Административная ответственность организаций: Юридические лица в установленном законом порядке отвечают за

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность организаций: Юридические лица в установленном законом порядке отвечают за

   Административная ответственность юридических лиц – вопрос, где требуется помощь. Наш юрист по административным спорам защитит Ваши права и законные интересы организации.

Нарушение организациями законодательных государственных правовых актов, госстандартов приводит к наступлению административной формы ответственности данных юрлиц. Случаи подобных нарушений указываются федеральным КоАП, региональными актами законов.

Региональными законодательными актами определены админнарушения, которые связаны с несоблюдением действующих на местах законов и норм.

   С одинаковой правомерностью рассматривается административная ответственность физических и юридических лиц. Исключения составляют особо указанные случаи, когда по смысловому содержанию установленные правила имеют отношение к физическому лицу. Административно правовая защита прав с нашим юристом по административным спорам – Ваш правильный выбор.

Порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц

   Административному органу или должностному лицу, который вправе привлекать организации к ответственности, требуется строгое соблюдение определенного законом порядка привлечения. Последовательность действий органов власти состоит из следующих основных стадий:

  1. Выявление правонарушения. Выявить нарушение законодательства может административный орган при проверке деятельности юридического лица. Проверка может быть запланирована либо произведена в связи с наступлением какого-либо события (поводом может статья поступившая в административный орган жалоба гражданина).
  2. Сбор доказательств, подтверждающих вину юридического лица. Исследуются все обстоятельства совершенного правонарушения, ведется сбор информации, подтверждающей вину организации. При наличии необходимости привлекаются специалисты и эксперты для дачи мотивированного заключения. Собранные сведения, в последствии, будут доказательственной базой как для самого факта совершенного нарушения, так и вины привлекаемого лица.
  3. Вызов и составление протокола. После сбора всех необходимых доказательств нарушитель вызывается на составление протокола об административном правонарушении. В протоколе отражаются все данные о совершенном правонарушении. Именно сведения из протокола чаще всего оспариваются привлеченным лицом при обжаловании постановления органа власти.
  4. Рассмотрение дела и принятие по нему решения. Рассмотрение дела, в зависимости от состава правонарушения, происходит либо в органе, уполномоченным привлечь юридическое лицо к ответственности, либо в суде. По результату рассмотрения дела выносится постановление по делу об административном правонарушении, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

   В указанном порядке первые три стадии относятся к компетенции административных органов, которые, по их завершению, рассматривают дело. В определенных случаях дела рассматривает суд, например, при таком нарушении, как деятельность лица без лицензии, когда ее наличие предусмотрено законом.

Как привлечь юридическое лицо к административной ответственности?

   Инициатором процесса привлечения юридических лиц к административной ответственности может стать любой гражданин. К несчастью, нередки ситуации, когда предпринимательская деятельность нарушает права граждан.

   Например, может возникнуть ситуация, что юридическое лицо ведет погрузочно-разгрузочные работы со стороны дворовой территории жилого дома. Указанное действие запрещено нормами СанПин.

Грузовые машины, при ведении разгрузочных работ, по долгу могут стоять с включенным двигателем, следствием чего является постоянный шум и обилие выхлопного газа в квартирах, что ведет к нарушению прав жильцов на благоприятную окружающую среду. 

   Что делать гражданину при нарушении юридическим лицом его прав в указанном или ином случае?

   Одним из способов устранения нарушения является обращение в надзорный орган исполнительной власти. В приведенном примере это будет Роспотребнадзор. Обращение гражданина должно содержать:

  • фамилию и инициалы заявителя;
  • описание противоправного деяния юридического лица;
  • адрес и контактные данные для направления органом ответа на обращение.

   Обращение гражданина с жалобой в федеральную службу подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента поступления. При выявлении нарушения законодательства, административный орган начнет процедуру привлечения к ответственности юридического лица.

   Законодатель установил санкции для юридических лиц более строгие, чем для граждан или индивидуальных предпринимателей, в связи с чем, привлечение организации к административной ответственности является действенным способом для устранения нарушения законодательства.

Ответственность юридических лиц: административные правонарушения

    Основные сферы, в пределах которых у юридических лиц может возникнуть ответственность за административные правонарушения:

  • таможенные правила
  • налоговое и антимонопольное законодательство
  • экологические, природоохранительные и санитарные нормы
  • требования пожарной безопасности
  • нарушения оборота валюты
  • операций банковской отрасли
  • производство стройматериалов, строительство
  • иные сферы предпринимательской деятельности.

   Основной мерой, когда возникает административная ответственность юридических лиц РФ являются штрафные санкции. Кроме того, применяются такие санкционные меры, как предупреждение, конфискация или запрещение осуществлять соответствующую деятельность в течение установленного срока.

   Для возможности запуска процедуры привлечение к административной ответственности юридических лиц требуется установление и доказанность факта правонарушения указанных выше норм.

При спорных ситуациях действуют общие принципы законодательства, следовательно, свою невиновность юридическому лицу доказывать нет необходимости. Консультация юриста по административным делам даст Вам полное понимание прав в деле и возможность получения положительного решения по ситуации.

Если решение по Вам уже принято, то мы поможем написать жалобу на постановление по административному делу профессионально и в срок.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Административная ответственность должностных лиц

    Следует установить вину в случившемся конкретного юридического лица, чтобы привлечь юридическое лицо к административной ответственности. Виновностью выступают ситуации, когда юрлицо не предпринимало определенных действий, хотя имелась возможность соблюдения законности. Установление вины юрлица проводят, рассматривая действия его руководителей в пределах их служебных обязанностей.

   То есть, рассматривая административная ответственность юридического лица КоАП РФ учитывает комплекс объективной и субъективной составляющих виновности. Юрлицо признают объективно виновным, если при не соблюдении норм закона доказано, что не использованы все возможности для правовых действий.

   Субъективная составляющая определяет вину администрации – конкретных должностных физлиц.

Результат ее установления приводит к тому, что наступает административная ответственность граждан юридических лиц.

Поэтому большинство случаев по закону рассматривает вопрос ответственности через административная ответственность юридических и должностных лиц, от которых зависело принятие соответствующих решений.

Освобождение от административной ответственности юридических лиц

   Юридическое лицо освобождается от административной ответственности в случае:

  • отсутствия вины;
  • истечения срока давности привлечения;
  • наличия возможности у юридического лица соблюсти действующее законодательство.

   КоАП РФ установлено также дополнительное основание для освобождения юридического лица от административной ответственности – малозначительность правонарушения. Проступок может быть признан малозначительным в случае, если наступившие последствия правонарушения не повлекли существенного нарушения общественным правоотношениям.

   В таком случае, в отношении юридического лица, совершившего правонарушение, выносится устное замечание, оно освобождается от ответственности, административное дело прекращается.

Помощь административного адвоката

   Профессиональная консультация юриста по административным делам – вот что необходимо Вам сегодня для понимания, что делать завтра, но уже с нашей помощью.

Читайте еще про разрешение административных споров:

С нами оспаривание административного штрафа в срок

Все про административную ответственность индивидуальных предпринимателей по ссылке

P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

   Наше новое предложение —  бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskih-lits

Ответственность юридических лиц за административные правонарушения по нормам КоАП РФ: понятие вины

Административная ответственность организаций: Юридические лица в установленном законом порядке отвечают за

К административной ответственности могут привлекаться не только физические и должностные лица, но также и юридические.

Административная ответственность юридических лиц

Ответственность юридических лиц наступает при выявлении факта правонарушения, допущенного юридическим лицом, при этом о факте правонарушения и его последствиях знали должностные лица юридического лица и не приняли никаких мер по его недопущению. В отношении юридического лица также применяется понятие вины, которая выражается в умышленном совершении или несовершении юридическим лицом действий, противоречащим закону.

