Административно-правовой статус личности и гражданина

Административно-правовой статус гражданина: понятие, особенности, виды

Административно-правовой статус личности и гражданина
Определение 1

Статус административно-правового характера гражданина – это совокупность определенных прав, а также обязанностей и свобод, контролируемых нормами права административной направленности, и реализуемых в специальных административно-правовых отношениях.

Стоит отметить, что в качестве элементов административно-правового статуса граждан выступают:

  • правоспособность административного характера – то есть предусмотренная конкретными правовыми нормами возможность осуществления каких-либо прав и, что самое главное обязанностей, правовая наделенность которыми наступает согласно 60 статье Конституции Российской Федерации с 18 лет;
  • административная дееспособность – реальная личностная и, конечно, предусмотренная определенным законом гражданская способность субъекта осуществлять процесс по реализации предоставленных ему прав, а также свобод, и обязанностей, которая в отличие от правовой способности вполне может возрастать поэтапно (например, с возраста семи лет – обязанность обучения в школе, в 14-летнем возрасте – обязанность, а также право получить паспорт, с 25 лет – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);
  • обязанности, права, а также ответственность за их реализацию (обязанности, а также права вполне могут быть общими для всех граждан без какого-либо исключения, особенными – для различных отдельных категорий лиц, и, что не менее важно специальными, специфическими для некоторых субъектов отношений административно-правового характера; и в этой связи вполне можно говорить об общем, специальном, а также особенном административно-правовом статусе как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина РФ).

Правовой статус

Статус административно-правовой направленности гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от иных отраслевых статусов правового порядка (трудового, гражданско-правового и т.д.):

  • включает в себя значительно большое, несоизмеримое с какими-либо иными отраслями права количество норм правового порядка, закрепляющих обязанности, а также права граждан во взаимных отношениях с многочисленными и разнообразными государственными, и муниципальными органами власти исполнительной направленности, и их служащими;
  • нормы, которые определенным образом регламентируют административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, а также детализируют и, конечно, обеспечивают реализацию норм многих иных отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.);
  • права и обязанности, составляющие административно правовой статус гражданина, носят конкретный неотчуждаемый характер, то есть не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и, что самое главное вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо иным способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое обязанность, а также право служить в армии, иметь паспорт, право поступления в высшее учебное заведение, на подачу жалобы и т.д.);
  • содержанием правосубъектности административной направленности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (то есть определенное право на ту или иную жалобу, право на смену фамилии, а также имени и, конечно, отчества, и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила безопасности и, что не мене важно общественного порядка, выполнять все требования законного характера, а также предписания представителей власти, и т.д.) или то, и другое одновременно (право и, конечно, сама обязанность получать, и иметь основное образование общей направленности, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

Замечание 1

Общий статус административно-правового характера какого-либо гражданина включает в себя различные всеобщие права и определенные обязанности, которые имеются у всех граждан, и при этом закреплены во 2 главе Конституции Российской Федерации, и реализуемые гражданином путем вступления в отношения административно-правового характера с соответствующими субъектами.

Они принадлежат всем гражданам и никаким образом не имеют связи с какими-либо особенностями, и спецификой конкретной общественно-государственной, хозяйственно-производственной, и трудовой, психологически-личностной, и определенными социальными деяниями человека, и гражданина во всех сферах, отраслях, и областях его деятельности. Это многочисленные и, что самое главное разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные свободы, и права граждан, а также определенные права по защите всех этих прав, и законных интересов гражданина, и человека.

Права, которые охватывает статус административно-правовой направленности

Статус административно-правовой направленности имеющий особенный характер охватывает все реализуемые в отношениях административно-правового характера особые права специфического порядка и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях, и сферах функционирования исполнительной власти. Например, какие-то особенные права гражданина как субъекта отношений административно-правовой направленности, который выступает в роли предпринимателя или же фермера, а также может выступать в качестве менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, а также призывника, военнослужащего, военнообязанного. Обязанности, а также права, которые составляют особенный административно-правовой статус гражданина в основном подлежат регламентации специальными нормами особенной части права административного порядка.

Вывод 1

Отсюда получается, что специальный статус административно-правовой направленности в состав которого входят конкретные права и, конечно, обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования власти исполнительного характера.

К специальному статусу административно-правового порядка вполне можно отнести реализуемые в административно-правовых отношениях обязанности и права безработного, переселенца, который вынужден покинуть прежнее место, а также бомжа (то есть какого-либо лица, которое не имеет определенного места жительства).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativno-pravovoj-status-grazhdanina/

Понятие и виды административного статуса личности

Административно-правовой статус личности и гражданина

административный гражданин государственный право

Под правовым статусом всегда понимается установленная нормами права совокупность прав и обязанностей, принадлежащих лицу.

Соответственно, если говорить об административно-правовом статусе личности, то он представляет собой совокупность прав и обязанностей конкретного человека в сфере осуществления государственного управления.

В данном случае понятие «административно-правовой статус личности» объединяет все категории физических лиц, находящихся в Российской Федерации — граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев.

м административно-правового статуса личности (индивида) являются:

• комплекс прав и обязанностей, закрепленных в административных нормах;

• гарантии реализации этих прав и обязанностей.

Отношения в области осуществления государственного управления регулируются, в той или иной степени, различными отраслями права, поэтому административно-правовой статус личности определяется нормами не только административного, но и других отраслей права (например, конституционного, налогового и др.), в которых закрепляются права и обязанности в сфере государственного управления.

Административно-правовой статус личности производен от конституционно-правового статуса, т.к. права и обязанности личности, содержащихся в административно-правовых нормах, основываются на конституционных и часто конкретизируют последние.

Административно-правовой статус личности (индивида) определяется объемом и характером правосубъектности. Административная правосубъектность включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность и деликтоспособность.

Административная правоспособность — это способность лица иметь (обладать) права и обязанности в сфере государственного управления. Традиционно в юридической литературе указывается на то, что она возникает с момента рождения и прекращается смертью. Такой подход вполне применим к гражданам России.

У иностранцев и лиц без гражданства административная правоспособность возникает не с момента рождения, а с момента прибытия в Российскую Федерацию. Правоспособность в данном случае возникает в независимости от законности или незаконности въезда.

Так, например, иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно пребывающие в России, могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного выдворения за пределы РФ.

Объем и содержание административной правоспособности определяется законами и основанными на них актами управления, в которых содержатся соответствующие нормы административного права.

Правоспособность неотчуждаема и непередаваема. У отдельных категорий лиц ее объем может быть различен, это зависит от наличия или отсутствия гражданства РФ, состояние здоровья и прочих факторов. Например, инвалид освобождается от обязанности проходить срочную службу в Вооруженных Силах РФ, тем самым такая обязанность на него не возложена.

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности. Дееспособность связана с возрастными и психическими особенностями личности и зависит от них.

Полная дееспособность в соответствии со ст. 60 Конституции РФ наступает с 18-летнего возраста. В административном праве возможно и частичное возникновение дееспособности ранее. Так, с 14-летнего возраста у гражданина возникает обязанность иметь паспорт, с 16-летнего возраста лицу может быть предоставлено право управления транспортным средством — мотоциклом.

Дееспособность может быть ограничена полностью или частично только судом, в силу психической зависимости или психического расстройства. Такое признание осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Административная деликтоспособность — это способность лица нести юридическую ответственность за свое поведение. В административном праве она наступает с 16 лет, и лицо может быть привлечено к административной ответственности.

В административно-правовых актах различается административный статус различных категорий физических лиц. Так, граждане РФ, по сравнению с «не гражданами», обладают большим объемом прав и обязанностей (например, только граждане обладают правом поступления на государственную гражданскую службу, только на граждан возложена обязанность проходить военную службу по призыву).

Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

В то же время административно-правовой статус граждан РФ так же различен (например, должностное лицо обладает большим объемом прав, чем рядовой гражданин, поскольку последний не имеет властных полномочий).

Физические лица (индивиды) являются индивидуальными субъектами административного права в этой связи, следует отметить, что индивиды различаются между собой не только состоянием гражданства РФ, но и полом, возрастом, образование, стажем работы, состоянием здоровья, что также прямо влияет на объем прав и обязанностей.

Исходя из изложенного, административно-правовой статус личности можно классифицировать на:

1. Общий административно-правовой статус лица — гражданина Российской Федерации;

2. Специальный административно-правовой статус, который отражает особенности правового положения отдельных категорий физических лиц — иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, несовершеннолетних, государственных служащих и т.п.;

3. Индивидуальный административно-правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей конкретной личности (индивида) с учетом ее индивидуальных особенностей — пол, возраст, образование и т.п.

