АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Административно-правовой статус государственных и негосударственных организаций

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

В соответствии со ст. 36 Конституции каждый имеет право на свободу объединений. Для достижения жизненно важных целей и реализации прав часто необходимо объединение общих усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы.

Наличие этих объединений отражает способность гражданского общества к самоорганизации, т. е. к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти.

Важная социально-политическая роль объединений, а также объективная возможность и опасность использования их в антиобщественных целях вызывают необходимость правового закрепления отношений, складывающихся между объединениями и государством.

В системе негосударственных организаций выделяются: общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации.

Все негосударственные организации имеют общие характерные качества: образуются гражданами на добровольной основе; в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества; действуют от своего имени; не преследуют коммерческой цели или цели извлечения прибыли.

В соответствии с законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г.

№ 3254-XII «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями и подразделяются на следующие виды:

– международные – общественные объединения, союзы, деятель-ность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств;

– республиканские – общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь;

– местные – объединения, союзы, деятельность которых распро-страняется на территорию одной или нескольких административнотерриториальных единиц Республики Беларусь.

Общественные объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.

В качестве учредителей общественного объединения имеют право выступать граждане, достигшие 18-летнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.

Учредительным документом общественного объединения (союза) является устав. Высшим органом общественного объединения, союза является съезд, конференция, общее собрание или иное собрание членов общественного объединения или их представителей (делегатов), представителей членов союза.

Общественные объединения имеют фиксированное членство. Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 16-летнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

Общественные объединения со дня их государственной регистрации имеют право: осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей; беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях.

В соответствии с законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях» под политической партией понимается добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Союзом (ассоциацией) политических партий является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста и обладающие избирательным правом. В качестве учредителей союза имеют право выступать политические партии, принявшие решение создать союз.

Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска. Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партий, выступающих в качестве его учредителей (членов).

Политические партии со дня их государственной регистрации имеют право: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством, и др.

В соответствии с законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г.

№ 1605-XII «О профессиональных союзах» под профессиональным союзомпонимается добровольная общественная организация, объединяющая граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессиональнотехнического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социальноэкономических прав и интересов.

Граждане Республики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в профсоюзы, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами.

Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские союзы (ассоциации) и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них.

Права профсоюзов: участвуют в разработке и реализации социальноэкономической политики государства; вносят в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам.

Нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты), принимаются органами государственного управления с предварительным уведомлением соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

Профсоюзы через своих полномочных представителей имеют право участвовать в работе коллегиальных органов государственного управления; защищают трудовые права своих членов; вправе участвовать в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности; вправе создавать учреждения среднего специального, высшего образования, центры повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов; имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований.

Профсоюзы наделены правом осуществления общественного контроля, взаимодействуя с органами государственного управления, контролирующими (надзорными) органами и иными организациями.

Правовой основой контрольной деятельности является указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

Формами контроля являются проверки и мероприятия по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участие в работе коллегиальных органов, комиссий и иные формы, предусмотренные законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанные с проведением проверок.

Общественный контроль осуществляется за соблюдением законодательства о труде, охране труда, профсоюзах, за выполнением коллективного договора (соглашения).

По результатам осуществления общественного контроля профсоюз вправе в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке выдать контролируемому субъекту рекомендации по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения). Контролируемый субъект обязан рассмотреть данные рекомендации и информировать профсоюз о результатах рассмотрения в установленный срок.

В соответствии с законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г.

№ 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях» религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения. Религиозные организации имеют следующие признаки: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное просвещение и воспитание своих последователей. Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь. Религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании устава.

Права религиозных организаций: основывать и содержать свободно допустимые места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые в той или иной религии (места паломничества); приобретать, использовать религиозную литературу, а равно другие предметы и материалы религиозного назначения; осуществлять благотворительную деятельность и участвовать в движении милосердия как самостоятельно, так и через общественные объединения граждан; на групповой или индивидуальной основе устанавливать и поддерживать связи и прямые личные контакты, включая выезды за границу для паломничества, участия в религиозных мероприятиях и др.

Полноправным субъектом административно-правовых отношений являются и государственные общественные объединения.

В соответствии с законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г.

№ 150-З «О республиканских государственно-общественных объединениях» республиканским государственно-общественным объединением признается основанная на членстве некоммерческая организация, создаваемая для выполнения возложенных на нее государственно значимых задач.

Эти объединения создаются на условиях, определяемых Президентом либо по его поручению Советом Министров: по решению учредителей; в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме общественного объединения.

Учредителями республиканского государственно-общественного объединения и его членами могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц.

Республиканские государственно-общественные объединения имеют фиксированное членство.

Государственная регистрация республиканского государственнообщественного объединения осуществляется Министерством юстиции после утверждения устава этого объединения, Президентом либо по его поручению Советом Министров.

В Республике Беларусь действуют следующие республиканские государственно-общественные объединения:

1.

Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (БФСО «Динамо») – некоммерческая организация, основанная на членс тве физических и юридических лиц, а также Республики Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц. Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2004 г. № 406 «Об утверждении Устава республиканского государственнообщественного объединения «Белорусское физкультурно-спортивное общество „Динамо“» определен его административно-правовой статус.

БФСО «Динамо» строится по территориально-производственному принципу. В структуру БФСО «Динамо» входят: областные (Минская межтерриториальная) организационные структуры; городские организационные структуры; первичные организационные структуры.

Деятельность БФСО «Динамо» обеспечивает его центральный аппарат, в состав которого входят работники БФСО «Динамо».

Целью деятельности является выполнение возложенных на общество государственно значимых задач.

Предметом деятельности являются: развитие физической культуры и спорта, включая развитие спорта высших достижений; подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса; спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, в том числе укрепление здоровья населения; проведение спортивных мероприятий и участие в них; учебно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта.

Государственно значимыми задачами БФСО «Динамо» являются: участие в организации и обеспечении физической, специальной и огневой подготовки военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов, обучении их боевым приемам борьбы и рукопашного боя; развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; обеспечение участия членов БФСО «Динамо» в спортивных соревнованиях, в том числе в чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх, других международных соревнованиях; вовлечение граждан в занятия физической культурой и спортом; пропаганда здорового образа жизни и др.

Высшим органом БФСО «Динамо» является конференция, которая созывается один раз в пять лет.

2. Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР). Административно-правовой статус определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2006 г. № 1348 «Об утверждении Устава республиканского государственно-общественного объединения „Белорусское общество охотников и рыболовов“».

Предметом деятельности БООР является работа, направленная на достижение следующих целей: повышение эффективности ведения охотничьего и рыболовного хозяйств; привлечение охотников и рыболовов для участия в развитии охоты и рыболовства, подводной охоты, кинологического, трофейного и стрелкового спорта как вида активного отдыха, экологического туризма; обеспечение воспроизводства, охраны и рационального использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства; содействие внедрению в практику достижений науки и передового опыта в области проектирования в ведении охотничьего и рыболовного хозяйств.

3. Белорусское республиканское общество спасания на водах (ОСВОД). Административно-правовой статус определен постановле нием Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2004 г.

№ 1473 «Об утверждении Устава республиканского государственно-обществен ного объединения „Белорусское республиканское общество спасания на водах“».

Предметом и целью деятельности ОСВОД является максимально возможное снижение вероятности гибели людей на водах в Республике Беларусь.

Государственно значимыми задачами ОСВОД являются: спасание и охрана жизни людей на водах в районах действия спасательных станций и постов; организация и проведение разъяснительной работы среди населения по предупреждению несчастных случаев на водах; обучение населения приемам спасания и оказания первой помощи лицам, терпящим бедствие на водах, и др.

4. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ). Административно-правовой статус определен указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2003 г.

№ 481 «Об утверждении Устава республиканского государственнообществ енного объединения „Добровольное общество содействия ар- мии, авиации и флоту Республики Беларусь“».

Предметом и целями деятельности ДОСААФ являются содействие укреплению обороны Республики Беларусь, включая патриотическое воспитание граждан, подготовку специалистов для Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, специалистов массовых технических профессий, в том числе водителей механических транспортных средств, развитие технических и авиационных видов спорта, имеющих военно-прикладное значение, технического творчества молодежи.

5. Белорусское добровольное пожарное общество (БДПО). Административно-правовой статус определен указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2006 г. № 658 «О создании республиканского государственно-общественного объединения „Белорусское добровольное пожарное общество“».

Основными государственно значимыми задачами БДПО являются: объединение усилий граждан для развития пожарно-спасательного дела в Республике Беларусь; содействие реализации программ в области предупреждения и ликвидации пожаров; организация обучения населения правилам пожарной безопасности и поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.

6. Белорусское общество «Знание». Административно-правовой статус определен указом Президента Республики Беларусь от 1 октября 2007 г. № 472 «О создании республиканского государственно-обществен ного объединения «Белорусское общество „Знание“».

Основными государственно значимыми задачами этого общества являются: содействие государству в обеспечении реализации конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации о деятельности государственных органов; участие в идеологической работе республиканских государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных организаций; развитие системы информирования населения, направленной на совершенствование гражданско-патриотической, политической, правовой, экономической, управленческой, духовно-нравственной и физической культуры человека, и др.

Административно-правовой статус негосударственных и государственных общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и возложенных обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами.

Вторым элементом административно-правового статуса общественных объединений является административная правоспособность и административная дееспособность.

Если у граждан сначала возникает административная правоспособность, а лишь с достижением определенного возраста государство признает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе.

Понятно, что административная правоспособность общественного объединения возникает с момента регистрации его устава. Государство с этого же момента признает способность общественного объединения реализовывать свои права и выполнять свои обязанности.

Таким образом, административная правоспособность и административная дееспособность у общественных объединений появляется одновременно – с момента его возникновения.

Это обстоятельство дает основания объединить две названные категории в одну – административную праводееспособность (правосубъектность).

Объем полномочий различных общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений неодинаков.

Чаще всего в административно-правовых отношениях они выступают в качестве стороны, обязанной выполнять правовые предписания уполномоченных органов государства.

Общественные же объединения, наделенные функциями органов государственного управления, могут выступать в административно-правовых отношениях в качестве субъекта управления, уполномоченного давать другой стороне обязательные к исполнению предписания.

Вместе с тем общественным объединениям (как правило, государственным) могут быть делегированы государственно-властные полномочия.

В установленных законом случаях некоторые общественные объединения вступают в административно-правовые отношения как субъекты, обладающие правом самостоятельно применять меры административного воздействия. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г.

№ 90-З «О защите прав потребителей» наделил государственно-властными полномочиями общественные объединения потребителей (ст. 47).

Объем полномочий различных общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений определяется актами государственных органов, а не уставами самих организаций. В этих актах предусматриваются правомочия общественных объединений в сфере государственного управления, виды административно-правовых отношений, участниками которых они могут быть.

Административно-правовые отношения с участием общественных объединений складываются не внутри этих объединений, а за их пределами, т. е. там, где они взаимодействуют с органами государственного управления. В этой сфере общественные объединения могут выступать в качестве различных сторон в административно-правовых отношениях. Они могут быть стороной:

1) обязанной выполнять общие правила поведения, устанавливаемые органами государственного управления (например, противопожарные правила);

2) обязывающей выполнять формулируемые ими требования. Эти требования могут быть адресованы как органам управления, должностным лицам, так и гражданам (исключения, связанные с реализацией делегированной им государством части государственно-властных полномочий, – издание профсоюзами правил по вопросам применения законодательства о труде);

3) с которой соответствующие органы обязаны предварительно согласовать принимаемые решения (например, профсоюзы и администрация предприятия по поводу увольнения с работы);

4) осуществляющей контроль за работой государственных учреждений, предприятий по вопросам торговли, коммунально-бытового обслуживания, здравоохранения и т. п. (общественный контроль профсоюзов);

5) с которой соответствующие органы государственного управления обязаны совместно рассматривать те или иные вопросы (вопросы организации труда администрация предприятия устанавливает только совместно с профсоюзами и т. д.);

6) в административно-правовых отношениях имущественного характера (государство передает управление учебными заведениями и санаториями профсоюзам).

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-105868.html

Административно-правовой статус государственных и негосударственных

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

предприятий и учреждений

Тест 59

Определения понятия «предприятие» в порядке возрастания их степени точности:

£ организация, имеющая в собственности обособленное имущество;

£ организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

£ организация, имеющая обособленное имущество;

£ организация, отвечающая по своим обязательствам обособленным имуществом.