Административная ответственность юридических лиц очень близка по своему содержанию к административной ответственности должностных лиц.

Основное отличие между ними заключается в том, что в первом случае вина за поступок лежит на руководящих органах юридического лица, во втором – вина за совершенное правонарушение лежит на конкретном должностном лице, в зоне ответственности которого была возможность не допустить или не совершить деяние. Также административная ответственность к юридическим и должностным лицам различается в размерах штрафов и применяемых мерах наказания.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц отражены в статье 2.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 К административной ответственности привлекаются юридические лица за совершение правонарушений, предусмотренных особенной частью Кодекса об административных правонарушениях РФ или иными нормативными актами Российской Федерации.

В случаях если в нормах КоАП РФ не указано о том, что за конкретное правонарушение могут привлекаться к ответственности юридические лица, а сам состав правонарушения подразумевает, что могут совершать и юридические лица, то наряду с физическими лицами к административной ответственности привлекаются и юридические лица с применением к ним мер административного наказания.

В случае слияния юридических лиц к ответственности за совершенное правонарушение привлекается вновь созданное юридическое лицо.

При присоединении административной ответственности подлежит присоединившее юридическое лицо.

При присоединении или выделении юридических лиц ответственности подлежит юридическое лицо, являющееся правопреемником юридического лица, в реализации правоотношений которого было допущено правонарушение.

При преобразовании юридического лица в другую организационную форму ответственности подлежит вновь созданное юридическое лицо.

При этом в случае любой реорганизации юридического лица ответственность наступает вне зависимости от знания или незнания о факте совершения правонарушения.

В случае если административное правонарушение было совершено единоличным органом управления юридического лица, то ответственности подлежит юридическое лицо, а не должностное.

Виды административных наказаний

На основании пункта 2 статьи 3.2 КоАП РФ к лицу могут применяться следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
  • административное приостановление деятельности на определенный срок.

Самым популярным наказанием за административное правонарушение в отношении юридических лиц является денежный штраф. Величина зависит от совершенного правонарушения и колеблется от нескольких тысяч до миллиона рублей.

Некоторые правонарушения предусматривают такие меры ответственности, как административное приостановление деятельности, его могут налагать на срок до 90 суток.

Наиболее редко используемое наказание – это конфискация предмета или орудия совершения правонарушения.

Порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности

Порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности предусматривает следующие этапы:

  • возбуждение административного дела начинается с вынесения протокола, определения или постановления лицом, имеющим на это полномочие; такими лицами могут быть прокуроры, должностные лица проверяющих органов;
  • административное расследование проводится уполномоченными лицами или судом;
  • вынесение решения по административному делу должно быть вынесено не позднее 2 месяцев с момента возбуждения дела, в особенных случаях, предусмотренных КОАП РФ, 3 месяцев или 1 года.

Оспорить решение о привлечении к административной ответственности можно в вышестоящей инстанции в течение 10 дней со вступления решения в юридическую силу.

Административная ответственность юридических лиц в основном предусматривает значительные денежные штрафы, которые могут серьезно повлиять на бюджет организации и вовсе поставить ее существование под вопрос.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/uridiceskaa.html

Административное право России

Административная ответственность организаций: Юридические лица в установленном законом порядке отвечают за

Проблема административной ответственности организаций до принятия КоАП РФ не получила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого разрешения.

В правовых актах термин «административная ответственность» организаций почти не применялся. Чаще говорилось об их ответственности в административном порядке, но это не одно и то же.

Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР, а затем в Законе РСФСР «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства» прямо указывается на административную ответственность коллективных образований.

В предшествующие годы коллективные субъекты административной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г.

«О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке» было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на должностных лиц.

Таким образом усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации.

Практика была такова, что ответственностью последних покрывалась безответственность других конкретных виновников, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудовых коллективов.

Однако, во-первых, к юридическим лицам продолжали применяться административные штрафы за отдельные правонарушения (за уклонение от участия в дорожном строительстве); во-вторых, их административная ответственность не сводится только к штрафу. И упомянутый Указ в этом смысле не служил основанием для того, чтобы не признавать юридическое лицо субъектом административной ответственности.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа.

Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении.

В ряде случаев узаконивали возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Тем не менее, законодательство об административной ответственности юридических лиц не представляло собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действовали пока отдельные акты либо их нормы, содержавшиеся в разных законах.

Но субъектами многих видов административных правонарушений признавались уже только юридические лица, исключая их должностных лиц, например, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами и других нарушений земельного законодательства, правонарушений в области строительства.

И все же юридические лица признавались субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства.

Виды правонарушений, а иногда их понятие конкретизировались в законодательстве, устанавливающем за них административную ответственность.

Так, под правонарушением в области строительства понималось несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т.д.

Основной мерой административной ответственности юридических лиц являлся штраф. Предусматривались также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно было приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.

Федеральным законом, комплексно регламентирующим административную ответственность юридических лиц в современных условиях, является КоАП РФ, распространяющийся, как уже отмечено, и на физических лиц.

Применительно к юридическим лицам его нормы можно подразделить на две группы: а) нормы, имеющие общее значение для физических и юридических лиц; б) нормы, относящиеся только к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений.

Это, например, касается вины юридического лица, системы мер административного наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реорганизации и т.д.

.Административная ответственность юридических лиц имеет целью повышение их ответственности за нарушения общеобязательных правил, посягающие на установленный правопорядок. Они могут причинять вред имуществу, природным ресурсам, нормальному регулированию общественных отношений в различных сферах.

Юридическое лицо — самостоятельный субъект предусмотренных законом административных правонарушений и административной ответственности. Не имеет значение то, результатом чьих конкретно действий (бездействия) его работников явилось нарушение.

Данное обстоятельство имеет значение лишь для установления ответственности лица, если оно по закону также может быть привлечено к административной ответственности за данное правонарушение.

Относительно административной ответственности права и обязанности для юридического лица могут быть созданы не только его органом, но и другими его работниками.

Тот факт, что юридическое лицо — самостоятельный субъект административной ответственности, отражается и в законе, предусмотревшем административную ответственность должностного лица за одно и то же правонарушение.

Вина является необходимым условием административной ответственности юридического лица. По отношению к юридическому лицу, как самостоятельному субъекту, вина имеет особое содержание. Поэтому методологически была бы ошибочной сама постановка вопроса о ее соотношении с виной физического лица.

По КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1). Следовательно, содержание вины юридического лица представляет собой единство двух компонентов: а) у него имелись возможности для соблюдения правил и норм, нарушение которых может повлечь его административную ответственность (объективный фактор), б) им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (субъективный фактор), т.е. субъективные условия для предотвращения нарушения были. Представляется, что наличие условий не следует трактовать расширительно. Было бы ошибочным вменение юридическому лицу вины, если нарушение явилось следствием действий его работника в состоянии невменяемости.

Юридические лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ.

В их числе имеются административные правонарушения, субъектами которых могут быть: а) граждане, должностные лица, юридические лица; б) граждане и юридические лица; в) должностные лица и юридические лица; г) юридические лица.

Относительно норм, содержащихся в КоАП РФ, установлены правила: если в его статьях, за исключением статей, входящих в Особенную часть, не указано, что установленные ими нормы применяются только к физическому мщу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применимы только к физическому лицу.

При реорганизации юридических лиц административная ответственность устанавливается в зависимости от ее организационных форм и связанного с этим правопреемства.

При реорганизации:

  1. в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо;
  2. при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности — присоединившее юридическое лицо;
  3. при разделении юридического лица или при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
  4. при преобразовании юридического лица к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При реорганизации юридических лиц административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Административные наказания в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, назначенные юридическому лицу до завершения его реорганизации, применяются с учетом изложенных выше положений о формах реорганизации.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol95.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий