такие как:

· ревизия – контроль деятельности предприятий и учреждений для установления правильности и законности действий (назначается вышестоящим звеном);

· аудит – независимая проверка бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов;

· тематическая проверка – проверка определенной области производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, например, проверка организации учета товарно-материальных ценностей, сохранности денежных средств и ценных бумаг;

· следствие (расследование) – процессуальное действие, осуществляемое аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) по поручению судебно-следственных органов в соответствии с процессуальным законодательством, при котором выявляются виновные лица и размер причиненного ими ущерба;

· судебно-бухгалтерская экспертиза — процессуальное действие, которое может проводиться в рамках следствия (расследования) с целью проверки и оценки определенных обстоятельств и сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета и получения необходимых доказательств.

Отличие внешнего аудита от ревизии. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного контроля, не заменяет государственный финансовый контроль за деятельностью организациями предприятиями.

И хотя аудиторская деятельность может быть направлена на все экономические субъекты независимо от форм их собственности и видов деятельности, основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры, а объектом – собственность акционеров и инвесторов.

Необходимым условием деятельности аудиторов является их независимость, причем гораздо большая, чем государственных ревизоров.

2. Сущность аудита и его задачи.

С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, созданием ОАО, коммерческих банков, совместных П. возникла необходимость в создании аудиторских фирм.

Аудит – это внешний независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающие в данной фирме. Возникновение аудита в первую очередь связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

Аудитор – это квалифицированный специалист, аттестованный на право ауд. деят. в порядке, установленном законодательством

Правовые основы регулирования ауд. деят. В РФ освещены в ФЗ «Об ауд. деят.» от 7.08.01 №119. согласно данному закону «аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и фин. отч. П. и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения по достоверности фин. бух. отч. аудируемых лиц и соответствии порядка ведения б.у. законодательству РФ.

Основными задачами аудита являются:

1. проверка и подтверждение достоверности показателей отчетов;

2. контроль и соблюдение зак-ва и норм. Документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

3. поверка полноты, достоверности и точности отражения в у. и отч. затрат, доходов и фин. результатов П. за отч. год;

4. выявление резервов лучшего использования собс.о. и оборотных средств, фин. резервов и заемных источников;

5. разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации внут. контроля, б.у. и расчетной дисциплины.

Аудит – то особая, самостоятельная форма контроля. Аудит не заменяет гос. контроля. О. связью аудита с другими формами экон. контроля является то, что аудит и эк. контроль призваны поверять и выявлять нарушения на П., только при аудите выражается мнение по поводу достоверности фин. отч., а при эк. контроле выявляются недостатки ФХД с целью их устранения.

Взаимосвязью аудита и б.у. является то, что аудит призван проверять правильность и достоверность ведения б.у. и отч.

3. Виды и классификация аудита .

В практике ауд. деятельности различают след. виды аудита:

1. по стадии развития:

· подтверждающий аудит – аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хоз. операции;

· аудит, базирующийся на риске – это такой вид аудита, когда проверка может производится выборочно, исходя из условий работы П.

· системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции

2. по характеру заказа:

инициативный, т.е. проводимый по решению руководства П. или его учредителей;

обязательный, т.е. предусмотренный Ф.З.

3. по объему проверки:

внешний аудит проводимый ауд. фирмой на договорной основе с эк. субъектом с целью объективной оценке и достоверности состояния б.у. и отч., а также подготовки рекомендаций по улучшению фин. положения П., повышение эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства;

внутренний аудит проводится штатными аудиторами – работниками П., которые подчиняются руководителю П.

4. по периодичности проверки:

первоначальный аудит означает проведение аудитором или ауд. фирмой проверки на данном П. впервые;

периодический (повторяющийся) аудит осуществляется на дан. П. одной ауд. фирмой при повторных договорных отношениях.

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая ауд. организациями помимо проведения ауд. проверок. Перечень сопутствующих аудиту услуг дан в п.6 ст 1 ФЗ «Об ауд. деят.». порядок оказания услуг определяется правилом ауд. деят. «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать на:

1. совместимые с проведением у этого же клиента обязательной ауд. проверки (постановка б.у., контроль за ведением учета и отч., контроль за начислением и уплатой налогов и иных платежей, анализ хоз. и фин. деят., проведение семинаров, обучение и повышение квалификации в области экономики и права, консультирование по вопросам бухучета, н/о, финансов, хоз. права и др. услуги);

2. несовместимые с проведением у этого же клиента обязательной ауд. проверки (ведение б.у., восстановление б.у., составление налоговых деклараций, составление б. отч.).

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются также на:

1. услуги действия (услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с эк. субъектом, ранее эк. субъектом не созданных);

2. услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованными ауд. фирмой с эк. субъектом, контроль ведения у. и составления отч., контроль начисления и уплаты налогов);

3. информ. услуги.

4. Нормативное регулирование ауд. деят. в России

В настоящее время система нормативное регулирование ауд. деят. в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры ауд. деят. в РФ в соответствии с требованиями ФЗ «Об ауд. деят.». В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита.

Первый уровень – Закон об ауд. деят., принятой Гос. Думой 13.07.01. закон установил понятие аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке б.у. и фин. отч. П, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил о.

виды, сформировал требования к инд. Аудиторам и ауд. фирмам, их права и обязанности, а также права и обязанности ауд. лиц. В законе определено понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов. Закон дал понятие ауд.

тайны, как обеспечение сохранности полученных сведений и определил ответственных за их разглашение, охарактеризовал роль и значение стандартов ауд. деят., их обяз. Характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов, определил порядок гос. регулирования аудита в стране – образование упол. фед.

органа по регулированию ауд. деят. ( ФОГРАД) и Совета по аудиту при нем.

К документам второго уровня относятся также распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, разъяснения Комиссии по ауд. деят. при Президенте РФ, такие как:

— Постановление Правительства РФ от 6.02.02 №80 « О вопросах гос. регулирования ауд. деят. в РФ»;

Источник: https://cinref.ru/razdel/00550bugalter/13/263370.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий