Административные процедуры — самостоятельный вид административного

Административно-процессуальное право

Административные процедуры - самостоятельный вид административного

Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти

Административная процедура — порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел, который делится на ряд процессуальных стадий и завершается принятием управленческого или юрисдикционного решения.

Административная процедура основывается:

  • на нормах, которые содержатся в Конституции РФ;
  • на нормах, которые содержатся в федеральных законах (например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и др.);
  • на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса РФ;
  • на указаниях и разъяснениях пленумов Верховного Суда РФ;
  • на правилах, изложенных в административных регламентах (например, Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 191).

Процессуальные стадии административных процедур:

  1. процедура возбуждения административного производства;
  2. процедура рассмотрения административного дела;
  3. процедура принятия решения по административному делу в форме административного акта (принятие административного акта);
  4. процедура пересмотра решения по административному делу;
  5. процедура исполнения решения по административному делу.

Виды административных процедур

Административные процедуры делятся на регулятивно-управленческие, посредством которых органом исполнительной власти (его должностным лицом) реализуются установленные дня него полномочия, и правоохранительные (юрисдикционные), посредством которых обеспечивается подчинение физических и юридических лиц общеобязательным правилам поведения и деятельности.

Регулятивно-управленческие процедуры:

  • процедура принятия актов управления. Акт управления — подзаконное решение, принятое органом исполнительной власти с соблюдением установленной процедуры по вопросу, отнесенному к его компетенции. Акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый органом власти и управления и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Индивидуальный правовой акт — это акт применения закона или подзаконного нормативного акта. К актам управления относятся постановления, распоряжения, приказ, указание, инструкция (например, «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45);
  • процедура рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • процедуры принятия, рассмотрения и разрешения жалоб граждан (общие и специальные, например, путем обращения в органы прокуратуры или к Уполномоченному по правам человека);
  • лицензионно-разрешительные административные процедуры (например, процедура выдачи Федеральной службой технического и экспортного контроля России лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; процедура выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ; процедура выдачи лицензии на производство лекарственных средств, производство и техническое обслуживание медицинской техники; процедура выдачи лицензии на перевозку опасных грузов; процедура выдачи лицензии на осуществление частной охранной деятельности);
  • регистрационные административные процедуры (например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания; регистрация транспортных средств, государственная регистрация общественных организаций, государственная регистрация средств массовой информации);
  • процедуры управления государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
  • сертификационные административные процедуры (например, процедура обязательной сертификации продукции, работ и услуг; процедура сертификации электронной подписи удостоверяющим центром);
  • иные процедуры, связанные с выдачей документов, имеющих юридическое значение;
  • процедуры по аттестации (аккредитации) Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удостоверяющего центра электронных подписей.

Правоохранительные (юрисдикционные) процедуры.

  • процедуры применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, процедура осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов);
  • процедуры возбуждения дела об административном правонарушении (например, процедура составления протокола об административном правонарушении);
  • процедура рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • процедура пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • процедуры исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (например, процедура исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, процедура исполнения постановления о наложении административного штрафа).

Участники административной процедуры. Участники административной процедуры — это субъекты процедурных правоотношений, наделенные соответствующим административно-правовым статусом. В регулятивно-управленческих процедурах их участниками являются представители и должностные лица органов публичной власти, с одной стороны, и граждане (организации граждан) — с другой.

К числу участников юрисдикционных процедур относятся должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законный представитель и защитник, иные процессуальные лица (например, эксперт, свидетель).

Источник: https://isfic.info/safka/apro02.htm

Дайте определение понятия «административные процедуры». Охарактеризуйте задачи, назначение и виды административных процедур

Административные процедуры - самостоятельный вид административного

Административная процедура — действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением, либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

Задачи административных процедур (которые они решают):

1. обеспечивается эффективность деятельности публичной администрации/публичной власти.

2.

создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях

Значение административных процедур:

1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотношения является установить право на ношение огнестрельного оружия – требуют только то, что необходимо для установления этого права

2.

административные процедуры снижают степень усмотрения. Решение должно быть принято в течение 30 дней, т.е. нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.

3. обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего – со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.

4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.

5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

виды административных процедур:

 1) правопредоставительные (деятельность органов исполнительной власти, урегулированная административно-процессуальными нормами, в ходе которой решаются вопросы о предоставлении гражданам и организациям определенных прав и специальных правовых статусов в сфере государственного управления);

2) связанные с обеспечением исполнения обязанностей гражданами и их организациями (обязанности по предоставлению органам исполнительной власти определенной информации, предусмотренной законодательством, и обязанности, связанные с соблюдением санитарно- эпидемиологических, экологических, природопользовательских, архитектурно-строительных, противопожарных, эксплутационных требований и т.д.);

 3) разрешительные (деятельность органов исполнительной власти, урегулированная административно-процессуальными нормами, в ходе которой решаются вопросы о предоставлении гражданам и организациям разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершение определенных действий в сфере государственного управления);

 4) регистрационные (включают в себя деятельность органов исполнительной власти, урегулированную административно- процессуальными нормами, в ходе которой решаются вопросы об официальном признании законности существования определенных материальных объектов и юридических фактов);

 5) контрольно-надзорные (деятельность органов исполнительной власти, урегулированная административно-процессуальными нормами, в ходе которой в отношении не подчиненных граждан и организаций осуществляется проверка с целью предупреждения, выявление и пресечения нарушений действующего законодательства, специальных норм и правил);

6) государственно-поощрительные (деятельность органов исполнительной власти, урегулированная административно- процессуальными нормами, в ходе которой решаются вопросы о поощрении от государства за заслуги перед государством и обществом граждан и организаций).

22. Охарактеризуйте основные принципы осуществления административных процедур.

Основными принципами осуществления административных процедур являются:

1. законность — осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об административных процедурах;

2.

равенство заинтересованных лиц перед законом — при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, а юридические лица — независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения;

3. приоритет интересов заинтересованных лиц — в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц;

4. открытость административной процедуры — предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей;

5. оперативность и доступность административной процедуры — осуществление административной процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления административной процедуры;

6. заявительный принцип одного окна — обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом;

7. сотрудничество при осуществлении административных процедур — взаимодействие уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении административных процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах.

Источник: https://studopedia.net/6_88202_dayte-opredelenie-ponyatiya-administrativnie-protseduri-oharakterizuyte-zadachi-naznachenie-i-vidi-administrativnih-protsedur.html

Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти

Административные процедуры - самостоятельный вид административного

Административные процедуры представляют собой установленный законом порядок разрешения индивидуальных дел органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

За последние годы в Российской Федерации приняты федеральные законы о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о лицензировании отдельных видов деятельности, о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и ряд других федеральных законов, в которых в той или иной мере определен процесс рассмотрения обращений граждан и их организаций в органы публичной власти.

В сфере социально-культурной деятельности федеральными законами определены многочисленные правила, связанные с реализацией гражданами их права на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, охрану труда и т.д. Административно-процессуальные нормы содержатся в Федеральных законах: «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе».

По мнению В.Д. Сорокина, с учетом характера индивидуально-конкретных дел можно выделить, в частности, производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления, регистрационное, лицензионное и исполнительное производства.

П.И. Кононов предлагает выделить административно-распорядительный процесс, состоящий из ряда производств (регистрационное, лицензионно-разрешительное, служебно-призывное).

И. В. Панова выделяет следующие виды производств «административно-правонаделительного процесса»: по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, разрешительное, регистрационное, учредительное (организационное), кадровое.

В науке административного права предлагается рассматривать следующие виды административных процедур:

а) правоприменительные процедуры, в ходе которых решаются вопросы о предоставлении гражданам и организациям определенных прав и специальных правовых статусов в сфере государственного управления (право на получение информации, проведение демонстрации, социальную поддержку);
б) процедуры, связанные с обеспечением исполнения гражданами и организациями возложенных на них законом обязанностей (обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства, встать на учет в налоговом органе, соблюдать нормы и требования пожарной безопасности, безопасности дорожного движения).

Регистрационное производство

Регистрация — акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами федеральных служб, подведомственных Министерству юстиции РФ и Министерству внутренних дел РФ.

В частности, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, уставов общественных и религиозных объединений.

Имеются в виду нормативные акты, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан и носят межведомственный характер.

Органы Госрегистрации РФ (федеральная служба) осуществляют также государственную регистрацию юридических лиц и прав на недвижимость.

Для государственной регистрации общественных объединений в органы Госрегистрации подаются: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда, сведения об учредителях и т.п.

Документы подаются в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции.

В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Органы Госрегистрации, рассматривающие заявление общественного объединения о регистрации, принимают решение зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о регистрации либо отказать в регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Основаниями для отказа в регистрации являются: противоречие устава Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, а также законодательству об общественных объединениях, непредставление всех необходимых документов или представление недостоверной информации и т.п.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимое имущество. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Данный вид государственной регистрации отнесен к компетенции учреждений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ. Закон регулирует порядок регистрации (прием документов, их экспертиза и т.п.).

Она проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации.

Определены основания для государственной регистрации, требования к предъявляемым документам, основания для приостановления или отказа в регистрации.

Регистрационный учет граждан. Правительством РФ 17 июля 1995 г. утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства были отменены прописка и выписка граждан и заменены регистрационным учетом, который осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации.

Если гражданин изменил место жительства, он обязан в течение 7 дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соответствующими документами для оформления регистрации.

Регистрация временного пребывания граждан (гостиница, санаторий и т.п.) осуществляется по истечении 90 дней с момента прибытия.

Принятие нормативных актов управления. Нормативные акты государственного управления являются наиболее емким выражением процесса реализации исполнительной власти. Ими:

  • обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений;
  • определяются типовые правила поведения различных субъектов;
  • осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений и т.д.

Принятие нормативных актов государственного управления как вида производства состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий, каждая из которых представляет собой совокупность определенных процессуальных действий участников данного производства:

  • подготовка проекта нормативного акта государственного управления;
  • рассмотрение проекта и принятие нормативного акта государственного управления;
  • государственная регистрация нормативного акта государственного управления;
  • опубликование и вступление в силу нормативного акта государственного управления;
  • оспаривание нормативного акта государственного управления.

Лицензионное и разрешительное производства

Лицензионное производство.

В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензирования закреплены в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Для получения лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов.

В их числе: заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе (для юридических лиц — наименование и организационно-правовая форма, номер расчетного счета и соответствующего банка), вид деятельности, срок действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в некоторых случаях требуются сведения о технической или иной готовности к выполнению работ и профессиональной пригодности физических лиц (персонала).

Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, запрещается.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экспертиза специальной экспертной комиссией. Возможно проведение дополнительной, в том числе независимой, экспертизы (например, в случае возникновения спорных вопросов).

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа.

В ряде субъектов РФ установлены сокращенные сроки принятия решения о выдаче лицензии по принципу «одного окна», т.е. гражданин подает все необходимые документы в одно окно (одному должностному лицу) и через него получает ответ на свое заявление.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-заявителя и паспортные данные физического лица; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления деятельности.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, однако он не может составлять менее пяти лет. Существуют также бессрочные лицензии. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Установлено, что при ликвидации предприятия, организации, учреждения или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п. Срок приостановления не может превышать шести месяцев. Лицензиат вправе обжаловать решение в судебном порядке.

Руководители и должностные лица органов лицензирования несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка лицензирования. Они же контролируют соблюдение условий, установленных в лицензии.

Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы.

Иные виды разрешительной системы. Разрешительная система широко используется органами Министерства внутренних дел РФ. Объясняется это тем, что в данном случае регламентируется деятельность, непосредственно связанная с обеспечением охраны общественного порядка и безопасности.

Регулирование в этой области осуществляется на основе и Федеральных законов «О полиции» и «Об оружии».

МВД России в числе своих основных функций имеет следующую: организация деятельности органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе ОВД РФ, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг).

Разрешительная (уведомительная) система в сфере охраны общественной безопасности представляет собой совокупность правил, регламентирующих и регулирующих порядок производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.

, а также порядок открытия и функционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелковых тиров. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия. Лицензии на производство оружия выдаются органами лицензирования, определяемыми Правительством РФ.

Разрешение на его продажу или приобретение выдается органами внутренних дел (полицией).

Разрешения органов внутренних дел необходимы для производства взрывных работ, въезда в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности, а также осуществляют государственную функцию контроля — деятельности ведомственных охран.

Разрешительная система распространяется и на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования.

Исполнительные органы субъектов РФ, а также системы местного самоуправления дают разрешения на основе заявлений (уведомлений) уполномоченных трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных объединений и отдельных групп граждан.

Заявление должно быть подано не позднее чем за 10 дней до проведения соответствующего мероприятия. В нем указываются: цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемая численность участников и т.п.

Решение сообщается заявителям не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия. Решение может быть положительным, но с предложением другого места и иного времени проведения мероприятия.