Источник: https://studbooks.net/749832/pravo/ponyatie_vidy_administrativnogo_statusa_lichnosti

Административно-правовой статус человека и гражданина

Административно-правовой статус личности и гражданина

Под физическими лицами понимаются люди, человек как биологическое существо.

В юридиче­ском смысле слова под физическими лицами по­нимаются граждане (к которым относятся граж­дане данного государства и граждане других госу­дарств), а также лица, не имеющие гражданства никакого государства.

В Российской Федерации различаются соответственно: граждане РФ, ино­странные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц имеют существенные особенности в своем общем правовом положении в Российской Федерации.

Каждая из данных категорий лиц со­стоит из значительного числа различных подкате­горий, правовое положение которых определяется исходя из характера выполняемых ими соци­альных функций, служебного положения, нали­чия особого административно-правового статуса, специальных прав и многих других обстоятельств.

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанно­стей личности в административно-правовых отношениях.

Такие отношения возникают у чело­века и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нор­мами конституционного и административного пра­ва.

Многие права и обязанности человека и граж­данина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обя­занностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-право­вых актах, в актах органов местного самоуправле­ния.

Другие права и обязанности не регламентиру­ются конституционными нормами, но, соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, уста­навливаются иными правовыми актами.

Административно-правовые отношения личнос­ти с другими субъектами административного пра­ва могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложен­ными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или на­рушении личностью своих обязанностей. В этой связи в содержание административно-правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и ре­ализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной вла­сти и местного самоуправления.

Комплекс норм, связанных с административно-правовым статусом человека и гражданина, со­ставляют нормы, определяющие статус граждан РФ, статус иностранных граждан и статус лиц без гражданства.

§ 3. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Гражданство это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражаю­щаяся в совокупности взаимных прав и обязан­ностей. Физические лица, находящиеся в такой правовой связи, являются гражданами РФ.

Правовой статус гражданина РФ представляет совокупность прав, свобод, их гарантий и обязан­ностей гражданина.

Его основу составляют: Кон­ституция РФ; Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»; Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу пере­движения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, на­рушающих права и свободы граждан»; Федераль­ный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»; Федеральный закон «О за­щите прав потребителей»; Федеральный закон «О ветеранах» и др.

Гражданин РФ не может быть лишен граждан­ства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пре­делы Российской Федерации или выдан иностран­ному государству. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Таким гражданам предоставляется защита и покрови­тельство Российской Федерации.

Гражданин РФ может иметь двойное граждан­ство, т. е. быть одновременно гражданином дру­гого государства.

Гражданин РФ, имеющий так­же иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных между­народным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федера­ции.

Гражданство Российской Федерации приобрета­ется:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем или упрощенном порядке;

в) в результате восстановле­ния в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям.

Гражданство Российской Федерации прекраща­ется: а) вследствие выхода из гражданства Россий­ской Федерации; б) по иным основаниям (напри­мер, выбор иного гражданства при изменении Го­сударственной границы РФ).

Среди основных прав граждан РФ, являющих­ся составной частью их административно-правово­го статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органа­ми государственной власти, местного самоуправле­ния, общественными объединениями, администра­цией предприятий, учреждений, с точки зрения организации системы управления государством в первую очередь следует назвать такие.

1. Право на свободу и личную неприкосновен­ность. Арест, заключение под стражу и содержа­ние под стражей допускаются только по судебно­му решению. До судебного решения лицо не мо­жет быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ).

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании решения суда (ст. 25 Консти­туции РФ).

4. Право на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну, защиту своей чес­ти и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сооб­щений допускается только на основе судебного ре­шения (ст. 23 Конституции РФ).

5. Право на передвижение. Каждый, кто закон­но находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, при­чем граждане Российской Федерации могут бес­препятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ).

6. Право участвовать в управлении государ­ством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местно­
го самоуправления, а также участвовать в рефе­рендуме. Граждане РФ имеют равный доступ к го­сударственной службе (ст. 32 Конституции РФ).

7. Право обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращении в государственные органы и органы местного са­моуправления (ст. 33 Конституции РФ).

8. Право на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

9. Право проводить собрания, митинги, демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31 Кон­ституции РФ).

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или без­действием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществ­лении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъек­тами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде зако­нов и подзаконных актов, регулирующих админи­стративно-правовую сферу и определяющих адми­нистративно-правовой статус органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Граждане РФ, имея права, должны также вы­полнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности.

Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отече­ство, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые уста­навливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности.

Такие нормы определяют многие правила поведения граждан и направлены на: защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав дру­гих граждан; охрану окружающей природной сре­ды, памятников истории и культуры; предотвра­щение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важ­нейшей обязанностью граждан как субъектов ад­министративного права.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, кото­рую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность личнос­ти — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способ­ность иметь права и обязанности административ­но-правового характера.

Основные права и свобо­ды человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приоб­ретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенно­го уровня умственного, физического и психиче­ского развития личности, наличия у нее необхо­димых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет о послед­ствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного воз­раста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Например, правом на медицинскую помощь, на жилище, на образо­вание и т. д. обладают все лица, закон не огова­ривает возрастных или иных критериев возникно­вения этих прав. А право быть избранным депу­татом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по дос­тижении ими 21 года.

Достаточно жесткие требо­вания, причем и возрастного плана, предъявляют­ся к лицам, претендующим на должности судей.

Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юриди­ческое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышесто­ящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ — 35 лет и имеющий юридический стаж не менее десяти лет, а Конституционного Суда РФ — 40 лет и имеющий соответствующий стаж не менее 15 лет. И наобо­рот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для боль­шинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом воз­можного продления службы — окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел кро­ме общих требований, предъявляемых к государ­ственным служащим, определяется полом, физи­ческими качествами, отвечающими особым требо­ваниям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах. Положения о службе в орга­нах внутренних дел Российской Федерации. Суще­ствуют еще немало людей, административная пра­воспособность которых отличается от правоспособ­ности основной массы граждан РФ.

Такими гражданами, в частности, являются субъекты административной опеки или жители территорий с особым административно-право­вым режимом.

Субъекты административной опеки — это лица, которые в силу своей слабой социальной защи­щенности нуждаются в специальной помощи го­сударства.

Опека состоит в содействии при орга­низации их труда и условий жизни, предоставле­нии различных льгот и привилегий, выдаче различных компенсаций и дополнительных денеж­ных сумм, оказании необходимых медицинских и иных услуг и др.

К субъектам административной опеки следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, дру­гих боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных катего­рий граждан. Такие граждане обладают больши­ми правами, чем иные лица, их административ­но-правовой статус устанавливается не только об­щим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Наоборот, для граждан — жителей территорий с особым административно-правовым режимом (в пограничных зонах, закрытых городах, заповед­ных зонах, на территориях, где введено чрезвы­чайное положение, и т. д.) могут быть ограниче­ны права и свободы граждан, на них возложены дополнительные обязанности.

Чаще всего они свя­заны с особыми правилами въезда, выезда и пре­бывания на данной территории.

А в условиях чрез­вычайного положения допускается запрещение про­ведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, ограничение движения транспорт­ных средств и введение комендантского часа, ограничение свободы печати и других средств мас­совой информации, запрещение забастовок и др.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова.

Однако Кон­ституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в админис­тративно-правовой сфере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности лично­сти, которая является условием реализации пра­воспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных администра­тивно-правовых отношениях. Административная дееспособность — это способность лица своими лич­ными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность со­гласно этим нормам.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), но отдельные права в административно-правовой сфере граждане могут осуществлять в более ран­нем возрасте.

Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений.

Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, реализуются ими с момента их получения.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей администра­тивной дееспособностью, осуществляют субъектив­ные права и обязанности, вступая при этом в кон­кретные административные правоотношения.

Предыдущая123456789101112131415Следующая

Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 2303; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-65699.html

newinspire

Административно-правовой статус личности и гражданина

Понятие административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина – это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.

Элементы административно-правового статуса гражданина

Элементами административно-правового статуса граждан являются:

административная правоспособность – предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;

административная дееспособность – реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);

права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).

Особенности административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.).

Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими.

Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.).

В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е.

не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.).

В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.

), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.

) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

Виды административно-правового статуса гражданина

Выделяют три вида административно-правового статуса гражданина: общий, особенный и специальный.

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.

Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности.

Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти.

Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти.

К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/719-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8

Studio-pravo
Добавить комментарий