Тест 60

Определения понятия «учреждение» в порядке возрастания их степени точности:

£ организация, созданная собственником;

£ организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера;

£ организация собственника;

£ организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера.

Тест 61

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в порядке возрастания их степени отношения к выпуску ценных бумаг:

£ хозяйственное товарищество;

£ хозяйственное общество;

£ закрытое акционерное общество;

£ открытое акционерное общество.

Тест 62

Цели деятельности коммерческой организации в порядке возрастания их значимости:

£ распределение прибыли;

£ извлечение прибыли;

£ производство материальных благ;

£ самоокупаемость.

Тест 63

Цели деятельности некоммерческой организации в порядке возрастания их значимости:

£ отсутствие прибыли;

£ осуществление работ;

£ осуществление услуг;

£ самоокупаемость.

Тест 64

Источники административно-правового статуса государственных предприятий в порядке возрастания их значимости:

£ Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях»;

£ Устав субъекта РФ;

£ Гражданский кодекс РФ;

£ Конституция РФ.

Тест 65

Источники административно-правового статуса государственных учреждений в порядке возрастания их значимости:

£ гражданский кодекс РФ;

£ Законы РФ по отдельным видам учреждений;

£ Законы субъекта РФ;

£ Конституция РФ.

Тест 66

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий в порядке возрастания:

£ право хозяйственного ведения;

£ возрастания их степени выраженности;

£ право собственности;

£ право оперативного управления;

£ самостоятельность в организации и управлении предприятием.

Тест 67

Особенности административно-правового статуса негосударственных предприятий в порядке возрастания их степени выраженности:

£ обособленное имущество;

£ самостоятельность в организации и управлении предприятием;

£ частное право собственности;

£ личное право собственности.

Тест 68

Документы, необходимые для регистрации учреждения, в порядке возрастания их значимости:

£ реестр документов;

£ справка БТИ;

£ решение собственника;

£ устав.

Тест 69

Органы (организации), принимающие решения о ликвидации предприятия, в порядке возрастания их статуса:

£ суд;

£ уполномоченный учредителями орган;

£ учредители;

£ кредиторы.

Тест 70

Органы (организации), принимающие решения о ликвидации учреждения, в порядке возрастания их статуса:

£ местный орган власти;

£ уполномоченный учредителями орган;

£ собственник;

£ суд.

Тест 71

Источники административно-правового статуса общественных объединений в порядке возрастания их значимости:

£ Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;

£ Конституция РФ;

£ Гражданский кодекс РФ;

£ Закон РФ «Об общественных объединениях».

Тест 72

Особенности административно-правового статуса религиозных организаций в порядке возрастания их степени выраженности:

£ выбор и назначение персонала согласно собственным установлениям;

£ собственная иерархическая структура;

£ замена персонала согласно собственным установлениям;

£ собственная институционная структура.

Раздел 3. Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти

Административно-правовые формы реализации исполнительной власти

Тест 73

Административно-правовые формы в порядке возрастания их юридического содержания:

£ смешанные акты;

£ индивидуальные акты;

£ нормативные акты;

£ общие акты.

Тест 74

Административно-правовые формы в порядке возрастания выраженности их формы:

£ письменные акты;

£ конклюдентные акты;

£ устные акты;

£ смешанные акты.

Тест 75

Конклюдентные акты в порядке возрастания их степени выраженности:

£ жест работника ГИБДД;

£ световой сигнал;

£ звуковой сигнал;

£ знак.

Тест 76

Административно-правовые формы в порядке возрастания их функциональной роли:

£ кадровые акты;

£ акты по управлению;

£ акты по снабжению;

£ акты методического характера.

Тест 77

Административно-правовые формы в порядке возрастания их статуса:

£ акты альтернативных полномочий;

£смешанные акты;

£ акты «связанной администрации»;

£ дискреционные акты.

Тест 78

Административно-правовые акты в порядке возрастания степени сложности принимаемого решения:

£ простые акты;

£ уникальные акты;

£ рутинные акты;

£ сложные акты.

Тест 79

Взаимосвязь организационных и правовых форм в порядке возрастания степени ее выраженности:

£ подчиненное положение организационных форм;

£ отсутствие юридических последствий;

£ прямая связь;

£ наличие юридических последствий.