Решение может быть отрицательным, если цель проведения мероприятия противоречит закону либо угрожает общественному порядку и безопасности. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Несанкционированные мероприятия подлежат прекращению. Участникам мероприятий запрещается иметь оружие или специально приготовленные предметы, использование которых может принести вред здоровью и жизни граждан либо причинить материальный вред.

В разрешительном производстве выделяются следующие стадии:

  • предварительная (возбуждение разрешительного дела);
  • принятия решения;
  • исполнения решения;
  • надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
  • аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
  • переоформление, продление разрешений;
  • применение мер принуждения за допущенные нарушения определенных правил и условий.

Кроме того, все виды государственных или муниципальных услуг в Российской Федерации осуществляются только в соответствии с административными регламентами.

Источник: http://be5.biz/pravo/a014/16.html

Административное судопроизводство

Административные процедуры - самостоятельный вид административного

Административное судопроизводство — это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Признаки административного судопроизводства: 1. В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров — административные дела

2. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти.

При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

3. Особый субъектный состав — частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой — орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

4. Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

5. Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства: административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Особенности административного судопроизводства: 1) Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.118 Конституции РФ).

2) Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. 3) Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел.

4) Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства учеными называются: во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти; во-вторых, активная роль суда на всех стадиях судебного разбирательства; в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия); в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом; в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_16742_administrativnoe-sudoproizvodstvo.html

Административные процедуры

Административные процедуры - самостоятельный вид административного

Управленческийпроцесс осуществляется не только путемиспользования определенныхадминистративно-правовых форм, но и врамках установленных административныхпроцедур.

Под административнойпроцедурой вшироком смысле слова понимаетсяопределенный правовыми нормами порядокосуществления органом исполнительнойвласти (должностным лицом) установленныхдля него полномочий в процессеуправленческой деятельности.

Административная процедура представляетсобой совокупность (систему) юридическизначимых действий, операций и формальностей,совершение и соблюдение которыхнеобходимо для принятия или исполненияправового акта нормативного либоиндивидуального характера.

     Административнаяпроцедура заключается в последовательностиправовых действий или операций, которыеобычно должны быть осуществлены вопределенном порядке ив определенный срок.

 Срок -это установленный правовой нормойпромежуток времени, в течение которогокакой-либо акт, операция или действиедолжны быть осуществлены либо, наоборот,в течение которого запрещено что-либопредпринимать. Сроки устанавливаютсядля охраны и защиты права, для сохранениясуществующего правового положения либодля разработки правового акта.

Цельустановления определенных сроковсостоит в том, чтобы заставить субъектовправа действовать быстрее, ускорить ихвступление в правоотношение, либо,напротив, замедлить их активность,предоставив минимальное время дляраздумий и консультаций.     Существенныйэлемент процедуры — последовательностьопераций, следующих друг за другомстадий и формально установленныхдействий.

В силу этого отдельные процедурыкажутся громоздкими и стесняющимисвободу действий. Однако почти все онипризваны защищать права и законныеинтересы лиц, заинтересованных в принятиилибо исполнении правового акта.Соответствующая процедура являетсядополнительной, а иногда и определяющейгарантией законности акта илисправедливости разрешения юридическойситуации.

     Административныепроцедуры закрепляются правовыминормами и выступают как определенныеправила совершения управленческихдействий. Они регулируют как правотворческую(правоустановительную), так иправоприменительную деятельностьорганов исполнительной власти.Соответственно, их можно подразделитьна правотворческие иправоприменительные.     Процедурыправотворческой деятельности федеральнойгосударственной администрациирегулируются Постановлением ПравительстваРФ 1997 г., утвердившим «Правила подготовкинормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти и ихгосударственной регистрации». УказомПрезидента РФ определен порядокопубликования и вступления в силу актовПрезидента, Правительства и федеральныхорганов исполнительной власти6.

  • Правотворческая процедура включает ряд последовательных стадий:

    • принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного акта. Это решение принимается на основе планов работы, поручений законодательных и вышестоящих органов, предложений органов исполнительной власти и частных лиц;

    • подготовку текста проекта нормативного акта, его предварительное обсуждение, доработку, согласование, предварительное одобрение соответствующим органом, внесение проекта. Проекты актов разрабатываются структурными подразделениями аппарата органов исполнительной власти с участием юридических служб и с определением сроков подготовки.

      Проект должен быть согласован с заинтересованными органами и сопровождаться пояснительной запиской (обоснования, прогнозы и т.п.). После необходимых согласований проект проходит стадию визирования руководителями заинтересованных органов. Органы юстиции или юридические службы ведомства проводят юридическую экспертизу проекта.

      Прошедший экспертизу и завизированный проект вносится в правотворческий орган;

    • принятие или утверждение проекта;

    • государственную регистрацию принятого нормативного акта. Она обязательна для актов, затрагивающих права, свободы и обязанности частных лиц, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Отсутствие регистрации актов является основанием для признания их недействительными;

    • опубликование принятого нормативного акта. Зарегистрированные акты подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней со дня регистрации.

Правоприменительныепроцедуры подразделяютсяна регулятивные и правоохранительныеили юрисдикционные.

 Регулятивныепроцедуры используютсядля разрешения индивидуальных конкретныхуправленческих дел позитивного,неконфликтного характера иорганизационно-исполнительных вопросов,для реализации прав и законных интересовчастных лиц в сфере управления.

Ониформализуют оперативную,организационно-исполнительнуюдеятельность по разрешению повседневныхдел, возникающих в процессе государственногоуправления. В силу этого они являютсобой административные процедуры вузком (собственном) значении слова.

Подадминистративными процедурами в узкомсмысле слова понимается установленныйнормами права порядок (правила) совершенияуправленческих действий и разрешенияорганом исполнительной власти конкретныхиндивидуальных дел, связанных собращениями частных лиц в целях реализацииих прав и законных интересов.

  • Административные (регулятивные) процедуры в узком смысле слова характеризуются рядом специфических черт:

    • обеспечивают применение не санкций, а диспозиций административно-правовых норм;

    • призваны разрешать индивидуальные административные дела неконфликтного, бесспорного характера;

    • в рамках этих процедур реализуется основной объем компетенции органов исполнительной власти;

    • обеспечивают реализацию всех организационно-управленческих функций государственной администрации (процедуры планирования, организации контроля, мотивации, регистрации и т.д.);

    • регулируют действия, которые не связаны с применением принуждения и осуществлением юрисдикционных функций, направленных на разрешение административно-правовых конфликтов.

Различногорода административные процедуры естьспособ существования управленческогопроцесса, который может быть представленкак система административных процедурправотворческого и регулятивногохарактера. Административные процедурыобеспечивают конструктивное регулированиепозитивных, неконфликтных отношениймежду органами исполнительной властии частными лицам.

  • К основным из них относятся:

    • процедура рассмотрения обращений граждан, регулируемая на федеральном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г.;

    • процедура государственной регистрации (граждан по месту пребывания и месту жительства, юридических лиц, общественных объединений, недвижимости, автотранспорта и т.д.);

    • правила выдачи лицензий;

    • процедура получения разрешений (на продажу и приобретение оружия, на въезд в пограничную зону, использование природных ресурсов, проведение демонстраций и т.д.);

    • порядок оформления и выдачи различного рода удостоверяющих документов, имеющих юридическое значение (паспортов, водительских удостоверений и т.д.);

    • порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.;

    • процедура размещения государственных (муниципальных) заказов;

    • порядок сертификации продукции, работ и услуг;

    • процедура назначения и выплаты пенсий, пособий;

    • порядок выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (строительных разрешений) и т.д.

Административнаяпроцедура призвана служить гарантиейзащиты прав и свобод граждан от произволаадминистративных органов и средствомконтроля за их деятельностью.

Однако всовременных условиях отсутствует единыйфедеральный закон об административныхпроцедурах, что дает возможностьведомствам самостоятельно изобретатьразличные формальные процедуры исобственные правила взаимоотношенийс частными лицами (подачу справок,подтверждений, формуляров, анкет ит.д.).

Все это ведет к излишнему формализмуи бюрократизму и в конечном счете кущемлению прав частных лиц чиновничьимусмотрением. В странах с развитымидемократическими традициями вопрос обадминистративных процедурах решаетсяна законодательном уровне.

Законы обадминистративных процедурах обычнорегламентируют единые сроки, формыдокументов, обязанности органов властипо разъяснению гражданам их права наобжалование вынесенного решения, порядкаподачи жалобы и т.д.     Вадминистративном праве демократическихгосударств выделяется ряд важныхпринципов, регулирующих порядокдеятельности органов исполнительнойвласти в отношениях с гражданами.

  • К ним, в частности, относятся:

    • принцип соразмерности: общая свобода действий гражданина может быть ограничена лишь настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой в интересах общества цели. Предписанные для достижения этой цели меры должны быть минимально обременительными;

    • принцип расследования: гражданин не обязан доказывать те или иные обстоятельства или факты интересующие орган власти, который должен сам выяснять все необходимые сведения. Гражданин в подаваемых заявлениях обязан лишь утверждать некие факты и орган не может требовать подтверждения их достоверности при помощи не предусмотренных законом документов;

    • запрет сверхформализма: если гражданин не соблюдает форму (при подаче какого-либо заявления), это не должно быть поводом для отказа принять от него заявление, если цель, преследуемая формой, может быть достигнута и без ее соблюдения и др.

Внастоящее время в нашей стране научнойобщественностью разработан и обсуждаетсяряд инициативных законопроектов «Обадминистративных процедурах», которыеимеют целью урегулировать основныепроцедуры взаимоотношений частных лици органов исполнительной власти и свестиведомственное правотворчество в этойобласти к минимуму.

     Регулятивныеадминистративные процедуры следуетотличать от правоохранительных,юрисдикционных процедур, которыенепосредственно связаны не с управленческойоперативно-исполнительной деятельностью,а с осуществлением юрисдикционныхфункций органов исполнительнойвласти.     Термином»юрисдикция» (от лат.

juridictio -судопроизводство, ведение суда) обычнообозначается право производить суд,решать конфликтные вопросы и сфераполномочий юрисдикционного органа.Юрисдикция — это «правоговорение»,т.е. провозглашение права органом,имеющим власть судить. Она выражаетсяв прерогативе разрешать правовыеконфликты принудительным для сторонобразом.

Эта прерогатива реализуетсяв юрисдикционном решении, которое»говорит право», т.е. провозглашаетто, что заслуживает каждый, являющийсястороной правового конфликта:восстановление права, если оно былонарушено либо наказание, если нарушенанорма права.

Юрисдикция как «суждениео праве» состоит в том, чтобы «говорить»сторонам, в чем заключается право вданном случае, высказываться от имениправа, оценивать действия субъектов сточки зрения их правомерности илинеправомерности, применять юридическиесанкции к правонарушителю. Юрисдикция- это основная функция судьи и онанеразрывно связана с деятельностьюсудебной власти.

Однако административныеорганы могут по закону наделятьсяопределенными юрисдикционными функциямидля разрешения правовых конфликтов, непредставляющих большой социальнойопасности. Это позволяет, с одной стороны,разгрузить суды, а с другой — обеспечитьболее оперативное разрешение правовыхконфликтов.

     Юрисдикционная (правоохранительная) процедура,или юрисдикционное производство,- этопорядок разрешения уполномоченныморганом государственной властиадминистративно-правового конфликтав виде административного спора илиадминистративного правонарушения. Онасвязана с «суждением о праве», апотому выступает в качестве элемента,звена административногопроцесса.

 Административныйпроцесс -это урегулированный административно-процессуальныминормами порядок разбирательстваадминистративно-правового конфликтас участиемюрисдикционного органа, опосредующеговзаимоотношения сторон.

Он представляет собойадминистративно-процессуальнуюдеятельность субъекта административнойюрисдикции по применению норм материальногоправа при рассмотрении дел обадминистративных правонарушениях илипри разрешении административно-правовогоспора.

     Разбирательстводел об административных правонарушенияхосуществляется как органами исполнительнойвласти, так и судьями (районными имировыми). В соответствии с КоАПюрисдикционной функцией по административнымправонарушениям наделено около 450 видовдолжностных лиц этих органов.

Производствопо делам об административныхправонарушениях, осуществляемое вадминистративном процессе, регулируетсяобщими, обязательными как для органовисполнительной власти, так и для судейадминистративно-процессуальныминормами. Оно может иметь полную иупрощенную формы.     Врамках административного процесса вюрисдикционных органах осуществляетсятакже разрешение административныхспоров, возникающих в связи с нарушениемсубъективных прав частных лиц, снезаконным привлечением к какой-либоответственности или незаконнымвозложением каких-либо обязанностей.Юрисдикционные процессуально-правовыепроцедуры, имеющие своей целью разрешениеадминистративных споров, непосредственносвязаны с функционированием институтаадминистративной юстиции.

Источник: https://studfile.net/preview/1803045/page:13/

Studio-pravo
Добавить комментарий