9. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Понятие и особенности административно-правовых норм

9. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Административно правовые нормы и административно-правовые отношения

1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

2. Виды административно-правовых норм, способы их реализации.

3. Понятие и признаки административно-правовых отношений.

4. Виды административно-правовых отношений.

Административно-правовая норма представляет собой разновидность правовых норм. Она отражает сущность урегулированных ею общественных отношений, является необходимым элементом конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).

Административно-правовая норма – это правило поведения, установленное государством с целью регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

В административно-правовых нормах непосредственно выража­ется регулятивная роль административного права. Административ­но-правовые нормы (характеристика):

а) одним из своих основных назначений имеют обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их правовую защиту;

б) преследуют цель обеспечения должной упорядоченности ор­ганизации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

в) определяют тот или иной вариант должного, т. е.

соответству­ющего интересам правового государства поведения всех лиц и орга­низаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (на­пример, администрация края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (напри­мер, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается, по существу, управляющее воз­действие на поведение;

г) действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнитель­ной власти, т. е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность испол­нительной ветви единой государственной власти;

д) определяя границы должного поведения в сфере государствен­ного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно- управленческой деятельности;

е) в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т. п.).

Имеется в виду административная ответственность, как пра­вило, наступающая во внесудебном порядке.

В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения).

Часто административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного);

ж) во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только выполнять функцию правоза­щиты.

Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финан­совых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природо­охранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т. п.;

з) достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Особенности административно-правовых норм:

1. Особый круг отношений (см. также: предмет административно-правового регулирования);

2. Являются одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления.

3. Нормы обладают специфическим набором способов воздействия, для них, в частности, характерна непосредственность регулирования (не нуждаются в конкретизации со стороны других отраслей), императивность, универсальный характер;

4. Выполняемые имифункции:

· определение механизма реализации государственно-властных полномочий;

· регламентация административных процедур;

· определение критериев правомерного и неправомерного поведения;

· определение порядка разрешения АП споров;

· а-пнормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменитель­ную.

(Между этими функциями административно-правовых норм тес­нейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения)).

Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в соответствии с действующим законо­дательством нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

5. По соотношению с другими нормами:

· вторичность по отношению к нормам КП и нормам законодательного характера, т. е. административно-правовые нормы производны от них. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм.

· нормы АП иерархичны, т.к. существует большое число субъектов, уполномоченных осуществлять административное нормотворчество;

6. Особенность административно-правовых норм по способу возникновения, изменения и прекращения.

Административно-правовые нормы могут возникать в связи с:

· требованием вышестоящих норм (ФЗ отдает часть регулирования, например):

· по усмотрению должностного лица или органов, считающего целесообразным создание такой нормы,

· по указанию вышестоящего органа или должностного лица (Президент дает указание, например), в связи с судебным решением.

Прекращение действия административно-правовойнормы (и других норм) может быть связано с:

· ее отменой,

· устареванием,

· признание недействительными или недействующими судом, реже вышестоящим органом,

· отмена вышестоящей нормы, во исполнение которой была принята норма, прекращающая свое действие.

7. Особенности закрепления в нормативном акте. Если норма закреплена неудачно, то это влечет невозможность реализации права.

Источник: https://studopedia.su/16_101705_ponyatie-i-osobennosti-administrativno-pravovih-norm.html

10 Понятие и особенности административно-правовых норм

9. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Административно-правоваянорма– это нормативно-правовые, регулирующиеотношения в сфере государственногоуправления, а также отношенияуправленческого характера, возникающиев процессе осуществления государственнойдеятельности.

особенность АПН- то что она регулируетуправленческую деятельность, права иобязанности органов управления и ихдолжностных лиц.

Особенностиадминистративно-правовых норм (АПН):

  • предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административ­ного права в целом и заключается в трех видах правоотношений — управленческих, организа­ционных и контрольно ревизионных;
  • административные нормы строго иерархичны, в случае несоответствия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;
  • административная норма чаще всего импера­тивна, т.е. закрепляет какой-либо обязательный для исполнения приказ;
  • Целью административно-правовых норм является обеспечение должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти.
  • АПН определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.
  • Предназначение АПН заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти.
  • АПН устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.
  • АПН имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них – адм. и дисципл. ответственность.
  • С помощью АПН обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений.
  • АПН состоит из

1)гипотеза – условие действияадминистративно-правовых норм

2)диспозиция – правило поведения,предписываемое, дозволенное илирекомендуемое данной нормой права

3)санкция – меры административного идисциплинарного воздействия.

спомощью АПН реализуются функции орановисполнит власти

Действиево времени.Необходимо знать дату вступления в силуНПА и пределы его действия послевступления в силу.

Пообщему правилу ФЗ и ФКЗ вступают в силучерез 10 дней после опубликования, еслииной срок не указан в НПА.

АктыПрезидента и Правительства вступают всилу через 7 дней после опубликования.

Актыорганов исполнительной власти должнывступать в силу с момента подписания,если не назван другой срок.

11 Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы– это установленные или санкционированныегосударством правила,регулирующиеотношения,возникающиепри формировании и деятельностиисполнительной власти.

особенность АПН- то чтот она регулируетуправленческую деятельность, права иобязанности органов управления и ихдолжностных лиц.

1.попредмету регулированияразличают

а)материальные— нормы, закрепляющие пра­ва иобязанности, а также ответственностьсубьектов административных правоотношений;

б) процессуальные— нормы, регулирующие по­рядокреализации прав, обязанностей иответ­ственности, закрепленной вматериальныхнормахправа;

2.поформе выражения

а)обязывающие – предписывающиесубъек­там административно-правовыхотношений в обязательном порядкесовершать опреде­ленныеактивные действия;

б)запрещающие – предусматривающие запретна совершение определенных действий вопределенных условиях.

в)управомочивающие— нормы, предоставляю­щие субъектамадминистративно-правовых отношенийвозможность совершать какие-либодействия или воздерживаться от таковых;.

г)стимулирующие – обеспечивают с помощьюсоответствующих средств материальногоили морального воздействия должногоповедения участников регулируемыхуправленческих отношений. Например:установление налоговых льгот.

д)рекомендательные – нормы,согласно кото­рым субъектамадминистративно-правовых отношенийпредоставляется и рекомендуется наиболеежелательная модель поведения вопределенных ситуациях.

Поюридической силе.

  1. законодательные (К-я, Ф.законы)

  2. подзаконные (нормы в актах президента ,правительства, местного самоуправления)

Юридическаясила зависит от того, какой орган властипринял. Органы исп., зак., суд. власти иуказы президента.

поохвату территориидействия:

а) федеральные;

б) субъектовРФ.

посодержанию

а)общие – регулирующие общие отношенияобщего характера для всех отраслей исфер.

б)особенные – регулирующие общие отношенияв конкретной сфере управления. Например:в экономике, культуре, общественнойбезопасности

1.По целевому назначению норм:

1.1.Регулятивные – нормы, содержащие правиланормативной деятельности;

1.2.Охранительные – которые защищаютадминистративно-правовые отношения.Эти нормы всегда направлены на активнуюдеятельность как органов исполнительнойвласти, так и их должностных лиц.

Постепени определенностиповедения АПН м.б.

Определенныеи отсылочные(т.е. отсылают к акту нормативному)

Посубъектам админ нормы, регулирующие:

7.1.Административно-правовой статус граждан;

7.2.Организацию и деятельность механизмаисполнительной власти, т.е. различныхзвеньев аппарата государственногоуправления;

7.3.Административно-правовой статусгосударственных служащих — работниковуправленческого аппарата;

7.4.Ключевые вопросы организации идеятельности государственных предприятийи учреждений;

7.5.Административно-правовой статусобщественных объединений;

7.6.Отдельные стороны функционированияразличного рода коммерческих структур,включая частные.

Источник: https://studfile.net/preview/6323474/page:5/

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

9. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-administrativno-pravovoy-normi-osobennosti-eyo-soderzhaniya-i-strukturi

9.Нормы административного права: понятие, особенности, структура, виды и их характеристика

9. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Подадминистративно-правовой нормой понимаютустановленное государством, обеспеченноевозможностью применения административногопринуждения и закрепленное в источникахадминистративного права правилоповедения, регулирующее отношение всфере государственного управления.

Структураадминистративно-правовой нормы:

– гипотеза– указывает на условия применения тогоили иного правила поведения, конкретныефактические условия применения нормыправа;

– диспозиция– основная часть нормы, в которойопределяется само правило поведения,предписывающего, запрещающего илидозволяющего характера;

– санкция– всегда закрепляется в нормах,предусматривающих конкретные составыадминистративных правонарушений.

Видыадминистративно-правовых норм:

1)по предмету:

а)материальные – нормы, закрепляющиеправа, обязанности, ответственностьсубъектов административных правоотношений;

б)процессуальные – нормы, определяющиепорядок реализации прав, обязанностейи ответственности, закрепленной в нормахматериального права;

2)по содержанию:

а)обязывающие – предписывающие субъектамадминистративно-правовых отношений вобязательном порядке совершатьопределенные активные действия;

б)управомочивающие – нормы, предоставляющиесубъектам административно-правовыхотношений право совершать какие-либодействия либо воздержаться от них;

в)запрещающие – нормы, закрепляющиеобязанности субъектов административно-правовыхотношений воздержаться от определенныхдействий;

г)рекомендательные – нормы, в которыхучастникам административно-правовыхотношений предлагается в качестверекомендательной определенная модельповедения;

д)поощрительные – нормы, содержащие мерыпоощрения за наиболее благоприятныедействия со стороны субъектовадминистративно-правовыхотношений;

3)по юридической силе:

а)законодательные;

б)подзаконные;

4)по территориальному действию:

а)федеральные;

б)субъектов РФ;

в)муниципальные.

Признакинорм административного права:

1)предмет регулирования административныхнорм совпадает с предметом административногоправа;

2)строгая иерархия, в случае противоречияодной нормы другой действует высшая поюридической силе;

3)большинство норм административногоправа носят императивный (обязывающий)характер;

4)действие административно-правовых нормобеспечено специальными видамиответственности: административной идисциплинарной;

5)административно-правовая норма имеетспецифическую структуру: как правило,она не имеет гипотезы либо не выражена.Диспозиция и санкция часто разъединеныи могут быть закреплены в разных частяходного закона либо помещены в различныенормативно-правовые акты.

Реализацияадминистративно-правовых норм означаетпроведение в жизнь содержащихся вадминистративно-правовых нормахволеизъявлений (правил поведения).

Насегодняшнем этапе развития рыночныхотношений целесообразно разграничиватьадминистративно-правовые нормы,направленные на поддержаниеобороноспособности страны, общественногопорядка, общественной безопасности,охрану окружающей природной среды,собирание налогов и других обязательныхплатежей (охранительные нормы), иадминистративно-правовые нормы, связанныес регулированием деятельности какнегосударственных коммерческихорганизаций, так и общественныхорганизаций, с разрешением возникающихколлективных споров между гражданами,государственными органами, органамиместного самоуправления и предпринимателямии пр. {регулятивные нормы).

Охранительныенормы устанавливают обязательныеправила поведения, запреты и ограниченияна те или иные действия, регулятивныенормы — использование таких правовыхсредств, как уведомление о началедеятельности, регистрационный,лицензионный порядок, определениевариантов возможного поведения,заключение административных договоров,стимулирующие, поощрительные нормы ит. д.

Материальныеадминистративно-правовые нормы юридическизакрепляют комплекс прав и обязанностей,а также ответственность участниковрегулируемых административным правомуправленческих отношений, т. е.административно-правовой статус органовуправления и их должностных лиц.

Вадминистративно-правовых нормахрегламентируется правовой режим,определяющий деятельность не толькоорганов исполнительной власти и местнойадминистрации, но и других участниковуправленческих отношений.

Материальныеадминистративно-правовые нормыпредусматривают запреты и ограниченияна ту или иную деятельность (действия),административные санкции за их нарушенияи компетенцию соответствующих органовпо применению этих санкций.

Всоответствии с юридическим содержаниемматериальные административно-правовыенормы целесообразно подразделитьследующим образом:

обязывающиенормы (предписывающие совершениеопределенных действий);

запретительныенормы (устанавливающие запреты на туили иную деятельность или действия;

ограничительныенормы (вводящие ограничения на определеннуюдеятельность или действия);

разрешительныеили дозволительные нормы (разрешающиеадресату действовать по своемуусмотрению); к этой категории норм,например, относятся лицензионные,дозволяющие заниматься определеннойдеятельностью, в том числе внешнеэкономическимиоперациями (т. е. деятельность можетосуществляться только при наличиисоответствующей лицензии, выданнойуполномоченным на то государственныморганом);

уполномочивающиеили управомочивающие нормы (предоставляющиесоответствующим органам и их должностнымлицам государственно-властные полномочияпо реализации специальных функцийгосударственного управления);

стимулирующиеили поощрительные нормы (направленныена стимулирование наиболее актуальныхвидов наукоемкой, экономической и инойдеятельности, обеспечение должногоповедения участников управленческихотношений);

регистрационныеили уведомительные нормы (касающиесяорганизации и проведения митингов,шествий, демонстраций, регистрацииполитических партий, общественныхобъединений, предприятий различныхвидов собственности, субъектов малогопредпринимательства);

рекомендательныенормы (не носящие обязательного характера,но предлагающие участникам управленческихотношений тот или иной вариант поведения.Нередко рекомендательные правовыенормы подкрепляются стимулирующимимерами, которые гарантируют применениепоощрительных стимулов при избраниирекомендуемого варианта поведения).

Процессуальныеадминистративно-правовые нормы определяютобщие правила, порядок, процедурунормотворческой, правоприменительнойи юрисдикционной деятельности органовгосударственного управления и другихсубъектов административного права.

Вроссийском законодательстве насегодняшний момент процессуальноурегулированы в основном лишьадми-нистративно-юрисдикционные нормы.

Процессуальные нормы регулируютотношения по реальному исполнениюположений, содержащихся в материальныхправовых нормах, причем в каждомконкретном институте административногоправа можно обнаружить специфическиепроцессуальные положения и процедуры.

Например, в институте государственнойслужбы к процессуальным нормам относятся:порядок поступления на службу; процедураперемещения служащего и прохождениеслужбы; порядок проведения аттестации;присвоение специальных званий и рангов;дисциплинарное производство; процедураувольнения и т. д.

Поформе предписания административно-правовыенормы подразделяются на императивные(обязательные для исполнения) идиапозитивные (предлагающие нескольковариантов решения).

Взависимости от адресата можно выделитьадминистративно-правовые нормы,регламентирующие:

а)организацию и деятельность механизмаисполнительной власти;

б)организацию и деятельность местнойадминистрации;

в)административно-правовой статусгосударственных и муниципальныхслужащих, должностных лиц;

г)организацию и деятельность общественныхорганизаций и иных негосударственныхструктур по реализации предоставленныхим государственно-властных полномочийв пределах этих полномочий;

д)организацию и деятельность предприятийи учреждений с преимущественным вложениемв них государственных средств;

е)административно-правовой статусобщественных объединений;

ж)административно-правовой статуснегосударственных коммерческихорганизаций;

з)административно-правовой статуснекоммерческих организаций;

и)административно-правовой статус граждани административно-правовые средствазащиты их конституционных прав, свобод,законных интересов.

Помасштабам применения административно-правовыенормы могут быть общефедеральными(действующими на всей территории страны),региональными (распространяющими своедействие на территорию субъекта РФ),территориальными (устанавливаемымиорганами исполнительной власти РоссийскойФедерации и субъектов РФ с распространениемдействия лишь на определенные территории,например районы Крайнего Севера),местными (устанавливаемыми органамиместного самоуправления и местнойадминистрацией), локальными (действующимив концернах, консорциумах, объединениях,организациях, предприятиях).

Пообъему регулирования административно-правовыенормы делятся на общие, межотраслевые,отраслевые, внутриотраслевые(распространяющиеся на нижестоящиеподведомственные органы исполнительнойвласти, учреждения, предприятия) иобщеобязательные (охватывающие всехучастников управленческих отношений).

Подействию во времени административно-правовыенормы подразделяются на срочные(введенные в действие на определенныйсрок) и бессрочные (срок действия которыхзаранее не установлен).

Законнуюсилу имеют лишь те административно-правовыенормы, которые изданы в пределахкомпетенции соответствующего органауправления и при этом соблюденпредусмотренный законом порядоквступления их в силу в тех случаях, когдаэто оговорено в законодательстве.

Традиционнопод реализацией административно-правовыхнорм понимают практическое претворениев жизнь правил поведения в интересахупорядочения и урегулирования общественныхотношений.

Каки любой отраслью права, административнымправом используются следующие основныеспособы реализации собственныхадминистративно-правовых норм: исполнение,соблюдение, использование, применение.При этом возможный способ реализациипредопределяется содержанием правовойнормы, например тем, содержит ли онапредписание, формулирует запрет илипредоставляет возможности для реализациисубъективных прав.

Исполнение.Это точное следование субъектами(участниками) административно-правовыхотношений предписаниям, указаниям,требованиям, определяемым нормамиадминистративного права.

Исполнениепредполагает активные действия субъектов,на которых распространяются соответствующиенормы административного права.

Напротив,пассивное поведение, невыполнениепредписаний могут рассматриваться какпротивоправное поведение, влекущееюридическую ответственность.

Источник: https://studfile.net/preview/5797174/page:7/

Административно-правовые нормы

9. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Нормы права по своему юридическому содержанию представляют определенные правила поведения, устанавливаемые государством. Их соблюдение гарантируется различными средствами также государственного характера (организационные, стимулирующие, разъяснительные меры).

При их несоблюдении могут использоваться меры государственного принуждения, в том числе и юридическая ответственность (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная).

В подобном качестве правовые нормы фактически выражают регулирование соответствующих общественных отношений.

Правовое регулирование управленческих общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы, должного поведения их участников в сфере государственного управления. В них получает непосредственное выражение регулятивная роль административного права.

Административно-правовые нормы, таким образом, представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления). Как уже отмечалось, такого рода отношения принято называть управленческими.

Регулирующее назначение административно-правовых норм выражается в том, что они устанавливают, когда и при соблюдении каких условий действия, совершаемые органами исполнительной власти, должностными лицами, государственными и негосударственными организациями, а также гражданами в сфере государственного управления, точно соответствуют требованиям законности. Вместе с тем в административно-правовых нормах указывается, какие действия можно совершать, от каких следует воздержаться и какие совершать необходимо.

Следовательно, в этих правовых нормах либо предписывается определенный вариант должного поведения, либо он дозволяется (разрешается) при соблюдении предусмотренных нормами условий, либо, наконец, совершение определенных действий запрещается. Тем самым создается правовой режим поведения сторон (участников) управленческих общественных отношений.

Конечно, в административно-правовых нормах проявляются качества, присущие любой правовой норме. Соответственно они определяют обязанности и права участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

При этом права и обязанности сторон этих отношений взаимны, т.е. они взаимодействуют как носители взаимных юридических прав и обязанностей.

Данное общее правило, характерное для регулирования любых общественных отношений, действует, несмотря на то, что одна сторона управленческих отношений является представителем исполнительной власти, т.е. носителем юридически властных полномочий.

Действительно, та сторона этих отношений, которой адресуется властное предписание, обязана его исполнить. Но было бы неверным полагать, что в сфере государственного управления у субъектов исполнительной власти имеются только права, а у второй стороны регулируемого отношения – только обязанности.

Конечно, в каждом управленческом отношении, урегулированном административно-правовой нормой, правам носителя властных полномочий соответствуют обязанности другой стороны. Однако и другая сторона наделяется при этом определенными правами по отношению к исполнительному органу (должностному лицу).

И этим правам соответствуют определенные обязанности такого органа. Например, праву гражданина на подачу заявления или жалобы соответствует обязанность органа (должностного лица) принять, рассмотреть и разрешить их.

Практически это означает такое соотношение прав и обязанностей сторон, в рамках которого обе они юридически обязаны действовать строго в соответствии с предписаниями административно-правовой нормы.

Разумеется, наличие в управленческих отношениях исполнительных органов государственной власти (или их представителей) предполагает наделение их соответствующим объемом юридически властных полномочий, которых нет в таком объеме или же нет вообще у второй стороны. Это оказывает влияние на характер взаимодействия участников управленческих отношений, что, однако, не превращает вторую сторону отношения в «слепого» исполнителя повелительных (императивных) волеизъявлений субъекта исполнительной власти.

Административно-правовые нормы закрепляют не только права граждан, государственных и негосударственных формирований в сфере регулируемых управленческих отношений, но и их юридические гарантии, включающие как запреты на совершение исполнительными органами (должностными лицами) определенных действий, так иих ответственность за игнорирование прав второй стороны отношения.

Так, исполнительным органам запрещено вмешательство в оперативную деятельность предприятий, кроме случаев осуществления контроля за соблюдением ими действующего законодательства; не допускается вмешательство этих органов также в деятельность общественных объединений; должностные лица несут административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

В своем большинстве административно-правовые нормы имеют своим непосредственным адресатом органы исполнительной власти. И это понятно, так как именно они осуществляют государственно-управленческую деятельность, в связи с которой и возникают управленческие отношения.

Следовательно, административно-правовые нормы в значительной степени рассчитаны на регулирование организации и функционирования субъектов исполнительной власти.

Ими определяются система и структура этих субъектов; объем предоставляемыхим юридически властных полномочий; устанавливаются их обязанности как перед государством, от имени которого они выступают, так и перед другими участниками управленческих отношений, а также их ответственность за свою деятельность; определяется порядок совершения ими соответствующих действий (например, порядок издания правовых актов, применения мер государственного принуждения, разрешения жалоб и заявлений и т.п.). В этом смысле показательны административно-правовые нормы, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г., в положениях о федеральных министерствах и т.п.

Однако роль административно-правовых норм не может быть сведена к чисто аппаратным. Они также содержат правила поведения, адресуемые всем иным возможным участникам регулируемых управленческих отношений.

Говоря об особенностях административно-правовых норм, нельзя не учитывать ряд иных важных обстоятельств. Так, достаточно часто они устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и, что особенно важно, самими ее субъектами.

Почти все исполнительные органы либоих руководители правомочны издавать нормативные правовые акты различной юридической силы.

Содержащиеся в них административно-правовые нормы распространяются либо лишь на подведомственные данному исполнительному органу объекты (например, акты отраслевых министерств), либо на определенный круг объектов (например, акты, направленные на обеспечение государственной монополии на алкогольную продукцию), либо, наконец, на все объекты, действующие в сфере государственного управления (например, акты, устанавливающие общеобязательные правила безопасности дорожного движения, охраны природной среды).

Вся совокупность административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются непосредственно субъектами исполнительной власти. Ряд таких норм содержится в Конституции РФ, во многих законодательных актах. Конечно, их юридическая сила различна.

Нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по отношению к нормам, установленным в законах, т.е. нормы, содержащиеся в актах органов исполнительной, власти, носят подзаконный характер.

Почему исполнительным органам предоставлена возможность самостоятельного нормотворчества? Объясняется это тем, что законодательно установленные нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, так как закон является наиболее общим правилом поведения, не учитывающим конкретные особенности и условия их практического применения (исполнения).

Но потребность в таком учете несомненна. Именно поэтому на долю исполнительной власти падает основная нагрузка по приданию общим правилам поведения, установленным законом, прямого действия. Эта цель достигается путем создания подзаконных административно-правовых норм, детализирующих либо конкретизирующих, т.е. опосредующих, соответствующие нормы закона.

Во многих случаях в самом тексте закона прямо оговариваются нормотворческие полномочия именно субъектов исполнительной власти. Например, Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 г., на базе которого осуществляется общее регулирование в данной сфере, предусматривает, что положения о лицензировании, т.е.

правила осуществления деятельности в области связи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Далее следует назвать уже упоминаемые ранее особенности, которые проявляются в административно-правовых нормах как в правовой форме реализации исполнительной власти.

В этом смысле примечательно, например, то, что в отличие от многих других правовых норм они оснащены собственными юридическими средствами защиты от посягательств на них (невыполнение или недобросовестное выполнение их требований).

Имеется в виду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном порядке.

С помощью таких юридических средств практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (трудового, финансового и т.п.).

Административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора, а не только защитника общественных отношений, регулирующихся другими отраслями права.

Регулятивная роль этих норм обнаруживается в рамках уже названных сопредельных отраслей права.

Так, в области земельных отношений определенные юридически властные полномочия используются земельными комитетами, являющимися звеном системы исполнительной власти.

Таким образом, регулирующее значение административно-правовых норм широкомасштабно, что полностью соответствует той роли механизма исполнительной власти, которая отводится ему российским государством и правом. При этом, конечно, необходимо учитывать, что эти правовые нормы не регулируют отношения между гражданами.

Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна: гипотеза, диспозиция, санкция. Известные особенности характерны, в частности, для санкций.

Они предусматриваются в виде конкретных мер административного и дисциплинарного принуждения, причем далеко не во всех случаях эти меры выражаются в соответствующем виде ответственности.

Нередко в роли санкций выступают иные меры административного принуждения (например, административное задержание личности).

Виды административно-правовых норм

Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при этом закономерно отводится характерному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е.

до стадии практической реализации этих возможностей.

Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование неправомерных действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области и т.п.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений.

Именно на основе норм процессуального административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются входящие в компетенцию губернатора области управленческие действия и т.п.

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разрешения административно-правовых споров и применения мер административного принуждения. Эту их группу принято называть административно-юрисдикционными нормами.

Следующим видом классификации административно-правовых норм представляется их классификация по конкретному юридическому содержанию. Она производна от используемых в практике административно-правового регулирования методов. Соответственно различают:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений;

в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению.

Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отношений.

В силу этого нет оснований руководствоваться нередко звучащим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволенность не может превратиться в принцип действия административно-правовых норм, равно как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти.

Однако невозможно роль права свести исключительно к установлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.

Так, при осуществлении государственного надзора соответствующие контрольно-надзорные органы (должностные лица) не вправе «изобретать» те или иные меры административного воздействия на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных административно-правовыми нормами мер такого воздействия.

В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограничение, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п.

Использование такого рода полномочий является юридической обязанностью этих органов, уклониться от выполнения которой они не вправе;

г) стимулирующие, т.е.

такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение.

С помощью таких норм, например, устанавливаются налоговые льготы, применяются меры материального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутствуют прямым предписаниям или запретам.

Административно-правовые нормы могут, далее, квалифицироваться и по признаку адресата. Соответственно можно выделить нормы, регламентирующие:

Возможны и некоторые иные виды классификации административно-правовых норм. Например, с учетом федеративного устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации.

По объему регулирования управленческих отношений можно различать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы. Наконец, административно-правовые нормы могут распространяться на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е.

иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобязательный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е.

регулировать деятельность отдельных участников этих отношений (например, положения о различных видах государственного надзора и контроля).

Реализация административно-правовых норм

Под реализацией понимается практическое использование норм в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. Различают два основных способа реализации: исполнение и применение. И в том, и в другом случае имеется в виду проведение в жизнь содержащихся в них властных волеизъявлений.

Исполнение административно-правовых нор – точное следование участников управленческих отношений прямым предписаниям, запретам и дозволениям.

В исполнении требований норм практически участвуют все возможные стороны управленческих отношений. Для этого достаточно вести себя в соответствии с содержащимися в норме требованиями.

Очевидно, что данный вид реализации административно-правовых норм является условием стабильности самой сферы государственного управления.

Применение административно-правовых норм предполагает издание основанных на конкретной норме индивидуальных юридических актов по вопросу или по конкретному делу, возникающему в процессе государственно-управленческой деятельности.

Например, если гражданин подает заявление о получении пенсии, соответствующая административно-правовая норма будет применена в случае издания полномочным исполнительным органом юридического акта о назначении данному гражданину пенсии в установленном законом размере.

Очевидно, что применение административно-правовых норм является прерогативой органов исполнительной власти (должностных лиц). Граждане подобных полномочий не имеют.

В предусмотренных действующим законодательством случаях применение административно-правовых норм отнесено к компетенции судебной власти. Так, судьи городских, районных судов, мировые судьи применяютих при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Источники административного права

Под ними понимаются внешние формы выражения административно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы.

Наиболее значительна роль следующих источников административного права:

1. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую административно-правовую значимость.

Ими определяются основы организации системы исполнительной власти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы разграничения предметов введения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.

2. Большое число административно-правовых норм находит свое выражение в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

В качестве примера можно назвать Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и др.

Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например Налоговый кодекс Российской Федерации.

3.

Источником административного права являются нормативные акты Президента Российской Федерации, а также аналогичные правовые акты глав государств либо глав исполнительной власти (например, президентов республик) в субъектах Федерации. Принципиальное значение имеют Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г., Положение о Федеральной службе безопасности (утвержденное 16 июля 1998 г.), и др.

4. К числу источников административного права относятся нормативные постановления Правительства Российской Федерации, аналогичные акты правительств республик, входящих в состав Федерации, а также правительств или администраций иных субъектов Федерации.

Примером нормативных актов Правительства РФ могут  служить утверждаемые им различного рода положения: Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации от 27 августа 1998 г. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации от 30 июня 1998 г., и т.п.

5. В отраслевом и межотраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.п.), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах Федерации.

Например, свидетельством именно такой их роли является следующая норма, закрепленная в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

6. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях (например, в рамках СНГ).

7. Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений можно считать локальными (внутриорганизационными) источниками норм административного права.

8. В случае наделения исполнительных органов системы местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями исходящие от них нормативные акты обоснованно могут быть включены в число источников административного права.

Необходимые сведения об источниках административного права можно получить в официальных изданиях: «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Кроме того, издаются различного рода профильные, отраслевые либо предметные бюллетени, в которых публикуются нормативные акты административно-правового характера.

Источник: http://be5.biz/pravo/a020/3.html

Studio-pravo
Добавить комментарий