Тест 80

Отличительные признаки правительственного акта в порядке возрастания их степени выраженности:

£ подзаконный акт;

£ высший акт в иерархии актов федеральной исполнительной власти;

£ исполнительный акт;

£ акт, обязательный к исполнению на всей территории РФ.

Тест 81

Определения понятия «регламентационный акт» в порядке возрастания их степени точности:

£ установление правил деятельности;

£ порядок реализации прав и обязанностей граждан и организаций;

£ правила деятельности;

£ установление порядка реализации прав и обязанностей граждан и организаций.

Тест 82

Определения понятия «статутный акт» в порядке возрастания их степени точности:

£ установление правового положения органов государственной власти;

£ установление правового положения государственных организаций;

£ закрепление правового положения должностных лиц властных органов;

£ закрепление правового положения органов исполнительной власти.

Тест 83

Определения понятия «правонаделительный акт» в порядке возрастания их степени точности:

£ акт, управомочивающий должностных лиц государственных органов;

£ акт, управомочивающий государственные органы на совершение определенных действий;

£ акт, управомочивающий должностных лиц государственных органов;

£ акт, управомочивающий государственные органы.

Тест 84

Определения понятия «распоряжение Правительства» в порядке возрастания их степени точности:

£ решение, не имеющее нормативного характера;

£ решение Правительства;

£ решение по оперативным вопросам;

£ решение по текущим вопросам.

Тест 85

Определения понятия «индивидуальный ведомственный нормативный акт» в порядке возрастания их степени точности:

£ акт, порождающий конкретное правоотношение;

£ предписание, изменяющее правоотношение;

£ предписание;

£ установление, порождающее и прекращающее конкретное правоотношение.

Тест 86

Стадии издания ведомственных нормативных актов в порядке их последовательного выполнения:

£ принятие акта и его государственная регистрация;

£ опубликование акта;

£ подготовительные работы;

£ разработка проекта акта.

Тест 87

Элементы содержания ведомственного нормативного акта в порядке возрастания их значимости:

£ дата подписания акта;

£ наименование вида акта и его название;

£ номер акта;

£ наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

Тест 88

Стадии государственной регистрации ведомственных нормативных актов в порядке их последовательного выполнения:

£ юридическая экспертиза;

£ присвоение регистрационного номера;

£ занесение в государственный реестр;

£ принятие решения о необходимости государственной регистрации.

Тест 89

Виды превентивного задержания в порядке возрастания их статуса:

£ помещение в центр временной изоляции;

£ помещение в медицинский вытрезвитель;

£ неотложная принудительная госпитализация;

£ задержание нарушителей комендантского часа.

Тест 90

Основания процессуального задержания в порядке возрастания их значимости:

£ отсутствие возможности составить протокол непосредственно на месте;

£ отказ уплатить штраф на месте и указать свой адрес;

£ совершение административного правонарушения;

£ продолжение активных противоправных действий.



Источник: https://infopedia.su/12x1f6b.html

Административное право России

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий, независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением.

Его влияние на данные предприятия более ограниченно, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления.

По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юридические факты.

В органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, имеются представители государства. В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 декабря 2001 г.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных: предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций таких обществ могут принимать решения об использовании в отношении них специального права на участие соответственно РФ, ее субъектов и муниципальных образовании в управлении ими.

В таком случае они назначают своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представители наделены существенными правами: имеют право вето при принятии общим собранием открытого акционерного общества решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении его в новой редакции; о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала; о заключении определенных сделок и т.д.

Кроме того, они назначают своих представителей в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ.

Таким образом, влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, не носящим характера государственного руководства их основной деятельностью.

Государственное руководство государственными предприятиями также является преимущественно общим, но функционально более ориентированным, чем негосударственными.

Оно осуществляется в условиях производственно-хозяйственной и финансовой самостоятельности, пределы которой могут зависеть от отраслевой специфики.

Свою деятельность они осуществляют под руководством вышестоящего органа, который, однако, лишен права осуществлять непосредственное управление их деятельностью. Лишь в ограниченных случаях государственные органы решают конкретные вопросы относительно государственных и негосударственных предприятий.

Управление негосударственными коммерческими организациями имеет своеобразные организационные формы.

В этой сфере формируются органы: а) коллективные, имеющие в своем составе лиц, по входящих в «штаты» данной организации, но участвующие в принятии решений с правом решающего голоса (общие собрания); б) коллегиальные органы — организационно и юридически оформленные группы лиц, наделенные определенной компетенцией, включающей, в частности, юридически-властные полномочия (совет директоров, дирекция, правление ит.п.); в) единоличные (по терминологии ГК РФ) —директор, генеральный директор, председатель и др.

Общее собрание является высшим органом; совет директоров — органом, осуществляющим общее руководство в период между собраниями. Текущее руководство возлагается на исполнительные органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными.

Единоличные и коллегиальные органы представляют собой по сути администрацию соответствующих обществ, производственных кооперативов.

Организация управления конкретными видами негосударственных коммерческих организаций строится по следующим моделям:

  • хозяйственным обществом с ограниченной и дополнительной ответственностью: высший орган — общее собрание его участников; исполнительный орган может быть единоличным, единоличным и коллегиальным, т.е. в обществе могут быть только единоличный либо одновременно единоличный и коллегиальный органы;
  • акционерным обществом, относящимся к хозяйственным обществам: высший орган — общее собрание акционеров: совет директоров (наблюдательный совет), создаваемый в обществах с числом акционеров более 50.

Исполнительный орган может быть либо единоличным (директор, генеральный директор), либо одновременно единоличным и коллегиальным (дирекция, правление).

Следовательно, в акционерных обществах возможна двух- и трехзвенная система органов управления;

в) производственным кооперативом: высший орган — общее собрание его членов; наблюдательный совет, который может быть создан в кооперативе с числом членов более пятидесяти; исполнительный орган — правление и председатель или председатель кооператива.

Органы вышеназванных коммерческих организации действуют в пределах установленной компетенции.

Причем общие собрания, а в акционерных обществах и совет директоров (наблюдательный совет) имеют исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы на решение их исполнительных органов.

В хозяйственных товариществах органы не создаются. Управление их деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Но учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством участников.

Следует иметь в виду, что в ГК РФ органом унитарного предприятия признан руководитель. При этом для обозначения исполнительного органа здесь употребляется термин «единоличный», а не «единоначальный» орган, что не принято в административном праве.

С точки зрения гражданского права, может быть, это и оправданно, поскольку имеется в виду орган юридического лица, действующий от его имени в гражданском обороте. В административно-правовом смысле правильность такого подхода вызывает сомнение.

Ибо «единоначальный» и «единоличный» орган — не совпадающие понятия. В единоначальном органе приоритет в осуществлении компетенции данного органа принадлежит руководителю, возглавляющему орган и действующему на основе принципа единоначалия.

Наряду с ним в порядке распределения компетенции по руководству конкретными участками работы юридически-властными полномочиями наделяются и другие должностные лица.

Не только руководитель, но и они несут ответственность за состояние дел на данном участке.

Единоличный орган в полном объеме замыкает на себя властную компетенцию. Никто иной, без его на то решения, не вправе участвовать в ее реализации. Именно по такому принципу определен, например, статус Президента РФ.

По действующему праву подобная модель неприменима ни к органам исполнительной власти (руководитель возглавляет орган, но им не является), ни к организации управления предприятиями с точки зрения осуществления здесь властных полномочий.

Властная деятельность органов управления корпоративных организаций в значительной степени опосредуется административным правом. Например, реализация полномочий в форме приказов — отнюдь не гражданско-правовое регулирование.

Но включение в гражданское законодательство пересекающихся с административным правом норм является объективно обусловленным. Приказы директора акционерного общества обязательны для всех его работников — норма, лишенная гражданско-правового содержания.

А без реализации властных полномочий правового характера невозможно акционерное общество.

Лица, образующие администрацию негосударственного предприятия, учреждения, не являются служащими, наделенными государственно-властными полномочиями по отношению к их работникам.

Государство, как правило, не участвует в комплектовании ее состава. Это прерогатива учредителей либо уполномоченных ими органов.

Однако властная деятельность администрации этих предприятий и учреждений имеет правовой характер: она регламентируется правом и осуществляется в установленных правовых формах.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol70.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий